Скрябин этюд 12 сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Леонид Зайцев

Леонид Зайцев

Этот знаменитый Этюд - сильнейшее во всей истории музыки выражение Полёта. Правая рука передаёт восторг пространства и освобождения, левая рука - огромный "винт", чередующиеся лопасти которого видны с силой реальности. Написанный в 1892 году, Этюд раскрывает нам провидческие способности Скрябина (впрочем, полёт Можайского состоялся уже 10 лет назад - но братья Райт полетят ещё только через 12 лет. ). В средней части piano передаёт светлые чувства скольжения, парения, от которых кружится голова. Повторяющиеся аккорды репризы - как дрожь фюзеляжа дерзновенной машины-птицы; фрагмент со скачками левой руки напоминает о перевороте через крыло и смертельном "штопоре". Машина выравнивается; мы видим её в последний раз - перед тем как ей устремиться в абсолютную высь, откуда она упадёт, принимая гибель (судьба Икара). Скрябин предсказывает здесь и судьбу своих собственных идей, ушедших вместе с его смертью: новый Александр Великий, пролетевший множество миров.

А когда грянет гром - я вновь поднимаю чело своё в небо.
И лечу, лечу на чёрных тучах.
Золотой стрелой пронзаю ясные высоты.
В чёрные кудри прячутся звёзды, как в чёрную тучу.
От взгляда моего холодные тучи тёплым дождём ниспадают на землю.
Но до солнца дойти я не в силах.
И падаю с высот вниз.
(Василь Стефаник, 1897 г.)

Основная тональность dis-moll обладает семантикой Истины (это кристалл, адамант); Этюд передаёт устремлённость к Ней, полёт сознания. Когда обе руки сходят в нижний регистр, из глубин слышится "вой" тональности es-moll, которая есть твердыня Скорби среди неспокойного моря жизни.

Леонид Зайцев

К исполнению. В этом Этюде каждая рука должна быть выучена как отдельная пьеса; причиной тому не сверхтрудность, а полная оригинальность технических идей, которые встречаются только в данном Этюде и больше нигде (у нас нет готовой привычки к ним).- О соединении рук будет сказано в конце.

ПРАВАЯ РУКА комбинирует декламацию с вибрационностью - разные пианисты распределяют их внутри фраз по-разному.
На третью долю такта 1 рука берёт большое дыхание , как бы открывая простор предстоящему скачку (и всей фразе). Аппликатура верхнего голоса в первой паре октав - 5 и 4 (4 и 5 искусственно - первая октава как бы "украдена", а 5 и 5 вне декламации слушается как бы незначаще, оно и менее устойчиво для руки). Затакт берётся staccato с поверхности клавиш - пальцы как бы отправляют руку к следующей октаве, подобно тому как шест, упираясь в дно мелководного озера, придаёт движение лодке. Чтобы не бояться перелёта на октаву, примените приём Преувеличения (его советовал Александр Сац): поучите ДВУХоктавный перелёт - который сам по себе будет нужен во втором трансцендентном этюде Листа.
Следующая пунктирная пара играется в верхнем голосе 5 и 5 пальцами; 16-я нота лучше без участия пальцевого staccato - здесь примените яркозвучащий Двойной Удар (с высоты, не с клавиш). Фигурку из рассмотренных двух пар-пунктиров во всех трёх вариантах, встречающихся в Этюде, желательно исполнять одинаковой аппликатурой (мы выбрали - 54 и 55), о д н а к о небольшим рукам, чья норма растяжения - нона, второй вариант фигурки (h2-h1-fis2-fis2) придётся играть 55 и 45, во избежание трудностей взятия белоклавишной октавы с участием 4-ого пальца при быстром скачке.
Фигура "триоль плюс квартоль" - главная трудность правой руки Этюда. Для трёх последних звуков второго такта СКРЯБИН предписал аппликатуру 4 5 4 (после чего будет 5 4); так надо играть все т р и варианта квартоля, появляющиеся в I (и в III) части Этюда. Последний из вариантов (ais2-h2-dis3-fis3) труден выходом на белое поле клавиатуры ради взятия октавы Си (иногда такое выдвижение руки из чёрно-белого "леса" на ровное "поле" и обратно именуется "поршнем"). Предваряют аппликатурную формулу Скрябина соответственно фигурки 454,5 (dis2-cisis2-dis2, eis); 545,5 (e2-dis2-e2, fis2); 454,5 (gis2-fisis2-gis2, ais2) - запятые поставлены в метрическом смысле. Известно, что чередование верхних пальцев при октавах помогает длить мысль, вести её, - и мы должны пользоваться этой возможностью.
2-ой палец, встроенный в начальную октаву квартоля, играет роль "шеста": на нём рука "переходит" к следующей октаве (при нехватке растяжения используйте направляющее руку staccato 2-ого); 4-й палец новой октавы тоже действует как "шест"; 2-й палец в следующей - как "якорь" (остановка на достигнутой высоте перед последним рывком). За счёт усиленного таким способом контакта с клавиатурой игра приобретает "гранёность" и глубину, что особенно слышно в исполнении самого автора.
II часть Этюда содержит обычные октавы (лёгкие - кистевые). При появлении квартолей здесь вместо системы "шестов" нам помогает вертикальная вибрация; первая октавка берётся "прицельно" - для чего мысленно соедините её с предыдущей, - в следующих двух амплитуда вибрации возрастает, подключается локоть, что даёт нам crescendo, указанное Скрябиным. Группа a2-cis3-e3 играется 5 4 5 пальцами, а g2-h2-d3 одним только 5-ым. Снова примените здесь приём преувеличения - "устройтесь" в последованиях e2-cis3-a3 и d2-h2-g3, и терцовые расстояния станут казаться вам легче после секстовых.

Леонид Зайцев

Аппликатура мелодических октав во II части Этюда должна быть такой, чтобы в моменты скачков левой руки правая чередовала пальцы и шла плавно, ориентируясь на возможность игры legato (действует "принцип якоря"). Привычный порядок - 4-й палец на чёрной клавише, 5-й на белой - не всегда будет выполняться при этом. Переход к III части Этюда потребует особого внимания, так как содержит одновременные скачки в обеих руках. - Сам СКРЯБИН играет места со скачками в очень высоком темпе, будучи уверен в них, т.к. у него они выучены специально. Начальный такт Этюда, неудобный из-за приближения (почти прижатия) локтя к корпусу при скачке, Скрябин играет в сдержанном темпе - устраиваясь за роялем, находя контакт; первый нисходящий скачок исполняет как бы отдельно от всего - и сверхточно! Эскизная запись позволяет нам чувствовать его личное присутствие. (Желая иметь начало сразу в темпе, наклонитесь корпусом несколько влево во время "ауфтакта" - дыхания руки перед началом фразы).
В III части надо определить аппликатуру так, чтобы она сочетала в себе избегание больших растяжений и чередуемость пальцев при перемене аккордов: сил потрачено уже много, поэтому надо их беречь. Темп последнего пассажа будет выше, если последний (одиночный) звук каждой фигурки из 3-х нот брать легко, причём staccato направляет ("передвигает") руку в новую позицию.

ЛЕВАЯ РУКА. Её аппликатурный принцип записан Скрябиным в первых двух тактах, а также в самом начале II части (2-я половина такта 17); кроме того, в такте 11 для шестой восьмушки предписан 2-ой палец, что наводит на мысль играть предыдущую квинту 3-1 пальцами (как своего рода "звон" - и двойные ноты в такте 13 тоже): стихия как бы выходит из своих пределов, захлёстывая их. Это уменьшит нагрузку в руке, иначе будет тяжело играть с растяжением в условиях глубины клавиатуры - что глушит тембр звука. (Может быть, люди с сильными большими руками найдут всё это безграмотным - но комментарий рассчитан на руки средние и слабые).
Внимание: пятые восьмушки фигур образуют скорбную м е л о д и ю, которая при исполнении должна быть слышна - и очень способствует запоминанию, объединению.
На вторую восьмушку всегда 1-й палец - к р о м е тактов 7 и 15, родственных между собой: там на неё приходится 2-ой палец. Во II части Этюда это становится н о р м о й (исключения с 1-м пальцем - тт.17-18, 26, 28 и переход к III части, то есть тт.30-33).
О басах: в начале I части децимы и ундецимы вынужденно ломаем (аккорд правой руки помещается м е ж д у ними), октавы же - нет, чтобы не утомить слух беспокойством. Отдалённые басы на 1-ую и 3-ю долю в I части берутся 4-м пальцем (после 5-ого), сочетая в себе молнию и гром. Эти басы как гордые стройные скалы; рука на них просторная и не слишком тяжёлая - "вес" выполняет здесь служебную роль, не позволяя разлетаться звуковым "искрам". При входе во II часть (т.16, diminuendo) устанавливается иной порядок: басы на долях теперь более спокойные, бархатные - берите их 5-м пальцем, как бы "покрывая" рукой (кроме Сиb в т.24, где 4-й палец освежает наше внимание). С такта 26 опять возникают отдалённые басы, но продолжайте использовать 5-й палец, придавая им теперь больше "веса" - пусть это звучит торжественно. В "роковом" такте 31 возьмите 4-й палец - возвращается холод (в этот момент в правой руке нужно играть 5-м, чтобы был "раскол" - аппликатура имеет связь с работой сознания); длинные басы в тт.32-33 вновь берутся 5-м, но в холодном тембре. В III части отдалённые басы Ре-диез такие же, как были в I части - они 4-м (остальные 5-м); в "страшных" скачковых тактах 44-47 на долю играйте 4-м пальцем - это помогает логической ориентации и подходит по смыслу места.

Леонид Зайцев

СОЕДИНЕНИЕ РУК. Во время быстрых квартолей правой руки левая играет триоли; получающаяся комбинация "четыре на три" оказывается пространственно сложной. Для усвоения движений поиграйте её вместе с первой нотой следующего такта (на к-рой руки сходятся),
б е з з в у ч н о прикасаясь к клавишам - одну фигуру несколько раз, причём в ритме: четыре 16-х и четверть, и снова так, и ещё. вскоре вы сможете привыкнуть, "войти в рельсу", как говорили раньше. Затем пробуйте звучание, уравновешивайте его, приводя в соответствие с вашим представлением.
Если у вас есть трудности с полиритмией, попробуйте такой путь: простучите ритм "четыре 16-х и четверть" на столе или прохлопайте его в ладоши, а на второй раз параллельно этому проговаривайте триоль с четвертушкой (на удобный вам слог, пусть "та-та-та-там") - как бы отставая от ударов, "сонно", с тем чтобы сойтись с ними голосом на последней доле. Так несколько раз, всё время возобновляя впечатление от первоначального ритма. - Затем наоборот: стучим ритм "триоль и четверть", а проговариваем квартоль и четверть
("та-та-та-та-там") - как бы спеша, плавно обгоняя первый ритм голосом с целью сойтись с ним в конце фигурки. - Так вы можете проходить любое полиритмическое сочетание; можно начать с ритма "пять на три", удающегося легче благодаря блуждающей неопределённости квинтоля - причём намного удобнее проговорить квинтоль, нежели простучать).
Скорбную мелодию, которую параллельно главной дерзновенной теме интонирует 1-й палец левой руки: ais1-dis1-fis1-dis1, h1-e1-gis1, dis2-gis1-eis1-e1, dis1-cisis1 - сначала нужно усвоить на слух и научиться петь. Затем то же вамое во время игры; это показатель овладения музыкой.
Разложенные децимы и ундецимы левой руки должны соединяться с делящим их аккордом правой в некоторое тревожное целое.
Хорошо выучите руками все sopra и sotto, чтобы они не смущали вас:
т.1 - dis левой руки sopra, т.2 - ais sopra, т.3 - dis sopra,
т.4 - h sotto (нижняя кварта правой руки снята с клавиш),
т.5 - gis sopra, т.6 - dis sotto (кварта пр.р. снята) и так далее. -
Во II части правая рука воспаряет, перекрещиваний нет.
В III части: т.35 - dis и fis sopra, тт.36 и 37 - gis sopra, т.40 - h sotto и несколько перекрещиваний перед концом (найдите их сами).
В предпоследнем аккорде (разложенном) бас и верхний звук пусть будут слышны одиноко - и несоединимо. Последний аккорд - Единство, не допускающее постижения. "В аккордах сжимать руку" (совет Метнера, приложимый и к октавам - вообще ко всему Этюду: "пальцы держат большое кольцо").
Вот, наверное, и всё. Не принимайте данное истолкование за абсолютную истину, пробуйте делать обратное тому, что здесь предложено - испытывайте на прочность. И сознательно ищите
с в о й вариант.

Читайте также: