Сочинение что такое жадность горький детство

Обновлено: 05.07.2024

Что же такое жадность? По сути, это непреодолимая жажда большего. Губительно это желание тем, что оно переходит все границы. Жадный человек, как правило, хочет получить все возможное, даже если он не знает, как этим распоряжаться. Антиподом может являться постоянная экономия на себе.

Данное понятие также характеризуется отсутствием человечности, нежеланием делиться с кем-либо. Существует много примеров жадности в литературе – допустим, Плюшкин или Гобсек. Человек, обладающий таким качеством, как жадность, всегда хочет заполучить и сохранить как можно больше – конечно же, речь идет о деньгах и прочих материальных благах.

Как правило, жадностью обладают несчастные люди, которые имеют душевные травмы детства. Полноценная личность способна как преумножать свое благосостояние, так и быть великодушной.

Жадность подобна ненасытному желанию, что съедает индивида изнутри. Лекарств от нее нет. И если трус может преодолеть свой страх путем работы над собой, то здесь такой вариант отсутствует. Единственный путь искоренить это негативное качество – по- настоящему полюбить мир и людей, понять, что человек становится счастливым лишь тогда, когда способен воспринимать нужды ближнего, как свои собственные.

Считается, что жадность – болезнь богатых. Однако это не всегда так. Данная черта может проявиться и у бедного. Но иногда личность не виновата в своей жадности - это может быть генетическая предрасположенность или итог неправильного воспитания. Опасаясь, что ребенка могут обидеть и лишить нужного, многие родители с детства убеждают свое чадо, что оно не должно делиться с другими детьми собственными игрушками и прочими личными вещами. Дескать, пускай их мамы и папы им покупают.

Проявлением жадности является зависть. Если, видя более обеспеченного человека, появляется желание самому стать таковым, либо же отнять у него имущество, это тоже некое проявление данного качества.

Жадность бывает не только по отношению к деньгам. Человек может ее испытывать к знаниям, работе, еде, любви и прочим благам. Именно поэтому можно сказать, что и непомерная ревность – это тоже в некотором роде жадность.

Вне зависимости от проявлений, с данным качеством нужно бороться. Нет, это не значит, что нужно быть аскетом. Но очень важно осознавать, что счастье – не в материальных вещах.

Сочинение 2

Что такое жадность? Этим вопросом задаются многие люди 21 века, но точного ответа на этот вопрос нет.

Жадность-это некоторое чувство, которое возникает у человека из-за желания получить больше, чем человек сам заслуживает. Это чувство характеризуется корыстными целями, то есть целью нажиться, на всем чем получится, причем в ущерб окружающим людям. Такие люди принимаются обществом как глупые и необразованные люди. Хотя в некоторых случаях жадность может быть полезным качеством, например: если человеку нужно сохранить что-то втайне от других, то в этом случае ему поможет именно жадность.

В итоге хочу сказать, что не стоит осуждать жадных людей, потому что это зависит от воспитанности и образованности человека, если человека с детства воспитывали что нужно брать все себе, а других людей можно не брать во внимание, то в этом виноваты те, кто воспитали такого человека, а не он сам.

Рассуждение

В принципе, с жадностью всё понятно! Хочется себе и побольше всего. В детстве часто бывают малыши жадными, то есть сначала они щедрые, а в каком-то возрасте сразу становятся жадными. Наверное, когда понимают, что не всё им принадлежит… А хочется всё!

Сколько о жадности написано! Сколько смешных героев. У нас можно вспомнить и скупого рыцаря, и Плюшкина… Запасы делать, в принципе, можно, но ведь понятно, что с собой их не утащишь, а наследники не оценят. И запасы эти не всегда сохранить можно. Вопрос ещё – в чем они. На всё есть своя трудность: инфляция, моль… Думаю, что сохранять можно, если это не лишает тебя радости жизни. Если ты в еде себе отказываешь, но копишь просто так, то это ерунда. Если не помогаешь ближним, которые страдают, а просто копишь, то это совсем плохо.

Ещё жадность бывает такая мелочная! Например, выключение света – экономия, но я слышал, что от включения – выключения света расход энергии ещё больше. То же касается экономии топлива в машине… Экономия может быть избирательной. Например, кто-то считает каждую копейку, а на праздник тратит всё. Или ни минуты бесполезно не проведёт, а с друзьями может сидеть часами. Или подсчитывает калории, но в выходные ест без остановки.

Жадных никто не любит, но и мотов тоже! Нужно найти какую-то гармонию, понимая не самое высокое значение денег, материального, даже времени и развлечений. Человеческие отношения, здоровье, жизнь – намного важнее!

Что такое Жадность?

Что такое Жадность?

Популярные сочинения

Картина Попкова посвящена Пушкину и выражает восприятие художником образа великого поэта. Как утверждают критики, полотно было создано на основании впечатлений от Михайловского

Одним из способов познания окружающего мира для человека является чтение. Поглощение опыта, рассуждений, мыслей, чаяний многих авторов позволяет читателю проживать ситуации

В своем произведении Максим Горький затронул проблему семьи. Это и есть главный вопрос, который его занимал. В повести писатель изобразил поведение и нравы неблагополучной семьи, где царят корысть, жестокость и насилие. Всё в этой семье строится по законам выгоды и по праву силы. Дед Каширин избивает детей, торгует своей дочерью, унижает жену, потому что он физически крепок и может позволить себе агрессию. А дети и женщины отпора не дадут. Но совсем по-другому строятся его отношения с сыновьями. Драки, взаимные оскорбления, страх — вот что связывает ближайших родственников. Яков и Михаил хотят заполучить наследство еще при жизни отца, поэтому еще держат себя в рамках. Однако конфликт вокруг доли Варвары показывает истинное положение дел: ради материальных ценностей герои готовы убить отца. И осуждать их язык не поворачивается, ведь они — плоть от плоти своего отца, такие же жестокие и меркантильные. Это говорит о преемственности поколений, которая в данном случае негативная. Каширин смог воспитать только таких же чудовищ, как он сам.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 25.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 12.01.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 13.08.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Дед Алёши Пешкова - Василий Васильевич Каширин - весьма колоритный персонаж в данной повести. Часто его позиционируют отрицательным героем (сравнивая с бабушкой). Скупой, злой, жестокий старик. И внуков-то он порол, и жену свою бил, и ослепшего, потерявшего зрение в его же мастерской работника Григория выгнал без гроша на улицу.

Но повесть из реальной жизни тем и хороша, что никто из героев не выдумка, и поэтому нельзя делить их на "чёрное-белое". Такой "плохой" характер у деда был не просто так. Сама жизнь слепила его.

— Ты думаешь, меня не били? Меня, Олеша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел — плакал!

Что ж тут непонятного? Его самого били - и он стал бить. Надо же на ком-то свою обиду выместить. Замкнутый круг.

Но что самое интересное, так это невероятная скупость деда, которая усугубилась в десятки раз, когда они разорились. Дошло до смешного - чаинки в чайнике стал делить, у кого чай крупнее, и кому меньше положить. Скажете - классическая картина старческой деменции. Да. Это, несомненно, был Альцгеймер (хотя тогда и слова-то такого, конечно же, не знали, а говорили по-простому: "старичок, мол, чудит"). Но тем и страшна деменция, что она не меняет личность до неузнаваемости (как нам пытаются навязать), а просто высвечивает словно под увеличительным стеклом УЖЕ ДАВНО ИМЕЮЩИЕСЯ в человеке пороки.

Если человек изначально по натуре был подозрительным, жадным и злым - то в старости он станет суперподозрительным, супержадным и суперзлым.

Поэтому, делаем вывод, что жадным старик Каширин был всегда. Даже когда был ещё нестарым и богатым.

Вспомним, из-за чего случился пожар, в котором сгорела мастерская? Из-за недосмотра Григория и мести сына Михаила. А почему это случилось?

Потому что дед не хотел делить поровну с детьми состояние. Пожадничал, одним словом. И Михаил отомстил.

А Григорий недосмотрел, потому что от тяжёлой работы уже почти ослеп. Почему дед не нанял ему в помощь здорового человека - даже если ему надо было бы больше платить? Опять же - жадность. Пресловутая жадность работодателя, который замордует работника в хлам, что широко распространена и в наши дни.

Есть одна очень интересная закономерность. Чем жаднее человек - тем он по итогу беднее. Человек боится потратить копейку, его страшит перспектива нищеты - и в конечном счёте то, чего он так боится, и происходит с ним.

Иными словами, деньги и богатство - это вода. И ты уже решаешь, быть этой воде шумной рекой или стоячим болотом, которое быстрее стухнет и пересохнет. Деньги же не только брать надо уметь, но и отдавать. Грамотно, конечно. Тогда они работают.

А дед отдавать не умел. Экономил на работниках, не хотел вкладываться в детей - ну и получил.

И это тоже можно объяснить. Дед был жадным потому что слишком хорошо помнил, что такое нужда. Он достаточно наголодался за своё детство, достаточно хлебнул этой самой нищеты. Поэтому и рвался из кожи вон за деньгами. И боялся их тратить - а вдруг их завтра не будет.

Это и сыграло с ним в итоге злую шутку.

Хотя, наверняка, кто-то возразит, что это всё фигня и не причина, чтобы оправдывать дедов дурной характер. Вон, бабушка-то Акулина тоже, чай, не лучше жила. И её тоже били, и она голодала - а вот ведь не скурвилась же. Осталась человеком - добрым, бескорыстным и щедрым. Почему так?

История создания

Максим Горький принял решение о написании повести, которая бы открыла миру историю его жизни и его чувства, и при этом обнажала бы истинный образ жизни простого народа, в конце 19 века, когда он еще только начинал свою карьеру писателя. Но работать конкретно над ней он начал уже в новом столетии, за 5 лет до революции 1917 года.

Имеются занимательные факты о самом произведении, а также о писателе.

Помимо этого, указаны реальные места, где происходили те события, что позволяет нам предполагать, что все обстояло именно так, как написано в книге.

Жанрово эта повесть является автобиографическим произведением. Рассказывается о весьма продолжительных жизненных эпизодах, причем, не радикально меняющих саму жизнь, а об обычных, что случались каждый день. И все это очень детально описано, он в точности пересказал историю своей жизни.

Композиция

Композиция произведения типична для его жанра – она линейна и в ней нет ничего необычного. Сюжет образован ровно поставленными моментами из жизни главного героя в хронологической последовательности. Ведется рассказ от лица писателя, чтобы заострить внимание читателя на том, что все в произведении писатель пережил лично, а не выдумал.

Конфликт в повести образовался в противоборстве, которое возникло между мальчиком и жестоким, озлобленным миром. Горький показывает нам, как его сломала жизнь в детстве, лишив этого самого детства и заставив быстро повзрослеть не по годам.

Сюжет набирает обороты с эпизода, когда мать писателя, тогда еще маленького мальчика Алеши Пешкова, везла его в Нижний Новгород к своим родителям. Женщина овдовела и нуждалась в поддержке, поэтому поехала вместе с ребенком к своим родным.

Атмосфера враждебности и неприятия воцарилась сразу же по прибытию в дом ее отца, работавшего красильщиком и владевшего красильной мастерской. В доме также проживали его двое сыновей и паренек-подкидыш Цыганок.

Василий Каширин ясно выражает свое недовольство дочерью за то, что она вышла замуж вопреки его требованиям, но, тем не менее, позволяет ей вернуться домой.

После этого описывается тяжелая и жесткая жизнь Алеши в семье, где отношения между ее членами не обходились без ссор, скандалов и даже потасовок. Помимо этого его впервые побьют, он станет погорельцем, ему придется жить на улице и терпеть жестокость этого мира.

Но были в его жизни и светлые моменты. Так, для него самым добрым и положительным человеком являлась бабушка Акулина, ставшая отрадой и отдушиной. Да и деспотичный дед научил его читать, кроме того, поведал о своей жизни в пору, когда он был бурлаком.

Мать мальчика выходит замуж повторно и уезжает к новому мужу с сыном. Однако этому браку не суждено было стать счастливым – отчим начинает поднимать руку на мать Алеши, за что он однажды набросился на отчима с ножом и ранил его. После чего его отправляют к деду обратно, в это время Василий Каширин стал полностью одержим скупостью и жадностью настолько, что даже жене своей не хочет давать деньги.

В такой обстановке Алеша живет до окончания третьего класса, когда умирает его мать, брат и бабушка. И вскоре после похорон Василий Каширин прогоняет своего осиротевшего внука, говорит ему, чтоб он пошел в люди.

Главные герои

В повести имеется несколько центральных героев, это сам рассказчик, мальчик Алеша Пешков, его дед Каширин Василий Васильевич, бабушка Акулина Ивановна Каширина, мать рассказчика Варвара Васильевна Саватеева, дядья, сирота подмастерье Иван Цыганок Есть также интересные второстепенные персонажи.

Рассмотрим центральные персонажи подробнее.

Дед Алеши – скупой и жестокий старик, имеющий красильную мастерскую. Он является главой семейства Кашириных, занимается домашней тиранией, наказывает поркой детей, все финансы откладывает себе, не заботясь об остальных членах семьи, даже вещи жены распродает. Его жизнь была такой же тяжелой, как и других бедняков, в молодости он работал в артели бурлаков на Волге.

Акулина Ивановна, бабушка Алеши, была его отдушиной и почти единственным из немногих светлым человеком в семье деда. На ней все держалось, она была надеждой и опорой семьи, обладала бесстрашием, но даже она была вынуждена слушаться и выполнять причуды мужа.

Варвара, мать Алеши, молодая женщина, попавшая в трудную ситуацию, была вынуждена вернуться к родным, но от этого ей легче не стало. Она была волевой, решительной, но также боялась деда и не смогла защитить сына от порки.

Когда-то она вышла замуж, вопреки воле отца, за Максима Саватеева и до смерти мужа была любящей и любимой женой. У них была счастливая семья и Алешу они очень любили.

Варвара не может жить в такой семье и выходит замуж второй раз, но неудачно. Ее дети умирают в раннем детстве, остается только один Алеша. Да и сама она, надломленная тяжестью жизни, умирает рано.

Алеша Пешков, рассказчик, попадает в семью своего деда после смерти отца и в отличие от добрых и ласковых отношений в своей семье сталкивается здесь с мошенничеством, подлостью, жадностью, эгоизмом, циничностью.

Иван Цыганок – это подкидыш, выросший в доме Кашириных, молодой подающий надежды талантливый подмастерье. Добрый, веселый, открытый молодой человек, цыганской наружности. Он хорошо относится к Алеше и помогает ему. Но Цыганок рано умирает, раздавленный крестом, в муках, истекая кровью. В его смерти виноваты сыны Каширина, дядья Алеши.

Дядья, такие же склочные и циничные, как и их отец. В своих семьях они также тиранят детей и жен, придумывают жестокие шутки, требуют у отца раздела имущества, также хотят получить имущество их сестры, устраивают ссоры. Потасовки. Писатель изображает их такими же эгоистичными и жадными людьми, как и их отец.

Эти перечисленные герои наиболее часто встречаются в книге М. Горького. Автор показывает читателям, как нельзя жить, что семья не должна быть стаей, что нужно заботиться о своих родных и о людях, оказавшихся в трудной житейской ситуации.

В произведении обнажено много тем жизни той эпохи, а некоторые подняты, например, воспитание – в повести оно граничит со средневековыми техниками обращения и детского воспитания. Но что еще более плохо в этом, так это то, что такая проблема устоялась в России и существовала даже в начале 20 века.

Тема детства в повести освещена подробно и детально – мальчик не живет, а выживает в жестокости и бедности, преодолевая тяжелые преграды на своем пути. Писатель таким образом дает нам понять, что не у его одного детства не было – его не было у миллионов детей, которые выживали так же.

Тема семьи. В повести семья мальчика показана как образец неблагополучия и порочности – в ней царит корысть и зависть, тирания и жесткость, строгость и враждебность. Члены семьи регулярно скандалят между собой и не понимают друг друга, не помогают остальным членам семьи, если не видят в этом выгоды. Все, чего они хотят – деньги.

Проблемы

Главной проблемой в произведении является нищета и бедность, в которой не одному ему довелось выживать. Все это порождение социального неравенства. Аналогичное неравенство царит в семье Василия Каширина, потому что он один имеет финансовые запасы, но, ни с кем не делится, а все остальные члены семьи должны сами себя снабжать.

Не менее важным периодом является детство в жизни людей, ведь писатель начал свою жизнь в нищей среде, которой было присуще пьянство и мошенничество, а в иных вопросах семья Кашириных была несведуща. Психика ребенка из-за этого сломалась, и он вбирает в себя часть этой среды – ворует и может даже зарезать.

Фоном ко всему выступает проблема простого народа, который угнетен и страдает от бедности, став озлобленным и жестоким. Но автор считает, что виной тому не сам народ, а порядок вещей, который сложился в обществе.
Впрочем, он нам показывает и хороших представителей этого народа – бабушку Акулину, сохранившую человечность.

Важна проблема порочности людей. Писатель максимально детально описывает те низменный стремления, которые царили не только в его семье, а и в тысячах таких же. Так, насилие и кражи, пьянство и измены являлись обыденными явлениями в народной жизни. Даже Акулина Ивановна пьет и курит, хоть и является единственным светлым человеком в жизни мальчика.

Основная идея

Произведение является описанием быта простых людей в период смены столетия. Автор прямо и открыто обнажил всю дикость нравов народа и негативные стороны его жизни. Суть повести – показать, что у бедняков нет детства, и они страдают от жизни до тех пор, пока сами не становятся озлобленными.

Помимо того, писатель старается понять свою судьбу. Он переосмысливает, занося в черновик описание различных эпизодов из своей жизни, насколько они важны были для становления его личности и формирования характера, и думает о том, каким бы он стал, если бы жил по-другому.

Смысл произведения таков – народ будет жестоким и темным, нищим и жадным, пока его дети будут воспитываться в такой атмосфере.

Чему учит

Произведение учит читателей как нужно и как нельзя жить – писатель отрицательно относится к таким порокам, как скупость и воровство, и раскрывает нам, насколько низко способен пасть человек под влиянием этих пороков. Так, он показал, что под влиянием зацикленности на деньгах семья Кашириных являлась стаей.

Впрочем, эта повесть говорит о том, что в любом, самом беспросветном и темном мире есть лучи света – среди озлобленного и жестокого народа встречаются люди заботливые и добрые.

Пережив нужду и голод, дед Каширин постоянно экономил даже копейки. Страх былой жизни, заставлял его быть скупым. Сложная судьба ожесточила Василия Васильевича и сделала его деспотом, держащим весь дом в страхе и строгости. Он видел слишком мало хорошего, чтоб в его душе осталось место для ласки или нежности. Ещё в раннем детстве он видел одни лишь обиды и наказания, дальнейшая жизнь ещё больше озлобила очерствевшую душу. Василий Васильевич считал, что только жестокостью и безжалостностью можно добиться уважения и послушания со стороны окружающих.

Существование под одной крышей с таким человеком было невыносимо, в доме всегда царила атмосфера враждебности. Дед Каширин равнодушно относился к своей семье, а насилие было для него выходом из любой ситуации. Детей и жену он бил при любой ссоре, а внуков порол розгами, считая это лучшим воспитанием.

Для своих детей дед Каширин авторитетом так и не стал. Сыновья Василия Васильевича выросли эгоистичными и алчными, мечтая только о том, как получить отцовское наследство, прикарманив себе долю родной сестры, матери Алёши. Основной целью их жизни была лёгкая нажива. Отношения Каширина с дочерью тоже не заладились, Варвара вышла замуж по любви, против воли отца, который искал ей в женихи дворянина. В итоге она была лишена приданного и двери родного дома были для неё закрыты.

Лучше всего дед относился к приемному сыну Ивану-Цыганку, который так же, как и он сам, не боялся работы, умел и любил трудиться. Именно в нем старик видел достойного продолжателя своего дела. После смерти своего любимца, Каширин сильно страдал и его душевные переживания доказывают то, что человечность не исчезла полностью, сердце ещё не совсем окаменело.

Алёше с первого взгляда не понравился его дед, и предчувствие мальчика не подвело. С хладнокровным спокойствием и беспощадностью Василий Васильевич жестоко наказывал внука даже за малейшие провинности. Только редкие проблески человечности не дали Алёше всем сердцем возненавидеть родного дедушку. Были моменты, когда старик делился с внуком своими детскими воспоминаниями, учил его грамоте по церковным книгам и проявлял что-то очень похожее на заботу. Возможно, именно жестокое отношение деда воспитало в мальчике силу духа и твёрдость характера.

Старея, Василий Васильевич становился лишь грубее и безжалостнее, а экономность переросла в нечеловеческую жадность. Он настолько не хотел тратить свои деньги, что отказался обеспечивать жену, и бабушка Алёши была вынуждена на старости лет зарабатывать себе на пропитание, чем только могла. Василий Васильевич всех подозревал в воровстве и расточительстве, поэтому постоянно находился в дурном расположении духа и раздражался из-за пустяков. Всё это привело к тому, что из трудолюбивого и экономного главы семейства Василий Каширин превратился в жалкого нищего старикашку, морившего голодом своих близких.

Деда Каширина можно назвать властным, жестоким, но в то же время он был честным, справедливым, мужественным и выносливым человеком. В его истории жизни отображена судьба всего русского народа, на плечи которого легло множество тяжёлых испытаний.

Читайте также: