Режим труда и отдыха сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Можно вспомнить огромное количество классиков с изречениями о труде. Не отстают по количеству и русские пословицы. Смысл всех высказываний сводится к тому, что именно трудом человек совершенствуется сам и делает лучше мир вокруг себя. По утверждению В.А. Сухомлинского именно труд явился силой, благодаря которой человек смог эволюционировать из обезьяны. И правда, трудится на земле только человек, звери работой не озабочены. Значит, именно, труд отличает человека от животного.
Благодаря труду люди достигли того уровня цивилизации, который есть сейчас. Наиболее трудолюбивой нацией считаются японцы. И если обратить внимание на их уровень жизни и развития, связь между их работоспособностью и тем благополучием, которого достигла их страна становится очевидной.
При слове труд мы, в первую очередь, думаем именно о труде физическом. Это он стал первопричиной развития, а потом и улучшения условий жизни. С течением времени менялось направление деятельности: сбор ягод, охота, земледелие, труд на городских предприятиях, – но неизменным оставалось одно. Тот, кто работал много и добросовестно, имел больше материальных благ. Тот, кто лентяйничал, не добивался ничего.
Труд бывает не только физический, но и интеллектуальный. Человек может многого добиться, работая головой. Ученые, писатели, экономисты за свой рабочий день тратят энергии столько же, сколько и рабочий на заводе. и приносят не меньше пользы своим согражданам. Интеллектуальный труд почетен и необходим. Это он двигает усовершенствование технологий и общее развитие человека. Если у нас не будет хороших книг, мы не сможем развиваться внутренне духовно и нравственно, не сможем научиться чему-то новому, нам неоткуда будет получить стимул к самосовершенствованию.
Но наиболее гармонично развитыми личностями можно считать тех людей, которые совмещают деятельность физическую и умственную. Такие люди, по их собственному утверждению, счастливы, потому что могут самореализоваться в полном объеме. А периодическая смена деятельности считают наилучшим отдыхом.

Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Труд в жизни каждого начинается еще в самом юном возрасте, когда дети идут в школу. Их труд состоит в получении знаний. Это необходимо для того, чтобы получить образование и специальность, которые помогут устроиться в дальнейшей жизни. После получения образования начинается настоящая взрослая жизнь. Юноши и девушки начинают работать по выбранной специальности. Каждая профессия очень важна, поэтому совсем не имеет значения кем трудиться. Каждая профессия приносит пользу людям и позволяет решать различные их проблемы.
Строитель трудится для того, чтобы были новые здания: больницы, школы, жилые дома. Шахтер в шахте добывает уголь, чтобы могли работать котельные и у нас была горячая вода и тепло. Работа парикмахера также необходима каждому человеку, потому что всем нам нужно иметь опрятный вид и красивую прическу. Каждая профессия незаменима. Не может быть магазинов без продавцов, школ без учителей, больниц без врачей. Все трудятся на благо других людей и своей семьи. Каждый труд оплачивается по заслугам. Получив зарплату за свою работу, человек может купить себе и своей семье необходимые вещи, продукты питания, может оплачивать счета за квартиру, за свет, газ и воду.
Как у военных существуют различные звания, от лейтенанта до полковника и генерала, так и в любой профессии есть возможность роста и продвижения. Все начальники и директора когда-то начинали трудиться обычными рабочими. Они старались, и это дало им возможность через несколько лет стать руководителями и управлять такими же простыми рабочими, которыми раньше были они сами.

Как известно, труд облагораживает человека. Эту фразу можно не только прочитать в книгах, журналах, газетах, но даже услышать от знаменитых актеров в кино.
Труд – это способность человека работать во благо себя, близких, своей Родины. Я так считаю, потому что вся моя семья любит трудиться. Хочу вам сказать, что тяжесть труда зависит от возраста человека. Я вот знаю, что мой папа работает на заводе. Правда не знаю, как точно называется его профессия, но он работает в горячем цеху отбойным молотком. Его труд очень тяжелый, и влияет на здоровье. Мама говорит, что папа кашляет очень часто, ведь в его легкие попадает всякая пыль, но папа своей работы не боится, а наоборот. По собственному желанию он выходит работать по выходным, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Кроме всего прочего, папа очень любит готовить. Вкусней всего у него получаются картофельные оладьи. Они очень нежные и вкусные, даже у мамы такие не получаются. Недаром говорят, что мужчины готовят вкусней женщин.
Моя мама работает на швейной фабрике. Она трудится с утра до вечера, и у нее постоянно болят глаза. Я бы и не подумал, что шитье – это тяжелый труд, но в то же время очень полезный. Мне кажется, я бы не смог часами просиживать у швейной машинки. После работы, когда мама приходит домой, она занимается домашними делами – готовит, убирает, стирает. Мама очень устает, и я как могу стараюсь ей помогать. Всю посуду мою я, пропылесосить квартиру и вынести мусор – это тоже мои обязанности. Мама очень ценит мою помощь.
На каникулах я езжу в гости к бабушке, в деревню. Там я помогаю ей полоть грядки на огороде, поливать овощи. Мне совсем не трудно, ведь это моя работа. Пока я не могу работать на производстве или в другой сфере, я стараюсь, как могу делать это в повседневной жизни.
Мама и папа стараются брать отпуск летом в одно и то же время. Тогда всей семьей мы ездим отдыхать на море. Не всегда, конечно, это получается, но мы все равно отдыхаем разными способами – ездим на речку, на рыбалку, в гости к бабушке.
В нашей семье отдых всегда получается интересный и веселый. Мы одна семья, а значит вместе мы сила.
Я хочу сказать, что труд для каждого свой. Есть много профессий, которые вообще не востребованы в нашей стране, но они очень важны в нашей повседневности. Я когда вырасту, тогда тоже буду трудиться на благо своей страны. Своих детей я тоже научу ценить работу во всей ее красе, которую, к сожалению, не каждому дано увидеть.

Не каждому человеку дано ощутить радость труда. Некоторые люди просто родились созерцателями, а не деятелями, и труд для них — обуза, отнимающая силы, время, съедающая силы. Другим не повезло род деятельности, избранный ими, не соответствует способностям, склонностям, характеру, психологическим данным. Для них труд — мука, рабство, безнадежный плен без перспектив освобождения! Такие люди тянут лямку, кто покорно, кто озлобленно, только ради куска хлеба.
Есть люди, не приспособленные к систематической работе. Они порывисты, работают по вдохновению, периоды подъема перемежаются с периодами апатии.
Согласятся ли все они с тем, что величие человека в труде Вряд ли. Даже народные представления о счастливой жизни прежде всего предполагают праздность. Вспомним сказки— русские, украинские, немецкие, французские, японские. В них часто фигурирует скатерть-самобранка или горшочек-вари, молочные реки с кисельными берегами, чудесное дерево, приносящее плоды круглый год — символы изобилия без труда. Далее Библия говорит о труде как о божьем проклятии за прегрешения Адама и Евы В поте лица будешь добывать хлеб свой. Во всех легендах упоминается Золотой век, когда люди были беззаботны и счастливы, земля давала по десятку урожаев в год, рыба сама плыла в сети.
Все это говорит о том, что труд не является изначально желаемой долей для не осознающего себя человечества.
Наоборот, люди всегда искали возможность пользоваться плодами чужого труда. С развитием цивилизации и углублением специализации появлялась возможность обмена я делаю посуду, а ты — одежду. Появилась возможность выбирать профессию, достигать мастерства, накапливать опыт. В европейских странах мастер-человек уважаемый, труд — почти религия.
Россия постыдно долго задержалась на доисторической ступени развития, лишь недавно избавилась она от рабского труда.
Словчить, обмануть, получить больше, чем ты заслуживаешь — нередко эти желания гораздо сильнее желания честно трудиться, имея возможность отчитаться в каждой копейке, смело говоря всему, что у меня есть, я обязан только себе. Удивительная русская литература давно била тревогу неумение и нежелание работать губит страну. Достоевский в Подростке писал, что у России нет людей практических, Лесков, как никто знавший русский народ, с горечью отмечал
утрату ремесел.
И наряду с этим с каким уважением писали мастера о людях труда; как знали они подлинную поэзию деятельности Он выносил беспокойный труд и решительным напряжением воли; чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой… вся работа являлась пыткой, требующей пристального внимания, но как ни тяжело он дышал, с трудом разгибая спину, улыбка презрения не оставляла его лица. Он молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань до тех пор, пока не стал в новой сфере своим… (А. Грин, Алые паруса).
Каждый труд благослови, удача.
Рыбаку — чтоб с рыбой невода,
Пахарю — чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года.
С. Есенин
В поте пишущий, в поте пашущий,
Нам знакомо иное рвение
Легкий огонь, над кудрями пляшущий,
Дуновение — вдохновение.
М. Цветаева
Нет высокого и низкого во вдохновенном труде. Но есть труд, который заметен, результаты которого видны всем пища, одежда, дома, дороги… А есть кропотливая работа ученых, изобретателей. Когда, придя домой, мы включаем лампочку, то ясно, что ее сделал рабочий на заводе.
Но без них не было бы ничего из таких привычных нам благ цивилизации, как телевизор, видеомагнитофон, компьютер. Может быть, кто-то и знает, что слово робот придумано Чапеком, а кто знает Норберта Винера — отца современных информационных технологий. Скорее мы вспомним Билла Гейтса, который, в общем-то, является интеллектуальным паразитом, разрабатывающим давно открытое месторождение.
И все-таки, можно ли труд сделать мерилом величия человека Человечества — наверняка. Все мы стоим на бесконечной, уходящей в глубь веков лестницы, где каждая ступенька — плод труда ремесленника, земледельца, ученого. От нашего отношения к труду, от того, как наше общество относится к рабочему человеку — все равно, каменщику, философу, повару, учителю, — зависит, продолжится ли эта лестница в будущее. Грустно думать, что пока мы только используем то, что придумано и сделано другими людьми в других странах, где давно узнали цену труду.


Апр 30, 2018 | 17 комментариев

Сочинение на тему: режим дня

У каждого человека есть режим дня, по которому он живет, привнося в него какие-то дополнения и изменения. У одних он перегружен, другие делают день менее активным, но более плодотворным. У меня тоже имеется мой режим дня и я считаю его самым оптимальным. Он позволяет мне отдыхать, полноценно заниматься, проводить время с друзьями, и даже уделять внимание увлечениям и хобби. Сегодня я вас познакомлю с моим режимом дня для школьника в своем сочинении.

Мой режим дня

Я не люблю долго спать. В шесть утра у меня не только убрана кровать, но и почищены зубы, а также сделана зарядка. При этом зарядку я делаю ежедневно в обязательном порядке, так как здоровье превыше всего. Перед школой полноценный перекус с любимой кашей, после нее пью чай с хлебцами. Полон энергии, сытый я начинаю трудовой день, отправляясь в школу. В школе достаточно большая нагрузка, но благодаря переменам, мы отдыхаем и готовы с новым звонком грызть очередной кусочек гранита, изучая следующий урок.

После школы иду домой, обедаю. У меня есть около часа для того, чтобы отдохнуть, еще столько же мне нужно, чтобы сделать домашнее задание. Потом отправляюсь на любимые занятия по танцам. Во время занятий мы отрабатываем различные элементы, и доводим мою программу до высшего уровня. Потом я участвую в различных конкурсах, занимая призовые места. Но для этого мне приходится полноценно каждый день трудиться. Но это приятный труд.

После танцев иду на курсы английского, ведь кто знает несколько языков, получает в будущем больше возможностей.

Мой режим дня

В шесть часов ужинаю и иду на встречу с друзьями. Мы хоть и современные дети, но за гаджетами редко сидим, ведь на самом деле много других активных и умственных увлечений. С друзьями время летит незаметно. В девять вечера я уже дома. Осуществив ванные процедуры, почитав перед сном любимую книгу, ложусь спать, чтобы в новый день вступить с новыми силами.

На выходных мой режим дня немного другой, ведь там не нужно идти в школу. Вместо этого мы всей семьей проводим время вместе, устраивая походы, ходим в кино, парки, зоопарк. На выходных я хожу на футбол, но это уже тема для другого сочинения за 4 класс.

Почему человек должен соблюдать режим дня и планировать свое время? Это нужно для того, чтобы все успевать и при этом не перетруждать себя, правильно планируя свою деятельность, чередуя ее с отдыхом.

Совместный труд требует единства при распределении труда по времени - по часам суток, дням недели и более длительными отрезками времени.
В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного рода, а соответственно и функциональное состояние организма подвергаются изменениям. Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель рационального режима труда и отдыха.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………. ….стр. 3
Физиологические основы построения режимов труда и отдыха………………………………….………………………………………..стр. 5
Фазы развития работоспособности человека…………….……………. стр. 5
Динамика работоспособности человека……………………………………стр. 5
Режим дня…………………………………..…………………………………. …….стр. 6
Виды режима труда и отдыха. ………. …. …. стр. 8
Внутрисменный режим труда и отдыха…………………………. ….…….стр. 8
Обеденный перерыв…………………………………………………. ………стр. 8
Кратковременный перерыв на отдых ……………….…………. ………..стр. 9
Отдых..………………………………….………………………………………..стр. 9
Режимы работы…………………………………………………………………стр. 10
Сменные режимы труда в конкретных производствах……………….….стр. 12
Гибкое рабочее время (ГРВ). ……….…………. стр. 13
Целесообразный режим труда и отдыха………..………….………..…стр. 15
Вывод. Социально-экономическая эффективность
улучшения режимов труда и отдыха……………. …………. стр.
16
Список использованной литературы..…………….…………………….стр. 17

Вложенные файлы: 1 файл

Режим труда и отдыха.doc

улучшения режимов труда и отдыха……………. …………. . стр.

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная , ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих , чем смена периодов простоя периодами напряженной , спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека. Для работника важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т.п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.

Для формирования правильного режима труда и отдыха необходимо знание значения физической культуры и спорта в применении к этим режимам.

Совместный труд требует единства при распределении труда по времени - по часам суток, дням недели и более длительными отрезками времени.

В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного рода, а соответственно и функциональное состояние организма подвергаются изменениям. Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель рационального режима труда и отдыха.

Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Установление общественно необходимой продолжительности рабочего времени и распределение его по календарным периодам на предприятии достигаются при разработке правил, в которых предусматривается порядок чередования и продолжительность периода работы и отдыха. Этот порядок принято называть режимом труда и отдыха.

Один из основных вопросов установления рациональных режимов труда и отдыха - это выявление принципов их разработки. Таких принципов три:

· удовлетворение потребности производства;

· обеспечение наибольшей работоспособности человека;

· сочетание общественных и личных интересов.

Первый принцип заключается в том, что при выборе оптимального режима труда и отдыха требуется определить такие параметры, которые способствуют лучшему использованию производственных фондов и обеспечивают наибольшую эффективность производства. Режимы труда и отдыха строятся применительно к наиболее рациональному производственному режиму, с тем, чтобы обеспечить нормальное течение технологического процесса, выполнение заданных объемов производства, качественное и своевременное проведение планово-профилактического ремонта и осмотра оборудования при сокращении его простоев в рабочее время.

Второй принцип гласит, что нельзя строить режимы труда и отдыха без учета работоспособности человека и объективной потребности организма в отдыхе в отдельные периоды его трудовой деятельности. В целях учета физиологических возможностей человека (в рамках установленных законом предписаний по охране труда и продолжительности рабочего времени), следует разрабатывать такой порядок чередования времени, труда и отдыха, определять такую их длительность, которые обеспечивали бы наибольшую работоспособность и производительность труда.

Третий принцип предполагает, что режим труда и отдыха должен быть ориентирован на учет и обеспечение в определенной степени удовлетворения личных интересов трудящихся и отдельные категорий работников (женщин, молодежи, учащихся и т.д.).

Таким образом, при выборе оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.

В связи с этим следует отметить, что научно обоснованным режимом труда и отдыха на предприятиях является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения работоспособности и производительности труда, сохранение здоровья трудящихся, создания благоприятных условий для всестороннего развития человека.

Физиологические основы построения режимов труда и отдыха.

Разработка режима труда и отдыха основана на решении следующих вопросов: когда должны назначаться перерывы и сколько, какой продолжительности должен быть каждый и каково содержание отдыха.

Динамика работоспособности человека - это научная основа разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологи установили, что работоспособность - величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. В связи с установившейся суточной периодикой жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены определенным колебаниям. В соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы – с 8 до 20 часов. Минимальная работоспособность – в ночные часы. Особенно неблагоприятен промежуток от 1 до 3–4 часов ночи.

Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием. Основными фазами являются:

· Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часа.

· Фаза устойчивой высокой работоспособности. Для нее характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями ( увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий ). В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов.

· Фаза развития утомления и связанного с этим падения работоспособности длится от нескольких минут до 1-1,5 часа и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей его трудовой деятельности.

Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.

Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью.

В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время - с 3 до 4 часов.

При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу.

Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В зависимости от характера и степени тяжести труда колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими.

Основываясь на знании изменений недельной кривой работоспособности, можно решать ряд практических вопросов. Характер кривой недельной работоспособности служит обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней.

При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье характер изменений работоспособности сохраняется. Однако в связи с двухдневным перерывом в работе может происходить некоторое нарушение динамического стереотипа, и период

врабатывания в начале недели может быть более значительным.

В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается.

Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха. Такой отдых необходим, потому что ежедневный и недельный отдых не предотвращает полностью накопление утомления. Ежегодный отпуск устанавливается в законодательном порядке. Продолжительность его зависит от тяжести труда, но не может быть менее 15 календарных дней. Отпуск продолжительностью до 24 дней целесообразно использовать единовременно, а при большей длительности - в два этапа.

В соответствии с естественным суточным ритмом природных процессов должен осуществляться и порядок чередования смен: утренняя, вечерняя, ночная. Однако, на ряде предприятий, широко использующих труд женщин, хорошо зарекомендовал себя обратный порядок чередования, который позволяет удлинить ежегодный отдых после ночной смены: бригада из ночной смены заступает на работу в вечернюю, а потом в утреннюю смену.

Для достижения и сохранения высокого уровня работоспособности важно построить рациональный суточный режим труда и отдыха с учетом установившегося ритма физиологических функций человеческого организма:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА 3

1.1 ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА 4

2. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА В ТЕЧЕНИЕ СМЕНЫ (ВНУТРИСМЕННЫЙ) 4

3. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 5

3.1.2 ФАЗА УСТОЙЧИВОЙ ВЫСОКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 5

3.1.3 ФАЗА РАЗВИТИЯ УТОМЛЕНИЯ 6

4. ФОРМЫ ОТДЫХА 6

5. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА 7

5.1 СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА 7

5.2 ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА 8

6.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

И ОПТИМИЗАЦИИ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном воздействии труда вызывающем якобы “износ” организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека.

Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим труда и отдыха.

В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного рода, а соответственно, и функциональное состояние организма подвергаются изменениям. Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель рационального режима труда и отдыха.

1. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Один из основных вопросов установления рациональных режимов труда и отдыха - это выявление принципов их разработки. Таких принципов три;

1) удовлетворение потребности производства;

2) обеспечение наибольшей работоспособности человека;

3) сочетание общественных и личных интересов

Первый принцип заключается в том, что при выборе оптимального режима труда и отдыха требуется определить такие параметры, которые способствуют лучшему использованию производственных фондов и обеспечивают наибольшую эффективность производства. Режимы труда и отдыха строятся применительно к наиболее рациональному производственному режиму, с тем, чтобы обеспечить нормальное течение технологического процесса, выполнение заданных объемов производства, качественное и своевременное проведение планово-профилактического ремонта и осмотра оборудования при сокращении его простоев в рабочее время.

Второй принцип гласит, что нельзя строить режимы труда и отдыха без учета работоспособности человека и объективной потребности организма в отдыхе в отдельные периоды его трудовой деятельности. В целях учета физиологических возможностей человека (в рамках установленных законом предписаний по охране труда и продолжительности рабочего времени) следует разрабатывать такой порядок чередования времени труда и отдыха, определять такую их длительность, которые обеспечивали бы наибольшую работоспособность и производительность труда.

Третий принцип предполагает, что режим труда и отдыха должен быть ориентирован на учет и обеспечение в определенной степени удовлетворения личных интересов трудящихся и отдельные категорий работников (женщин, молодежи, учащихся и т.д.).

1.1 ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА

1) рациональное чередование работы и отдыха, как одно из средств предупреждения утомления, должно проводиться на всех работах;

2) при совершенствовании режимов работы и отдыха требуется

3) учитывать воздействие условий труда на организм человека, его работоспособность;

4) регламентированный отдых эффективнее, чем беспорядочные перерывы в работе, устанавливаемые по усмотрению работающих.

5) содержание отдыха и его продолжительность должны быть подчинены одной цели -- максимальному снижению утомления и обеспечению высокой и устойчивой работоспособности на протяжении рабочего дня (смены).

2.1 РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА В ТЕЧЕНИЕ СМЕНЫ (ВНУТРИСМЕННЫЙ)

Режим труда и отдыха в течение смены (внутрисменный) определяет общую продолжительность смены, длительность перерывов на внутрисменный отдых, их число и размещение во времени, а также продолжительность обеденного перерыва.

Согласно рекомендациям НИИ труда, время регламентированных перерывов определяется на основе интегрального показателя, полученного в результате проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ст. 91 ТК РФ, продолжительность рабочей недели установлена в размере 40 часов. При 5-дневной рабочей неделе предоставляется 2 выходных дня, как правило, подряд, если не существует специфических особенностей производства.

На характер графиков выходов на работу, кроме установленной законом продолжительности рабочего дня, количества рабочих смен за день, влияет также характер производства, который может быть прерывным и непрерывным.

В отраслях и цехах с прерывным производством разрабатывают твердые графики выходов на работу (пять дней рабочих и два дня выходных). По твердым графикам работают служащие, рабочие ремонтных мастерских, а в осенне-зимний и ранневесенний периоды работники растениеводства.

В отраслях и цехах с непрерывным производством применяют скользящий график. По такому графику работают животноводы, овощеводы, обслуживающие закрытые грунты, а также растениеводы, механизаторы и другие рабочие в период массовых сельскохозяйственных работ.

Дополнительные отпуска занятых на работах с вредными условиями труда - от 7 до 41 календарного дня. До 14 календарных дней предоставляется за ненормированный рабочий день; до 4 календарных дней - за продолжительный стаж.

Работоспособность - это способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. В основе работоспособности лежат конкретные знания, умения и навыки, а так же определенные психофизические особенности, такие как память, внимание и т. д., состояние здоровья, уровень физического развития, т. е. совокупность специальных качеств, необходимых для конкретной деятельности. Под влиянием нагрузки от профессиональной деятельности работоспособность человека претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, года. Работоспособность в значительной степени связана с условиями труда.

3.1.2 ФАЗА УСТОЙЧИВОЙ ВЫСОКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Эта фаза связана с высокими трудовыми показателями (увеличением выработки, уменьшением брака, ошибочных действий) и длится 2-3 часа.

3.1.3 ФАЗА РАЗВИТИЯ УТОМЛЕНИЯ

Эта фаза связана с падением работоспособности и длится от нескольких минут до 1,5 часов.

В различное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. Наивысший уровень работоспособности отмечается с 8.00-12.00 и с 14.00-17.00. В вечерние часы работоспособность снижается и достигает своего минимума ночью. Работоспособность человека не является стабильной величиной и подвержена изменениям в течение рабочей недели. К примеру, в первой половине недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с вхождением в работу. После третьего дня работоспособность начинает постепенно снижаться вплоть для последнего рабочего дня. Характер недельной работоспособности человека дает основание для установления рабочей недели продолжительностью не более 6 дней.

- активный - применяется для работ, требующих небольших физических усилий и нервного напряжения;

- пассивный - применяется при выполнении работ, требующих средних и больших физических усилий.

По принятой методике нормирования труда время, предусматриваемое на отдых, включается в проектируемый баланс рабочего времени смены.

Согласно данным исследований, перерыв на обед целесообразно устанавливать в середине рабочего дня или с отклонением в пределах ±30 мин. Продолжительность перерыва должна составлять 0,5-1 час, что обусловливается временем, необходимым для приема пищи, частичного снятия утомления и восстановления работоспособности.

Время обеденного перерыва не является частью рабочего времени и не учитывается при нормировании труда.

5. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью, а от состояния здоровья во многом зависит успешность трудовой деятельности работника. Утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма к внешним и внутренним негативным факторам ведут к существенному снижению эффективности профессиональной трудовой деятельности.

На психофизическое состояние работников отражаются субъективные и объективные факторы риска.

5.1 СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

Субъективный фактор -- это более или менее осознаваемая деятельность общества (субъекта), направленная на достижение определенных целей.

1) Личная мотивация работника.

2) Профессиональный уровень работника.

3) Способность адаптироваться к новым условиям.

4) Нервно-психическая устойчивость работника.

5) Личностные качества (характер, темперамент и т.д.).

5.2 ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

Понятие объективных условий означает совокупность обстоятельств, независящих от сознания и воли субъекта и определяющих реальные возможности, цели, средства и результаты деятельности людей. Это понятие отвечает на вопрос, что определяет деятельность людей.

1) Возраст, пол, состояние здоровья работника.

2) Величина нагрузки на работника.

3) Характер и продолжительность отдыха.

Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно или приобретают хронический характер.

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ОПТИМИЗАЦИИ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА

В настоящее время физиология труда располагает множеством рекомендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышения работоспособности в различных учебно-производственных условиях. Вот некоторые профилактические и оздоровительно-лечебные мероприятия:

1) Высокий уровень физической подготовки увеличивает устойчивость организма к физическим нагрузкам.

2) Повышение профессионального мастерства способствует повышению работоспособности специалиста и уменьшению его эмоциональной напряженности.

3) Поддержание ритмичности нагрузки.

4) Выработка с детского возраста убеждения о способности справляться со стрессовыми ситуациями и отрицательными эмоциями самостоятельно.

5) Правильное воспитание, которое позволит в значительной степени предупредить вероятность возникновения конфликтных и стрессовых ситуаций.

6) Характер отдыха, способ проведения отпусков и их своевременность.

Установлено, что полное или частичное нарушение сна приводит к нарушению, в первую очередь, высших психических функций: нарушается память, притупляется внимание, повышается утомляемость и сонливость. Хороший сон особенно важен после стрессовых, экстремальных ситуаций и длительной физической и умственной деятельности.

Среди мероприятий, направленных на повышение работоспособности, на преодоление психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующее:

1) Ритмичная и системная организация труда.

2) Организация рационального режима труда, питания, отдыха и сна.

3) Отказ от вредных привычек.

4) Физическая тренировка и поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности.

Таким образом, при выборе оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.

При рационализации суточных режимов труда и отдыха эффективность во многом зависит от того, насколько правильно учитываются закономерности суточного ритма физиологических процессов человека, т.е. заключается в том, что при выборе оптимального режима труда и отдыха требуется определить такие параметры, которые способствуют лучшему использованию производственных фондов и обеспечивают наибольшую эффективность производства.

В связи с этим следует отметить, что научно обоснованным режимом труда и отдыха на предприятиях является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения работоспособности и производительности труда, сохранение здоровья трудящихся, создания благоприятных условий для всестороннего развития человека.

Читайте также: