Самодуры и их жертвы сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Кабаниха – богатая вдова, которая живет по старым устоям и на шаг не хочет уступать от них. Вспомним, как она учит своего сына Тихона обращаться с женой. Кабаниха утверждает, что муж должен вести себя с супругой очень строго. Для каждого события в жизни пары существует ряд традиций, которые нужно неукоснительно соблюдать. Например, во время прощания Катерина обязана падать Тихону в ноги. Мужчина должен приказывать жене ни на кого не глядеть. Безусловно, подобные сцены выглядят ненатурально и фальшиво. Но, по мнению Кабанихи, такие ритуалы помогают сохранить порядок в семье, который, в свою очередь, должен держаться на страхе. Кабаниха набожна, в ее доме всегда много странниц, и при этом она крайне жестока. Как может женщина, искренне верящая в Бога, желать закопать живьем человека в землю? Но именно это хотела сделать Кабаниха с Катериной, когда узнала, что та изменила ее сыну. Самоубийство Катерины никак не взволновало купчиху, она лишь отметила, что девушка своим поступком только опозорила семью Кабановых. Несмотря на открывшуюся измену, Тихон пожалел свою погибшую жену, но мать сказала ему, что постыдно испытывать жалость к такой девице.

Самодуром можно назвать и Варвару. Это безнравственная девушка, которая обманывает строгую мать и до поздней ночи гуляет с Кудряшом. Но самое страшное, что Варвара провоцирует главную героиню на измену мужу, утверждая, что не видит ничего страшного в чувствах девушки к Борису. Конечно, она это делает не из любви к Катерине, а ради собственного развлечения. Именно Варвара устраивает тайную встречу влюбленных. В смерти Катерины есть и ее вина.

Кроме того, самодуром в пьесе является и Тихон. Долгое время он живет по строгой материнской указке. В конце произведения герой осознает неправильность такой жизненной позиции. Ему искренне жаль Катерины, хоть та и изменила ему. Тихон – милосердный и добрый по натуре человек.

Самодуры в Грозе

Самодуры в Грозе

Популярные сочинения

Главой семьи Болконских является Николай Андреевич, он генерал в отставке. Честный и неподкупный мужчина преклонных лет является князем, который очень сильный как личность

Существительное – это самая важная часть русского языка. Именно благодаря ей люди могут полноценно общаться и использовать письменность. Но люди не совсем понимают всю важность этой части речи.

Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. Она рассказала, помимо всего прочего, о тирании самодурства, денег и старозаветных представлений в купеческой среде.
В “Грозе” выступают две группы героев, живущих в городе Калинове. Одна из них олицетворяет гнетущую власть “темного царства”. Это Дикой и Кабаниха – угнетатели и враги всего живого и нового. Они усиливают мотив совершенной замкнутости калиновского мира.

Жители города не видят ничего нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом

они ничего не знают (про Литву, например, калиновцы думают, что она “к нам с неба упала”). Жизнь в Калинове замирает, иссякает.

О прошлом забыто, “руки есть, а работать нечего”.
К другой группе персонажей относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы “темного царства”, угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но все же выражают свой протест против этой силы.
Дикой и Кабаниха составляют костяк города, который держится на традиции и старине. Олицетворяет этот мир и дом Кабанихи, который вмещает в себя так много людей (от забитых

слуг и богомолок до свежей силы – невестки Катерины).
Здесь очень сильна религиозность. Образ Кабанихи похож на старинные православные иконы, на которых изображены суровые, угрюмые лица. Мы сразу понимаем, что Кабаниха не святая, а скорее наоборот, но живет она согласно всем правилам своего традиционного мира.
Марфа Кабанова – простая на первый взгляд женщина (если смотреть и слушать со стороны), мать. Желая счастья своему сыну Тихону, она учит его, как нужно правильно жить. “Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя”, – говорит Кабанова сыну, собирающемуся в дорогу.

Когда тот пытается ей робко возразить, чтобы смягчить грубость, Кабаниха обрывает его, не дав сказать ни слова. “Поразговаривай еще!” – говорит она ему властным голосом.
Власть этой женщины держится не только на традиции почитания старших, но и на деньгах, так как она владеет определенным состоянием, в ее руках все хозяйство. Именно по инициативе Кабанихи в ее доме поселились богомолки-приживалки, которые в один голос славят добрейшую хозяйку.
Богомолки играют немаловажную роль в становлении власти Кабанихи, так как не дают ей задуматься над тем, что она может делать что-то не так. Их лесть ради куска хлеба губит истину. К тому же разговоры старух о конце света как нельзя лучше поддерживают представления Кабановой о жизни и мире.

Ретроградству богомолок в пьесе противостоит Кулибин, ищущий вечный двигатель. Именно на его фоне так заметна умственная недалекость “темного царства”.
Символично в этом смысле и прозвище Кабанихи. Кабан – это свирепое дикое животное, которое нападает порой просто так.
Кстати, о дикости. Еще один представитель “темного царства” – Дикой, всесильный Савел Прокофьевич. В образе Дикого представлен тип упрямого старика, который не дает житья своим родичам, своему племяннику Борису.

Вот его власть держится исключительно на деньгах. Дикой угрожает своему племяннику лишить его довольствия. Савел Прокофьевич, в отличие от Кабанихи, уверен, что имеет право на власть.

Это право основывается не только на том, что такова традиция старого мира, но и на том, что у него есть деньги, которые решают все.
Но, в конечном счете, не деньги решают, а характер человека. Племянник Дикого Борис уверял Катерину, что он совершенно несамостоятелен только из-за отсутствия денег. На самом же деле Борис просто попал на удочку Савел Прокофьевича, он сам этого захотел.

Не нужно забывать, что его фамилия тоже Дикой.
Сноху Катерину Кабаниха ненавидит тупой, неосознанной ненавистью. Она постоянно упрекает ее в чем-то без видимой на то причины. Но Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью.

Трагической кончиной Катерины, по словам критика, “дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца”.
И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана “темному царству” уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. “Старине приходит конец” – мрачно заявляет она. Так в драме “Гроза” Островский вынес свой приговор отжившему прошлому – “темному царству”, уничтожавшему личность и свободу в любом ее проявлении…

По началу перед читателями открывается прекрасный город, расположенный на берегу реки Волги. Красотой пейзажа поначалу прикрывается истинная жизнь людей. Но не все так красиво и гладко как кажется на первый взгляд. Мы видим, что единственным человеком, который имеет ум, является механик Кулигин. Он и называл нравы города жестокими и деспотичными. Особое внимание он уделяет неравенству, которое разделяло бедных и богатых. Так же понятно, что жажда денег и наживы, приводит к разладу и в жизни самих купцов. Каждый из них стремится попортить жизнь другому, наговаривая на своих конкурентов, пытаясь испортить им торговлю.

Практически сразу становится понятно, что для богатых купцов самодуров, не ни какой управы. Им ни кто не указ, а деньги дают им право управлять городом Калинова. И ни кто не посмеет им перечить, потому что деньги здесь решали все.

Даже семейные отношения строились из жестокости самодуров. Самодур - в данным произведении имеет обозначение самоуверенных хамов, которые вели произвол и оставались безнаказанны. Один из влиятельных людей города был Дикой, он знал, что ни кто ему не окажет сопротивление. Он с легкостью распоряжался жизнью своего племянника, так как тот зависел от него. Автор описывает его как хама, невежу и жадного человека, он олицетворял черты характера самодуров. Он ни когда не был чем-то доволен, с людьми разговаривать он не умел абсолютно. Бросался на всех как дикая собака. Дикой очень любил деньги, и расставался с ними с большим трудом, это вызывало в нем еще больше злобы.

Именно по этой причине он постоянно гноил Бориса, которому должен был отдать все по завещанию. Если ему становилось что то непонятно, он вымещал свою злость на тех кто находился рядом с ним. Он набрасывается на Кулигина, по причине своего непонимания, что тот хочет донести ему. По причине своего самодурства и невеликого ума, как многие граждане города Калинова, он утверждает, что Гроза эта ни что другое как послание свыше. Чтобы наказать людей за их грехи и пакости.

Вариант 2

Кабаниха властная женщина, имеющая сосредоточенно большое хозяйство. Ее политика имеет единоличный характер. Только она одна знает как, правильно поступать. Так же у нее имеется религиозный характер, хотя она и не верит в Бога, но склонна только к исполнению традиций. В ее доме имеется множество икон. Показывая свою святость и правоту перед другими. В ее доме поселились богомолки и странницы, которые восхваляют хозяйку. Хотя ей и говорят лестные слова ради того, чтобы их не лишили заработка. У Марфы Кабановой есть сын Тихон, которого учит, как правильно жить. И сын не смеет даже ей перечить. Только единственная сноха Кабанихи, Катерина имеет протест против ее нравственности. Кулигин соглашаясь с протестом, всегда хочет внедрить что-то новое в их мир, в этих людей, которые просто потеряны в этом городе.

Еще один герой интересного сюжета, богатый купец Дикой, жаден как ни кто другой. В роле, упрямого старика. Который, всячески не дает жить своему племяннику Борису и своим родственникам. Савел Прокофьевич возомнил, что имеет власть над городом, в отличии от Кабанихи, нагло вмешивается в жизни людей. Угрожая своему племяннику Борису, лишить его наследственности, старается этим самым манипулировать его. Его права стоят на том, что он имеет большое имение и деньги, которые в свою очередь решают все. Дикой как и остальные богатые купцы, которые утопают в роскоши, всегда тянули Россию на дно. Он вечно угрюм и озлоблен на весь мир. Его никогда не видели улыбающимся. Так же он не образован. За всю жизнь Савел прочел ни одной книги. Не любит все новое. Он наслаждается в комфорте своей жизни. Для него скорее всего сложно понимать что-то новое. Даже прекрасно осознавая, что мешает другим жить и совершает плохие поступки. И поэтому зарывается с головой в песок в старые обычаи. Несмотря на всю его угрюмость, свирепство он труслив, даже обычная гроза способна его напугать.

Островский дает понять, что сила в новом времени, умертвив старое, принесет новые изменения в жизни людей этого города.

Также читают:

Картинка к сочинению Самодуры в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Горе от ума это известное произведение Александра Сергеевича Грибоедова. В нем присутствует как классицизм, так и романтизм. Комедия рассказывает про светское общество периода, когда было крепостное право.

Музыка занимает значительное место в жизни каждого человека. Она играет на улице, в метро, доносится по праздникам из колонок, а отдельные семейные застолья сопровождаются общим пением

Так как сам главный герой доволен своей жизнью, то можно сделать вывод о том, что рассказ направлен против того, против чего ополчился сам Иван Васильевич. (У меня свое мнение… У Ивана ни жены, ни детей ведь

2) развивающая – совершенствовать умение анализировать прочитанное, выделять главное, учитывая особенности драматического произведения;

3) воспитательная – заставить учащихся задуматься над жизненными принципами, которые определяют поведение и поступки героев.

– урок усвоения нового материала

Оборудование:

С первых страниц пьесы мы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга.

Какой приём использует автор, чтобы ввести нас в сущность конфликта?

  • Наслаждение пейзажем может смягчить нравы жителей города Калинова ( по мысли Кулигина);
  • На контрасте показать жестокие нравы;
  • Через отношение к природе показать разное мировосприятие жителей города. (Д. I явл. 1; Д. III явл. 3, монологи Кулигина).
  1. Давайте теперь обратимся к тексту драмы.

Жестокие нравы города Калинова.

Характеристика Дикого ( Д. I.явл. 2,3; Д. III явл. 2; Д. IV явл. 2).

Купец Савел Прокофьевич Дикой слывет в городе грубым и жестоким человеком. Мещанин Шапкин дает ему такую характеристику: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет

Характеристика Кабановой ( Д.I явл. 3,5; Д. II явл 3,5)

Тем не менее в конце пьесы Кабаниха теряет свою власть: Варвара убегает из дома, Катерина кончает жизнь самоубийством , а Тихон прилюдно обвиняет ее в смерти жены.

Анализ монологов Кулигина,

1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.

2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

Как можно оценить монологи Феклуши (д. 1, явл. 2; д 2, явл. 1; д. 3, явл. )

1). Каким предстает город в ее восприятии? Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина

2). Какую роль играет этот образ? Каковы жители, обитающие здесь?

(Несёт тьму и невежество, её рассказы внушают страх и искажение представлений о мире. Впервые в её монологах звучит мысль о близком конце этого времени. Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3, явл. 1); о других странах (д. 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (д. 4, явл. 1.), боятся грозы (д. 4, явл. 4).

Обратимся к образу Кудряша. (Д. I, явл. 1). Что можно сказать о нем?

Зеркальное отражение Дикого.

. Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

. Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Лучше уж стерпеть.

И я не обманщицей была, да выучилась… А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Не по своей воле еду: дядя посылает.

Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

. Дикой — ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод.

Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей воле.

В человеческом обществе, в отличие от мира природы, действует произвол, грубость, грабёж, стяжательство, деспотизм, семейный деспотизм, самодурство.

На чём же основано самодурство диких?

— на домостроевских, освещённых церковью и стариной, патриархальными традициями семейных законах;

— на традиционной покорности и невежестве людей.

Есть ли силы, противостоящие самодурной силе хозяев жизни?

Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума

Он несёт в народ культуру и просвещение, демонстрирует развитость и самостоятельность мышления. Но он мечтатель, а не борец:

его проекты неосуществимы. Характерно, что он тратит свои силы на изобретение
вечного двигателя.
Варвара, характеристика:

И я не обманщицей была, да выучилась… А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Любит Катерину, но является орудием в руках матери, безвольный, бесхарактерный, не может защитить жену.

Кабанова. И хуже этого, милая будет.

Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.

Кабанова. Может, и доживем

Д/з: Характеристика образа Катерины.

1). Эпизоды для анализа: Д II, явл. 2, 3, 4, 5; Д. II, явл. 10, Д. III, явл.6-8; Д.IV, явл. 3, 4, 5; Д. V, явл. 2, 4.

2). Один из монологов Катерины наизусть .

Действие драмы “Гроза” происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена (пьеса написана в 1859 г.) . Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Но за внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы. Центральными фигурами этого “темного царства” невежества и произвола являются в драме Дикой и Кабаниха.
Дикой — купец-самодур. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы не прогневить его. Особенно тяжело приходится домашним, которые, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец затравил Дикой своего племянника, Бориса, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости. Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними.
Сдерживает свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит ровню себе, в том числе и перед Кабанихой. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость — вот те черты “жестоких нравов”, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя “темного царства”. Кабаниха прежде всего ханжа. Она прикрывает и оправдывает все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления “своей воли”. Деспотизм ее в домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои
жертвы изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо. Семью она доводит до полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный, человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.
Кабаниха, наряду с Диким, является суровой охранительницей устоев “темного царства”.

Читайте также: