Ремонтные работы на железной дороге сочинение по картине

Обновлено: 02.07.2024

Однажды меня совсем мелкого, мне тогда было не более 4 лет, повезли в деревню. Впервые в моей жизни. Деревня называлась и называется Заворыкино. Такое замечательное название. Я тогда не мог знать, что эта деревня, и особенно один большой деревянных дом в ней был нашим родовым гнездом. Да, не дворянское гнездо. Ну и что? А кто сказал, что по Тургеневу гнёзды могут быть только дворянскими. Нет, это был большой крестьянский дом на две семьи. И этот дом со всем, что его окружало, и было моей малой Родиной.

Сегодня деревня превратилась в дачный посёлок. И дома того деревянного тоже уже давно нет. На его месте уже построен современный кирпичный коттедж. В нём живут чужие люди. Но, тем не менее, я и сегодня езжу в деревню Заворыкино. По неизъяснимому влечению прикоснуться к родовому корню, вздохнуть воздух тех мест.

Видимый облик природы меняется не так быстро, как человек в его часто непреодолимом желании преобразовать природу, в таком естественном желании приспособить её для своих нужд. Сами люди, живущие на земле, меняются довольно быстро. Короток век человеческий в сравнении с природным. Леса и поля вокруг Заворыкино остались все теми же самыми. Не изменились с тех пор, как я их увидел впервые. Потому и воздух со всеми его запахами остался прежним. И я, вдыхая его в себя, чувствую как припадаю не много не мало к источнику своего пребывания на земле.

*****
А тогда, в самом начале 50-х годов, меня повезли в эту деревню впервые. Понятно, что надо было ехать на поезде. Начало пути начиналось от платформы Тульская в Москве до станции Михнево. Это в 70 км. от Москвы. И вот тут-то у досчатой длинной платформы я впервые увидел паровоз. Огромную черную машину с огромными, выше моего роста красными колесами, соединенными длинной металлической балкой. Он показался мне таким чудовищным страшным зверем, застывшим на время перед броском вперёд. Вся моя душа сжалось при веде неописуемо огромного чудовища.

Ничего подобного я ни разу не видел в жизни. То есть, на картинке видел. У меня и у самого был подаренный мне маленький паровозик. Но тут стояла передо мной не игрушка. Не сказка. И не картинка. Настоящий паровоз. До сего момента я его таким огромным ни разу не видел, но много раз слышал. Потому как я часто засыпал под звуки грохочущих вдали составов и протяжных гудков, доходившие с этой железной дороги павелецкого направления.
Поэтому, когда я слышу строки одной чудной песни, я невольно всем моим существом нисхожу к самому началу моего детства.

Тишина за Рогожской заставою.
Спят деревья у сонной реки.
Лишь составы идут за составами,
Да кого-то скликают гудки.

Кстати, эта Рогожская застава, или как она ещё долго называлась площадь Заставы Ильича, находилась не так уж далеко от моего дома.

*****
Но вернёмся к первому увиденному мною паровозу. Представьте себе весь мой ужас, когда вдруг это чудовище во всей устрашающей мощи ожило и задвигалось. Но сначала раздался голос чудовища – звонкий, резкий, громкий свист. И затем балка двинулась, всё ускоряясь, и пошла ходить, дёргаясь взад и вперёд, раскручивая красные колёса. Ужас! У меня всё сжалось внутри от страха и я отпрянул назад, не зная где найти спасение. С тех пор эта картина впечаталась в моё сознание и не отпускает до сих пор, как одно из самых больших потрясений-впечатлений за всю мою жизнь.

Давно уже нет никаких паровозов. И судьбою мне самому было положено проехать многие тысячи километров по железным путям. Несколько раз по Транссибу от Москвы до Владивостока. А начинались наши железные дороги вот со тех самых времён, что мы видим на картине Савицкого. Вот так их строили и так ремонтировали в те времена. Из всех механизмов для работы - грубо сколоченные тачки, да лопаты с мотыгами. И всё.

О цивилизации народа и страны можно судить по нескольким признакам. Важнейший из них – дороги. Чем удобнее и гуще сеть дорог, тем выше уровень цивилизации. Потом, как без внутренних связей нет развития народа, да и страны тоже нет. Вот скажем Гай Юлий Цезарь начал глубинное покорение Галлии с того, что стал строить дороги в стране друидов с известными всем нам теперь персонажами Обеликсом и Остериксом. Правда он шёл покорять новые земли, а не вносить в них признаки цивилизации. По дорогам было легче продвигаться римским легионерам в доспехах. Но римляни ушли. Их вытеснило германское племя франков. А дороги то остались. А потом из всего этого произошла Франция. А дороги там и по сей день замечательные. Видел, знаю.

Но если есть дороги, то со временем захотелось ездить по ним всё быстрее. Да ещё всё большему количеству народа. И это тоже признаки развитой цивилизации. С некоторых пор мир стал развиваться в смысле цивилизационном все быстрее и быстрее, и сближение стран и и народов тоже ускорилось. И это не в последнюю очередь благодаря дорогам. И когда появились такие чудные машины, как паровозы, то и возможности появились почти и неограниченные.

*****
И вот построили. Сначала маленькую дорогу от Петербурга до Царского Села. А потом и большую от Петербурга до Москвы. С двумя дворцами – вокзалами на исходных точках железнодорожной линии. Они и по сей день стоят. Архитектор - Константин Тон. Напомню, что это тот же архитектор, который построил Большой Кремлёвский Дворец и стоящий не так далеко от него первый храм Христа Спасителя.

И теперь представим себе, какое впечатление ошарашивающее должен был произвести первый паровоз на не слишком образованных, тёмных пейзанов, когда они его увидели. Думаю, такое же как и на меня в моём малолетстве. Тогда, когда они увидели это чудище черное с красными колёсам с чадящей черной трубой и густым черным дымом, шлейфом разносимым ветром в его движении, с грохотом несущимся по рельсам. А они ведь кроме гужевого транспорта в жизни ничего не видели.

Об этом поведала некая странница Феклуша известной всем Кабанихе. Ну сначала она рассказала ей о стране, в которой живут люди с пёсьими головами. А потом поведала про запряжённого огненного змия. Понятно, что это был паровоз. И ей поверили. Она видела. Она знает. Вот что в мире-то творится. Как не поверить.

Дым столбом - кипит, дымится пароход.
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье.
Православный веселится наш народ!
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чисто поле.

Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: "О Боже, как долго!"


Не воздух, не зелень страдальца манят, -
Там ясные очи так ярко горят,
Так полны блаженства минуты свиданья,
Так сладки надеждой часы расставанья.

*****
Красиво, щемяще и романтично. Но вот слушаю и не могу не вспомнить, как создавалась эта романтика, чьими трудами создавалась А строили дорогу всё крепостные крестьяне. Подрядчики нанимали их как в близлежащих деревнях, так и в отдаленных губерниях. При этом контракты заключались не с ними, а с помещиками, которым они принадлежали.

Аванс, полагавшийся при заключении договора, почти целиком получал помещик в качестве выплаты оброка и на покрытие недоимок. В первые годы на стройке работало по 50-60 тыс. человек. Согласно контрактам, они выходили на работу с рассветом и возвращались с наступлением темноты. Днем полагался двухчасовой перерыв на обед и отдых. В зависимости от времени года продолжительность рабочего дня составляла 12-16 часов. Подрядчики были заинтересованы максимально использовать нанятых людей, поэтому назначали непомерно высокие нормы выработки. На земляных работах, например, они доходили до кубической сажени в день, причем с отвозкой на значительное расстояние.
Была норма и была круговая порука. Если член артели не выполнил дневное задание, заболел или не вышел на работу по другим причинам, производились вычеты из заработка всей артели.

Жили рабочие в землянках, шалашах, палатках, реже в деревянных бараках. В них устраивались печи или ямы, "чтобы постоянно поддерживаемый огонь осушивал пространство". Люди селились артелями, иногда по несколько десятков человек, спали на нарах, покрытых сеном. Тяжелый труд, плохое питание, отсутствие элементарных бытовых условий приводили к массовым заболеваниям, в том числе тифом и холерой. За время строительства дороги от болезней умерли многие тысячи людей И кто-то нам рассказывает при этом про ужасы Гулага.

«Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

А дальше началась просветительская речь, адресованная не столько к мальчику, сколько нам всем. И ныне живущим тоже.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские.
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные.
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.

Слышишь ты пение. „В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда.
Всё претерпели мы, божий ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено.
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно. “

*****
И тут я задумался вот о чём. Невольно. Даже и против моей воли. Но и неизбежно. Прогресс, развитие цивилизации. А это что такое и какими путями он достигается? А достигался он, изучаем мировую историю, большою ценою, потом и кровью и многими смертями. Примеры? Да сколько угодно. Египетские пирамиды, начиная с самой известной Хеопса, кем были построены? Рабами. И сколько их было, положивших жизни свои на возведение этой пирамиды. 1,6 млн. блоков Да и кто их помнит и знает их сегодня. А пирамиды остались, как великие памятники и свидетельство гения человеческого. Возведенные 4 500 лет назад они и сегодня удивляют и изумляют нас своим величием. Вот как меня например. А я был там, и потрогал трепетной рукой шершавую поверхность тяжеленного блока в основании пирамиды, уложенного со всею тщательностью руками рабов.

*****
Работая на больших круизных кораблях, я не раз прошел вдоль канала Москва-Волга. Очень комфортных кораблях. Я читал на них лекции французской аудитории о русской истории. И не мог не говорить об истории канала, вдоль живописных берегов которого шел круизный лайнер. А история не очень весёлая.

Канал нужно было строить. Сама история подвигала нас к реализации этого проекта. Об этом думал ещё Петр первый. А в тридцатые годы этот канал стал просто настоятельной необходимостью. Москва – река мелела. Уже в районе Кремля её можно было перейти в брод. То есть пешком. Растущая, расширяющаяся столица требовала много воды. И как тут быть, если без воды ни туды и не сюды. Вот и стали строить. И условия труда не многим отличались от тех, что мы видим на картине Савицкого. Хотя уже была и техника и более 200 экскаваторов. А сама рабочая сила, это давно не секрет, это все были заключенные Дмитлага, специально созданного для великой стройки.

При этом надо не забывать, что это было за время. Это крепостные часто не понимали всю важность того, что они делали. А вот те, кто строил канал, это очень хорошо понимали. Вся страна находилась в яростном прорве историческом. Прорыв, который потребовал огромных усилий, огромного напряжения, без которого нам было бы просто не выжить. Потому с жертвами не считались, как не считаются с жертвами во время войны. Потому как на войне ставка тогда была больше чем жизнь. Ставка на войне одна – победа. А война для нас началась отнюдь не в сорок первом. Много раньше.

За годы были сделаны дела столетий. Вот благодаря этому и одержали верх в противостоянии со злобным врагом, вознамерившемуся стереть нас вообще с лица Земли, и за которым, по правде сказать, шла вся Европа.

И тут напрашивается одна историческая параллель. Буквально незадолго до канала Москва – Волга был построен другой канал и куда более известный в мире. Панамский канал. Построен он был европейцами. Преимущественно французами, понятия не имевшими в то время о том, что такое Гулаг. Этот канал был много короче нашего. Всего 82 км. Он соединяет Панамский залив Тихого океана с Карибским морем.

Но ждать мы не можем. Цивилизационный марш требует жертв. Вот они на картине Савицкого. Но не будем сильно печалиться, воздавая должное жертвенному подвигу этих людей. Надо только помнить о них с болью и благодарностью в сердце. И ставить поминальные кресты не только у берегов канала Москва – Волга как бы в упрёк тому не простому времени.

И вот тут я хочу высказать мысль, которая покажется парадоксальной, и не всем понравится. По-моему, памятник-крест этот лицемерный. Моралисты уже и напряглись, прочитав этакое. Да как это можно. Почему? Да очевидно. Потому как я убеждён, что этот крест-памятник был создан не столько, чтобы помянуть скорбным словом несчастных, сколько обвинить время. Всю эту эпоху, творимую большевиками.

Хорошо, пусть так. Но вот давайте на том же круизном корабле пройдем от Москвы до Петербурга. Приплыли в северную столицу, и почему бы нам после этого не вспомнить про все жертвы петровской эпохи? А не вспомнить ли нам про то, что прекрасный город был возведен, как говорят, на костях? Русских косточках, как выразился Некрасов.

Производственные отношения в период крепостной мануфактуры в основе своей были капиталистическими, но были облечены в феодально-крепостническую форму. Крепостной рабочий не добровольно, а принудительно продавал свой труд и не мог сменить хозяина. Предприниматель-капиталист был одновременно помещиком, имел в собственности не только предприятие, но землю и рабочих. Именно крепостное право служило инструментом, позволившим приспособить капиталистическую мануфактуру к феодальному строю.

На русских костях был осуществлен весь цивилизованный прорыв в петровские времена. И никак иначе этот прорыв и не мог быть сделан. Если хотите, он был обусловлен исторически. Без него России могло бы и не быть. Дорогую цену заплатила Россия. Говорят, население страны уменьшилось на четверть после правления Петра. Да цена была дорогой. Но и прорыв тоже состоялся. Вспомним Пушкина. Хрестоматийное.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра.
А вот и ещё не менее известное:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

То есть отношение Пушкина к исторической роли Петра первого в создании новой России более чем понятно. Оно позитивное. Был культ, обусловленный его родовым положением, но была и личность. То же самое было сказано и о Сталине, который осуществил ещё более впечатляющий прорыв. Хотя тут у сына сапожника никакой родословной и не было. И так парадоксально ему никаких памятников. А Петру их не счесть.

Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался.
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

А если напряг, то, как следствие, и страдания, пот и кровь, и хождение по мукам. Неизбежно. А значит и стоны, и жалобы. И желание пожалеть. И это в лучшем случае. А в худшем случае - среди жалобщиков целое сонмище лицемерных душелюбов. Делающих на своих стенаний по поводу напряга имя себе и известность. И нам ли их не знать, особенно в наши дни. Вот, как например, выразился по этому поводу Евгений из той же поэмы. Несчастный, которого едва не снёс бурный исторический поток. Он со злостью смотрит в горделивый и властный лик кумира. Правда его жалоба скорее звучит, как угроза.

Куда более мудро выразился по этому поводу Некрасов в конце стихотворения.

Савицкий "Ремонтные работы на железной дороге" описание?

Савицкий "Ремонтные работы на железной дороге" сочинение?


Я начала бы с того, что составила небольшой бы для себя план. Внимательно изучила бы картину, оценила сюжет, переданное настроение. На картине изображён тяжёлый труд, рабочая атмосфера людей. Картина написана хаотично: очень много людей, все суетятся, что-то делают. Нет определённого фрагмента, который бы привлёк внимание. Глаза по картине разбегаются. На картине изображены рабочие крестьяне. Судя по их одежде, они подневольные. Больше преобладают из одежды серые халаты женщин и рубахи мужчин. Чувствуется измождение и усталость людей. Будто все в замедленной съёмке. Если рассмотреть картину повнимательнее, то можно на ней заметить хозяина-надсмотрщика­ . Тем самым подтверждая тот факт, что крестьяне работают не по своей воле. О том, что на картине изображена железная дорога, определить мы можем только по столбам, которые уходят вдаль.

Картина "Ремонтные работы на железной дороге" была написана художником Савицким в 1874 году.

На этом полотне художник изобразил труд простых рабочих, которые занимаются ремонтом полотна железной дороги.

Описание картины:

Весь передний план картины занимают просто одетые люди с тяжелыми тачками, груженными землей и камнями. Они катят тачки и мышцы вздуваются от натуги на их изможденных телах. Тяжел ручной труд.

Вокруг много мусора и разбитых тачек. Рабочим приходится пробираться через эти завалы и оттого им вдвойне тяжело. Нескончаемая вереница рабочих цепочкой поднимается по склону холма.

Время года на картине скорее всего ранняя осень, потому что деревья уже начали желтеть, а трава пожухла. Хорошо, что это не зима, как было в стихотворении Некрасова "Железная дорога.

На заднем плане мы видим одинок стоящего мужчину в богатой одежде. Это какой-то начальник, надсмотрщик. В его руках что-то вроде хлыста и он наверное пускает его в ход, если оказывается недовольным расторопностью рабочих.

В правой части картины видны столбы железной дороги, уходящие вдаль.

Картина "Ремонтные работы на железной дороге" оставляет гнетущее впечатление, на ней мы видим эксплуатацию человека человеком и это не может нравится. Но сама картина очень сильная и реалистичная.

Чему учит картина "Ремонтные работы на железной дороге"

Эта картина учит нас тому, что во все времена находятся те, кто готов использовать труд других людей для достижения своих целей, кто готов эксплуатировать простой народ, просто потому, что у народа нет иного выхода.


Картина Константина Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге" очень проста. На железной дороге в интенсивном темпе ведутся какие–то земляные работы.

Техника примитивна: лопата, тачка (катаемая по специальной доске), кирка, так что рабочим приходится тяжко; на наиболее крутых подъемах им помогают мальчики–подручные, зацепляющие тачку крюком. На пригорке стоит подрядчик, чей курьезный наряд с кумачовой рубахой навыпуск контрастирует с грязными одеждами рабочих. Вокруг типичный среднерусский пейзаж.

Теперь перейдем к более внимательному наблюдению. Для начала разберемся, чем именно заняты рабочие. Собственно железнодорожные пути работами не затронуты, так что рабочие, по всей видимости, исправляют откосы или углубляют водоотводные канавы. Можно предположить, что этот участок дороги то ли подвержен оползням, то ли заливается водой, так что такие меры должны помочь.

Железная дорога выглядит, на наш взгляд, весьма жалко. И немудрено: рельсы на тот период весили 33 кг на метр (современные — 75 кг) и укладывались на шпалы, представлявшие распиленный напополам обрезок бревна, с двумя засечками — площадками под крепление рельса (шпалы не антисептировали, и их приходилось менять каждые 3–4 года); балластировался такой путь песком (современный — расклинивающимся щебнем). В общем, под современным поездом такой путь просто бы развалился. Но старинный поезд тоже был не особенно впечатляющим: грузоподъемность вагона составляла около 10 тонн (сегодня как минимум 65–70), а вагонов в нем было 20–25.

Сами рабочие — обычные крестьяне в повседневной одежде (не совсем, усатый мужик в центре похож на опустившегося барина). Можно было бы предположить, что их наняли в ближайших деревнях, но это не всегда было так. Земляные работы ведут летом, как раз тогда, когда крестьяне более всего заняты, так что значительная часть рабочих иногда приходила наниматься на "чугунку" издалека, из тех перенаселенных губерний, где и в сентябре есть лишние руки.

Получают рабочие где–то 30–50 копеек в день, и вполне этим довольны. Хотя искусствоведы традиционно жалеют персонажей картин, занятых тяжким физическим трудом, самим крестьянам было себя не жалко — они–то осознавали, что не обладают никакими специальными навыками, и отнюдь не ожидали, что их наймут читать лекции по грамматике санскрита.

Все рабочие временные, нанятые на лето, не напрямую железной дорогой, а мелкими субподрядчиками — как раз один такой и изображен на картине. Что с ними будет, когда выпадет снег? Они пойдут, но не восвояси, а в город, искать другую простую работу — тому, кому нет дела в деревне летом, тем более нет дела и зимой. Эти крестьяне были крестьянами лишь в том смысле, что в деревне жили их семьи, которые они навещали раз в несколько лет — точно как современные таджики–гастарбайтеры.

Теперь мы подходим к самому любопытному в картине — ее контексту. Для нас железная дорога — это такая штуковина, где ходят поезда (не совсем так, в последние годы этот опыт обогатился шубохранилищем). Для любого образованного россиянина в 1875 году железная дорога — это прежде всего всего сосредоточение коррупции невиданного ранее масштаба, источник возникающих ниоткуда за пару лет гигантских состояний, повод и причина миллионных взяток, развращающих высшую бюрократию. Железная дорога насквозь проникнута воровством и обманом, в котором замазаны все — от министров, выдающих концессии на постройку дорог, до контролеров, за копеечные взятки пропускающих зайцев.

Теперь картина предстает в другом свете. На полотне посетитель Передвижной художественной выставки видел людей, занятых честным тяжелым трудом за небольшую денежку, а прямо рядом с собой в зале — миллионеров, составивших состояние на эксплуатации этого труда. Хотя владелец картины Павел Третьяков лично не участвовал в железнодорожном бизнесе, он водился со множеством людей и бывал во множестве домов, построенных на прибыль от именно таких работ. Представьте себе ваше впечатление от картины "Таджики копают котлован для олимпийского стадиона" — это будет максимально точный аналог тех мыслей и чувств, которые охватывали современников при виде картины.

Продолжим наше исследование. Мы точно знаем, когда и где именно написана картина — художник наблюдал железнодорожные работы в 1873 году, близ станции Козлова Засека Московско–Курской железной дороги. Эта дорога на тот момент была центром ожесточенной экономической и политической битвы между сторонниками казенного и частного железнодорожного строительства. Битва была долгой, она заняла все 1860–е годы, и окончилась полной победой частных предпринимателей.

Не стоит думать, что это была битва между либералами и государственниками: частные железные дороги были концессионными, находились в жестком государственном регулировании и обильно субсидировались казной. Скорее надо думать об этих событиях, как о конфликте традиционных казнокрадов (привыкших воровать на казенном строительстве) с союзом бюрократов–взяточников (ожидающих вознаграждения за выдачу концессий) и частников–жуликов (расчитывающих выманить из казны субсидии). И даже это неверно — с обеих сторон, при ошеломляющем размахе коррупции, на ключевых постах постоянно оказывались честные люди, действовавшие по убеждению.

Московско–Курская дорога стала лебединой песней лидера партии казённых железных дорог Павла Мельникова (памятник ему стоит на площади трех вокзалов в Москве). В попытке доказать преимущество казенного строительства над частным он решил выстроить дорогу чрезвычайно дешево, дешевле всех предложений, которые делали казне концессионеры.

Дорога, построенная к 1869 году, действительно оказалась очень дешевой, почти в два раза дешевле Николаевской — да только построена она была невероятно халтурно. На дороге непрерывно происходили разрушения путей, обрушения сооружений, аварии, поезда сходили с рельс чуть ли не ежедневно. Дорогу называли "костоломкой", а ремонтные бюджеты поглощали всю прибыль. Результат оказался противоположен ожиданиям Мельникова — Московско–Курская дорога оказалась последней дорогой, выстроенной казной (до 1890–х годов, когда начался обратный процесс национализации дорог), сам же Мельников в 1869 году лишился министерского поста.

Теперь начинается самое удивительное. Чижов решил, что государство само радо будет сбыть Московско–Курскую дорогу с рук, так что миллионных взяток при приватизации он платить не станет. Такая политика требовала смелости. Вначале к концессионерам подкатил мутный миллионер Губонин, выступавший агентом министра двора графа Адлерберга, и объявил, что если графу не дадут бесплатно акций дороги на 3 млн. рублей, он сделает так, что государь не подпишет документы, что бы ни постановили министры. Губонина послали к черту. Потом на концессионеров напали лжеконкуренты–вымогатели и потребовали 1.5 млн, угрожая перебить их предложение более дорогим (строить дорогу они не собирались, достаточно было сорвать торги и затянуть дело). Из тоже отшили. В конце–концов Чижов оказался прав, и дело удалось провести без взяток. Московско–Курская дорога стала единственной дорогой, приватизированной честным образом и на выгодных для казны условиях — и (увы, поздно хватились) последней приватизированной дорогой. При приватизации железной дороги исправление многочисленных недоделок было даже оговорено в уставе дороги, и казна оставила для этих целей за новыми владельцами около ее 10% стоимости.

Итак, рабочие на картине не просто чинят железную дорогу — это частные владельцы исправляют фантастический брак, который сотворился в попытке организовать показательную, быструю и дешевую казенную стройку. Говоря обобщенно, мы наблюдаем победу частного предпринимательства над провалившимся госкапитализмом.

Теперь перейдем к вопросу о том, кто кого эксплуатирует и обманывает на картине. Казну, как мы выяснили, в данном случае не обманули, капиталисты заплатили за дорогу правильную цену. Рабочих, надо предположить, тоже никто не обманывает — они продают свой труд по нормальной текущей рыночной цене. Неужели в России, да никого не обманули? Конечно же обманули. В 1891 году казна выкупила дорогу (возможность выкупа через 20 лет была условием концессии).

Основным инструментом, позволявшим казне получить финансирование для выкупа, были консолидированные железнодорожные облигации. Приблизительно половина облигаций покупалась государственными сберкассами — ну а потом миллионы вкладов в них, принадлежавших преимущественно простым людям, были аннулированы Советской властью. Другая половина половина была распродана во Франции — разумеется, и по этим долгам большевики платить не стали. Итак, за железную дорогу, видимую на картине, в конечном счете пришлось расплатиться французскому рантье.

Ну и напоследок отметим связь этой картины с другим полотном, ныне знаменитым очередями к нему — серовским портретом девочки с персиками. При чем тут Девочка с персиками? Все очень просто, эти рабочие зарабатывают ей на персики. Савва Мамонтов, отец Девочки с персиками, и был одним из крупнейших акционеров Московско–Курской дороги.

Описание картины художника К.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге". Самостоятельная работа в 8 классе по теме: Обособление второстепенных членов предложения. Может быть использована для подготовки к экзаменам.

ВложениеРазмер
kartina_hudozhnika_k.doc 599 КБ

Предварительный просмотр:

(Задание: вставить обособленные члены предложения, подходящие по смыслу, используя слова для справок.)

На картине изображен жаркий летний день. Трава ……….. Вдаль уходят высокие телеграфные столбы………

У железной насыпи идет напряженная работа. Справа …… землекопы подымают лопатами пласты земли ……… нагружают их в тачки и везут по деревянному настилу……..

Лица и руки загорелые…………, рубахи…………, - всё говорит о том, что люди трудятся от зари до зари. Тачки………. Свидетельствуют, что с их хозяевами произошло несчастье.

Дети, старики, молодые…… с трудом сдвигают с места тачки………

Болят согнутые спины, напряжены мускулы рук, пот заливает лицо, а распрямиться нельзя: вдали……. , стоит рыжебородый десятник …………

Образы крестьян жизненны и правдивы. На переднем плане – могучий богатырь ……………..

…………., он везет свою тачку………… А вот старик, лицо его ………….. угрюмо, сосредоточенно. Рядом…. Мальчик с лицом……… , взором……….

вызывают чувство негодования против угнетателей народа.

Слова для справок: определения(огромные, тяжелые; загорелые, почерневшие от пыли и солнца; груженные землёй; бледным, исхудалым; молчаливый, углубленный в свои мысли; поблекшая от зноя и пыли; вылинявшие, залатанные, давно не стиранные; держащий в руке палку; прикрытое волосами; изображающие каторжный труд строителей железной дороги; усталым, измученным; перевёрнутые вверх дном); обстоятельства(; изнемогая от жары; ни на кого не глядя; слева; напрягаясь изо всех сил, стараясь сохранить равновесие; на горе; на пригорке; ); приложения( обладатель огромной физической силы)

На картине изображен жаркий летний день. Трава, поблекшая от зноя и пыли. Вдаль уходят высокие телеграфные столбы, исчезая в туманной дымке.

У железной насыпи идет напряженная работа. Справа ,на горе, землекопы подымают лопатами пласты земли, огромные, тяжелые, нагружают их в тачки и везут по деревянному настилу, напрягаясь изо всех сил, стараясь сохранить равновесие.

Лица и руки загорелые, загорелые, почерневшие от пыли и солнца, рубахи, вылинявшие, залатанные, давно не стиранные, - всё говорит о том, что люди трудятся от зари до зари. Тачки, перевёрнутые вверх дном, свидетельствуют, что с их хозяевами произошло несчастье.

Дети, старики, молодые, изнемогая от жары , с трудом сдвигают с места тачки, груженные землёй. Болят согнутые спины, напряжены мускулы рук, пот заливает лицо, а распрямиться нельзя: вдали, на пригорке, стоит рыжебородый десятник, держащий в руке палку.

Образы крестьян жизненны и правдивы. На переднем плане – могучий богатырь, обладатель огромной физической силы, он, молчаливый, углубленный в свои мысли, везет свою тачку, ни на кого не глядя . А вот старик, лицо его, прикрытое волосами угрюмо, сосредоточенно. Рядом, слева, мальчик с лицом, бледным, исхудалым, взором, усталым, измученным

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. .


Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. .

Учебный предмет: литератураКласс:6Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2013.Тема урока: Н.А.Некрасов.

Читайте также: