Скупость начинается там где кончается бедность сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Разница культур между народами ощущалась уже в глубокой древности. Интерес вызывали вопросы - в чем эти отличия, откуда они проистекают, где их расхождения необратимы либо, напротив, где разные национальные культуры сходятся в результате коммуникации. Возможности и результаты культурной и межкультурной коммуникации связаны с характером культур, образующих национальный культурный мир, или, иначе говоря, национальную концептосферу.

ВложениеРазмер
zubareva_statya_kontsepty_.doc 79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концепты щедрость/скупость как основополагающие характеристики членов человеческого сообщества

Нажить много денег – искусство, умело расходовать их – мудрость. Аристотель

Разница культур между народами ощущалась уже в глубокой древности. Интерес вызывали вопросы - в чем эти отличия, откуда они проистекают, где их расхождения необратимы либо, напротив, где разные национальные культуры сходятся в результате коммуникации. Возможности и результаты культурной и межкультурной коммуникации связаны с характером культур, образующих национальный культурный мир, или, иначе говоря, национальную концептосферу.

Члены человеческого сообщества в ходе своего исторического развития выработали множество концептов. Термин „концепт“ в лингвистике старый, но в то же время приобрел новые оттенки. Еще недавно он воспринимался как абсолютно эквивалентный термину „понятие“. В последние годы наметилось существенное размежевание этих терминов. Термин „концепт“ определяется лингвистами по-разному:

„Концепт - есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода“. [1] [С.А.Аскольдов. 1997].

„…алгебраическое выражение значения, которым носители языка оперируют в устной и письменной речи, ибо охватить значение во всей его сложности человек просто не успевает, иногда не может, а иногда по-своему интерпретирует его (в зависимости от своего образования, личного опыта, принадлежности к определенной среде, профессии )“ [2] [Д.С.Лихачев. М.,1983].

Иной подход к определению концепта предлагает Н.Д.Арутюнова. Концепт трактуется ею как понятие практической философии, являющейся результатом взаимодействия факторов, таких как национальная традиция, фольклор, религия, идеология, жизненный опыт, образы искусства, ощущения и система ценностей. [3] [Н.Д. Арутюнова. 1999].

„..сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего человек рядовой, обычный человек, не „творец культурных ценностей“ сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее“ [4] .[Ю.С.Степанов. М.,1997.]

Важное место в структурной части картины мира играют ключевые концепты культуры – это обусловленные культурой ядерные (базовые) единицы, обладающие экзистенциальной [5] значимостью как для отдельной языковой личности, так и для лингвокультурного сообщества в целом.

Концепты возникают в сознании человека не только как намеки на возможные значения, но и как отклики на предшествующий языковой опыт человека в целом – поэтический, прозаический, научный, социальный, исторический.

Из множества определений данная статья будет строиться, приняв определение Н.Д. Арутюновой. Представляется, что следует разграничить понятия „ стереотип культуры ” и „ концепт культуры ”: стереотип культуры содержит в себе субъективную оценку, а концепт культуры выражает объективное отношение к действительности.

Для многих культур человеческого сообщества одними из ключевых концептов являются „щедрость “ и „скупость“.

Многие считают, что человек при первобытнообщинном строе жил в довольстве и достатке, без забот и печалей. Древние греки представляли жизнь людей этого периода как идеальную, противопоставляя её современной им жизни. Ниже приведен отрывок из поэмы “Труды и дни” знаменитого древнегреческого поэта Гесиода, жившего примерно в VIII-VII вв. до н.э.

Создали прежде всего поколенье людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,

Был ещё Крон-промыслитель в то время владыкою неба.

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Был им ни в чём неизвестен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,

Сколько хотелось трудились, спокойно сбирая богатства, -

Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.

Отношение к деньгам или материальным ценностям – одна из важнейших характеристик человеческой личности. Это отношение можно рассматривать в широчайшем диапазоне: от болезненной скупости до безудержной расточительности. Именно отношение человека к материальным ценностям, в том числе и к деньгам, определяет его взаимоотношения с окружающими и, в первую очередь, с самим собой. Недаром говорят, что истинная щедрость начинается с самого себя. А старинное индийское изречение гласит: "Человек, который имеет деньги и ничего не тратит для собственного удовольствия, подобен соломенному чучелу, охраняющему на поле чужое зерно."

Щедрость – оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости. С большой щедростью делиться с кем-н. Научная щ, (стремление передать другим свои мысли, идеи). [7] [Ожегов С.И. 2008].

Скупость – чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, издержкам, расходованию. [8] [Д. Н. Ушаков. 2007].

Ф. де Ларошфуко отмечает: „ Непомерная скупость почти всегда ошибается в своих расчетах: она чаще, чем все другие страсти, уходит от цели, к которой стремится, и оказывается во власти настоящего в ущерб будущему“

[Ф.де Ларошфуко. 1993]. [9]

«…Мотовство и скупость – две крайности, добродетель – середина. Чем пользуются, можно пользоваться и хорошо и плохо, а богатство относится к используемым вещам, и лучше всех пользуется всякой вещью тот, кто обладает соответствующей добродетелью. Значит, и богатством воспользуется лучше тот, чья добродетель – в отношении к имуществу. А таков щедрый.

Научно доказано, что ни один человек не появляется на свет скупым или щедрым, хотя каждому из нас свойственно врожденное чувство собственности. Ребенок еще не умеет говорить, но уже тянет к себе игрушки. Слова "Мое! Не дам! А мне!" являются чуть ли не первыми, которые произносит маленький человечек. И движение к себе является самым естественным человеческим порывом. В процессе взросления чувство детской собственности сменяется адекватным отношением к вещам, людям и материальным ценностям.

В молодости человек относится к деньгам более или менее легкомысленно.

. Но юноша в них (деньгах = Г.З.)

Ищет слуг проворных

И не жалея шлёт туда, сюда.

А.Пушкин "Скупой рыцарь" [11]

Издавна известно, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Можно утверждать, что скупость – это доведенная до крайности бережливость, патологическая нелюбовь к тратам.

Многие психологи и писатели сходятся на том, что скупость – это разрушительная страсть, которая лишает человека не только разума, но и вообще человеческих черт. Психологи утверждают, что в человеческой душе не могут одновременно сосуществовать две доминантные страсти. Одно чувство подавляет все остальные, в результате чего наступает так называемое ослепление страстью. В научно-популярной литературе был описан изящный эксперимент, который очень наглядно иллюстрирует, как происходит ослепление страстью. Исследователи установили прямоугольную клетку, дверца которой была открыта. В клетку поместили собаку. Со стороны, противоположной дверце, положили кусок мяса. Учуяв мясо, собака соображает, что нужно сначала бежать в сторону, противоположную мясу, выскочить через дверцу из клетки и схватить вожделенный кусок. Затем мясо кладут всё ближе к клетке. В конце концов наступает момент, когда мясо лежит совсем близко к решетке и его запах до крайности возбуждает собаку. Она забывает о том, что уже неоднократно выбегала через заднюю дверцу, и начинает рваться к мясу через прутья передней стенки [13] .

. На жадину не нужен нож:

Ему покажешь медный грош –

И делай с ним что хошь. [14]

Вопрос скупости и щедрости также нашел свое отражение в одном из древнейших памятников народной культуры – фольклоре. В любом языке мира существуют множество пословиц и поговорок о данных человеческих качествах, что подтверждает существование скупости и щедрости в повседневной жизни любого народа на протяжении веков.

В качестве примера ниже приводится несколько русских и немецких пословиц и поговорок о щедрости и скупости:

Двух зайцев гонять, ни одного не поймать. Кто держится за два руля, того вода унесет.

Wer alles tun will, tut nichts recht.

Денег вволю, а еще б поболе. Много, много, а еще бы столько. Сколько собаке не хватать, а сытой не бывать.

Завистливый по чужому счастью сохнет. Завистливое око видит широко. Берут завидки на чужие пожитки.

Wer neidet, der leidet.

Много желать – добра не видать. За большим погонишься – малое потеряешь.

Wer zuviel fasst, lässt viel fallen. Zuviel zerreißt den Sack.

Скряге деньги что собаке сено: и сам не ест и другим не дает. Жадный сам себе покою не дает.

Er liegt auf seinem Geld wie der Hund auf dem Heu.

Брюхо сыто, да глаза голодны. Сам-то наелся, да глаза не сыты. Душа не принимает, а глаза все больше просят. Сытых глаз на свете нет.

Man füllt leichter den Bauch als die Augen.Die Augen kann niemand

Много нагребешь – домой не принесешь. Много хватать – свое потерять. Погнался за ломтем, да без крохи остался. Съел волк кобылу, да дровнями подавился. Лишнего пожелаешь – свое потеряешь.

Zu voll schläft faul.

Убогий во многом нуждается, а скупой во всем. Убогого одна нужда гнетет, скупого две (убожество и скупость).

Der Geizhals hat den Knopf auf dem Beutel. Der Geizige ist allwegarm.

Список использованной литературы

Аристотель. Этика. АСТ, 2002 г.

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999

Аскольдов С.А. Концепт и слово. М., 1997.

Библия. Российское Библейское Общество, 2007 г.

Душенко К. Большая книга афоризмов. : Эксмо-Пресс, 2007

Королькова Е., Семина Л., Суворова Н. Право на жизнь, свободу, собственность // Звезда. - 1990. — № 3-4. - С. 25-30.

Ф. де Ларошфуко. Мемуары и максимы. Наука. 1993г.

Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // ИАН СЛЯ. 1983. Т.52, №1М.,1983.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2008

Пушкин А. С. Скупой рыцарь // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1977—1979. Т. 5. Евгений Онегин. Драматические произведения. — 1978. — С. 286—305.

Ю.С. Степанов. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.

А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино. -Изд. "Унiверсiеэцкае", Минск, 1998 г. OCR Палек, 1998 г.

Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Альта-Принт, 2007 г.

Отношение к деньгам и прочим ценностям – одна из важнейших характеристик человеческой личности. Это отношение находится в широчайшем диапазоне: от болезненной скупости до безудержной расточительности. Зная, как человек относится к деньгам, можно сказать о нем если не всё, то очень многое. Перефразируя известную пословицу, можно утверждать: скажи мне, как ты тратишь деньги, и я скажу тебе, кто ты. Отношение человека к деньгам определяет его взаимоотношения с окружающими и, в первую очередь, с самим собой. Недаром говорят, что истинная щедрость начинается с самого себя. А старинное индийское изречение гласит: "Человек, который имеет деньги и ничего не тратит для собственного удовольствия, подобен соломенному чучелу, охраняющему на поле чужое зерно."

Вряд ли хоть один человек появляется на свет скрягой. Безусловно, каждому из нас свойственно врожденное чувство собственности. Ребенок еще не умеет говорить, но уже тянет к себе игрушки. Слова "Мое! Не дам! А мне!" являются чуть ли не первыми, которые произносит маленький человечек. И движение к себе является самым естественным человеческим порывом. Однако в процессе взросления детская жадность проходит, и мы становимся нормальными людьми, иногда даже с некоторым уклоном в расточительность. В молодости человек относится к деньгам более или менее легкомысленно.

Не вчера было сказано, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. И это, действительно, так. Можно утверждать, что скупость – это доведенная до крайности бережливость, патологическая нелюбовь к тратам. Все психологи и писатели сходятся на том, что скупость – это разрушительная страсть, которая лишает человека не только разума, но и вообще человеческих черт. Психологи утверждают, что в человеческой душе не могут одновременно сосуществовать две доминантные страсти. Одно чувство подавляет все остальные, в результате чего наступает т.н. ослепление страстью. Лет 30-40 назад в научно-популярной литературе был описан изящный эксперимент, который очень наглядно иллюстрирует, как происходит ослепление страстью. Исследователи установили прямоугольную клетку, дверца которой была открыта. В клетку поместили собаку. Со стороны, противоположной дверце, положили кусок мяса. Учуяв мясо, собака соображает, что нужно сначала бежать в сторону, противоположную мясу, выскочить через дверцу из клетки и схватить вожделенный кусок. Затем мясо кладут всё ближе к клетке. В конце концов наступает момент, когда мясо лежит совсем близко к решетке и его запах до крайности возбуждает собаку. Она забывает о том, что уже неоднократно выбегала через заднюю дверцу, и начинает рваться к мясу через прутья передней стенки. Не правда ли, интересный эксперимент? Вот так же, как на собаку мясо, на скрягу действует возможность наживы. В известном мультфильме Лиса Алиса и Кот Базилио поют песенку:

Как правило, не бедность является причиной скупости. Бальзак тонко подметил, что скупость начинается там, где кончается бедность. А знаменитый философ Сенека сказал: "Бедность терпит недостаток во многом, скупость же лишена всего". Великий знаток человеческой природы А.И.Герцен писал: "Скупость бесконечна и. после десяти миллионов она с тем же оханьем начинает откладывать одиннадцатый." Но еще за 2000 лет до Герцена латинский поэт Вергилий говорил, что скупой всегда нуждается. И наконец, совсем актуальное высказывание: "Скупой платит дважды. Тупой платит трижды. Лох платит постоянно."

Наверное, нет такого языка, в котором не было бы пословиц, осуждающих скупость. Особенно много их в немецком языке. Из всего многообразия я приведу только две. "Je mehr der Geizige hat, desto weniger wird er satt" ( чем больше скупой имеет, тем он ненасытнее ). "Geiz ist die großte Armut" ( скупость – самая большая бедность ). И еще одно крылатое выражение: "Кто любит серебро (т.е. деньги), не насытится серебром" (Библия. Книга Екклесиаста).

Отличается ли скупость от жадности и алчности? Эти слова являются почти синонимами, но некоторое различия между ними всё-таки есть. Скупость, в первую очередь, нацелена на сохранение имеющегося, а алчность и жадность ориентированы на новые приобретения. Можно ли излечиться от скупости и алчности?

Окружающая жизнь не радует нас обилием положительных примеров. Однако мне удалось отыскать такой пример в мифах Древней Греции. Каждый миф представляет собой небольшую аллегорию. Напомню историю о царе Мидасе (том самом, у которого были ослиные уши). За какую-то незначительную услугу бог Дионисий пообещал выполнить любое желание Мидаса. И царь пожелал, не больше и не меньше, чтобы всё, к чему он прикоснется, обращалось в золото. Желание было исполнено. И что хорошего из этого получилось? Оказалось, что неразумный Мидас был обречен умереть от голода, т.к. любая пища, к которой он прикасался, тут же превращалась в золото. С огромным трудом удалось Мидасу избавиться от этого проклятия.

И всё-таки специалисты полагают, что излечение от скупости возможно, но при единственном условии: "больной" должен сам изъявить желание избавиться от этой мании. Без этого все усилия родных и близких абсолютно бессмысленны. Должен признаться, что я еще не встречал человека, который бы признал скупость своим пороком.

Все, кто писал об отношении к деньгам, сходятся на том, что бережливость является одной из человеческих добродетелей. Об этом же неоднократно говорится в Библии. Бережливость – это разумное, расчетливое отношение не только к деньгам, но и ко всему, чем владеет человек, в том числе и к собственному здоровью. Можно сказать, что бережливость – любимое дитя благоразумия. Она несовместима с торопливым желанием хорошо пожить. Бережливый человек семь раз подумает, прежде чем один раз решится на крупные расходы. И приобретает он не то, что может пригодиться, а то, без чего нельзя обойтись. Про бережливого человека немецкая пословица говорит так: "Er dreht jeden Pfennig dreimal um" (он трижды повертит в руках каждый пфенниг). Подавляющее большинство знакомых мне людей отличаются бережливостью, т.е. живут в соответствии со своими, достаточно скромными доходами. Как правило, людям, приехавшим из страны "победившего социализма", не привыкать к скромному образу жизни. И в то же время можно утверждать, что все мы исключительно богаты, ибо, как сказал Сократ, богатство измеряется не количеством вещей, которые человек в состоянии приобрести, а количеством вещей, без которых он научился обходиться. А мы научились обходиться почти без всего. И эту, скажем так, непритязательность мы сохранили и по сей день. Любой из нас, живущих в Германии, сегодня имеет возможность приобрести не только то, что мы имели на нашей бывшей Родине, но и многое другое. Например, купить себе десять костюмов или платьев (понятно, что не за один раз). Но что с ними делать? К сожалению, для многих пожилых людей стало актуальным шутливое высказывание времен моей молодости: "Было нечего надеть, стало некуда ходить".

Между бережливостью и скупостью лежит зыбкая область, которую можно назвать прижимистостью или, проще говоря, жмотством. В чем это выражается? Достигнув зрелого возраста, многие люди не умеют расставаться со старыми, ненужными вещами: одеждой, обувью, электробытовыми приборами и т.п. Они прячут их в кладовку, в подвал, где вещи приходят в окончательную негодность. Умом человек понимает, что эти вещи ему никогда больше не понадобятся, даже если они еще в рабочем или в "носильном" состоянии. Но какой-то внутренний тормоз не позволяет избавиться от ставшего ненужным. Способность без колебаний выбросить старье – это тоже своего рода талант, которым наделен далеко не каждый. Должен признаться, что мне всегда нелегко дается расставание со старыми вещами, которые много лет служили верой и правдой. Впрочем, я не льщу себя надеждой, что эти строки побудят отдельно взятых читателей произвести придирчивую ревизию своих кладовых.

Что такое расточительность? Это большие и, главное, нецелесообразные затраты. Что транжирят люди? В первую очередь, время, которое, к сожалению, далеко не всегда можно трансформировать в деньги, особенно в Германии, где высокая безработица сочетается с тотальным надзором за доходами. Во вторую очередь, люди расточают собственное здоровье: неразумно едят, мало двигаются, иногда заглядывают в стакан чаще, чем это нужно для утоления жажды. В редких случаях человек растрачивает свой талант. А вот людей, бессмысленно разбрасывающихся деньгами, мне видеть не приходилось. В последнее время появилось множество анекдотов и якобы правдивых историй о новых русских, но мне не случилось общаться с этими людьми. Можно сослаться на литературные примеры. В романах, описывающих купеческие нравы в дореволюционной России, рассказывалось, как гуляли подвыпившие купцы. С тех пор сохранилось сравнение: ведет себя, как подгулявший купчик. Например, в романе Ф.М.Достоевского "Идиот" описан эпизод, когда купец Рогожин бросает в огонь пачку ассигнаций. Но это не расточительность, а скорее помешательство. Расточительность хоть в какой-то степени связана с пользой или хотя бы с удовольствием. Кстати, Рогожин бросает в огонь не заработанные им деньги, а доставшиеся ему в наследство.

В заключение можно сказать, что скупость – верный симптом надвигающейся старости. Постараемся как можно дольше оставаться молодыми, находясь даже во вполне зрелом возрасте. А для этого будем всеми силами бороться с собственной скупостью. Впрочем, я глубоко убежден, что среди постоянных читателей журнала "Partner" нет скупердяев. Человек, решивший оплатить годовую подписку журнала, скрягой быть не может. (Шутка!)

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе. Скупость, Жадность, Алчность, Порок, Длиннопост

Отношение к деньгам и прочим ценностям – одна из важнейших характеристик человеческой личности. Это отношение находится в широчайшем диапазоне: от болезненной скупости до безудержной расточительности. Зная, как человек относится к деньгам, можно сказать о нем если не всё, то очень многое. Перефразируя известную пословицу, можно утверждать: скажи мне, как ты тратишь деньги, и я скажу тебе, кто ты. Отношение человека к деньгам определяет его взаимоотношения с окружающими и, в первую очередь, с самим собой. Недаром говорят, что истинная щедрость начинается с самого себя. А старинное индийское изречение гласит: "Человек, который имеет деньги и ничего не тратит для собственного удовольствия, подобен соломенному чучелу, охраняющему на поле чужое зерно."

Вряд ли хоть один человек появляется на свет скрягой. Безусловно, каждому из нас свойственно врожденное чувство собственности. Ребенок еще не умеет говорить, но уже тянет к себе игрушки. Слова "Мое! Не дам! А мне!" являются чуть ли не первыми, которые произносит маленький человечек. И движение к себе является самым естественным человеческим порывом. Однако в процессе взросления детская жадность проходит, и мы становимся нормальными людьми, иногда даже с некоторым уклоном в расточительность. В молодости человек относится к деньгам более или менее легкомысленно.

. Но юноша в них (деньгах)

Ищет слуг проворных

И не жалея шлёт туда, сюда.

А.Пушкин "Скупой рыцарь"

Все знаменитые литературные персонажи, за исключение Коробочки из "Мертвых душ" , символизирующие скупость, являются лицами мужского пола : Шейлок в "Венецианском купце" Шекспира ( жадный еврей-ростовщик, чье имя стало нарицательным для алчных и скупых людей.

Шейлок - Жадный ростовщик занимает венецианскому купцу Антонию денег, поставив условие: если тот не вернет их вовремя, то он имеет права вырезать фунт мяса из тела Антония. Антоний хочет выручить друга, который попросил его о помощи, и соглашается на эти дикие условия. Когда Антоний не смог вернуть долг, Шейлок хотел взять свое, но хитрая Порция, жена друга Антония Бассанио, поворачивает на суде дело таким образом, что Шейлок обвиняется в покушении на жизнь христианина. У него забирают половину имущества и заставляют принять христианство),

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе. Скупость, Жадность, Алчность, Порок, Длиннопост

Гобсек в "Человеческой комедии" Бальзака (является личностью внутренне противоречивой. Автор выделяет, в основном, его отрицательные черты – подлость, жадность и черствость.

Через своего героя Бальзак хочет подчеркнуть трагичность жизни в обществе, где человек вынужден с целью самосохранения подавить в себе все человеческие качества и стать накопителем и обдиралой),

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе. Скупость, Жадность, Алчность, Порок, Длиннопост

Скупой рыцарь у Пушкина ( Альбер - человек своего времени, в котором рыцарю следует проявлять демонстративную храбрость на турнирах, быть расточительным и куртуазным, служа образу прекрасной дамы. Но, понеся ощутимые потери в одном из последних турниров, он вынужден искать деньги на ремонт амуниции и переоснащение своего рыцарского облика. Пьеса открывается сценой, в которой Альбер жалуется слуге на безденежье и достигает трагического накала в момент сцены унижения Альбера перед торговцем жидом Соломоном. Основная тема пьесы - опустошающая власть денег.

Рыцарское слово - ничто для ростовщика, который прозрачно намекает на возможность убийства барона, отца Альбера, для получения полного доступа к деньгам. Альбер поначалу возмущён, но при первой возможности отцеубийства, которая возникает, когда барон вызывает сына на дуэль, поспешно соглашается принять вызов, подхватывая символ вызова на дуэль, перчатку, пока отец не передумал. Якобы исповедуя благородную философию, Альбер далёк от истинного благородства. Подлость сына не претворяется в жизнь лишь потому, что отец умирает естественной смертью в финале),

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе. Скупость, Жадность, Алчность, Порок, Длиннопост

Имение П. словно распадается на детали и фрагменты; даже дом – местами в один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе. Скупость, Жадность, Алчность, Порок, Длиннопост

Автор восклицает : «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения.

Перечень можно продолжить. Коробочка в тех же "Мертвых душах".

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе. Скупость, Жадность, Алчность, Порок, Длиннопост

Не вчера было сказано, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. И это, действительно, так. Можно утверждать, что скупость – это доведенная до крайности бережливость, патологическая нелюбовь к тратам. Все психологи и писатели сходятся на том, что скупость – это разрушительная страсть, которая лишает человека не только разума, но и вообще человеческих черт. Психологи утверждают, что в человеческой душе не могут одновременно сосуществовать две доминантные страсти. Одно чувство подавляет все остальные, в результате чего наступает т.н. ослепление страстью.

Лет 30-40 назад в научно-популярной литературе был описан изящный эксперимент, который очень наглядно иллюстрирует, как происходит ослепление страстью. Исследователи установили прямоугольную клетку, дверца которой была открыта. В клетку поместили собаку. Со стороны, противоположной дверце, положили кусок мяса. Учуяв мясо, собака соображает, что нужно сначала бежать в сторону, противоположную мясу, выскочить через дверцу из клетки и схватить вожделенный кусок. Затем мясо кладут всё ближе к клетке. В конце концов наступает момент, когда мясо лежит совсем близко к решетке и его запах до крайности возбуждает собаку. Она забывает о том, что уже неоднократно выбегала через заднюю дверцу, и начинает рваться к мясу через прутья передней стенки. Не правда ли, интересный эксперимент? Вот так же, как на собаку мясо, на скрягу действует возможность наживы. В известном мультфильме Лиса Алиса и Кот Базилио поют песенку:

. На жадину не нужен нож:

Ему покажешь медный грош –

И делай с ним что хошь.

Как правило, не бедность является причиной скупости. Бальзак тонко подметил, что скупость начинается там, где кончается бедность. А знаменитый философ Сенека сказал: "Бедность терпит недостаток во многом, скупость же лишена всего". Великий знаток человеческой природы А.И.Герцен писал: "Скупость бесконечна и. после десяти миллионов она с тем же оханьем начинает откладывать одиннадцатый." Но еще за 2000 лет до Герцена латинский поэт Вергилий говорил, что скупой всегда нуждается. Наверное, нет такого языка, в котором не было бы пословиц, осуждающих скупость.

Отличается ли скупость от жадности и алчности? Эти слова являются почти синонимами, но некоторое различия между ними всё-таки есть. Скупость, в первую очередь, нацелена на сохранение имеющегося, а алчность и жадность ориентированы на новые приобретения. Можно ли излечиться от скупости и алчности?

Окружающая жизнь не радует нас обилием положительных примеров. Однако можно отыскать такой пример в мифах Древней Греции. Миф о царе Мидасе (том самом, у которого были ослиные уши). За какую-то незначительную услугу бог Дионисий пообещал выполнить любое желание Мидаса. И царь пожелал, не больше и не меньше, чтобы всё, к чему он прикоснется, обращалось в золото. Желание было исполнено. И что хорошего из этого получилось? Оказалось, что неразумный Мидас был обречен умереть от голода, т.к. любая пища, к которой он прикасался, тут же превращалась в золото. С огромным трудом удалось Мидасу избавиться от этого проклятия.

И всё-таки специалисты полагают, что излечение от скупости возможно, но при единственном условии: "больной" должен сам изъявить желание избавиться от этой мании. Без этого все усилия родных и близких абсолютно бессмысленны.

Все, кто писал об отношении к деньгам, сходятся на том, что бережливость является одной из человеческих добродетелей. Об этом же неоднократно говорится в Библии. Бережливость – это разумное, расчетливое отношение не только к деньгам, но и ко всему, чем владеет человек, в том числе и к собственному здоровью. Можно сказать, что бережливость – любимое дитя благоразумия. Она несовместима с торопливым желанием хорошо пожить. Бережливый человек семь раз подумает, прежде чем один раз решится на крупные расходы. И приобретает он не то, что может пригодиться, а то, без чего нельзя обойтись. Про бережливого человека немецкая пословица говорит так: "Er dreht jeden Pfennig dreimal um" (он трижды повертит в руках каждый пфенниг).

И в то же время можно утверждать, что все мы исключительно богаты, ибо, как сказал Сократ, богатство измеряется не количеством вещей, которые человек в состоянии приобрести, а количеством вещей, без которых он научился обходиться. К сожалению, для многих пожилых людей стало актуальным шутливое высказывание : "Было нечего надеть, стало некуда ходить".

Между бережливостью и скупостью лежит зыбкая область, которую можно назвать прижимистостью или, проще говоря, жмотством. В чем это выражается? Достигнув зрелого возраста, многие люди не умеют расставаться со старыми, ненужными вещами: одеждой, обувью, электробытовыми приборами и т.п. Они прячут их в кладовку, в подвал, где вещи приходят в окончательную негодность. Умом человек понимает, что эти вещи ему никогда больше не понадобятся, даже если они еще в рабочем или в "носильном" состоянии. Но какой-то внутренний тормоз не позволяет избавиться от ставшего ненужным. Способность без колебаний выбросить старье – это тоже своего рода талант, которым наделен далеко не каждый.

В заключение можно сказать, что скупость – верный симптом надвигающейся старости. Постараемся как можно дольше оставаться молодыми, находясь даже во вполне зрелом возрасте. А для этого будем всеми силами бороться с собственной скупостью.


Поступившие в продажу таблетки от жадности, так и пылятся на аптечных полках. Щедрые их не покупают за ненадобностью, а жадным — денег жалко. Юрий Татаркин

Жадность не от бедности, а от избытка вредности. Елена Ермолова

Жадность уму не сосватаешь — приданного не допросишься. Юрий Татаркин

Жадные люди — это те, кто не хочет делиться с добрыми людьми, и вынуждает их идти по миру с протянутым пистолетом. Стас Янковский

Жизнь стремительно дорожает с каждым днем, поэтому жадные стали жить на удивление долго. Юрий Татаркин

Нет алчности без зависти, как не бывает гнили без запаха. Борис Кригер

Богатыми часто становятся жадные. Георгий Александров

Из всех искусств нынче важнейшее — умение толкаться локтями у кормушки… Игорь Красновский

Ничто так не мешает быть на короткой ноге как длинные слишком руки. Леонид Сухоруков

Безумен тот, кто алчет серебра. Гораздо лучше злата алкать. Юрий Татаркин

Алчность приводит к умножению забот на фоне обнищания души. Борис Кригер

Небескорыстно худенькие ножки за хлебом обращаются к картошке. Валерий Казанжанц

Единственное, что не сможет сделать жадный человек ни за какие деньги, так это стать бессребреником. Юрий Татаркин

Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем более растут желания, тем больше потребности они порождают. Демокрит

Если вы хватаете с неба звезды, может, вы просто хапуга? Борис Трушкин

У настоящего жмота даже слеза — скупая. Леонид Крайнев-Рытов

Жадность, как рак: пока в гроб не загонит — не отпустит. Веселин Георгиев

Из того, что у человека всё есть, вовсе не следует, что ему ничего не нужно. Валентин Домиль

Алчность — дело наживное. Георгий Александров

Алчность — пример узкой специализации. Геннадий Малкин

Бесплатного лекарства от жадности не бывает. Стас Янковский

Нужно всегда исполнять любое желание жизни, но стыдно и даже губительно проявлять при этом алчность. Георгий Александров

У кого зимой снега не выпросишь, у того и летом тени не одолжишь. Юрий Татаркин

Если ваши рабочие видят, что ваша компания не участвует в жизни общества, а живет за счет общества, то для них это будет выглядеть как жадность, а в глубине души все ненавидят жадность. Дэррил Хартли

Преддательство – побудитель жадности. Валерий Афонченко

Даже острый ум пасует перед тупой наживой. Георгий Александров

Хочется всего, доступно немногое, получается всего ничего. Елена Ермолова

Для иных быть в своей тарелке — это заглядывать постоянно в чужую. Леонид Сухоруков

Жадность имеет предел, после которого всё богатство сходит лавиной. Георгий Александров

У него даже сыр в мышеловке искусственный. Александр Ладыченко

Иной тянет к небу руки лишь для того, чтобы и там чем-нибудь поживиться. Леонид Сухоруков

Настолько жадный, что даже глупостями не делится. Юрий Татаркин

Причиной смерти богатых часто становится жадность. Георгий Александров

Алчный копит богатства как одержимый, но входит в вечную жизнь абсолютно нищим. Дарий (философ)

ЕСЛИ всю жизнь формировался – трудно в старости себя переделать. Жадный остаётся жадным – хоть и знает, что с собой ничего не возьмёшь. Нейах

Больше всего женщин у мужчин бесит жадность, граничащая с правдой. Виталий Власенко

Не жадничайте. Деньги — прах и тлен. А сколько девушка вам даст всего взамен. Игорь Карпов

Шальные деньги, жадных делают дураками, чтобы оставить их потом навсегда в дураках. Леонид Сухоруков

Жадным людям и печаль отдавать бесплатно жаль. Валерий Казанжанц

Жадность — это не порок, а гипертрофированная бережливость. Юрий Татаркин

В алчности страх утраты преобладает над радостью приобретения. Борис Кригер

Оставляя то, что пригодится, не желай большего. Анжелика Миропольцева

Кому из нас действительно случалось однажды не позариться на малость! Валерий Казанжанц

Не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность. Мишель Эйкем де Монтень

Скупердяй

Скупость — это самый крупный просчет расчетливого человека.
В. Кротов

Скупость начинается там, где кончается бедность.
Оноре Бальзак

Скупой платит дважды.
Старинное изречение

Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь.
Проспер Мериме

Деньги есть зло, истребляемое покупкой добра.
Г. Малкин

Скупердяй

Скупой всегда нуждается.
Гораций


Чаще всего сенильная деменция свойственна пожилым и старым людям, но первые симптомы могут появиться и у человека в полном расцвете сил.
Начинается все с того, что человек отказывается носить добротную одежду (бережет её неизвестно зачем) и донашивает пиджак десятилетней давности, ботинки с отваливающимися подошвами, рубашки, давно потерявшие цвет и форму, — в общем, выглядит, как огородное пугало. Подобная экипировка на даче — дело привычное, но больной сенильной деменцией носит одежду с давно вышедшим сроком годности и дома, и в общественных местах. Увещевания близких одеться поприличней бесполезны. Он будет твердить, что они транжиры, хотят пустить его по миру и оставить нищим.

Скупость — это постоянная бедность в страхе перед нищетой.
Бернар Клервоский

Сделать женщину счастливой легко. Но дорого.

Деньги не имеют значения — пока они у вас есть.
Джонни Миллер

Мужчине можно простить и глупость, если она хорошо оплачена.
Т. Клейман

Самое дорогое у человека — это жизнь, особенно, если в стране инфляция.

В качестве карманных расходов вы можете потребовать сумму, которую обычно платят няне. Ваш муж трудится на своем рабочем месте, а вы работаете домохозяйкой. Тут вы квиты, ваш труд по дому он не оплачивает. Но дети на вас, а воспитывать детей и ухаживать за ними, между прочим, — обязанность обоих родителей. Так что у вас есть полное право потребовать энную сумму в качестве компенсации за то, что супруг устранился от ухода за детьми. Не комплексуйте по этому поводу и не забивайте себе голову, что с детьми должна заниматься одна мать. Поймите: не должна! Она может целиком взять на себя эти обязанности, если сама этого хочет, но никаких преимущественных прав самоустраниться у мужа нет.

Быть матерью и домашней хозяйкой — достойный выбор для любой женщины, при условии, что это ЕЕ выбор.
Молли Ярд

Есть семьи, где супруг гораздо больше занимается детьми, чем жена, и мужья не ропщут. Со временем они так втягиваются, что им и самим нравится, потому что отец — такой же родитель, как и мать.
Так что не скромничайте, требуйте положенную вам компенсацию, заранее оговорив, что имеете право потратить её по собственному усмотрению. Ведь если бы вы работали, но не хотели отдавать маленького ребенка в детский сад, то вам пришлось бы пригласить няню и платить ей, не так ли?
Сумма, которую нужно требовать от мужа, должна быть такой же, как оплата труда няни, а может быть, и больше, с учетом лучшего качества ухода за ребенком, чем это сделает няня.

Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться.
Оноре де Бальзак

Читайте также: