Сказание об антихристе рукопись старообрядческое анонимное сочинение о наполеоне

Обновлено: 05.07.2024

Как формировался образ Наполеона-антихриста в русском сознании? У его истоков, конечно же, объявление Святейшего Синода, обнародованное в начале кампании 1806 года, которое духовенство обязано было читать в храмах по окончании литургии каждый воскресный и праздничный день. В нем говорилось:

«Неистовый враг мира и благословенной тишины, Наполеон Бонапарте, самовластно присвоивший себе царственный венец Франции и силою оружия, а более коварством распространивший власть свою на многие соседственные с нею государства, опустошивший мечом и пламенем их грады и селы, дерзает в исступлении злобы своей угрожать свыше покровительствуемой России вторжением в ее пределы. и потрясением православной грекороссийской Церкви во всей чистоте ее и святости.

Всему миру известны богопротивные его [Наполеона] замыслы и деяния, коими он попирал законы и правду. Еще во времена народного возмущения, свирепствовавшего во Франции во время богопротивной революции, бедственной для человечества и навлекшей небесное проклятие на виновников ее, отложился он от христианской веры, на сходбищах народных торжествовал учрежденные лжеумствующими богоотступниками идолопоклоннические празднества и в сонме нечестивых сообщников своих воздал поклонение, единому Всевышнему Божеству подобающее, истуканам, человеческим тварям и блудницам, идольским изображениям для них служившим.

Но насколько вышеприведенное объявление Синода соответствовало историческим фактам? Разве Наполеон не покончил с антирелигиозной политикой Конвента и Директории, не подписал в 1801 году конкордат с папой Пием VII, по которому отменялось отделение Церкви от государства, ей возвращались неотчужденные церковные здания, а священнослужители стали получать жалование от правительства? Разве Наполеон не проводил последовательной политики на примирение с духовенством, несмотря на сопротивление части армии и старых якобинцев?[6] За что, казалось бы, рядить его в ризы антихриста?

При начале войны 1812 года идеи прежнего синодального объявления оказались востребованными и воспроизведенными. В церковных обращениях к народу, в молитвах к Наполеону применяются библейские образы нечестивых и безбожных правителей и героев, типологически связанных с антихристом: Каина, Фараона, Амалика, Голиафа.

Официальная пропаганда умело пользовалась подобными настроениями. Хотя то, что Наполеон - антихрист, теперь и не объявлялось с амвонов, однако до духовенства этот взгляд в той или иной форме доводился, а оно его применяло в своей проповеднической практике, особенно в действующей армии. Так, согласно рапорту полевого обер-священника Алексия Торопогрицкого, письмо профессора Гецеля было доставлено ему генерал-майором Ставицким по приказу главнокомандующего и военного министра Барклая-де-Толли, а уже Торопогрицкий оповестил о нем полковое духовенство русской 1-й Западной армии[14].

«Предчувствуя мою кончину,
Законным королям я уступаю трон,
Чтобы из милости производили сыну
Хотя сиротской пансион.

От братьев не видал я никакой заслуги,
Пускай живут их, чем хотят,
Пускай из королей пойдут они хоть в слуги,
Сестер же в госпиталь под старость поместят.

Остатки гвардии и войска распускаю,
И благодарность им мою
За службы, раны их и голод объявляю,
Но жалованья не даю:

Где взять его, когда я сделался банкрутом,
Все знают, что война была без барыша.
(Обманут жестоко я Коленкуром-плутом).
Вся собственность моя теперь - одна душа,

Один мой только гений!
Отказываю их я князю сатане,
Который сочинял со мною бюллетени
И помогал во многом мне.

Смерть Наполеона воспринимается как некое мученичество, а скала острова Святой Елены едва ли не уподобляется Голгофе[25]:

Однако даже в, казалось, самый пронаполеоновский период южной ссылки образ Наполеона-антихриста не исчезает из пушкинских стихов. Во-первых, Наполеон - презритель человечества и его враг:

В третьих, падение Наполеона рисуется подобным низвержению сатаны:

Пушкин, конечно, здесь исторически точен: Наполеона папа в Париже действительно венчал железной короной итальянских государей и римских императоров. Но, с другой стороны, железная корона - известная иконографическая деталь: в религиозной живописи XVIII-XIX века сатану и антихриста часто изображали именно в железной короне, в том числе и в момент низвержения в бездну. На апокалиптическую природу мотива низвержения в бездну мы уже указывали выше.

[2] См. о нем: Пиккио Р. Функция библейских тематических ключей в литературном коде православного славянства / Slavia Orthodoxa. Литература и язык. М., 2003. С. 431-466.

[3] См., в частности: Данилевский И.Н. Повесть временных лет. Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004.

[4] Полное собрание законов Российской империи. СПб, 1830. Т. 29: C 1806 по 1807 год. С. 928.

[5] См.: Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М., 1991.

[6] См., в частности: Ревуненков В.Г. Взлет и падение Наполеона Бонапарта. СПб., 2001. С. 91-92.

[8] Ревуненков В.Г. Взлет и падение Наполеона Бонапарта. С. 90.

[9] См., в частности: Ефрем Сирин. Слово об антихристе и о Втором пришествии // Ефрем Сирин. Творения. Т. 3. М., 1991. С. 37.

[10] Снегирев А. Жизнь Московского митрополита Платона. М., 1890. С. 43.

[11] Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны 1812 года // Михайловский-Данилевский А.И. Полное собрание сочинений. Т. 4. СПб., 1850. С. 186-187.

[12] В. Гецель пользовался системой, согласно которой каждой букве латинского алфавита присваивалось определенное цифровое значение: единицы - от а до k, десятки - от l до s, u соответствовало 110, v - 120 и т.д. Письмо профессора Гецеля М.Б. Барклаю-де-Толли см. в: Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь в войне 1812 года. СПб., 2004. С. 80-81.

[14] Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь в войне 1812 года. С. 80-82.

[15] Каменев Е.В. Категории мировоззрения русского офицерства эпохи наполеоновских войн. С. 4.

[16] Богданович Е.В. 1812 год. СПб., 1912. С. 160.

[18] Приведено в книге: Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь в войне 1812 года. С. 291.

[19] Братья Бонапарта Жером и Люсьен за мезальянсы были исключены из императорской семьи. Прочие братья - короли завоеванных Наполеоном государств - больше доставляли ему хлопоты, чем помогали в управлении империей. Сестры Наполеона скандализировали общественное мнение своим поведением. О взаимоотношениях при дворе Наполеона см., в частности: Zephinis Charles Otto. Court de Napoleon. Paris, 1970.

[23] Например, Л. Даву - князь Экмюльский; Л. Бертье - князь Невшательский и т.д.

Мазуровский. Пожар Москвы
Мазуровский. Пожар Москвы
Как формировался образ Наполеона-антихриста в русском сознании? У его истоков, конечно же, объявление Святейшего Синода, обнародованное в начале кампании 1806 года, которое духовенство обязано было читать в храмах по окончании литургии каждый воскресный и праздничный день. В нем говорилось:

«Неистовый враг мира и благословенной тишины, Наполеон Бонапарте, самовластно присвоивший себе царственный венец Франции и силою оружия, а более коварством распространивший власть свою на многие соседственные с нею государства, опустошивший мечом и пламенем их грады и селы, дерзает в исступлении злобы своей угрожать свыше покровительствуемой России вторжением в ее пределы… и потрясением православной грекороссийской Церкви во всей чистоте ее и святости…

Всему миру известны богопротивные его [Наполеона] замыслы и деяния, коими он попирал законы и правду. Еще во времена народного возмущения, свирепствовавшего во Франции во время богопротивной революции, бедственной для человечества и навлекшей небесное проклятие на виновников ее, отложился он от христианской веры, на сходбищах народных торжествовал учрежденные лжеумствующими богоотступниками идолопоклоннические празднества и в сонме нечестивых сообщников своих воздал поклонение, единому Всевышнему Божеству подобающее, истуканам, человеческим тварям и блудницам, идольским изображениям для них служившим.

Но насколько вышеприведенное объявление Синода соответствовало историческим фактам? Разве Наполеон не покончил с антирелигиозной политикой Конвента и Директории, не подписал в 1801 году конкордат с папой Пием VII, по которому отменялось отделение Церкви от государства, ей возвращались неотчужденные церковные здания, а священнослужители стали получать жалование от правительства? Разве Наполеон не проводил последовательной политики на примирение с духовенством, несмотря на сопротивление части армии и старых якобинцев?[6] За что, казалось бы, рядить его в ризы антихриста?

При начале войны 1812 года идеи прежнего синодального объявления оказались востребованными и воспроизведенными. В церковных обращениях к народу, в молитвах к Наполеону применяются библейские образы нечестивых и безбожных правителей и героев, типологически связанных с антихристом: Каина, Фараона, Амалика, Голиафа.

Официальная пропаганда умело пользовалась подобными настроениями. Хотя то, что Наполеон – антихрист, теперь и не объявлялось с амвонов, однако до духовенства этот взгляд в той или иной форме доводился, а оно его применяло в своей проповеднической практике, особенно в действующей армии. Так, согласно рапорту полевого обер-священника Алексия Торопогрицкого, письмо профессора Гецеля было доставлено ему генерал-майором Ставицким по приказу главнокомандующего и военного министра Барклая-де-Толли, а уже Торопогрицкий оповестил о нем полковое духовенство русской 1-й Западной армии[14].

Конец победам! Богу слава!
Низверглась адская держава:
Сражен, сражен Наполеон.
Есть правды Бог: тирана нет!
Преходит тьма, но вечен свет.
Сокрылось нощи привиденье.
Се утро, жизни пробужденье.
Злодей торжествовал: где он?
Исчез, как безобразный сон
.

Где ты, любимый сын и счастья, и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?
Исчез, как утром страшный сон!

Предчувствуя мою кончину,
Законным королям я уступаю трон,
Чтобы из милости производили сыну
Хотя сиротской пансион.

От братьев не видал я никакой заслуги,
Пускай живут их, чем хотят,
Пускай из королей пойдут они хоть в слуги,
Сестер же в госпиталь под старость поместят.

Остатки гвардии и войска распускаю,
И благодарность им мою
За службы, раны их и голод объявляю,
Но жалованья не даю:

Где взять его, когда я сделался банкрутом,
Все знают, что война была без барыша.
(Обманут жестоко я Коленкуром-плутом).
Вся собственность моя теперь – одна душа,

Один мой только гений!
Отказываю их я князю сатане,
Который сочинял со мною бюллетени
И помогал во многом мне.

Пред смертию моей прошу у вас прощенья,
Не требую себе богатых похорон;
Я даже обойтись могу без погребенья;
Прощайте; помните, что был Наполеон
[18].

Зачем ты послан был и кто тебя послал?
Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель?
Зачем потух, зачем блистал,
Земли чудесный посетитель.

Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Хвала! Он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал

Смерть Наполеона воспринимается как некое мученичество, а скала острова Святой Елены едва ли не уподобляется Голгофе[25]:

Одна скала, обличье славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений
[26].

Однако даже в, казалось, самый пронаполеоновский период южной ссылки образ Наполеона-антихриста не исчезает из пушкинских стихов. Во-первых, Наполеон – презритель человечества и его враг:

Тогда в волненьи бурь народных
Провидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел…

Ты вел мечи на пир обильный;
Все пало с шумом пред тобой:
Европа гибла – сон могильный
Носился над ее главой
.

В третьих, падение Наполеона рисуется подобным низвержению сатаны:

Оцепенелыми руками
Схватив железный свой венец,
Он бездну видит пред очами,
Он гибнет, гибнет наконец
.

Пушкин, конечно, здесь исторически точен: Наполеона папа в Париже действительно венчал железной короной итальянских государей и римских императоров. Но, с другой стороны, железная корона – известная иконографическая деталь: в религиозной живописи XVIII–XIX века сатану и антихриста часто изображали именно в железной короне, в том числе и в момент низвержения в бездну. На апокалиптическую природу мотива низвержения в бездну мы уже указывали выше.

[2] См. о нем: Пиккио Р. Функция библейских тематических ключей в литературном коде православного славянства / Slavia Orthodoxa. Литература и язык. М., 2003. С. 431–466.

[3] См., в частности: Данилевский И.Н. Повесть временных лет. Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004.

[4] Полное собрание законов Российской империи. СПб, 1830. Т. 29: C 1806 по 1807 год. С. 928.

[5] См.: Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М., 1991.

[6] См., в частности: Ревуненков В.Г. Взлет и падение Наполеона Бонапарта. СПб., 2001. С. 91–92.

[8] Ревуненков В.Г. Взлет и падение Наполеона Бонапарта. С. 90.

[9] См., в частности: Ефрем Сирин. Слово об антихристе и о Втором пришествии // Ефрем Сирин. Творения. Т. 3. М., 1991. С. 37.

[10] Снегирев А. Жизнь Московского митрополита Платона. М., 1890. С. 43.

[11] Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны 1812 года // Михайловский-Данилевский А.И. Полное собрание сочинений. Т. 4. СПб., 1850. С. 186–187.

[12] В. Гецель пользовался системой, согласно которой каждой букве латинского алфавита присваивалось определенное цифровое значение: единицы – от а до k, десятки – от l до s, u соответствовало 110, v – 120 и т.д. Письмо профессора Гецеля М.Б. Барклаю-де-Толли см. в: Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь в войне 1812 года. СПб., 2004. С. 80–81.

[14] Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь в войне 1812 года. С. 80–82.

[15] Каменев Е.В. Категории мировоззрения русского офицерства эпохи наполеоновских войн. С. 4.

[16] Богданович Е.В. 1812 год. СПб., 1912. С. 160.

[18] Приведено в книге: Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь в войне 1812 года. С. 291.

[19] Братья Бонапарта Жером и Люсьен за мезальянсы были исключены из императорской семьи. Прочие братья – короли завоеванных Наполеоном государств – больше доставляли ему хлопоты, чем помогали в управлении империей. Сестры Наполеона скандализировали общественное мнение своим поведением. О взаимоотношениях при дворе Наполеона см., в частности: Zephinis Charles Otto. Court de Napoleon. Paris, 1970.

[23] Например, Л. Даву – князь Экмюльский; Л. Бертье – князь Невшательский и т.д.

Как формировался образ Наполеона-антихриста в русском сознании? У его истоков, конечно же, объявление Святейшего Синода, обнародованное в начале кампании 1806 года, которое духовенство обязано было читать в храмах по окончании литургии каждый воскресный и праздничный день. В нем говорилось:

«Неистовый враг мира и благословенной тишины, Наполеон Бонапарте, самовластно присвоивший себе царственный венец Франции и силою оружия, а более коварством распространивший власть свою на многие соседственные с нею государства, опустошивший мечом и пламенем их грады и селы, дерзает в исступлении злобы своей угрожать свыше покровительствуемой России вторжением в ее пределы… и потрясением православной грекороссийской Церкви во всей чистоте ее и святости…

Всему миру известны богопротивные его [Наполеона] замыслы и деяния, коими он попирал законы и правду. Еще во времена народного возмущения, свирепствовавшего во Франции во время богопротивной революции, бедственной для человечества и навлекшей небесное проклятие на виновников ее, отложился он от христианской веры, на сходбищах народных торжествовал учрежденные лжеумствующими богоотступниками идолопоклоннические празднества и в сонме нечестивых сообщников своих воздал поклонение, единому Всевышнему Божеству подобающее, истуканам, человеческим тварям и блудницам, идольским изображениям для них служившим.

Но насколько вышеприведенное объявление Синода соответствовало историческим фактам? Разве Наполеон не покончил с антирелигиозной политикой Конвента и Директории, не подписал в 1801 году конкордат с папой Пием VII, по которому отменялось отделение Церкви от государства, ей возвращались неотчужденные церковные здания, а священнослужители стали получать жалование от правительства? Разве Наполеон не проводил последовательной политики на примирение с духовенством, несмотря на сопротивление части армии и старых якобинцев?[6] За что, казалось бы, рядить его в ризы антихриста?

При начале войны 1812 года идеи прежнего синодального объявления оказались востребованными и воспроизведенными. В церковных обращениях к народу, в молитвах к Наполеону применяются библейские образы нечестивых и безбожных правителей и героев, типологически связанных с антихристом: Каина, Фараона, Амалика, Голиафа.

Официальная пропаганда умело пользовалась подобными настроениями. Хотя то, что Наполеон – антихрист, теперь и не объявлялось с амвонов, однако до духовенства этот взгляд в той или иной форме доводился, а оно его применяло в своей проповеднической практике, особенно в действующей армии. Так, согласно рапорту полевого обер-священника Алексия Торопогрицкого, письмо профессора Гецеля было доставлено ему генерал-майором Ставицким по приказу главнокомандующего и военного министра Барклая-де-Толли, а уже Торопогрицкий оповестил о нем полковое духовенство русской 1-й Западной армии[14].

Конец победам! Богу слава!
Низверглась адская держава:
Сражен, сражен Наполеон.
Есть правды Бог: тирана нет!
Преходит тьма, но вечен свет.
Сокрылось нощи привиденье.
Се утро, жизни пробужденье.
Злодей торжествовал: где он?
Исчез, как безобразный сон
.

Где ты, любимый сын и счастья, и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?
Исчез, как утром страшный сон!

Предчувствуя мою кончину,
Законным королям я уступаю трон,
Чтобы из милости производили сыну
Хотя сиротской пансион.

От братьев не видал я никакой заслуги,
Пускай живут их, чем хотят,
Пускай из королей пойдут они хоть в слуги,
Сестер же в госпиталь под старость поместят.

Остатки гвардии и войска распускаю,
И благодарность им мою
За службы, раны их и голод объявляю,
Но жалованья не даю:

Где взять его, когда я сделался банкрутом,
Все знают, что война была без барыша.
(Обманут жестоко я Коленкуром-плутом).
Вся собственность моя теперь – одна душа,

Один мой только гений!
Отказываю их я князю сатане,
Который сочинял со мною бюллетени
И помогал во многом мне.

Пред смертию моей прошу у вас прощенья,
Не требую себе богатых похорон;
Я даже обойтись могу без погребенья;
Прощайте; помните, что был Наполеон
[18].

Зачем ты послан был и кто тебя послал?
Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель?
Зачем потух, зачем блистал,
Земли чудесный посетитель.

Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Хвала! Он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал

Смерть Наполеона воспринимается как некое мученичество, а скала острова Святой Елены едва ли не уподобляется Голгофе[25]:

Одна скала, обличье славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений
[26].

Однако даже в, казалось, самый пронаполеоновский период южной ссылки образ Наполеона-антихриста не исчезает из пушкинских стихов. Во-первых, Наполеон – презритель человечества и его враг:

Тогда в волненьи бурь народных
Провидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел…

Ты вел мечи на пир обильный;
Все пало с шумом пред тобой:
Европа гибла – сон могильный
Носился над ее главой
.

В третьих, падение Наполеона рисуется подобным низвержению сатаны:

Оцепенелыми руками
Схватив железный свой венец,
Он бездну видит пред очами,
Он гибнет, гибнет наконец
.

Пушкин, конечно, здесь исторически точен: Наполеона папа в Париже действительно венчал железной короной итальянских государей и римских императоров. Но, с другой стороны, железная корона – известная иконографическая деталь: в религиозной живописи XVIII–XIX века сатану и антихриста часто изображали именно в железной короне, в том числе и в момент низвержения в бездну. На апокалиптическую природу мотива низвержения в бездну мы уже указывали выше.

(Окончание следует.)

[2] См. о нем: Пиккио Р. Функция библейских тематических ключей в литературном коде православного славянства / Slavia Orthodoxa. Литература и язык. М., 2003. С. 431–466.

[3] См., в частности: Данилевский И.Н. Повесть временных лет. Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004.

[4] Полное собрание законов Российской империи. СПб, 1830. Т. 29: C 1806 по 1807 год. С. 928.

[5] См.: Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М., 1991.

[6] См., в частности: Ревуненков В.Г. Взлет и падение Наполеона Бонапарта. СПб., 2001. С. 91–92.

[8] Ревуненков В.Г. Взлет и падение Наполеона Бонапарта. С. 90.

[9] См., в частности: Ефрем Сирин. Слово об антихристе и о Втором пришествии // Ефрем Сирин. Творения. Т. 3. М., 1991. С. 37.

[10] Снегирев А. Жизнь Московского митрополита Платона. М., 1890. С. 43.

[11] Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны 1812 года // Михайловский-Данилевский А.И. Полное собрание сочинений. Т. 4. СПб., 1850. С. 186–187.

[12] В. Гецель пользовался системой, согласно которой каждой букве латинского алфавита присваивалось определенное цифровое значение: единицы – от а до k, десятки – от l до s, u соответствовало 110, v – 120 и т.д. Письмо профессора Гецеля М.Б. Барклаю-де-Толли см. в:Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь в войне 1812 года. СПб., 2004. С. 80–81.

[14] Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь в войне 1812 года. С. 80–82.

[15] Каменев Е.В. Категории мировоззрения русского офицерства эпохи наполеоновских войн. С. 4.

[16] Богданович Е.В. 1812 год. СПб., 1912. С. 160.

[18] Приведено в книге: Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь в войне 1812 года. С. 291.

[19] Братья Бонапарта Жером и Люсьен за мезальянсы были исключены из императорской семьи. Прочие братья – короли завоеванных Наполеоном государств – больше доставляли ему хлопоты, чем помогали в управлении империей. Сестры Наполеона скандализировали общественное мнение своим поведением. О взаимоотношениях при дворе Наполеона см., в частности: Zephinis Charles Otto. Court de Napoleon. Paris, 1970.

[23] Например, Л. Даву – князь Экмюльский; Л. Бертье – князь Невшательский и т.д.



Выбор темы, предмет разговора зачастую говорит об участниках общения больше, чем само содержание общения; равно как и темы, которые не обсуждаются. Мы более или менее представляем, о чем говорит и о чем нет современный православный дискурс. В частности, он мало говорит об истории, а если и говорит, то в тонах ностальгических о прошлом православных стран. Наполеон здесь вроде ни при чём (мы же о нем вспомнили к дате — 15 августа он родился).

Таким образом, богословствовать об истории — задача христианина. Нежелание думать об истории, отвращение к ней — языческий атавизм.

Чем Наполеон важен для христиан? Он — одно из ярчайших событий нашей истории, истории (пост)христианского человечества. Что это событие означает? Наполеон — революционный диктатор. Три великие революции знает (пост)христианский мир, три революции, родивших современность: Английскую, Французскую, Русскую. Первая дала Кромвеля — христианина, вторая — Наполеона, индифферентного к христианству, третья — Сталина, воинствующего атеиста-семинариста. Так проступила религиозная тема: как событие Революции и революционной диктатуры, всеевропейской (всехристианской) войны, само событие современности соотносятся с христианством? С христианством, которое есть условие возможности современности?

Наполеон — великий политик и полководец современности не может себя обожествить, в отличие от политиков и полководцев древности. Вот где христианство прочертило границу между древностью и современностью: в вопросе о божественности и власти. Как христианство соотносится с политикой, или точнее — что христианство сделало с политикой, что теперь невозможно обожествление политиков, но возможны революции, казнь королей и царей, мировые войны? Как христианство соотносится с Наполеоном? Семь книг, которые мы здесь собрали, отвечают по-разному: Наполеон — прообраз Второго Пришествия — один полюс, Наполеон — Антихрист — вот другой. Сейчас мы эти ответы разберем, но главное: эти семь книг, семь авторов учат нас как думать по-христиански об истории, видеть Руку Божию в истории.


Как Блуа понимает Наполеона? — «Осталось его имя, его величайшее Имя, и даже в устах малого ребенка оно способно пристыдить любого из великих. Наполеон — это лик Божий в мировой тьме.

Наполеон непостижим, и, безусловно, он самый загадочный человек в мире ибо он, прежде и превыше всего, — прообраз ТОГО, кто должен прийти в мир и кто, быть может уже близко.

Зачем же тогда явился он во Франции XVIII века, которая ничуть не предвидела и тем более не ожидала его появления? Затем лишь, чтобы свершить руками галлов промысел Божий, чтобы напомнить людям по всей земле о существовании Божьем, о том, что придет Он, как тать в ночи, в час, когда не будут ждать Его, вместе с безграничным Удивлением, которое ускорит закат мира. И безусловно, промысел этот назначено было осуществить человеку, едва ли верившему в Бога и явно не знавшему Его заповедей.

«Думать, что Наполеон есть предтеча Христа Грядущего, так же нелепо и нечестиво, как думать, что он предтеча Антихриста. В том-то и вся его трагедия, — и не только его, но и наша, ибо недаром он наш последний герой, — что он сам не знает, чей он предтеча. В этом, в главном, он — ни утверждение, ни отрицание, а только вопрос без ответа.

Гог и Магог

Особую историю представляют отношения Наполеона и евреев. Он воевал на Святой Земле, обещал восстановить Иерусалимский Храм, собрал Французский Синедрион, издавал законы как и в пользу эмансипации евреев, так и антисемитские. Но отношения христианства и иудаизма — разумеется, один из центральных вопросов нашей истории. Поэтому интересен еврейский взгляд на Наполеона.

Сочинения

Гегель — великий современник Наполеона. И надо еще спросить кто из этих двоих больше сделал. Один последователь Гегеля — Маркс создал то движение, что даст начало Советскому Союзу, другой — Кожев был один из отцов-основателей Союза Европейского (а ученик Кожева, Фукуяма, станет идеологом победившего неолиберализма; но Кожев вообще — отец чуть ли не всей современной мысли).

«Радикальный атеизм Гегеля. Или точнее, его антропотеизм, обожение Человека, который наконец-то после Французской революции и благодаря Наполеону с полным правом может сказать о себе самом все то, что он — по ошибке — приписывал разным Богам.

Теантропизм и антропотеизм — это Богочеловечество и Человекобожие, два понятия, столь значимые для русской религиозной философии, и которые Кожев, русский эмигрант, начинавший с исследования Владимира Соловьева, прекрасно знал. Сказать, как говорит Кожев, что следует заменить Богочеловека на Человекобога, значит сказать: надо заменить Христа на Антихриста. Кожев пишет:

«С христианской точки зрения Наполеоном движет Тщеславие, он, стало быть, — воплощение Греха (Антихрист). Он — первый, кто осмелился на самом деле придать человеческой Единичности абсолютную (всеобщую) значимость.

Для Блуа Наполеон — прообраз Грядущего Христа, для Мережковского — религиозно двойственная фигура, для Бубера — соблазн, сбивающий с истинного пути, для Кожева — Антихрист, Человекобог. Четыре очень разных, но с библейских позиций (в случае Кожева — (анти)христианских) попыток понять историю и одно из главных ее событий — Наполеона. Напоследок — три романа.

Пока Наполеон томился в Лонгвуде, шестьдесят тысяч человек, павших на поле Ватерлоо, мирно истлевали в земле, и что-то от их покоя передалось всему миру. Венский конгресс, пользуясь этим, создал трактаты 1815 года, и Европа назвала это Реставрацией.

Вот что такое Ватерлоо.

Подписаться на свежие материалы Предания

— Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся.

Читайте также: