Самоорганизация человечества есть борьба с его внутренней стихийностью сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Во всей борьбе человечества со стихиями его задача — власть над природою. Власть — отношение организатора к организуемому. Человечество шаг за шагом приобретает, завоевывает ее; это значит, оно шаг за шагом организует мир, — организует для себя, в своих интересах. Таков смысл и содержание его векового труда.

Природа сопротивляется ему, стихийно, слепо, со страшною силою своей темной, хаотической, но бесчисленной и бесконечной армии элементов. Чтобы победить ее, человечество должно организоваться само в могучую армию. И оно организуется в ряду веков, образуя трудовые коллективы, от маленьких родовых общин первобытной эпохи до современного сотрудничества сотен миллионов людей, ими еще неосознанного, но вполне реального.

Если бы человечество организовало мир для себя только теми силами и средствами, которыми обладает от природы, оно не имело бы преимущества перед другими живыми существами, которые тоже борются за себя с остальной природой. В своем труде оно пользуется орудиями, которые берет из той же внешней природы. Это — основа его побед, то, что давало и дает ему возрастающее превосходство над самыми сильными и грозными гигантами стихийной жизни, что выделяет его из ее царства.

Но не менее, а еще более трудная задача для человечества — организовать себя, свои усилия, свои активности, в отдельной личности и в коллективе. В сложности человеческого организма и общества скрыты стихийные силы, слепые и противоречиво сталкивающиеся, порою грозные и разрушительные, как силы природы, темной матери человечества. Судьба сделала нас свидетелями самого истребительного, самого чудовищного в своей грандиозности взрыва этих сил; но о них ясно говорит и вся история, цепь веков, залитая огнем и кровью, полная ужасов голода, изнурительного труда и бессилия миллионов рядом с паразитической роскошью и жестоким господством немногих. Самоорганизация человечества есть борьба с его внутренней стихийностью, биологической и социальною; в ней орудия не менее необходимы для него, чем в борьбе со внешней природою, конечно, иные — орудия организации. С великим трудом и великими жертвами человечество вырабатывало их.

Первым таким орудием явилось слово. Посредством слова организуется всякое сознательное сотрудничество людей: призыв к работе, в виде просьбы или приказания объединяющий сотрудников; распределение между ними роли в труде; указание последовательности и связи их действий, ободрение к работе, концентрирующее их силы; предостережение там, где начинается несогласованность; остановка работы, перегруппировка, перемена направления усилий — все это выполняется в словесной форме. Гигантские коллективы создаются силою слова, гигантские коллективы управляются ею. Люди XX века видели, как властное слово ничтожнейшей личности направляло миллионы людей в невиданный ад железа и динамита, на убийство и гибель. Недаром древнее мышление, глубокое в своей наивности, породило миф о сотворении мира словом, верило в безграничную власть слова над стихиями: воды и горы, бури и грозы, болезни и смерть должны были повиноваться тому, кто знал и произносил надлежащее слово… Организующая сила орудия была фетишизирована и обобщена на весь мир; но она не ускользала от примитивного сознания, как большей частью ускользает от современного.

Другое орудие, более сложное и тонкое, это — идея. Идея всегда является организационной схемой, выступает ли в виде технического правила, или научного знания, или художественной концепции, выражена ли словами, или иными знаками, или образами искусства. Идея техническая прямо и очевидно координирует трудовые усилия людей; научная — делает то же самое лишь более косвенно и в более широком масштабе, как орудие высшего порядка, чему яркая иллюстрация — научная техника нашей эпохи; идея художественная служит живым средством сплочения коллектива в единстве восприятия, чувства, настроения, — воспитывает единицу для ее жизни в обществе, подготовляя организационные элементы коллектива, вводя их в его внутренний строй. Древнее мышление смутно сознавало организационную роль идей, видя в них руководящие указания свыше; новейшее в большинстве случаев утратило и это сознание.

Третье орудие — социальные нормы. Все они — обычай, право, мораль, приличия — устанавливают и оформливают отношения людей в коллективе, закрепляют их связи. И эти нормы конкретное сознание патриархальных времен понимало как заветы предков или повеления богов, фетишизированных родоначальников, устраивающие коллективную жизнь; а новейшее отвлеченное мышление, не проникая в социально-организационную природу этих норм, искало их основ в душевных переживаниях отдельной личности.

Откуда же человечество берет такие орудия, как речь, идеи, нормы? Не из внешней природы, как орудия материальные, а из своей собственной, — из своих активностей и переживаний, из своего опыта. Все это — продукты организации опыта, выполняемой человечеством в ходе тысячелетий. Слово — не пустой звук, а социальный кристалл представлений и стремлений, передаваемых в коллективе от человека к человеку; и таковы же другие, более сложные формы идеологии.

Что же оказалось? У человечества нет иной деятельности, кроме организационной, нет иных задач, кроме организационных.

Как, разве мы не видим на каждом шагу разрушительной работы, дезорганизационных задач? Да, но это — частный случай той же тенденции. Если общество, классы, группы разрушительно сталкиваются, дезорганизуя друг друга, то именно потому, что каждый такой коллектив стремится организовать мир и человечество для себя, по-своему. Это — результат отдельности, обособленности организующих сил, — результат того, что не достигнуто еще их единство, их общая, стройная организация. Это — борьба организационных форм.

Итак, вывод подтверждается: все интересы человечества — организационные. А отсюда следует: не может и не должно быть иной точки зрения на жизнь и мир, кроме организационной. И если это еще не сознается, то только потому, что мышление людей до сих пор не выбилось вполне из оболочек фетишизма, окутавших его на пути развития.

Хорошо, пусть так: мы, люди, организаторы природы, себя самих, своего опыта, свою практику, познание, художественное творчество мы будем рассматривать с организационной точки зрения. Но стихийная природа, разве она — организатор? Разве не будет наивным субъективизмом или поэтической фантазией применять к ее событиям и действиям ту же точку зрения?

Да, конечно, природа — великий первый организатор; и сам человек — лишь одно из ее организационных произведений. Простейшая из живых клеток, видимая только при тысячных увеличениях, по сложности и совершенству организации далеко превосходит все, что удается организовать человеку. Он — ученик природы и пока еще очень слабый.

Полная неорганизованность — понятие без смысла. Это, в сущности, то же, что голое небытие. В ней надо принять отсутствие всякой связи; но то, в чем нет никакой связи, не может представлять никакого сопротивления нашему усилию; а только в сопротивлении мы узнаем о бытии вещей; следовательно, для нас тут нет никакого бытия. И мыслить абсолютную бессвязность можно только словесно, никакого реального, живого представления в эти слова вложить нельзя, потому что абсолютно бессвязное представление вовсе не есть представление и вообще-ничто.

Даже мнимая пустота мирового пространства — мировой эфир — не лишена низшей, элементарной организованности: и она обладает сопротивлением; лишь с ограниченной скоростью движение проникает через нее; а когда возрастает скорость движущегося тела, тогда, согласно идеям современной механики, растет и это сопротивление, сначала с неуловимой медленностью, потом все быстрее; и на пределе, равном скорости света, оно становится совершенно непреодолимо-бесконечно велико.

Так, исходя из фактов опыта и идей современной науки, мы неизбежно приходим к единственно целостному, единственно монистическому пониманию вселенной. Она выступает перед нами, как беспредельно развертывающаяся ткань форм разных типов и ступеней организованности, от неизвестных нам элементов эфира до человеческих коллективов и звездных систем. Все эти формы, в их взаимных сплетениях и взаимной борьбе, в их постоянных изменениях, образуют мировой организационный процесс, неограниченно дробящийся в своих частях, непрерывный и неразрывный в своем целом.

12. ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ

12. ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ Здесь великий водораздел философских систем, признающих или отрицающих последний транс, систем имманентных или трансцендентных (в конце концов — человекобожеских или богочеловеческих). Между ними среднее место занимают системы

С точки зрения вечности

С точки зрения вечности Утром, когда вы спешите на работу, в школу или по другим делам, проходя по оживленным улицам, обратите внимание на окружающую вас суматошную и суетливую толпу. Что делают эти люди? Куда они спешат? Приглядитесь к одному человеку из толпы. Скорее

С точки зрения учений

С точки зрения учений А в чём вообще проблема? Ведь почти любое философское учение готово с аппетитом растолковать, что такое философия и зачем она человеку.Так-то оно так, да не просто так…Тут приходится быть осторожным. На самом деле всякое учение будет отвечать совсем

5.3. Две крайние точки зрения

5.3. Две крайние точки зрения Для того, чтобы вложить в термин “устойчивое развитие” смысл, отвечающий современным потребностям человечества, надо представить себе перспективу взаимоотношений Природы и общества, очищенную от любых иллюзий как сверхоптимизма,

2.2 Междисциплинарные точки зрения

I. Единство организационной точки зрения

I. Единство организационной точки зрения IВо всей борьбе человечества со стихиями его задача — власть над природою. Власть — отношение организатора к организуемому. Человечество шаг за шагом приобретает, завоевывает ее; это значит, оно шаг за шагом организует мир, —

В. Общие исторические точки зрения

В. Общие исторические точки зрения Схоластическая философия в более строгом смысле придерживается, наоборот, вероучения христианской церкви. Церковная система, которую она при этом клала в основание, была рано установлена церковными соборами, между тем как вера

Мораль с точки зрения участника политики и с точки зрения ее зрителя

Мораль с точки зрения участника политики и с точки зрения ее зрителя Собственно, некоторые из этих вопросов, точнее, некоторые возможные ответы на них не представляют большой теоретической трудности. Достаточно перейти с позиции безопасной созерцательности на позицию

Смещение точки зрения

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Три точки зрения

Три точки зрения

3. С точки зрения Автора

Нажмите, чтобы узнать подробности

(1) Огромное количество углекислого газа, выбрасываемого автомобилями и промышленными предприятиями, превращает атмосферу в подобие парника, который задерживает значительную часть солнечного тепла, ______ вызывает на Земле постепенное повышение температуры, чреватое глобальным потеплением. (2) Парниковый эффект усиливают попадающие в атмосферу хлористо-углеродные соединения, которые входят в состав аэрозолей и охлаждающих смесей. (3) Эти газы разрушают также озоновый слой атмосферы, который защищает Землю от солнечной радиации, губительно действующей на все живые организмы.

1) Отходы промышленности и транспорта вызывают парниковый эффект и разрушительно сказываются на озоновом слое атмосферы, что губительно действует на все живые организмы.

2) Хлористо-водородные соединения, входящие в состав аэрозолей и охлаждающих смесей, попадая в атмосферу, усиливают парниковый эффект.

3) Глобальное потепление на Земле возможно наступит через некоторое время.

4) Углекислый газ, выбрасываемый автомобилями и промышленными предприятиями, превращает атмосферу в подобие парника и разрушает озоновый слой атмосферы, что опасно для живых организмов.

5) Парниковый эффект, ведущий к глобальному потеплению на Земле, вызван попаданием в атмосферу углекислого газа, выбрасываемого автомобилями и промышленными предприятиями.

2. Самостоятельно подберите местоимение (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Предмет, являющийся составным элементом какого-н. целого организма, механизма. Часть машины.

2) Доля, отдельная единица, на которые подразделяется целое. Часть яблока.

3) Отдел, подраздел произведения. Роман в трёх частях.

4) Отдел какого-н. учреждения, отдельная отрасль управления. Санитарная часть.

5) разг. Область какой-н. деятельности. Работает по финансовой части.

6) разг. Пай, доля. Быть в части с кем-нибудь.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

начАвший дОсуха кОнусов нарвАла обострИть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Страх, без сомнения, часто преувеличивает ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ опасность и подрывает силы человека.

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ способность населения может стимулировать уровень потребления.

Капитан посмотрел на солдата ЛЕДОВЫМ взглядом и, не произнеся ни слова, пошёл в сторону штаба.

Мудрый человек, стремясь выбраться из БЕДСТВЕННОГО положения, не может и не должен поступаться своим человеческим достоинством.

Читая тексты ПРОСВЕЩЁННЫХ педагогов конца XIX столетия, мы можем видеть, что уже тогда они восставали против шаблонных методов воспитания.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Творчество Владимира Сергеевича Соловьёва — заметная черта в развитии русской духовной культуры, одна из вершин русского идеализма.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у новых ОГЛОБЕЛЬ

ПРИЛИПНУВШИЙСЯ к дереву

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) И тут Минин, взяв у Пожарского несколько сотен всадников, ударил по неприятелю с тыла.

2) В ХVI веке в Италии возник новый вид мозаики, получившая название флорентийской.

3) Попадая в организм человека или животного, бактериями вызываются опасные заболевания.

5) Пётр I не только реорганизовал армию, а также перестроил на военный лад промышленность страны.

8) По прошествии недели после ссоры мы вновь встретились, чтобы серьёзно поговорить

9) В структуру клеток входят оболочка, называемая клеточной мембраной, цитоплазма и ядро.

1) отв..чать, кат..строфа, мер..диан

2) подр..внять, укл..няться, к..снувшись

3) прор..стать, тв..рение, оч..щающий

4) обск..кать, ут..рать, б..чковидный

5) з..рница, уп..реться, ср..внение

1) из..сканный, без..нтересный, пред..нфарктный

2) в..копать, ра..таять, ни..ходящий

3) пр..бавленный, пр..близиться, пр..бежать

4) на..резанный, по..хватить, о..бежать

5) с..ёмщик, ин..екция, об..ятия

1) доверч..вый, загораж..вать

2) вин..ватый, опрокид..вать

3) молодц..ватый, переноч..вать

4) ключ..к, привередл..вый

5) сибир..кий, сколь..кий

1) предвид..шь, закупор..нный

2) жалу..шься, сообща..мый

4) кол..шь, налажива..мый

5) почувству..шь, выраз..вший

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сослуживцы командора вспоминали, что Витус Беринг (НЕ)ОЧЕНЬ любил распоряжаться и руководить.

Беринг возвратился в Петербург 1 марта 1730 года, (НЕ)ИМЕЯ уверенности в том, что пролив, открытый ещё в 1648 году С.И. Дежнёвым, найден.

На обратном пути корабль выбросило на никому (НЕ)ИЗВЕСТНЫЙ остров.

В исполнении своего долга Витус Беринг был (НЕ)ПОКОЛЕБИМ.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Марс ТО(ЖЕ) всегда привлекал внимание учёных, которые пытались обнаружить хоть КАКИЕ(ЛИБО) следы жизни во Вселенной.

Распространяясь по световоду, лазерный луч (ПО)НЕМНОГУ ослабевает, (ПО)ЭТОМУ на его пути устанавливают специальные усилители.

(С)ЛЕВА загремела музыка, и отряд, шагая (В)НОГУ, двинулся по площади.

Зрение у змей ТО(ЖЕ) ослаблено ИЗ(ЗА) того, что глаза их покрыты тонкой кожистой плёнкой, образовавшейся в результате срастания век.

(В)ПРОЧЕМ в художественной прозе есть и свой ритм, и своя музыка, ТАК(ЖЕ) безотказно действующие на нашу душу, как прекрасные стихи.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Собирая на лесной поляне лекарстве(1)ые травы, нужно непреме(2)о оставлять часть их неприкоснове(3)ыми, чтобы сохранить эти це(4)ые растения и на будущее.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Люди собирают книги и картины открытки цветы и многие другие предметы.

2) Владимир Иванович Даль собирал слова и ради них он исколесил почти всю Россию.

4) За свою жизнь Даль был морским офицером и армейским хирургом и крупным чиновником но всю жизнь оставался верен своему призванию писателя.

5) Труды Даля помогают глубже изучить русский язык и понять русскую культуру.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Фильмы(1) снятые талантливыми мастерами кинематографа(2) и сегодня заставляют(3) забыв обо всём на свете(4) радоваться и грустить.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

За что утратил ты величье прежних дней?

За что(1) державный(2) Рим(3) тебя забыли боги?

Град пышный(4) где твои чертоги?

Где сильные твои(5) о родина(6) мужи?

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Главным средством(1) при помощи(2) которого дирижёр передаёт свой приказ оркестру(3) является взмах дирижёрской палочкой(4) которая может поднять в оркестре бурю или моментально успокоить её.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в

предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы непрерывно меняемся(1) и это влечёт за собой то(2) что к нам постоянно притекают новые атомы(3) и(4) что из нас вытекают принятые уже раньше.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Из всех человеческих построек мосты самые поэтичные. (2) Я размышлял: отчего это? (3) Наверное, оттого, что стоят они над водой, оттого, что это средство перешагнуть препятствие, оттого, что мост — часть дороги, а дорога, движение всегда волнуют и радуют. (4) Мосты были одними из самых первых земных построек. (5) Строительство моста — дело всегда недешёвое и хлопотное. (6) Стройка иногда тянется долгие годы. (7) Мосты, как люди, имеют возраст и не живут бесконечно. (8) Железным отпущено в среднем сто лет. (9) Сто лет — и надо менять. (10) На Дальнем Востоке, возле Хабаровска, стоит один из мостов ветеранов. (11) Кто проезжал на поезде через Амур, помнит долгий, тревожный гул, самый долгий за всю дорогу с запада на восток. (12) И большие мосты, и маленькие в два бревна, с берёзовым перильцем — одинаково дороги нам, потому что мосты соединяют людей.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1) Самоорганизация человечества есть борьба с его внутренней стихийностью, биологической и социальною, и в ней, безусловно, необходимы орудия организации. (2) С великим трудом и великими жертвами человечество вырабатывало их.

(3) Первым таким орудием явилось слово. (4) Посредством слова организуется всякое сознательное сотрудничество людей. (5) Призыв к работе, в виде просьбы или приказания объединяющий сотрудников; распределение между ними ролей в труде; указание последовательности и связи их действий, ободрение к работе, концентрирующее их силы; предостережение там, где начинается несогласованность; остановка работы, перегруппировка, перемена направления усилий — всё это выполняется в словесной форме. (6) Гигантские коллективы создаются силою слова, гигантские коллективы управляются ею.

(7) Другое орудие, более сложное и тонкое, — это идея. (8) Идея всегда является организационной схемой, выступает ли в виде технического правила, или научного знания, или художественной концепции, выражена ли словами, или иными знаками, или образами искусства. (9) Идея техническая прямо и очевидно координирует трудовые усилия людей. (10) Научная идея делает то же самое лишь более косвенно и в более широком масштабе, как орудие высшего порядка, чему яркая иллюстрация — научная техника нашей эпохи. (11) Идея художественная служит живым средством сплочения коллектива в единстве восприятия, чувства, настроения, воспитывает человека для жизни в обществе, подготовляя организационные элементы коллектива, вводя их в его внутренний строй. (12) Древнее мышление смутно сознавало организационную роль идей, видя в них руководящие указания свыше; новейшее в большинстве случаев утратило и это сознание.

(13) Третье орудие — социальные нормы. (14) Все они — обычай, право, мораль, приличия — устанавливают и оформляют отношения людей в коллективе, закрепляют их связи. (15) И эти нормы конкретное сознание патриархальных времён понимало как заветы предков или повеления богов, фетишизированных родоначальников, устраивающих коллективную жизнь. (16) А новейшее отвлечённое мышление, не проникая в социально-организационную природу этих норм, искало их основ в душевных переживаниях отдельной личности.

(17) Откуда же человечество берёт такие орудия, как речь, идеи, нормы? (18) Не из внешней природы, как орудия материальные, а из своей собственной, — из своих активностей и переживаний, из своего опыта. (19) Всё это — продукты организации опыта, выполняемой человечеством в ходе тысячелетий.

(20) Слово — не пустой звук, а социальный кристалл представлений и стремлений, передаваемых в коллективе от человека к человеку; и таковы же другие, более сложные формы идеологии.

(По А. Богданову)

Богданов Александр Александрович (1873—1928) — русский учёный, врач, писатель.

1) С помощью слова создаются и управляются гигантские коллективы.

2) Идея является одним из орудий самоорганизации человечества.

3) В древности люди не осознавали организационную роль идеи и слова.

4) С помощью социальных норм устанавливаются и закрепляются связи в коллективах.

5) Такие орудия самоорганизации общества как слово, идея, нормы взяты человечеством из внешней природы.

1) В предложениях 1—2 содержатся элементы описания.

2) Предложения 4—5 раскрывают смысл того, о чём говорится в предложении 3.

3) В предложениях 7—8 представлено рассуждение.

4) Предложения 16 указывает причину того, о чём говорится в предложении 15.

5) В предложениях 17—18 представлено повествование.

25. Среди предложений 13—19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

5) ряды однородных членов изложения

8) лексический повтор

9) ответно-вопросная форма

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Системы, предоставленные сами себе, способны уменьшать энтропию.
И. Пригожин.

Самоорганизация человечества есть борьба с его внутренней стихийностью.
А. Богданов.

Процессы самоорганизации всегда реализуют принцип наименьшего действия.
Книга УФС.

В современном кризисном хаотизирующемся мире основной проблемой является вопрос, способен ли человек самоорганизовать свое самосознание – разум таким образом, чтобы преодолеть возникший кризис или это является невозможным в силу недостаточности животной природы сознания и поэтому человек навсегда обречен, остаться социальным животным, как полагает ортодоксальная наука. С этой целью необходимо кратко рассмотреть и оценить уровень представлений о человеке и его сознании, поскольку тема очень обширна и полна неопределенностей.

В сфере науки сложилось два основных представления о человеке, как о двуедином существе, состоящем из вещественной структуры и психики (тела и души) или как о триедином существе, состоящем из вещественной структуры, психики и транспсихических явлений (тела, души и духа). При этом сторонники дуалистического подхода рассматривают человека, как биосоциальное высокоразвитое животное, а его сознание является комплексом врожденных инстинктов и условных социальных импринтов (программ поведения внедренных социумом на ранней стадии жизни). Это ограничивает человека рамками материальности, а все проявления духовности относятся к области бездоказательных фантазий. Кроме того не существует общепринятого понятия сознания и его теории, что позволяет произвольно трактовать этот феномен.

Однако из всего множества трактовок можно понять, что сознание это системное проявление нервных процессов восприятия, это организационный аспект психофизиологических явлений эволюционирующих организмов и это всеобщий организационный принцип движения вселенских процессов. По-другому это восприятие всего в виде ощущений, образов и смыслов, это единая организация жизненного цикла от порождения до смерти и это скрытый порядок или суперплан эволюции Вселенной как целого. Отсюда следует, что сознание всеобще, но индивидуально или субъективно, может иметь условные эволюционные уровни, а разум или самосознание это высший известный уровень его эволюции.

Поскольку сознание проявляется в процессе самоорганизации живого, оно считается не имеющим независимой природы, а свойством, связанным с веществом (материей), которое случайно возникло в ходе эволюции. С другой стороны история эволюции показывает, что самоорганизация вещественной структуры непосредственно следует за самоорганизацией управления, поскольку нервный центр или мозг самая динамичная составляющая живого организма, наиболее чувствительная к любым воздействиям. Это свидетельствует о закономерном процессе эволюции живого под действием эволюции сознания и о взаимообмене между сознанием и веществом, когда динамика среды создает возможность приспособления, а появившаяся возможность закрепляется вещественно в системе управления, создавая уже новое качество сознания.

Прорыв в изучении психических явлений обозначился с 60 – 70-х годов 20 века в результате работ Р. Пенроуза, С. Грофа, А. Маслоу, Т. Лири, К. Уилбера, Д. Бома, К. Прибрама, В. Налимова, В. Козлова и других, когда на основании новых технологий исследования состояний сознания возникли новые науки: трансперсональная психология, когнитивная психология, нейропсихология, нейролингвистика, нейробиология и был разработан ряд системных моделей сознания. В связи с этим появилась возможность рассмотреть некоторые из них с позиции возможности самоорганизации.

Основным путем самоорганизации он считает расширение сознания с помощью психоактивных препаратов позволяющих выйти в иные реальности и тем самым выйти из сферы социального импринтирования. Человек – первый вид живых существ, способных влиять на свою эволюцию на основе технических средств изменяющих сознание, средств управления своей ДНК и сочетанием обоих способов. Это накладывает на него особую высшую ответственность, поскольку в случае неудачи грозит ему полным физическим самоуничтожением, а в случае успеха выводит на уровень богов, приводящий к утрате восприятия реальных перспектив жизни (безумию). По автору это является будущей нейрогенетической революцией способной принципиально изменить сложившиеся веками представления телесной и психической структуре человека.

Спектр сознания, существующий в рамках этой модели, относится к верхнему внутреннему индивидуальному сектору, который определяет намерения человека. Он состоит из ряда сфер вложенных друг в друга по линейной шкале от первичных ощущений до высших трансперсональных и завершается высшим разумом (брахман, дао и т.п.). В коллективном аспекте он состоит из подобных же сфер, от физического до кентаврического уровней. Число этих сфер-уровней может быть различным от 5 до 11 – 13 уровней. За всеми этими уровнями скрыто присутствует Великая Пустота являющаяся фоном модели.

Именно эта скрытая упорядоченность, существующая в голографической форме, и является сознанием в его голографической модели. Эта модель дополняется голографическим принципом моделирования работы мозга по модели К. Прибрама, уподобляющей мозг совершенному квантовому компьютеру, который настраиваясь на определенные частоты, резонансно считывает некие условные уровни единой реальности. На основе этих и других моделей следует предположение о существовании скрытого поля сознания, которое направляет эволюцию жизни, а также о возможности прямой связи с этим полем для осознанной корректировки саморазвития человека и общества.

Одной из попыток определить направление новой научной парадигмы и создать набросок единой картины мира является универсальная философская система (УФС) разработанная автором в 2006 – 2015 годах на основе практического опыта исследования скрытых закономерностей геофизических полей в 1974 – 1991гг, обобщения современных передовых научных достижений в различных областях знания и личных интроспективных психофизических наблюдений.

По УФС единой основой объединяющей все материальные (вещественные) и идеальные (полевые) феномены реальности является понятие Волны, которое графически отображается S-образной кривой и моделируется световым конусом. Это представление соответствует всем известным науке уровням реальности от скрытой упорядоченности Д. Бома до явной упорядоченности галактик и от простейших реакций раздражения на уровне одной клетки до высших уровней разума, охватывающих мыслью всю вселенную.

Система УФС основывается на копенгагенской интерпретации квантовой механики, по которой объективная реальность непознаваема, поскольку внутренне неопределенна, а наблюдающий реальность разум не способен выйти за пределы субъективности и может лишь подозревать о ее существовании. В развитие этих представлений показано, что в повседневном окружающем мире в неявном виде могут быть выделены и действуют все принципы и понятия квантовой механики, что подтверждает полную их применимость к реальной жизни человека и общества.

Реальный мир значительно сложнее и многообразнее хотя и состоит лишь из условных субъективных моделей. Поэтому в УФС принята и познаваема только субъективная реальность познающего индивидуального и коллективного разума. Волновая природа разума отображается в понятии смысловой триады, которое моделирует ее на принципе трех положений маятника. Этот подход позволяет логически интегрировать мировосприятие по граням сходящихся противоположностей и прямо ведет к единому мировосприятию, поскольку для каждого познающего субъекта характерны направленность, целостность и эволюционность, отражающие в нем аналогичные свойства всех явлений и вселенную в целом. Таким образом, в УФС преодолены все формальные препятствия на пути создания единой универсальной картины мира на основе обычного языка, не требующей введения новой специальной терминологии. Это позволяет построить обобщенную модель мира в отражениях разума на основе квантовомеханических представлений с учетом других наиболее разработанных и достоверных моделей реальности.

На первом этапе самоорганизация происходит стихийно и проявляется как совершенствование отражательной (рефлективной) способности сознания в процессе адаптации к среде обитания для лучшего использования, имеющегося в ней, энергоинформационного (ЭИ) ресурса. При этом каждый субъективный опыт, накопленный при жизни, фиксируется в ВИП и по мере накопления информации проявляется в последующих поколениях, скачкообразно формируя усложняющиеся системы управления организмом или волны жизни. На втором этапе процесс биологической адаптации дополняется технологической адаптацией посредством разума, что существенно ускоряет эволюцию сознания и переводит самоорганизацию в новое качество осознаваемого процесса. Это требует создания двух моделей сознания осознающей для человека и не осознающей для всех других живых существ.

В УФС в качестве основной модели разума человека рассматривается вселенная смыслов (ВС), которая является полным отражением внешнего и внутреннего мира в индивидуальном и общественном сознании. Она является единственной реальностью для всех, а для конкретного человека она является вселенной смыслов личности (ВСЛ), которая у каждого своя, и в которой в каждое мгновение происходит развертывание – свертывание классического и квантового миров понимаемое как время или движение, означающее, что классическая реальность существует в разуме только как настоящее. При этом будущее и прошлое свернуты и существуют только в вероятностном виде, определяемом текущим контекстом реальности, ее артефактами и ее визуализациями в индивидуальном и коллективном разуме.

В подобной системе измененные состояния сознания (ИСС) являются неотъемлемой частью субъективной реальности, которые можно разделить на три условные схемы: смещения, возвышения – опускания и напряжения (притягивающие – отталкивающие), понимаемые в целом как расширение – сжатие сферы сознания, подобно пульсару. Эта модель позволяет уподобить процессы динамики сознания разума звездным процессам внешней вселенной и связать их в единое целое с внутренней вселенной. Из этих схем следует, что в ИСС происходит изменение положения центра внимания, меняющее восприятие, а само ядро личности меняется незначительно и случайным образом. Поэтому для подлинного расширения сознания необходимо менять мировоззрение, а не мировосприятие, что требует, прежде всего, накопление знаний, а не переживаний. При этом индивидуальные переживания всего лишь расширяют эмоциональный опыт и носят вспомогательный характер центрирования и стабилизации психики, а самоорганизацию разума можно представить как концентрацию и направленность вектора внимания вдоль оси влечений преобразующую сферу сознания в туннель убеждения или луч устремленности.

Самосознание человека, по инверсионной теории В. В. Тена, возникло на основе внутреннего диалога, перешедшего во внешний диалог, при острой потребности общения и было равнозначно удвоению мозга. Поэтому возникновение самосознания является принципиально новой ступенью эволюции жизни, которая в форме человека переходит от адаптации к среде к творческому изменению ее и самого себя. Этот факт указывает на то, что человек является не высокоразвитым биосоциальным животным, а переходным социобиологическим существом или ступенью к сознательно управляемой эволюции жизни. В космическом масштабе, по У. Э. Тиллеру, этот феномен означает начало эволюционного цикла большой социобиологической группы (таксона) самоэволюционирующих существ на основе намерения и любви.

По УФС человек существует только в обществе, которое есть общение и поэтому только в общении можно развернуть разнонаправленных людей по определенному направлению. При этом самоорганизация в обществе возможна при нахождении и утверждении суммарного единого вектора направленного на общий интерес и являющегося стимулом прогрессивных изменений.

На раннем этапе развития общества такой целью было выживание локальных социумов осваивавших локальные ландшафтные зоны планеты, которым соответствовал локально-региональный масштаб древних обществ. На этапе массового производства главной целью самоорганизации стало обогащение отдельных субъектов, что самоорганизовывало социумы на регионально-континентальном масштабе. Этот этап завершается достижением предела освоения доступного ресурса и ведет к массовому паразитированию отдельных социальных групп и социумов на биосфере и силовому переделу остающегося планетарного ресурса.

Очевидно, что этот путь самоорганизации исчерпал свои возможности и стал прямой угрозой выживанию человека. Поэтому требуется новая цель самоорганизации соответствующая возникающему новому типу экономики и планетарному масштабу земного общества, что требует радикальных изменений в сознании людей. При этом понимание общности людей должно стать выше их индивидуальности.

Монолог (проповедь, рассуждение, воззвание, доклад) – одностороннее одномерное общение, основанное на харизматической избранности и являющееся показателем убеждения – заблуждения и низкого уровне воспринимающих, неспособных к критической оценке услышанного.

Диалог (дискуссия, правда – ложь, борьба идей, информационная война) – двухстороннее общение, направленное на идейное противоборство с целью обеспечения доминирования. Он соответствует двухмерному мышлению с исключением третьего и примерно равным уровням мышления. Диалог никогда не приводит к согласию, а только иногда к компромиссу сдерживания, поскольку находится на эго-уровне разума. Преодоление эго позволяет выйти на следующий уровень мышления.

Беседа (собеседование, собрание, симпозий, семинар) – круговое центростремительное общение, направленное на установление степени общности и согласия. Она соответствует трехмерному и более высоким уровнях мышления позволяющим осуществить последовательное приближение к единой реальности.

Хор (соборность) – многомерная согласованная общность или действенное согласие, которое переходит в общую убежденность, подобную монологу, но основанной на осознавании степени своей общности, в отличие от слепой веры монолога. Это сознательное сложение усилий, подобное сложению энергий в луче лазера, которое становится интегральным разумом, соответствующим свободному универсальному самоорганизующемуся человеку будущего.

Результаты: монолога – фанатизм или слепое подчинение одной идее; диалога – господство идеи принуждения; беседы – доверительное согласие единомышленников, становящееся центром идейного притяжения; хора – согласованность или осознанное братство в знании и вере (убеждении). Все эти уровни присутствуют в реальности, но в современном эго-обществе двухмерного мышления преобладают монолог и диалог. Беседа сведена к трибуналу, заменяющему трехмерное мышление и состоящему из троек, Хор сведен к воплям фанатиков призывающих к убийствам и к стонам их жертв. И так будет продолжаться, пока жизнь не заставит людей начать новый виток самоорганизации.

В самом общем виде, развитие сознания шло от одномерности животного к двухмерности расщепленного сознания человека, а следующим шагом, должен быть неизбежный переход к осознаваемой трехмерности мышления, т.е. от диалога к беседе. Следуя логике процесса развития разума для этого необходимо утроение мозга в массовом сознании, что стало потенциально возможным с появлением Интернета. Именно Интернет может стать платформой для свободного обмена мнениями и перехода индивидуального и коллективного мышления на уровень Беседы и выработки единомыслия о дальнейшей судьбе человека. Именно Интернет, являясь территорией свободной мысли, может осуществлять самоорганизацию, как сверху вниз, так и, наоборот, с учетом прав и желаний всех людей. Уровень хора является более отдаленной перспективой, поскольку требует не только нового качества трансперсональных коммуникаций, а, прежде всего, нового качества мышления свободного универсального и способного к соборности мысли, означающей единство в многообразии и многообразие в единстве равно значимых индивидуальных разумов. Подобный путь сознательной самоорганизации реально возможен только для человека, как триединого существа, чей разум принципиально отличается от ума животных, и является новой, не существовавшей ранее, ступенью проявления всемирного разума вселенной.

Таким образом, самоорганизация человеческого разума не только возможна, но и жизненно необходима для преодоления системного кризиса цивилизации, исчерпавшей все возможности агрессивной эго-экспансии, кроме самоуничтожения. Путь самоорганизации заключается в совершенствовании самоуправления сознанием и выражается в росте объемности и качества мышления. Он ведет к формированию единой планетарной общности землян, в основе которой разум, жизнь и любовь, а инструментами являются главный духовный закон, грань меры смыслов и время индивидуальной жизни (фактор смерти). В подобном обществе, основанном на принципах индивидуальной и коллективной самоорганизации, станет возможно осуществить симбиотическое существование человека с планетарной биосферой в качестве ее организующей и направляющей силы или ноосферной цивилизации.

Подобное направление разумной самоорганизации соответствует общему направлению эволюции жизни, направляемой ВР по пути реструктурирования физической реальности посредством развития сверхвозможностей человека, к формированию нового качества Вселенной.

1.Лири Т. Краткая история будущего.
2. Мельников Г.А. Книга УФС.
3.Саган К. Драконы Эдема.
3.Талбот М. Голографическая Вселенная.
4.Тен В. В. Из пены морской.
5.Уилбер К. Краткая история всего.
6.Фурса Е. Я. Мироздание – мир волн, резонансов и… ничего более.

Александр Богданов - ОЧЕРКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ НАУКИ.

Александр Богданов - ОЧЕРКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ НАУКИ. краткое содержание

ОЧЕРКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ НАУКИ. - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

ОЧЕРКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ НАУКИ.

Что такое организационная наука.

I. Единство организационной точки зрения.

Во всей борьбе человечества со стихиями его задача — власть над природою. Власть — отношение организатора к организуемому. Человечество шаг за шагом приобретает, завоевывает ее; это значит, оно шаг за шагом организует мир, — организует для себя, в своих интересах. Таков смысл и содержание его векового труда.

Природа сопротивляется ему, стихийно, слепо, со страшною силою своей темной, хаотической, но бесчисленной и бесконечной армии элементов. Чтобы победить ее, человечество должно организоваться само в могучую армию. И оно организуется в ряду веков, образуя трудовые коллективы, от маленьких родовых общин первобытной эпохи до современного сотрудничества сотен миллионов людей, ими еще неосознанного, но вполне реального.

Если бы человечество организовало мир для себя только теми силами и средствами, которыми обладает от природы, оно не имело бы преимущества перед другими живыми существами, которые тоже борются за себя с остальной природой. В своем труде оно пользуется орудиями, которые берет из той же внешней природы. Это — основа его побед, то, что давало и дает ему возрастающее превосходство над самыми сильными и грозными гигантами стихийной жизни, что выделяет его из ее царства.

Но не менее, а еще более трудная задача для человечества — организовать себя, свои усилия, свои активности, в отдельной личности и в коллективе. В сложности человеческого организма и общества скрыты стихийные силы, слепые и противоречиво сталкивающиеся, порою грозные и разрушительные, как силы природы, темной матери человечества. Судьба сделала нас свидетелями самого истребительного, самого чудовищного в своей грандиозности взрыва этих сил; но о них ясно говорит и вся история, цепь веков, залитая огнем и кровью, полная ужасов голода, изнурительного труда и бессилия миллионов рядом с паразитической роскошью и жестоким господством немногих. Самоорганизация человечества есть борьба с его внутренней стихийностью, биологической и социальною; в ней орудия не менее необходимы для него, чем в борьбе со внешней природою, конечно, иные — орудия организации. С великим трудом и великими жертвами человечество вырабатывало их.

Первым таким орудием явилось слово. Посредством слова организуется всякое сознательное сотрудничество людей: призыв к работе, в виде просьбы или приказания объединяющий сотрудников; распределение между ними роли в труде; указание последовательности и связи их действий, ободрение к работе, концентрирующее их силы; предостережение там, где начинается несогласованность; остановка работы, перегруппировка, перемена направления усилий — все это выполняется в словесной форме. Гигантские коллективы создаются силою слова, гигантские коллективы управляются ею. Люди XX века видели, как властное слово ничтожнейшей личности направляло миллионы людей в невиданный ад железа и динамита, на убийство и гибель. Недаром древнее мышление, глубокое в своей наивности, породило миф о сотворении мира словом, верило в безграничную власть слова над стихиями: воды и горы, бури и грозы, болезни и смерть должны были повиноваться тому, кто знал и произносил надлежащее слово… Организующая сила орудия была фетишизирована и обобщена на весь мир; но она не ускользала от примитивного сознания, как большей частью ускользает от современного.

Другое орудие, более сложное и тонкое, это — идея. Идея всегда является организационной схемой, выступает ли в виде технического правила, или научного знания, или художественной концепции, выражена ли словами, или иными знаками, или образами искусства. Идея техническая прямо и очевидно координирует трудовые усилия людей; научная — делает то же самое лишь более косвенно и в более широком масштабе, как орудие высшего порядка, чему яркая иллюстрация — научная техника нашей эпохи; идея художественная служит живым средством сплочения коллектива в единстве восприятия, чувства, настроения, — воспитывает единицу для ее жизни в обществе, подготовляя организационные элементы коллектива, вводя их в его внутренний строй. Древнее мышление смутно сознавало организационную роль идей, видя в них руководящие указания свыше; новейшее в большинстве случаев утратило и это сознание.

Третье орудие — социальные нормы. Все они — обычай, право, мораль, приличия — устанавливают и оформливают отношения людей в коллективе, закрепляют их связи. И эти нормы конкретное сознание патриархальных времен понимало как заветы предков или повеления богов, фетишизированных родоначальников, устраивающие коллективную жизнь; а новейшее отвлеченное мышление, не проникая в социально–организационную природу этих норм, искало их основ в душевных переживаниях отдельной личности.

Откуда же человечество берет такие орудия, как речь, идеи, нормы? Не из внешней природы, как орудия материальные, а из своей собственной, — из своих активностей и переживаний, из своего опыта. Все это — продукты организации опыта, выполняемой человечеством в ходе тысячелетий. Слово — не пустой звук, а социальный кристалл представлений и стремлений, передаваемых в коллективе от человека к человеку; и таковы же другие, более сложные формы идеологии.

Что же оказалось? У человечества нет иной деятельности, кроме организационной, нет иных задач, кроме организационных.

Как, разве мы не видим на каждом шагу разрушительной работы, дезорганизационных задач? Да, но это — частный случай той же тенденции. Если общество, классы, группы разрушительно сталкиваются, дезорганизуя друг друга, то именно потому, что каждый такой коллектив стремится организовать мир и человечество для себя, по–своему. Это — результат отдельности, обособленности организующих сил, — результат того, что не достигнуто еще их единство, их общая, стройная организация. Это — борьба организационных форм.

Итак, вывод подтверждается: все интересы человечества — организационные. А отсюда следует: не может и не должно быть иной точки зрения на жизнь и мир, кроме организационной. И если это еще не сознается, то только потому, что мышление людей до сих пор не выбилось вполне из оболочек фетишизма, окутавших его на пути развития.

Читайте также: