Шестидесятилетнего георгия андреевича известного физика ядерщика сочинение

Обновлено: 30.06.2024

ТЕСТ ЕГЭ - 2015 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 2

Тест предлагается в качестве тренировочного при подготовке к ЕГЭ - 2015 года по русскому языку. Структура теста, количество, форма и уровень сложности заданий полностью соответствуют демонстрационному варианту. К каждому заданию приведён верный ответ. При решении теста рекомендуется ограничить себя временем, которое даётся на выполнение реальной экзаменационной работы.

ЧАСТЬ 1

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 5.

(1) Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2) Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; (. ) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.

2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста?

3) иными словами

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ФУНКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ФУНКЦИЯ, -и; ж.

1) В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.

2) В математике: закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная функция (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Функция желёз.

4) Роль, значение чего-нибудь (книжн.). Функция синтаксиса.

5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные функции. Функция профкома.

4. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) следует признать (предложение 1)

2) обогащает приёмы (предложение 2)

3) средства способны (предложение 2)

4) они могут (предложение 3)

5. Укажите верную характеристику слова СПОСОБНЫ (предложение 2).

1) краткое причастие

3) краткое прилагательное

6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Лучший способ построить ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения с подростком - искренне интересоваться его жизнью.

2) При раскопках археологи нашли много ГЛИНЯНОЙ посуды.

3) ЛЕДЯНОЕ побоище на Чудском озере показало незаурядную смекалку русских воинов.

4) "Турист" - современная и КОМФОРТАБЕЛЬНАЯ гостиница, расположенная в экологически чистом районе города.

8. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова.

1) в двухтысяче втором году

2) железнодорожный рельс

4) несколько свеч

9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Обязав всех дворян служить,

1) различались три вида службы.

2) следовало указывать не только свою фамилию, но и чин.

3) чувство патриотизма и понятие чести заставляли поступать по совести.

4) Пётр I учредил в 1722 году "Табель о рангах".

10. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

1) Необходимо пересмотреть план производства автомобилей в сторону его дальнейшего увеличения.

2) Имея много свободного времени, девочки посвящали его чтению книг.

3) Выступление артиста неоднократно прерывалось слушателями аплодисментами.

4) По прилёту в Париж мы отправились к Эйфелевой башне.

11. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Нашим спортсменам нужны тренеры, которые могли бы подготовить их к достойному выступлению на чемпионате мира.

2) Средний Урал, который покрыт тёмнохвойными елово-пихтовыми лесами, представляет собой царство горной тайги.

3) Собака была первым домашним животным, которое человек приручил ещё в глубокой древности.

4) Главную красоту берегов реки Чусовой составляют скалы, которые с небольшими промежутками тянутся сплошным утёсистым гребнем.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?

Я до сих пор вижу дуги с узорами, писа(1)ыми масля(2)ой краской, золоче(3)ую упряжь коней с лебеди(4)ыми шеями, которые на масле(5)ой неделе наперегонки мчат нас по деревенской улице.

13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) осн. щённый, проз. бать, в. пиющий

2) зар. зиться, заг. реть, обн. вление

3) с. реневый, вл. жение, р. сти

4) выск. чить, погл. тить, ч. рстветь

14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ар. ергард, об. ект, с. ехал

2) воз. меть, без. мянный, пред. нфарктный

3) пр. зентация, пр. ломление, пр. баутка

4) во. делать, во. седать, ра. грести

15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) развлека. мый, неприемл. мый

2) выгон. шь, колебл. шься

3) независ. мый, предв. дишь

4) пряч. шь, отверт. т

16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Только совершенно (не)заинтересованному взгляду русская природа кажется бедной.

2) Всех возмутил ничем (не)оправданный поступок Кости.

3) Мужчина что-то (не)громко рассказывал своей спутнице.

4) (Не)добрый взгляд и усмешка собеседника неприятно поразили меня.

18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.

2) (НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду.

3) Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.

4) (ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.

19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В январе резко ударили морозы ( ) и лёд на реке стал крепче.

1) Сложное предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Человек (1) по-доброму относящийся к другому (2) может быть настроен на его благодарность (3) и (4) не дождавшись её (5) начать сердиться.

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Язык - это (1) несомненно (2) наиболее стабильный инструмент управления и очевидный носитель общественного сознания. В целом (3) наш язык остаётся (4) по-прежнему (5) "великим и могучим".

22. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Вчера охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился для отдыха в кромешной темноте.

2) И стар и млад весело отплясывали на городской площади.

3) Чтение сего письма не только возбудило во мне разные чувствования но и жестоко оскорбило.

4) Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев из-за тёмного леса.

23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1) Во время южной ссылки Пушкин служил в Кишинёве под начальством генерала Инзова (1) в гостеприимном доме (2) которого (3) жил орёл (4) прикованный к крыльцу длинной цепью.

24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

При матери я крепился (1) не жаловался (2) и не плакал (3) но (4) когда она стала уезжать (5) не выдержал (6) и с рёвом погнался за машиной.

Прочитайте текст и выполните задания 25 - 36.

Начало формы

(1) Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщика, лауреата нескольких международных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и почти ничего не читает. (2) Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? (3) Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художником, ушла из жизни!

(4) Он сам стал читать двенадцатилетнему сыну. (5) Но сын не улавливал того очаровательного перемигивания многих смыслов, которое даёт настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя. (6) Неужели телевизор и компьютерные игры победили? (7) И нельзя же все время читать ему вслух. (8) Георгия Андреевича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! (9) Более того, он был уверен, что его успехи в физике каким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами. (10) Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. (11) А ведь счастье этого состояния он испытал до физики. (12) Книга была первична.

(13) Нет, надо приучить сына читать самостоятельно. (14) Но сын этого не хотел, морщился, пытался любым способом увильнуть от постылой обязанности.

(15) На даче отец с сыном играли в бадминтон. (16) Из-за язвительных насмешек постоянно выигрывавшего сына отец вдруг понял, что он, хотя и физик высокого класса, никаким авторитетом у сына не пользуется. (17) Нужно завоевать авторитет. (18) Но как это сделать?

(19) Спорт - единственное, что увлекает мальчика кроме телевизора и компьютерных игр. (20) Он должен через спорт завоевать авторитет у сына. (21) Он должен переиграть его в бадминтон.

(22) На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:

- (23) Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!

- (24) Ты у меня выиграешь. - презрительно ответил сын. - (25) Папа, у тебя крыша поехала!

- (26) Но ты согласен на условия?

(28) Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.

(29) То и дело слышалось шлепанье ракеткой по волану. (30) Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие.

(31) Если бы Пушкин прожил ещё хотя бы десять лет, вероятно, история России могла быть совершенно другой. (32) Удар!

(33) Вся русская культура расположена между двумя фразами: пушкинской: подите прочь, какое дело поэту мирному до вас! (34) И толстовской: не могу молчать! (35) Удар!

(36) Задыхаюсь! (37) Задыхаюсь! (38) Нельзя было почти всю жизнь работать по четырнадцать часов! (39) Удар!

(40) Выражение "тихий Дон", кажется, впервые упоминается у Пушкина в "Кавказском пленнике". (41) Если бы не перечитывал сыну, никогда бы не вспомнил. (42) Удар!

(43) Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит агрессивность человечества. (44) Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспира. (45) Удар!

(46) Сын, не замечая необычайной сосредоточенности отца, пропустил достаточно много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперёд. (47) Но при счёте десять - пять в пользу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.

(48) Шквал сильных ударов посыпался на отца. (49) Но почти все удары, сам удивляясь себе, отец изворачивался брать и посылать обратно. (50) Он дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможенное уважение. (51) Однако сын порядочно загнал его своими подачами. (52) Сердце колотилось во всю грудную клетку, он был весь мокрый от пота. (53) Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шёл к победе. (54) В каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным.

(55) Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать.

- (56) Эта ракетка соскальзывает с руки, - крикнул он, - я пойду возьму запасную.

(57) И побежал домой. (58) Отцу показалось, что эта передышка в две-три минуты спасла его. (59) Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал концы от пережитого напряжения.

(60) Отец слегка отдышался. (61) Сын прибежал с новой ракеткой, и они продолжили игру. (62) И хотя эта ракетка была ничуть не лучше прежней, сын стал бить по волану с такой размашистой силой, словно стремился не просто выиграть у отца, а вытолкнуть его из жизни.

(63) Сын опять загнал отца, но вдруг споткнулся, наступив на шнурок незавязанного кеда.

(64) Он занялся своими шнурками, а отец в это время старался отдышаться, иначе от переутомления он сам мог грохнуться.

(65) Через минуту отец выиграл, на два очка опередив сына, и вдруг почувствовал всем своим существом, что сын проникся к нему уважением.

(66) После обеда мальчик послушно пошёл читать в свою комнату.

25. Какое высказывание может служить иллюстрацией к основной проблеме текста?

1) Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет. (Конфуций)

2) Всегда, прежде чем может быть возведено что-то новое, должен быть поколеблен авторитет уже существующего. (С. Цвейг)

3) Унция авторитета стоит фунта работы. (Л. Питер)

4) Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета. (Ф. Бэкон)

26. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 5 - 7 представлено рассуждение.

2) Предложение 44 поясняет суждение, высказанное в предложении 43.

3) Предложение 21 является выводом, обобщающим суждения, содержащиеся в предложениях 19 - 20.

4) В предложениях 55 - 57 содержится описание.

27. Из предложений 26 - 29 выпишите фразеологизмы.

Ответы к заданиям 28 - 30 запишите словами.

28. Из предложений 46 - 47 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

29. Из предложений 22 - 28 выпишите краткое прилагательное.

30. Из предложений 41 - 43 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям 31 - 35 запишите цифрами.

31. Среди предложений 1 - 9 найдите простые односоставные безличные. Напишите их номера.

32. Среди предложений 1 - 7 найдите предложения с обособленными приложениями. Напишите номера этих предложений.

33. Среди предложений 53 - 59 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

34. Среди предложений 50 - 56 найдите такие, которые связаны с предыдущим при помощи союза и форм слов. Напишите номера этих предложений.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 25 - 34.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

35. "Георгию Андреевичу в его возрасте очень сложно было выдержать темп игры, заданный сыном, и такое синтаксическое средство, как _________ (предложения 36 - 37), отражает его реальное физическое состояние. Однако ___________ (предложение 54) помогает понять, с какой самоотдачей отец старался завоевать авторитет, победив сына. Решительное противостояние Георгия Андреевича не могло не удивить мальчика, и троп _________ "комически-заторможенное уважение" (предложение 50) рисует начало зарождения этого чувства. Сын не мог и подумать, что его отец чуть жив от усталости: в лексике ___________ (предложение 59) точно характеризует самочувствие Георгия Андреевича".

2) развернутая метафора

4) восклицательное предложение

8) контекстные антонимы

ЧАСТЬ 2

36. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Какое значение имеет родительский авторитет? Как именно отец может завоевать уважение своего сына? Именно эта проблема находится в центре внимания русского и абхазского прозаика и поэта Фазиля Абдуловича Искандера.

Автор раскрывает основную мысль текста на основе эпизода из жизни своих героев — отца и сына. Георгий Андреевич, известный физик ядерщик, безуспешно пытается приучить сына читать книги.


Когда автор описывает физическое состояние героя, его язык обретает особую эмоциональную силу. Фазиль Искандер использует восклицательные предложения: "Задыхаюсь! Задыхаюсь!", а также сравнение: "в каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным".

Георгий Андреевич выигрывает соревнование. Усилия героя не оказываются напрасны — сын послушно идёт читать в свою комнату. Этот пример доказывает, что сын слушается отца только тогда, когда действительно его уважает. Но завоевать авторитет своих детей родителям нелегко. Таким образом, оба примера, дополняя друг друга, с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором, и убеждает нас в том, что огромное значение в воспитании детей имеет родительский авторитет.

Позиция автора понятна: дети слушают своих родителей только тогда, когда по-настоящему их уважают. Завоевать же авторитет ребёнка можно только делом, личным примером.

Я согласна с мнением автора и считаю, что уважение своих детей действительно нужно заслужить. В подтверждение своих слов приведу пример из романа И. А. Гончарова "Обломов". Андрей Штольц любит и уважает своих родителей, ведь именно они помогли ему вырасти образованным человеком. В жизни Андрея его мать и отец занимают особое место — они научили его трудолюбию, всегда были личным примером для своего сына. В семье Штольца родительский авторитет не подвергается сомнению.

В заключении хочется сказать, что родительский авторитет имеет огромное значение для формирования личности ребёнка. Мы должны быть ближе с нашими детьми. Помнить, что только поступками и личным примером можно завоевать уважение к себе.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Как вызвать к себе уважение младшего поколения? Как добиться того, чтобы подросток прислушался к советам старших, понял их добрые намерения, согласился с ними? Такие вопросы ставит в своём тексте замечательный писатель Фазиль Искандер.

Искандер считает, что старшее поколение должно идти навстречу молодым, делать всё для достижения взаимопонимания и уважения, как это делает герой рассказа.

Я полностью согласна с мнением писателя: одними словами, без личного примера подростка не воспитаешь.

Эти замечательные произведения помогают нам разобраться в сложных, запутанных отношениях поколений, показывают, как мудрость взрослых помогает юности. И есть надежда, что те молодые люди, к которым так отнеслись взрослые, продолжат эстафету доброты, сочувствия и деятельной помощи.

Текст Фазиля Искандера:

(1)Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщика, лауреата нескольких международных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и почти ничего не читает. (2)Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? (3)Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художником, ушла из жизни!

(4)Он сам стал читать двенадцатилетнему сыну. (5)Но сын не улавливал того очаровательного перемигивания многих смыслов, которое даёт настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя. (6)Неужели телевизор и компьютерные игры победили? (7)И нельзя же всё время читать ему вслух. (8)Георгия Андреевича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! (9)Более того, он был уверен, что его успехи в физике каким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами. (10)Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. (11)А ведь счастье этого состояния он испытал до физики. (12)Книга была первична.

(13)Нет, надо приучить сына читать самостоятельно. (14)Но сын этого не хотел, морщился, пытался любым способом увильнуть от постылой обязанности.

(15)На даче отец с сыном играли в бадминтон. (16)Из-за язвительных насмешек постоянно выигрывавшего сына отец вдруг понял, что он, хотя и физик высокого класса, никаким авторитетом у сына не пользуется. (17)Нужно завоевать авторитет. (18)Но как это сделать?

(19)Спорт — единственное, что увлекает мальчика кроме телевизора и компьютерных игр. (20)Он должен через спорт завоевать авторитет у сына. (21)Он должен переиграть его в бадминтон.

(22)На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему: —(23)Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!

—(24)Ты у меня выиграешь. — презрительно ответил сын. — (25)Папа, у тебя крыша поехала!

—(26)Но ты согласен на условия? —(27)Конечно!

(28)Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.

(29)То и дело слышалось шлёпанье ракеткой по волану.

(30)Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие.

(31)Если бы Пушкин прожил ещё хотя бы десять лет, вероятно, история России могла быть совершенно другой

(33)Вся русская культура расположена между двумя фразами: пушкинской: подите прочь, какое дело поэту мирному до вас! (34)И толстовской: не могу молчать! (35)Удар!

(36)Задыхаюсь! (37)Задыхаюсь! (38)Нельзя было почти всю жизнь работать по четырнадцать часов! (39)Удар!

(43)Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит агрессивность человечества. (44)Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспира.

(45)Удар!
(46)Сын, не замечая необычайной сосредоточенности отца, пропустил достаточно : много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперёд. (47)Но при счёте десять — пять в пользу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.
(48)Шквал сильных ударов посыпался на отца. (49)Но почти все удары, сам удивляясь себе, отец изворачивался брать и посылать обратно. (50)Он дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможённое уважение. (51)Однако сын порядочно загнал его своими подачами. (52)Сердце колотилось во всю грудную клетку, он был весь мокрый от пота. (53)Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шёл к победе. (54)В каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным.

(55)Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать.
— (56)Эта ракетка соскальзывает с руки, — крикнул он, — я пойду возьму запасную.

(57)И побежал домой. (58)Отцу показалось, что эта передышка в две-три минуты спасла его. (59)Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал концы от пережитого напряжения.

(60)Отец слегка отдышался. (61)Сын прибежал с новой ракеткой, и они продолжили игру. (62)И хотя эта ракетка была ничуть не лучше прежней, сын стал бить по волану с такой размашистой силой, словно стремился не просто выиграть у отца, а вытолкнуть его из жизни.

(63)Сын опять загнал отца, но вдруг споткнулся, наступив на шнурок незавязанного кеда. (64)Он занялся своими шнурками, а отец в это время старался отдышаться, иначе от переутомления он сам мог грохнуться.

(65)Через минуту отец выиграл, на два очка опередив сына, и вдруг почувствовал всем своим существом, что сын проникся к нему уважением.

(1)Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, извест­ного физика-ядерщика, лауреата нескольких международ­ных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и почти ничего не читает. (2)Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? (3)Не может быть, чтобы книга, самый уютный, са­мый удобный способ общения с мыслителем и художником, ушла из жизни!

(4)0н сам стал читать двенадцатилетнему сыну. (5)Но сын не улавливал того очаровательного перемигивания мно­гих смыслов, которое дает настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя. (б)Неужели телевизор и компьютерные игры победили? (7)И нельзя же все время читать ему вслух. (8)Георгия Андрее­вича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! (9)Более того, он был уверен, что его успехи в физике ка­ким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами. (Ю)Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чте­нии. (11)А ведь счастье этого состояния он испытал до фи­зики. (12)Книга была первична.

(13)Нет, надо приучить сына читать самостоятельно. (14)Но сын этого не хотел, морщился, пытался любым спо­собом увильнуть от постылой обязанности.

(15)На даче отец с сыном играли в бадминтон. (16)Из-за язвительных насмешек постоянно выигрывавшего сына отец вдруг понял, что он, хотя и физик высокого класса, ника­ким авторитетом у сына не пользуется. (17)Нужно завоевать авторитет. (18)Но как это сделать?

(19)Спорт — единственное, что увлекает мальчика кроме телевизора и компьютерных игр. (20)0н должен через спорт завоевать авторитет у сына. (21)Он должен переиграть его в бадминтон.

(22)На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:

— (23)Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!

— (24)Ты у меня выиграешь. — презрительно ответил сын. — (25)Папа, у тебя крыша поехала!

— (26)Но ты согласен на условия?

(28)Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.

(29)То и дело слышалось шлепанье ракеткой по волану. (ЗО)Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие.

(31)Если бы Пушкин прожил еще хотя бы десять лет, вероятно, история России могла быть совершенно другой (32)Удар!

(ЗЗ)Вся русская культура расположена между двумя фразами: пушкинской: подите прочь, какое дело поэту мир­ному до вас! (34)И толстовской: не могу молчать! (35)Удар!

(Зб)Задыхаюсь! (37)3адыхаюсь! (38)Нельзя было почти всю жизнь работать по четырнадцать часов! (39)Удар!

(43)Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит агрессивность человечества. (44)Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспи­ра. (45)Удар!

(46)Сын, не замечая необычайной сосредоточенности от­ца, пропустил достаточно много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперед. (47)Но при счете десять — пять в пользу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.

(48)Шквал сильных ударов посыпался на отца. (49)Но почти все удары, сам удивляясь себе, отец изворачивался брать и посылать обратно. (50)0н дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможенное уважение. (51)Однако сын по­рядочно загнал его своими подачами. (52)Сердце колотилось во всю грудную клетку, он был весь мокрый от пота. (53)Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шел к победе. (54)В каждый удар он вкладывал все силы, как буд­то удар этот был последним и самым решительным.

(55)Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать.

— (56)Эта ракетка соскальзывает с руки, — крикнул он, — я пойду возьму запасную.

(57)И побежал домой. (58)Отцу показалось, что эта пере­дышка в две-три минуты спасла его. (59)Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал концы от пережитого напряжения.

(60)0тец слегка отдышался. (61)Сын прибежал с новой ракеткой, и они продолжили игру. (62)И хотя эта ракетка была ничуть не лучше прежней, сын стал бить по волану с такой размашистой силой, словно стремился не просто вы­играть у отца, а вытолкнуть его из жизни.

(63) Сын опять загнал отца, но вдруг споткнулся, насту­пив на шнурок незавязанного кеда.

(64) Он занялся своими шнурками, а отец в это время старался отдышаться, иначе от переутомления он сам мог грохнуться.

(65) Через минуту отец выиграл, на два очка опередив сына, и вдруг почувствовал всем своим существом, что сын проникся к нему уважением.

(66) После обеда мальчик послушно пошел читать в свою комнату.

Сочинение

Как вызвать к себе уважение младшего поколения? Как добиться того, чтобы подросток прислушался к советам старших, понял их добрые намерения, согласился с ними? Такие вопросы ставит в своем тексте замечательный писа­тель Фазиль Искандер.

Искандер считает, что старшее поколение должно идти навстречу молодым, делать все для достижения взаимопо­нимания и уважения, как это делает герой рассказа.

Я полностью согласна с мнением писателя: одними сло­вами, без личного примера подростка не воспитаешь.

Эти замечательные произведения помогают нам разо­браться в сложных, запутанных отношениях поколений, показывают, как мудрость взрослых помогает юности. И есть надежда, что те молодые люди, к которым так отне­слись взрослые, продолжат эстафету доброты, сочувствия и деятельной помощи.

Читайте также: