Седьмую симфонию шостакович писал в ленинграде сочинение егэ русский

Обновлено: 05.07.2024

Пробный вариант для ознакомления со структурой итогового собеседования. Экзамен для девятиклассников пройдёт 9 февраля 2022 года.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до 2-х минут.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – до 2-х минут.

Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2.

Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – примерно 15-16 минут.


Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом музыканте, композиторе Дми́трии Дми́триевиче Шостако́виче (1906–1975).

Дом Дми́трия Дми́триевича Шостако́вича с детства наполняла музыка. Свою первую фортепианную пьесу юный композитор написал в 9 лет, а в 13 лет поступил в консервато́рию. Преподаватели отмечали оригинальный талант пианиста и композитора.

Симфо́ния – один из самых сложных жанров в музыке. Первую симфонию Дмитрий Дмитриевич сочинил в 18 лет, она имела невероятный успех и исполнялась в концертных залах всего мира. Шостакович – автор 15 симфоний, трёх опер и множества других музыкальных произведений.

В блокадном Ленинграде симфония Шостаковича прозвучала 9 августа 1942 года – в день, когда, по плану Гитлера, город должен был пасть. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через громкоговорители. В музыке утверждалась воля к победе, вера в силу духа народа. Она давала надежду людям, находившимся в блокадном городе. Эта симфония является символом победы над фашизмом.


Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст о Дми́трии Дми́триевиче Шостако́виче, включив в пересказ слова из газетной статьи военного времени:

Подумайте, где лучше использовать слова из газетной статьи в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

→ Тема 1. Любимые блюда (на основе описания фотографии)
→ Тема 2. Человек, которому я благодарен (повествование на основе жизненного опыта)
→ Тема 3. Что значит быть лидером? (рассуждение по поставленному вопросу)


Задание 3. Монологическое высказывание.

Используя карточку участника собеседования, выполните задание.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 3. Тема 1. Любимые блюда
Опишите фотографию.

Вариант для подготовки к итоговому собеседованию

Не забудьте описать:
→ кто запечатлён на фотографии;
→ что едят молодые люди;
→ какой момент запечатлён;
→ преимущества здорового питания.

Задание 3. Тема 2. Человек, которому я благодарен

Расскажите о человеке, которому Вы благодарны.

Не забудьте рассказать:
→ кому Вы благодарны;
→ за что Вы ему (ей) благодарны;
→ удалось ли Вам лично поблагодарить этого человека;
→ какой жизненный урок Вы получили.

Задание 3. Тема 3. Что значит быть лидером?

Что значит быть лидером?

Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:
→ Кого можно назвать лидером?
→ Какие качества необходимы лидеру?
→ Несёт ли лидер ответственность за принятые решения?
→ Каждый ли должен стремиться стать лидером?


Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.

Карточки экзаменатора

Задание 4. Тема 1. Любимые блюда

1) Почему важно правильно питаться?
2) Каковы основные причины, из-за которых люди питаются неправильно?
3) Расскажите о полезном блюде, которое Вы любите.

Задание 4. Тема 2. Человек, которому я благодарен

Расскажите о человеке, которому Вы благодарны.

1) Можно ли считать воспитанным человека, который не привык благодарить людей за помощь? Почему?
2) Встречали ли Вы в своей жизни неблагодарных людей? Почему они так ведут себя? Как Вы к ним относитесь?
3) Нужно ли ждать благодарности от человека, которому Вы помогли? Приятно ли получать благодарность?

Задание 4. Тема 3. Что значит быть лидером?

Что значит быть лидером?

Блокада… это слово до сих пор болью и горем отзывается в сердцах жителей Ленинграда.

И именно в это и появилась седьмая, Ленинградская симфония Шостаковича – симфония о народном подвиге.

5 июля 1941 года, получив ответ на просьбы об отправке на фронт.

Казалось, что о сочинении музыки не может быть и речи. Вместе с бригадой Консерватории он работал на оборонительных рубежах: рыл противотанковые рвы, потом вошёл в пожарную команду для дежурств на крыше Консерватории.

У Шостаковича сомнений не было: хотел делать и делал всё, что требовала война, сразу отодвинувшая в далёкое прошлое недавнюю мирную жизнь.

Очевидной была необходимость песни. Её ждали. Она представлялась самым нужным, если не единственно нужным, жанром.

29 августа был завершён эскиз первой части седьмой симфонии; третьего сентября – чистовая партитура. Восьмого сентября Шостакович наметил эскиз второй части, и, спустя девять дней, согласился выступить по радио, объявив о военном сочинении.

Весть о работе Шостаковича над симфонией в условиях блокады ободряла слабых, помогала побеждать страх, указывала путь, по которому должно идти искусство серьёзных монументальных форм, убеждала в необходимости, актуальности такого искусства.

9августа состоялось первое исполнение Седьмой симфонии в Ленинграде. Дирижировал Элиасберг. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, весть о котором потом облетит весь мир, ленинградские контрбатарейщики получили приказ вступить с противником в артиллерийскую дуэль и отвлечь его силы. И в районе Большого зала филармонии тогда не упало ни одного вражеского снаряда.

Так что же дала ленинградцам музыка Шостаковича? Лучше всего ответит на этот вопрос Татьяна Митина, пережившая все ужасы блокады.

В чём смысл человеческой жизни.

Новорожденный похож на чистый холст бумаги. Он никакой. Не плохой, не хороший, просто никакой. Человек делает себя человеком сам. Он воспитывает себя…

Каждый человек, маленький или большой, обязан отвечать за свои поступки.

Подлость – это подлость. И если человек, да особенно маленький, успел её совершить, он вписал грязную строчку в тот белый лист. Но, к счастью, у него много дней впереди, чтобы вписать в этот белый лист и свои светлые деяния.

Двойку или пятёрку поставит в конце листа сама жизнь. Первая строчка – начало жизни.

У каждого человека есть на земле заветное место. Самое знакомое, самое любимое. Иногда это речка, горы или поляна в лесу. У многих моих сверстников тоже, наверное, есть свой парк, лес, речка. Они очень нужны нам и всем, кто живёт вокруг нас. Они нужны нашей Родине.

Думать, трудиться, преодолевать препятствия и трудности во имя процветания Родины, во имя живущих и тех, кто будет жить после нас, – это ли не настоящее счастье?

Труд на благо общества – основа нашей жизни. И очень важно, чтобы труд этот был любимым, доставлял человеку радость. А значит, необходимо сделать так, чтобы человек сам мог выбирать главное дело в своей жизни.

Я часто хожу по Санкт-Петербургу и думаю о людях, оставивших нам в наследство его набережные, дворцы, мосты, парки и каналы, прошедших многие испытания. При этом они сохранили в себе глубокую человечность. Нам придётся продолжить дело своих отцов. От нас зависит сделать жизнь на земле лучше и счастливее.

Социальные нормы и их значения.

На протяжении веков люди создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хауса и вражды, чувство самосохранения и любви подкрепляли веления разума, жизненный опыт позволял уточнять и оттачивать социальный нормы – правила поведения в обществе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мы нашим мёртвым обещали.

8 сентября 1941 года наступил самый страшный день для Ленинграда: была объявлена его блокада. В ноябре начался голод. Далее перестали работать трамваи, пришли небывалые холода, замерз водопровод… Люди слабели, но при этом работали по 12- 14 часов в сутки, так как очень хотели изгнать врага со своей родной земли и вернуться в довоенное время. Истощенные, распухшие от голода, они не отходили от станков, засыпая в цеху и снова возвращаясь к работе. Фашисты ждали, что вот-вот иссякнут силы ленинградцев и они сдадутся. Триумфальное шествие врагов по городу должно было состояться 9 августа 1942 года. Этот день, несомненно, вошел бы в победы Германии, но он вошел совсем в другой календарь, в музыкальный. 9 августа 1942 года – особый день, День торжества музыки.

Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. Д.Шостакович

По воспоминаниям сына великого Д.Шостаковича, композитор задолго до войны задумал написать вариации в стиле пассакалья по мотивам псалмов Давида. Как и у всех, у него в то время было много планов, творческими идеями он делился со студентами. Но 1941 год стал словно водоразделом в жизни советских людей, изменилась жизнь и у музыканта. В первый же день войны он вернулся к работе над отложенным произведением, и постепенно религиозные начала Псалтыри сменились в нем образами горя человеческого. А как иначе? С первых дней войны Д.Шостакович являлся бойцом противоздушной обороны, практически проживал в консерватории, дежурил на крышах домов. Он не спал и не ел, неустанно сочинял, отрываясь только на дежурства. Его любимый город стонал от горя, именно поэтому в собственной музыке он смог отразить его мучительную боль. В основу великого произведения лег образ страдающего народа, образ героической страны, отчаянно сражающейся с врагами за мир, за свою землю. В октябре уже были готовы три части симфонии, но сложнее всего было писать финал. Конечно, о себе давало знать горе: в начале - разлука с близкими, эвакуация к ним в Куйбышев, затем - переживания за маму и сестру, которые остались в Ленинграде.

Это были первые залпы по Рейхстагу!

Е.Линд, создатель музея Седьмой симфонии

И вот наступило это время, когда мечта стала реальностью, 9 августа 1942, в день, в который фашисты планировали вступить в Ленинград, родной город Д.Шостаковича, симфония зазвучала во всем городе. В зале городской филармонии ее исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского оркестра под управлением Карла Элиасберга.

Трудно поверить, что это свершилось: играл настоящий оркестр, а в это времени на улице разрывались снаряды. Кажется, что эти звуки музыки и орудий сплелись, соединились.

С трудом удалось собрать музыкантов, ведь люди ослабли от голода, поэтому передвигались с трудом. Кого-то выносили из оркестровой ямы, а заменяли их люди из ополчения и окопов действующей армии. Зал грели прожекторами, чтобы можно было играть. А когда перед оркестром появился Карл Элиасберг, весь зал встал, встречая его оглушительными аплодисментами. Теперь мы можем только догадываться, как удалось, превозмогая мучения и голод добраться до концертного зала, откуда взялись силы у музыкантов и зрителей для оваций. Вопросов много, ответ один – сила духа русских людей. После концерта музыканты бросились обнимать друг друга, неожиданно за кулисами появилась маленькая девочка с букетом живых цветов. Один из музыкантов говорил, что в этот момент они воскресли.

Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке.

Музыку каждый чувствует по-своему. Но что же испытывают те, кто слышит звучание Седьмой симфонии?

Я немного разбираюсь в музыке, так как окончила музыкальную школу и играю в оркестре и школьном ансамбле. Слушая Седьмую симфонию, я представляю ужас в глазах людей. Первая часть для меня – это картины мирной жизни, которые прерываются звуками барабанов, а в музыке они часто изображают нашествие врагов. Несмотря на разную тональность, от умиротворенной до трагической, побеждает энергичный финал, который звучит динамично, даря всем надежду на победу.

post thumbnail

25 сентября исполнилось 105 лет со дня рождения одного из величайших композиторов ХХ в. Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. А 70 лет назад, 8 сентября 1941 г., началась блокада Ленинграда, унесшая жизни более 600 тысяч человек.

Первые три части 7-й симфонии написаны Шостаковичем в доме Бенуа в Ленинграде, а финал симфонии композитор создал уже в эвакуации, в городе Куйбышеве, в декабре 1941 г.


Симфония прозвучала впервые 5 марта 1942 г. в зале Дворца культуры на площади Куйбышева в г. Куйбышеве (сейчас там находится театр оперы и балета) в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Часть Рабочей улицы, по которой композитор ходил в театр репетировать симфонию (от Струковского сада до площади Куйбышева) переименовали в 2006 г. в улицу Шостаковича, к 100-летию великого композитора.

После премьеры симфония зазвучала по всему Советскому Союзу. В июле 1942 г. в Новосибирске симфонию четыре раза продирижировал Евгений Мравинский.

А 9 августа 1942 г. - в тот самый день, когда по приказу Гитлера фашистские войска должны были вступить в Ленинград, - в осажденном городе состоялось историческое исполнение Седьмой симфонии под управлением Карла Элиасберга. В том же месяце измученные голодом музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета исполнили симфонию еще шесть раз.


Решение играть симфонию в блокадном городе казалось совершенно невыполнимым. Партитуру нужно было доставить на самолете, пролетев над вражескими позициями. После опустошительной зимы 1941 г. в оркестре осталось только 15 человек, а требовалось более ста. Был объявлен набор в оркестр. В мае самолет доставил в осажденный город партитуру симфонии.

На 355-й день ле­нинградской блокады, 9 августа, утром состоялась последняя репетиция, а вечером - готовился концерт. Говорили, что дирижер Элиасберг искал картошку, чтобы накрахмалить белый воротник и манжеты.

Среди выдающихся дирижёров-интерпретаторов, осуществивших записи Седьмой симфонии, - Леонард Бернстайн, Кирилл Кондрашин, Евгений Мравинский, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Артуро Тосканини, Марис Янсонс, Неэме Ярви.

Читайте также: