Шнитке сочинение является юмористическим коллажем музыки венского классика

Обновлено: 05.07.2024

Мы благодарны искусству за то, что оно непрерывно рассказывает что-то о мире и о человеке, чего логически сформулировать не возможно.

Альфред Шнитке

На композиторское мировоззрение Шнитке оказало влияние корифеев европейской музыки (Баха, Моцарта, Р.Вагнера, Г.Малера), русской музыки ХХ века (Стравинского и Шостаковича), композиторов современного авангарда (Лигети, Ноно и Штокхаузена). От своих великих предшественников композитор унаследовал веру в высшую гармонию, красоту души и величие духа. В этом ему помогли и опусы художественной прозы любимых писателей Ф.Достоевского, Л.Толстого, Т.Манна.

Творческое наследие Шнитке включает все ведущие жанры европейской академической традиции – оперы, балеты, симфонии, хоровые, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, а также жанры прикладной музыки, позволяющие захватить внимание аудитории и заставляющие слушателя искренне сопереживать.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе (АССР Поволжья Саратовской области). Семья его имела многообразные национальные корни: мать, Мария Иосифовна Фогель, была немкой, а отец, Гарри Викторович Шнитке, литовско-еврейского происхождения, иммигрировавший в 1926 году в Россию из Германии.

Дома, помимо русского языка, все члены семьи свободно говорили и на немецком. Детей (а их было трое) приобщали к литературе и искусству как России, так и Германии. Таким образом, в сознании будущего композитора закрепились традиции двух культур.

1961 год стал событийным в творческой жизни Шнитке: по окончании аспирантуры он был приглашён на должность преподавателя Московской консерватории, где вёл инструментовку, чтение партитур, полифонию, композицию на теоретико-композиторском факультете. В связи с педагогической деятельностью (продлившейся одиннадцать лет) им была написана целая серия талантливых музыковедческих статей. По признанию самого композитора, работа в консерватории была очень полезной для него самого, так как приходилось капитально знакомиться с огромным количеством классической музыкальной литературы всех эпох и стилей, чтобы затем знакомить с этой музыкой своих студентов.

Однако Шнитке отверг не всю новейшую авангардную технику. Ряд конкретных технических навыков остались с ним до конца жизни. И теперь образ-замысел появляется в его сочинениях, а техника послушно подчинялась. Этому отвечает Второй концерт для скрипки с оркестром, написанный в 1966 году по просьбе известного российского скрипача М.Лубоцкого и ему посвящён. Это было первое произведение полностью сложившегося автора. Источником замысла концерта стало Евангелие. Через его образы с темой страданий, предательства, смерти и Воскресения, вечными категориями Добра и Зла, воплощается композиционный вариант скрипичного опуса. Как персонажи театрального спектакля, музыкальные инструменты делятся на две контрастные группы: положительные персонажи – Иисус, его ученики представлены солирующей скрипкой и струнными, а отрицательные – Иуда и враждебная христианам толпа – охарактеризованы звучанием духовых, ударных, фортепиано и контрабаса.

Обращаясь к музыке минувших веков, Шнитке использует в своих произведениях не только темы и стили, но и старинные жанры. Одним из них стал жанр с академическим названием – Сoncerto grosso №1 (всего их у композитора шесть) для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (1977). Внутрь этого полистилистического произведения вошёл ещё один, новый вид простоты. Основной музыкальной темой здесь является тема-монограмма ВАСН (Бах), которая возникает в наиболее значительных эпизодах произведения. Кстати, ею композитор завершает свой концерт, тем самым, утверждая величие и нетленность духовного начала. На протяжении всего сочинения, в музыке постоянно сталкиваются парадоксальные звучания. Так, хорал преображается в чувствительное танго, напряжённо-сосредоточенное размышление прерывается очень жёсткой музыкой или пошленький романс, звучащий на расстроенном фортепиано, сменяется виртуозной игрой в духе Вивальди. Впрочем, почти все темы этого серьёзного шестичастного произведения заимствованы из фильмов с музыкой Шнитке. Исключение составляет только одна, во второй части, стилизованная под Вивальди.

Его музыка звучит в концертных залах Австрии, Англии, Германии, Голландии, США, Японии, Норвегии, Финляндии, Австралии, Испании и многих других страна. Как утверждает исследователь А.Ивашкин, количество исполнений Шнитке стало приближаться к количеству исполнений Шостаковича. Безусловно, в этом немаловажную роль сыграли музыканты-исполнители, поддерживавшие его творчество. Все они хорошо известны в мире классической музыки – Г.Рождественский, М.Ростропович, Г.Кремер, Ю.Башмет, О.Каган, Н.Гутман, Квартет имени Бородина, Т.Гринденко, В.Полянский, О.Крыса. Неоценима и заслуга самого Шнитке, который умел не только писать музыку, но на аналогичном уровне говорить о ней. Его содержательные и глубокие лекции в различных вузах, Молодёжном клубе Г.Фрида, на творческих собраниях в Союзе композиторов или интервью и беседы для печати, вспоминают и сегодня.

Итак, к Шнитке пришла мировая слава. Его называли гением ХХ столетия. Помимо фестивалей и циклов авторских концертов композитора, он избирается почётным членом многих зарубежных академий искусств – Шведской, Берлинской, Баварской, Нью-Йоркской, Лондонской, Венской и других.

Не менее интересна по замыслу и грандиозная Третья симфония, написанная к открытию нового концертного зала Гевандхауз в Лейпциге. Она имеет близкий Шнитке национальный замысел, так как посвящена 300-летней звуковой судьбе австро-немецкой музыки. В ней чисто шнитковское решение классического инструментального цикла симфонии (без вокала, с добавлением органа) из четырёх частей. Композитор зашифровывает в своём опусе определённые слова-идеи и ключевые для истории музыки имена австро-немецких композиторов.

Четвёртая же симфония сразу задумывалась как программная. Она существует в двух вариантах – для симфонического оркестра, певцов-солистов и хора, а также для камерного оркестра и четырёх солистов. Здесь символически представлены разные религиозные конфессии – иудаизм, католицизм, протестантизм и православие. Для этого композитор сочинил четыре определённых музыкальных лада, каждый с соответствующим характерным интонационным оборотом. Шнитке использует и мотивы старинных русских знаменных распевов, лютеранских и григорианских хоралов, вводит элементы синагогального пения. В конце все темы объединяются, их сопровождает пение хора торжественным колокольным звоном. Таким образом, композитор соединяет и сближает звуковые миры прошлого и настоящего.

Альфред Шнитке скончался 3 августа 1998 года в Эппендорской клинике города Гамбурга. По завещанию композитора был похоронен на Новодевичьем кладбище по православному обряду.

ВложениеРазмер
Альфред Шнитке стал одним из лидеров музыкального авангарда второй половины XX века 64.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Полистилистика Альфреда Шнитке

«Только культура ума делает возможной

После начала Великой Отечественной войны, обвинённые в сотрудничестве с гитлеровским режимом немцы Поволжья были департированы в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Семье Шнитке удалось избежать гонений, так как отцу удалось доказать, что он – еврей. Драматические события тех лет стали одним из первых незабываемых впечатлений мальчика, и, возможно, обусловили мрачный трагизм его некоторых будущих сочинений.

После возвращения в Россию в 1948 году семья поселилась под Москвой, а в 1949 году случай привёл его на дирижёрско – хоровое отделение музыкального училища имени Октябрьской революции, которое теперь носит имя своего знаменитого воспитанника. Со временем он перешёл на фортепианное отделение и начал сочинять. Его творческий рост становился всё более интенсивным. Вскоре судьба свела его с Иосифом Яковлевичем Рыжкиным, у которого будущий композитор начал заниматься гармонией и анализом форм, и которому он показал свои первые сочинения. Он и привёл Альфреда Шнитке в Московскую консерваторию.

Первая симфония (1974) – почти документальный монтаж всевозможных стилей музыкальной цивилизации, вплоть до джазовой импровизации, гитарной песни и военного марша. Своеобразная история симфонии как классического жанра стала основой Третьей симфонии Альфреда Шнитке. Четвёртая стала символом культовой музыки трёх основных христианских конфессий: протестанского гимна, григорианского хорала и православного распева. Пятая реконструировала незаконченный фортепианный квартет Густава Малера.

Независимо от отношения к его музыке официальных представителей власти в области культуры, Альфред Шнитке всегда оставался верен себе, сочинял то, что диктовало ему сердце и разум, отказывался от заказов, если они противоречили его изысканиям, перестал сотрудничать с кино и театром, чтобы не отвлекаться от главного. И постепенно отношение чиновников от культуры поменялось. Средства массовой информации стали проявлять пристальный интерес как к личности композитора, так и к его творчеству. Его музыка стала звучать по радио и телевидению, начали печататься серьёзные статьи, монографии. Музыка Альфреда Шнитке, приобретшая всемирную известность, наконец, получила полное признание на родине. В 1986 году Альфред Шнитке был удостоен Государственной премии имени Н.К.Крупской, стал членом – корреспондентом Академии искусств ГДР, Баварской академии искусств, ранее (1982) – Академии искусств Западного Берлина, через год (1987) – Королевской шведской академии музыки.

Основной драматургический цикл продолжается в конце 2-й части, а в начале – панорама человеческой жизни: море бушующих страстей с островками романтической лирики, порывом к идеалу, красотой лирического чувства – всё пркрасное, что можно противопоставить разрушительной стихии. А рядом – гротескный вальс – символ пошлости обыденной жизни, квазилирическое Адажио, в котором сладостные романтические краски размываются несоответствующим окружением. Но смысл концепции раскрывается в финале – траурном эпилоге. Здесь уже нет попытки прорваться сквозь роковой круг, это оплакивание романтического идеала.

Будучи гениальным художником, болезненно ощущающим дисгармоничность современного человеческого существования, Шнитке в своей музыке стремился ставить и разрешать самые актуальные проблемы второй половины XX века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Искусство обладает удивительным качеством - воскрешать прошлое, показывать завтрашнее…

Циклические формы инструментальной музыки

Циклические формы инструментальной музыки

Сегодня мы познакомимся с циклическими формами инструментальной музыки. Цикл - процесс, совершающий законченный круг развития в течение какого-то промежутка времени.

Сегодня мы познакомимся с

циклическими формами инструментальной музыки.

Цикл - процесс, совершающий законченный круг развития в течение какого-то промежутка времени.

В музыке также существуют особые музыкальные формы, объединенные в циклы. Циклические - музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла: - Кончерто гроссо - Сюита - Симфония - Концерт

В музыке также существуют особые музыкальные формы, объединенные в циклы. Циклические - музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла:

- Кончерто гроссо - Сюита - Симфония - Концерт

Кончерто гроссо (итал. concerto grosso, — большой концерт) - жанр ансамблево-оркестровой музыки, возник в 17—18 вв., основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов

Кончерто гроссо (итал. concerto grosso, — большой концерт) - жанр ансамблево-оркестровой музыки, возник в 17—18 вв., основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов

Альфред Шнитке (1934-1998) Советский и российский композитор, музыкальный педагог и музыковед.

Альфред Шнитке (1934-1998)

Советский и российский композитор, музыкальный педагог и музыковед.

Музыка композитора А. Шнитке – это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий – от XVIII до XX в. Совмещение прошлого и настоящего – особенность его музыки

Музыка композитора А. Шнитке – это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий – от XVIII до XX в. Совмещение прошлого и настоящего – особенность его музыки

А. Шнитке родился 24 ноября 1934 г в городе Энгельсе. Отец – Гарри Шнитке был журналистом, русско–немецким переводчиком. Мать – Мария Фогель преподавала немецкий язык в школе. Альфред был старшим из трёх детей в семье Шнитке.

А. Шнитке родился 24 ноября 1934 г в городе Энгельсе. Отец – Гарри Шнитке был журналистом, русско–немецким переводчиком. Мать – Мария Фогель преподавала немецкий язык в школе. Альфред был старшим из трёх детей в семье Шнитке.

Музыкальное образование А. Шнитке началось в 12 лет в Вене. Его первой учительницей по классу фортепианно была Шарлотта Рубер. В возрасте 14 лет юный музыкант поступил на дирижёрско-хоровое отделение Музыкального училища имени Октябрьской революции в Москве. В 1953 году Шнитке поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского.

Музыкальное образование А. Шнитке

началось в 12 лет в Вене.

Его первой учительницей по классу

фортепианно была Шарлотта Рубер.

В возрасте 14 лет юный музыкант

поступил на дирижёрско-хоровое

отделение Музыкального училища

имени Октябрьской революции в

В 1953 году Шнитке поступает в

консерваторию им. П.И.Чайковского.

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке.

(намеренное соединение в одном произведении различных стилей).

«Сочиняя концерт, я не только слышал их, но и видел, как они играют…

Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра

  • Сюита состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих между собой объединённых общим художественным замыслом.

Выполни задание

Запиши в тетради особенности музыкальных образов каждой из этих частей. Что их делает не похожими друг на друга? Что между ними общего?

Написана в жанре старинного танца сицилиана (инструментальная или вокальная музыкальная пьеса, обычно в миноре).

Многочисленные повторы основной темы построены на игре красок мажора и минора.

Создаёт у слушателей весёлое, радостное и безмятежное настроение.

Лирический центр сюиты - музыка овеяна дымкой лёгкой грусти, очень искренняя, наивно-трогательная и чуть сентиментальная.

Ответ


Күренекле рәссам Х. Якуповның "Хөкем алдыннан" картинасы Советлар Союзы Герое шагыйрь Муса Җәлилнең әсирлектәге тормышын, батыр көрәшен сурәтли.
Моабит төрмәсе. Җәлил хөкем алдыңда, фашистлар аннан сорау алалар. Капма-каршы ике дөнья кешеләре очрашкан. Берсе − Муса Җәлил − шагыйрь, көрәшче. Икенчеләре − фашистлар, кешеләрне җәзалап тәм табучы, дөньяны канга батыручылар.
Алгы планда Муса Җәлил горур басып тора. Аның нәфрәт тулы күзләрендә кискенлек һәм катгый караш чагыла. Ул фашистларга кыю рәвештә батырып карап тора. Җәлилнең буйсынмас килеш-кыяфәте туган иленә бирелгәнлеген раслый.
Төрмә киемнәреннән булса да, шагыйрьнең өсте-башы пөхтә, җыйнак. Өстендә иске телогрейка, муенына төрмә номеры тагылган. Рәссам герой-шагыйрьнең эчке ныклыгын, көчле ихтыярын бирә алган. Бу күренештә Муса Җәлилнең килеш-торышы нәкъ үзе язган шигырьгә туры килә:
Мин тез чүкмәм, катыйль, синең алда,
Кол итсәң дә, тоткын итсәң дә,
Үләм икән — үләм аягүрә,
Балта белән башым киссәң дә.
Хөкем итүче фашистлар шагыйрьгә каршы утырганнар. Аларның йөзендә борчылу, тынычсызлану сизелеп тора. Креслога хуҗаларча киерелеп утырганы М. Җәлилгә гаҗәпләнеп, буйсындырырга көче җитмәүдән, аңа ачу белән карый, аның җиңендә − свастика (фашистлар эмблемасы, очларын тигез итеп бераз бөгеп ясалган төре). Аның борчылуын кулында төтенләп, дерелдәп яна торган трубкасы да сиздерә. Зур чиндагы фашистларның икенчесе ачуыннан урыныннан сикереп торган, шагыйрьнең буйсынмас характерына аптырап, моны нишләтергә дигән сыман, аңа нәфрәт белән карап тора. Ә өченчесе, ачулы каушавын басу өчен, зажигалка кабызып, телефоннан сөйләшә, кемнәндер киңәш, ярдәм сорый булса кирәк: йөзе тынычсыз, хәсрәтле күренә. Ишек төбендәге төрмә сакчысының да кичерешләре бик киеренке, җанлы: аның күз карашында шагыйрьнең ныклы ихтыярына, туган иленә турылыклы булуына гаҗәпләнү катнаш соклану чалымнары да сизелә. Гүя ул, үз хезмәтенең түбәнлегенә үртәлеп, күңелсез уйларга баткан.
Тиздән фашизмның җиңеләчәген бүлмә эчендәге җиһазлардан да белергә мөмкин. Стенадагы рамда Гитлер рәсеменең яртысы гына күренә. Бүлмә шактый җиһазлы: люстра, креслолар, зур, авыр өстәл. Өстәлдә фашистларның төрле үзәкләрен тоташтыра торган телефоннары, бөркет рәсемле кара савыты һәм өзлексез тартуны белдереп торган тәмәке төпчекләре, ә бераз читтәрәк аларның купшы перчаткалары һәм фуражкалары ята. Рәссам Харис Якупов Җәлилнең горур торышына капма-каршы итеп, фашистларның эчке борчылулары аша аларның җиңелә баруларын, тиздән халыклар хөкеме алдына басарга тиешлекләрен ачык гәүдәләндергән.

Читайте также: