Сочинение человек и кризис

Обновлено: 19.05.2024

Целью данной работы является изучение классификации фоббий Изучение кризиса как реакции на опасные события является целью данной работы.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что кризис относится к внутреннему миру личности. Какими бы жизненными событиями ни вызывался кризис –потеря близ­кого человека, резкое изменение социального статуса, утрата трудоспо­собности и т.д., он затрагивает наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается сильными эмоциональ­ными переживаниями.

Определяя задачи можно выделить следующее:

1. Изучить понятие кризиса, стадии развития кризисного состояния.

2. Рассмотреть переживание времени в период кризисов.

3. Проанализировать жизненный цикл и возрастные кризисы используя периодизацию Э. Эриксона.

В качестве теоретической базы использованы работы Гордона, Андриенко, Крылова и других авторов.

1. Понятие кризиса

1.1. Стадии развития кризисного состояния

Критическая жизненная ситуация — это эмоцио­нально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в воспри­ятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего решения или преодоления.

Кризис имеет определенную длительность, которую поч­ти невозможно спрогнозировать, и может продолжаться от нескольких часов до многих месяцев. Можно выделить три стадии в формировании кризиса.

Первая стадия.Нормальная реакция на фрустрацию.

Вторая стадия. Тревога.

У человека начинают возникать и нарастать ощущения неуверенности, страха, растерянности. На этой стадии пробуются новые способы решения проблемы, уменьшается гибкость, напряжение преобладает над релакса­цией. Именно в этот период человек нуждается в помощи со стороны, он готов к восприятию новых идей. Если по тем или иным причинам он не может получить помощи, наступает новая стадия.

Третья стадия. Кризис.

Она характеризуется эмоциональной и интеллектуальной дезорганизацией, ощущением хаоса, человеку начинает казаться в этот период, что все ресурсы исчерпаны, и он не видит выхода из создавшейся ситуации. Здесь может возникнуть возможность неблагоприятного исхода — это злоупотребление алкоголем, наркотиками, психические нарушения, криминальное поведение, суи­цид. На этой стадии консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам, и если не решить проблемы, так как не все проблемы в принципе решаемы, то все же увидеть возможности выбора.

Итак, кризис, как правило, неожидан и неконтролируем. Он может быть свя­зан с потерей, неприятным открытием, унижением, обидой, привнести дополнительные ноты неопределенности и нарушений в повседневную жизнь. Кризис угро­жает индивидуальному представлению о себе, идеальному образу Я и личным планам на будущее. Более того, некоторые кризисы содержат элементы объектив­ной опасности и даже угрозу жизни человека [6, с.16].

1.2.Опасность и травма при кризисе

Жизненная ситуация: женщина обнаружила уплотнение в груди, и врач, к которому она обратилась, предло­жил ей пройти тщательное обследование и затем — лечение. Она догадалась, что уплот­нение злокачественное, и испытала сильный страх. Позже ей была предложена опера­ция и последующее длительное стационарное лечение. Руководители фирмы, в которой она работала, обнаружили, что им невыгодно держать сотрудника, который постоянно отсутствует, и ее уволили.

Описанный кризис вызовет сильный стресс практически у любого человека, поскольку подобное событие в жизни приводит к мысли, что будущее может быть весьма ограни­ченным и что бессмысленно питать иллюзии относительно бесконечности времени соб­ственной жизни.

С другой стороны, для многих людей существует большая неопределенность по поводу их конца, так как даже сам по себе диагноз их заболевания может быть известием о грядущей смерти.

1.3. Переживание времени в период кризисов.

Время есть прежде всего длитель­ность существования бытия, продолжительность человеческой жизни. Жизнь и деятельность личности развертываются, упорядочиваются и реализуются в опре­деленном отрезке времени. Из отмеренности существования вытекает проблема конечности, временности человеческой жизни, и в этом заключены трагизм и фа­тальность времени. Время течет однонаправленно, асимметрично и необратимо, его невозможно ускорить или замедлить, остановить его течение, невозможно вер­нуться в прошлое и внести в него коррективы.

Время является не только мерой длительности жизни, оно представляет собой также меру осуществленности, реализованности бытия. Независимо от рода его деятельно­сти значимость, состоятельность человека как личности заключается в том, смог ли он стать хозяином своего вре­мени. Конечно, в кризисной ситуации события представляются человеку не в обыч­ной последовательности, а беспорядочно, время не поддается управлению со сто­роны человека, когда он переживает состояние кризиса, и не каждому удается совладать с требованиями ситуации.

Все мы живем в социальном (историческом) времени, как раз оно определяет круг наших возможностей, и выйти за его границы мы не можем. И тем не менее даже в заданных социальных пределах достижения людей сильно варьируют в за­висимости от личностных качеств, принадлежности к определенной социальной сре­де и т. п.

Например, опыт показывает, что люди, находящиеся в кризисном состоянии, практически не ориентированы на будущее. Они не могут ставить целей, планиро­вать, в основном все их помыслы устремлены в прошлое, а настоящее пугает. Лю­ди в этом состоянии становятся все более безучастными ко всему, и их инициати­ва все более и более сменяется апатией. Эта апатия небезопасна, так как она делает людей неспособными принимать помощь[6, с. 20].

1.4. Кризис в отсутствии события.

Не осознавая, что происходит, человек нередко создает кризисные ситуации, форсируя события до крайности [6, с.22].

2. Жизненный цикл и возрастные кризисы

В жизненном цикле человека различаются отдельные возраст­ные стадии, смена которых — переходные периоды –может происходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными пе­реживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Эти моменты называются кризисными точками, или возрастными кризисами человека.

Различные возрастные периоды отличаются помимо особенностей психического и личностного развития тем, что именно является цен­тральной проблемой этого периода и какие, следовательно, типичные трудности, критические ситуации или кризисы могут переживаться и этом возрасте человеком [3, с.357].

2.1. Периодизация возрастных кризисов по Э. Эриксону

Наиболее детальная и признанная в психологии периодизация воз­растных кризисовпринадлежит американскому ученому Эрику Эриксону, который выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоци­альных стадий.

Те же процессы, но уже на основе других кризисов, разворачиваются и на последующих возрастных стадиях.

Следующие три стадии жизни человека Эриксон называет зрелостью. На стадии ранней зрелости, длящейся примерно от 20 до 25 лет, основ­ной проблемой человека является поиск своего места в межличностных отношениях между полюсами интимности — изоляции. При этом под интимностью в психологии понимают способность к близости с другими людьми, включающую в том числе способность к эмоциональному со­переживанию другим, собственную открытость и способность вверять себя кому-либо. А это фактически означает появление у человека тако­го важнейшего качества здоровой личности, как любовь, предполагаю­щую установление отношений взаимной заботы, уважения и от­ветственности за другого человека.

На стадии средней зрелости, продолжающейся, почти 40 лет (от 26 до 64 лет), содержание кризиса связано с формированием продуктивного, творческого отношения к жизни в противовес инертно­сти, застою. Это время самореализации личности, ее самоактуализации, взлета ее социальных и творческих возможностей. Для здоровой лично­сти характерен выход за пределы собственных нужд, ощущение своей ответственности за этот мир, своей способности и обязанности забо­титься о других. Чувство заботы, по Эриксону, психологически проти­воположно апатии, безразличию, поглощенности собой, характерным для необретших чувства собственной продуктивности.

Таким образом с точки зрения психологии каждый кризис содержит и позитивные, и негативные компоненты. Успешное его разрешение -это прогресс в развитии личности, возможный личностный рост. Нере­шение конфликта или его неудовлетворительное решение — это опас­ность для личности, дальнейшему развитию которой или ее полноцен­ному функционированию может быть тем самым нанесен урон.

Таким образом, кризис нарушая привычный ход жизни, дезорганизует или даже де­лая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека пе­реосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих, переосмысления своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни.

Общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций яв­ляется необходимость их конструктивного разрешения.Кризис может оказать нега­тивное влияние на человека, разрушая или деформируя его личность и жизнь. И наоборот, его успешное преодоление может стать источником личностного роста, развития большей личностной зрелости и в конеч­ном счете фактором повышения удовлетворенности жизнью.

1. Андриенко Е.В. Социальная психология .-М.: ACADEMIA, 2001. -264 с.

2. Алферов А.Д. Психология развития школьников учеб. пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. -384 с.

3. Психология учебник для вузов под ред. А.А. Крылов. –М.: Проспект, 2001.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла общ. ред. Л. Я.Гозмана, Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева.- М.: Прогресс, 1990.- 366 с.

5.Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психология и религия -СПб: Речь, 2000. -286с. Мастерская психологии и психотерапии.

6. Лекции по Центрам и службам практической психологии преп. Крюкова М.В.

7. Майерс Д. Социальная психология пер. с англ. В. Гаврилов [и др.]. – СПб.: Питер, 1999. – 688 с.

8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы под общ. ред. Г. А. Балла, А.Н. Киричука, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2006. – 424 с.

9.Миронов А. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Соц.-гуманит. знания. – 2007. – № 2. –С.39-52.

11.Психология. словарь \Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2 –е изд., -М.,1990. -494с.

12. Психотерапевтическая энциклопедия под ред. Б. Д. Карвасарского.- СПб.: Питер, 1999.- 752 с.

Как только ребенок появляется на свет, он уже является гражданином своего государства, личностью. Младенец развивается, получает навыки ходьбы, постепенно начинает говорить, проявлять первые чувства. Юному организму предстоит пройти через много этапов его жизненного пути.

В каждом возрасте есть свои плюсы и минусы. На протяжении всей жизни человек проходит через ряд возрастных кризисов. На мой взгляд, проблема кризиса подросткового возраста наиболее важна в становлении дальнейшей жизни человека, определении его жизненных целей, мировоззрении, становлении характера и в правильном выборе профессии.

Подростковый период у каждого наступает по-разному, индивидуально. Но в среднем психологи определяют этот период от 11-16 лет. Почему кризис наступает именно в это время? Прежде всего, потому, что происходит резкое изменение в физиологии, интеллекте и способностях. Именно в этом возрасте у подростка усиливается стремление быть взрослым. Но родители все еще продолжают видеть в нем ребенка. Из-за этого происходят разные конфликты в семье, портятся взаимоотношения с родителями. По моему мнению, это один из сложнейших этапов в жизни человека. Он отражается как на подростке, так и на его близких людей.

Одновременно с этим возникает проблема общения со сверстниками. Подросток пытается самоутвердиться в обществе, выделиться ,привлечь к себе внимание и тем самым добиться успеха у себе подобных. Мальчики уделяют своей внешности больше времени. Девочки начинают использовать яркий макияж, резкий парфюм. Что бы завоевать авторитет среди своих сверстников ,так называемых друзей начинают тяготеть к вредным привычкам ,что часто приводит к злоупотреблению алкоголя, никотина и наркотиков.

Обострение одного из этих факторов или всех трех может привести к неприятным последствиям, повышенной раздражительностью, нарушением психики, а так же к суициду.

Обострение одного из этих факторов ,или всех трех может привести к неприятным последствиям повышенной раздражительности, нарушению психики ,а так же к суициду. И поэтому в это время любому человеку важно внимание, понимание, поддержка его близких, а прежде всего родителей.

Но если подросток успешно проходит этот период, то за ним следует способность к созданию собственной счастливой семьи, успешной карьеры, уверенность в себе и в завтрашнем дне.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

И. А. Ильин, писатель и публицист русского зарубежья, раскрывает проблему духовного кризиса человека. В чём причина духовного кризиса современного человека? Именно эта проблема находится в центре внимания автора.

Размышляя над этим вопросом, И. А. Ильин, чтобы показать, что когда у человека есть всё, вовсе не обязательно, что он будет чувствовать себя счастливым, обращает внимание на состояние главного героя: "Однако, несмотря на внешнее благополучие, наш чудак чувствовал, что ему не хватает чего-то самого главного, чего он даже и назвать не мог".

Автор считает, что духовный кризис у современного человека происходит от отсутствия смысла жизни, а также из-за нехватки желания этот смысл обрести.

Я согласна с мнением автора. Действительно, очень часто люди даже не пытаются найти смысл в своей жизни, а если и пытаются, то быстро опускают руки. Я считаю, что отсутствие смысла жизни приводит к печальным последствиям. Для обоснования своей позиции приведу пример из литературы.

Так, в произведении "Обломов" И. А. Гончарова описывается судьба Ильи Ильича Обломова. Жизнь главного героя — это пример истории, когда человек так и не смог найти смысл жизни, а со временем и вовсе перестал искать его. Человек без цели не может развиваться и жить, потому что когда он ни к чему не стремится, он нравственно погибает. Разумеется, так случилось и с Ильей Ильичом. Больше всего он любит лежать на своём любимом диване, а погубило Обломова отсутствие целей и действий. Илья совсем не прикладывает усилий, чтобы изменить свою жизнь и чего-то добиться. Героя не спасла даже любовь к Ольге Ильинской. Он хотел брака с ней, но так ничего и не сделал, чтобы добиться её. Выбрав спокойное, но жалкое существование, праздность и зону комфорта, герой нравственно умер. Его смерть от такого образа жизни была лишь вопросом времени, и он выбрал её — самый легкий и приятный путь из всех возможных. Благодаря данному примеру мы можем сделать вывод, что если человек не прилагает усилий, не понимает своих желаний и не превращает их в цели, его жизнь теряет смысл и ведёт к деградации личности.

В заключение следует отметить, что человеку необходим смысл жизни. Отсутствие понимания, к чему ты стремишься и не знание своих истинных желаний приводит человека лишь к душевным страданиям.

И. А. Ильин, писатель и публицист русского зарубежья, раскрывает проблему духовного кризиса человека. В чём причина духовного кризиса современного человека? Именно эта проблема находится в центре внимания автора.

Лучше поменять предложения местами, выходит каша какая-то. Например: В чем причина духовного кризиса человека? Над этим вопросом в своем тексте рассуждает писатель и публицист И. А. Ильин.

Получается, что вопрос задан после ответа. Это неправильно. Плюс к этому, в обоих предложениях используется фраза "духовный кризис", стоит упомянуть проблему один раз и переходить к комментированию.

Автор считает, что духовный кризис у современного человека происходит от отсутствия смысла жизни , а также из-за (лучше написать от отсутствия. и нехватки. не нужно использовать разные предлоги там, где это не нужно) нехватки желания этот смысл обрести.

Очень обширный аргумент!

В сочинении и без того уже около 400 слов. Это очень много

Так, в произведении "Обломов" И. А. Гончарова описывается судьба Ильи Ильича Обломова. Жизнь главного героя — это пример истории, когда человек так и не смог найти смысл жизни, а со временем и вовсе перестал искать его. (можно написать намного короче: ". – это пример неудачной попытки найти смысл жизни.") Человек без цели не может развиваться и жить (без цели человек вполне может прожить, поэтому лучше оставить только развиваться и дальше предложение убрать) , потому что , когда он ни к чему не стремится, он нравственно погибает. Разумеется, так случилось и с Ильей Ильичом. Больше всего он любит лежать на своём любимом диване, а погубило Обломова отсутствие целей и действий. Илья совсем не прикладывает усилий, чтобы изменить свою жизнь и чего-то добиться. Героя не спасла даже любовь к Ольге Ильинской. Он хотел брака с ней, но так ничего и не сделал, чтобы добиться её. Выбрав спокойное, но жалкое существование, праздность и зону комфорта, герой нравственно умер. Его смерть от такого образа жизни была лишь вопросом времени, и он выбрал её — самый легкий и приятный путь из всех возможных. Всю эту часть нужно убрать. Идет уже пересказ текст а, а нам нужен просто пример героя и вывод. Нам хватит того, что он любил полежать на диване и ничего не добиваться Благодаря данному примеру мы можем сделать вывод, что , если человек не прилагает усилий, не понимает своих желаний и не превращает их в цели, его жизнь теряет смысл и ведёт к деградации личности.

Очень много упоминания "целей". Можно заменить слово на синонимы: стремления, намерения, желания задачи и т.д.

В заключение следует отметить, что человеку необходим смысл жизни. Отсутствие понимания, к чему ты стремишься и не знание своих истинных желаний , приводит человека лишь к душевным страданиям.

Нужно обратить внимание на пунктуацию, грамматический строй, смысловую цельность и речевую связность. Порой можно заблудиться в мыслях!

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

epilepsy (700x394, 80Kb)

Есть такое понятие , которое давно уже стало не научным , а вполне житейским , как возрастной кризис . Мы все слышали это слово и даже можем примерно объяснить его значение , но почему - то считаем , что касается сие понятие далеко не всех . Есть кризис трех лет , есть подростковый , ну , может быть , еще - старческий . И все , вся остальная жизнь человека течет гладко и спокойно , без кризисов . Это не так . Кризисные периоды охватывают всю нашу зрелую , а не только детскую жизнь и надо быть к этому готовыми


Бояться кризисов не стоит , они , как сигнальные огни , указывают нам , что пришло время изменений , без которых невозможна полноценная жизнь . А вот каких изменений - это уже вопрос к каждому из нас лично , на который мы должны ответить сами , без помощи и подсказки . Кризис говорит нам о том , что пришло время остановиться , оглянуться назад , внимательно оценить настоящее и пересмотреть будущее . Ведь жизнь - это всегда изменения , иначе ничто не имеет смысла .

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих - вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.


Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире.

Приходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор, почему - то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по - другому, что упущены какие - то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во - первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из - за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во - вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье - с детьми, которые уже покинули или вот - вот покинут родительское гнездо, на работе - чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым " наступают на пятки " более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: " Кто я есть? " и " Куда я иду? ". Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о "пустом гнезде", которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры.

В позитивном варианте развития - человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищут новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Иногда неясно, что делать дальше. Или вообще неизвестно. Бывают разные кризисы в жизни. В том числе — мировоззренческие.


Признание себе, что ты в кризисе, — это начало решения проблем. Но страшно посмотреть правде в глаза. Хочется двигаться и думать по инерции — ведь это так просто! Хотя дорога и кривая, неровная. Но свернуть страшно.

Очень соблазнительно мысленно (или вслух — когда никто не слышит) ругаться с оппонентами. Это, кстати, весьма захватывающе — как азартная карточная игра. Только последствия плачевны.

Надо бы думать иначе. Но… страшно. Потому что непривычно. Кажется, что при перемене убеждений произойдёт что-то ужасное.

Мысли действительно влияют на реальность, хотим мы этого или нет. Но ведь влияние может быть не только отрицательным, но и положительным. Вот тут-то и проблема. Как думать такие мысли, которые помогут, а не навредят? Придётся ориентироваться по своим ощущениям. Какое настроение порождают размышления?

Невозможно налить чай в полную чашку. Придётся освободиться от старых и отживших дум. А для этого признать, что наступил кризис мировоззрения.

Как никогда, необходимы любовь к себе и принятие себя

Не стоит сожалеть, что долгие годы прошли под знаком старых идей. В то время они были актуальны. Но всю жизнь прожить с одними внутренними убеждениями невозможно. И не нужно. Как никогда, необходимы любовь к себе и принятие себя
Фото: Depositphotos

Скучно было бы не меняться. И важно, чтобы перемены приносили радость и освобождали от негатива.

Вероятно, перемена взглядов поменяет и окружение. И это хорошо. Старый опыт не поможет. Необходимо нарабатывать новый.

И важно помнить: по-прежнему уже не будет. Закрыть глаза и делать вид, что всё по-старому, — не выход.

Как никогда, необходимы любовь к себе и принятие себя. А это не так-то просто. Очень силён мазохистский соблазн укорять себя за старые промахи и заниматься самоедством. Но на прежнем этапе иначе быть не могло.

Человек меняется. И мир вокруг — тоже. Дважды в одну реку не войдёшь. Иногда новые мысли, идеи, убеждения — это тот глоток свежего воздуха, который необходим именно сейчас.

Бывает страшно. Ведь постижение новых идей — это выход из зоны комфорта. Но это очень захватывающе. Хотя новые идеи поначалу могут даже шокировать.

Важно быть собой. Но на новом уровне.

Старое нуждаются в тщательном пересмотре. Не нужно отвергать всё и вся. Однако то, что реально отжило, легко уйдёт, как только появится нечто свежее. Нередко бывает, что старые стереотипы давно тяготили, но оставить их не было душевных сил. Или пугала пустота на их месте. Или… Важно быть собой. Но на новом уровне
Фото: Depositphotos

Бывает и так, что ростки новых идей и убеждений уже прорастают в глубинах разума и души. Но взрасти в полную силу им мешает страх. Хочется найти подтверждение их правильности. И оно часто приходит. Наступает облегчение: оказывается, так думать можно!

Хочется, чтобы кто-то более умный и опытный разрешил, благословил новые мысли и убеждения. И тут важна открытость навстречу свежей информации. И тогда наставник найдётся. Когда ученик готов — появляется учитель.

Важно не бояться быть в позиции ученика. Это — возможность усвоить новый опыт. И познакомиться со свежими идеями.

Не обязательно учитель — это кто-то более старший. Это может быть даже ребёнок.

Находясь на перепутье, важно увидеть нечто, ранее не замечаемое. Мы живём под колпаком привычного мировоззрения. Но бывает, что человек перерастает его. Не нужно удерживать себя. Важно принять себя-нового.

Иногда мировоззрение меняется просто и естественно. Иногда — через потрясения, когда перемены в жизни тщательно оттягивались. Но всё же пришлось делать ревизию своих убеждений.

Читайте также: