Роль чтения в детстве сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Значение книг в жизни ребёнка

Какое значение имеют книги в нашей жизни? Зачем нам их читать? Всю важную информацию мы получаем из СМИ. Можно ведь просто включить телевизор. Кому же нужны эти книги?

В наше время дети познают мир совсем иначе. Приобретают значимость совсем другие ценности, поколение имеет совсем другие суждения и представления о прошлом и настоящем. Это и понятно, ведь сейчас век технологий. Школьники живут в мире компьютеров и интернета. Всю информацию достоверную и нет мы получаем из СМИ, что очень печально.

Учёными доказано, что современные дети обладают маленьким словарным запасом и не имеют такого же богатого воображения, как школьники 15-20 лет назад. Что же является причиной спада популярности чтения в наши дни?

Во-первых, значение имеет влияние семьи. Если родители не подают пример и книги дома не пользуются особой популярностью, то и ребёнок не проявит никакого интереса к этому занятию. Родители с ранних лет с помощью чтения вслух развивают нашу речь, память и воображение. Члены семьи обязательно должны показывать положительный пример. Иначе, как же мы можем требовать от детей то, чего не выполняем сами.

Во-вторых, – школа. В современной школе, проблеме приобщения детей к художественной литературе, уделено не достаточно большое место. Больше пятидесяти процентов детей не читает литературу, заданную на лето. На уроках мало времени уделяется анализу произведений, не пишется эссе по прочитанным книгам. А если и пишется, то всё же есть в интернете. Достаточно просто списать.

Чтение – это сложная многогранная деятельность нашего мозга, которая включает в себя психические процессы, такие как: восприятие, память, мышление и т.д. Книг обогащают наш словарный запас и улучшают качество речи. Чтение вслух также имеет большую значимость в развитии школьника.

Я считаю, что книги это один из лучших источников информации, который развивает у нас не только воображение, играющее большую роль в творческой деятельности, но и психические процессы. Чтение делает ребёнка более сообразительным, улучшает его реакцию, речь, тренирует память. Кроме того, книги имеют немаловажную роль в нравственно-патриотическом воспитании школьника, совершенствуют такие человеческие качества, как доброта и честность. Книги учат детей ценить дружбу, семью и свою родину.

Нужно ли читать, сколько читать, что читать? Эти вопросы задает себе каждый человек. Некоторые увлекаются чтением. Кто-то читает, потому что нужно, что-то узнать. Кто-то так и не приучил себя к чтению.

Читая, человек пополняет свой словарный запас, тренируется его головной мозг. Читая, наш головной мозг начинает фантазировать, создавать образы и картины прочитанных событий и действий. На подсознательном уровне мы запоминаем правописание прочитанных слов, грамотность заметно становится выше. Благодаря словарному запасу, почерпнутому из прочитанного, речь читающего человека становится более грамотной. Человеку становится гораздо проще сформулировать свою мысль и доступно донести ее до слушателя.

У начитанного человека хорошо развито логическое мышление, его кругозор значительно шире. Он хороший интересный собеседник. Легко находит темы для общения, тем самым с легкостью заводит новые знакомства. Чтение книг помогает лучше разобраться в себе, познать окружающих людей, типы их характеров и особенности каждой личности из-за преобладания или недостатка того, или иного фактора.

Человек, любящий читать, никогда не будет сидеть без дела. Свое свободное время он займет чтением. Отсюда вырабатывается дисциплинированность, усидчивость.

Книга помогает окунуться в прошлое. Пережить сражение рыцарей, побывать на войнах или на балах, прочувствовать быт своих предков – можно только с помощью литературных изданий.

С помощью литературных произведений можно посетить те места, которые, может быть, не удастся посетить лично. А может быть, именно после прочтения того или иного произведения, у человека появится огромное желание обязательно побывать около описанных достопримечательностей, воочию увидеть местность и прикоснуться к действительности. В какой-то мере, это станет его маленькой мечтой. Книга стимулирует нас к жизни, учит, дает совет.

Книга формирует личность. С раннего детства ребенок знакомится с окружающим миром через книгу, прочитанную ему вслух родителями. Став взрослее, жанр произведений для прочтения он начинает выбирать сам. Каждый выбирает книги по собственным взглядам, интересам, характеру.

Вариант 2

Потом, когда я стал постарше, меня очень интересовали детские детективы, в которых было не очень много страниц, но которые уж сильно меня увлекали в первую очередь тем, что в них мои сверстники попадали во всякие таинственные дела, пытались быть сыщиками, помогать людям и наказывать злодеев. Помню, мне очень нравилось, что в конце добро всегда побеждало, что подростки моего возраста упрятывали за решетку огромных грабителей и мошенников с помощью своей лишь смекалки и интуиции.

Следующим этапом чтения в моей жизни стала целая серия книг о Гарри Поттере. Тогда уже весь мир признал гениальность и красочность мира, который создала великая писательница-фантаст Джоан Роулинг. И меня не могла обойти стороной вся слава, которую тогда приписывали этой потрясающей женщине. Я окунался в каждую книгу о Гарри и его друзьях, любил и ненавидел разных персонажей, следил за историей любви Рона и Гермионы и всё в этом духе. В тот момент я думал, что нет ничего прекраснее в мире, чем подобная фантастика. Помимо Джоан Роулинг я прочёл несколько книг Гарри Гаррисона, которые увлекали меня не меньше, его стиль изложения меня тоже впечатлил и заставил читать книгу за книгой, не считая страниц, не замечая проходящего времени.

Чтение в моей жизни стало действительно чем-то необходимым, частью жизни. А в жизнях некоторых людей чтение стало помощью от стрессов из внешнего мира. Книги позволяют переживать эмоции, чувства. Книги заставляют уйти на время из мира, в котором мы живём, чтобы окунуться в мир, где живут персонажи. Книги — это целая вселенная, а чтение — язык, которым эту вселенную можно познать.

Также читают:

Картинка к сочинению Чтение

Популярные сегодня темы

Существуют разные мнения относительно того как следует управлять человеческим обществом. Некоторые придерживаются идей анархизма и считают людей, если не равными

Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.

Поэма Медный всадник была написана в середине первой половины XIX века и является последним произведением периода Болдинской осени.

Это небольшое произведение состоит из пяти строф с разным количеством строк в каждой. Баллада является переводом стихотворения Шиллера.

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

. Ах, поля мои, борозды милые,

Хороши вы в печали своей!

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.

. Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

(По В. О. Богомолову*)

*Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

Добрый день, Иван. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.


К1 - Формулировка проблем исходного текст+1 балл
Проблема определена верно, сформулирована не вполне корректно. Речь в тексте не о чтении вообще, а о книге, которая во время войны грела душу герою. Правильнее было бы так сформулировать проблемный вопрос :Какова роль книг для человека на войне?( ответ на вопрос -позиция автора: Богомолов считает, что книги помогали людям на войне оставаться человеком, книги спасали от очерствения души)

К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста +3 балла
Пример 1 указан, пояснён. Пример 2 указан, хотя с нарушением фактологической точности, поэтому пояснение неверное:

Богомолов описывает чувства рассказчика и картину, которая появляется у него голове во время чтения стихотворения: «…золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина…

Эта картина не в голове героя, а перед его глазами-таков пейзаж той местности, где он находился в тот момент.
Связь между примерами определена неправильно, анализ тоже не засчитывается, так как он формальный.
Вам нужно было взять пример из описания военных действий( смерть, кровь, грязь-вот она какая -война) и пример воздействия стихов Есенина на героя: стихи его перекликаются с тем, что видит герой сейчас-пейзаж, напоминающий Родину, красота, тишина, покой-всё, как в мирное время. Противопоставление явное, и ваше сочинение от этого стало бы лучше(легче определить связь и анализ хороший написать).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора определена корректно, но эта мысль уже звучала в сочинении, вы дублируете её многократно, что считается неуместным повтором.

Этим автор хочет показать, что литература играет огромную роль в жизни главного героя. Она вызывает положительные эмоции, способствует улучшению настроения, заставляет задуматься о своих целях в жизни.
Позиция автора ясна. Владимир Осипович Богомолов считает, что чтение играет огромную роль в жизни человека: оно успокаивает, вызывает светлые чувства и эмоции, переносит в детство.
Чтение открывает нам красоту природы, светлые воспоминания из детства, радость и любовь, заставляет задуматься о своей жизни.
Автор хотел донести до читателя важную мысль: литература открывает человеку всю красоту природы, переносит его в детство, заставляет вспомнить родной край и будит светлые чувства любви и радости.

И примеры комментируете этими же словами, и анализ связи примеров, и позицию автора передаёте такими же словами, как будто других слов не знаете.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста+ 0 баллов
Есть согласие, но нет чёткого тезиса и обоснование крайне примитивное. Обосновать роль книг в жизни человека очень просто: есть много прекрасных произведений, в которых рассказывается, как герои стали образованными и порядочными людьми благодаря чтению.( Роман "Мать" М.Горького, сама биография М. Горького-тоже хороший пример; цитату В.Г. Белинского выучите:" Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека").


K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 0 баллов
В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки(многократное дублирование одной и той же мысли).


K6 - Точность и выразительность речи +0 баллов
Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.


K7 - Соблюдение орфографических норм +3 балла
Ошибок нет.


K8 - Соблюдение пунктуационных норм +2 балла

Комментируя данную проблему стоит обратить внимание на то, как автор делает акцент на любви рассказчика к литературе:
Я согласен с позицией автора, действительно, литература очень важна в жизни людей.

Это БСП, после первого предложения, которое требует пояснения, в чём вы согласны с автором, надо поставить двоеточие.


K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов

Также Богомолов описывает эмоции, которые получал рассказчик во время чтения:

Не рекомендуется начинать предложение с союза ТАКЖЕ( это похоже на то, как если бы вы начали предложение с союзного слова КОТОРЫЙ: Который мальчик вчера приходил, сегодня опять пришёл- разве вы так будете строить предложение?)

. Она вызывает положительные эмоции, способствует улучшению настроения, заставляет задуматься о своих целях в жизни.

Вы используете слова какого-то канцелярского стиля: вызывает эмоции, способствует улучшению. Лучше так: Она дарит положительные эмоции , улучшает настроение (хотя оба эти выражения-плеоназм, то есть вы говорите об одном и том же, но разными словами); своих-лишнее слово.

описывает чувства рассказчика и картину, которая появляется у него голове

Вы меня рассмешили: картина появляется в голове( см. выше-ошибка указана) Надо было написать: . и картину, которая появляется в его воображении( ещё раз напомню-фактическая ошибка у вас: он на самом деле видит перед собой этот пейзаж, который напоминает ему родное Подмосковье).

. Чтение открывает нам красоту природы, светлые воспоминания из детства , радость и любовь, заставляет задуматься о своей жизни.

См: открывает красоту(правильно-условно), открывает воспоминания(неправильно), открывает радость и любовь(неправильно): один глагол, а зависимых слов много, надо правильно подбирать к каждому существительному подходящий глагол. Проверяйте себя: чтение открывает радость-разве так говорим?

Позиция автора ясна. Владимир Осипович Богомолов считает, что чтение играет огромную роль в жизни человека: оно успокаивает, вызывает светлые чувства и эмоции , переносит в детство.

Чтение не призвано только успокаивать, оно должно тревожить душу, сердце, ум( у вас это логическая ошибка); есть книги( и стихи тоже), которые вызывают гневные чувства, а эмоции, к которым вы подобрали прилагательное СВЕТЛЫЕ -тоже неправильное словоупотребление.

С самого детства детям читают сказки, донося до них правильные ценности.
Какова роль чтения в жизни человека? Именно эту проблему Владимир Осипович Богомолов ставит в предложенном для анализа тексте.
Также Богомолов описывает эмоции, которые получал рассказчик во время чтения:
Этим автор хочет показать, что литература играет огромную роль в жизни главного героя. Она вызывает положительные эмоции, способствует улучшению настроения, заставляет задуматься о своих целях в жизни.

хочет-это сейчас, а рассказ написан очень давно, значит, хотел ( не советую писать АВТОР ХОТЕЛ СКАЗАТЬ, ПОКАЗАТЬ - мы не знаем, чего он хотел). Автор подводит нас к мысли о том, что литература СЫГРАЛА БОЛЬШУЮ РОЛЬ. Речь в тексте о сборнике одном, а вы обобщаете-литература.. это стихи вызвали эмоции героя, а не литература вообще. Не надо ДОМЫСЛИВАТЬ того, чего нет в тексте:

Вот об этом нет в тексте ни слова.

Далее стоит отметить, что Богомолов описывает чувства рассказчика

Ещё раз уточняю: описание пейзажа-это не в воображении героя, а вокруг него: он смотрит на пейзаж, который напомнил ему Подмосковье(а сам герой сейчас воюет на фронте в Белоруссии-вспомните из текста: сборник он нашёл недавно, когда шли бои под Могилёвом-это белорусский город).

литература открывает человеку всю красоту природы, переносит его в детство, заставляет вспомнить родной край и будит светлые чувства любви и радости.

В тексте речь о поэзии, а не о литературе в целом( см.замечание выше); литература заставляет( как?)- стихи напоминают о родных краях.

что чтение играет огромную роль в жизни человека: оно успокаивает, вызывает светлые чувства и эмоции,

Если уж вы говорите, что чтение играет роль, то не сам процесс, а чтение книг, под которым мы подразумеваем изучение мира, новые впечатления, эмоции, получаемые от знакомства с литературными героями. другие замечания по поводу этого предложения см.выше.

С самого детства детям читают сказки, донося до них правильные ценности.
В подростковом возрасте дети из книг получают важные уроки , которые им потом пригождаются в жизни.

Уберём выделенную часть, оставим: В подростковом возрасте дети из книг получают важные жизненные уроки.

Очень часто на людей литература оказывает очень сильное влияние, меняет их цель в жизни, их интересы.

Часто литература оказывает на людей настолько сильное влияние, что меняет их цели и интересы.


K11 - Соблюдение этических норм +1 балл
Этических ошибок нет.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 0 баллов
Допущены фактические ошибки в фоновом материале( несколько раз сказала об этом-см. выше)

Общие рекомендации: сочинение слабое, неоднократно пишете одну и ту же мысль, много речевых ошибок, грамматических. Учитесь правильно формулировать проблему, позицию автора. Посмотрите несколько вебинаров на нашем сайте- всё это будет на пользу вам. Успехов!


Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим малышам, но мало кто задумывается о том, что семейное чтение может служить раннему развитию малыша: чтение развивает слух, память, укрепляет связь между родителем и ребенком, оно может подтолкнуть ребенка к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв. У малыша постоянно работает фантазия: часто чтение книг вдохновляет ребёнка на выдумку продолжения понравившейся ему истории. Вы сами будете с интересом выслушивать от ребенка его же варианты развития дальнейших событий книги.

Дата появления детской литературы в России не известна. Она появилась в недрах народной литературы. В X-XI вв. бытовали песни, басни, сказки, легенды, былины, сказания. Исследователи считают, что народная и детская литература существовали и ранее, а до нас дошли лишь более поздние материалы.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.

С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.

При работе с младшим дошкольным возрастом, мы особую роль уделяем иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.

Взрослеет ребёнок и усложняется их читательский опыт. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4–5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Таким образом, исходя из особенностей обогащённого литературного и пополненного жизненного опыта детей, перед воспитателями стоят задачи:

- продолжать формировать у детей интерес к книге;

- учить внимательно, слушать и слышать произведение;

- видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;

- развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;

- поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;

- поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.

Мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Занятия, посвященные знакомству детей с литературными произведениями, требуют от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить следующие этапы:

- подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;

- постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;

- отбор методов работы с книгой.

Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна — здесь происходит первая встреча ребёнка с художественным произведением.

Следующий этап — беседа о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.

Воспитатель задаёт детям вопросы после прослушивания литературного произведения. Первые вопросы, позволяют узнать, какого эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям. Эти вопросы задают, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.

Вторые вопросы, направлены на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения.

Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.

Четвертые вопросы, обращают внимание детей на языковые средства выразительности. Эти вопросы привлекают ребенка к наблюдению над языком художественной литературы, над его образным эмоциональным строем.

Следующие вопросы, направлены на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды, а факты, логически выстраивая их. Использование вопросов зависит от возрастных возможностей детей.

И последние вопросы, побуждают детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов — вызвать у ребенка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку)? Почему писатель так назвал произведение?

Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления. В беседах после чтения воспитателю следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много. Вопросы должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании. Целесообразно заканчивать занятие повторным чтением произведения, если оно невелико по объёму, или читать понравившееся детям эпизоды.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. Здесь ребёнок видит книгу не в руках взрослого, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Давайте разберемся, как эффективно выбирать книги для малыша, на что в первую очередь обратить внимание.

1. С точки зрения гигиены и безопасности книга должна быть отменного качества. Качественная бумага, безупречно пропечатанный текст, довольно крупный шрифт. Текст не должен размазываться или стираться.

3. Убедитесь, что книжка подходит по возрасту вашему малышу.

Только в книжном уголке взрослый имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Так, как бережное отношение к книге — одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе, отведённом для чтения.

Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учиться видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это первый художественный музей, где он впервые знакомиться с творчеством знаменитых художников.

Когда нужно учить технике чтения? Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает на слух текст детских книг, соответствующих его возрасту. И, желательно, когда дошколенок проявляет потребность в чтении книг. Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым чтение. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге вообще может возникнуть в том случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при этом почти не читают. А такова, к сожалению, современная ситуация.

Как приучить ребенка к чтению? Постараемся наверстать упущенное.

1. Личный пример. Если ребенок постоянно видит маму с глянцевым журналом в руках, а папу — уткнувшимся в монитор компьютера, вряд ли он воспылает любовью к чтению. А если вы сами обожаете читать, знаете множество авторов и произведений, можете процитировать какие-то строчки, чадо будет тянуться к тому же.

3. Электронные книги. Как правило, современные дети неравнодушны к различным техническим новинкам. Попытайтесь привить любовь к чтению с помощью электронных книг, так называемых гаджетов для чтения, куда можно закачать какое угодно произведение. Конечно же, в них нет того очарования, присутствующего в обычных книгах, — шелеста страниц, красочных иллюстраций. Но ведь и наши дети другие, поэтому пусть сами выбирают те книги, которые удобны.

5. Обсуждайте вместе прочитанную книгу. Это поможет вашему ребенку не только разобраться с впечатлениями, но и выражать мысли и эмоции. Если вы покажете свою заинтересованность в личном мнении ребенка, это тоже будет способствовать повышению интереса к чтению.

6. Сюрприз в книге. Предложите произведение, которым вы сами зачитывались в детстве. Положите в книгу красивую закладку, открытку или просто записку со словами, как вы любите свое дитя.

Итак, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения, а сформировать у них потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умение читать

Таким образом, положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

1. Гурович М. М. Ребенок и книга./ М. М. Гурович — Детство-пресс, 2004.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский — Санкт-Петербург, 1997.

3. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В. Т. Кудрявцев// Психологический журнал.-2001.

4. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления./ Л. А. Венгер, А.Л., Венгер — М.: Знание, 1985.

5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей./ А. Э. Симановский — Ярославль: Академия развития, 1996.

6. Синицына Е. И. Умные сказки./ Е. И. Синицына — М.: Лист, 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, книга, чтение, детская литература, дошкольный возраст, литературное произведение, произведение, чтение книг, малыш, дошкольное детство.

Похожие статьи

Экспериментальная работа по приобщению детей младшего.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство. Чтение художественной литературы как средство.

Новейшая детская литература | Статья в журнале.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство. Чтение художественной литературы как средство.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике. ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Чтение художественной литературы как средство.

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Подпишитесь на нашу рассылку

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной.

художественная литература, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, художественное произведение, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, старший дошкольник, дошкольник.

Основные подходы к проблеме чтения художественной.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Влияние детской художественной литературы на формирование.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение. Развитие понимания текста художественного произведения.

Похожие статьи

Экспериментальная работа по приобщению детей младшего.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство. Чтение художественной литературы как средство.

Новейшая детская литература | Статья в журнале.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство. Чтение художественной литературы как средство.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике. ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Чтение художественной литературы как средство.

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Подпишитесь на нашу рассылку

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной.

художественная литература, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, художественное произведение, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, старший дошкольник, дошкольник.

Основные подходы к проблеме чтения художественной.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Влияние детской художественной литературы на формирование.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение. Развитие понимания текста художественного произведения.

Читайте также: