Школьный электронный учебник за и против сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Итоговая работа по программе

«Применение информационных технологий, инновационного оборудования

Коняшина Оксана Вячеславовна

Учитель начальных классов

С приходом XXI века и с вступлением человечества в новый период развития научно-технического прогресса изменилась и специфика требований к новому обществу, к различным системам общества, в том числе и системе образования. Она перешла на новый виток развития, а именно развития новейших и современных технологий. Изменяются требования к современной школе, учителю и обучающимся. То есть те, кто входит в учебно-воспитательный процесс, должны идти в ногу с новейшими технологиями, иначе этот процесс будет просто малоэффективным, не будет отвечать запросам современного общества, и мало того, отодвинет учителя и ученика на шаг назад. А ведь задача педагога состоит не только в том, чтобы обучить, воспитать, дать необходимые знания умения и навыки, но ещё и развить каждого обучающегося, открыть и показать ему дорогу в современный мир. А этого невозможно сделать без соответствующих знаний и применения на своих уроках информационно - коммуникативных технологий. Вот она стратегия нового мира, нанотехнологий. Я конечно понимаю трудность этого процесса, что не каждый педагог может так быстро перестроиться и принять эту новизну, но это требование для современного учителя, и нужно ему соответствовать, чтобы не потерять свою компетентность и шагать в ногу со временем.

Электронный учебник представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела. Учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию, справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и другие подобные компоненты. В учебниках обучаемому предлагаются и видеофрагменты, иллюстрирующие те или иные процессы, и традиционное изложение текста со статичными рисунками и схемами.

Использование в электронных изданиях различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества электронному учебнику по сравнению с традиционным:

- в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;

- осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;

- предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;

- позволяет отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь;

- текст содержит ссылки на другой материал без ограничения.

Но, наряду с преимуществом, электронные носители информации и работа с ними имеют ряд проблем:

- не обеспечивают активное участие ученика в ходе всего урока;

- тестовая проверка не способствует глубокому усвоению материала;

- не обладает самодостаточностью и полнотой, т.е. учебный материал не содержится полностью в том объеме, который необходим пользователю;

- не сопровождается печатным изданием;

- не обеспечивает индивидуальность программы обучения учащегося в зависимости от его запросов, чтобы он мог заявить о своем уровне подготовки и работать с заданиями, подобранными соответственно ему [ссылка]

Ну во-первых, да красочность, да удобность использования, что может привлечь обучающихся, повысить мотивацию. Во-вторых, электронный учебник, как правило, разделён на разделы, где в достаточной, удобной и доступной форме излагается учебный материал, а это немаловажно. Есть возможность донести нужную информацию до каждого обучающегося. В- третьих, наличие в учебнике необходимых видеоматериалов для урока, что облегчает подготовку учителя к уроку, не нужно что-то отдельно искать и скачивать самому, всё находится в комплекте, т.е уже готовый урок. Для меня, например, это очень удобно и экономит моё время. В-четвёртых, в электронном учебнике размещены контрольные тесты, т.е после изучения материала можно сразу протестировать учащихся. Это очень удобно и эффективно. Обучающиеся пройдя тест, сразу же могут увидеть все свои ошибки и недочёты. Видит эти ошибки и учитель, что позволяет ему понять, где у обучающихся пробелы, и на что нужно обратить внимание. И ещё один плюс в сторону электронных учебников, это меньший вес по сравнению с бумажным носителем. Это важный показатель, так как все мы стремимся сохранить здоровье подрастающего поколения, а это одна из борьбы с детскими сколиозами.

Конечно, плюсы в сторону электронных учебников это хорошо, но ведь есть ещё и минусы. Ведь куда намного приятнее взять в руки новую, бумажную книгу, почувствовать запах вот этой новизны, ощутить гладкость или шероховатость её страничек, ведь тактильные ощущения большую роль играют в нашей жизни. Почувствовать вот это удовольствие перелистывания страничек, да и просто получить эстетическое наслаждение от этого великолепного процесса. Кроме того, если вести речь о здоровье обучающихся, то как я и говорила ранее, с одной стороны, электронный учебник помогает в борьбе со сколиозами, но с другой-то стороны, наносит вред зрению. А у нас и так с каждым годом увеличивается процент слабовидящих детей. Да к тому же по нормам СанПиНа, есть ограничения по времени работы с электронными носителями обучающихся. Значит полностью переходить на электронные учебники нельзя. И ещё один важный момент, о котором тоже нельзя забывать, не у всех родителей имеется возможность приобрести своему ребёнку электронный носитель. Некоторые семьи еще живут за чертой бедности, а мы не можем ущемлять права ребёнка. Да и не каждый учитель, не каждая школа имеет возможность приобретения тот же самого компьютера.

Так что разговор о новейших информационных технологиях в системе образования, в том числе и электронных учебников, остаётся, на мой взгляд, на сегодняшний день открытым.

Влияние новых технологий на образование неизбежно и мало зависит от желаний и усилий педагогов. Например, с распространением калькуляторов ухудшились навыки школьников в устном счете. Однако история должна чему-нибудь учить, поэтому использование компьютеров следует признать неизбежным. Остается определить наиболее эффективный способ применения компьютерных технологий.

С древних времен в школах учителя и ученики обменивались информацией путем монологов и диалогов. Единственным значимым усовершенствованием системы образования стали печатные учебники, предоставившие возможность самостоятельного обучения. Использование радио, телевидения не привело к изменению системы образования, хотя, возможно повысило ее эффективность.

  • передача информации как в визуальной, так и в звуковой форме;
  • наличие обратной связи с учащимися, в том числе контроля самостоятельной работы;
  • эмоциональное воздействие преподавателя, способствующее усвоению.

Перечисленные факторы делают почти незаменимыми устоявшиеся формы обучения, но эти формы связаны с обязательным наличием преподавателя, что приводит к естественному ограничению количества учащихся. К тому же учебный процесс подвержен значительному влиянию субъективных причин, т.е. профессиональных и личностных качеств, преподавателя, обеспечения условий преподавания и т.д.

Внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если удастся сохранить преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки.

Например, выпуск учебников существенно расширил аудиторию обучающихся, но не смог обеспечить вербальную подачу информации и обратную связь, не говоря уже об эмоциональном воздействии. Именно эти причины делают самообразование второсортным.

Использование компьютерных технологий будет значительным шагом в образовании, но только при условии обеспечения того, что не смог дать печатный учебник.

Электронные учебники и электронные пособия относятся к обучающим программным средствам, ориентированным на организацию и проведение учебного процесса.

Электронный учебник представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела. Учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию, справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и другие подобные компоненты. В учебниках обучаемому предлагаются и видеофрагменты, иллюстрирующие те или иные процессы, и традиционное изложение текста со статичными рисунками и схемами.

Электронное пособие представляет собой интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса, включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленный в виде текста, графика, либо в мультимедийном виде. Допустимо наличие лабораторного практикума. Пособие является дополнительным средством к электронному учебнику.

  • нет печатного источника;
  • ориентировано на изучение небольшого раздела учебной дисциплины.

К электронным учебникам прилагаются тренажеры и контрольные пакеты, которые относятся к тренировочным и контролирующим программным средствам.

Тренажеры предназначены для отработки и закрепления умений и навыков, обеспечивают получение информации по теории и приемам учебной деятельности, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Контролирующие пакеты предназначены для оценки результатов обучения, программы для контроля и проведения тестирования.

В электронных изданиях представляют информацию так, что сам обучаемый, следуя графическим и текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.

  • в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;
  • осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;
  • предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
  • позволяет отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь;
  • текст содержит ссылки на другой материал без ограничения.

Необходимо отметить, что в современных условиях меняется роль школы в обществе, а следовательно, и отношение ученика к школьному образованию. У многих учащихся проявляется стремление к сокращению времени обучения, усиливается тенденция к профессионализации образования, поэтому электронный учебник, в подобных случаях, лучший вариант для самостоятельного изучения предмета и готовности для будущей профессии.

И все же лейтмотивом применения компьютерных технологий в образовании представляется обеспечение возможности индивидуального обучения в отсутствии преподавателя. Можно надеяться на повышение заинтересованности к учебе, поскольку компьютер уже сам по себе привлекателен для детей.

В заключение отметим, что статья носит дискуссионный характер. Хотелось бы узнать и Ваше мнение. Вы, за или против?

Тема урока: Выполнение совместных действий с алгебраическими дробями.

  • обобщение и систематизация знаний учащихся;
  • закрепление полученных знаний на практике.

Оборудование: компьютеры, экран, мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: электронные учебники под редакцией Матроса Д.Ш., тесты (печатная основа), учебник “Алгебра 9” под редакцией Кузнецовой Л.В.

Весь класс делится на три группы с учетом оценочной деятельности учащихся, по итогам проведенных зачетов, самостоятельных и проверочных работ.

1 группа – дети в полном объеме знающие материал и умеющие применять полученные знания на практике (дети с высоким уровнем обученности).

2 группа – дети, имеющие незначительные затруднения при применении знаний на практике (дети со средним уровнем обученности).

    Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цель: повторить правила действий с алгебраическими дробями.

Определение плана повторения теоретического материала:

– правило сокращения дробей;

– правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

– правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

– правило умножения дробей;

– правило деления дробей.

Учащиеся работают с электронными учебниками по группам:

1 группа – ( работают в парах) по плану рассказывают правила друг другу , а затем проверяют правильность по учебнику. ЗА ответ выставляют друг другу оценки.

2 группа – работают с учебником, затем воспроизводят правила друг другу. Оценивают работу друг друга.

3 группа – работают с учителем по вопросам. Работу оценивает учитель.

3.Проверка полученных знаний на практике.

Учащимся предлагаются примеры из электронного учебника для самостоятельного решения с последующей проверкой на экране (примеры заданий и решение проектируются на экран с компьютера).

Пример 1: Сократить дробь .

Пример 2: Сложить дроби .

Пример 3: Выполнить вычитание .

Пример 4: Сложить дроби .

Пример 5: Представить в виде дроби .

Решение:Пример 6: Представить в виде дроби .

Пример 7: Представить в виде дроби

Пример 8: Выполнить действия

Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность, сверяя правильность решения с образцом, воспроизводимым на экране.

Цель: проверка качества знаний учащихся.

Учащиеся работают по группам.

1 группа – выполняют тест, предложенный в электронном учебнике.

2 группа – выполняет тест на бумажном носителе, с последующей проверкой через экран.

3 группа – выполняет задания, предложенные в учебнике, проговаривая решение учителю поочередно.

Тест, предложенный 2 группе.

Ответы:1. 1) 2. 2) 3. 3) 4. 4)

1 группа – оценивает компьютер в процентах. Перевод баллов:

30% – 59% – “3”, 60% – 89% – “4”, 90% – 100% – “5”.

2 группа – оценивают самостоятельно свою деятельность.

1 – 2 задания – “3”, 3 задания – “4”, 4 задания –“5”.

3 группа – работу учащихся оценивает учитель.

1 группа – задание по учебнику Кузнецовой Л.В. “Алгебра 9” №131,140,143,150,157

2 группа – задание по учебнику Кузнецовой Л.В. “Алгебра 9” №115,117,119,124,129

3 группа – задание по учебнику Кузнецовой Л.В. “Алгебра 9” №52,54,71,85,88

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные технологии пронизывают сегодня практически все сферы жизни – в офисе и дома, в больших городах и маленьких поселках мы пользуемся различными электронными приспособлениями для общения, развлечения, работы, творчества. Наступили времена, когда электронные устройства в обязательном порядке проникают и в такую важную область общественной жизни, как образование. Совсем скоро уйдут в прошлое тяжелые школьные рюкзаки, набитые учебниками. На смену бумажным учебникам приходят электронные.

Зачем нужны электронные учебники?

В 2012 году был принят новый государственный образовательный стандарт. Он требует создания в школах информационной образовательной среды, предоставляющей школьникам широкие возможности для творчества, развития и коммуникации.

Одной из сторон реализации этих требований становится обязательная автоматизация рабочих мест преподавателя и учащихся.

Сейчас уже многие образовательные учреждения используют в своей работе не только современное оборудование в учебных кабинетах – интерактивные доски, мультимедийные системы, комплекты цифровых учебных пособий, но и проводится полная компьютеризация школ.

Работают школьные сервера и сайты, существуют электронные дневники и классные журналы, об уровне успеваемости своих детей родители узнают из СМС-рассылки, или заходя на портал школы, учителя дают домашнее задание, которое выполняется школьниками в интернете на образовательных сайтах и отправляется на проверку учителю.

Поэтому, переход на электронные учебники предсказуем и ожидаем. Россия в этом вопросе идет в ногу с остальными развитыми государствами.

Что такое электронный учебник?

Сейчас подобные учебники бывают двух видов:

  • Первый – электронная копия обычного учебника с небольшим количеством дополнительных возможностей: увеличения рисунков, гиперссылок, позволяющих открыть связанную с изучаемой тему, а также дополнительным материалом, не внесенным в обычный учебник по причине законодательного ограничения его веса.
  • Второй – это целый программный обучающий комплекс с возможностью выполнения домашних заданий прямо в учебнике, видеопримерами правильного выполнения лабораторных работ, аудиороликами для постановки произношения при изучении иностранных языков и другими компонентами мультимедиа. Также в подобных программных комплексах реализованы возможности включения их в локальную сеть класса или школы, чтобы учитель мог контролировать процесс выполнения упражнений каждым учеником или давать групповые задания.

Прослушать диалог на английском, прочитанный профессиональными дикторами, посмотреть на карте исторического сражения как изменялось расположение сил на поле боя, покрутить и изучить со всех сторон трехмерные изображения музейных экспонатов, увидеть наглядно процессы и результаты экспериментов по физике или процесс деления живой клетки, мгновенно получить автоматическую оценку, выполнив задание в учебнике. Все это и многое другое можно с помощью электронного учебника.

Пока что электронных учебников первого вида намного больше, но многие издательства и компании в сотрудничестве с Минобразования и Российской академией образования занимаются разработкой именно полноценных программных комплексов.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

Режимы работы электронного учебника.

Можно выделить 3 режима работы ЭУ:

§ обучение без проверки;

§ обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) ученику предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;

§ тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, т.к. контроль знаний является одной из основных проблем в обучении.

Долгое время контроль знаний проводился в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Ряд педагогов считают, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализ, сопоставление обобщение и т.д. Но применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.

Варианты построения уроков с использованием электронного учебника

1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.

2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.

4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.

5. ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.

Учитель, в свою очередь, на основе полученной информации также имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяю учителю увидеть необходимость организации повторения по этой или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности.

Рассматривая результаты отдельных учащихся по структурным единицам, можно сделать выводы по каждому отдельному учащемуся и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы.

Можно проследить динамику обучения ученика по предмету. Стабильно высокие результаты некоторых учеников даёт учителю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию.

Методическим объединениям и кафедрам учителей чаще интересны результаты мониторинга по содержанию. Они получают полную информацию об усвоении каждой структурной единицы учениками всей параллели. На основе таких данных выявляется материал, который вызвал затруднения у учащихся, что позволяет на заседаниях кафедр и в рамках творческих групп разрабатывать методические рекомендации по преодолению этих трудностей.

Администрации школы система педагогического мониторинга позволяет отслеживать уровень знаний учеников по предметам, видеть его динамику, активизировать методическую работу педагогов по конкретным проблемам содержания образования, контролировать оптимальность учебного плана и на основе данных педагогического мониторинга осуществлять его корректировку.

Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. В связи с этим, информационные технологии не только могут оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие. Использование информационных технологий позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения.

К электронным учебникам должны прилагаться тренажеры и контрольные пакеты, которые относятся к тренировочным и контролирующим программным средствам.

Тренажеры предназначены для отработки и закрепления умений и навыков, обеспечивают получение информации по теории и приемам учебной деятельности, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Контролирующие пакеты предназначены для оценки результатов обучения, программы для контроля и проведения тестирования.

В электронных изданиях представляют информацию так, что сам обучаемый, следуя графическим и текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.

Плюсы и минусы использования электронных учебников

Чаще всего родители опасаются за здоровье своих детей, справедливо считая вредным постоянное использование гаджетов.

Однако, существующие сегодня технологии производства TFT мониторов с регулируемым уровнем яркости, не более вредны, чем любые другие действия, требующие напряжения глаз – шитье, рисование, чтение бумажных книг.

Безусловно, вредными для зрения были уже ушедшие в прошлое мониторы на основе электроннолучевой трубки.

Еще один повод не приветствовать внедрение электронных учебников для родителей – это тревога о том, что ребенок сломает, потеряет, испортит дорогую вещь – ноутбук или планшет.

Но тут многое зависит от воспитания и обучения ребенка правильно и аккуратно пользоваться техническими средствами. Отчасти поэтому, школы проводившие эксперименты по внедрению – снабжали электронными учебниками только учеников старших классов.

Плюсов же у электронных средств обучения – намного больше, чем минусов.

Те родители, дети и преподаватели, кто уже имеет опыт использования электронных учебников, отмечают следующие положительные моменты:

  • Отсутствие необходимости носить ежедневно тяжелый груз. Особенно это актуально для тех школьников, кто сразу после уроков отправляется на тренировки, занятия в музыкальных или художественных школах или дополнительные занятия.
  • Повышение успеваемости на 30%. Подросткам интересно пользоваться гаджетами, они с удовольствием выполняют задания. Также, просматривая видеоролики, слушая аудиозаписи пояснений и комментариев профессиональных лекторов, имея возможность получить исчерпывающую информацию по теме и ответы на все свои вопросы – намного лучше понимают и усваивают материал.
  • Легкий доступ ко всей нужной информации по теме – сами электронные учебники содержат большое количество приложений – словарей, таблиц и других справочных материалов. Кроме того, множество дополнительной информации в виде книг, справочников, учебных пособий абсолютно бесплатно можно найти и скачать в интернете. Это экономит и время на уроке – вместо нескольких минут листания книги в поисках нужного слова или табличного значения достаточно перейти по ссылке или набрать запрос в строке поиска. Также – учащимся и родителям не придется сбиваться с ног в поисках книг, необходимых для прочтения по литературе, покупать огромные словари по иностранным языкам, хрестоматии, сборники таблиц и прочие дополнительные материалы по другим предметам.
  • Электронные учебники имеют программные возможности как для использования в локальной сети школы с интерактивным взаимодействием с учителем, так и оффлайнового доступа.
  • Обучение детей использованию современной техники, что в будущем может оказаться очень полезным в жизни и для работы, и для дальнейшего обучения в вузах. Тут стоит задуматься тем родителям, которые считают интернет в целом и гаджеты в частности абсолютным злом для своего ребенка. Невозможно сегодня иметь широкий кругозор, соответствующий требованиям образовательного стандарта, объем знаний и умений без использования электронных средств обучения.

Кто должен покупать планшеты для учебников?

Один из наиболее важных вопросов для родителей – кто должен покупать носители для электронных учебников?

Согласно образовательному госстандарту, предоставлять возможности и материальное обеспечение для создания информационной образовательной среды должны сами школы.

Поэтому, получается, что по закону заставить родителей покупать ноутбуки или планшеты никто не может. Когда будет принято официальное решение о переходе образовательного учреждения только на электронные учебники и будут выделены на это деньги – школа закупит и сами программы и необходимые устройства.

Но школьникам предоставлять их будет временно, то есть по окончании учебного года или школы – их придется сдать как обычные учебники.

Другой вопрос, если родители класса, согласовав вопрос с преподавателями и школьной администрацией, решают закупить планшетные компьютеры, чтобы поскорее избавить своих детей от необходимости ежедневно носить несколько килограммов груза в школу.

В таком случае – гаджеты покупают родители. Школа может централизованно закупить лицензии на комплект учебников и предоставить пароли и коды активации ученикам.

С целью подготовки преподавателей во всех регионах проводятся семинары, вебинары, курсы обучения. Предоставляются демо-версии электронных учебников.

Первый эксперимент по внедрению электронных учебников, проведенный в 2011—2012 годах в 9 регионах России показал положительные результаты с точки зрения роста успеваемости и интереса школьников к учебе.

Однако, было много замечаний от преподавателей. В течение нескольких лет велись дополнительные разработки контента учебников, именно поэтому электронные учебники сегодня превращаются не просто в копии бумажных, а в целый образовательный комплекс.

Современная школа – должна идти в ногу со временем и пользоваться всеми возможностями технологического прогресса.

Мировой опыт внедрения:

Современные технологии затронули уже почти все сферы, с которыми мы так или иначе сталкиваемся. Мы пользуемся гаджетами на работе, отдыхе, в командировке, во время занятий хобби. Исключение не составило и образование. В 2012 году в школьную программу ввели новый стандарт, благодаря которому учителя и ученики стали активно использовать так называемые электронные учебники.


Что такое электронный учебник и как он работает?

Электронный учебник может быть представлен двумя видами:


  1. В первом случае это просто программная копия обычного печатного издания, но с некоторыми отличиями. Например, в электронной версии есть возможность увеличения изображений, перехода к нужной информации по гиперссылкам, получения дополнительной информации через сноски.
  2. Во втором случае учебник — это целый информационный комплекс. Он включает в себя текст, иллюстрации, видеофайлы и аудиозаписи. Ученик может выполнять домашнее задание сразу в гаджете, а преподаватель — отслеживать результаты школьника по локальной сети.

Справка. Пока в школах встречается, в основном, первый тип учебников. Но издательства, при поддержке Минобразования, постепенно внедряют и комплексные издания.


Цифровой учебник представляет собой программу, которую можно загрузить практически на любой гаджет: отдельностоящий ПК, ноутбук, планшет или смартфон. Причем, согласно заявлению Министерства образования, в список рекомендованный попадут только те издания, которые будут работать на базе как минимум трех ОС.


Пользоваться же электронными книгами получится только в том случае, если учебник является лишь копией печатной версии. Программный комплекс на таком устройстве работать не будет.

Преимущества и недостатки электронных учебников

Минусов у такого нововведения совсем немного. Среди них дороговизна устройства. Всегда есть вероятность того, что ребенок сломает или даже потеряет цифровой учебник. Еще один недостаток: невозможность компьютера объективно оценивать знания ученика со всеми индивидуальными особенностями.


Плюсов же у гаджета гораздо больше:


Время и порядок введения цифровых учебников в школьную программу определяет само образовательное учреждение. Однако, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, обеспечить учеников гаджетами обязана сама школа. Причем, сделать она это должна на бесплатной основе. Первые эксперименты, которые проводились еще 5-7 лет назад, показали, что подобные внедрения благотворно сказываются на образовательном процессе ребенка. Поэтому в скором времени электронными учебниками будут пользоваться все без исключения учреждения.

Читайте также: