Сочинение архангельский собор 8 класс

Обновлено: 17.05.2024

Презентация для подготовки написания сочинения. В качестве описания использовано готовое сочинение.

ВложениеРазмер
chudnyy_sobor.pptx 2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

1.Расширение представлений о гармонии мира, природного и рукотворного, через знакомство с историей образа Архангельского собора в Кремле и приобщение учащихся к православным святыням русского народа; 2 . Знакомство с историей возникновения собора Архангела М ихаила; 3 . Обучение сочинению по фотографии. Цели урока:

Во все времена церкви и соборы строились с особой роскошью. Величественный вид храма вызывает восторг и оставляет после себя незабываемые впечатления. Идея создания собора заключалась в духовном единстве и стремлении к добру и счастью…

Архангельский собор ( собор Архистратига Михаила, собор Михаила Архангела) в Кремле строился в течение четырех сезонов – с 1505 по 1508 гг. итальянским архитектором Алевизором Новым на месте более древней белокаменной Архангельской церкви 1333 года. История возникновения

…Снаружи Собор представляет собой большое здание. Купола с золотыми крестами располагаются на разной высоте, как бы подымаясь снизу вверх, а в самом верху находится основной купол. Притвор расписан изображениями ангелов. Ярким солнечным днём наружные росписи просто ослепляют своей красотой, а в ночное время купола придают зданию величественный вид, так как освещены прожекторами. Но незабываемый вид собора создаётся ранним утром, с восходом солнца, когда еще на улице нет суеты…

Собор был построен в традициях одновременно и русской, и итальянской архитектуры; впрочем, и та и другая восходят в своих истоках к византийской традиции. Белокаменный крестовокупольный храм высотой 21 метр (без глав), со сводами, опирающимися на шесть столпов, увенчан пятью главами и очень богато украшен снаружи Традиция строительства храма

Купола Архангельского собора — единственные непозолоченные из всех кремлевский церквей. Это связано с его ритуальным назначением, ведь Архангельский собор — древнейшая усыпальница московских князей .

…Каждый собор можно назвать чудным, и не только снаружи, но и внутри самого здания. Так как собор является святым местом, вокруг него всегда царит особая спокойная атмосфера…

Интерьеры храма богато украшены фресками 15-16 веков. В деревянном иконостасе храма иконы 17-19 веков. Интерьер

…Прекрасный вид создают яркие витражи с изображением ликов святых. Именно витражам в соборе отводится особое место. В Средние века считалось, что пространство, находящееся внутри храма — святое место, и свет, проникающий с улицы внутрь, должен быть необычным. Поэтому создателем было принято решение об использовании преломлённого с помощью разноцветным витражных окон света, который должен был как бы разграничивать миры того и этого света…

В соборе находится мемориальное захоронение. В 1508 году по велению Великого князя Василия III в Архангельском соборе был основан Некрополь. В Некрополь были перенесены мощи Великих русских князей . Всего в храме 54 захоронения.

В советское время служба в Кремлевских храмах была запрещена, но с 1990г. все они возвращены православной церкви. Сейчас они являются музеями, а по престольным праздникам в них проходят торжественные богослужения. При этом прежде, чем начинается служба, соборы каждый раз освещают заново.

…Проходят дни, года, десятилетия, всё меняется, и только собор недвижен и нерушим. Этот чудное объединение нескольких храмов вдохновляет всех в любое время суток, в любую погоду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"

Презентация для проведения урока развития речи.


Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн.


Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".

Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".


Урок развития речи, 5 класс, описание животного.

Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек.


Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Описание памятника культуры"

Презентацию можно использовать на уроке развития речи. В презентации содержится история Храма Покрова на Нерли, описание картин художников С.Герасимова и С.Баулина.


Конспекты уроков разработаны с использование АРТ-технологий.


Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся.

Архангельский собор

Архангельский собор располагается на Соборной площади Кремля. Еще он известен как собор святого Архистратига Михаила.
Прежде на его месте стоял деревянный Архангельский собор, построенный при Михаиле Хоробрите, брате Александра Невского. В 1333 Московский князь Иван Калина дает обет - за избавление Руси от голода поставить новый каменный храм. В одно лето по его приказу строят новый Архангельский Собор. Согласно археологическим исследованиям, новый храм был достаточно большим, имел нартекс. Предполагается, что Спасо-Ефросиньевский собор в Полоцке и Троицкий собор в Пскове построены подобным образом московскому Архангельскому собору.
Нынешний собор был возведен через два столетия, в 1505-1508 годах. Руководил его строительством итальянский архитектор Алевиз Новый. Почти два столетия, до 1765 года в храме служили панихиды в дни памяти русский князей и царей. В конце XIX века собор был передан в Придворное ведомство. К 300-летию дома Романовых в храме были проведены реставрационные работы, участие в которых принимал великий князь Петр Николаевич.
Внешний облик храма был весьма внушительным по тем временам. Пятиглавое сооружение имеет шесть столпов, пять апсид и восемь приделов с узким отделенным помещением в западной части. Храм имел второй ярус, в котором располагались хоры для царственных женщин.
Храм был возведен из кирпича и отделам белым камнем, при декорировании стен итальянский архитектор использовал мотивы итальянского Возрождения.
Первоначальные росписи храма не сохранились, за исключением нескольких фресок. Нынешняя роспись была выполнена в XVII веке. Над этой работой трудились такие мастера, как Яков Казанец, Федор Зубков, Иосиф Владимиров, Степан Рязанцев и другие художники. Храм украшает золоченный деревянный резной иконостас высотой 13 метров.
Архангельский собор знаменит своим некрополем. В храме находится 54 погребения Правителей Московского государства и их родственников. Это были только мужские захоронения. Но в 1928 году сюда были перенесены останки женщин царской династии. Ранее они покоились в храме Вознесенского монастыря, который Советское правительство решило снести. Теперь в крипте подвальной палаты помещаются еще 42 женских захоронений. Здесь же нашли свое последнее пристанище святые - царевич Дмитрий Иванович и князь Михаил Черниговский.


Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.

  • при­ня­тие Со­бор­но­го уло­же­ния
  • ре­фор­мы Из­бран­ной рады
  • от­ме­на мест­ни­че­ства
  • учре­жде­ние Бо­яр­ской думы

Статьи по теме

Соборная площадь Московского Кремля

Московский Кремль - это жемчужина не только столицы, но и всей России. Его Соборная площадь - главная площадь Кремля. Это ансамбль уникальных памятников, которые представляют собой архитектурные сооружения различных эпох, творения различных

Успенский Собор в Москве

Успенский собор , расположенный в Московском Кремле, который сохранился до сих пор, был возведен в 1475-1475 годах. Руководство строительными работами осуществлял итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. На месте этого собора ранее

Свято-Вознесенский кафедральный собор

Свято-Вознесенский кафедральный собор - историческая и духовная достопримечательность древнего города Мурома. История Свято-Вознесенского собора Первые описания о деревянной церкви Вознесения датированы 16 веком. В современном виде каменный храм

Свято-Троицкий собор Дивеево

После того как были закончены Рождественские церкви, отец Серафим наказал купить землю вблизи Казанского прихода, чтобы заложить храм, который должен был затмить своим величием не одну святую обитель. История В начале июня 1848 года было начато

Свято-Успенский кафедральный собор в Ярославле

Среди древних православных храмов, являющихся жемчужинами русского зодчества, Свято-Успенский кафедральный собор в Ярославле выделяется свое молодостью. Он был освящен патриархом Кириллом в сентябре 2010 года во время празднования 1000-летия

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Князь-Владимирский собор Санкт-Петербурга наиболее любим горожанами. Обратиться к Богу люди шли сюда с самого основания города. В этом болотистом месте в 1708 году была построена маленькая деревянная церковь, которую освятили именем святителя

По преданию, еще в ХIII веке на этом месте стояла деревянная церковь Архангела Михаила, построенная братом Александра Невского Михаилом Ярославичем Хоробритом.

В 1333 году при князе Иване Даниловиче Калите деревянную церковь заменили белокаменным храмом Архангела Михаила. По свидетельству летописи, он был самый большой из построенных в то время в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами Архангельского собора. С тех пор собор стал усыпальницей великих князей московских и их ближайших родственников — удельных князей.

В своем конструктивном решении Архангельский собор действительно традиционен для древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами, с четырехэтажным притвором с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично, что создает впечатление динамики и свободы архитектурного решения.

Особенностью внешнего облика собора является применение ренессансных декоративных форм в отделке фасадов. Карниз разделяет их на два яруса по горизонтали, а пилястры с резными капителями по вертикали с запада — на три, а с юга и севера — на пять частей. Западный, главный вход в собор заглублен в арочную лоджию, над которой во втором ярусе располагается огромное двойное окно, а в третьем, в центральной западной закомаре,— группа небольших круглых окон. Остальные закомары, которыми завершаются все фасады, заполнены белокаменными резными раковинами. Резьба является подлинным украшением собора: белокаменным орнаментом насыщены порталы, декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Известно, что первоначально фасады собора были окрашены под красный кирпич, на фоне которого резьба читалась еще четче. Закомары венчали декоративные сосуды — фиалы, а кровлю покрывала черная и красная черепица. За почти пятисотлетнюю историю жизни Архангельский собор изменился. Не сохранилась, в частности, крытая галерея, предназначенная для почетных гостей и зрителей во время торжественных шествий и церемоний на Соборной площади.

Здание собора неоднократно горело и ремонтировалось. Восстановительные работы проводились на протяжении ХVIII века под руководством И. Мичурина в первой половине и Д. Ухтомского — во второй половине столетия. Тогда здание оказалось в аварийном состоянии, и по проекту В. Баженова в 1772 году было укреплено с южной стороны белокаменным контрфорсом. Возможно, именно в ХVIII веке центральная шлемовидная глава была заменена луковичной.

В некотором контрасте с пышным, нарядным и торжественным декором фасадов находится интерьер собора. Цилиндрические своды, поднятые на разную высоту, опираются на крещатые в плане столбы, традиционные для русских церквей. Руку мастера-итальянца выдают мощные базы столпов с профилированными цоколями, которым отвечают пилястры на стенах. В уровне подпружных арок рукава креста обходит карниз. Эти горизонтальные членения разделяют пространство интерьера на три зоны, которым соответствует конструкция иконостаса и ярусное расположение сюжетов стенописи.

Впервые Архангельский собор был расписан во второй половине ХVI века, во время правления Ивана Грозного. Фрагменты стенописи сохранились в алтарной части и на алтарной преграде. В центральном помещении собора они тоже сохранились, но весьма своеобразно — не в первозданном виде, а в редакции художников середины ХVII века.

На столпах можно увидеть изображение византийского императора Михаила I — родоначальника династии Палеологов, киевских князей Ольги и Владимира, владимирских князей Андрея Боголюбского и Александра Невского, первого московского князя Даниила Александровича.

Как мы знаем, Архангельский собор был усыпальницей Московской правящей династии.

Эта традиция продолжалась до конца ХVII века. Она и определила уникальную особенность росписи собора.

Преемники Калиты, его сыновья Симеон Гордый и Иван Красный, здесь же захороненные и изображенные рядом, продолжа ли политику отца. При внуке Ивана Калиты, Дмитрии Ивановиче Донском, который захоронен в следующей тройке гробниц, русские княжества смогли перейти уже в открытое наступление против Золотой Орды. Победа в Куликовской битве 8 сентября 1380 года была одной из первых побед русских войск над монголо-татарскими полчищами. Велика была роль битвы на Дону, за которую князь Дмитрий Иванович получил свое прозвище, в освобождении страны от иноземного ига.

Немало было противников у московских князей. У западной стены собора, рядом с Владимиром Храбрым, захоронены Юрий Галицкий и его сын Василий Косой, затеявшие распрю, которая вы лилась в местную феодальную войну при московском князе Василий II. Его могила находится у южной стены собора.

Ко времени правлёния Ивана Грозного относится несколько захоронений в северо-западном углу собора, в том числе захоронения князей Старицких, сильного рода, противостоявшего централистским устремлениям царя. Все они трагически погибли — были казнены, однако удостоены положенной по роду чести быть захороненными в Архангельском соборе.

После изгнания из Москвы польских интервентов борьба за престол завершилась (в 1613 г.) избранием на царство Михаила Романова, сына будущего патриарха Филарета Никитича. У юго-восточного столпа захоронены первые цари из династии Романовых.

После перенесения столицы Российского государства из Москвы в Петербург в Архангельском соборе больше никого не хоронили. Императорский некрополь расположился в Петропавловском соборе. Исключение составляет захоронение Петра II у северо-восточного столпа, умершего в Москве в 1730 году.

Кроме захоронений в соборе находятся также две раки с мощами Михаила Черниговского, убитого в Золотой Орде в 1245 году,— она стоит в алтаре, и царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного,— в центральном нефе собора. Канонизация малолетнего Дмитрия была связана с событиями вражеской интервенции начала ХVII века, а в 1606 году рака с его мощами была перенесена в Кремль из Углича. Раку поместили под белокаменной резной сенью и за ажурной решеткой, выполненной Дмитрием Сверчковым, создателем великолепного шатра в Успенском соборе. Раку покрывала крышка с чеканным изображением царевича Дмитрия в рост, которая сейчас украшает экспозицию Оружейной палаты.

Всего в Архангельском соборе насчитывается 54 захоронения, из которых 52 находятся под плитами пола, а две раки стоят на полу. Над захоронениями в интерьере храма располагаются 46 белокаменных надгробий ХVII века с резными растительными орнаментами и надписями вязью. Во время подготовительных работ к празднованию 300-летия династии Романовых надгробия были заключены в металлические застекленные футляры.

О многих памятных и важных страницах отечественной истории напоминает Архангельский некрополь. Пышные церемонии и торжественные коронации, опустошительные набеги и разрушения. Торжества и беды, взлеты и падения…

В среднике иконы — Архангел Михаил, изображенный в рост, в воинских доспехах, с мечом в руке. Его гибкая мужественная фигура полна напряжения и готовности к стремительному действию. Его стан изогнут как натянутый лук, плащ развевается. Он пленяет воображение как видение необычное, запечатлевшее романтику победы на Куликовом поле.

Икона хранится в местном чине иконостаса Архангельского собора, выполненного в 1680-х годах. Одновременно с деревянной рамой и с резными украшениями в виде цветов, листьев, картушей, вьющейся виноградной лозы были написаны иконы живописцами Дорофеем Ермолаевым, Михаилом Милютиным и другими.

Архангельский собор Московского Кремля

В центре Московского Кремля на Соборной площади – большой белоснежный собор, посвященный Архангелу Михаилу, единственный московский собор с не покрытыми позолотой куполами: здесь находится древнейшая родовая усыпальница русских князей и царей.

История основания

Деревянный храм во имя Архангела Михаила, своего небесного покровителя, возвел в Москве в XIII веке во время недолгого царствования брат Александра Невского, князь Михаил Хоробрит. В 1333 году московский князь Иван Калита на месте деревянной церкви выстроил собор из белого камня.

Величественный собор – благодарность Господу за спасение России от голода в неурожайный год. Князь завещал похоронить себя здесь, с тех пор Архангельский собор на 180 лет становится родовой царской усыпальницей, а Иван Калита – первый правитель, захороненный в храме.

Во время реконструкции Кремля князь Иван III перестроил и родовую усыпальницу. Для этого он пригласил миланского архитектора Алоиза Ламберти да Монтиньяна, получившего в Москве известность как Алевиз Флязин.

Схема Архангельского собора

Завершил строительство Архангельского собора сын князя, Василий III, продолживший дело отца по объединению Руси. Вновь построенный собор освящен 8 ноября 1508 года.

Храм посвящен Архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда на молитву перед сражениями, а на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после вступления на царство.

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

Архитектура собора

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Внутренее убранство

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

Внутри храма

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

Иконостас

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

Гробницы

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

Погребения

У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.


Окт 2, 2018 | 2 комментария

Сочинение на тему: Чудный собор

Собор — место совершения богослужений, там люди становятся ближе к высшим силам, могут получить тепло, поддержку и понимание. В соборах собираются паломники, мечтая получить духовное обогащение, исцеление или просто помолиться. Не знаю чем это объяснить, но проходя мимо любого храма или собора, от увиденного великолепия хочется сказать лишь одно: Что это за чудный собор! Об этом мы и напишем наше сочинение за 8 класс, рассуждая на тему чудного собора.

Чудный собор

Почти в каждом городе нашей страны имеется множество храмов и соборов. Больших и маленьких, старых и совсем новеньких, при этом многие из них имеет многовековую историю, пережив разрушение и период восстановления. Как не восхищаться этим великолепием? Вы хоть раз бывали в соборе? Не важно, будь это собор Святой Софии в Нижнем Новгороде или Успенская церковь в Угличе, храм Святого Семейства в Барселоне или собор Святой Екатерины в Крыму. Все они по-своему великолепны своей лепниной, куполами, белоснежными стенами и внутренним убранством. Невозможно без восторга смотреть на эти иконы, иконостас, расписные потолки и фрески. При этом собор чудный в любую погоду, будь сейчас солнечно или дождливо, при заходящем солнце или рассвете. Купола все равно будут сверкать, блестеть, манить своим золотым сиянием, переливаясь красными, синими, оранжевыми голубыми и зелеными оттенками.

Чудный собор

Порой удивляешься, а человек ли создал всю эту красоту? Быть может это высшие силы возводили удивительные и восхитительные чудные соборы, изумительные церкви, и теперь эти необыкновенные святыни являются не только местом паломничества православных людей, но и украшением сел, городов и деревень. Сколько в них мощи, красоты, силы, древней роскоши, жизни. Очень сложно передать словами те чувства, что появляются в душе, когда переступаешь порог храма. Чтобы понять каково это на самом деле посетите собор лично, и вы поймете, что это значит — чудный собор.

Читайте также: