Случай мощное мгновенное орудие провидения пушкин капитанская дочка сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Сострадание — это важнейшее нравственное качество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты — необходимые качества человеческой личности, помогающие человеку в критической ситуации.

То же самое чувство сострадания живет в душе Гринева по отношению к Маше Мироновой. Исследователи отмечали, что сама любовь героя — русская любовь, не любовь-страсть, а любовь-жаление (В.Н. Катасонов. Так, Гринев спасает Машу из плена Швабрина, отправляет ее к своим родителям, заботясь о безопасности своей невесты, молчит о ней во время суда.

Чувством терпимости, доброты, большой привязанности к своему воспитаннику проникнуто и все поведение Савельича, дядьки Петра. Так, он проявляет терпимость в эпизоде с Зуриным (биллиардный проигрыш Гринева), спасает своего воспитанника от смерти, бросившись в ноги к Пугачеву.

Мотив милосердия возникает и в финале романа, в эпизоде обращения Маши Мироновой к императрице с просьбой спасти жениха. Гринев помилован по указанию императрицы.

Здесь искали:

  • милосердие пугачева к гриневу
  • сочинение милосердие в капитанской дочке
  • что такое милосердие привести пример из капитанской дочки

Поездка в Оренбург. Первая встреча с Пугачёвым

Из Оренбурга Гринёв был послан служить в Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов. Он был необразованным человеком, но от всех остальных его отличали доброта души и честность. У Миронова есть жена — Василиса Егоровна, которая принимает все военные дела как свои хозяйственные. Спустя небольшой промежуток времени Пётр Андреевич стал для их семейства родным человеком, да и сам он, не замечая того, очень сильно привязался к семье коменданта. Маша Миронова – капитанская дочка. К ней Гринёв тоже очень привязался, считал её благоразумной и чувствительной девушкой.

Капитанская дочка осталась в крепости

Маша Миронова, капитанская дочка, осталась в крепости, так как попадья выдала её за свою племянницу. Гринёв несколько раз совершал безуспешные попытки поездки в Оренбург для того, чтобы попросить помощи у военного коменданта. Петру Андреевичу отказали, и он вновь поехал в Белогорскую крепость. Гринёва по пути туда вновь задержали мятежники, и Пугачёв мог бы исполнить то, что не сделал в прошлый раз. Однако разбойник, узнав о цели поездки Гринёва, решил отпустить его и Машу Миронову.

В Белогорской крепости Пётр Андреевич с помощью разбойника Пугачёва освобождает Миронову. Швабрин решает раскрыть перед атаманом обман, однако тот не изменил своего решения и отпустил Гринёва.

Потом Гринёва арестовали, и на суде он был совершенно спокоен и уверен в себе. Швабрин оговорил Петра, и последнему предстоял позор и ссылка в Сибирь. Однако его спасает Маша Миронова, которая попросила царицу смилостивиться над Гриневым.

Дружба Гринёва и Швабрина. Любовь к капитанской дочке

Аргументы великодушия:

Донской казак Пугачёв

Белогорская крепость была взята после первого нападения. Пленных повели присягать разбойнику, и уже первым на виселице погиб комендант крепости Миронов. Сразу же после него была убита и его жена Василиса. Такая же смерть ждала и Гринёва, однако Пугачёв его помиловал. На следующий день Пётр Андреевич узнал, что незнакомцем, которому он отдал заячий тулуп, оказался атаман разбойников. Благодаря именно этому поступку Гринёва осталась жива его возлюбленная – капитанская дочка.

Капитанская дочка — сочинение по произведению кратко 8 класс

История происходит во второй половине XVIII века. Повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринева. В годы своей молодости он был отправлен строгим отцом служить в Оренбург. И хотя молодой человек должен был отправится в Семеновский полк в Петербурге, строгий отец решил, что вместо развлечений в столице, ему следует пожить настоящей жизнью в провинции. Пробираясь во время бурана со своим провожатым к ночлегу, он принимает помощь от постороннего мужчины и в благодарность дарит ему заячий тулуп. Это, казалось бы, незначительное событие в дальнейшем спасло его жизнь.

В Оренбурге Петр влюбляется в юную Марию Миронову. Единственным близким по духу человеком для него становится Алексей Швабрин: он также молод и образован. Однако тот высмеивает стихотворение, сочиненное Петром для Марии и всячески намекает на неподобающее поведение девушки. В итоге Швабрин оказывается гадким человеком, клеветником, не способным на хорошие поступки.

Когда Пугачев входит в город кажется, что Гринев обречен. Но Емельян узнал молодого дворянина, вспомнил его доброе дело и решил помиловать. однако Петр отказывается присягать на верность бунтарю. Этот поступок восхищает Пугачева, и он отпускает Петра. поведение Гринева говорит о том, что он вырос настоящим мужчиной, способным постоять за себя и свою Родину. Гринев своим поведением подтверждает эпиграф к повести, в котором говорится, что честь необходимо беречь смолоду. Главный герой не испугался смерти, но не изменил своим идеалам. Его честность и преданность покорили Пугачева, который впоследствии помог ему еще раз.

Маша Миронова – дочь местного капитана,предстает перед читателем скромной девушкой. Родители ее довольно бедны и мечтают, что какой-нибудь добрый человек сжалился над ней и взял ее замуж. Но за время развития сюжета становится понятно, что у девушке есть стержень и внутренняя сила. Она отказывается от ухаживаний Швабрина, так как этот человек ей неприятен. Даже когда он силой удерживает и обещает выдать ее людям Пугачева, она не соглашается выйти за него замуж. Петю Гринева она любит самоотверженно и готова на все ради него. Благодаря Маше, которая отправилась в Петербург к императрице просить помиловать своего любимого, Петр Гринев остался жив.

Фигура Пугачева изображается здесь не только в виде жестокого и кровожадного бунтаря, но также показываются его положительные стороны. Он ценить хорошие поступки и готов отвечать добром на добро. Пугачев представлен умным человеком, понимающим, что его ждет впереди. Он также осознает, что среди его команды есть предатели.

В данном произведении много внимания уделяется рассуждению о нравственном выборе человека, о долге, чести и любви.

Похожие материалы:

Сочинения

Пушкин — автор многих произведений классической литературы. Однако, когда затрагивается тема благородства и любви, то невольно вспоминается его Капитанская дочка, по которой нам предстоит написать школьное сочинение.

Капитанская дочка краткое сочинение

Роман Капитанская дочка переносит нас в историческое прошлое. Это семидесятые годы восемнадцатого века. В те времена крестьяне устали от непосильного ярма крепостного права, и их недовольство выливается в восстание под предводительством Пугачева. Однако это не основная мысль произведения, ведь Пушкин хотел показать не столько народную войну, сколько пытался раскрыть тему патриотизма, достоинства человека, тему верности. Помимо прочего, в романе затронуты такие важные аспекты человеческих отношений, как тема семьи и любви.


Один из главных героев Петр Гринев рассказывает о событиях из своей жизни. О том, как ему пришлось ехать на службу в Оренбург, и благодаря отцу, который захотел сделать из сына настоящего мужчину, Петр попадает в Белогорскую крепость. Уже по дороге на службу молодой человек проявил свой характер, расплатившись с долгом и отдав в знак благодарности за помощь свой тулуп. Как оказалось позже, человеком который помог Гриневу добраться до трактира был Пугачев, и эта встреча впоследствии сыграет огромную роль в жизни Петра.

Знакомясь с произведением Капитанская дочка, и работая над нашим сочинением-рассуждением на тему чести, хочется упомянуть напутственные слова отца сыну, которого тот отправлял в дальнюю дорогу. А дал он ценнейший совет беречь платье снову, а честь свою смолоду. И Петр не отступил от этого ни на шаг. Гринев предстает перед нами честным человеком, порядочным, добрым, смелым мужчиной. Даже подвергаясь смерти, он не роняет своей чести и не переходит на сторону врага.

Тут же мы видим Пугачева, который был временами жесток, был злодеем и преступником, но и ему было не чуждо понятие великодушия и справедливости. Пугачев не только не убивает Гринева, но и отпускает его. А все потому, что Пугачев не забывал и хорошее к себе отношение, стараясь отплатить людям тем же.

Прекрасно раскрывается в Капитанской дочке и тема любви, где перед читателем возникают образы Петра, Маши и Швабрина. Благодаря классическому любовному треугольнику в романе появляются острые нотки переживаний. Ведь Швабрин делал все, чтобы Петр и Маша не были вместе. Однако их любовь была настолько большой и чистой, что влюбленные преодолевают все преграды и остаются вместе.

Мой любимый герой

Прочтя произведение Пушкина Капитанская дочка, невозможно не заметить в романе сразу нескольких ярких героев. Однако, лишь один персонаж заинтересовал меня больше всего. Именно этот герой, а вернее героиня, оказалась мне ближе всего по духу. Это Маша Миронова — капитанская дочка, дочка коменданта крепости, куда попадает на службу Петр Гринев.

Поначалу Маша кажется застенчивой и трусливой. Такой же трусливой видели Машу и ее родители. Но, как часто бывает, первое впечатление было обманчиво, и это доказывают дальнейшие события. Девушка с ангельским голосом и хрупким станом оказалась сильной личностью, которая противостояла Швабрину, и даже испытание голодом и темница не сумели ее сломить. Маша ни при каких обстоятельствах не соглашалась выходить замуж за нелюбимого человека, и это вызывает настоящее восхищение. Вызывает восхищение и то, что Маша не побоялась явиться даже к императрице с целью добиться милости государыни, и освобождения Петра.

Прочитав Капитанскую дочку, мы увидели добрую, сильную девушку, которая умеет любить по-настоящему и не предает свои чувства. Благодаря силе ее характера, наши герои все же воссоединяются, и это прекрасное окончание романа.

Сочинение на тему: Капитанская дочка

А какую оценку поставите вы?

Оцените сочинение: Рейтинг 4.20 [814 Голоса (ов)]

Эта повесть является самым известным произведением А. С. Пушкина в прозе. Считается, что идея создания исторического романа появилась у многих писателей девятнадцатого века под влиянием В. Скотта.

Пушкин написал свою повесть не на пустом месте, а на основе реальных событий восемнадцатого века в России – войны правительственных войск с Е. Пугачевым. Автор с позволения царя имел доступ к архивам, ездил по Уралу в поисках живых свидетелей тех событий. Пушкин был человеком независимым и честным, поэтому он не смог написать книгу, где люди однозначно делились бы на плохих и хороших. Видимо, живое общение со стариками, ровесниками его героев, помогло ему составить реальный образ Е. Пугачева, который был не просто бунтовщиком, а, как минимум, крайне незаурядным человеком — сильным, умным, умеющим ладить с людьми, по-своему справедливым и порядочным. Пугачев предстает перед нами как простой человек, с которым можно наладить отношения, с которым можно дружить. Он не выглядит сказочным злодеем или недоступным полководцем.

И Екатерина II также показана в быту, а не на парадном приеме. Она – не небожительница, не императрица, а женщина, способная внимательно выслушать собеседника, сочувствовать чужому горю, судить справедливо.

Главные герои этого повести – молодые люди, которых сначала мы видим как очень юных людей, не успевших себя проявить и поэтому кажущихся слишком простыми и наивными. Но они были правильно воспитаны, родители примером всей своей праведной жизни привили им четкие представления о добре и зле, о правде, об ответственности. Поэтому мы не удивляемся, когда, оказавшись в жизни перед трудным выбором, они принимают верные решения, за которые могут себя уважать. И читатель тоже не остается равнодушным. Ведь в жизни каждого из нас могут встретиться серьезные препятствия, преодолевая которые важно оставаться человеком.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!



Пример сочинения 1

Так же актуальна для повести проблема "отцов и детей". Отец Петра Гринева отправляет Петрушу в Белогорскую крепость для того, чтобы юноша ощутил все тяготы настоящей службы, которые смогли бы из мальчишки воспитать мужчину. Пётр Гринев не мог ослушаться отца, потому что очень любил и уважал его.

Так же А.С.Пушкин поднимает проблемы долга, чести, верности и дружелюбию. К примеру Гринев проиграл 100 рублей, но он их вернул, хотя Савельич уговаривал его этого не делать. Петруша до смерти верен своей возлюбленной и стоит за нее до конца. Также он был готов отдать свою жизнь за честь, не присягнувши Пугачеву как Иван Кузьмич, но Гринева помиловали. Швабрин - это полное противопостовление Гриневу. Он подлый, лживый, всегда ищет только выгоду. Он принуждает Машу силой за него выйти, пытается убить Петрушу, обманывает Пугачева и в конце концов получает заслуженное. Сейчас большинство людей утратили такую верность, честность, службу своей родине. "Капитанская дочка" - наглядный роман показывающий все пороки человека, его недостатки и положительные стороны

Я думаю, что современное звучание произведения состоит в том, что автор затронул важные общечеловеческие проблемы, которые актуальны и сегодня. Читая эту замечательную повесть, мы находим ответы на многие вопросы современности: об отношении отцов и детей, о любви и верности, о том, как важно любить свою родину и быть готовым защитить ее.

Пример сочинения 2

Трудности ожидали Гринева и в Белогорской крепости, куда он прибыл на службу. Своим поступками здесь Петр доказал свою верность заветам отца, не пошел против долга. Алексей Швабрин – соперник Гринева, его антипод, человек лживый и корыстный, ради своих личных целей готовый совершить любой низкий поступок. Швабрин пытался всячески помешать соединению Маши Мироновой и Петра, распускал сплетни.

А когда крепость захватили бунтовщики, он перешел на сторону Пугачева, опять же ища в этом выгоду для себя.
В конце концов, абсолютная преданность друг другу, чувства любви и уважения помогли Маше и Петру пройти все испытания, для них все заканчивается благополучно.


Пример сочинения 3

  • Проблема чести долга, которая наиболее ярко прослеживается на примере двух персонажей-антиподов – Гриневе и Швабрине. Находясь в схожих обстоятельствах, герои принимают разные решения, совершают кардинально противоположные поступки.
  • Проблема взаимоотношений родителей и детей, которая проявляется в отношениях между Гриневым-старшим и Петром.
  • Проблема взаимодействия власти и общества, представленная противостоянием Екатерины II и Емельяна Пугачева.

Проблематика повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Все что связано с долгом и честью, соотносится с главным героем повести Петром Гриневым, которому родители, обедневшие дворяне, не смогли дать ничего кроме мудрых наставлений о чувстве долга, ответственном отношении к делу, которым собрался заниматься, и чести, которую надлежало хранить смолоду как платье снову. Как всякий молодой человек, только что покинувший отчий дом, Петр учится на своих ошибках и все-таки свято хранит в душе отеческие заветы. Поэтому искренне и от души награждает незнакомца за помощь, подарив ему заячий тулуп, несмотря на возражения Савельича, которого уважал и любил.

Знакомство со Швабриным дает возможность Гриневу повзрослеть в разы быстрее – беспринципный и бесчестный Швабрин показывает Петру каким не должен быть человек. Гринев больше никогда не перейдет ту грань, которая сможет уронить его честь и чувство собственного достоинства.

Верность долгу – еще один показатель, по которому можно оценить образ Гринева. Присягнув один раз императрице, он не собирается изменять ей, даже под страхом смертной казни. И снова его антиподом становится Швабрин, постоянно меняющий свои взгляды и мечущийся между государством и самозванцем Пугачевым, руководствуясь исключительно собственной выгодой. У выходца из народа Пугачева намного больше развиты благородные чувства свойственные высшему сословию, нежели у того же Швабрина, и это импонирует Гриневу, который хоть и должен противостоять самозванцу, все-таки принимает государственного преступника как человека, которому знакомы понятия долга и чести.

Семейство Мироновых тоже удивляет своей порядочностью, и хоть главенствует в семье Василиса Егоровна, она, увидев гибель своего мужа, в последний раз признается ему в любви, а потом покоряется неизбежному и погибает вслед за ним.

Высокие моральные принципы Маши не могут не вызывать уважения читателя. И она представляется идеальной русской женщиной, верной женой и в будущем добродетельной матерью большого семейства. Вообще, женские образы в повести отражают проблему женского самопожертвования любви, долгу, порядочности и доброты. Так, несмотря на внутренний страх, попадья укрывает у себя Машу, рискуя навлечь на свою голову гнев Пугачева. Порядочность присуща и императрице, благосклонно выслушавшей несчастную девушку и оказавшей ей высочайшую помощь и поддержку.


Пример сочинения 4

А вот Екатерина Вторая демонстрирует крутой нрав и недюжинную жестокость. Императрица, по свидетельствам историков, действительно была волевой натурой, но не чуждалась самодурства и других прелестей абсолютной власти. Ее политика укрепляла дворянство, предоставляя ему всяческие привилегии, но вот простой народ вынужден был нести на себе ношу этих благодеяний. Царский двор жил на широкую ногу, а не знатные люди голодали, терпели насилие и унижение рабского положения, проигрывались, продавались с молотка. Естественно, социальная напряженность только росла, а Екатерина не пользовалась народной любовью. Иностранка была замешана в заговоре и с помощью военных свергла своего мужа, законного правителя России. Забитые и зажатые в тисках несправедливости крепостные верили, что убитый Петр Третий готовил указ об их освобождении, а супруга убила его за это. Суеверием и слухами воспользовался Емельян Пугачев, донской казак, объявивший себя спасшимся царем. Он подстегнул недовольство вооруженных казаков, челобитные которых никто не слушал, и вдохновил на бунт крестьян, замученных произволом и барщиной.

Там, вдали от отчего дома, герой проходит суровую школу жизни: сначала проигрывается в карты и обижает верного слугу, испытывая муки совести. Позже он влюбляется в Марию Миронову и рискует жизнью на дуэли со Швабриным, защищая честь возлюбленной. Отец, узнав о причине схватки, отказывает в благословении на брак с бесприданницей. После захвата Белогорской крепости Петр остается верным присяге, и благородство дарует ему снисхождение Пугачева: он уважает выбор юноши и не трогает его. На решение бунтовщика повлияла доброта пленника: когда-то в дороге он дал казаку полушубок и обошелся с ним весьма приветливо. Простой человек оценил милость барина и ответил услугой на услугу. Пушкин сталкивает их не один раз, и всегда дворянина выручают его прямота и великодушие.

кто подарил Петруше заячий тулуп (капитанская дочка)

Гринев, ехавший со своим дядькой Савельичем к месту службы, в оренбургской степи попадает в буран. Их выводит к жилью случайно встретившийся им мужик, ставший их вожатым, то есть проводником. В знак благодарности Гринев отдает мужику свой заячий тулуп.

Очень уж не хотелось Савельичу расставаться с заячьим тулупом. Но Гринев не послушал старого слугу. И оказался прав.

Гринев, ехавший со своим дядькой Савельичем к месту службы, в оренбургской степи попадает в буран. Их выводит к жилью случайно встретившийся им мужик, ставший их вожатым, то есть проводником. В знак благодарности Гринев отдает мужику свой заячий тулуп.

Очень уж не хотелось Савельичу расставаться с заячьим тулупом. Но Гринев не послушал старого слугу. И оказался прав.

Капитанская дочка (страница 24)

— Как изволишь. — отвечал Савельич, — а я человек подневольный и за барское добро должен отвечать.

Пугачев был, видно, в припадке великодушия. Он отворотился и отъехал, не сказав более ни слова. Швабрин и старшины последовали за ним. Шайка выступила из крепости в порядке. Парод пошел провожать Пугачева. Я остался на площади один с Савельичем. Дядька мой держал в руках свой реестр и рассматривал его с видом глубокого сожаления.

Видя мое доброе согласие с Пугачевым, он думал употребить оное в пользу; но мудрое намерение ему не удалось. Я стал было его бранить за неуместное усердие и не мог удержаться от смеха.

— Смейся, сударь, — отвечал Сявельич, — смейся; а как придется нам сызнова заводиться всем хозяйством, так посмотрим, смешно ли будет.

Вышед нa площадь, я остановился на минуту, взглянул на виселицу, поклонился ей, вышел из крепости и пошел по Оренбургской дороге, сопровождаемый Савельичем, который от меня не отставал… Я шел, занятый своими размышлениями, как вдруг услышал за собою конский топот. Огянулся; вижу: из крепости скачет казак, держа башкирскуго лошадь в поводья и делая издали мне знаки. Я остановился и вскоре узнал нашего урядника. Он, подскакав, слез с своей лошади и сказал, отдавая мне поводья другой:

— Ваше благородие! Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчиный тулуп). Да еще, — прибавил, запинаясь, урядник, — жалует он вам… полтину денег… да я растерял ее дорогою: простите великодушно.

Савельич посмотрел на него косо и проворчал:

— Растерял дорогою! А что же у тебя побрякивает за пазухой? Бессовестный!

— Что у меня за пазухой-то побрякивает? возразил урядник, нимало не смутясь. Бог с тобою, старинушка! Это бренчит уздечка, а не полтина.

— Добро. — сказал я, прерывая спор. — Благодари от меня того, кто тебя прислал; а растерянную полтину постарайся подобрать на возвратном пути и возьми себе на водку.

— Очень благодарен, ваше благородие, — отвечал он, поворачивая свою лошадь, — вечно за вас буду Бога молить.

При сих словах он поскакал назад, держась одной руно за пазуху, и через минуту скрылся из виду.

Я надел тулуп и сел верхом, посадив за собою Савельича.

— Вот видишь ли, сударь, — сказал старик, — что я недаром подал мошеннику челобитье6: вору-то стало совестно, хоть башкирская долговязая кляча да овчиный тулуп не стоят и половины того, что они, мошейники, у нас украли, и того, что ты сам изволил пожаловайть; да все же пригодится, а с лихой собаки хоть шерсти клок.

    6 Челоби́тье (устар.) — прошение (от бить чело́м — кланяться до земли).

Капитанская дочка

Тулупчик заячий

Что же касаемо Пугачева, тут сплелись воедино два фактора: подражая Вальтеру Скотту, Пушкин пытается даже в самом злодейском злодее найти какие-то положительные черты, а другое — знакомясь с документами по восстанию, он проникся идеей о том, что все же была у сурового казака какая-то своя, мужицкая правда, не совсем понятная дворянам, но от этого не перестающая быть правдой. И он решается на смелый ход, показав мятежника более благородным типом, чем дворянин Швабрин, и более мудрым и опытным, чем дворянин Гринев.

Быть опытнее Гринева не трудно, но сколько их — романтических героев дворянского происхождения, у которых молоко на губах не обсохло, разделывались лихо на сказочных страницах книг других авторов со всеми злодеями подряд без разбора. Пушкин же, оставаясь в традициях романтизма, пытается вносить в свои произведения штрихи реализма, становясь в этом деле пионером в отечественной литературе.

Хотя, все же, главный ход, позволивший оклеветанному Гриневу получить прощение решен в романтическом ключе — случайная встреча Маши и не узнанной ею императрицы.

19 октября 1811 года считается днем основания Царскосельского лицея — Пушкинская дата

. Почти каждый год к этому событию Александр Сергеевич писал новые стихи…

Читайте также: