Собрание пестрых глав евгений онегин сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: первичный целостный обзор романа.

Задачи: 1)познакомить учащихся с историей создания романа, жанровой характеристикой романа, композиционными особенностями.

2)познакомить с онегинской строфой.

3) знакомство с главным героем романа.

Литературоведческая концепция.

Роман – литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни. Охватывает широкий пласт исторических событий, много героев.

Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.

Мой дядя самых честных правил, A
Когда не в шутку занемог, b
Он уважать себя заставил A
И лучше выдумать не мог. b

Его пример другим наука; C
Но, боже мой, какая скука C
С больным сидеть и день и ночь, d
Не отходя ни шагу прочь! d

Какое низкое коварство E
Полуживого забавлять, f
Ему подушки поправлять, f
Печально подносить лекарство, E

Вздыхать и думать про себя: g
Когда же черт возьмет тебя!

И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго. навсегда.

Пушкин оставляет финал открытым, чтобы максимально приблизить сюжет романа к реальности. Для поэта важна смысловая недосказанность, ощущение которой невозможно было бы передать при наличии развязки. В.Г. Белинский связывал идейно-композиционную роль открытого финала с понятием лишнего человека, которому среда не предоставляет возможности самореализоваться.

Основным приемом в построении композиции романа является зеркальная симметрия. Способ ее выражения - смена героями позиций, занимаемых в романе: повторение одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча— письмо — объяснение.

- связаны с сюжетом романа, с отношением автора к своим героям. Например, Пушкин противопоставляет Татьяну светским красавицам:
Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума.

- связаны с биографией автора, отражают определенные жизненные события, представления Пушкина о любви, свободе, юности и зрелости, значении человеческой жизни:

Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к твоим ногам.

- содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое с эпическим:

Позвольте ж мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

- лирические отступления погружают читателя в сам процесс творчества.

Таким образом, роман повествует и о судьбах героев, и о создании романа, его написании.

В композиции романа “Евгений Онегин” наблюдаются необычная свобода повествования, непринужденность развития сюжета. Это делает роман цельным и законченным. Пушкин стремился максимально приблизить роман к действительности, сделать свое произведение самой жизнью, оригинальной и неповторимой.

Основной композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в развитии сюжета.

Знаменательна и роль пейзажа в романе: 1) показывает ход времени (правда, время в романе не всегда соотносится с реальным),

2)характеризует внутренний мир героев (часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны).

Первичное восприятие текста.

-Какие главы романа читались с наибольшим интересом?

-Было ли что-то, что затрудняло чтение?

-К каким эпизодам произведения вы хотели бы нарисовать иллюстрации? Опишите их.

-Какие вопросы возникали при чтении романа?

Целеполагание.

Учитель записывает вопросы на доске.

Слово учителя: что ж, эти вопросы могут быть основой нашего анализа романа, который мы начнем прямо сейчас.

Анализирующее наблюдение.

Слово учителя: Сначала познакомимся с жанром произведения.

-Чем необычна композиция романа?

-Кого можно считать главным героем романа?

-В чем же отличие Онегина от других?

-Какие вы еще можете вспомнить произведения, которые также названы именем главного героя?

Концептуальное осмысление.

Автор: Раиса Фёдоровна | 27 Фев 2010

… И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.

Вот дядя Онегина с его деревенским бытом:

Все было просто: пол дубовый
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил…

Они хранили в жизни мирной
Привычки мирной старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Прелюдны песни, хоровод.

Живо, чуть улыбаясь, чуть сочувствуя, порой иронизируя, свободно ведет свое повествование Пушкин, а перед нами предстает типическая картина деревенского помещичьего быта. Добрая, хлебосольная семья Лариных. Но и в ней существуют крепостнические порядки. Одной строкой Пушкин может нарисовать целую сторону человеческого бытия. Например, о матери Татьяны Пушкин скажет:

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь.

Исторические картины в романе быстро сменяют друг друга. И перед нами – новые картины. Вот московское барство. Меняется интонационное звучание стиха. Появляется ирония, переходящая уже в сатирическое изображение. Все те же лица, которые явно поэту не по душе:

Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Всё тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все так же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп.

Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки.

Не менее сатирически рисует автор и петербургский высший свет:

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы…
……………………………
Тут был на эпиграммы падкий,
На все сердитый господин:
На чай хозяйский слишком сладкий,
На плоскость дам, на тон мужчин
На ложь журналов, на войну,
На снег и на свою жену.

… некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства, холостой.

Так же лаконично и выразительно скажет и о бывшем провинциальном чиновнике:

И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут…

А вот перед нами – совершенно другой мир, другая сфера жизни. Это уже трудовой люд столицы:

А Петербург неугомонный
Уж барабаном разбужен.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик…

А вот господа наслаждаются зрелищем балетного спектакля:

Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят…

И в это же время – оборотная сторона картины:

Еще усталые лакеи,
На шубах у подъезда спят…
………………………………
Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони.

Вот старый слуга больной, захудалой московской барыни, княжны Алины:

Им настежь отворяет дверь,
В очках, в изорванном кафтане,
С чулком в руке, седой калмык.

Краткое описание, меткая характеристика, просто выразительный эпитет – а в итоге создается всякий раз живой, полный психологического и социального содержания образ.

А сколько лирических отступлений в романе, в которых перед читателем предстает целая поэтическая география России. Сжатые, лаконичные описания Петербурга. А вот Москва – старая столица русского государства, Петропавловский замок:

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной!

Это уже страницы недавнего прошлого России.

И вот уже ощущение, что вместе с поэтом мчимся по Тверской, а перед взором – мелькающие образы:

Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри…
………………………………
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины, моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Разве это не широкое историческое полотно русской жизни?

И даже когда поэт ведет рассказ о себе:

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне,- это тоже история, но не страны, а одной личности, а для читателя эта история также интересна.


Задание 12 № 2915

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

12.4. Героизм и предательство в произведениях литературы ХХ века.

12.5. Когда на помощь писателю приходит сатира (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

Комментарии к сочинениям.

В столице быстро меняется жизнь, а здесь все по старинке. Монотонное и медленное течение времени. Старшие во всем поучают младших, а младшие и носа боятся высунуть. Приезжих в городе мало, поэтому каждого принимают за чужеземца, как заморскую диковинку.

Мир города неподвижен и замкнут: его жители имеют смутное представление о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами Калинова. Нелепые рассказы Феклуши и горожан создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. Она несет в общество тьму, невежество, скорбит о конце доброго старого времени, осуждает новые порядки. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинции и диких нравов патриархального быта. Застой.

12.4. Героизм и предательство в произведениях литературы ХХ века.

Быков далек от упрощения и схематичности, а потому в центре повествования у него оказываются ситуации, в которых наиболее полно раскрывается характер человека в бесчеловечных условиях. Мотивы поведения человека, нравственные истоки подвига и предательства — вот что интересует писателя.

Героизм не синоним жертвенности. Стойкость Сотникова нельзя объяснить и фанатизмом. Быков не случайно стремится создать образ негероический. Поступок героя повести объясняется его духовной стойкостью, которая не позволяет ему поступить иначе.

Проблема героизма и предательства возникает, если речь идет о необходимости сохранить верность своим нравственным принципам в ситуации, когда проще от них отречься. А потому она вечна.

12.5. Когда на помощь писателю приходит сатира (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

"Евгений Онегин" — трудное произведение. Самая легкость стиха, привычность содержания, знакомого с детства читателю, как ни странно создают добавочные трудности в понимании пушкинского романа в стихах.

Иллюзорное представление о "понятности" произведения скрывает от сознания современного читателя огромное число непонятных ему слов, выражений, фразеологизмов, имен, намеков, цитат.

Особенность и значение "Евгения Онегина" не только в том, что были найдены новый сюжет, новый жанр и новый герой, но и в новаторском отношении к художественному слову. Изменилось самое понятие художественного текста. Роман в стихах — жанр, который автор отделяет и от традиционного прозаического романа, и от романтической поэмы.

"Евгений Онегин" отличается особой манерой, воссоздающей иллюзию непринужденного рассказа. "Забалтываюсь до нельзя", — говорит автор. Эта манера связывалась в сознании Пушкина с прозой ("проза требует болтовни"). Однако эффект простоты авторского повествования создавался исключительно сложными поэтическими средствами. Переключение интонаций, игра точками зрения, система ассоциаций, реминисценций и цитат, стихия авторской иронии — все это создавало исключительно богатую смысловую конструкцию. Простота была кажущейся и требовала от читателя высокой поэтической культуры.

"Евгений Онегин" опирался на всю полноту европейской культурной традиции: от французской психологической прозы XVII — XVIII в.в. до романтической поэмы, также на опыты "игры с литературой" от Стерна до "Дон Жуана" Байрона. Однако чтобы сделать первый шаг в мировой литературе, надо было произвести революцию в русской. И не случайно "Евгений Онегин" — бесспорно, самое трудное для перевода и наиболее теряющее при этом произведение русской литературы.

Одновременно "Евгений Онегин" был итогом всего предшествующего пушкинского пути. Поэма "Кавказский пленник" и романтические элегии подготовили тип героя; "Руслан и Людмила" — контрастность и иронию стиля; дружеские послания — интимность авторского тона.

Поэтическое слово "Евгения Онегина" одновременно обыденно и неожиданно. Обыденно, так как автор отказался от традиционной стилистики: "высокие" и "низкие" слова уравнены как материал. Оставляя за собой свободу выбора любого слова, Пушкин позволяет читателю наслаждаться разнообразием речи, в которой есть и высокое, и простое слово.

Контрастное соположение слов, стихов, строф и глав, разрушение всей системы читательских ожиданий придают слову и тексту "Евгения Онегина" краски первозданности. Неслыханное дотоле обилие цитат, реминисценций, намеков до предела активизирует культурную память читателя. Но на все это накладывается авторская ирония. Она обнажает условность любых литературных решений и призвана вырвать роман из сферы "литературности", включить его в контекст "жизни действительной". Все виды и формы литературности обнажены, открыто явлены читателю и иронически сопоставлены друг с другом, условность любого способа выражения насмешливо продемонстрирована автором. Но за разоблаченной фразеологией обнаруживается не бездонная пустота романтической иронии, а правда простой жизни и точного смысла.

В романе постоянно идет диалог автора с читателем. Вот, к примеру, авторское обращение к читателю в четвертой главе, открывающееся словами: "Вы согласитесь, мой читатель. " Этот эпизод романа отмечен острой иронией, переливами комической экспрессии: от притворного добродушия вначале доя ядовитой насмешки в конце. Авторская мысль и слово как бы проникают здесь в чужую жизненную позицию, чтобы в итоге довести все до комического абсурда. Исследуется "житейский опыт — ум глупца".

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство,
Хотя людей недоброхотство
В нем не щадило ничего:
Враги его, друзья его
(Что, может быть, одно и то же)
Его честили так и сяк.

Пушкинская мысль берет свой разбег с нарочитого парадокса — отождествления "врагов" и "друзей". Далее следует несколько иронических строк в адрес "друзей". И в друг автор как бы оглядывается на собеседника:

А что? Да так. Я усыпляю
Пустые, черные мечты.

Этот авторский жест несет в себе энергию живого разговорного слова. И далее в ходе иронической беседы с читателем возникает эпизод с абсолютной серьезностью тона. Автор выражает неистовый гнев, глубоко личный в своих истоках, но и понятный каждому по его собственному опыту:

Я только в скобках замечаю,
Что нет презренной клеветы,
На чердаке вралем рожденной
И светской чернью ободренной,
Что нет нелепицы такой,
Ни эпиграммы площадной,
Которой бы ваш друг с улыбкой,
В кругу порядочных людей,
Без всякой злобы и затей,
Не повторил стократ ошибкой.

Примечательно, что авторское высказывание завершается иронически, но уже словами и интонациями "друзей":

А впрочем, он за вас горой:
Он вас так любит. как родной!

На уровне характеров это дало включение основных персонажей в контрастные пары, причем антитезы Онегин — Ленский, Онегин — Татьяна, Онегин — Зарецкий, Онегин — автор и др. дают разные и порой трудно совместимые облики заглавного героя. Более того, Онегин разных глав предстает перед нами в разном освещении и в сопровождении противоположных авторских оценок. Да и сама авторская оценка дается как целый хор разных голосов.

Пушкин, таким образом построив текст, дает понять читателю, что жизнь принципиально не вмещается в литературу. И действительно, реальная жизнь таит в себе неисчерпаемые возможности и бесконечные варианты. Поэтому автор не дал сюжету однозначного развития, хотя и вывел в своем романе основные типы русской жизни. Это, с одной стороны, Онегин — тип "русского европейца", человека ума и культуры и одновременно денди, томимого пустотой жизни; и с другой стороны, Татьяна — русская женщина, связавшая народность чувств с европейским образованием, а прозаичность светского существования — с одухотворенностью всего строя жизни.

Пушкин оборвал роман, "не договорив" сюжета. Он не хотел неисчерпаемость жизни сводить к завершенности литературного текста. Но в "Евгении Онегине" он создал не только роман, но и формулу русского романа. Эта формула легла в основу всей последующей традиции русского реализма. Скрытые в ней возможности исследовали и Тургенев, и Гончаров, и Толстой, и Достоевский.

Читайте также: