Сочинение бородинское сражение как кульминация романа война и мир

Обновлено: 05.07.2024

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого — это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно момент окончательного сближения с народом его любимых героев — Андрея и Пьера.
Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Ранее Пьер много слышал о роли военного плана, о значимости правильно выбранной позиции. И приехав, он прежде всего пытается разобраться именно в вопросах военной тактики. Л. Н. Толстому нравится наивность героя. Рисуя картину сражения, писатель использует свой излюбленный прием: сначала дает “вид сверху”, а затем — “изнутри”. Именно взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри, война глазами новичка. Дважды Пьер охватывает взглядом все поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его неискушенный взгляд подмечает не позицию, а “живую местность”, В начале битвы дается вид с высоты. Пьера поражает вид самого сражения. Перед ним открывается изумительная по красоте и оживлению картина поля битвы, освещенного лучами утреннего солнца. И Пьеру хочется оказаться там, среди солдат. В тот момент, когда герой вступает “в ряды пехотных солдат”, он остро начинает ощущать силу народного патриотизма. Народные и солдатские сцены здесь также даны с точки зрения Пьера. Именно простота и искренность Пьера в этом случае становятся свидетельством великой истины: народ — основная сила русской армии в Бородинской битве. Он слышит солдатские разговоры и не столько умом, сколько сердцем понимает их величественный смысл. Пьер внимательно наблюдает за ополченцами и, как и сам Толстой, видит крайнее напряжение нравственной силы сопротивления русской армии и народа. Вскоре Пьер встречает Андрея Болконского, который теперь уже не служит в штабе, а принимает непосредственное участие в сражении. Он тоже больше не верит в военную науку, но точно знает, что сила народа сейчас велика, как никогда. По его мнению, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. И это чувство — народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. “Завтра, что бы там ни было, — говорит он, — мы обязательно выиграем сражение!”. И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это “не такой день”.
В жарком бою, на батарее Раевского писатель глазами Пьера наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойкости” Простые люди — солдаты и ополченцы — и не думают скрывать чувство страха. И именно от этого их мужество кажется еще более удивительным. Чем более грозной становится опасность, тем ярче разгорается огонь патриотизма, тем прочнее становится сила народного сопротивления.
Подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Он является выразителем народного духа. Вот что думает о нем князь Андрей Болконский перед Бородинским сражением: “У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли. А главное, почему веришь ему, — это то, что он русский. ”
Историки считают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение. Но “выигранное сражение” не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов были сотни. Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд, руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен пленных. Была старостиха Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар Денис Давыдов — командир большого, активно действующего партизанского отряда. Обладавшая инерцией наступления и значительным численным превосходством, французская армия была остановлена при Бородине. Пришел логический конец наполеоновским победам, и это нанесло решающий нравственный удар наступательному духу завоевателей. Весь ход войны в России неуклонно подтачивал славу Наполеона. Вместо блистательного поединка шпаг он встретил дубину народной войны. Л. Н. Толстой исторически верно рассматривает сражение под Бородином как поворотный момент войны, определивший дальнейшую скорую гибель французской армии.
Более того, Лев Николаевич Толстой наглядно показал, что в сражении при Бородине сказалось именно нравственное превосходство русской освободительной армии над французской — грабительской. Писатель расценивает Бородинское сражение как победу моральной силы народа России над Наполеоном и его армией.

© Copyright: Влад Алатер, 2013
Свидетельство о публикации №213020701418

В своем романе-эпопее "Война и мир" Л. Н. Толстой показывает значимую битву,которая явилась решающим сражением в ходе Отечественной войны 1812 года - Бородинское сражение - на которое отводится двадцать глав третьего тома.И не смотря на то что битва представлена читателям глазами штатского человека - Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для войны героя и ничего не понимающего в военном деле, Бородинское сражение является кульминацией романа. Почему же это так?

Для Л. Н. Толстого самая главная и любимая мысль была "мысль народная", когда люди не видят сословной иерархии и попросту забывают об этом. При этом происходит сближение людей, у них появляется общая цель, к которой они вместе идут. Все люди становятся одним целым для выполнения общей задачи.

И именно в Бородинском сражении "мысль народная" была продемонстрирована читателям в крупном плане. Русские войска имели одну общую цель: защитить Москву и не дать врагу пройти дальше. Люди забыли про сословную иерархию и объединились для того, чтобы защитить всё то, что у них было: их семьи и Родину. Бородинское сражение стало моральной победой России над французами. И сами французы увидели это нравственное превосходство своего врага, ведь русские, даже потеряв половину своего войска,все также грозно стояли, защищая Родину. Наполеону даже показалось,что русские,умирая, возрождаются вновь. Моральная победа русских войск и предопределила дальнейшую капитуляцию французов из страны.

Также Бородинское сражение можно назвать кульминацией романа потому,что в сражении принимают участие все главные герои произведения: Болконский, получивший смертельное ранение, и Пьер, находившийся на батарее Раевского. Безухов,видя весь ужас войны, испытывает смертельное чувство страха. Однако он видит солдат, которые, как ему кажется, лишены этого чувства. Он видит в них спокойствие,мужество, благородство, они не думают о карьере или о славе, они просто защищают свою Родину. И под влиянием этих чувств Пьер, наконец, обретает истинный смысл жизни: "Солдатом быть,просто солдатом. ". Пьер понял ту скрытую теплоту патриотизма,которая была во всех тех людях,которых он видел. Впервые,столкнувшись с "народным миром" он чувствует фальш и неприязнь к "миру светскому".

Таким образом,можно сделать вывод: Бородинское сражение является кульминацией романа, так как "мысль народная" максимально явно проявляет себя в этой битве. Люди стали одной стеной,одним целым для защиты Москвы. Люди приобретают новое мировоззрение, стирая сословную иерархию из своей памяти и понимая всю красоту скрытого патриотизма.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

"Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы", — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи "Война и мир" не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и "примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России", и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, "эпохе заблуждений и несчастий" своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то "чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. ". Толстой в очередной раз оставил написанное и "стал писать со времени 1812 года". Но оказалось, что "между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи" личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали" с равным интересом для автора, "молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени". И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав "наших неудач и нашего срама". Писатель пришел к выводу, что если "причина нашего торжества" лежала в "сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений". Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести "многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов". Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта "Войны и мира" прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: "Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. ", то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: "Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. "

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте "Войны и мира" появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил "по Толстому". Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что "исторические рассуждения" в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем "особого мнения". То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. "Что за славный народ!" — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. ". Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: "Я сожгу Москву", как и Наполеон: "Я накажу свои народы", — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. " — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно "Войну и мир", с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют "романом-эпопеей". Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

“Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В “Войне и мире” я любил “мысль народную” вследствие войны 1812 года”, – писал Л.Н. Тол­стой.

Любимая мысль писателя, “мысль народная”, реализу­ется При создании сцен Бородинского сражения.

Бородинское сражение показано Л.Н. Толстым в романе- эпопее “Война и мир” как главное событие войны народной. Именно это

сражение, по мысли автора и его героев, явилось решающим в ходе Отечественной войны 1812 года. Оно стало моральной победой русских войск, своеобразным перелом­ным моментом в ходе боев.

Именно так воспринимает этот бой Кутузов, Пьер, солдаты, присутствующие на батарее Ра­евского. Русские, потеряв половину своего войска, стояли так же грозно в конце, как и в начале сражения. Французы поня­ли нравственное превосходство своего противника, как по­няли и то, что сами они были нравственно истощены. Это и предопределило последовавшую затем капитуляцию францу­зов.

Таким образом, эта сцена является кульминационной

Этот день был необычайно важен для всех, и к нему готови­лись торжественно, основательно. Русские солдаты понима­ли всю значимость этого сражения для судьбы России. Нака­нуне боя эти люди надевали белые рубахи и отказывались от водки, потому что теперь “не такой день”, а в самый разгар боя, “как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей.. .мол­нии скрытого, разгорающегося огня”.

В Бородинской битве раскрывается подлинная красота русского человека, величие подвига борющегося народа.

Бородинское сражение мы можем считать называть куль­минационным моментом в развитии действия еще и потому, что это точка пересечения судеб всех героев романа. В сраже­нии участвуют почти все главные герои Толстого. Именно в Бородинском сражении получает смертельное ранение Анд­рей Болконский.

Во время Бородинской битвы на батарею Раевского попадает Пьер Безухов. Он находится здесь во вре­мя сражения, и его охватывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же, бывшие на батарее, кажутся ему лишен­ными этих чувств. Пьер поражен спокойствием, твердостью, мужеством, простотой этих людей, не заботящихся о славе, почестях, карьере, не имеющих ничего внешнего, наносного.

Под влиянием этих впечатлений Пьеру хочется освободиться от “бремени внешнего человека”, обрести, наконец, истинный смысл жизни. “Солдатом быть, просто солдатом! – думал Пьер…- Войти в эту общую жизнь всем существом, проник­нуться тем, что делает их такими”. Только теперь он понял “весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения”. Теперь для Пьера все значительные, строгие лица готовящих­ся к бою солдат осветились “новым светом”. “Он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готови­лись к смерти”.

И Пьеру хочется освободиться от “бремени внешнего человека”, от всего искусственного, наносного. Впер­вые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

Отношение автора к войне было неоднозначным. Толстой изображает Бородинскую битву как народное сражение, он указывает на необходимость защиты Родины. Но вместе с тем война, по мысли писателя, – страшное и бессмысленное дело, противное разуму и самой человеческой природе. Для этого писателя характерна деромантизация понятия “героизм”.

Он изображает не парады и победы, а тяготы, бедствия, муки, которые приносит война. Так, сцене Бородинского сражения в романе противопоставлена характерная картина природы: “Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блест­ками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странною кислотою селитры и кро­ви. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на уби­тых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на со­мневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, до­вольно, люди.

Перестаньте… Опомнитесь. Что выделаете?”” Полнота изображения военных картин достигается здесь тем, что они рисуются с разных точек зрения: в восприятии Пьера, Андрея Болконского, в восприятии Кутузова и Наполеона.

Война – это “страшное дело”, по мысли автора. Индиви­дуализм, безмерное властолюбие, жажда славы, почестей, равнодушие к людям – вот что осуждает Толстой в романе.

Все эти качества присущи в произведении Наполеону и “ма­леньким наполеонам” – Курагиным, Борису Друбецкому, Бер­гу. Вместе с тем позиция Толстого в “Войне и мире” – позиция исторического фатализма. Наполеон, по мысли писателя, за­блуждается, считая, что может влиять на ход исторических событий.

И автор уподобляет его ребенку, который “держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит”.

Таким образом, Бородинское сражение – это главное со­бытие войны народной, сыгравшее большую роль в судьбах главных героев романа.

Ход Бородинской битвы


Основная тактика Кутузова заключалась в отступлении. Главнокомандующий считал, что таким образом неприятель, активно продвигаясь вглубь России, исчерпает свои силы. Кроме того, он надеялся на помощь подкреплений, столь необходимых для окончательной победы над французами.

В сражении при Бородино погибло более 40 русских генералов, был смертельно ранен Багратион. Не сумел избежать этого и Андрей Болконский. В своих мемуарах Наполеон написал, что Московское сражение — самое масштабное в его жизни. Он также признался, что именно здесь получил большой военный опыт.

Детальное описание противостояния в романе Толстого позволяет читателям побывать в ставке французов, переместиться к русским в батарею Раевского или увидеть полк, где служил Болконский.

Сама битва считается кульминацией романа и описывает множество исторических событий.

Батарея Раевского

Пьер на Бородинском поле был в батарее Раевского, которая располагалась на кургане, насыпи по центру позиций русской армии. В батарее было 18 пушек. Их защита была ожесточенной, поскольку французы пытались захватить эту позицию, которая так важна для русских. Утром курган был атакован французскими частями под предводительством Богарне, пасынка Бонапарта. Военная часть Раевского перешла на защиту Багратиона. Курган давал возможность русской армии перекидывать корпуса по полю сражения, это было невыгодно для Бонапарта, потому он пытался разгромить батарею, так можно было разделить войско Кутузова.

После того как Багратион был взят, французский император на определенное время позабыл о планах захвата орудий. Французы видели, что положение русской армии в середине поля стало слабей. Наполеон заново отправил воинов на атаку кургана. Разрушение батареи не сильно ударило по основному войску Кутузова. Битва длилась уже 12 часов, но русские надежно занимали позиции.

При обороне батареи Раевского погибло несколько тысяч воинов. Именно на нее бросили все главные силы французы. Пьер на кургане держался отдаленно от остальных, чтобы не являться обузой для солдат. Столкнувшись с французом, Безухов почувствовал ужас, но он увидел, что противник ощутил это же. Пьер не понял, кто кого взял в плен: то ли он француза, то ли тот его. Противник бежит с кургана, везде погибшие и раненые солдаты.

Пьер, смотря на эти ужасные события, убежден, что после этого воюющие стороны поймут всю масштабность катастрофы и завершат сражение. Но бой не стихал. Для русской армии Бородино обозначало приближение потери столицы.

  1. Роль полководцев.
  2. Общее настроение.
  3. Смысл происходящего на войне.
  4. Герои в минуту опасности.
  5. Взгляд Пьера Безухова.

Рассказ начинается с лета 1812 года. В этот период французы двигались по направлению к Бородино и не заметили, что русская армия уже успела укрепиться между Утицей и Бородинским полем.

Бой завязался, когда французские войска обнаружили Шевардинский редут. Наполеону удалось перевести свою армию через реку, тем самым ослабив войска Кутузова. 25 августа всё было тихо, а 26 августа началось сражение. Толстой считал его абсолютно бессмысленным и странным. Но несмотря на это, Наполеон бросил вызов Кутузову, а тот принял его.

Русские войска потеряли редут в Шевардино, который должен был защищать левый фланг. Тогда было принято решение разбить армию на 3 линии:

Таким образом, несмотря на все трудности, были существенно ослаблены силы французов. Начиная с 19 и заканчивая 39 главой, Лев Толстой даёт краткий анализ Бородинской битве и рассматривает её роль в жизни своих персонажей, в особенности Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Утро 26 августа 1812 года

Графа Безухова встретило после сна яркое солнце, которое всегда являлось для людей символом жизни, залогом плодородия. Только сейчас лучи отражались зайчиками от стали солдатских штыков, которые начинали прорисовываться сквозь густой рассветный туман. Звон оружия звал героя, Пьера тянуло в гущу шумных событий. Там должна была открыться истина противостояния добра и зла. Первый залп орудия еще нравился графу, дым был похож на белый пушистый мячик. Все вокруг напоминало интересное приключение, Безухов напросился с одним генералом вглубь битвы и оказался на первой линии огня.

Барин выглядел нелепо среди пушек: одетый в штатское платье, в белой шляпе на голове, неуверенно держался верхом на лошади. Солдатам было неприятно видеть здесь, среди их кровавой работы, среди раненых и убитых мирного рассеянного господина.

Судьба Пьера Безухова

Эпизод, где Пьера Безухова берут в плен французы, стал отправной точкой для начала его нравственной и духовной трансформации. До войны он ощущал себя совершенно одиноким и ненужным человеком. Зачастую в нём видели только обладателя большого богатства, которое, впрочем, не имело особого значения для их владельца. Но когда началась война, Пьер почувствовал себя частью чего-то большего. Комфортная жизнь, наполненная разными удовольствиями, теперь кажется герою абсолютно абсурдной.

Пьер Безухов старается найти новый смысл жизни, в чём ему помогает обычный крестьянин Платон Каратаев. Лев Толстой описывает момент приближения Безухова к будущему месту битвы. Выехав из Можайска, герой на своём пути встречает разные повозки, заполненные ранеными солдатами. Ощущение тревоги, страха и безнадёжности висит в воздухе. Идущий человек спрашивает у Безухова, здесь ли им помирать или около Москвы. Этим вопросом Толстой демонстрирует чувства, которые охватили героя в тот момент. Ему также становится известно, что на поле сражения сгоняют всех офицеров, солдат и обычных мужиков.

Безухов удивляется лёгкости и безмятежности этих людей. Они не беспокоятся о том, что могут завтра погибнуть, быть покалеченными или раненными. Для них существует только сегодня. Простой народ веселится. Но Безухов также видел, что каждый из собравшихся чувствует важность и торжественность грядущего события.

Битва при Бородино показала, насколько важна вера, единство для российского народа. Офицеры, солдаты и простые мужики, собравшиеся на поле для проведения молебна, не остановились, даже когда прибыл Кутузов со своими генералами.

Смерть Андрея Болконского

Большое количество офицеров, которые принимали участие в сражении, погибли, некоторых взяли в плен или смертельно ранили. Так случилось и с князем Андреем Болконским: ранение оказалось несовместимо с жизнью. Перед началом битвы он пребывает в нехарактерном для себя состоянии, чему и сам удивляется. Болконский ощущает странное беспокойство, которое было несвойственно ему. Перед его глазами пролетают все важные моменты из жизни, но всё же он уверен, что русская армия выиграет битву, чем и делится с Пьером.

Князь видит, как солдаты готовятся умереть, осознавая своё положение. Мужики, попавшие в ополчение, надевают чистые белые рубашки. Для него сражение стало последним этапом духовных поисков. Умирая на руках своей возлюбленной Наташи Ростовой, он думает о тёплой земле и траве. Глава, в которой был ранен Андрей Болконский, не может оставить читателей равнодушными, ведь его смерть была абсолютно бессмысленной.

Крещение огнем

Инстинкт самосохранения заставляет Пьера броситься на помощь артиллеристам. Батарея Раевского несколько раз в день переходила из рук российских солдат к французам и обратно. Историки подтверждают, что это были моменты, решающие исход битвы. Барин соглашается подносить солдатам ядра.

Гром, треск и свист услышал Пьер одновременно, когда рядом разорвались ящики с боеприпасами. Блеск огромного пламени ослепил его и заставил присесть на землю. Страх поглощает человека в момент опасности, поэтому не осознавая своих действий, граф побежал туда, где можно было спрятаться. В окопы. Но там враги уже убивают его соотечественников.

Безухов автоматически хватает за горло французского солдата. Перед ним чужое лицо человека, который раннее ничего плохого ему не сделал. Пьер еще не готов убить, но ему впервые приходится защищать свою жизнь.

Наконец, атака закончилась, герой может перевести дух, созерцая, как в этой временной передышке смешиваются раненные и убитые обеих армий. Война утратила первичный пафос, мужчина чувствует ужас, но наивно думает, что сейчас эти люди очнутся и прекратят убивать друг друга.

Стихотворение начинается с диалога, благодаря чему можно увидеть различие между страной 1812 года и Россией, которую наблюдает писатель, 25 лет спустя. В роли рассказчика выступает обычный солдат, высказывающий своё мнение о потомках. Повествование ведётся от третьего лица, что заметно благодаря использованию просторечных выражений автором в стихе. Также встречаются высокопарные словосочетания, подчёркивающие масштаб битвы и величие народа.

Читайте также: