Русские народные сказки в изобразительном искусстве сочинение 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.
Сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – “свой парень”, но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот “зайцы” и “лисицы”, “волки” и “медведи”!
Что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая “армия зла”: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть “испытание”.
Например, в сказке “Царевна-лягушка” главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке “Морозко” бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.
Сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.” Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.
Таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка – не только “преданье старины глубокой”, но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Ход занятия.

Мастера русской живописи 19 века

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

НАРОДНАЯ СКАЗКА В

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ

учитель начальных классов

Народная сказка в изобразительном искусстве.

Многие великие художники создавали картины на сюжеты народных сказок.

Темы и образы сказки издавна привлекали многих русских художников. Во второй половине XIX века над темами сказки работали такие великие художники как В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Е. Д. Поленова, С. В. Малютин, И. Я. Билибин.

Ряд художников, обращались к сказочной теме потому, что они с детства росли в простой народной среде. В XVII— XVIII столетиях над сюжетами сказок немало работали русские мастера лубочных картинок.

Художники, нарисовав тот или иной сюжет, помогают нам познакомиться со сказкой или даже подталкивают к ее прочтению.

История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. Иллюстрация в переводе с латинского языка означает освещать, проливать свет, объяснять. Иллюстрации делают книгу более привлекательной и понятной для читателя, особенно это важно для детей.

Над детскими книжными иллюстрациями работали известные живописцы и графики. Создавались яркие, запоминающиеся рисунки для детских книг.

Иван Яковлевич Билибин

Иллюстратором русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений. В 1901-1903 годах Билибин создает иллюстрации к сказкам "Царевна-лягушка", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Белая уточка" и др.

В иллюстрациях любовно передается дух старины, который художник воскрешает в каждой детали. Тщательно и достоверно вырисовывает он узоры тканей, детали древней архитектуры, отделку всевозможных кафтанов, шуб, душегреек, платков, обуви, сарафанов. Обязательно присутствуют декоративные рамочки каждой иллюстрации, они перекликаются с основной идей картины, рассматривая их можно еще лучше узнать задумку художника.

Виктор Михайлович Васнецов

Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века. В картине воспроизведен эпизод из сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и о Сером волке, изложенной А.Н. Афанасьевым по тексту из лубочного издания XVIII века:

В русской живописи поэтичность народной сказки слилась воедино с красотой русской природы.

Юрий Алексеевич Васнецов

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) - иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки. Его по праву называют художником русской сказки. "Три медведя", "Конек-горбунок", "Теремок" и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности.

Озаренные его фантазией, на картинах появились и мохнатенькая вятская лошадка, напоминавшая конька- горбунка, и деревянные кони с соломенными гривами — кони златогривые, и птички из лучины, розовенькие, с красными хвостами, как пропеллер, жар-птицы, игрушки вятские, изображающие нарядных барынь в лодках, чем не царь-девица, и Рыба-кит, похожая на большущего сома. Особое место в сказочных картинах Васнецова играет цвет. Сказочные сцены, изображенные художником, сверкают яркими красками, а форма нередко превращается в сложный и пышный орнаментальный узор.

Помимо отечественных мастеров, есть замечательные иностранные художники, создавшие много удивительных и прекрасных иллюстраций сказок.

Мориц фон Швинд

Мориц фон Швинд (1804-1871) знаменитый немецкий живописец и иллюстратор. Он создал и большие художественные полотна, которые можно увидеть в залах музея в Мюнхене. Широко известны одиннадцать акварелей Швинда, это циклы "Золушка", "Семь воронов и верная сестрица", "Прекрасная Мелузина". Он создал графические листы к сказкам "Семеро швабов", "Кот в сапогах", к сборнику "Старинные и новые детские песни, загадки и басни".

Йон Бауэр (1882-1917) специализировался на иллюстрациях к скандинавским легендам. Приобрел широкую известность благодаря своим иллюстрациям к книге "среди домовых и троллей". Это он создал традицию в изображении сказочного леса и населяющих его волшебных персонажей.

Целую галерею сказочных образов очеловеченных животных создал Гранвиль (его настоящее имя - Жерар Жан-Иньяс Исидор) (1803-1847) - французский художник, график, карикатурист и иллюстратор. Он оказал большое влияние на формирование стиля детских книжек-картинок.

Многие художники создают красочный и декоративный стиль иллюстраций к народной сказке. Вопросы декоративности, нарядности рисунка тоже очень существенны в детской книге. Нарядность привлекает ребёнка, делает для него книгу притягательной. Книга своим внешним видом может сразу доставить непосредственное удовольствие ребёнку. Ко всему яркому декоративному ребёнок тянется непроизвольно.

Одними из самых известных художников-анималистов являются Ю. Васнецов, Е. Чарушин, Е. Рачёв, В. Конашевич. Они иллюстрировали произведения, в которых действующими лицами являются звери.

Интересно раскрывает себя в этой области другой художник- Е. Чарушин. У него рисунки наполнены живыми воспоминаниями жизненных наблюдений. Перед ребёнком, как живые, ласковые зверушки, со всеми их повадками. Е. Чарушин изображает животных в трогательно- реалистичной манере, передавая мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный более жёсткий ворс взрослых животных.

А вот фон неброский, т. к. художник главным считает своих героев. Он сосредоточивает внимание ребёнка на образе и поэтому опускает лишние детали.

Важную роль играет природа в рисунках к народным сказкам. Мы видим на иллюстрациях к ним берёзки, ромашки, овраги, перелески, так характерные для среднерусского пейзажа.

Почти все художники детской книги занимались иллюстрированием сказок. Один из самых известных среди них — В. Конашевич. Персонажи его рисунков кажутся выдуманными, но для ребёнка они представляют двойной интерес. Они удовлетворяют его потребность в красочном и необычайном, дают богатую пищу для познания, размышления.

С яркой фантазией и большим вкусом оформлены Конашевичем книги Чуковского, Андерсена, сказки Пушкина.

Художник иллюстратор строит свои композиции на белом листе бумаги. В основном он работал акварелью, чёрной тушью, пером.

Книги, иллюстрированные этими художниками, помогают развивать у детей детское творчество в изобразительной деятельности.

Особый интерес вызывает у детей создание изображений на темы сказок. У каждого малыша есть свои любимые сказки и сказочные герои. Поэтому предложение создать картинки к сказкам или слепить сказочных персонажей всегда вызывает у детей положительные эмоции.

Проводя такие занятия, я старалась предоставить детям выбор фона, средств художественного изображения: краски, карандаши, пастель, восковые мелки и т. д.

Знакомство детей подготовительной группы с видами изобразительного искусства. Профессии. Оборудование:иллюстрации, альбомы, фотографии, плакаты, марки, посуда, украшения. Ход занятия. 1.- Ребята, вы слышали слова "изобразительное.

Любите ли вы писать сочинения? Умеете ли работать над ним в классе и дома? Вряд ли кто, не задумываясь, утвердительно ответит на эти вопросы. Научиться писать сочинение трудно, но можно! Надо запастись терпением, проявить внимание, пробудить мысль, обратиться к материалам учебника по русскому языку и литературе, узнать много нового из других источников. Ну, а я, ваш учитель, постараюсь помочь в этом!

Итак, вам предстоит впервые в этом учебном году написать сочинение по литературе. Оно должно быть построено в форме рассуждения.

Рассуждать – значит высказывать своё мнение, суждение по какому-либо вопросу.

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах.

1. Вступление (обоснование выбора темы) – тезис – утверждение (мысль, требующая доказательства или опровержения)или риторический вопрос (2-3 предложения)

2. Основная часть - обоснование (аргументация, доказательство основной мысли с примерами)

3. Заключение – вывод, итог (ваше отношение к тому, о чём написали)

  1. Выбрать тему. Обдумать её. Помните: каждое слово в названии темы имеет значение!
  2. Отобрать материал. Составьте, если нужно, план.
  3. Написать сочинение на черновике.
  4. Отредактировать написанное.

а) Раскрыты ли тема и основная мысль?

б) Соответствует ли заголовок сочинения его содержанию?

в) Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства. Внесите исправления. Ещё раз внимательно перечитайте написанное.

Тема ученического сочинения – это вопрос, который разрешает автор в своём сочинении, то, о чём в сочинении говорится.

Основная мысль сочинения (тезис) – это ответ на поставленный темой вопрос.

  1. Мой любимый сказочный герой.
  2. За что я люблю русские народные сказки?
  3. Добро и зло в русских народных сказках.
  4. Русские народные сказки в изобразительном искусстве.

О чём можно написать в основной части каждой из предложенных тем? (Для удобства восприятия оформила это в виде таблицы)

Мой любимый сказочный герой

За что я люблю русские народные сказки?

Добро и зло в русских народных сказках.

Русские народные сказки в изобразительном искусстве

Доказать, почему именно этот герой любимый.

Указать, чем герой нравится, наиболее яркие качества и черты характера; какие поступки героя вызывают уважение; привести примеры из сказки, которые доказывают это.

Доказать, за что любите русские народные сказки.

Отметить особенности сказок, их характерные черты; привести примеры.

Почему в сказках всегда побеждает добро?

Сопоставить несколько сказок: Как добро и зло изображаются в них?

Кто из героев является воплощением зла, а кто – добра?

Как русские народные сказки представлены в изобразительном искусстве?

Написать о произведениях любимого художника. Сопоставить его иллюстрации с вашими впечатлениями от прочитанных сказок (так ли вы представляли героев?). Описать наиболее понравившуюся иллюстрацию (какие краски использует художник, как одеты герои, как изображён интерьер, природа)

Помним о главном: сочинение – это творческая работа!

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

И сколько отдал им

Успехов вам, дорогие мои ученики!

0

Важно донести до учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения. Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, Моя комната . Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.

Читайте также: