Сочинение бальзак евгения гранде

Обновлено: 05.07.2024

Главными героями романа Бальзака являются господин Гранде и его дочь по имени Евгения. Мужчина представляет собой скупого старикашку, который печется о каждой лишней монете. Это приводит к тому, что он ограничивает себя в самых необходимых покупках. Он тратит средства лишь на то, что не сможет получить за бесплатно. Этому человеку нравится в деньгах не то, что с помощью их можно получить, а они сами. Ему нравится зарабатывать деньги, приумножать их количество, считать их. Он видит только тех людей, которые могут дать ему деньги. Деньги – это люди. Когда господин Гранде ведет диалог с племянником, который потерял папу, то испытывает к нему чувство сострадания и жалости не из-за того, что он лишился родителя, а из-за того, что он потерял достаточно крупное состояние.

Его дочь Евгения Гранде абсолютно не похожа на своего родного отца. В ней имеет только одно качество – это внутреннее упрямство. Но она ценит в людях доброту, искренность, дружелюбие и неподдельность. Если человек обладает этими качествами, то он имеет шансы полюбить и быть любимым. Таким образом можно сказать, что одной из главных мыслей является то, что дети могут отличаться от родителей.

Завязка произведения

Во времена консульства он даже был мэром, а при империи все в округе стали именовать его господин, хоть до этого он был самым простым человеком. О величине его состояния ходили легенды, но никто не знал, каким оно является в действительности.


Эта информация была известна только банкиру де Грассену и нотариусу Крюшо. Они ее не раскрывали, но так лебезили перед Гранде, что все вокруг были преисполнены к нему уважения. В частности, нотариус при поддержке родственников стремился получить руку дочери своего клиента для племянника. Интриговала и жена банкира, которая рассчитывала заполучить богатую наследницу для своего сына.

При этом ходили слухи, что сам глава семейства хочет выдать дочь за Гийома Гранде, своего племянника, разбогатевшего на оптовой торговле вином в Париже.

Сочинение Шарль Гранде

Один из главных персонажей произведения принадлежит к состоятельной семье.

В начале романа Шарль показан наивным и неопытным молодым человеком. Ему присущ светский лоск, так как он приезжает к дяде в провинциальный Сомюр из Парижа. Однако столичные манеры и блеск не помогают ему разбираться в жизни. Он может удивлять местное высшее общество, но совершенно не умеет тратить деньги. Шарль даже не понимает, что его дядя Феликс очень богат, потому что тот живет очень скромно из-за своей скупости.

Оноре де Бальзак хочет показать изменения человеческой личности под влиянием обстоятельств. На легкомысленного щеголя Шарля сваливаются серьезные испытания. Из-за долгов, заплатить которые нет возможности (и нежелания брата Феликса помочь) отец молодого человека совершает самоубийство.

Между Шарлем и дочерью его дяди Евгенией вспыхивает чувство, и она помогает ему, отдав подаренные отцом золотые монеты на значительную сумму. В тот момент герой клянется в любви к ней и, вообще, ведет себя как романтически настроенный юноша.

Однако пребывание в колониях, где Шарль делает деньги обычными для людей его круга путями, меняют его характер. Он превращается в типичного делового человека, мыслящего в категориях выгоды. Мало того, герой становится скупым. Он не желает оплатить небольшого и посильного для него долга и предпочитает старой юношеской любви к Евгении выгодный брак по расчету.

Шарль Гранде показан автором типичным продуктом воздействия социальных условий на человека. На примере этого образа можно отчетливо увидеть как человек, лишенный внутреннего стержня и самостоятельно выработанных убеждений и принципов легко превращается в свою противоположность и жертвует тем, что раньше было для него дорого.

Не отказавшись от своей ранней любви и данных обещаний, Шарль получил бы гораздо больше даже в материальном плане, его новые черты помешали жениться на богатой наследнице Евгении.

Другие сочинения: ← Описание города Глупов в Истории одного города↑ ДругиеХарактеристика генералов в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил →

По сути, юная героиня никогда не чувствовала того, что она является дочерью очень богатого человека. С самых ранних лет Евгения трудилась, не покладая рук. В ее доме была самая суровая, бедная обстановка. Вспомним, что когда Шарль Гранде в первый раз появился в доме своего дяди, он подумал, что дела этой семьи плохи — настолько убогой в доме была обстановка и угощение.

Отец дарил Евгении небольшие подарки, утешая себя тем, что они составят приданое дочери. Вопрос с замужеством Евгении решал, конечно же, тоже отец. И мать, и дочь Гранде привыкли во всем его слушаться, беспрекословно выполнять все его требования.

За руку и состояние героини боролись два претендента — сын банкира де Грассена и племянник нотариуса Крюшо. Думаю, что Евгения не испытывала симпатии ни к тому, ни к другому. Но в обществе, где первейшей ценностью являются деньги, а также слово мужчины, чувства не берутся в расчет. Мне кажется, что даже сама героиня принимала это как данность, ведь брак и с Грассеном, и с Крюшоном мог принести немалую выгоду семейному капиталу, а это, по мнению Гранде, было самым важным.

Но Бальзак показывает нам, что жизнь по сугубо материалистическим принципам приводит к трагедии. И наказывается очень жестоко. В один прекрасный момент в жизни Евгении появляется Шарль Гранде. Этот еще совсем молодой человек прибывает в Сомюр с предсмертным письмом отца и переворачивает всю жизнь главной героини.

До появления Шарля Евгения не знала любви. В свои двадцать три года эта смирная девушка жила однообразной, тихой и размеренной жизнью. Ее постоянной спутницей и собеседницей была мать — и только. Шарль поначалу пробудил в девушке еще смутное, неясное, но чувство. Из-за симпатии к своему двоюродному брату она даже пошла на неслыханную дерзость — попросила служанку разжечь камин в комнате гостя.

Постепенно между молодыми людьми разгорается чувство. Юные и романтически настроенные Шарль и Евгения клянутся друг другу в вечной любви, наслаждаются обществом друг друга, строят планы на будущее.

Ради своего возлюбленного Евгения была готова на все. Она отдает Шарлю свои сбережения, составленные из подарков отца. Девушка знает, что отец придет в ярость, обнаружив это, но рискует ради любимого человека.

Евгения остается один на один со своим отцом, с одиночеством и тоской по любимому, с жестоким миром денег и наживы. От Шарля нет никаких вестей, и жизнь героини течет вяло и однообразно. Отец, предчувствуя свою скорую кончину, начинает вводить Евгению во все дела, попутно прививая ей свою философию скупости. В итоге Гранде одерживает победу — он делает из дочери свое подобие, одинокое замкнутое существо, занимающееся накоплением семейных капиталов.

Это событие стало для Евгении, все эти годы жившей своим чувством к Шарлю, сильнейшим ударом. В отчаянии она решает выйти замуж за нелюбимого Крюшо. Однако, и после предательства Шарля, девушка не превращается в мстительную озлобленную женщину — героиня помогает кузену расплатиться с долгами. Именно тогда Шарль узнает, что Евгения является обладательницей семнадцати миллионов. Но уже поздно. Героиня становится мадам Крюшо, поклявшейся перед алтарем любить и почитать своего нелюбимого мужа. Так Евгения и делала на протяжении многих лет, пока господин Крюшо не умер.

В финале романа мы узнаем, что героиня живет той же жизнью, что жил и ее отец. И что, возможно, она снова выйдет замуж — за богатой невестой ухаживает барон.

Евгения превратилась в человека, вполне вписывающегося в общество денег. Это стоило ей немалых усилий, потому что душа благородной и чувствительной героини была совершенно иной, стремилась жить по другим идеалам. Пройдя через боль, страдания и унижения, Евгения зачерствела, закрылась, приспособилась. А что ей оставалось еще?

В своем романе Бальзак показывает нам, как жестокое бездушное общество калечит людей, делает их несчастными, убивает их душу, превращая в серые безжалостные тени. Судьба Евгении Гранде, ее любовь и одиночество — наглядное тому подтверждение.

В 1833 году вышел роман "Эжени Гранде" (далее "Евгения Гранде"), в котором, по словам его автора, "драма заключается в простых обстоятельствах частной жизни". Фабула романа проста: в провинциальном городке Сомюре идет борьба за руку и сердце самой богатой невесты - Евгении Гранде. Бывший бочар, Феликс Гранде сумел разбогатеть во время Великой французской революции. Завладев бывшими дворянскими землями, он стал мэром родного города и был награжден орденом. В период реставрации его капитал удвоился. Однако Феликс Гранде, имея девятнадцать миллионов, держит жену и дочь полуголодными и осенью начинает отапливать свой дом позже всех. Он строго наказал Евгению за то, что она подарила несколько золотых монет любимому. После того как Гранде стало совсем плохо, перед своей кончиной он завещал дочери следить за его золотом и отчитаться отцу на том свете. Перед нами предстает человек, посвятивший свои незаурядные способности фанатичной идеи обогащения, так и не поняв, что в жизни есть и другие ценности.

Евгения Гранде мы сначала воспринимаем как жертву отца тирана. Сочувствуем этой несчастной женщине, когда ее предал любимый человек. Восхищаемся, когда нежная и чувственная Евгения оказывается сильной личностью, сумевшей достойно выдержать удары судьбы. Она благородно поступила относительно своего неверного избранника, оплатив два миллиона долгов покойного отца, своего дядюшки, чтобы кузен не считался сыном банкрота. Евгения продолжила успешно вести семейный бизнес, но при этом часть средств она направили на помощь беднякам и на развитие образования.

"Евгения Гранде" - роман, прежде всего социальный, ведь автора интересуют определенные социальные типы, воплощенные в персонажах произведения.

Именно после публикации романа "Евгения Гранде" автор решил художественной эпопеи предоставить галерею социальных типов своих современников. "Тип, - писал Бальзак, - это персонаж, который имеет характерные черты всех тех, кто похож на него". По Бальзаку, типизировать можно не только людей, но и важные события.

Роман Оноре де Бальзака “Евгения Гранде” впервые был опубликован в 1833 году. Он вошел в “Сцены из провинциальной жизни” цикла сочинений “Человеческая комедия”. Художественная Проблематика произведения заключается в разработке двух антагонистических друг другу тем – любви к деньгам (материалистическому составляющему бытия) и любви к человеку (духовной парадигмы нашего существования).

Говоря о современном ему обществе, Бальзак подчеркивает его меркантильную сущность. Жизнь большинства людей, по мнению писателя, “ограничена

чисто материальными интересами”. Один из главных персонажей романа, г-н Гранде является “олицетворением могущества денег”. На примере его характера и истории жизни Бальзак показывает, к чему может привести человека любовь к деньгам.

С одной стороны, мы видим бережное и экономное отношение к вещам, с другой – неразумное ограничение себя и своей семьи в самом необходимом.

Г-н Гранде тратит финансы только на то, что не может получить даром: освященный хлеб, одежду для жены и дочери, оплату их стульев в церкви, освещение, жалование единственной служанке Наненте, лужение кастрюль, налоги,

ремонт построек и издержки по своим предприятиям. Фермеры-испольщики снабжают Гранде каплунами, цыплятами, яйцами, маслом и пшеницей, съемщики-огородники – овощами. Фрукты у семьи – свои, но самые лучшие из них идут не на домашний стол, а на рынок.

Дичь в меню Гранде появляется не раньше, чем он покупает лесные угодия.

Папаша Гранде ценит в деньгах – не власть, не те возможности, которые они дают, а сами деньги. Ему нравится все, что с ними связано – заработок, приумножение, вложение капитала то в одно, то в другое предприятие, накопление, передвижение, любование (как в случае с золотыми монетами, которые он дарит своей дочери Евгении на каждый день рождения) и даже само осознание существования денег.

Г-н Гранде видит в людях деньги, а в деньгах – людей: “червонцы живут и копошатся, как люди: уходят, приходят, потеют, множатся”. В разговоре с Шарлем герой испытывает сострадание не к тому, что племянник потерял отца (Гранде не видит в этом ничего страшного, так как “отцы по закону природы умирают раньше детей”), а к тому, что он потерял состояние. Для папаши Гранде разорение – самое тяжелое несчастье, которое может постичь человека на земле.

О будущей жизни герой не думает так же, как не думают и большинство окружающих его торговцев и аристократов. Бальзак объясняет духовную черствость XIX века изменением в общественных нравах, променявших жизнь будущую на жизнь настоящую, полную земных радостей и наслаждений. На пороге смерти папаша Гранде тянется не к распятому на кресте Христу, а к его позолоте.

Вместо благословения герой призывает единственную дочь беречь золото, ведь ей придется потом дать ему “отчет на том свете!”.

Евгению Гранде можно было бы назвать полной противоположностью отца, если бы не одно “но”: девушка унаследовала от него основную черту характера – внутреннее упрямство. Французский писатель периодически подчеркивает общность в поведении отца и дочери: первый вкладывает золото в прибыль, вторая – в чувства; хитрость персонажей обуславливается их главной, внутренней страстью – скупостью Гранде и любовью Евгении; старый скряга готов пожертвовать любовью дочери ради лишних пластинок золота, Евгения готова отдать свою жизнь за несессер, отданный ей на хранение любимым человеком.

Папаша Гранде интуитивно чувствует свою схожесть с дочерью, но преклонный возраст и укоренившаяся в его сердце страсть к золоту, не позволяют ему видеть истинную натуру Евгении, между тем, как последняя прекрасно осознает, что собой представляет ее отец.

Девушка не думает о деньгах до тех пор, пока они ей не нужны. Как только в жизнь Евгении врывается любовь, просыпается и ее сознание: за четверть часа, прошедшие с момента приезда кузена, “у нее возникло больше мыслей, чем со дня появления ее на свет”.

В Шарле девушку привлекает все: и утонченная красота, и модная одежда, и его, необычные для провинции, манеры. Случившееся с ним несчастье разжигает в Евгении естественное для нее чувство сострадания к ближнему.

Становление любви в сердце главной героини рисуется Бальзаком психологически тонко и выверено: в начале Евгения неосознанно стремится сделать приятное кузену (убирает его комнату) и хочет понравится ему внешне (встает рано утром, чтобы красиво одеться и причесаться), затем она восстает против установленного отцом домашнего уклада (“ворует” на кухне груши и готовит Шарлю самый простой – по обычным меркам, но разорительный, по представлениям отца, завтрак) и при этом тщательно скрывает свои мысли и чувства от окружающих.

Унаследованный от матери благородный, христианский характер придает простым и заурядным чертам Евгении удивительную прелесть. Озаряющее ее лицо “внутреннее очарование спокойной совести” делает девушку похожей на Мадонну. Главная героиня романа с радостью помогает возлюбленному деньгами и семь долгих лет ждет его возвращения из Ост-Индии.

Узнав о предательстве Шарля, Евгения проявляет себя, как и все благородные натуры, – она оплачивает долги кузена, отпускает его к другой, а сама обращает свой взор к небу и продолжает жить, любя и страдая, в ожидании естественной развязки – смерти.

На фоне противостояния материалистического и духовного второстепенные персонажи романа выглядят несколько шаблонно: семейства Крюшо и де Грассенов – измельчавшие “папаши Гранде”, г-жа Гранде – классический образ богобоязненной женщины, беспрекословно подчиняющейся мужу. Шарль Гранде – молодой человек с благородным сердцем быстро усваивает беспринципную общественную мораль, не просто меняющую, а развращающую его характер. И только Евгения остается сама собой – чистой, доброй, всепрощающей и бесконечно любящей.

Читайте также: