Романтизм в поэзии пушкина сочинение

Обновлено: 02.07.2024

б) Человеческая свобода и мелкость общественных верхов.

в) Бесстрастие и огненная страсть.

г) Образ нации в лирике Пушкина.

д) Морские пейзажи.

е) Романтическая лирика Пушкина - вдохновение композиторов.

а) Пленник- психологический портрет

в) Душевная охладелость героя.

г) Тема огня и холода.

д) Ревность и душевный героизм Черкешенки.

е) Общее значение поэмы.

Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу.

а) Содержательный романтический мир страстей.

б) Солнце нашей поэзии закатилось!

Что такое романтизм.

Всякий по-своему его определяет и видит! - писал о романтизме в 1826 г. поэт Н.М. Языков[1]. А в 1958 году, через 132 года, современный исследователь П. С. Мейлах отметил то же самое: . Ни в одной области литературоведения нет стольких противоречий, такой разногласицы, как в области понимания романтизма[2]. Что такое романтизм каждый определяет по-своему. В своем учебнике для вузов А.Н. Соколов делает акцент на социально-исторической характеристике романтизма :

Русский романтизм, порожденный надвигающимся переломом в развитии России, стал в основном выражением новых антифеодальных освободительных тенденций в общественной жизни и мировоззрении[3]. Но романтики описывают не только эпоху , но и самого человека. Положительный герой романтической литературы- это человек неистовых страстей , интеллектуально-психологически возвышающийся над толпой , мечтательно устремленный в будущее[4].

Что же такое романтизм для вас ? Какой бы ни был ответ, я думаю, каждый при слове романтика вспомнит незабвенные строки из стихотворения Пушкина : Я помню чудное мгновенье . Да и не удивительно , ведь поэзия Пушкина высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви , дружбы , чести , совести , справедливости , милосердия , неприятия всяческого произвола , унижения личности. Вся поэзия Пушкина - это его лирический дневник. Поэзия не только его памятник , но и его душа в заветном мире . Пушкинская муза - муза возвышенная. Кто до него мог так возвышенно воспеть все тончайшие оттенки любовного чувства ? Тут все- и легкая уверенность, и глубокая страсть, и ревность, и ожидание новой , и добродушная насмешка над девичьим кокетством. Вот проходит мимо девушка, и рождаются такие замечательные стихи :

Когда нечаянно пройдет передо мной

Младое , чистое , небесное созданье,

Пройдет и скроется . Ужель не можно мне,

Любуясь девою в печальном сладострастье ,

Глазами следовать за ней и в тишине

Благословлять ее на радость и на счастье,

И сердцем ей желать все блага жизни сей,

Веселый мир души , беспечные досуги ,

Все- даже счастие того , кто избран ей ,

Кто милой деве даст название супруги .

Маяковский восхищался одним пушкинским стихом как высшим проявлением любовного чувства . Он предельно лаконичен :

Я знаю , путь уж мой измерен ,

Но , чтоб продлилась жизнь моя ,

Я утром должен быть уверен ,

Что с вами днем увижусь я .

Может быть с Пушкиным мы только и научились понимать, что такое Любовь? Возвышение - это мечта об идеале женщины-чистейшей прелести чистейший образец, гений чистой красоты, которую заронил Пушкин в сердце русского, и которою тот с тех пор безнадежно болен.

Безусловно, Пушкин является самым блестящим примером писателя-романтика. Многие люди пытались проанализировать его романтизм. Но как же все-таки понимает романтизм сам Пушкин ?

Взгляды Пушкина на романтизм.

У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали духу его романтического творчества. Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в 1824 году были написаны Кавказский пленник и Бахчисарайский фонтан , в октябре того же года были закончены Цыганы ) .

Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: Сколько я ни читал о романтизме, все не то.[5]

В шестой главе Евгения Онегина , Пушкин , цитируя предсмертные стихи Ленского замечал :

Так он писал темно и вяло

(Что романтизмом мы зовем ,

Хоть романтизма тут нимало

Не вижу я ; да что нам в том ?)

Это ироническое замечание по поводу стихов было похоже на сделанное Пушкиным позднее, в 30-е годы категорическое заявление : нельзя относить к романтической литературе все произведения , носящие на себе печать уныния или мечтательности[6] .

Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего антиклассическими . Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет по всем правилам парнасского православия[7]. Он утверждал , что романтическая школа есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства[8]. Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. В одном из писем к П.А. Катенину он говорил о перевороте в словесности, который должны произвести романтики[9].

Теоретические позиции Пушкина определяли и его взгляды на конкретную историю романтизма. Пушкин относил к романтической литературе произведения Данте, Шекспира , Сервантеса, Лопе де Вега и многих других писателей. Это довольно неожиданно, но с точки зрения теорий Пушкина , который считал самой привлекательной чертой поэта-романтика художественную смелость разрыва с общепринятыми нормами, было вполне логичным .

Таким образом , Пушкин теоретически определял романтизм как отказ от старых классических литературных форм. В своей переписке Пушкин дал ряд высказываний о романтических героях в жизни. Эти высказывания проливают яркий свет на то, в чём он видел содержание романтизма. Пушкин не считал , что романтических героев в современной ему русской жизни можно найти только среди разочарованных молодых людей . читающих Байрона. Он связывал с понятием романтизма людей , совершенно чуждых чувствам уныния и разочарованности . Это люди, отличающиеся бурными страстями , которые являются героями самых необыкновенных приключений , поднимающих человека над обыденностью. Таким образом Пушкин включал в интеллектуально-психологическую сферу романтизма необыкновенное , поднимающее человека над повседневностью. Как художник он воплотил это в своих произведениях. Пушкин хотел нарисовать в своих романтических произведениях именно современного героя. В равнодушии к жизни , к её наслаждениям, в преждевременной старости души , т. е. в душевной охладелости романтического героя , он видел отличительные черты молодёжи 19-го века[10]. Впервые в русской романтической литературе Пушкин создаёт образ современного героя. живущего интересами и волнениями своего века. Этим объясняется успех пушкинских южных поэм. В противоречивом внутреннем мире их главных героев и в их необычайной судьбе современники узнавали самих себя.

Пушкин-романтик изображает исключительные , чаще всего контрастные психологические состояния , непохожие на пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической лирике Пушкина нарисованы или могучая страсть, подчиняющая все переживания и поступки человека , или душевная охладелость . То же мы находим в южных поэмах Пушкина. В Кавказском пленнике Черкешенка- страстная дева, полная восторгов сердца. Ей противопоставлен Пленник , который погубил страстями сердце , стал жертвою страстей. Он почти совершенно охладел душой. В Бахчисарайском фонтане Заремой владеют порывы пламенных желаний , она для страсти рождена и говорит языком мучительных страстей . Но тут же нарисован образ разочарованного героя- татарского хана Гирея. Он ещё в начале поэмы скучает бранной славой , а после смерти Марии приходит к полному унынию . В Цыганах , вершине романтизма Пушкина , всюду страсти роковые. Поэт подчёркивает , что послушной душой Алеко играли страсти . Играют они и Земфирой , и её любовником молодым цыганом , и её матерью Мариулой. Но в поэме действует также охладевший герой старый цыган , которому после любовной катастрофы постыли. все девы мира . Постараемся же теперь разобраться в этом лучше , на конкретном художественном материале романтических произведений Пушкина.

Романтическая лирика

Далеко не все лирические стихотворения Пушкина 1820-1824 годов могут быть названы романтическими . И в пору своего романтизма Пушкин написал ряд стихотворений , выдержанных в классическом духе и восходящих к русской литературе восемнадцатого века.

В стихотворениях Пушкина романтического периода мы нередко находим не романтическое обращение к классической мифологии . На ней целиком построено пушкинское стихотворение 1824 года Прозерпина , начатое словами:

Плещут воды Флегетона ,

Своды Тартара дрожат ,

Кони бледного Плутона

Быстро к нимфам Пелиона

Из Аида бога мчат.

Эти строки пропитаны мифологией. И стиль стихотворений Пушкина романтического периода , заключающих мифологические мотивы , далёк от разорванности романтического стиля. Таковы превосходные антологические стихотворения Муза и Нереида :

Что такое романтизм? Это направление в искусстве явилось реакцией на французскую революцию и появившееся в связи с ней Просвещение. То есть само возникновение романтизма было очень тревожным. В центре всего мира теперь стояла человеческая индивидуальность.

Человеческое “я” стало трактоваться как основа и смысл всего бытия. Человеческая жизнь стала рассматриваться как художественное произведение, искусство. В XIX веке

Но не все поэты, называвшие себя романтиками, передавали сущность этого течения. Сейчас, в конце XX века, мы уже можем классифицировать романтиков прошлого столетия по этому признаку на две группы. Одна и, наверное, наиболее обширная группа – та, которая объединяла в себе “формальных” романтиков. Их трудно заподозрить в неискренности, напротив, они очень точно передают свои чувства.

Среди них можно выделить Дмитрия Веневитинова (1805-1827) и Александра Полежаева (1804-1838). Эти поэты пользовались романтической формой, считая ее наиболее подходящей для достижения своей

Я чувствую, во мне горит
Святое пламя вдохновенья,
Но к темной цели дух парит…
……………………………….
Найду ли я утес надежный,
Где твердой обопрусь ногой?

Это типичное романтическое стихотворение. В нем использована традиционная романтическая лексика – это и “пламя вдохновенья”, и “парящий дух”. Таким образом поэт описывает свои чувства. Но не более того.

Поэт скован рамками романтизма, его “словесным обликом”. Все упрощено до каких-то штампов.

Представителями другой группы романтиков XIX века, безусловно, были А. Пушкин и М. Лермонтов. Эти поэты, напротив, романтическую форму наполняли собственным содержанием. Роман (бессмертное произведение)тический период в жизни Пушкина был коротким, поэтому романтических произведений у него немного. ” Кавказский пленник” (1820-1821) – одна из наиболее ранних романтических поэм Пушкина. Перед нами классический вариант романтического произведения.

Автор не дает нам портрета своего героя, мы не знаем даже его имени. И это не удивительно – все романтические герои похожи друг на друга. Они молоды, красивы… и несчастны. Сюжет произведения тоже классически романтический.

Русский пленник у черкесов, в него влюбляется молодая черкешенка и помогает ему бежать. Но он безнадежно любит другую… Поэма заканчивается трагически – черкешенка бросается в воду и погибает, а русский, освободившись от “физического” плена, попадает в другой, более мучительный плен – плен души.

Что мы знаем о прошлом героя?

В Россию дальный путь ведет…
……………………………….
Где обнял грозное страданье,
Где бурной жизни погубил
Надежду, радость и желанье.

Он пришел в степь в поисках свободы, пытался убежать от своей прошлой жизни. И теперь, когда счастье казалось таким близким, ему снова приходится бежать. Но куда?

Обратно в тот мир, где он “обнял грозное страданье”.

Отступник света, друг природы,
Покинул он родной предел
И в край далекий полетел
С веселым призраком свободы.

Но “призрак свободы” так и остался призраком. Он вечно будет преследовать романтического героя. Еще одна романтическая поэма – “Цыганы”.

В ней автор снова не дает читателю портрета героя, мы знаем лишь его имя – Алеко. Он пришел в табор, чтоб познать истинное наслаждение, истинную свободу. Ради нее он бросил все, что раньше его окружало. Стал ли он свободен и счастлив?

Казалось бы, Алеко любит, но с этим чувством к нему приходят лишь несчастье и презрение. Алеко, который так жаждал свободы, не смог признать воли в другом человеке. В этой поэме проявилась еще одна из чрезвычайно характерных черт мировоззрения романтического героя – эгоизм и совершеннейшая несовместимость с окружающим миром. Алеко наказан не смертью, а страшнее – одиночеством и презрением.

Он был одинок в том мире, откуда он бежал, но в другом, столь желанном, он снова остался один. Перед тем как написать “Кавказского пленника”, Пушкин однажды сказал: “Я не гожусь в герои романтического стихотворения”; однако в то же время, в 1820 году, Пушкин пишет свое стихотворение “Погасло дневное светило…”. В нем можно найти всю лексику, присущую романтизму.

Это и “берег отдаленный”, и “угрюмый океан”, и “волнение и тоска”, мучающие автора. Через все стихотворение проходит рефрен:

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Он присутствует не только в описании природы, но и в описании чувств героя.

…Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

То есть природа становится еще одним действующим лицом, еще одним лирическим героем стихотворения. Позже, в 1824 году, Пушкин напишет стихотворение “К морю”. Роман (бессмертное произведение)тическим героем в нем, как и в “Погасло дневное светило…”, снова стал сам автор.

Здесь Пушкин обращается к морю как к традиционному символу свободы. Море – это стихия, а значит – свобода и счастье. Однако Пушкин строит это стихотворение неожиданно:

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…

Можно сказать, что это стихотворение завершает романтический период жизни Пушкина. Его пишет человек, который знает, что после достижения так называемой “физической” свободы романтический герой не становится счастливым.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы…

В это время Пушкин приходит к выводу, что истинная свобода может существовать только внутри человека и только она может делать его по-настоящему счастливым.

(фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1]классицизму и Просвещению.

О. А. Кипренский, портрет Василия Андреевича Жуковского, 1815, Третьяковская галерея

Общая характеристика

На Кавказе

Интересно, что в свой первый приезд Пушкин провел совсем немного времени в Екатеринославе. Даже не успев приступить к своим обязанностям, он искупался в Днепре и сильно простудился. Инзов разрешил ему уехать на два месяца лечиться на Кавказ.

Обратно Пушкин ехал на лошадях, посетив заодно Крым. Причем приезжать ему предстояло уже не в Екатеринослав, а в Кишинев, куда переехала канцелярия Инзова. Именно в этом городе поэт провел большую часть своей ссылки, которая стала заметным этапом в его творческой карьере.

Философия романтизма

Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гёльдерлин, Шлейермахер.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

Черты романтизма

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

Романтизм характеризуется созерцанием эстетики и возвышенного. Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности. Приверженцы новой эпохи ставили необъяснимость необычных явлений выше атеизма.

Романтизм в живописи

Представители: Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Карл Брюллов, Уильям Тёрнер, Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Фредерик Эдвин Чёрч, Люси Мэдокс Браун, Жилло Сент-Эвр.

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер.

Романтизм в литературе

Михаил Юрьевич Лермонтов
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная своё творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

. Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд, Александр Дюма), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красинский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).

Поэты-романтики стали использовать ангелов, особенно падших, в своих произведениях[6].

Романтизм в русской литературе

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.

Странник над морем тумана. Каспар Давид Фридрих, 1818.

Обращение к декабристам

На уроке литературы в 10 классе о романтической лирике Пушкина следует обязательно вспомнить о его общении с декабристами. Это был важный эпизод его жизни в Кишиневе. В тот период поэт принимал активное и непосредственное участие в жизни будущих декабристов, обсуждениях и дискуссиях, которые велись в тайных обществах. А там велись важные и опасные для их участников разговоры, критиковалось правительство. Образ декабристов — это еще один классический романтический тип того времени.

Поэтому Пушкин так тяжело переживал разгром кишиневского кружка декабристов, который произошел в 1822 году. Следом за разгромом произошло еще одно неприятное событие — началось следствие против Орлова. Эти события сыграли важную роль во всем административном устройстве российского юга. Инзов был отстранен, ему на смену пришел Воронцов, канцелярия переехала в Одессу. Туда же перебрался и Пушкин.

Романтизм в музыке

Основная статья: Музыка периода романтизма

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 5 февраля 2020 года

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт, Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Луи Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает своё развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) — творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.

Внимание к чувствам приводит к смене жанров — господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору — народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).

Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре — все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

Крымский период

Большую роль в творчестве поэта имело и то время, которое он провел в Крыму. Хоть это и были всего несколько недель, но именно здесь родились и развились поэтические замыслы Пушкина. Большое впечатление на него произвели крымские и кавказские пейзажи. Они дали наглядный материал для романтической лирики Пушкина. В 10 классе ее подробно изучают.

В сочинении о романтической лирике Пушкина стоит отметить, что особым романтическим миром для него стал Кавказ. Чужая речь и нравы горцев сильно его заинтересовали. Романтическому мироощущению поэта способствовало то, что он поселился на отшибе, жил в полуразрушенном доме, вокруг были только пустыри и заросли виноградника.

Большую роль в творчестве поэта имело и то время, которое он провел в Крыму. Хоть это и были всего несколько недель, но именно здесь родились и развились поэтические замыслы Пушкина. Большое впечатление на него произвели крымские и кавказские пейзажи. Они дали наглядный материал для романтической лирики Пушкина. В 10 классе ее подробно изучают.

В сочинении о романтической лирике Пушкина стоит отметить, что особым романтическим миром для него стал Кавказ. Чужая речь и нравы горцев сильно его заинтересовали. Романтическому мироощущению поэта способствовало то, что он поселился на отшибе, жил в полуразрушенном доме, вокруг были только пустыри и заросли виноградника.

Тема обличения толпы

Таким образом, драма разочарованного героя, противопоставление внутренней свободе несвободы человека, а также отвержение мира с его рабскими чувствами и низменными пороками – все это мотивы и темы, которыми в равной степени отмечены и романтические поэмы, и романтическая лирика Пушкина. Кратко расскажем и о том, чем можно объяснить близость произведений Александра Сергеевича в лирическом и эпическом роде.

5 стр., 2401 слов

Два изгнанника

Романтическая лирика Пушкина периода южной ссылки имеет и другие характерные особенности. В частности, в элегиях Александра Сергеевича появляется конкретный образ (основанный на биографических обстоятельствах) изгнанника поневоле. Однако рядом с ним возникает и условно-обобщенный образ добровольного изгнанника. Он соотнесен с Овидием, римским поэтом, и с Чайрльд-Гарольдом (героем Байрона).

20 стр., 9536 слов

Жизненный и творческий путь Сергея Александровича Есенина

Пушкин переосмысливает свою биографию. Вот уже не его сослали на юг, а сам Александр Сергеевич покинул душное общество столицы, следуя собственным нравственным исканиям.

Значение этой элегии трудно переоценить. В произведении впервые появляется лирический характер современника, представленный посредством самопознания, самонаблюдения. Характер этот создан в эмоциональном ключе. Пушкин строит поверх биографических фактов биографию условно-романтическую, которая в чем-то совпадает с реальной, но в другом существенно от нее отличается.

На Кавказе

Интересно, что в свой первый приезд Пушкин провел совсем немного времени в Екатеринославе. Даже не успев приступить к своим обязанностям, он искупался в Днепре и сильно простудился. Инзов разрешил ему уехать на два месяца лечиться на Кавказ.

Обратно Пушкин ехал на лошадях, посетив заодно Крым. Причем приезжать ему предстояло уже не в Екатеринослав, а в Кишинев, куда переехала канцелярия Инзова. Именно в этом городе поэт провел большую часть своей ссылки, которая стала заметным этапом в его творческой карьере.

Обращение к декабристам

На уроке литературы в 10 классе о романтической лирике Пушкина следует обязательно вспомнить о его общении с декабристами. Это был важный эпизод его жизни в Кишиневе. В тот период поэт принимал активное и непосредственное участие в жизни будущих декабристов, обсуждениях и дискуссиях, которые велись в тайных обществах. А там велись важные и опасные для их участников разговоры, критиковалось правительство. Образ декабристов — это еще один классический романтический тип того времени.

Поэтому Пушкин так тяжело переживал разгром кишиневского кружка декабристов, который произошел в 1822 году. Следом за разгромом произошло еще одно неприятное событие — началось следствие против Орлова. Эти события сыграли важную роль во всем административном устройстве российского юга. Инзов был отстранен, ему на смену пришел Воронцов, канцелярия переехала в Одессу. Туда же перебрался и Пушкин.

Человеческая жизнь стала рассматриваться как художественное произведение, искусство. В XIX веке романтизм был очень распространен.

Но не все поэты, называвшие себя романтиками, передавали сущность этого течения. Сейчас, в конце XX века, мы уже можем классифицировать романтиков прошлого столетия по этому признаку на две группы.

во мне горит Святое пламя вдохновенья, Но к темной цели дух парит… ………………………………. Найду ли я утес надежный, Где твердой обопрусь ногой?

И это не удивительно — все романтические герои похожи друг на друга. Они молоды, красивы… и несчастны. Сюжет произведения тоже классически романтический. Русский пленник у черкесов, в него влюбляется молодая черкешенка и помогает ему бежать.

В Россию дальный путь ведет… ………………………………. Где обнял грозное страданье, Где бурной жизни погубил Надежду, радость и желанье.

Он пришел в степь в поисках свободы, пытался убежать от своей прошлой жизни. И теперь, когда счастье казалось таким близким, ему снова приходится бежать. Но куда?

Отступник света, друг природы, Покинул он родной предел И в край далекий полетел С веселым призраком свободы.

В ней автор снова не дает читателю портрета героя, мы знаем лишь его имя — Алеко. Он пришел в табор, чтоб познать истинное наслаждение, истинную свободу. Ради нее он бросил все, что раньше его окружало. Стал ли он свободен и счастлив? Казалось бы, Алеко любит, но с этим чувством к нему приходят лишь несчастье и презрение.

Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Он присутствует не только в описании природы, но и в описании чувств героя.

…Но прежних сердца ран, Глубоких ран любви, ничто не излечило… Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Море — это стихия, а значит — свобода и счастье. Однако Пушкин строит это стихотворение неожиданно:

Ты ждал, ты звал… я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я…

В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы…

В это время Пушкин приходит к выводу, что истинная свобода может существовать только внутри человека и только она может делать его по-настоящему счастливым.

Читайте также: