Собрание пестрых глав евгений онегин сочинение
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: первичный целостный обзор романа.
Задачи: 1)познакомить учащихся с историей создания романа, жанровой характеристикой романа, композиционными особенностями.
2)познакомить с онегинской строфой.
3) знакомство с главным героем романа.
Литературоведческая концепция.
Роман – литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни. Охватывает широкий пласт исторических событий, много героев.
Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.
Мой дядя самых честных правил, A
Когда не в шутку занемог, b
Он уважать себя заставил A
И лучше выдумать не мог. b
Его пример другим наука; C
Но, боже мой, какая скука C
С больным сидеть и день и ночь, d
Не отходя ни шагу прочь! d
Какое низкое коварство E
Полуживого забавлять, f
Ему подушки поправлять, f
Печально подносить лекарство, E
Вздыхать и думать про себя: g
Когда же черт возьмет тебя!
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго. навсегда.
Пушкин оставляет финал открытым, чтобы максимально приблизить сюжет романа к реальности. Для поэта важна смысловая недосказанность, ощущение которой невозможно было бы передать при наличии развязки. В.Г. Белинский связывал идейно-композиционную роль открытого финала с понятием лишнего человека, которому среда не предоставляет возможности самореализоваться.
Основным приемом в построении композиции романа является зеркальная симметрия. Способ ее выражения - смена героями позиций, занимаемых в романе: повторение одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча— письмо — объяснение.
- связаны с сюжетом романа, с отношением автора к своим героям. Например, Пушкин противопоставляет Татьяну светским красавицам:
Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума.
- связаны с биографией автора, отражают определенные жизненные события, представления Пушкина о любви, свободе, юности и зрелости, значении человеческой жизни:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к твоим ногам.
- содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое с эпическим:
Позвольте ж мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.
- лирические отступления погружают читателя в сам процесс творчества.
Таким образом, роман повествует и о судьбах героев, и о создании романа, его написании.
В композиции романа “Евгений Онегин” наблюдаются необычная свобода повествования, непринужденность развития сюжета. Это делает роман цельным и законченным. Пушкин стремился максимально приблизить роман к действительности, сделать свое произведение самой жизнью, оригинальной и неповторимой.
Основной композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в развитии сюжета.
Знаменательна и роль пейзажа в романе: 1) показывает ход времени (правда, время в романе не всегда соотносится с реальным),
2)характеризует внутренний мир героев (часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны).
Первичное восприятие текста.
-Какие главы романа читались с наибольшим интересом?
-Было ли что-то, что затрудняло чтение?
-К каким эпизодам произведения вы хотели бы нарисовать иллюстрации? Опишите их.
-Какие вопросы возникали при чтении романа?
Целеполагание.
Учитель записывает вопросы на доске.
Слово учителя: что ж, эти вопросы могут быть основой нашего анализа романа, который мы начнем прямо сейчас.
Анализирующее наблюдение.
Слово учителя: Сначала познакомимся с жанром произведения.
-Чем необычна композиция романа?
-Кого можно считать главным героем романа?
-В чем же отличие Онегина от других?
-Какие вы еще можете вспомнить произведения, которые также названы именем главного героя?
Концептуальное осмысление.
Автор: Раиса Фёдоровна | 27 Фев 2010
… И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Вот дядя Онегина с его деревенским бытом:
Все было просто: пол дубовый
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил…
Они хранили в жизни мирной
Привычки мирной старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Прелюдны песни, хоровод.
Живо, чуть улыбаясь, чуть сочувствуя, порой иронизируя, свободно ведет свое повествование Пушкин, а перед нами предстает типическая картина деревенского помещичьего быта. Добрая, хлебосольная семья Лариных. Но и в ней существуют крепостнические порядки. Одной строкой Пушкин может нарисовать целую сторону человеческого бытия. Например, о матери Татьяны Пушкин скажет:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь.
Исторические картины в романе быстро сменяют друг друга. И перед нами – новые картины. Вот московское барство. Меняется интонационное звучание стиха. Появляется ирония, переходящая уже в сатирическое изображение. Все те же лица, которые явно поэту не по душе:
Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Всё тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все так же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп.
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки.
Не менее сатирически рисует автор и петербургский высший свет:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы…
……………………………
Тут был на эпиграммы падкий,
На все сердитый господин:
На чай хозяйский слишком сладкий,
На плоскость дам, на тон мужчин
На ложь журналов, на войну,
На снег и на свою жену.
… некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства, холостой.
Так же лаконично и выразительно скажет и о бывшем провинциальном чиновнике:
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут…
А вот перед нами – совершенно другой мир, другая сфера жизни. Это уже трудовой люд столицы:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном разбужен.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик…
А вот господа наслаждаются зрелищем балетного спектакля:
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят…
И в это же время – оборотная сторона картины:
Еще усталые лакеи,
На шубах у подъезда спят…
………………………………
Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони.
Вот старый слуга больной, захудалой московской барыни, княжны Алины:
Им настежь отворяет дверь,
В очках, в изорванном кафтане,
С чулком в руке, седой калмык.
Краткое описание, меткая характеристика, просто выразительный эпитет – а в итоге создается всякий раз живой, полный психологического и социального содержания образ.
А сколько лирических отступлений в романе, в которых перед читателем предстает целая поэтическая география России. Сжатые, лаконичные описания Петербурга. А вот Москва – старая столица русского государства, Петропавловский замок:
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной!
Это уже страницы недавнего прошлого России.
И вот уже ощущение, что вместе с поэтом мчимся по Тверской, а перед взором – мелькающие образы:
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри…
………………………………
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины, моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Разве это не широкое историческое полотно русской жизни?
И даже когда поэт ведет рассказ о себе:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне,- это тоже история, но не страны, а одной личности, а для читателя эта история также интересна.
Задание 12 № 2915
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
12.4. Героизм и предательство в произведениях литературы ХХ века.
12.5. Когда на помощь писателю приходит сатира (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).
Комментарии к сочинениям.
В столице быстро меняется жизнь, а здесь все по старинке. Монотонное и медленное течение времени. Старшие во всем поучают младших, а младшие и носа боятся высунуть. Приезжих в городе мало, поэтому каждого принимают за чужеземца, как заморскую диковинку.
Мир города неподвижен и замкнут: его жители имеют смутное представление о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами Калинова. Нелепые рассказы Феклуши и горожан создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. Она несет в общество тьму, невежество, скорбит о конце доброго старого времени, осуждает новые порядки. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинции и диких нравов патриархального быта. Застой.
12.4. Героизм и предательство в произведениях литературы ХХ века.
Быков далек от упрощения и схематичности, а потому в центре повествования у него оказываются ситуации, в которых наиболее полно раскрывается характер человека в бесчеловечных условиях. Мотивы поведения человека, нравственные истоки подвига и предательства — вот что интересует писателя.
Героизм не синоним жертвенности. Стойкость Сотникова нельзя объяснить и фанатизмом. Быков не случайно стремится создать образ негероический. Поступок героя повести объясняется его духовной стойкостью, которая не позволяет ему поступить иначе.
Проблема героизма и предательства возникает, если речь идет о необходимости сохранить верность своим нравственным принципам в ситуации, когда проще от них отречься. А потому она вечна.
12.5. Когда на помощь писателю приходит сатира (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).
ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена
ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки
"Евгений Онегин" — трудное произведение. Самая легкость стиха, привычность содержания, знакомого с детства читателю, как ни странно создают добавочные трудности в понимании пушкинского романа в стихах.
Иллюзорное представление о "понятности" произведения скрывает от сознания современного читателя огромное число непонятных ему слов, выражений, фразеологизмов, имен, намеков, цитат.
Особенность и значение "Евгения Онегина" не только в том, что были найдены новый сюжет, новый жанр и новый герой, но и в новаторском отношении к художественному слову. Изменилось самое понятие художественного текста. Роман в стихах — жанр, который автор отделяет и от традиционного прозаического романа, и от романтической поэмы.
"Евгений Онегин" отличается особой манерой, воссоздающей иллюзию непринужденного рассказа. "Забалтываюсь до нельзя", — говорит автор. Эта манера связывалась в сознании Пушкина с прозой ("проза требует болтовни"). Однако эффект простоты авторского повествования создавался исключительно сложными поэтическими средствами. Переключение интонаций, игра точками зрения, система ассоциаций, реминисценций и цитат, стихия авторской иронии — все это создавало исключительно богатую смысловую конструкцию. Простота была кажущейся и требовала от читателя высокой поэтической культуры.
"Евгений Онегин" опирался на всю полноту европейской культурной традиции: от французской психологической прозы XVII — XVIII в.в. до романтической поэмы, также на опыты "игры с литературой" от Стерна до "Дон Жуана" Байрона. Однако чтобы сделать первый шаг в мировой литературе, надо было произвести революцию в русской. И не случайно "Евгений Онегин" — бесспорно, самое трудное для перевода и наиболее теряющее при этом произведение русской литературы.
Одновременно "Евгений Онегин" был итогом всего предшествующего пушкинского пути. Поэма "Кавказский пленник" и романтические элегии подготовили тип героя; "Руслан и Людмила" — контрастность и иронию стиля; дружеские послания — интимность авторского тона.
Поэтическое слово "Евгения Онегина" одновременно обыденно и неожиданно. Обыденно, так как автор отказался от традиционной стилистики: "высокие" и "низкие" слова уравнены как материал. Оставляя за собой свободу выбора любого слова, Пушкин позволяет читателю наслаждаться разнообразием речи, в которой есть и высокое, и простое слово.
Контрастное соположение слов, стихов, строф и глав, разрушение всей системы читательских ожиданий придают слову и тексту "Евгения Онегина" краски первозданности. Неслыханное дотоле обилие цитат, реминисценций, намеков до предела активизирует культурную память читателя. Но на все это накладывается авторская ирония. Она обнажает условность любых литературных решений и призвана вырвать роман из сферы "литературности", включить его в контекст "жизни действительной". Все виды и формы литературности обнажены, открыто явлены читателю и иронически сопоставлены друг с другом, условность любого способа выражения насмешливо продемонстрирована автором. Но за разоблаченной фразеологией обнаруживается не бездонная пустота романтической иронии, а правда простой жизни и точного смысла.
В романе постоянно идет диалог автора с читателем. Вот, к примеру, авторское обращение к читателю в четвертой главе, открывающееся словами: "Вы согласитесь, мой читатель. " Этот эпизод романа отмечен острой иронией, переливами комической экспрессии: от притворного добродушия вначале доя ядовитой насмешки в конце. Авторская мысль и слово как бы проникают здесь в чужую жизненную позицию, чтобы в итоге довести все до комического абсурда. Исследуется "житейский опыт — ум глупца".
Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство,
Хотя людей недоброхотство
В нем не щадило ничего:
Враги его, друзья его
(Что, может быть, одно и то же)
Его честили так и сяк.
Пушкинская мысль берет свой разбег с нарочитого парадокса — отождествления "врагов" и "друзей". Далее следует несколько иронических строк в адрес "друзей". И в друг автор как бы оглядывается на собеседника:
А что? Да так. Я усыпляю
Пустые, черные мечты.
Этот авторский жест несет в себе энергию живого разговорного слова. И далее в ходе иронической беседы с читателем возникает эпизод с абсолютной серьезностью тона. Автор выражает неистовый гнев, глубоко личный в своих истоках, но и понятный каждому по его собственному опыту:
Я только в скобках замечаю,
Что нет презренной клеветы,
На чердаке вралем рожденной
И светской чернью ободренной,
Что нет нелепицы такой,
Ни эпиграммы площадной,
Которой бы ваш друг с улыбкой,
В кругу порядочных людей,
Без всякой злобы и затей,
Не повторил стократ ошибкой.
Примечательно, что авторское высказывание завершается иронически, но уже словами и интонациями "друзей":
А впрочем, он за вас горой:
Он вас так любит. как родной!
На уровне характеров это дало включение основных персонажей в контрастные пары, причем антитезы Онегин — Ленский, Онегин — Татьяна, Онегин — Зарецкий, Онегин — автор и др. дают разные и порой трудно совместимые облики заглавного героя. Более того, Онегин разных глав предстает перед нами в разном освещении и в сопровождении противоположных авторских оценок. Да и сама авторская оценка дается как целый хор разных голосов.
Пушкин, таким образом построив текст, дает понять читателю, что жизнь принципиально не вмещается в литературу. И действительно, реальная жизнь таит в себе неисчерпаемые возможности и бесконечные варианты. Поэтому автор не дал сюжету однозначного развития, хотя и вывел в своем романе основные типы русской жизни. Это, с одной стороны, Онегин — тип "русского европейца", человека ума и культуры и одновременно денди, томимого пустотой жизни; и с другой стороны, Татьяна — русская женщина, связавшая народность чувств с европейским образованием, а прозаичность светского существования — с одухотворенностью всего строя жизни.
Пушкин оборвал роман, "не договорив" сюжета. Он не хотел неисчерпаемость жизни сводить к завершенности литературного текста. Но в "Евгении Онегине" он создал не только роман, но и формулу русского романа. Эта формула легла в основу всей последующей традиции русского реализма. Скрытые в ней возможности исследовали и Тургенев, и Гончаров, и Толстой, и Достоевский.
Читайте также: