Роль односоставных предложений в тексте сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Хочу обратить внимание на то, что это НЕ готовое сочинение, а лишь МАТЕРИАЛ к сочинению. Необходимо продумать ВСТУПЛЕНИЕ, ВЫВОД, а также подобрать ПРИМЕРЫ из указанного учителем текста.

1. Какие предложения являются односоставными?
Односоставное предложение – это предложение, грамматическая основа которого состоит только из одного главного члена, который равен по форме либо подлежащему, либо сказуемому.

По структуре односоставные предложения противопоставлены двусоставным, так как в первых представлен только один главный член, схожий по форме с одним из главных членов двусоставного предложения.

2. Классификация односоставных предложений
Односоставные предложения делятся на две группы:

  • с главным членом ПОДЛЕЖАЩИМ (назывные)
  • с главным членом СКАЗУЕМЫМ (определённо-личные, обобщённо-личные, неопределённо-личные и безличные)

3. Функции НАЗЫВНЫХ предложений:
С помощью назывных предложений можно выразить:

  • непосредственное восприятия: — Пожар!
  • указание: –Вот лес. Вон речка.
  • достижение: – Вот и тишина.
  • эмоциональную оценку: – Ну и дом! Вот это лес! Какие перышки!

Назывные предложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорной речи, чаще всего в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторских ремарках. Еще одна возможность использования назывных предложений – названия, вывески.

В этих предложениях сообщается о действии, которое выполняет определенный субъект, или о признаках этого субъекта.

Форма 1 или 2 лица указывает на говорящего или собеседника, а также на группу лиц, к которым принадлежит субъект.

Субъект конкретен и форма глагола в составе сказуемого однозначно на него указывает, поэтому форма 1 или 2 лица местоимения оказывается лишней.

Неопределенно-личные – один из типов личных односоставных предложений, форма главного члена в котором выражена глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени в изъявительном и повелительном наклонении и множественного числа прошедшего времени: На корабле празднуют. В каждой каюте пели и громко кричали.

Эти предложения сообщают о независимом действии, производитель которого грамматически не выражен и мыслится как неопределенное лицо (=кто-то).

В предложениях такого типа сообщается о действии или признаке человека или группы лиц, но в центре внимания оказывается именно действие, а не его производитель.

Говорящий знает о действии, но либо не знает о том, кто его совершает (класическая фраза: Стучат.), либо он ему в данной ситуации неважен.

6. Функции ОБОБЩЁННО-ЛИЧНЫХ предложений

Обобщенно-личные – один из типов личных ОСП, форма главного члена в котором выражена глаголом в форме 1 или 2 лица изъявительного или повелительного наклонений или 3 лица множественного числа изъявительного наклонения: Поспешишь – людей насмешишь. После драки кулаками не машут.

В первую очередь надо обратить внимание на то, что форма выражения главного члена в одном случае совпадает с определенно-личным предложением, а в другом – с неопределенно-личным. Следовательно, должно быть какое-то смысловое различие.

Деятель не назван и осмыслен как обобщенное лицо – все, кто угодно или никто в отрицательных предложениях.

Тише едешь – дальше будешь – предполагается, что все, кто выполнит первую половину совета, получит в качестве награды обещание из второй.

Без счастья и в лес по грибы не ходи! — в пословице этого не рекомендуется делать никому.

Все обобщенно-личные предложения представлены в афоризмах, пословицах и поговорках.

Модальность таких предложений – долженствование (Битому коту лишь лозу покажи), при отрицании предложение получает значение невозможности (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

7. Функции БЕЗЛИЧНЫХ предложений
Смысловое значение безличных предложений заключается в том, что они называют действие, происходящее без участия субъекта или независимо от его воли.

Безличные предложения выполняют в современном русском языке следующие смысловые функции:

  • О стихийных действиях в природе: Снегом занесло дорогу; льдом сковало реки (субъект обозначен творительным падежом). Лодку разбило бурей. Нет ни в чем удачи: то скосило градом, то сняло пожаром.
  • О тех или иных явлениях природы, обстановки, окружающей среды: Было морозно и ясно. На улицах было пусто. Глухо в степи. На дворе оказалось неожиданно светло и солнечно. В кабине было тепло и душно. Под утро похолодало. В лесу было прохладно.
  • Переход из одного состояния в другое: светает, смеркается, темнеет.Чуть светало…Уже давно смеркалось. Уже совсем стемнело и начало холодать.

в) Безличные предложения употребляются для выражения модальных отношений говорящего к сообщаемому, а именно:

  • o возможности, желательности, необходимости, неизбежности или допустимости каких-либо действий:Мне хочется поскорей добраться до дому. Здесь можно пройти. Польше нельзя двигаться, придется нам заночевать тут. Пришлось подставлять под течь корыто и котлы. Придется проследить.

г) Безличные предложения используются в речевой практике для указания на:

  • недостаток или отсутствие кого или чего-нибудь.Ему недостает смелости. У меня нет здесь знакомых. Мне не с кем посоветоваться.
  • наличие, достаток, прибыль и убыль кого-либо или чего-либо:Прибыло и убыло воды в Неве, народу на Невском! Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца! Казалось, счастья хватит на целый век. Она проворно и весело подавала солому, словно у нее прибавилось силы.

Во всех перечисленных случаях используются безличные конструкции, посредством которых предоставляется возможность выразить наиболее тонко и точно такого рода действия и состояния, которые происходят стихийно, сами по себе, а внутри нас — помимо нашей воли.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Направление (секция): гуманитарные науки (русский язык)

ГБОУ РОЦ №76, 8 класс

Автор работы:

Базарова Екатерина Андреевна

Научный руководитель:

Буркова Раиса Алексеевна

учитель русского языка и

Практическая значимость работы …………………………………4

Общие сведения об односоставных предложениях…………..…..4

Характерные признаки односоставных предложений …….…….4

Из истории исследования односоставных предложений………. 4

Типы односоставных предложений ……………………………. 5

Анализ использования односоставных предложений в

художественной литературе ……………….……………………..7

Список использованной литературы. 10

Односоставные предложения – это особый семантико-структурный тип простого предложения, обладающий огромными выразительными возможностями. Односоставные предложения появились в славянских языках одновременно с двусоставными, однако долгое время они не были объектом исследования лингвистов, а их специфика и грамматическая природа определялись по-разному.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный тип простого предложения не вызывает сомнения. Но до сих пор ведутся споры в вопросах определения круга односоставных предложений и деления их на группы. Структурные особенности односоставных предложений весьма разнообразны, а вопрос об их природе до сих пор является одним из самых трудных и наименее исследованных в синтаксисе.

Актуальность темы.

Я выбрала эту тему, потому что современный русский язык обладает обширной и сложной системой односоставных предложений, которые широко используются в художественной и научной литературе, в периодической печати, в разговорной речи, в рекламе. Однако вопрос об их структурных особенностях и выразительных возможностях остается недостаточно изученным и представляет собой богатый материал для творческого исследования.

Исследовать роль односоставных предложений в художественном тексте, показать их выразительные возможности при описании обстановки, внутреннего состояния героев, продемонстрировать способность односоставных предложений делать текст ярким, лаконичным и динамичным, выявить наиболее употребительные группы односоставных предложений, проанализировать их использование в произведениях русской литературы.

- ознакомиться с научной литературой об односоставных предложениях;

- выявить их основные характерные признаки;

- ознакомиться с историей исследования односоставных предложений и их современной классификацией;

- рассмотреть использование односоставных предложений в произведениях художественной литературы;

- сделать выводы о роли односоставных предложений в художественном тексте.

1.4. Практическая значимость.

II . Общие сведения об односоставных предложениях.

2.1. Характерные признаки односоставных предложений.

Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной грамматической основой, которая может состоять либо из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, либо одного из них. П редложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными . Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член в них не нужен или вообще невозможен. Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

2.2. Из истории исследования односоставных предложений.

Впоследствии концепция односоставного предложения была основательно доработана в трудах доктора филологических наук, профессора В.В. Бабайцевой.

2.3. Типы односоставных предложений.

В современном русском языке существует два типа односоставных предложений – именные и глагольные. К первому типу относятся назывные или номинативные предложения, ко второму – определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные.

Назывные (номинативные) предложения – это односоставные предложения, в которых есть только один главный член - подлежащее. В назывных предложениях сообщается о существовании в настоящем времени какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему.

Главный член назывных предложений может быть выражен следующими частями речи, имеющими форму именительного падежа:

Назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова – подлежащего, либо распространенными, включающими другие члены предложения. В качестве второстепенных членов в назывных предложениях используются согласованные и несогласованные определения.

Стилистическая роль назывных предложений разнообразна. Они позволяют в краткой и выразительной форме дать описание природы, обстановки, внешнего вида и состояния героев, сосредоточив внимание лишь на главном и опуская все лишнее. Такие предложения могут звучать очень ярко и экспрессивно. При этом они не отражают динамику событий, а фиксируют только настоящее время. В литературе назывные предложения чаще всего используются в художественных описаниях и в разговорной речи.

Определённо-личными называются предложения, у которых имеется один главный член — сказуемое, выраженное глаголами 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения.

Определенно-личные предложения по своему значению очень близки к двусоставным, в них легко можно восстановить по смыслу отсутствующее подлежащее, подставив местоимения 1-го или 2-го лица (я, мы, ты, вы).

Неопределенно-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта. Действующие лица в этих предложениях либо неизвестны, либо неважны.

В роли сказуемого в таких предложениях может быть глагол в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного и повелительного наклонений) или в форме множественного числа (прошедшего времени и условного наклонения) или краткое прилагательное .

Неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые.

Употребление неопределенно-личных предложений в тексте помогает автору акцентировать внимание только на действии, не называя того, кто его производит.

Безличные предложения могут выражать:

1) действие ( От окна веет свежестью );

2) состояние человека или животного ( Меня знобит, Ему жарко );

3) состояние окружающей среды ( Светает );

4) состояние дел ( Мне легко живется ) и другое.

Главный член безличного предложения может быть выражен:

В художественном тексте обобщённо-личные предложения используются для образного выражения общих суждений, обобщений, показывают типичность происходящего.

2.6. Анализ использования односоставных предложений в художественной литературе.

Односоставные предложения обладают огромными выразительными возможностями, а примеры их использования можно найти во всех, без исключения, произведениях русской литературы.

Назывные предложения встречаются во всех частях поэмы, и используются поэтом для описания событий, обстановки, местности, авторского отношения к героям. Одно из главных событий произведения - Петербургское наводнение 1824 г., самое крупное и разрушительное за всю многовековую историю города. Поэт рисует буйство водной стихии короткими, емкими фразами:

Эти предложения настолько лаконичны и выразительны, что давно стали афоризмами.

Таким образом, роль номинативных предложений в рассматриваемом произведении следующая:

- они позволяют автору кратко и ярко описывать события, обстановку, персонажей, свое отношение к ним, сосредоточившись лишь на главном и отбросив все лишнее;

- придают тексту особую выразительность;

- делают авторское изложение лаконичным и емким одновременно.

Определенно-личных предложений в основном тексте поэмы нет, они встречаются только во вступлении, представляющем собой размышления Пушкина о личности Петра и основанном им городе. Эти размышления в форме определенно-личных предложений звучат очень строго и поэтично и являются лучшими строками поэмы:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Использование определенно-личных предложений в литературе

- помогает избежать повторения одного и того же местоимения в тексте;

- делает текст более лаконичным и динамичным по звучанию.

Такие синтаксические конструкции позволяют автору сосредоточить внимание только на действии, безотносительно к тому, кто его совершает.

Односоставные предложения – неотъемлемая часть нашего языка. Они имеют неполную грамматическую основу, но обладают смысловой и интонационной законченностью. Роль односоставных предложений в литературе многообразна. Они придают тексту красочность и лаконичность; помогают избежать неоправданных лексических повторов местоимений; дают возможность акцентировать внимание автора только на действии, не называя того, кто его производит; могут играть роль обобщения, передавать настроение автора, состояние героев и природы; создавать особый эмоциональный фон произведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку.

1. Организационный момент (определение целей и задач урока) – слайд 1,2.

2. Повторение изученного:

А). Работа с обобщающей таблицей односоставных предложений (слайд 3, 4).

Б). Работа с текстом (слайд 5, 6).

Задание: 1) определить стиль и жанр текста; 2) выписать односоставные предложения и определить их тип.

На школьной перемене.

Перемена, перемена. Заливается звонок. Все ученики с первого по одиннадцатый высыпают в коридор. И тут начинается такое… Трудно описать, но я попробую.

Совершим пятнадцатиминутное путешествие по школе. Первый маршрут – первый этаж. Первые классы. Мальчики, девочки. Девочки, мальчики. Наташи, Пети, Оли, Феди. Все бегают, прыгают. Шум, суета. И вдруг крик. Кого-то обидели. Из класса выходит учительница и, как мама, успокаивает рыдающую девочку…

А теперь заглянем на второй этаж. Здесь занимаются ученики постарше. Но от этого не становится тише. В догонялки любят поиграть и восьмиклассники. Вот только опасность они представляют большую: того и гляди – снесут.

И только на третьем этаже тишина, покой. Здесь степенно прохаживаются старшеклассники, свысока поглядывая на братьев своих меньших. Им нет дела до суеты малышей – у них свои проблемы: любовь, наряды, новый макияж или новая прическа.

1) Текст публицистического стиля, жанр – репортаж.

2) Перемена, премена (односост., назывн.). Трудно описать, но я постараюсь (1часть сложносоч. пр. – односост., безл.). Совершим пятнадцатиминутное путешествие по школе (односост., опр.-личн.). Первые классы (назывн.). Мальчики, девочки. Девочки, мальчики (назывн.). Наташи, Пети, Оли, Феди (назывн.). Шум, суета (назывн.). И вдруг крик (назывн). Кого-то обидели (неопр.-личн.). А теперь заглянем на второй этаж (опр.-личн.). Но от этого не становится тише (безл.). Того и гляди – снесут (1ч. – обобщ.-личн., 2ч. – неопр.-личн.). И только на третьем этаже тишина, покой (назывн.). Им нет дела до суеты малышей – у них свои проблемы: любовь, наряды, новый макияж или новая прическа (1ч. сложн. пр. – односост., безл.).

В) Синтаксический разбор двух предложений разных типов:

Перемена, перемена. Совершим пятнадцатиминутное путешествие по школе.

3. Беседа с классом:

Дома вы подбирали примеры односоставных предложений, употребляемые в разных стилях. Какова их роль в речи? (Такие предложения делают речь более динамичной, выразительной, лаконичной позволяют автору ярче нарисовать картину и выразить свое отношение к предмету речи. Приводят примеры.)

Заглянем в словарь: что значат слова динамичность, лаконичность, образность, экспрессивность? (слайд 7: динамичность – обилие движения; лаконичность – точность, краткость; образность – создание картин действительности; экспрессивность – выразительность).

4. Редактирование текста (слайд 8).

В нашей школе на стадионе каждый год проходят соревнования по легкой атлетике. Юные спортсмены нашей школы соревнуются за личное первенство за звание чемпиона нашей школы. Так было и на этот раз. Но победа далась нелегко. Что и говорить, соперники были достойными.

Наши мальчики завоевали первые места с большим отрывом в очках. Особенно отличился Юра соколов. Он пробежал стометровку за 11,8с! Вот это результат!

По прыжкам в высоту Юра тоже занял первое место. А вот по прыжкам в длину первое место занял Витя Бондарев из 8Б класса. Мы очень радовались, когда в забегах на 400 и 800м мальчики удержали свой приоритет.

- Какие речевые ошибки вы заметили? (Неоправданный повтор слов и слишком тяжеловесные предложения, которые можно заменить односоставными).

- Устраните повтор и замените, глее возможно двусоставные предложения на односоставные.

Предположительная редакция текста:

Школьный стадион. Ежегодные соревнования по легкой атлетике. Юные спортсмены соревнуются за звание чемпиона школы. Но победа дается нелегко. Что и говорить, соперники достойные!

Мы на беговой дорожке, где проходят соревнования по бегу. Мне сообщили, что в забеге на 100м победил Юра Соколов. Его результат – 11,8с. Вот это да! Явный рекорд школы!

5. Сделаем вывод о роли односоставных предложений в тексте (слайд 9):

Односоставные предложения делают текст динамичным, лаконичным, образным, экспрессивным и позволяют автору выразить свою позицию, свои чувства, дать оценку событий.

6. Домашнее задание: Упр. 367, 371.372 (выберите тему репортажа, напишите черновик, озаглавьте текст).

Характерной особенностью односоставного предложения является наличие только одного главного члена предложения в грамматической основе – подлежащего или сказуемого. Этот главный член называет действие, явление или предмет, а также выражает их отношение к действительности. Таким образом создается необходимая для каждого предложения предикативность, т.е. выражение языковыми средствами этого отношения.

Зачем нужны односоставные предложения

  • Зачем нужны односоставные предложения
  • Зачем нужны предложения
  • Как определить вид односоставного предложения

Вопрос о синтаксической природе некоторых односоставных предложений до сих пор является спорным среди ученых-лингвистов. Однако в школьном курсе русского языка по форме грамматической основы принято выделять назывные, определенно-личные, обобщенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения.

Определенно-личное предложение выражает действие, совершаемое определенным лицом – говорящим или собеседником. Поскольку главный член − сказуемое − выражен формой 1, 2 лица глагола в изъявительном наклонении или 2 лица в повелительном наклонении, то эти предложения не нуждаются в наличии местоимения, т.к. в форме сказуемого уже заключено указание на определенное лицо. (Не хотите ли чаю? Иду по полю, любуюсь закатом.) Эти предложения по структуре близки личным двусоставным предложениям и часто употребляются в живой разговорной речи. Актуализация субъекта действия достигается использованием обращения. (Надеюсь, Виктор, вас найти на этом месте.)

Неопределенно-личное предложение выражает действие, не отнесенное к конкретному лицу (деятелю), хотя оно мыслится как совершаемое кем-то. Сказуемое, выраженное формой глагола 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени, формой глагола множественного числа в прошедшем времени, позволяет сосредоточить внимание на характере деятельности, а не на субъекте действия. Наиболее часто такой тип предложения используется в разговорном и художественном стилях и практически не употребляется в научном и деловом, где необходима точность и предельная ясность высказывания. (За рекой поют. В дверь постучали.)

Читайте также: