Смысл произведения кому на руси жить хорошо сочинение

Обновлено: 08.07.2024

В 1866 г. в печати появляется пролог поэмы Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо “. Это произведение, изданное через три года после отмены крепостного права, сразу же вызвало волну обсуждений. Оставив в стороне политическую критику поэмы, сосредоточимся на главном вопросе: в чем смысл поэмы “Кому на Руси жить хорошо”?

Разумеется, отчасти толчком для написания поэмы Некрасову послужила реформа 1863 г. Россия, веками жившая за счет труда крепостных крестьян, с неохотой привыкала к новому строю. В растерянности пребывали все: и помещики,

и сами крепостные, что мастерски изображает Некрасов в своей поэме. Первые просто не знали, что им теперь делать: привыкшие жить исключительно чужим трудом, они были не приспособлены к самостоятельной жизни. Помещику “поют: Трудись!”, но он “думал век так жить” и уже не готов перестраиваться на новый лад.

Для некоторых такая реформа в прямом смысле подобна смерти – это автор показывает в главе “Последыш”. Князя Утятина, ее главного героя, до самой его смерти приходится обманывать, утверждая, что крепостное право на Руси все еще действует.
Иначе князя хватит удар – потрясение будет

Растеряны и крестьяне. Да, часть из них мечтала о свободе, но вскоре они убеждаются в том, что права они получили лишь на бумаге:

“Добра ты, царска грамота,

Да не при нас ты писана…”

Село Вахалаки годами судится за свои законные луга на Волге с бывшими владельцами земли, помещиками, но понятно, что этой земли крестьяне при жизни не увидят.

Есть и другой тип крестьян – те, которых отмена крепостного права застала врасплох. Они привыкли угождать своему помещику и относятся к нему как к неизбежному и нужному для жизни злу, более того – не представляют своей жизни без него. “Балуйтесь вы! / А я князей Утятиных / Холоп – и весь тут сказ!” – вот какой точки зрения они придерживаются.

Таков холоп, гордящийся тем, что всю свою жизнь допивал и доедал за барином. Верный холоп Яков, всю свою жизнь отдавший вздорному барину, напротив, решается на бунт. Но посмотрим, в чем этот бунт выражается – в лишении себя жизни, чтобы оставить помещика одного, беспомощного.

Это, как выяснилось, действенная месть, но Якову она уже не поможет…

Смысл “Кому на Руси жить хорошо”, по замыслу Некрасова, как раз-таки и заключался в изображении страны сразу после отмены крепостного права с различных точек зрения. Поэт хотел показать, что реформа проводилась во многом необдуманно и непоследовательно, и принесла с собой не только радость освобождения, но и всевозможные проблемы, требующие решения. Нищета и бесправность, огромный недостаток образования для простого народа (единственное училище в селе “забито наглухо”), нужда в честных и умных людях, которые бы занимали ответственные посты – обо всем этом говорится в поэме на простом, народном языке.

Сама Русь, кажется, многоголосо говорит с читателем, умоляя о помощи.

В то же время будет неправильным свести смысл произведения “Кому на Руси жить хорошо” исключительно к рассмотрению текущих политических проблем России. Нет, при создании поэмы Некрасов вкладывал в нее и иной, философский смысл. Он выражен уже в самом названии поэмы: “Кому на Руси жить хорошо”. И правда, кому? – вот какую проблему предстоит решить автору, а вместе с ним и читателю.

Крестьяне в своих странствиях будут расспрашивать самых разных людей, от попа и до простого солдата, но никто из их собеседников не сможет похвастаться счастьем. И это в какой-то мере закономерно, ведь каждый из героев поэмы ищет свое, личное счастье, не задумываясь о всеобщем, народном. Даже честный бургомистр Ермил не выдерживает и, в попытке облагодетельствовать свою семью, забывает о правде.

Счастье же, по мнению Некрасова, способен обрести лишь тот, кто позабудет о личном и будет заботиться о счастье своей родины, как это делает Гриша Добросклонов.

“Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям” – так отзывался о произведении Некрасова русский критик Белинский. И действительно, в этом и заключается основное значение поэмы “Кому на Руси жить хорошо” – не только и столько указать на текущие проблемы, сколько утвердить стремление к всеобщему счастью как единственно возможный путь дальнейшего развития страны.

Жанр, род, направление.

Композиция

В первой части представлены главные герои, рассказано откуда они, как начался спор и само путешествие. В ней они спрашивают о счастье попа и бывшего помещика.

Во второй части автор немного отступает от основного замысла поэмы и рассказывает о волжских крестьянах и их сумасшедшем барине, который не смог принять новую жизнь и сошел с ума.

Третья часть полностью посвящена судьбе русской крестьянки. Эта часть является уникальной, так как жизнь простой женщины в то время не была показана в литературе.

О чем поэма?

Изначально она задумывалась как поэма о счастье, но на самом деле она о жизни в стране, потрясенной коренными преобразованиями. Некрасов был ярым сторонником отмены крепостного права, но он не мог не видеть, как тяжело такие перемены сказались на жизни в целом, прежде всего, на жизни крестьян, которые оказались самым незащищенным слоем населения.

Главные герои и их характеристика

Главные герои — семь крестьян. Это простые русские мужики, которые, могли бы жить в любой деревне. Роман, Демьян, Иван, Митодор, Пахом, Пров, Лука — эти имена не сообщают ничего особенного. На их характеристику влияют названия деревень: Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Герелово, Неелово. Эти слова указывают на основную национальную черту — бедность. Как и Терпигорев уезд, и Пустопорожняя волость.

Крестьяне работящие, никогда не отказываются помочь тем, кто встречается им на пути, они честны, добродушны, простоваты. У них нет четкого понимания о том, что значит счастливая жизнь, но есть внутреннее чутье, которое всегда подсказывает, что истина еще не найдена.

Тема

Основная тема произведения становится понятна из названия. Есть ли на Руси хорошая жизнь? В стране, где никто не может сказать, что он живет счастливо. Реформы ударили по всем слоям населения, поэтому, после долгожданной отмены крепостного права, крестьянская тема стала еще более актуальной, чем до него.

Проблематика

Основной проблемой является, конечно социальная. То как строятся отношения в крестьянской общине, в которой все еще господствует самосуд, то как строятся новые отношения между бывшими господами и их крестьянами. Ведь изменения в обществе невозможны без изменений в душе каждого человека.

В каждой главе также есть своя ключевая проблема. Это проблема русского духовенства, проблема бывших помещиков, проблема положения женщины в обществе.

Идея произведения

Некрасов задумывал поэму, которая бы как зеркало народной жизни отражало бы все, что происходит в стране. Ведь душа у поэта болела за каждого жителя. Кто знает, возможно, если бы Некрасов успел закончить поэму, может быть, он и дал бы ответ на заглавный вопрос. А так он остается открытым, только напрашивается мысль о том, что за собственное счастье человек должен бороться сам. Но личное счастье невозможно без счастья гражданского.

Конец

Вывод

Некрасов трепетно и горячо любил свою страну. Он не мог оставаться в стороне от судеб крестьян, помещиков, попов, бурлаков. Многие из этих людей практически не имели права голоса, поэтому он хотел сказать за них. Герои поэмы так просты и искренни, что читатель сопереживает им с первых строк. Гражданская поэзия для Некрасова — способ сделать что-то на благо страны, от чистого сердца, от бескорыстной любви к своему народу.

2 вариант

В основе сюжета лежит спор семерых мужиков о том, кому же живется на Руси лучше всех. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, они отправляются в странствие, во время которого герои знакомятся с разными людьми.

В поэме выделяется образ народа. Это главное действующее лицо произведения. Даже семеро мужиков обобщены в один образ, это аллегория народа. Они не проявляют индивидуальный характер, в них выражены общие черты народного самосознания.

В произведении также поднимаются народные проблемы: пьянство, труд, свобода и несвобода, грех, бунт и терпение, счастье.

Проблема свободы в том, что русский крестьянин не знал, что делать с этой свободой. Он не мог приспособиться к новой действительности. Народ привык трудиться. Только труд способен возвысить нищих героев над порочностью знати. Значение каждого человека определяется не высоким положением, а вкладом в общее дело – процветание родины.

Русь в поэме бедна и измученна. Но Некрасов описывает ее как великую страну. Он жалеет отчизну. Патриотизм автора выражается в образах, живущих для Родины: сильная характером и терпеливая женщина, крестьянин-богатырь и другие герои.

Счастье для каждого персонажа разное. Для властителей это богатство и положение в обществе, а счастье простого мужика состоит из различных несчастий: били, но не убили.

Помещики в поэме представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. С некоторым сострадания Некрасов изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который хорошо относился к крестьянам, устраивал для них праздники. Однако с отменой крепостного права потерял все, так как привык к старой жизни. В контрасте с этим персонажам создан образ Последыша-Утятина, чьи родственники подговорили народ обманывать помещика. А когда последний умер, родственники обманули простой люд. Наивысшей точкой дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке.

Есть персонажи, чья судьба полностью взаимосвязана с народом. Таковы Ермил Гирин, Гриша Добросклонов. С помощью Гришиного понимания счастья можно понять основную идею произведения: счастлив тот, кто готов жить и работать для всеобщего счастья. Призыв любить свою Родину, а также бороться за свободу и счастье народа – вот главное на протяжении всего повествования, а в образе Гриши Добросклонова эта мысль окончательно воплощена.

В финале автор выражает свою точку зрения и подводит итоги поиска ответа на вопрос: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является представителем народа, способным сделать все ради народа.

Анализ произведения 3

Произведение занимает ключевое место в творчестве Некрасова. В ней поэт размышляет над проблемой народного счастья.

Действие поэмы происходит после отмены крепостной зависимости. Автор с помощью множества примеров показывает, что освобождение от непосредственной власти помещиков не решило всех проблем. Народ остался беден, невежественен, среди его представителей процветает пьянство и жестокость.

Главным героем произведения является народ, как таковой. Недаром образы семь мужичков, которые пошли искать обладателя счастья, того, кто на самом деле живет хорошо, изображены очень схематично. На это жэе указывает тот факт, что они действуют всегда вместе и их сравнительно большое число.

Некрасов разворачивает перед читателем разнообразные картины народной жизни, сложившиеся после крестьянской реформы. Странники – искатели счастливого человека, встречаются с представителями разных сословий, обладателями разного имущественного достатка, наделенных несхожими чертами характера. Истории, которые рассказаны мужичкам, показывают, что Жизнь устроена после реформы далеко не совершенно. Конечно, автор не желает возвращения к старому, цель его поэмы – побудить незамедлительно продолжить двигаться вперед.

Переустроить жизнь, по его мнению, могут выходцы из простонародья, которые, однако, получили образование и могут в своих размышлениях подняться выше своих собственных интересов и потребностей и посвятить всего себя служению общему благу. Таков Гриша Добросклонов, появляющийся ближе к концу произведения. Введя образ революционера из низов, Некрасов показал, что он не видит возможности дальнейших существенных улучшений жизни большинства путем проведения реформ сверху.

Поэма насыщена фольклорными мотивами. Само изложение несколько стилизовано под сказку. Одно количество мужичков-странников – семь, является числом, постоянно используемым в народном творчестве. Использование фольклорных мотивов помогает автору погрузить читателя в гущу народной жизни. Вызываемые ассоциации со слышанными каждым в детстве русским народными сказками, тянут за собой и воспоминания, связанные с общением с простыми крестьянами. Кроме того, стилизованность напоминает, что Некрасов сознательно представляет читателям обобщенные образы.

Поэму можно назвать эпопеей, рисующей перед читателем картины из жизни простого народа. При этом автор показывает какими он видит строителей новой жизни.

Кому на Руси жить хорошо - анализ

Главные герои представлены в виде семи странников, которые реши найти самого счастливого человека на Руси. По пути им встречаются самые разнообразные личности: общинный председатель – очень добрый и честный человек, который не пользуется своим служебным положением и работает на благо народа, крестьянка – сильная и трудолюбивая женщина, повидавшая за жизнь множество бед и несчастий, и интеллигент, добившийся всего в жизни своими собственными руками. Каждый герой располагает большими усилиями для достижения успеха. Но, к несчастью, каждый из них не испытывает полного удовлетворения в жизни. У каждого из них свои проблемы и недуги, но все они пытаются их преодолевать.

Во время путешествия семерых странников поднимаются важные общественные темы: условия жизни людей, достаток сословий, борьба с пережитками крепостничества. Некрасов пытается показать состояние общества того времени. В поэме повествуется о совершенно разных классах людей, отличающихся взглядами на жизнь, предпочтениями и желаниями. Автор пытается раскрыть характер каждого персонажа, показав большой разрыв в социальном расслоении. Некрасов призывает к социальному равенству всех людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

У каждого человека свои воспоминания о детстве. У кого-то это было время, насыщенное множеством разных событий, у других просто спокойный период роста и развития рядом с самыми близкими людьми - родителями

Человек – основная составляющая общества. Он не может существовать и формироваться самостоятельно. Принятые решения, изменение жизненных ценностей, зависит от окружения.

Родион Романович Раскольников - это главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского Преступление и наказание. Мне сложно назвать этого человека положительным

Месяц май в нашей стране знаменует не только полную победу Весны в природе, но еще и первую декаду непреходящих выходных и праздничных дней. Одним из таких праздников и первый по счету – это Первое Мая

Как жить? Ведь многим было понятно, что закон был принят непродуманно, со многими ошибками. Вот и собираются крестьяне и идут искать правду. Читая поэму, кажется, что сама их родина просит о помощи. Идя по дорогам, оврагам и буеракам деревень и сел, мужики расспрашивают всех, кого встречают по пути. Рассказы прохожих не только не радует их, а во многом пугают.

Живут люди плохо, тяжело работают, угнетаются и обираются богатыми. Но хорошей жизни, радости и удачи хотят все. Автор же объясняет, что счастливым в России может быть только тот, кто отдаст свою личную благодать за благополучие других. Разные люди, которых автор вывел на "сцену" с разными качествами и надеждами, бредут они по просторам и думают о том, что такое счастье и кто его достоин.

Смысл поэмы Кому на Руси жить хорошо

Смысл поэмы Кому на Руси жить хорошо

Сургут, один из тех редких городов, чья дата основания известна достоверно. Девятнадцатого февраля тысяча пятьсот девяносто четвёртого года царь Фёдор Иоаннович дал указ о строительстве города Сургута.

Для жизни любого организма необходимо совсем чуть-чуть, для человека немного больше. Людям необходимы не только природные данные, но и материальные, а также духовные. Они помогают стать полноценной личностью в обществе и обрести счастье.

Часто я слышу от своих родителей призывы хорошо учиться, много читать, и при необходимости применять знания. Понимая это, стремлюсь, получить глубокие знания, по всем предметам. Но особенно я увлечен математикой, информатикой,

Каждый человек хочет жить в доме, где комфортно и тепло. Дом – это место куда человек возвращается каждый день. Это личное пространство. Конечно, у каждого свой образ дома мечты. Ведь у каждого разные желания и увлечения.

Многие люди в последнее время жалуются на то, что обучаться стало сложно и учебный материал им плохо дается. Мне кажется что все дело в людях, мы стали ленивы и не уделяем достаточно времени своему образованию

Хороший человек. Как часто мы говорим о нём. Кто же это такой? В нашем понимании, хороший – это тот, кто обладает такими качествами, как честность, искренность в своих чувствах, сострадание, милосердие и прочее

Смысл поэмы Некрасова - Кому на Руси жить хорошо

Смысл книги

Утром все семеро отправились на поиски истины. И начали они с попа. Но услышав доводы, поняли, что попу живется несладко. И на Руси он не самый счастливый человек. Много повидали крестьяне мест после той встречи со священнослужителем. Обойдя знатную часть честного народа, они пришли к выводу, что никто не живет вольготно на Руси. В глубине души у всех опрошенных есть груз, который тянет вниз и не дает насладиться жизнью.

Название поэмы с первого прочтения готовит читателей к погружению в атмосферу российской действительности. Чем глубже копнуть, тем больше ощущается неизбежность бытия. Безрадостное существование всех членов общества навивает грусть. Всегда чего-то не хватает: денег, времени, душевного спокойствия. Люди не ценят, что имеют. Не умеют довольствоваться малым. Главная ценность – человеческая жизнь. Но в бесконечном круговороте жалоб это сложно осознать. Крестьяне нарисовали в своих головах идеальные образы счастливых людей. Но забыли оценить, что мнение – дело субъективное. Что одному хорошо, другому – наказание.

Образ Матрены Тимофеевны был одним из последних в поэме. Крестьянка с виду могла показаться той, кому вольготно жить на Руси. Но ее жизненная история всколыхнула самые черствые сердца. Судьба преподнесла много испытаний. Для женской души они оказались непреодолимыми.

Григорий Добросклонов – единственный счастливый человек на Руси. Борясь за справедливость, он отстаивал интересы крестьян. И просто был счастлив от того, что помогает народу. Он был из бедной семьи, но при этом понимал: счастье далеко не в деньгах. Стремление сделать мир лучше, бескорыстная любовь к людям – факторы, влияющие на ощущение внутренней гармонии. И хорошо жить тому, кто это понимает.

Некрасов приковал внимание к вопросу, который задают люди по сей день. Рецепт счастья хочет узнать каждый. Но до сих пор вольготно живется лишь единицам. Кто не сравнивает, не завидует, а идет с высоко поднятой головой к благим целям. Смысл названия произведения и в том, чтобы показать, ставшее для России привычным, деление на богатых и бедных. Оценивать друг друга по сословному признаку – глупость. Но именно это деление и используют герои поэмы. Автор хотел показать, как важно помещикам перестать давить на крестьян. А крестьянам научиться жить другой жизнью, используя свою голову для решения проблем.

Сюжет и смысл поэмы

Прошло три года после отмены крепостного права в 1861 году и можно было подводить первые итоги реформы. Итак, русский мужик освобожден. Это сделало его счастливым? Перед нами семеро мужиков, которых жизнь явно не балует, решают поискать счастья и правды. Пойти ради этого по Руси матушке и поучиться уму разуму у людей. А вдруг счастливых встретят?

Что уж говорить о крестьянах, чьи вздохи еще тяжелее:

Добра ты, царска грамота,

Да не при нас ты писана…

Под царской грамотой имеется в виду реформа. Да, крестьянин больше не личный раб помещика, но он теперь ему по жизни должен, как жители села Вахлаки, которые никак не могут отсудить у помещика свои законные земли. А как же им кормиться?

С горечью описывает Некрасов тип крестьянина-холопа, лакея. Крепостное право искалечило души некоторых мужиков, которые только и привыкли, что барину угождать. Им и свобода-то не нужна. Вот о чем говорится в строках:

Балуйтесь вы!

А я князей Утятиных

Холоп – и весь тут сказ!

Затем нам рассказывают страшную историю Якова, лакея, который решается бунтовать. Но каков же этот бунт? Несчастный лишает себя жизни, вот и вся месть…

Мы видим, что двухсотлетнее проклятие крепостного права изуродовало российскую жизнь глубоко, до основания. И реформа не сильно помогла – она не сделала народ счастливым. Некрасов честно рисует все проблемы, ею вызванные, продолжающие старые беды. Народ по-прежнему нищ и гол, тёмен и бесправен. Маловато у нас и честных людей, чтобы быть счастливой страной. Но главная-то беда в том, что народ даже не представляет себе образа счастливой жизни, не видит пути к ней. Каким должно быть счастье, где его искать, вопрошают странники? Но – с кем держу совет, ни в ком правды нет. Нет ответа, молчит Русь.

Однако Некрасов не только сострадает народу – он любуется им, его силой, его сердцем, уцелевшим несмотря на годы рабства:

В рабстве спасенное

Сердце свободное.

Где же он находит эти уцелевшие сердца? В удивительных народных образах. Таких, как Савелий, Матрёна Тимофеевна. Матрена Тимофеевна – удивительный образ русской женщины: красивой, умной, сильной, но слишком много страдавшей. Мужики находят ее, когда решают поискать счастья среди баб. Вот уж совсем не по адресу, прямо скажем…Не было счастья в Матрениной жизни. Промелькнуло оно и растаяло, погиб ее единственный любимый сыночек – еще совсем ребенком. А виновен в его гибели другой народный персонаж — русский богатырь Савелий, которому дана была недюжинная сила, да , видать, зря.

Смысл финала поэмы

Некрасов не успел завершить произведение, однако старался поработать отдельно над последней, финальной частью. Гриша Добросклонов идет по родному краю и славит Русь:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

Ему предстоит огромная работа народного просвещения, счастливая и страшная судьба. Русское счастье, оно такое – с оттенком боли и горечи. И Некрасов именно с горечью говорит об этой судьбе:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Читайте также: