Роль социологии в жизни современного человека сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Пример готового реферата по предмету: Социология общая

Содержание

1. Историческое развитие взаимного влияния социологии и общества

1.1 Краткое рассмотрение периода развития социологии, предшествующего современному этапу

1.2 Становление современного этапа развития социологии

2. Суть роли социологии в современной жизни людей

2.1 Причины нереализованности потенциальной роли социологии в жизни современного человека

2.2 Перспективы усиления роли социологии в жизни современного человека

Выдержка из текста

Количество информационных ресурсов в интернет — пространстве говорит о том, насколько это важный сегмент для современного человека.Целью данной работы является роли Интернета в жизни современного человека. изучить влияние сети Интернет на жизнь современного человека;

системный подход в психологических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская, П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, А.А. Бодалев, Р.В. Габдреев, А.А. Деркач, В.И. Долгова, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, Д.И. Фельдштейн и др.);

Их взаимодействие способствует появлению новых образцов культуры и стереотипов взаимодействия человека, общества и природы. Они накапливаются, передаются из одного поколения в другое и обширно применяются для переустройства реального мира. Все большее количество людей берут участие в сфере научного производства.

Все это и многие другие проблемы, составляющие объект изучения социологии, должны в доступной и в то же время в систематизированной форме входить в круг знаний, составляющих непременный атрибут современного образованного человека. Поэтому-то они и составляют один из предметов изучения в процессе подготовки студентов всех специальностей во всех вузах Беларуси, России, других стран СНГ, не говоря уже о США, Англии, Германии, где преподавание социологии осуществляется уже около сотни лет.

А когда дело касается детей, то у всех спорящих сторон находятся еще более весомые аргументы в защиту своей точки зрения, ибо от того , в каком ключе будут воспринимать информационные технологии наши дети, собственно и зависит дальнейший путь развития. Информированный человек — это не обязательно образованный человек. Анализ роли интернета в жизни и развитии дошкольника и школьника

Данная работа посвящена географии религий мира, а также конфессиональному фактору в политической жизни современного общества. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку роль религии в жизни общества претерпевает значительные изменения. Проанализировать роль религии в жизни современного общества и в политике.

И не смотря на то, что женщины участвовали, как в годы французской революции конца XV века, особенными и уникальными способами в революционных трансформациях современного мира, этот факт не находил должного понимания у политологов.Положения женщин в государстве, расширение их прав и возможностей, проблемы вовлечения женщин в общественную жизнь в качестве активных их участников являются актуальными для многих стран.Цель работы: изучить роль женщин в жизни государства и трудах Платона и Аристотеля.

Роль обуви в формировании имиджа человека

Эмоции играют огромную роль в жизни человека.Целью работы является исследование видов и роли эмоций в жизни человека.Предмет исследования – изучение роли эмоций в жизни человека.

Символическое сознание – наиболее древняя форма сознания. Символизм, как способ выражения мыслей и чувств человека зародился на самых ранних этапах человеческой предыстории. Поэтому многие знаки и символы имеют универсальное значение и понятны всем людям, независимо от того, где они живут, к какой культуре принадлежат и на каком языке разговаривают. Однако, несмотря на это, понимание и трактовка символов является проблемой; своего рода пересечением различных точек зрения, философских и психологических установок и взглядов. Символ – это феномен исключительно человеческой культуры, присутствующий практически во всех областях человеческой деятельности. Именно это и обусловливает те сложности и противоречия, с которыми связано постижение скрытого смысла символа.

Список литературы

1. Батыгин, Г.С., И.Ф.Девятко, И.Ф. Дело профессора З.Я.Белецкого// в сб. Философия не кончается… Из истории отечественной философии. ХХ век. В 2 кн. кн. 1. 20– 50-е годы. / Под ред. В.А.Лекторского. М.: РОССПЭН, 1998. С.218– 242.

2. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Г.А. Чередниченко/Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 386 с.

3. Делягин М. Г. Государство между народом и бизнесом // Полис. 2008. № 3.

8. Социология в России. / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство Института социологии РАН, 1998, — 696 с.

Необходимость изучения социологии студентами высших учебных заведений в российском обществе. Общепризнанное достояние современного социологического знания. Сущность взаимосвязей, взаимозависимостей, взаимодетерминации элементов социальной системы.

Рубрика Социология и обществознание
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 17.05.2016
Размер файла 15,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Выполнил: Парфенов Дмитрий Сергеевич

Проверил: Добрина О.А.

Как известно, социология, составляющая фундамент современного социального знания, по известным причинам в большинстве ВУЗов страны не преподавалась. Сегодня этот курс введён во все ВУЗы. Конечно, уже накоплен достаточный опыт преподавания, определена структура курса. Накоплен богатейший материал мировой социологии, поражающей разнообразием концепций, подходов, блистательных имён.

Из многообразия идей, имён необходимо отобрать те, что составляют общепризнанное достояние современного социологического знания.

Вполне понятно, что специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Современный человек не может нормально жить, не имея элементарных представлений о своей анатомии, физиологии и психологии, так не может он рассчитывать и на успешность своих действий без определённых знаний о социальной среде, в которой он живёт, без знания тех скрытых сил, которые определяют поступки и действия людей в различных общественных ситуациях.

Изучение социологии студентами ВУЗов необходимо и актуально в российском обществе, современный этап развития которого характеризуется резкими структурными изменениями, затронувшими важнейшие социальные институты. Социологическое знание для каждого специалиста, окончившего ВУЗ, является необходимой базой, без которой невозможно формирование адекватной ориентации в многомерном социальном пространстве; определение собственной роли сложных, противоречивых процессах и изменениях социальной системы; идентификация себя как полноправного члена общества; формирование активной гражданской позиции; расстановка приоритетов в ценностях и целях жизнедеятельности.

Именно социология раскрывает сущность взаимосвязей, взаимозависимостей, взаимодетерминации элементов социальной системы (первоэлементом которой является каждая отдельная личность), даёт объяснение необходимости усиления сверхактуальных в настоящее время интегративных процессов в обществе, социальной солидарности и кооперации, формирует представление о возможностях самореализации индивида, достижении им тех или иных высот статусных иерархий общества, что способствует мобилизации ресурсов личности, её социальной активности, включение в процессы восходящей вертикальной социальной мобильности.

Позиционируя индивида как активного, рационально действующего субъекта социальной системы, социология активизирует его идентификацию как члена общества, стимулирует осознание им своих социально значимых функций, гражданского долга и социальной ответственности, а также того вклада, который данный индивид способен и должен внести в те социальные микро- и макропроцессы, отражающие тенденции прогрессивного развития человечества.

Любой специалист, к какой профессиональной категории он не относился, должен иметь представления о том, какое место он и его ингруппы занимают в социальной структуре общества, какие социальные связи, процессы и изменения, происходящие в этих структурах, являются необходимыми и объективно неизбежными, чем опосредовано их нормальное, эффективное функционирование, а также возникновение дисфункций и социальной дезорганизацией.

Таким образом, человек не может ощущать себя полноправным членом общества, занимать активную жизненную и гражданскую позицию, быть компетентным гражданином своего общества не имея научных знаний о той социальной системе, в которую он включён своими ролями, в том числе и профессиональными. Только осознавая целостность социума, имея преставление об объективных закономерностях его функционирования и развития человек способен внести достойный вклад в позитивное решение социальных проблем, неизбежно сопровождающих развитие общества, будучи участником общественной жизни.

Социология - это своеобразная анатомия и физиология общества в различных его срезах и проявлениях, позволяющая выявлять его нормальные и ненормальные (патологические) состояния и предлагающая определённые средства преодоления последних. Неудивительно, что в прошлом социологию зачастую понимали как социальную гигиену.

Конечно, социология - дисциплина гуманитарного цикла. В каком смысле? А в том, что в основе гуманистического знания находится человек как многомерная личность. С точки зрения интеракционизма, индивид является созидателем окружающего мира и придаёт ему смысл.

Интеракционисты считают, что общество не обладает тем, что называется объективной структурой. Общество следует понимать как постоянное взаимодействие между индивидами, каждое из которых имеет свой смысл, свои намерения и даёт миру свою интерпретацию событий. Именно интерпретация является важнейшим, скорей определяющим фактором социальных действий индивидов.

Издавна существует мнение, что жизнь человека - своеобразная драма, а наш повседневный мир - это своеобразное действие. В связи с такими представлениями возникло так называемая драматургическая социология.

Всё это говорит о том, что каждое общество обладает определённой системой образцов поведения, традиций, ценностей, представлений о мире, о том, как следует себя вести, что ценно в нём. Следовательно, каждое общество обладает своей культурой.

Система регуляторов поведения людей включает в себя механизм социального контроля над соблюдением принятых в данном обществе, социальной группе, семье ценностей и норм поведения, который находит своё выражение в форме тех или иных санкций.

Все изменения в обществе происходят в лоне сформированной культуры с присущей ей самобытностью, специфичностью. Культура постоянно развивается, изменяется и при этом сохраняет свою особенность.

Разобраться в проблемах личности непросто, хотя бы потому, что личность наряду с культурой, пожалуй, самое ёмкое, многомерное, трудноуловимое понятие.

И поэтому каждая школа в социологии создаёт свою объяснительную модель личности, либо явноили неявно, пользуется уже существующими моделями. социология учебный российский общество

Так же менее важным при рассмотрении проблемы личности является вопрос о том: а как становятся личностью? - это проблема социализации личности. В понимании этого процесса просматриваются, как минимум, два подхода. Согласно первому подходу, социализация - это своеобразный вид дрессировки, когда активной стороной является общество, а сам человек - пассивный объект его разнообразных воздействий. Второй подход, с которым согласно в настоящее время подавляющее большинство социологов, основывается на признании активности не только со стороны, так называемых агентов социализации, и активности, избирательности отдельного индивида. Социализация понимается как процесс, который продолжается в течение всей жизни.

Каждое общество заинтересовано в определённом, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и поэтому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит своё воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.п.

Социальный тип личности - продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности. К. Маркс - формационную и классовую принадлежность. Для Э. Фромма - это господствующий тип социального характера.

Если говорить о современном российском обществе, то те стремительно меняющиеся ситуации требуют новых качеств личности, которые не формировали в сложившейся советской системе воспитания.

В наши дни требуются от человека следующие черты и поведенческие навыки как деловитость, энергичность, активность, способность к построению альтернатив жизненного выбора и поиску наибольшего числа вариантов развития событий, когнитивный плюрализм, ответственность, профессионализм, компетентность. Недостаточность этих качеств порождает социальные деформации.

Таким образом гуманистическая парадигма социологии ставит множество проблем, которые имеют многовариантные решения.

И в решении этих проблем роль социолога трудно переоценить. Особенно важно отметить, что все сложности, противоречия современного социологического познания должны быть донесены студентам. Надо учесть, что теоретические вопросы должны опираться на конкретно-социологические исследования, которые дают возможность корректировать изучаемую социальную реальность, давая программы действий.

Подобные документы

Теоретические подходы социологии знания. Принципы построения, формы и способы познания. Программа социологического исследования "Изучение получения знаний студентами-иностранцами в России" и его результаты. Закономерности развития социальной реальности.

курсовая работа [444,5 K], добавлен 26.12.2016

Функции социологии и ее место в системе общественно-гуманитарных наук, теоретическое осмысление противоречивой современного мира. Структура социологического знания и его уровни. Методы социологии, наблюдение, изучение общества и общественного мнения.

реферат [21,6 K], добавлен 01.08.2010

Направления в отечественной социологии на рубеже XIX- XX веков и их характеристика. Теории и концепции в современной зарубежной социологии. Объект и специфика социологического знания. Предмет социологии и его изменение в истории социологического значения.

шпаргалка [153,4 K], добавлен 14.09.2011

Предмет, объект, функции и методы социологии, виды и структура социологического знания. Объекты и сущность предмета экономической социологии. Социологическое понимание экономической сферы социальной жизни. Уровни и роль развития экономической социологии.

реферат [23,3 K], добавлен 14.11.2010

Три главных структурных элемента социологии. Интересы и потребности как структурные компоненты экономической социологии. Экономическое поведение, деятельность. Сущность и роль социальных отношений как структурного элемента экономической социологии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Предмет социологической науки. Структура социологии…………….4
Значение социологии как науки, её функции…………………………. 8
Практическое воздействие социологии………………………………….11
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………….18

Файлы: 1 файл

referat sociologiya.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный архитектурно- строительный университет

Факультет экономики и управления

Реферат на тему:

Роль социологии в современном обществе.

Студентка группы 1-ЭС-4

Предмет социологической науки. Структура социологии…………….4

Значение социологии как науки, её функции…………………………. 8

Практическое воздействие социологии………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………….18

Социология является важнейшей общественной наукой. Она дает знания об обществе как едином социальном организме во взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития и функционирования, а, следовательно, позволяет людям, ученым, партиям, властным структурам действовать осознанно, научно прогнозируя возможные последствия своей деятельности.

Актуальна тема потому, что социологические знания в наше время играют важную роль в прогнозировании, а также в воздействии на слои населения, является важным показателем мнения народа, в виде результата социсследования. Социологическое видение общества, реализация социологического подхода к обществу - это всегда анализ явления, процесса в системе социальных связей, анализ с точки зрения его соотношения с обществом как целым.

1. Предмет социологической науки. Структура социологии

Социология - относительно молодая наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель - французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел и сам термин "социология", сложив его из латинского societas - общество и греческого logos - слово, учение. Таким образом, дословно социология - это наука об обществе.

Но есть и другие науки, изучающие общество - философия, экономика, история, социальная психология и др. Все они рассматривают общество под своим углом зрения, находят свой аспект, свой участок изучения. Рассмотрим отличия социологии от всех прочих гуманитарных и социально-экономических наук.

Во-первых, социологи рассматривают общество не просто как сумму отдельных индивидов, а как систему - то есть целостную совокупность связанных между собой взаимозависимых элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов могут выступать как отдельные личности, так и социальные общности и социальные институты.

Во-вторых, социология изучает не любые взаимодействия, а лишь социальные - то есть такие, которые возникают в результате совместной деятельности людей, в результате чего проявляется их влияние друг на друга.

В-третьих, особенность социологии заключается в том, что ее интересуют не конкретные отдельные и уникальные события человеческой жизнедеятельности, а устойчивые и повторяющиеся образцы поведения людей в обществе. При сходных обстоятельствах поведение людей имеет склонность к повторению (например, поведение преподавателя и студентов в учебной аудитории). Социология изучает общество в динамике, в развитии, но прежде всего (в отличие от исторической науки, например) в центре ее изучения тенденции функционирования современного общества.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Социология изучает разные уровни социальной реальности и в силу этого имеет определенную структуру. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

Второй подход (целевой). Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

Третий подход (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию. На макроуровне социология изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.) и происходящие в них исторически длительные процессы. На микроуровне социология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия, изучает поведение индивидов в их непосредственном межличностном взаимодействии, анализирует социальные явления и процессы в относительно небольших социальных системах (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности). Макро- и микроуровни социологии тесно взаимосвязаны, так как повседневное поведение людей осуществляется всегда в рамках определенных социальных систем и институтов.

В социологии выделяются также содержательно- структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.

2. Значение социологии как науки, её функции

Социология - это дисциплина, имеющая важные практические применения. Ее вклад в социальную критику и в практические социальные реформы идет по нескольким направлениям. Во-первых, лучшее понимание социальных обстоятельств часто дает нам шанс лучше контролировать их. Во-вторых, социология способствует росту нашей культурной восприимчивости, позволяя в любых политических акциях учитывать различия культурных ценностей. В-третьих, мы можем оценить последствия (преднамеренные и непреднамеренные) принятия определенных политических программ. Наконец, и, возможно, это самое важное, социология способствует развитию самопознания, предоставляя группам и индивидам большие возможности изменять условия своей жизни.

Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции. Одной из основных является познавательная. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации.

На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы - основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.

Отдельно следует подчеркнуть значение социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Неотъемлемой функцией социологии является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально- психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками. В рамках социальной инженерии организационно- технологическая функция проявляется в социальном изобретательстве, когда в результате изучения закономерностей функционирования определенной психологической обстановки в социальной общности социологи предлагают оптимальные способы ее организации. Типичные примеры социального изобретательства молодежный жилищный кооператив, детский дом семейного типа, студенческие строительные отряды. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.

В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. В нашей стране традиционно значительную часть этой работы выполняли различные общественные организации, и потому такие службы не сложились. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы.

Я считаю, что изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.

Содержание

1. История социологии. Предыстория и социально-философские предпосылки

2 Роль социологии.(пример социального института дружба)

Работа содержит 1 файл

сочинение по социологии.docx

Приготовила Корнева Мария Андреевна

Группа ЛоГб-10э1,факультет- экономика и управление

  1. История социологии. Предыстория и социально-философские предпосылки
  1. Роль социологии.(пример социального института дружба)

Я считаю, что изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека. Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно. История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития.

Первый параграф моей работы будет посвящён предыстории и предпосылкам возникновения социологии, т.е. трудам Аристотеля и Платона, и их последователей.

Вообще социология своими корнями уходит в эпоху Просвещения и исторические события Французской революции, оказавшей существенное влияние на дальнейшее развитие человечества. В этот период под влиянием Великой французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями, в центре которого по степенно становился человек в его специфическом общественном измерении. Здесь следует назвать таких мыслителей, как Монтескье (1689 - 1755), Вальтер (1694 - 1778), Гельвеций (1715 - 1771), Тюрго (1727 - 1781), Кондорсе (1743 - 1794), и про которых я уже упомянула – Вико и Руссо

2.С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Роль социологии в моей жизни, в прочем, как и любого из нас, очень велика. Ежедневно мы вступаем в социальные процессы. Хотя, в какой-то степени, для нас это уже больше привычка, так как к примеру процесс коммуникации, будь то разговор или иной вид вербальной коммуникации - это неотъемлемая часть нашей жизни. Социальная коммуникация - это такая коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, Коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе. Социальная коммуникация является предметом социологии коммуникации - специальной отрасли социологии, изучающей функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия - передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение асоциальным ценностям данного общества и Социума в целом . Между терминологическими вариантами "социология коммуникации" и "социокоммуникация" имеется определенное различие. В социологии коммуникации акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, во взаимосвязи с собственно социологическими категориями. В социокоммуникации внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место. Без общения, человек не может развить свой статус в обществе. Без общения человек это уже не человек!!В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.

Объектами современной социологии являются: отдельная личность; социальная группа; национальное общество; мировое сообщество. Предметом социологии может считаться познание совместных форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций.

Социология — наука, изучающая общество в целом, а также отдельные социальные процессы, институты и группы в их общей взаимосвязи друг с другом. Социология является одной из множества общественных наук

По моему мнению, для того, чтобы составить общее представление о социологии как науке, о ее методах, структуре социологического знания, о современных тенденциях и изменениях, происходящих в этой области, необходимо ответить на вопрос: что такое социология? Из курса социологии я поняла , что социология-это наука об обществе. Однако такое определение социологии нуждается в уточнении. История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета. Социология - относительно молодая наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель - французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел и сам термин "социология", сложив его из латинского societas - общество и греческого logos - слово, учение. С этой точки зрения социология должна изучать общество как целостный социальный организм, а также взаимодействие его основных частей, социальных институтов, социальных процессов при помощи особых методов.

Но есть и другие науки, изучающие общество - философия, экономика, история, социальная психология и др. Все они рассматривают общество под своим углом зрения, находят свой аспект, свой участок изучения. Я хочу привести отличия социологии от всех прочих гуманитарных и социально-экономических наук. Во-первых, социологи рассматривают общество не просто как сумму отдельных индивидов, а как систему - то есть целостную совокупность связанных между собой взаимозависимых элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов могут выступать как отдельные личности, так и социальные общности и социальные институты. Во-вторых, социология изучает не любые взаимодействия, а лишь социальные - то есть такие, которые возникают в результате совместной деятельности людей, в результате чего проявляется их влияние друг на друга. В-третьих, особенность социологии заключается в том, что ее интересуют не конкретные отдельные и уникальные события человеческой жизнедеятельности, а устойчивые и повторяющиеся образцы поведения людей в обществе. При сходных обстоятельствах поведение людей имеет склонность к повторению (например, поведение преподавателя и студентов в учебной аудитории). Социология изучает общество в динамике, в развитии, но прежде всего (в отличие от исторической науки, например) в центре ее изучения тенденции функционирования современного общества.

И в заключение своей работы я бы хотела сказать , что социология в системе общественных и гуманитарных наук занимает особое место. Это объясняется тем, что, во-первых, она является наукой об обществе, его явлениях и процессах. Во-вторых, она включает в себя теорию науки об обществе, которая выступает как теория всех других общественных и гуманитарных наук. В-третьих, все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект. В-четвертых, техника и методика изучения человека и его деятельности, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. В-пятых, сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук.

В настоящее время социология вызывает к себе все больший интерес. Особенной популярностью пользуется ее практическая, прикладная часть. Благодаря социологическим исследованиям люди имеют возможность оценивать развитие событий и отношение к ним в настоящем, а значит, проектировать свое будущее

Гост

ГОСТ

Задача социологии как научного направления

Социология – это наука, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить человека знаниями об обществе.

Общество является целостным организмом, где взаимодействуют как объективные, так и субъективные факторы. Человек не может жить без другого человека, он рождается в социальной группе (семье), социализируется в обществе, постигая социальные нормы и ценности. На развитие общества влияют субъективные и объективные факторы, которые воздействуют на историческое развитие общества, на его функционирование.

В России социологию как самостоятельную науку признали во второй половине 20-го века, а именно в 80-е годы. Именно тот период характеризуется масштабными идеологическими переменами, трансформациями в экономической и политической жизни общества. Однако социология того времени значительно отличается от социологии, с которой специалисты имеют дело сейчас. Одно из основных отличий состоит в том, что в Советском Союзе социология как наука была очень неоднородной. В обществе она разделилась на несколько форм:

  1. Социология, которая направлена на реформирование общества в соответствии с общими тенденциями и курсом перестройки;
  2. Научная социология, которая преследует преимущественно коммерческие исследовательские цели;
  3. Социология, которая анализирует социальные, экономические и политические процессы, а также изучает влияние этих процессов на развитие индивида и его социальное и экономическое положение в обществе.

Что касается современной социологической науки, то ее считают неотъемлемым элементом российского общества. Однако социология сегодня переживает этап кризиса, а все из-за того, что исследователям неинтересно погружаться в теоретические и историко-социологические общенаучные проблемы. В стране не проводятся репрезентативные социологические исследования, а социологическая школа очень сильно ослабла. Теперь люди без специального образования и соответствующей подготовки провозглашают себя социологами и стремятся производить на свет исследования, которые не имеют ничего общего с реальной картиной мира. Опросы проводят на улице, в магазинах, где наблюдается большое скопление людей. Однако они не относятся к социологии и не имеют никакого отношения к науке, поскольку осуществляются с серьезными нарушениями.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль социологии в современном мире

Но нельзя сказать, что ситуация, которая была описано в первой части статьи, совсем безнадежна. За большой промежуток времени исследователи создали серьезные, фундаментальные научные труда, которые имеют большую ценность. Эти исследования касаются изучения общества в постперестроечный период, исследования социальных проблем, социальных групп, институтов. На основе фундаментальных трудов разрабатываются социологические словари и учебные пособия по теории социологии, истории социологии и иным отраслям социологической науки.

На сегодняшний день актуальной задачей социологической науки является разработка теоретических и методологических основ социологического знания, которые будут соответствовать международным научно-исследовательским стандартам. Масштабы социологических исследований также постепенно расширяются, и производятся они в соответствии с грамотно выработанной системой и инструментарием. К числу ученых, которые сделали огромный вклад в развитие науки, следует отнести:

  1. Т.И. Заславскую;
  2. А.Г. Здравомыслова;
  3. В.А. Ядова;
  4. Ю.А. Левада.

Их имена ставят на первое место, поскольку этим авторам удалось уделить в своих работах внимание социальной структуре общества, а также социальным проблемам, в том числе социальным проблемам трудовой деятельности населения. Затрагиваются вопросы институтов семьи и образования, их вклада в развитие современного общества. Но несмотря на то, что количество исследований растет, а список имен известных и выдающихся социологов пополняется, все же в большинстве своем социологические исследования рассматривают скорее как дополнение к общему циклу работ, поэтому инструментарию и методикам отводят небольшое внимание.

Тем не менее благодаря социологии у специалистов есть четкое представление о структуре общества, об основных проблемных точках, которые могут перерасти в серьезные риски. Преимущество социологии состоит в том, что она может изучать как глобальные и масштабные проблемы, так и более локальные проблемы, которые присущи отдельному сообществу. Выбор методов социологических исследований позволяет получать качественные и количественные данные, сравнивать их друг с другом, проводить исследования с привлечением различных социальных и возрастных групп. Призвание социологии как науки состоит в том, чтобы сформировать современную и научно подкрепленную картину существующей реальности, прогнозировать любые исходы различных событий, а также определить спрос или проанализировать общественное мнение о том или ином событии, явлении или процессе, о другой социальной группе, политической партии или выдающейся личности.

Читайте также: