Слова назидания абая кунанбаева сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Казахские степи не один век были местом ссылки тех, кто выпадал из очерченных властью границ дозволенного. Практиковалось это еще задолго до строительства лагерей АЛЖИР, Карлаг, Дальний и около десятка других. В 19 веке в Казахстан отправлялись туда помимо декабристов широкий круг интеллигенции разных профессий, чьи мыслительные продукты требовалось удалить от столицы. Среди таки ссыльных был, например Ф.М. Достоевский.

В основном ссылали людей на территорию современного северо-восточного и центрального Казахстана, так называемого когда-то, Среднего Жуза, население которого всегда славилось своими мудрецами, поэтами. А поток интеллигенции из Петербурга в эти земли, причем людей деятельных, ускорило развитие казахской культуры и появлению новых великих имен среди кочевого тогда народа.

Ибрагим Кунанбаев с детства был очень внимательным и думающим, за это его бабушка и прозвала Абай, что как раз и отражает эти качества. Его семья стояла во главе рода и от него требовалось четкой управленческой подготовке по обеспечению преемственности власти от отца. Но Абай был склонен не к управлению, а прельщали его новые знания.

В детстве он одновременно изучал несколько восточных языков в религиозной школе, вместе с тем умудрялся учиться и в русском учебном заведении. В результате такого двойственного воспитания он Абай был лишен предрассудков относительно национального вопроса и в достаточной мере понимал и восточную и западную человеческую психологию. При этом, общий уровень общего образования в те годы среди казахов был на очень низком уровне. Народ больше был склонен к познанию практических бытовых вещей, который позволяли успешно развивать свое натуральное хозяйство. Тем не менее, отец готовил Абая к управлению родом, полностью оторваться от народа, уйдя в науку тот не мог. Поэтому всё четче он видел имевшуюся тогда пропасть между тем как жил его народ и остальным цивилизованным миром.

Абай стал переводить на казахский язык мировую литературу и знакомить свой народ с произведениями русских, немецких, английских авторов. Одновременно, он способствовал развитию грамотности среди населения. В его представлении - было необходимо показать уровень современной цивилизации через искусство и литературу, и тогда народ сам осознает необходимость стремления к развитию и формирования пути совершенствования.

Чтобы донести свои мысли в понятной форме до большинства людей, Абай начинает писать свои сочинения. С годами его произведения становятся всё серьезнее и вершиной его творчества становятся "Слова назидания". Это одно из главных произведений казахской литературы и философии представляет собой сборник коротких притч и размышлений на различные темы. В оригинале это произведение дословно называется "Черное слово", что означает одновременно и прозу, и назидание, и печальную картину сегодняшнего дня и ту тьму, которую должно рассеять распространение правильного слова среди людей.

Абай открыл дверь казахской культуры и внес неоценимый вклад в развитие своего народа. За ним последовали многие и начался период подъема мысли, науки среди казахов. Он умер в начале двадцатого века, вряд ли представляя масштабы грядущих перемен. От современных Абаю кочевников народ пройдёт путь через революции, войны, периоды глобального развития к новой эпохе, обретя даже независимость.

Но "Слова Назидания" не стаи выполненным планом. Они всё же не о прогрессе, не об экономике и не о независимости. Они о развитии человека. Всестороннем. Да и не только к казахам это относится. Слова Назидания переведены на многие языки, потому, что если обратить их к любому современному народу - они не потеряют своей актуальности.

Ребенок боится огня, а взрослому, выходит, не страшна и божья кара. Дети, когда им стыдно, го­товы провалиться сквозь землю, а взрослые, оказы­вается, в такие минуты даже глаз не прячут. Более того, они способны тут же отречься от тебя, если ты хоть в малости не будешь соответствовать их пред­ставлениям о жизни. И это мой народ, к сердцу ко­торого мы все ищем тропу…

***Советуем также прочитать еще об одном казахском деятеле 19 века - Чокане Валиханове .

***Подписывайтесь и читайте 11 экю . Делитесь с друзьями и ставьте лайки. Дальше будет интереснее, ведь история не заканчивается.

Слово Первое: немой глухому

Перечитывая “Слова назидания” Абая, удивляюсь вечности целовеческих ценностей и пороков. Все, что было сказано почти полтора века назад, остаются поводом для размышлений и сейчас.
“Слова назидания” – это философский трактат, в оригинале называющийся “Кара соз”. На казахском языке звучит как “проникновенные слова”, слова, доходящие до глубины души.
Эту статью намеренно помещаю в рубрику “Традиции и обычаи казахов”, т.к. считаю труды великого казахского мыслителя не только достойными традиций народа, но и представлением казахского менталитета миру.
Глубокие переживания за духовное будущее людей, стремление поднять их культуру; точность и меткость фраз, гордость за высокие культурные достижения и глубокая печаль за пороки общества описываются в философском труде, известном далеко за пределами Казахстана. Человеческая мысль не имеет границ, философия Абая достойна особого внимания.
Здесь цитата из “Слов назидания” Абая Кунанбаева, Слово пятнадцатое:
“Между умными и глупыми людьми, по-моему, есть существенная разница.
Родившись на свет, человек не может жить, не увлекаясь интересными вещами. Дни увлечений и поисков остаются в памяти самыми светлыми днями его жизни.
Разумный человек интересуется достойными серьезными делами, упорно добивается своей цели, и даже воспоминания о перенесенных невзгодах на пути к ней ласкают слух и радуют сердце его слушателей. В ней не найдешь и тени сожаления о прожитых годах.
Легкомысленный человек тратит время на ничего не стоящие, пустые, бессмысленные затеи. Хватившись, обнаруживает, что лучшие годы пролетели напрасно и позднее раскаяние не приносит ему утешения. В молодые годы он ведет себя так, будто молодость бесконечна, не сомневается, что впереди его ждут еще более заманчивые утехи и радости. Но очень скоро, утратив былую силу и гибкость, он оказывается не годным ни на что.
И еще одно искушение подстерегает людей, страстно увлекающихся — достижение успеха или приближение к нему, дурманит им головы, пьянит. Хмель застилает разум, заставляет совершать оплошности, человек невольно привлекает к себе внимание окружающих, становится объектом людских пересудов и насмешек.
Разумные в такие критические моменты не теряют рассудка, сдержанны и не выставляют своих чувств на всеобщее обозрение.
Глупый же скачет на неоседланном коне, воздев глаза к небу, словно обезумев, потеряв в пылу шапку и не обращая внимания на то, что полы его чапана покрывают зад лошади…
Вот что я видел.
Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю, или хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе потом испить горечь сожаления?
Или же ты и сам не заметил, не помнишь, как и чем жил?”

Помогите написать сочинение на казахском про слова назидания Абая…

Ответы:

Для молодого поколения Казахстана актуален вопрос выбора пути в жизни, поиски путей нравственного самоопределения. Что мы можем взять за основу? Есть ли в казахской литературе мыслители, которые говорят о высоком предназначении человека? Безусловно есть.

Певец свободы и дружбы между народами, Абая стал выдающейся фигурой всего Востока. Исключительный знаток и тонкий ценитель восточной поэзии, он взял все лучшее от многовековой культуры казахского народа, обогатил эти сокровища благотворным влиянием русской и западно- европейской культур.

Время показало верность его мысли. На сегодняшний день творения Абая стали достоянием всего просвещенного человечества и служат благородному делу сближения народов и культур всего мира.

Абай был пламенным наставников наставником молодежи. Почти любое его произведение имеет поучительно-воспитательное значение. Хотя Абай и не писал специальных педагогических произведений и не занимался специально педагогической деятельностью – но в целом ряде его высказываний можно найти методические и дидактические наставления по воспитанию и обучению молодежи. Как никто иной из числа своих современников-казахов и многих представителей восточной культуры Абай выступает как страстный проповедник и неустанный поборник нравственного воспитания молодежи. При этом Абай дает глубокое психологическое обоснование своим взглядам на воспитание.

Образованию, знанию и науке Абай придавал первостепенное значение. Он укоряет тех родителей, которые, имея возможность учить детей, не учат их или учат не так и не тому, попусту растрачивая свое богатство. “Но я не встречал еще человека, который, подлостью разбогатев, нашел бы потом достойное применение своему состоянию”. Такая резкая социально-изобличительная критика заканчивается следующим: “Без науки “нет блага ни на том, ни на этом свете”. Воспитание в детях хороших человеческих качеств также связывается Абаем с образованием и наукой. Примечательно, что последнее “Сорок пятое слово” заканчивается словами: “Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, - тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром”.

Мысли об обучении детей, о воспитании в них лучших человеческих качеств постоянно занимают Абая-наставника. Они разбросаны почти во всех его “Словах”. Именно на них возлагает Абай свои надежды, думая о судьбе своего народа. “Надо создать школы,-писал он в “Сорок первом слове”,-надо, чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, также девушки. И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы перестанут вмешиваться в дела и разговоры молодежи, может быть, тогда казахи исправятся”.

Слова Назидания Абай Кунанбайулы одно из ярчайших наследий казахского народа. Абай сумел открыто показать недостатки казахов, которые актуальны и по сей день. И это его краткий пересказ и содержание..

170-летию Абая посвящается

Одним из ярчайших произведений и трудов мыслителя и философа казахского народа Абай Кунанбайулы являются Слова Назидания. Написанные в последние годы Абая, Слова Назидания состоят из 45 Слов, разные по объему и написанию. В дословном переводе с казахского Слова Назидания переводятся как Черные Слова (Қара сөздер), перевод который имеет свой смысл, так как в этих трудах видна явная критика (не ненависть) казахского народа Абаем. За все свои годы Абай осознал недостатки и минусы казахов, и устрашившись того что он никак не сможет это решить, он решил в себе привычном стиле написать об этом.

СЛОВА НАЗИДАНИЯ

Абай ищет смысл своей жизни на старости лет, перебирая варианты как правление, умножение стада, наука, богослужение, воспитание детей и внуков и последнее записывание своих мыслей. Все, кроме последнего кажется Абаю бессмысленным и неподходящим, поэтому он решает писать, которые в итоге и станут Словами Назидания.

Абай критикует казахов за то, что они смеются и ругают всех остальных: узбеков, русских, ногаев, в то время как они сами ничего не достигли и не умеют. Ведь у каждой из этих национальностей есть свои преимущества и хорошие особенности, а у казахов лишь раздоры да ругань. Поэтому вместо критики он предлагает брать пример с них.

Абай говорит, что казахи ленивы, думают лишь о скоте, статусе, власти и себе и будут добиваться этих целей любыми методами. Нет места для других работ (земледелие, торговля, наука, искусство), чести, единства, правде. Не от том думают правители и судьи, поэтому нужно для них поставить образование на первое место.

Нельзя постоянно быть беспечным и глупым, и так же нельзя быть всегда печальным и вдумчивым. Не стоит смеяться со злым умыслом или просто на потеху, не каждый смех хороший. Ведь жизнь не вечна, и прожить её надо достойно.

Материалистические ценности для казахов внедрились в фольклор и культуру, став уже частью народа. Ни честь, ни правда, ни узы, ни даже Бог, ничего нет выше денег и власти. И каждый себя оправдывается и считает себя невиновным.

Единство духом, верой, крепкими узами, а не единство (общее) благополучия, имущества и из-за зависимости. Жизнь – не боязнь смерти, а когда жива душа и ясен ум. Ведь без живой души, человек ничем не лучше собаки.

«Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной,

У человека два начала, физическое и духовное. Сегодня, взрослые люди зациклены на физической части, в то время как основная часть человека душа, тяга к знаниям, свершениям, подвигам. А так люди не лучше скота, которое ничего не знает и ни к чему большему не стремится.

Бии считают себя всех умнее, богачи думают что все можно купить, воры-мошенники не имеют чести, беднякам нет дела до знаний и правды. Кто же тогда будет учиться и кого учить?

В этой части Абай делится своим разочарованием в казахах, что приводит его к собственной неудовлетворенности. Глубина его разочарования настолько велика что он перестает что-либо чувствовать, надеяться и мечтать.

«Пока богатство в его руках, он кичится им. Растратив,

Зачем человеку ребенок? Если он не сможет ни воспитать его, ни использовать в своих целях. Зачем человеку богатство? Если он получив его легким и нечестным путем, так же легко и бессмысленно потратит. Если у тебя есть что-либо потрать лучше на образование, свое или своих детей, чтобы сделать из них лучших людей.

Весь казахский народ застрял в преступности и безнаказанности, где все думают только о том, как украсть и заработать, и как надоумить других до этого. Воры, баи и сам народ работают в сговоре среди преступности, обмана и денег. Некому искоренить это зло, все просто текут по течению.

Правильно что люди делятся своими просвещенскими знаниями, но главное этому человеку не поддаться корысти и самоуверенности. Прежде, он должен полностью отдаться своей вере, во-вторых, он должен продолжать совершенствоваться. Ведь нет толку от богослужения без понимания.

Вера, иман, человека может существовать за счет полного понимания и принятия её, другая вера есть результат полученных знаний и твердости духа. Но надо беречься людей, которые называя себя верующими, не страшатся перед Богом лжи, самоуверенности и грехопадения.

Сердце, душа, наиважнейшая часть человека, которая отвечает за добропорядочность, сострадание, чистоту и отвагу. Но многие люди забывают об этом и оступаются вновь и вновь, так как вернуться на путь истинный бывает тяжело.

Абай считает, что умные люди думают только о правильных и существенных делах, никогда не теряют голову и всегда владеют собой, своими поступками и жизнью. Глупые же люди легко отвлекаются, живут беззаботно, совершают бездумные поступки и затем жалеют об этом оставшуюся жизнь.

В просторах интернета легко найти полную версию Слов Назидания на разных языках в скачиваемом и онлайн формате. Тем же, кто затрудняется оставлю здесь пару ссылок:

Также в интернете можно найти массу рефератов, эссе, диссертационных работ на тему Абая, где проходит анализ, исследуется связь с религией, другими писателями Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья, а также его влияние на казахскую культуру. Но, я не смог найти короткого описания и анализа Слов Назиданий, поэтому хочу предложить вашему вниманию свой короткий пересказ Слов Назиданий Абая. Конечно, краткий пересказ никак не сможет полноценно передать смысл и посыл Абая, но я попытался.

Читайте также: