Российская интеллигенция в эпоху перемен сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

На основании документа напишите сочинение-размышление на тему «Российская интеллигенция в эпоху пе-

Героем нашего времени становится человек, умеющий делать деньги, и преимущественно в твердой конвертируемой валюте. Каким образом, это не имеет значения. Продается и покупается все.

Чем интересуетесь? Тайнами КГБ? Четыреста зелененьких на бочку — и пресс-центр этой героической организации набьет вам этими тайнами полный кейс.

Подробности закрытого следствия над путчистами? Российская прокуратура поделится с вами этим добром еще дешевле — за триста.

Убийство опостылевшего супруга (супруги!) или надоевшего компаньона? В любое время дня и ночи. Оплата по договоренности.

Дети для трансплантации? И за этим не постоим, называйте цену. Разумеется, в твердой валюте.

Оружие? Боевая техника? Флот? Авиация? Об этих железяках и торговаться совестно. Берите на вес, сколько осилите. Оплата принимается и в рублях. Тоже на вес. Как говорится, баш на баш. Территории? Это и в кредит можно, нам их девать некуда.

Причем представление об эквивалентах у наших рыночников находится на уровне капитана Кука: за мятый самовар, которому место на городской свалке, с иноземного туриста на Арбате могут запросить цену золотого сервиза на 12 персон, а за подпись на контракте о продаже миллионов тонн нефти по сниженной цене — двухкассетный магнитофон.

Стремительная криминализация России — это нынче национальная беда, а криминализация, поощряемая государством, — это, на мой взгляд, уже катастрофа и преступление одновременно.

Именно этот поистине неандертальский уровень определяет их отношение к школе, науке, культуре: все должно окупаться! Они не знают или делают вид, будто не знают, что во всем мире, в том числе и в обожаемой ими Америке, все это находится на содержании государства или благотворительных фондов. Окупает себя только поп-культура, прибыльна только прикладная наука, и оплачивается лишь элитарное образование, но во Франции, к примеру, даже частные школы получают дотации от правительства, а когда однажды последнее попыталось освободиться от этого бремени, вся страна в знак протеста вышла на улицы.

. Нетрудно представить себе, какое будущее, какой рынок и какая демократия ожидают вскоре Россию!

Вы хотите жить в такой России? Я — нет.

На основании документа напишите сочинение-размышление на тему Российская интеллигенция в эпоху пе

Во время первой русской революции М. Горький сказал: “Русская интеллигенция – лучшая в мире”. Так ли было на самом деле? Стоит ли сходу соглашаться с великим русским писателем?

Не слишком ли оптимистично говорил он, особенно учитывая время?

За полвека до Горького другой классик русской литературы Герцен констатировал весьма красноречивый факт: мещанство, от которого отдельные личности спасаются в благородстве высшей культуры, захватило в Европе общественность. Относительно России писатель заявил тогда: “В нашей жизни в

Известно, что источником всякого мещанства является идиллическое благополучие. Сущности идиллии противоположна трагедия, которая – источник благородства. Жизнь же русской интеллигенции, как следует из классической русской литературы, является сплошной трагедией, полным неблагополучием.

Потому что ни у кого в мире не было более безвыходного положения, чем у русской интеллигенции – между гнетом самодержавного строя сверху и гнетом непонимающей темной народной стихии снизу.

Всмотритесь в образы русской классики,

и вы непременно увидите молодого человека, бедно одетого, с тонкими чертами лица, убийцу старухи-процентщицы, подражателя Наполеона, недоучившегося студента Родиона Раскольникова. Или студента медицины, который ловко препарирует скальпелем живых лягушек и мертвых философов, с разбойничьей удалью проповедует вульгарного материалиста Бюхнера-Базарова. Можно вспомнить стыдливого, как девушка, послушника, краснощекого реалиста, раннего человеколюбца Алешу Карамазова и его брата Ивана – раннего человеконенавистника с глубокой совестью.

А в темной глубине, среди громов и молний Сенатской площади, едва различимые силуэты с человеческими чертами – первые пророки русской свободы. И неслучайно они под Медным Всадником, попирающим серую гранитную глыбу.

Они не мещане, не чернь. Они те, для кого политика – пьянящая страсть, “огнь поядающий”, на котором воля раскаляется добела и закаляется как сталь.

В “Рыцаре на час” Н. Некрасов как бы предвидит, что лишь тогда, когда до конца свершится “великое дело любви” и закончится освободительное движение, начатое ими, только тогда Россия поймет и осознает, что эти люди сделали и чего они стоили.

Они – русская интеллигенция, созданная Петром I вместе с новой Россией. Вот почему они под Медным Всадником. Ведь именно Петр был первым русским интеллигентом.

“Страшно свободен духом русский человек”, – говорит Ф. Достоевский, указывая при этом на Петра I. В этой страшной свободе духа, в особенности порывать с бытом, историей, сжигая свои корабли во имя непопулярного будущего, и заключается одно из самых глубоких отличий русского духа от всякого прочего. Русского трудно сдвинуть с места. Но когда это удается, то он доходит до крайности во всем – в добре и зле, истине и лжи, мудрости и безумии.

Намек на эту глубинную крайность в характере русского мужика есть у Л. Толстого. В романе “Война и мир” показательными сценами являются ропот крестьян в селе Богучарово вскоре после смерти старого князя Болконского, а также разговор Денисова с Тихоном Щербатым.

А. Пушкин сравнивал Петра с Робеспьером, а в петровских преобразованиях видел “революцию сверху”, “белый террор”. И если вдуматься, то нельзя не согласиться, что Петр не только первый русский интеллигент, но и первый русский нигилист. Разве не так называются кощунства “протодиакона всешутейшего синода” над величайшими народными святынями?

И ведь такой нигилизм более смелый и опасный, чем нигилизм Писарева в поношении Пушкина.

Так вот и развивалась, начиная с петровского времени, русская интеллигенция, пока не породила великого Хама. Д. Мережковский во время революции 1905 г. написал широко известную статью “Грядущий Хам”, в которой по сути предсказал, по каким путям будет развиваться Россия в ближайшем будущем. В той же статье дается совет нам, нынешнему поколению россиян: “Ни религия без общественности, ни общественность без религии, а только религиозная общественность спасет Россию.

И прежде всего должно пробудиться религиозно-общественное сознание там, где есть уже сознательная общественность и бессознательная религиозность, – в русской интеллигенции, которая не только по имени, но и по существу своему должна сделаться интеллигенцией, то есть воплощением интеллекта, разума, сознания России”.

Октябрьская революция 1917 года была событием великим, огромным, эпохальным. Это объективно осознавали люди с противоположными взглядами, в том числе и поэты. В историческом хаосе было невероятно тяжело разобраться, но каждый должен был сделать выбор. После 1917 года тиски новой власти и ее контроля сжимались все сильнее, и времени для самоопределения оставалось совсем немного. У обеспеченных и образованных людей были возможности покинуть страну до начала гонений, но многие все же остались. Поэты Серебряного века, чуткие натуры, живущие в это страшное время, не могли не откликнуться на зов страдающей России. Гибнущей или рождающейся заново?

Белый был — красным стал:

Красным был — белый стал:

Силой материнского чувства лирическая героиня возвышается над братоубийством, а Цветаева специально обращается к стихии родной речи, как символу национального единства. Таков ее способ поэтического выражения неизбывного горя русской судьбы. К сожалению, такое цельное понимание страны присуще было очень немногим, поэтому белое движение и интеллигенция, как проигравшие, вынуждены были спасать уже не страну, а собственные жизни…

И чувствую безмерную винуВсея Руси — пред всеми и пред каждым.

Но сердце, как бы ты хотело,

Чтоб это вправду было так:

Россия, звезды, ночь расстрела

И весь в черемухе овраг.

Смерть стала бы для героя избавлением от пыток ссылки, смерть на родине стала бы настоящим счастьем, поэтому его сердце так рвется в Россию в тоске смерти и любви, как рвется и сердце самого Набокова и других изгнанных поэтов.

Положение интеллигенции в эпоху революции и гражданской войны было безвыходным, бедственным, безнадежным. В их трагедии драма всей страны, ведь без культурной, интеллектуальной элиты Россия не может гармонично развиваться. Да, как точно отметил Ленин в своей статье, пролетариат и крестьянский класс были истинной силой революции, но ведь именно интеллигенции мы обязаны зарождением русской освободительной борьбы в принципе. Именно они были самыми образованными и талантливыми людьми нашего государства на протяжении веков. А народу, темной силушке, необходимо было образование, которое никто не смог бы им дать, кроме интеллигенции. Поэтам Серебряного века очень ярко и точно удалось передать то состояние, в котором пребывала каждая сторона разделенного русского общества. Интеллигентам пришлось выбирать между нравственным долгом и жизнью, а такой выбор не может принести положительных последствий. Итак, новая власть поставила интеллигенцию в действительно безвыходное положение, заставив наблюдать беззаконие и вседозволенность, царящие в стране, или умереть. Жестокий выбор, трагичная судьба.

ученица 11 класса школы № 606 Пушкинского района

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В истории России интеллигенция всегда занимала и ныне занимает положение неформального лидера. Ее деятельность ощутимо сказывается во всех сферах жизни. Она с опережением выражает взгляды и настроения широких слоев населения, выводит сознание человека из драматического состояния раздвоенности, смятения, неуверенности в жизни. Своей широкой подвижнической работой создает духовное, здоровое морально-нравственное состояние общества.

Интеллигенция - сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения. Слово "интеллигенция", впервые обретшее современное значение именно в русском языке, своим происхождением связано с латинским существительным intelligentia - понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум.

В России понятие "интеллигенция" в качестве термина стало употребляться почти сто пятьдесят лет назад, в 60-е годы XIX века, и впоследствии из русского языка перешло в языки других народов. Авторство этого термина приписывается русскому писателю П.Д.Боборыкину. В вышедшем в 1870 году романе "Солидные добродетели" русский беллетрист ввел понятие "интеллигенция" в широкий обиход и так определил его содержание: "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX века и даже в последней трети XVIII века"[4]. Главный герой этого романа считает, что для русской интеллигенции единственный нравственно оправданный путь - это путь в народ, к социальным низам.

Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.

К ним, прежде всего, относятся:

ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии;

верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;

мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением, позиций.

Особенно велика роль интеллигенции на переломных этапах развития государства. В эпоху крупнейших социальных катаклизмов, когда приходят в движение миллионные массы людей, именно интеллигенты формулируют политические программы и лозунги, обосновывают, разъясняют их людям. Они выступают как идеологи, политические вожди и организаторы, причем по обе стороны баррикад [1, с.3].

Свержение монархии в феврале 1917 году вызвало громадный духовный подъем, сплотивший общество. Большинство интеллигенции с воодушевлением встретило начало революции, которая, по их мнению, должна смести все прогнившее и омертвевшее в жизни, в искусстве и открыть путь созидательной работе. Вдохновленная идеей служения народу, интеллигенция готова была трудиться для его просвещения и блага.

В те дни, когда рушилась монархия и формировались новые органы политической власти, выдающиеся представители российской интеллигенции, среди которых были художники А. Бенуа, И. Билибин, К. Петров-Водкин, Н. Рерих, архитекторы Н. Лансере, И. Фомин, артисты А. Ершов, Ф. Шаляпин, собрались на квартире М. Горького. Обсуждался вопрос о создании министерства искусства, которое взяло бы на себя функции царского министерства двора по охране культурных ценностей. Они считали, что должны сделать все от них зависящее, чтобы спасти достояние народа и помочь народу войти во владение тем, что ему принадлежало по праву. Была избрана комиссия по делам искусств во главе с М. Горьким, вскоре подобная комиссия была создана и в Москве под руководством И. Грабаря.

Однако Временному правительству не удалось вывести страну из кризиса. Революционные иллюзии большей части интеллигенции развеялись на протяжении 1917 года. Нарастало разочарование во Временном правительстве, не оправдавшем возлагавшихся на него интеллигенцией надежд [2, с.20]. Однако дальнейшее развитие революции, приведшее к власти большевиков, вызывало еще более негативное отношение части интеллигенции. Октябрьская революция в Петрограде и последовавший разгон Учредительного собрания были восприняты ею как узурпация власти. И вновь интеллигенция была в очередной раз расколота.

Трудно, неоднозначно и болезненно принимала основная часть российской интеллигенции Октябрьскую революцию. Некоторые из них встретили ее отрицательно, рассматривали как разрушительную силу, несущую гибель России и её культуре, другие - всесторонне поддерживали.

В исторической литературе принято выделять три группы в составе российской интеллигенции в зависимости от отношения к советской власти:

полностью поддержавшие Октябрьскую революцию;

не принявшие революцию.

К концу 1917 года в большевистской партии насчитывалось около 10% интеллигентов. Часть интеллигенции открыто осудила Октябрьскую революцию. На собраниях Московского университета, ученых Петрограда, Дома литераторов, Дома искусств и других многочисленных организаций интеллигенции принимались коллективные постановления против узурпации власти большевиками. Даже те представители интеллигенции, которые были известны своими демократическими взглядами, такие как В. Короленко, М. Горький, И. Бунин, увидев воочию "беспощадный русский бунт", не приняли новую власть [2, с.22].

Но наиболее многочисленной оказалась группа интеллигенции, занявшая позицию невмешательства в политику. Это объяснялось следующими обстоятельствами. С одной стороны, большая часть интеллигенции в прошлом не поддерживала политику самодержавия, стремилась к изменению существующего строя, активно участвуя в революционном движении. С другой, она испытывала страх перед революционным народом, и не могла понять сущности Советской власти, начавшихся социалистических преобразований. Жизнь заставляла их сотрудничать с властью, и это часто определяло их дальнейшую судьбу - превращение в лояльного к власти советского служащего или путь в эмиграцию.

Оглядываясь на исторический путь нашей страны, который во многом был определен русской интеллигенций, мы сейчас видим её ошибки. Но обвинять русских интеллигентов в том, что случилось, было бы по крайне мере глупо и неблагодарно, поскольку они преследовали самые высокие цели, они хотели лучшего для своей страны, своего народа. Возможно, та слепая любовь, которой они любили Россию, не дала им дальновидности. Были среди русской интеллигенции люди, предвидевшие необратимые трагичные последствия, но основная масса русской интеллигенции, в силу различных причин не смогла этого разглядеть и принять то, что смогли увидеть другие.

Абрамовский А.П., Мамонов В.Ф. Революция и судьбы российской интеллигенции//Вестник Челябинского государственного университета № 1 / том 1 / 1991.

В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России. -М.: Русская книга, 1992.

Читайте также: