Семейные и родственные отношения в повести е и носова усвятские шлемоносцы сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Все действие в произведении разворачивается в деревне под названием Усвятка, где царит спокойна и размерная обстановка. В поле работают мужчины. Одним из главных героев является житель деревни по имени Касьян. Он также, как и все работяги, работает в поле. Еще с детства он знал, что такое тяжелый труд.

Позже Касьян женился и у супругов появилось двое детей-мальчиков. Однажды в июне сорок первого года Касьян увидел очень странный сон, о том, как пиковая дама преобразилась в череп человека и деньги. Жители деревни относились к снам, как к вещим и герой решил, что ему сулит дорога дальняя.

Когда наступила война, то жизнь в деревне разбилась на две части, никто не п знал, что делать дальше и что его ожидает. Председатель села отправился в район, чтобы получить дальнейшие указания, все жители жили в неразберихи и ждали хоть каких-то новостей.

Чуть позе деревенский мужиков начали забирать на войну. Касьяну очень тяжело оставлять свою супругу, которая будет ждать и переживать за него, а также старую мать, которая с ними проживала.

Один из старых вояк в деревне по имени Селиван решил собрать мужчин этой деревни, чтобы рассказать им о своих военных заслугах, а также как стоит вести себя в бою, о дальнейших тактиках. А также вычитал из книги, что у каждого из присутствующих есть значение его имени. Главный герой произведения Касьян узнал, что является шлемоносцем и этот факт придал ему уверенности.

Очень тяжело далось всем расставаться и прощаться со своими женами, детьми, матерями. К сожалению, многие мужчина, так же и сам Касьян с войны не вернулись. В произведение также описывается прощание Касьяна с родными, в этом момент его мать отдала ему его пуповину, которую хранила долгие года после родов. А также рассказывается о том, как трагически погиб главный герой на войне.

Также читают:

Рассказ Усвятские шлемоносцы (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Жил-был пескарь, был он довольно умный и просвещенным во многих областях. Умирая, его мать и отец предупредили пескаря, что в мире множество опасностей. Исходят они абсолютно отовсюду: другие рыбы хищники

В данном романе рассказывается о том периоде, когда в истории произошел разлом Великой империи. Это было в двадцатом веке. В произведении дается оценка Григория Распутина - легендарной личности.

Повествование ведется от первого лица. Главный герой – мужчина, который рассказывает про свою семью. Первый абзац книги он пишет, уже пережив те события, о которых он повествует. Потом он начинает рассказ.

Повесть Е. Носова “Усвятские шлемоносцы” рассказыва­ет о последних предвоенных днях 1941 года. Действие проис­ходит в деревне Усвяты. Перед нами предстает настоящая де­ревенская идиллия: автор рисует картины дикой, первоздан­ной русской природы, сенокоса, на котором собираются все деревенские мужики, тихой семейной жизни.

Главный герой повести – тридцатишестилетний мужик Касьян. Его жизнь проста и естественна, близка к природе. С самого детства он привык трудиться.

И вместе со всеми уча­ствует в сенокосе. Писатель изображает

и семейную жизнь героя: Касьян любит свою жену Натаху и маленьких сыно­вей, заботится о матери. Тихо и неспешно течет жизнь в Усвятах.

Кажется, что затерянная в глубине России деревня ото­рвана от всего мира, является неким островком “мужицкого рая”, воплощает идеал счастья и благоденствия. И этой гео­графической неопределенностью писатель подчеркивает мифологическое начало своей повести: “Куда текла-бежала Остомля-река, далеко ли от края России стояли его Усвяты и досягаем ли вообще предел русской земли, толком он не знал, да, поди, и сам Прошка-председатель тоже того не ведал. Правда, знал Касьян,

что ежели поехать лесом и миновать его, то сперва будут Ливны, аза Ливнами через столько-то ден объявится и сама Москва.

А по тому вон полевому шляху дол­жен стоять Козлов-город, по-за которым невесть что еще”.

Но в один прекрасный момент это благоденствие наруша­ется тревожной вестью о том, что пришла война. И усвятские мужики ждут повесток, прощаются с семьями, с родной де­ревней. Все они собираются в доме деда Селивана, чтобы по­сидеть напоследок, поделиться сокровенным. Этот герой вое­вал еще в первую мировую, он рассказывает им о своих на­градах, о своем первом бое.

Именно дед Селиван открывает мужикам истинное значение их имен: Касьян оказывается “шлемоносцем”, Алексей – “защитником”, Николай – “по­бедителем”. Всем им дед Селиван дает определенный завет: “Сколько кампаней перебывало – усвятцы во все хаживали и николь сраму домой не приносили”. И читатель понимает, что “усвятские шлемоносцы” тоже будут с честью выполнять свой воинский долг.

Более того, мы понимаем, что герои Носова обречены на смерть. Писатель дает понять это, включив в по­вествование вещий сон героя. Так, Касьяну снятся деньги, пиковая дама, оборотившаяся в череп. В реальности он дума­ет о том, что сон предвещает дальнюю дорогу Наконец, сам эпиграф к повести взят из “Слова о полку Игореве”:

И по Русской земле тогда

Редко пахари перекликалися,

Но часто граяли враны.

Исследователи неоднократно отмечали эпическое начало повести. Его создает и эпиграф, и само название, и наличие определенных мифологических образов, символических эпи­зодов. В произведении очень ощутимо звучит мотив противо­стояния войны и мирной жизни.

Мирная деревенская жизнь – это своеобразная идиллия. Война же ассоциируется у автора с концом света, Апокалипсисом. И в повести присутствует со­ответствующая символика.

Так, в Апокалипсисе присутству­ют четыре всадника: первый – Завоеватель, он едет на белом коне; второй – Война, он едет на рыжем коне; третий – Голод на вороном коне; четвертый – Смерть на бледном коне. Этим образам соответствуют образы четырех всадников из повести Носова. Первый всадник – бригадир Иван Дронов, человек, одним из первых ушедший на фронт. Второй – колхозник Давыдко, прискакавший на луга с вестью о начавшейся вой­не.

Третий всадник – приезжий, он привез в Усвяты повестки о мобилизации: “верховой, подворачивая, словно факелом подпаливал подворья, и те вмиг занимались поветренным пла­чем и сумятицей, как это бывает только в российских бесхит­ростных деревнях, где не прячут ни радости, ни безутешного горя”. Четвертый всадник – лейтенант из военкомата, орга­низующий сбор призывников и отправку их в части.

Характерна в повести и еще одна сцена – прощание Кась­яна с матерью. Она дает сыну его пуповинку – то последнее, что связывает человека с его родом, со всем Светом. Мы по­нимаем, что герой прощается не только с матерью, но и со всем миром.

Таким образом, повесть проникнута философской пробле­матикой. Война осмысливается писателем как богопротив­ное, неестественное явление, нарушающее незыблемость са­мой жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Е.И. НОСОВА

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина России - патриота современного общества.

Семья во все времена занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это легко объяснить: каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в той или иной мере связан с семьей. Ребенком он растет и воспитывается в семье, взрослея и вырастая, создает свою собственную, новую семью.

Еще во времена Древней Руси о семье сложилось множество пословиц и поговорок:

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Семьей дорожить — счастливым быть.

В настоящее время семья как никогда должна стать прочным фундаментом, на котором будут основаны все духовно-нравственные ценности человека, его культуры. Ведь именно семья даёт человеку первоначальные знания об окружающем мире: о добре и зле, о труде, любви, уважении, справедливости. В семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, передающихся из поколения в поколение.

Список литературы и источников

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1978 – Т. 3. П. 1980. 555 с.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

в "светалана" как и в некоторых других своих произведениях жуковский поднимает проблему принятия человеком своей судьбы, преодоление жизненных невзгод и печалей с тихим достоинством. именно величие смирения и высшим силам за все, по мнению автора, человеку обрести счастье:

"лучший друг нам в жизни сей

вера в провиденье. благ зиждителя закон: ..".

светлана, увидев во сне своего возлюбленного мертвым, не ропщет, не требует провиденье вернуть ее жениха, а с ужасом смиряется с судьбой, не убегает из хижины, куда он ее в сновидении. это спасает ее, чудесным образом появляется "белоснежный голубок, который возвращает героиню в действительность, где ее ждет скорая встреча с живым возлюбленным.

Читайте также: