Самообразование путь к успеху обществознание 5 класс сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Давайте вспомним

На какие вопросы, связанные со школьными предметами, ты хотел сам поискать ответы? Чему тебе надо было для этого научиться?

Обсудим вместе

Как добывать знания самостоятельно? Где и какими способами это можно делать? Можно ли научиться учиться?

Подумай: только ли на уроках ты учишься? Конечно, нет. Тебя учит и окружающая среда, что-то ты перенимаешь у своих друзей, чему-то учишься сам по книгам, телевизионным передачам, компьютерным программам. Везде есть учебные пособия, библиотеки, люди, которые могут ответить на твои вопросы. А многие ребята посещают ещё и специальные школы: художественную, музыкальную, спортивную и др.

Ты уже знаешь, что после школы люди получают образование в колледжах или училищах, институтах, университетах или академиях. Но многие, обучаясь в этих учреждениях, не ограничиваются тем, что узнают на занятиях. Они занимаются сами, по своему собственному побуждению.

Результат самообразования — это знания, умения и опыт, приобретённые с помощью самостоятельного изучения отдельных наук и областей знания.

Пытливому уму тесны рамки урока. Тот, кто хочет получить дополнительные знания и умения, ищет, что почитать, что посмотреть, в чём поучаствовать. Он идёт в книжный магазин или библиотеку, использует Интернет, посещает музей или выставку. Он идёт с вопросами к старшим или сверстникам, занимающимся в предметных кружках или секциях, посещающим дополнительные занятия. Он решает, на какие занятия записаться самому.

Самообразование помогает углублению и расширению знаний, полученных в школе и других учреждениях образования.

Формы самообразования

Основная форма самообразования — изучение литературы: научной, научно-популярной, учебной, художественной и др.

Наряду с чтением можно использовать и другие формы самообразования. Рассмотри их на схеме.


Навыками самостоятельной работы, необходимыми для самообразования, ты можешь успешно овладеть в школе.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК


Школа Сухомлинского не ограничивалась стенами класса и школьного здания. Он проводил много уроков в саду и лесу, на берегу реки и в поле. Дети учились понимать и любить природу, познавать её тайны, восхищаться её красотой.

В школе Сухомлинского в начальных классах всем ученикам во время уроков давалось полчаса самостоятельной работы. Это время каждый мог занять тем, что решил делать сам. Можно было переписать неудачно выполненное задание, прочитать книжку, решить задачу. Не разрешалось только ничего не делать. Так дети учились быть самостоятельными.

Школа, в которой Сухомлинский был директором 22 года, являлась одновременно и его научной лабораторией.

Свой опыт обучения школьников он описывал в книгах и статьях. Труды его напечатаны на 40 языках мира.

Для детей он тоже писал книги, особенно любил сочинять сказки и рассказы из школьной жизни.

Вопрос
Как ты думаешь, утратила ли школа В. А. Сухомлинского своё значение в наше время? Свой ответ поясни.

Испокон века книга растит человека


И большой объём знаний, много информации ты получаешь, конечно же, из книг.

Книги знакомят нас с прошлым, помогают больше узнать о науке, культуре, искусстве, позволяют даже заглянуть в будущее. Книги передают нам накопленный поколениями людей опыт. Из них мы узнаём о том, как строить дома, укрощать реки и прокладывать железные дороги, выращивать хлеб, овощи, фрукты. Книги умеют рассказать обо всём на свете: нет такой темы, такого предмета, о которых не было бы написано книг.

В библиотеке можно выбрать именно то, что тебе нужно и интересно в данный момент. Зайди в библиотеку, и ты найдёшь ответ на вопрос из любой области знаний: биологии, истории, географии, астрономии, математики.

Вопрос
Скорее всего, ты знаком со школьной библиотекой. А в какие ещё библиотеки ты можешь попасть? Узнай, читателем каких библиотек ты можешь стать.

Вопрос
Какие журналы читаешь ты? Какие журналы читали твои родители?


Самообразование — путь к успеху

Ты уже знаешь о деятельности своего выдающегося соотечественника композитора Александра Порфирьевича Бородина, по образованию медика и химика. А выдающийся отечественный психолог Лев Семёнович Выготский по образованию был юристом.

Самообразование также помогает людям успешно заниматься делом, не совпадающим с полученным образованием.

Расспроси своих родных и знакомых: вероятно, среди них есть такие люди.

А многие люди, которые по разным причинам вообще не получили профессионального образования, смогли добиться жизненных успехов исключительно благодаря самообразованию. Таким, например, был американский государственный деятель, учёный Бенджамин Франклин. (Об этой личности ты ещё узнаешь, изучая курс истории.)

Бенджамин рос в бедной семье. Он рано пристрастился к чтению, но новые книги мог приобретать только за счёт продажи старых. Его отец вынужден был забрать сына вначале из грамматической школы, а затем и из школы арифметической, так как не мог платить за образование. Всем успехам в своей жизни Франклин обязан самообразованию. А человечество многим обязано этому человеку. Среди его исследований и открытий данные о штормовых ветрах и теория, объяснявшая их происхождение; метод защиты от грозового разряда — молниеотвод; лампа для уличных фонарей; применение электрической искры для взрыва пороха. Франклин участвовал в измерениях скорости, ширины и глубины Гольфстрима, и это течение (название которому дал он сам) было нанесено на карту.

Новые возможности

Самообразование и самоорганизация

Самообразование начинается с того, что человек оценивает ситуацию: какие знания и умения у него есть, чего ему не хватает. Далее он ставит цель, намечает пути её достижения, выбирает средства. Иными словами, определяет, как ему следует действовать. Следующий этап — это уже сами действия по достижению цели. Здесь очень важно время от времени оценивать свои результаты, сравнивать их с поставленной целью и при необходимости менять средства, определять новые пути, подбирать более подходящие способы.

Так постепенно самоконтроль и самооценка помогают выработать навык самостоятельной работы по овладению новыми знаниями и умениями.

2. Таня учится играть на скрипке.Андрей учится играть в хоккей.Маша учится шить.Как ты думаешь, где и как ребята осуществляют свою учёбу? О каких других учебных занятиях твоих сверстников ты можешь рассказать?

6*. Русский писатель Д. И. Писарев считал, что настоящим образованием является только самообразование и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами. Какие особенности самообразования отражает суждение Писарева?


В ходе урока ученики узнают о том, что современное общество трактует собственные правила жизни, ведь мир не стоит на месте. Каждодневные занятия самообразованием являются одним из них.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Самообразование – путь к успеху"

Современное общество трактует собственные правила жизни, ведь мир не стоит на месте. О том, что ХХІ век – это век информации, слышал каждый. Однако здесь возникает существенная проблема, которая отражается в необходимости своевременного получения нужной информации и знаний. Каждое мгновение что-то происходит. Каждую секунду растёт объём новых знаний, а огромное количество информации устаревает.


По подсчётам учёных, объём информации с библейских времён постепенно удваивался примерно полторы тысячи лет, но с началом эпохи Возрождения объём всей информации уже удвоился всего за двести пятьдесят лет, а с началом научной революции количество информации начало удваиваться каждые семь лет.


В наши дни цифры ещё более поразительны: объём накопленной человеком информации удваивается каждые полтора года.

Представляете себе? Каждые полтора года объём информации увеличивается на столько, на сколько он увеличивался раньше за полтора века!

Для того, чтобы продолжать двигаться в ногу со временем, в том числе и овладевать новыми знаниями, человеку нужно постоянно самосовершенствоваться. В том числе заниматься своим самообразованием. Как правило, под этим термином принято понимать знания, получаемые самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения.

В списке приверженцев самообразования множество известных всему миру имён.


Одним из самых отчаянных приверженцев самообразования был знаменитый физик Альберт Эйнштейн. Будущий Нобелевский лауреат получал необходимые знания, главным образом, из книг. Кроме того, Эйнштейн с ранних лет не принимал ничего на веру, не доверял утверждениям даже самых известных учёных, проверял их опытным путём и анализировал.

Эйнштейн говорил, что лет через тридцать, а в действительности значительно раньше, мы совершенно точно забываем большинство из того, что учили в школе, и реально помним только то, что изучили самостоятельно.


Достаточно близким к полной самостоятельности в приобретении знаний был подход Михаила Ломоносова, который утверждал, что именно самообразование было ключевым элементом его развития. Пытливый ум учёного заставлял его критически относиться к традиционным формам образования.

Сегодня Ломоносова можно назвать ярким примером человека, который успешно совместил обучение в университетах с самообразованием.

Пожалуй, одним из самых знаменитых приверженцев самообразования можно назвать археолога Генриха Шлимана, который открыл древнегреческий город Трою.


На пути к этому открытию Генриху, не получившему практически никакого официального образования, пришлось много путешествовать и узнавать много нового: не только самостоятельно выучить древнегреческий язык, прочитать множество книг, познакомиться с основами археологической науки, но и овладеть множеством других знаний на пути к своему открытию.


Например, один из создателей компании Microsoft Билл Гейтс традиционно перед Новым годом публикует перечень из нескольких книг, оказавших на него наибольшее влияние в прошедшем году, которые он прочитал для с целью самообразования. Кстати, на сегодняшний день состояние Билла Гейтса составляет более семидесяти шести миллиардов долларов.

Поэтому, чтобы вам сопутствовал успех, необходимо не просто идти в ногу со временем, со всеми изменениями, а быть хотя бы на один шаг впереди. И лучший способ для осуществления этого – самообразование.

Психологи утверждают, что самообразование является неотъемлемой частью саморазвития. Повышать уровень своих знаний можно различными способами.


Например, вы можете читать книги, посещать выставки, музеи и галереи, смотреть познавательные телепередачи, знакомиться с компьютерными программами, проводить различные опыты и эксперименты, самостоятельно изучать языки, получать дистанционное образование с помощью интернета, получать консультации специалистов и слушать различные лекции. Наконец, путешествия и простое общение с людьми тоже могут стать важной частью процесса самообразования.

Самообразовываться можно даже проводя время в социальных сетях. Ведь там можно найти новых друзей и пообщаться с теми людьми, которые изучают то же, что и вы, спросить у них совета или перенять их опыт. Ведь мы живём в мире, в котором с помощью социальных сетей можно связаться и задать вопросы практически любому человеку, так что используйте этот шанс с умом.

В конце нашего урока попробуйте ответить на вопрос: для чего человеку нужно самообразование?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Самообразование путь к успеху". Цель проекта: Сформировать представление о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием. Задачи пректа. Тип проекта : творческий. В работе обозначены этапы работы над проектом. Информацию для проекта брали из учебников, интернета и энциклопедий. Продуктом проекта была памятка и газета.По материалам проекта была составлена презентация.

выполнил: ученик 5Б класса Шенбек Алексей

руководитель: Медведкова Е.А.

Медведкова Елена Адольфовна

Полное название проекта

Самообразование- путь к успеху

Сформировать представление о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности.

1. Рассмотреть термин самообразование, используя разные словари.

2. Изучить литературу по теме самообразование

3. Изучить основные формы самообразования

4. Оформить проект в виде газеты и презентации

5. Написать и оформить памятку по самообразованию учащихся

Предполагаемый результат (продукт ) с кратким описанием

2. Памятка по самообразованию учащихся

План работы над проектом

01.03.2015- проблематизация ( обсуждение возможной темы с учителем, выбор темы, формирование проблемы)

02.03.2015- целеполагание (определение цели)

03.03.2015- планирование (формирование задач, выбор источников литературы)

04.03.2015-10.03.2015- реализация проекта( работа со словарем, с дополнительной литературой, составление памятки, оформление газеты)

11.03.2015- самооценка (анализ полученных результатов и создание письменного отчета о проделанной работе)

12.03.2015- подготовка презентации работы

Форма защиты проекта

Выступление на классном часу

На уроках обществознания, классных часах.

Работа над проектом.

Эпиграфом к своему проекту я взял слова Корнея Ивановича Чуковского

Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…

К.И. Чуковский

1. Разные источник дают следующие определения:

Результат: Значение слова Самообразование по Ефремовой:
Самообразование - приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебного заведения, без помощи преподавателя.

Значение слова Самообразование по Ожегову:
Самообразование - приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя

Значение слова Самообразование по словарю Ушакова:
САМООБРАЗОВАНИЕ
самообразования, мн. нет, ср. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи обучающего лица. Овладеть иностранными языками путем самообразования.

Самообразование - самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интересзанимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразование —средство самовоспитания , поскольку способствует выработке целеустремлённости,настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под С. понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работойзанимающегося над изучаемым материалом

Большая советская энциклопедия

Самообразование учащегося - это необходимое условие его учебной деятельности.

Я и мои одноклассники должны самостоятельно добывать знания из различных источников и использовать эти знания на уроках. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Литература (научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

Видео, аудио информация на различных носителях

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Для чего нам необходимо самообразование?

Чтобы быть уверенным в себе и уметь ответить на поставленные тебе вопросы, чтобы с тобой было интересно твоим сверстникам необходимо не только получать образование в школе, но и необходимо заниматься самообразованием.

Цель проекта: Сформировать представление о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности.

2. Большая советская энциклопедия

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок обществознания в 5 классе № 17. Самообразование – путь к успеху.

Цели: познакомить с процессом самообразования, его результатами; дать представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объяснить значение понятий самообразование, самоорганизация.

Планируемые результаты :

предметные: учащиеся научатся характеризовать формы самообразования; оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; находить нужную социальную информацию в источниках разного типа; сопоставлять процесс образования и самообразования; освоят алгоритм процесса получения знаний;

метапредметные УУД: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Беседа.

Работа по теме урока.

Самообразование — путь к успеху

Докажите на конкретных примерах судеб знаменитых людей, что приведенная фраза соответствует истине.

(Проверка выполнения задания.)

Новые возможности

В информационном обществе огромные возможности предоставляет Интернет.

Ученики знакомятся с сайтами посредством мультимедийной презентации.

Итак, предлагаю совершить путешествие в удивительный виртуальный мир Всемирной паутины. Разделитесь на группы. Каждая знакомится с содержанием того или иного сайта и презентует его.

Сегодня для вас выпускают и различные DVD-диски, например

(Учитель демонстрирует фрагмент энциклопедии.)

Самообразование и самоорганизация.

Работа с учебником.

(Проверка выполнения задания и корректировка алгоритма.)

1этап

Оценка ситуации.

а) Какими знаниями я обладаю?

б) Какими умениями я обладаю?

в) Чего мне не хватает?

Постановка цели.

Наметка пути достижения поставленной цели.

Выбор средств достижения цели.

2 этап

Сами действия по достижению цели.

На этом этапе важно:

оценивать промежуточные результаты деятельности;

сравнивать их с поставленной целью;

при необходимости:

а) менять средства достижения цели;

б) определять новые пути;

в) подбирать более подходящие способы.

Результаты работы

Самоконтроль и самооценка деятельности, навык самостоятельной работы по овладению новыми знаниями и умениями, т. е. самоорганизация познавательной деятельности.

Как вы думаете, легко ли заниматься самообразованием и самоорганизацией? Что может помочь в этом деле?

Послушайте притчу.

Два путника шли через пустыню. Один был учителем, другой — учеником. Они бежали от царского гнева и не успели взять достаточно воды и еды. Пришлось экономить каждый кусок и каждый глоток. На третий день все припасы кончились.

Терпи, юноша, завтра мы придем в оазис. Там есть колодец, полный воды, — сказал учитель. Ученик, услышав эти слова, приободрился и двинулся вперед. На следующий день путники не увидели оазиса, но им удалось утолить жажду с помощью кактуса.

Я не учел, что мы идем слишком медленно. Завтра мы обязательно дойдем до оазиса и до колодца с водой, — спокойно сказал учитель.

Так учитель говорил в течение многих дней. Каждый раз он уверял юношу, что завтра они найдут колодец с водой. Иногда им удавалась собрать несколько капель росы с колючего кустарника или найти съедобный кактус. Но были дни, когда жажда отнимала все силы. Только слова учителя заставляли юношу идти вперед.

Наконец они увидели долгожданный оазис. Хозяин оазиса был другом учителя и принял двух путников как дорогих гостей.

Как долго ты сюда шел? — спросил хозяин учителя.

Десять дней, как обычно. Моему ученику было тяжело без воды.

Как же ты смог заставить его идти? — удивился хозяин оазиса.

Каждый день я обещал ему, что завтра мы увидим колодец с водой. Жажда терпима, если колодец не высох. Юноша первый раз попал в пустыню. Он не смог бы дойти до колодца, который находится далеко, — объяснил учитель.

Почему учитель не сказал юноше, что оазис находится далеко?

Одни люди выбирают большую цель и долго трудятся, чтобы достичь ее, другие ставят маленькую цель, чтобы быстро достичь ее.

К каким людям относитесь вы?

Как бы вы поддержали друга в дальней дороге, если бы у него было мало сил?

Закрепление изученного материала

(Проверка выполнения задания.)

Подведение итогов уроков. Рефлексия

Выразите свое отношение к проведенному уроку, используя следующие фразы.

Я не согласен(на) с.

Домашнее задание

Прочитать § 7, с. 58—64 учебника.

Задание на выбор.

Русский писатель Д.И. Писарев считал, что настоящим образованием является только самообразование и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами. Какие особенности самообразования отражает суждение Писарева?

Читайте также: