С д эрьзя сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В 1927 году Эрьзя с выставкой своих работ приехал в Южную Америку. В Аргентине произошла его встреча с кебрачо - деревом, сыгравшим судьбоносную роль в его творчестве и жизни - Эрьзя обрел материал для работы, который как нельзя больше соответствовал его творческим устремлениям. Работая с кебрачо, скульптор настолько увлекся материалом, что прожил в Аргентине 23 года.

За это время им было создано более трехсот произведений. Он ввел в оборот скульпторов новый материал и разработал свою методику его обработки. А главное, выработал свои пластические приемы, свою, ни с кем не сравнимую манеру работы в дереве, для которой характерна безупречная пластическая культура и предельная глубина идейного и формального художественного языка.

До встречи с кебрачо Степан Эрьзя пытался работать в дереве. Любовь к дереву жила в душе скульптора с ранних лет. Село Баевские Выселки расположено среди лесов. Все, что окружало скульптора с детства, было сделано из дерева - изба, украшенная резными наличниками, предметы домашней утвари. Его отец и старший брат прекрасно владели ремеслом столяра и плотника, и их навыки органично воспринял будущий мастер. К тому же из далеких бурлацких походов, в которые уходили многое мужчины села, занимавшиеся отхожими промыслами, отец Эрьзи приносил сыну забавные игрушки - коряги и сучки, напоминавшие фигурки зверей и человека. Все это будило в будущем скульпторе фантазию, развивало творческие способности.


Древесина кебрачо обладает разнообразной окраской, диапазон которой колеблется от очень светлого (белое кебрачо) до темно-коричневого (черное кебрачо). К тому же дерево имеет развитую корневую систему, а также множество наростов и наплывов, дающих богатую пищу для фантазии. Не случайно аргентинский период отмечен творческим взлетом искусства мастера.

Работая с кебрачо и альгорробо, мастер совершил множество открытий. Он приспособил для работы мощную электродрель с множеством насадок, изобрел специальный состав клея, которым соединял отдельные части своих композиций, а также мастику, в состав которой входили тончайшие опилки. Мастикой он покрывал многие свои работы или отдельные части, создавая безупречно гладкую отшлифованную поверхность. В области формы первым ввел в искусство скульптуры новые ритмы, необычные пластические решения, выявляя естественную красоту поверхности дерева.

Увлеченный работой, Эрьзя задержался на чужбине на долгие годы, живя в этой стране с просроченным советским паспортом. Аргентина сделала его одновременно счастливейшим из скульпторов и несчастнейшим из людей. Лишь через 23 года семидесятичетырехлетний художник, преодолевая множество препятствий, смог вернуться на Родину.

Юноша на восьмом десятке

Это произведение создано в период его жизни на чужбине, поэтому оно может также восприниматься как изображение безграничной тоски, когда хочется хоть на миг душой перенестись через океан и увидеть далекую, желанную Родину.

Порой скульптор обращается к старым, уже известным сюжетам Библии, Евангелия, мифам. Это Леда, Ева, Моисей, Христос, Иоанн Креститель. Подобные образы использовались в искусстве ХХ века либо как повод для иронии над жизненной реальностью (Серов), либо как средство гармонизации психики, сопоставление себя с вечными проблемами человечества (Врубель). В творчестве Эрьзи мы находим и то и другое. В трактовке вечных сюжетов у него также нет ничего иллюстративного, мистического, религиозного. Его образы Евы, Леды, Медузы олицетворяют собой вечные непреходящие понятия, такие как добро, любовь, зло. Иоанн Креститель и Христос в творчестве скульптора являются выразителями одной темы. Недаром они обладают чертами внешнего сходства с самим Эрьзей, поскольку их переживания адекватны его мироощущению - страданию души под непосильным бременем взятого на себя долга.

Все искусство Эрьзи обращено к мыслящему и глубоко чувствующему человеку. Наверное, поэтому портретные образы, созданные скульптором, потрясают зоркостью видения их духовной сущности. Как не многим, Эрьзе удалось очень ярко выявить в изображенном человеке самые характерные, присущие только ему свойства личности, проникнуть в сокровенные тайники жизни ума и сердца, воспеть возвышенные качества. Именно такими предстают перед нами люди, воплотившие для него лучшие силы разных народов: Лев Толстой, Бетховен, Микеланджело, Александр Невский, Сократ, Шота Руставели.

Большинство из перечисленных работ скульптора монументальны, причем монументальность достигается не размером произведения и не столько обобщенностью формы, сколько масштабностью духовной силы каждого образа.

Русский, мордовский, всемирный

Степан Дмитриевич Эрьзя - мордвин, но это свойство было присуще ему, как никому другому. Родившись в эрзянском селе, в юности скитаясь с артелями иконописцев по Поволжью, учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он с ранних лет жил в окружении русских, чувашей, марийцев, башкир, татар и других народностей, испокон веков населяющих наше многонациональное государство. И в дальнейшем подолгу жил в Италии, Франции и Аргентине. Поэтому неудивительно, что он умел постичь сущность характера каждой нации. Его творчество образовало собой чудесный сплав достижений мирового искусства в области реалистической объемной скульптуры и традиций мордовского народного искусства. Многие приемы обработки дерева были подсказаны Эрьзе резными деталями мордовских изб, затейливым орнаментом деревянных сундуков - парей, ладными по форме предметами домашней утвари. При всем этом творчество Эрьзи было чуждо национализму и национальной ограниченности. Ведь искусство мордовского скульптора развивалось не изолированно, а находилось во взаимосвязи с искусством других народов. В них много общих черт, заключающихся в извечном представлении людей всех стран и народов о мире, добре и красоте.

Маргарита СУРИНА,
заведующая отделом мордовской народной культуры

Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи

Степан Дмитриевич Эрьзя (настоящая фамилия – Нефедов) – известный русский скульптор, благодаря которому весь мир узнал о существовании одного мордовского племени. В статье представлен краткий обзор его жизни и творчества.

Происхождение скульптора

эрьзя степан дмитриевич краткая биография

Степан Дмитриевич Эрьзя родился в Ардатовском районе Мордовии (д. Баево) 27 октября 1876 года. Родители его были крестьянами, относящимися к мордовскому племени эрзя (отсюда и псевдоним скульптора). В этом племени языческие верования сохранялись и в 19 столетии. Известно, что эрзя чтили души рек, родников и камней, поклонялись священным деревьям. Тем не менее, сам Степан был православным, причем уже в 3-м поколении.

Период обучения

Будущий скульптор начал самостоятельную жизнь в возрасте 14 лет. В течение дальнейших 10 лет Степан Дмитриевич Эрьзя занимался различными промыслами, включая роспись храмов. Лишь вернувшись к своим родителям в г. Алатырь, куда они переехали к тому времени, Степан начал заниматься тем, что стало его настоящим призванием. Местные купцы высоко оценили декорации, которые он сделал к любительскому спектаклю по творчеству А. С. Пушкина. Они решили показать рисунки Степана Дмитриевича директору Строгановского училища города Москвы.

В 1901 году, практически не владея русским языком, Эрьзя отправился на обучение в Москву. Отучившись год в Строгановском училище, где он посещал вечерние рисовальные классы, Степан Дмитриевич Эрьзя смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В течение года Эрьзя готовился стать живописцем, однако затем решил перейти на скульптурное отделение. Ему легко давалась учеба. Эрьзя Степан Дмитриевич быстро освоил ремесло скульптора благодаря своей природной одаренности. Учителем его был С. М. Волнухин, который известен как автор памятника Ивану Федорову, русскому первопечатнику. Степана связывали дружеские отношения со своим учителем. Эрьзя помогал ему после революции. Он увез больного Волнухина на юг, пытаясь спасти его. Однако учитель его умер у него на руках. Творчество представителя импрессионизма П. П. Трубецкого также оказало большое влияние на становление будущего скульптора.

Эрьзя Степан Дмитриевич не окончил курса. Он посчитал, что получил в училище все, что мог. В 1906 году он отправился в Италию. Именно здесь он окончательно стал именовать себя Эрьзей, считая, что тем самым заявляет миру о своем народе. Следует отметить, что он откликался на это прозвище и раньше, а иногда подписывал фамилией Нефедов-Эрьзя свои ученические работы.

Работы, выполненные в Италии

Вдохновленный творчеством Микеланджело, Эрьзя принялся работать в мраморе. В Италии он быстро освоил нужные навыки. Скульптор рубил свои творения сразу в камне. Он не готовил предварительно проекты или эскизы. Следует отметить, что немногие мастера работали, используя технику прямого высекания. Обычно они прибегали к услугам помощников. В настоящее время сохранилось не так много работ Эрьзи, относящихся к данному периоду. Среди этих скульптур необходимо отметить статую Иоанна Крестителя. Эта работа была выполнена для храма г. Специя.

Первый громкий успех

В 1909 году к Степану Дмитриевичу пришел первый громкий успех. Именно тогда на восьмой Международной выставке в Венеции была продемонстрирована композиция Эрьзи, получившая название "Последняя ночь осужденного перед казнью". Это произведение Степан Дмитриевич создал после посещения расположенной в Москве Бутырской тюрьмы. Нужно сказать, что в годы ученичества интересующий нас скульптор подрабатывал фотографом. В это время снимал революционеров, которые были арестованы, Эрьзя Степан Дмитриевич.

Краткая биография мастера не предполагает подробного знакомства с его творчеством. Однако необходимо сказать пару слов о "Последней ночи осужденного перед казнью", поскольку это очень важная работа. Степан Дмитриевич изобразил сидящего полуобнаженного человека, который мучительно пытается осознать то, что вскоре ему предстоит. В этой фигуре угадывается сходство с автором, что характерно для целого ряда работ интересующего нас мастера.

Нужно сказать, что эта скульптура произвела большое впечатление на выставке. Эрьзю сразу же стали называть не иначе как "русский Роден". Интересно, что незадолго до выставки работа, которая должна была быть представлена на ней, была испорчена. Степану Дмитриевичу пришлось восстанавливать скульптуру всего за 4 дня. В настоящее время местонахождение этой работы, выполненной в бетоне, неизвестно. Имеются лишь ее воспроизведения.

Переезд во Францию

Степан Дмитриевич Эрьзя, скульптуры которого к тому времени были уже достаточно известны за границей, в 1910 году переехал во Францию. Большой успех имели его выставки в Мюнхене, Ницце и Милане. Музей в Ницце приобрел его работы, их покупали и частные коллекционеры. В Париже в 1913 году провел свою первую персональную выставку Эрьзя Степан Дмитриевич. Биография его в это время отмечена созданием целого ряда скульптурных портретов, выполненных на заказ. Это дало значительный доход мастеру. Степан Дмитриевич Эрьзя, работы которого пользовались большим спросом, запоминал пластику модели мгновенно. Поэтому заказы он выполнял очень быстро – достаточно было одного-двух сеансов.

Женские портреты

степан дмитриевич эрьзя

Степан Дмитриевич в 1912 году создал портрет своей любимой женщины, Марты. Этот скульптурный образ (грациозный наклон головы, таинственная полуулыбка), а также особые приемы лепки (контрастно сглаженное лицо, фактурно обработанные массивные волосы) в дальнейшем творчестве художника будут повторяться во множестве женских портретов. В работе "Норвежская женщина", созданной в 1914 году, скульптор с большим мастерством передал непростое душевное состояние героини, не очень красивой и не очень молодой женщины. Она испытывает то ли счастье, то ли страдание.

Возвращение в Россию

Эрьзя в 1914 году вернулся в Россию. Его соседом стал С. Т. Коненков, который существенно повлиял на дальнейшее творчество мастера. Степан Дмитриевич, мобилизованный в период Первой мировой войны, находился под началом доктора Г. О. Сутеева. Эрьзя служил санитаром. Врач, под началом которого находился Степан Дмитриевич, записал его рассказы, полные необыкновенных приключений, о его жизни за границей. Эти рассказы впоследствии были опубликованы.

эрьзя степан дмитриевич

Вернувшись на родину, скульптор создавал работы не только в мраморе. Эрьзя использовал и материалы, которые в станковой скульптуре считаются необычными (железобетон, цемент). Кроме того, художник применял бетон с металлической стружкой. Эрьзя сначала работал в дереве. Этому способствовала его дружба с Коненковым, который был известным мастером по созданию деревянной скульптуры. На выбор материала повлияли и детские впечатления, которые получил Степан Дмитриевич, любуясь работами мордовских народных мастеров, выполнявших скульптуры из дерева.

Поездка на Урал

Мрамор неизменно оставался излюбленным материалом Эрьзи. Степан Дмитриевич даже отправился на Урал на поиски редких пород мрамора. Эта поездка относится к периоду с 1918 по 1921 год. В это время скульптору пришлось пережить все тяготы сурового послереволюционного времени и последовавшей за ним гражданской войны.

"Ева" – известная работа Эрьзи, выполненная в 1919 году. Библейская прародительница высечена из мрамора. Она предстает перед нами в образе деревенской пышнотелой молодухи, наивной и эротичной одновременно. Эта скульптура перекликается с творениями мастеров модерна. Угасание данного стиля относится к периоду становления Эрьзи в качестве скульптора.

Послевоенные годы

эрьзя нефедов степан дмитриевич

Степан Дмитриевич в первые годы после войны проживал в Екатеринбурге, а также в Москве, Батуми, Новороссийске, Баку. Мастер преподавал, принимал участие в мероприятиях, проводимых новой властью. Эрьзя в 1922 году выполнил портреты Акакия Церетели, Шота Руставели, Ильи Чавчавадзе. Также он создал следующие работы: "Леда и лебедь", "Материнство", "Летящий". Все эти творения выполнены из дерева. Художник создавал и декоративные работы на заказ. Большая часть из них не сохранилась. Среди этих работ нужно отметить памятники Карлу Марксу и Свободы в Екатеринбурге. Оба они выполнены из цемента и относятся к 1920 году. Среди сохранившихся работ этого времени представлены откровенно слабые, такие как Дом Союзов в Баку. Чувствуется, что Эрьзя не владел этими формами. Также делал головы и бюсты Ленина скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя.

Аргентинский период творчества

Художник в 1925 году стал членом Общества русских скульпторов. В следующем году он поехал во Францию со своей выставкой, после чего решил не возвращаться на родину. Эрьзя поселился в Аргентине, поскольку европейские страны не хотели принимать "красного скульптора". Так начался новый плодотворный этап в жизни такого художника, как Степан Дмитриевич Эрьзя.

степан дмитриевич эрьзя аргентинский период

Аргентинский период сильно повлиял на творческое своеобразие мастера. Степан Дмитриевич, переехав в эту страну, поселился в небольшом домике, расположенном на окраине Буэнос-Айреса. Эрьзя регулярно выставлял на местных выставках свои работы, издал на собственные средства брошюру с информацией о них. В этот период единственным материалом для Эрьзи была древесина альгарробо и квебрахо, которая произрастает исключительно в южноамериканских лесах. Этот материал является исключительно твердым, поэтому он потребовал от Степана Дмитриевича тяжелой, кропотливой работы. Художник использовал наплывы, наросты, корни деревьев, соединяя нужные куски клеем. В 1932 году выполнил голову-маску "Моисей" (на фото выше) Степан Дмитриевич Эрьзя. Аргентинский период - это также время создания скульптурных портретов его отца и матери, "Льва Толстого" (в 1930 году). В 1944 году художник выполнил работу "Мужик". Также Эрьзя создал множество портретов юных красавиц.

Возвращение на родину, последние годы жизни

степан дмитриевич эрьзя аргентинский период творчества

В 1950 году Эрьзя (Нефедов) Степан Дмитриевич вернулся в СССР. Вместе с ним на корабле прибыли практически все его скульптуры (всего более 300 работ). Также художник привез куски древесины альгарробо и квебрахо для своих будущих произведений. Организованная в Москве в 1954 году персональная выставка Эрьзи имела большой успех.

степан дмитриевич эрьзя фото

Скульптор скончался 27 ноября 1959 г. В Саранске покоятся останки великого мастера, каким, безусловно, был Степан Дмитриевич Эрьзя. Фото его могилы представлено выше.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

С. Д. Нефёдов (Эрьзя — псевдоним, идущий от самоназвания одной из народностей, живущих в Мордовии) родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия). В юности занимался иконописью, образование получил в 1902–1907 в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (мастерская С. М. Волнухина). В 1907–1914 жил и работал в Италии, Франции, принимал участие в 10 крупнейших международных выставках в Милане, Риме, Венеции и Париже.

В конце 1926 С. Д. Эрьзя был командирован с выставкой своих работ во Францию. Оттуда он по приглашению президента Аргентины Марсело Торкато де Альвеара уехал в эту страну, где жил и работал в Буэнос-Айресе в 1927–1950. Там появились сотни скульптур, выполненных из субтропических деревьев — кебрачо, альгарробо, урундай.

В 1950 Эрьзя возвратился на родину, привезя ей в дар более 250 своих произведений. В 1954 в Москве с большим успехом прошла его персональная выставка. Многолетняя деятельность С. Д. Эрзи в области изобразительного искусства была отмечена высокими государственными наградами.

Скульптор Степан Эрьзя умер 27 ноября 1959 года. Его похоронили в Саранске, и хотя его прах теперь на вечно связан с родной мордовской землей, его искусство, не знающее границ, принадлежит всему человечеству.

БЕЖАТЬ ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Эрьзя популярен в знаменитых парижских салонах, его работы уже несколько лет скупает торговец произведениями искусства. Тогда же на выставку Эрьзи приходит посол Аргентины во Франции. Он так потрясен талантом Степана, что умоляет его уезжать в Аргентину - на то время самую цивилизованную страну американского континента.
Когда Луначарский на первой выставке скульптуры молодой республики Советов в 1926 году отмечает работы Эрьзи как самые яркие и талантливые, художнику открывается дорога на все крупнейшие выставки. В 1928 году он везет свои скульптуры по указанию Луначарского в Париж.

В СССР чиновники внимательно отслеживают триумф человека, которому на родине отказывали в самых грандиозных его проектах.
Пишет посол Сергеев:
-Его уговаривают вернуться. После долгих раздумий скульптор ставит условие: музей в Москве, где поместят его работы, мастерская и фильм о его творчестве.
- Я доложил руководству страны об условиях, на которых Эрьзя был готов вернуться. Москва ответила: пусть сначала вернется, там посмотрим. Похоже, его не хотели видеть в СССР. Я обманул Эрьзю и сказал, что все договоренности есть. Обманул ради того, чтобы страна не потеряла величайшего скульптора и его шедевры.

В 1950-м Эрьзя в Москве. Его никто не встретил кроме родных. Огромный архив, работы, куски драгоценного кебрачо держать негде. Милиция не дает паспорт, в минкультуры тормозят с мастерской. Чиновник, к которому скульптор взывает о справедливости, кричит: "Зачем вы вернулись? Я три года положил на то, чтоб вы сюда не приезжали!"

Эрьзя уже не молод. Через полтора года у него появляется квартирка. Как и враги в среде искусства. К примеру, всесильный Вучетич обвиняет его в буржуазности. Умирая, Эрьзя пишет, что все свои работы дарит советскому народу. Академия художеств отказывается создавать его музей в столице, скульптуры отправляют сначала в Русский музей (нехудшее место-прим мое.Георгий), затем дальше-в Мордовию.Тоже вроде бы разумно-на малую Родину скульптора.Но в семидесятых часть работ хранили в жутких условиях на первом этаже жилого дома Саранска. В старом трухлявом домике к столетию великого сына Мордовии затем открыли-таки его музей.

Эрьзя первым в мире предложил создать скульптурную композицию высотой в три километра. Просил у советских чиновников роту солдат для помощи - хотел на Уральских горах возвести великие фигуры Революции, Ленина и Стеньки Разина. Ему не дали. Его шестиметровую мраморную скульптуру "Освобожденный человек", поставленную в Екатеринбурге в 1919 году, уничтожили - ведь фигура была обнаженной! Все его великие замыслы остались в папках или за границей. Благодаря преданным поклонникам в России, Италии и Аргентине, Эрьзя лишь сейчас открывает свои тайны неблагодарным потомкам.
посмотрите некоторые работы и поймете сами величие его таланта

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Родом из Мордовии: скульптор Степан Эрьзя-Великий сын России.Три имени-Горький, Шаляпин,Эрьзя.

Казань, 1888 год. В только что построенном в Панаевском саду, большом двухъярусном театре его новый директор А.А. Орлов-Соколовский организует на предстоящий сезон драматическую и оперную труппы. Сразу же объявили и о наборе в хор. Сделал попытку поступить в него и пятнадцатилетний Федя Шаляпин. Но ему отказали, посоветовав прийти этак года через два. Причина отказа – ломался детский голос. Федор сильно переживал, и несколько утешило его место статиста на поспектакльной плате – 50 копеек за вечер.

В том году поздней осенью подался в Казань и семнадцатилетний Степан Нефедов. Он ещё далеко не Эрьзя, но уже живет в душе огромное желание поступить учеником в какую-нибудь иконописную мастерскую. Сначала же пришлось поработать в столярке при депо станции Казань, куда его устроил земляк-алатырец. И все же весной следующего года Степану посчастливилось. Его взял в ученики П.А. Ковалинский – мастер иконописи, снимавший под мастерскую часть дома казанского купца В.И. Заусайлова на углу Большой Проломной и Гостинодворской (ныне ул. Баумана и Чернышевского). Хозяин сразу распознал в ученике далеко не новичка в иконописном деле. Это было видно, потому как молодой мордвин знал левкас, как свободно владел кистью и резцом по дереву. Всему этому Степан научился у алатырских иконописцев и уже написал самостоятельно несколько икон, обновлял старые. И вот, отныне, он уже не ученик, а мастер с жалованием три целковых в месяц плюс хозяйские харчи.

Был ли на этом концерте Степан Нефёдов, читал ли он отзывы о певце в казанских газетах и, вообще, встречал ли его случайно где-нибудь на улице или в других общественных местах, определенно сказать нельзя. Но предположить можно: а почему бы и нет?! И хотя в казанский период (у С. Нефедова он длился до 1898 года) будущие знаменитости на поприще искусства лично не были знакомы, точки их соприкосновения, пусть и косвенные, существовали. Молодой иконописец из Алатыря не мог не бывать в казанских православных храмах, в которых не так давно пел в церковном хоре мальчик Федя Шаляпин. Его дискант звучал и в Спасском мужском монастыре Казанского Кремля, Духосошественском храме на улице Мостовой (ныне ул. Луковского), Варваринской церкви на Арском поле. И ещё один любопытный момент. В доме купца В.И.Заусайлова, где находилась иконописная мастерская П.А. Ковалинского, за семь лет до приезда в Казань Степана Нефедова открылась ссудная касса с филиалом (второе отделение) на Рыбнорядской улице (ныне ул. Куйбышева). В одно из них и пристроил на скромную должность служащего Федю Шаляпина его отец. В какое отделение, точно сказать нельзя. Но в любом случае юный писец многожды бывал в доме на углу Большой Проломной и Гостинодворской, в котором целых четыре года провел и Степан Нефедов.

Когда в 1898 году будущий знаменитый скульптор покидал Казань никому ещё неизвестным художником-иконописцем, возвращаясь в родные места, Федор Шаляпин в Москве подписал с Большим театром контракт на три года. Имя певца знала уже вся Россия.

И все же, что за причина заставила Степана отказаться от компаньонства и богатой невесты? Думается, что и та самая поездка с Ковалинским в мае 1896 года на Нижегородскую ярмарку, где открылась Всероссийская промышленная и художественная выставка. Как завороженный ходил он тогда по выставочным залам, подолгу задерживаясь у полотен Серова, Коровина, Врубеля, других выдающихся русских художников. Увиденное волновало, будоражило. С этих пор Степан потерял покой. В иконописи он добился каких-то успехов, а вот как в живописи? Какое-то время он посещал художественную школу, недавно открывшуюся в Казани. Но после Всероссийской выставки вдруг понял: если так, как творили Серов и Коровин, то одной художественной школы, пожалуй, будет маловато. И чаша весов, на которую Степан положил своё страстное желание послужить искусству, перетянула чашу обыкновенного обывательского благополучия.

С A.M. Горьким Степан Эрьзя познакомился тоже в Италии, в небольшом приморском городе Леванто. И произошло это как раз в доме А.В. Амфитеатрова, о котором мы уже говорили. Незадолго до этого Александр Валентинович радушно принял под свой кров молодого скульптора, разглядев в нем большой талант. Амфитеатров написал о творчестве Эрьзи несколько статей для петербургских и московских газет, вызвав тем самым большой интерес к художнику у русской публики, предоставил ему мастерскую, ввел его в круг своих многочисленных знакомых, среди которых был и Горький. Надо сказать, Алексей Максимович не сразу смог оценить талант скульптора. Но со временем мнение писателя изменилось, и были моменты, когда он пытался искренне помочь художнику в трудные периоды его жизни. Правда не всегда успешно. Как, например, в случае с предложением самого Горького организовать в Европе показательную художественную выставку произведений Эрьзи и образцов русских мраморов. Тогда Наркомпрос запретил такую выставку. Было это в 1921 году.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Настоящее имя: Нефедов Степан Дмитриевич

Дата и место рождения: 1876, Поволжье, Российская империя

Дата и место смерти: 1959 ( 83 года ), Москва, СССР

Род деятельности: деятель искусств, скульптор по дереву

О самобытном художнике Степане Эрзя расскажет краткая биография этого мастера; за свою долгую жизнь он творил в Европе, Америке, России, создав оригинальную коллекцию произведений.

Степан Нефедов провел детство в эрзянском (один из этносов мордвы) селе, учился в церковной школе. После переезда семьи работал в иконописных мастерских. Ему удалось поступить в столичное училище, в котором преподавали живопись и ваяние.

По окончании учебного заведения Степан Дмитриевич отправился в Европу. Он творил в Италии и Франции, на одной из парижских выставок работы мордовского ваятеля получили всеобщее признание. В его скульптурах появились этнографические мотивы, относящиеся к поволжским эрзянам

Степан Эрзя приветствовал большевистскую революцию, давшую значительные преференции малым народам. Он принял участие в грандиозном плане монументальной коммунистической пропаганды, создав несколько значительных произведений. В числе проектов были планы по преобразованию гор в памятники. Разногласия с левыми художниками, неустроенность и проблемы с технической стороной творчества привели скульптора к решению остаться за границей.

В 1927 году Эрзя поселился в Аргентине и провел там 23 года. В этой южноамериканской стране творчество Степана Дмитриевича развернулось в полную мощь. Он стал работать с древесиной субтропиков, соединял творчество индейцев с языческими мотивами народов бассейна реки Волга.

Получив разрешение Сталина, скульптор приехал в СССР в 1951 году, с коллекцией своих произведений. Он получил персональную мастерскую, был награжден орденом. Умер Степан Эрзя в 1959 году.

Читайте также: