Рецензия на итоговое сочинение учащегося 11 класса

Обновлено: 08.07.2024

Такой вид работы, как сочинение-рецензия школьники пишут в 7,8,9,10,11 классах.
До 7 класса школьники выполняют схожий вид творческой работы - отзыв.

Отличие рецензии от отзыва.

Рецензия — это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению.
Другими словами, рецензия — это текст, в котором даётся критический анализ произведения, его оценка.

В отзыве достаточно выразить свое отношение к произведению, а в рецензии не только выражается отношение к прочитанному, но и анализируется содержание произведения, художественное мастерство писателя, что требует определенной начитанности, литературного развития, литературоведческих знаний, умения находить и определять художественные средства, с помощью которых писатель воплощает идею произведения.

  • Детально знать содержание произведения и видеть особенности художественной формы рецензируемого произведения;
  • Уметь отметить наиболее значимые темы и проблемы, которые нашли отражение в произведении;
  • Сформулировать свою позицию, свою точку зрения по поводу прочитанного;
  • Аргументировать свою точку зрения;
  • Сделать выводы и обобщения.

Главная задача рецензента — осознать авторскую позицию, выяснить, какими средствами автор доносит ее до читателей, какого эффекта достигает, а также оценить произведение с точки зрения актуальности и значимости поднятых в нем проблем и своего читательского восприятия. Поэтому при кажущемся на первый взгляд сходстве с отзывом рецензия отличается тем, что все, в чем убеждает читателей автор рецензии, он делает на основе глубокого анализа: смысла названия, темы, идеи, сюжета, системы персонажей, особенностей композиции.
Под углом зрения рецензента — анализ авторской позиции, достоинств и недостатков произведения, авторского мастерства в изображении героев и событий, стиля или манеры писателя. Уместно также определить место произведения в контексте культуры и/или истории.

Как писать сочинение-рецензию: план рецензии, содержание.

1) Вступление:

предварительное мнение о книге;
первоначальная оценка;
формулировка основной темы произведения;
краткие сведения об авторе или истории создания;
подготовка читателя к восприятию рецензии.

Клише для вступления в сочинении рецензии:
Во вступлении можно использовать следующие фразы:
Многим знакомы книги.
Кто не знает героев книг.
Поводом для создания повести послужила история.
Автор ставит перед нами сложные вопросы, связанные с.

2) Основная часть:

Аргументированный анализ содержания произведения и авторской позиции.
Подкрепление своих выводов примерами из произведения(портрет героя, описание места действия, воспроизведение внутреннего мира героев, их переживаний)
Анализ языковых средств.

Клише для основной части в сочинении рецензии:
Автор полагает (убеждён, считает, уверяет).
Автор одобряет (воехищается, разделяет точку зрения).
Книга поражает обилием.
Попробуем разобраться.
Подробнее стоит остановиться на эпизоде.
Широко используются оценочные слова, риторические вопросы, восклицания, эпитеты, сравнения.

3) Заключение:

Клише для заключения в сочинении-рецензии:

Обобщим сказанное.
Анализ произведения позволяет утверждать.
Книга эта очень понравится тем, кто.
Автор призывает своих читателей.
Закончить хочется словами одного из героев книги.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ СОШ №7 города Россоши Россошанского муниципального района

Тема: «Система подготовки учащихся

Кочергина Елена Ивановна,

учитель русского языка

МБОУ СОШ №7 г. Россоши.

Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению

Ежегодно по всей стране проходят государственные экзамены, для допуска к которым необходимо написание итогового сочинения. Ни для кого не секрет, что данное сочинение может принести абитуриенту до 10 баллов при поступлении в вуз.
Система оценивания итогового сочинение проста:
"зачёт"/"незачёт"

Чтобы успешно написать сочинение, ученику необходимо получить "зачёт" по 3 из 5 критериев, обязательными из которых являются критерий №1 и №2.

Критерии:
№1. Соответствие теме
№2. Аргументация и привлечение литературного материала
№3. Качество речи
№4. Композиция и логика рассуждения
№5. Грамотность

Время написания экзамена - 3 часа 55 минут.

Во время проведения итогового сочинение на столе экзаменуемого должны находиться:

1. Бланки регистрации и записи
2. Гелиевая капиллярная ручка с чернилами черного цвета
3. Документ, удостоверяющий личность
4. Лекарства и питание (при необходимости)
5. Орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации
6. Специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов)

В начале сентября ученикам сообщили направления сочинений , в рамках которых будут даны темы.

Повторяем, что для того, чтобы получить "зачёт" по сочинению необходимо раскрыть предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привести хотя бы один литературный аргумент.

Направления тем 2017/2018 года:

Алгоритм работы при написании итогового сочинения:

1) Выбор темы. К данному шагу стоит отнестись очень серьезно, так как при выборе темы нужно быть уверенным, что ваши аргументы подойдут и раскроют смысл высказывания. Поэтому тему стоит выбрать более простую и понятную для вас.
2) Выявление проблемы, содержащейся в теме.
3) Формулировка тезисов, полностью раскрывающих тему.
4) Подбор литературных произведений, с помощью которых вы будете высказывать свою позицию.
5) Написание чернового варианта работы.
6) Внесение исправлений в композицию и в речевое оформление.
7) Перенос сочинения на бланк.

Каждому экзаменуемому будут выданы черновики с печатями, которые в конце экзамена необходимо сдать. Прежде, чем Вы займетесь написанием самого сочинения, Вам необходимо набросать план на одном из черновиков. Во время выбора тема, вы можете набросать художественные произведения, которые будете использовать в качестве аргументации. После выбора темы ваша основная задача - сформулировать основной тезис (мысль, которую вы будете объяснять в своем сочинении). Необходимо проследить, чтобы на протяжении всей работы вы не отходили от своей мысли и правильно раскрыли тему, ответив на поставленные вопросы.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: КАК ПИСАТЬ?

Итак, мы столкнулись с непростой задачей - написанием итогового сочинения. Сразу же возникают вопросы:

Какой должна быть структура (план) сочинения?

Из каких частей оно должно состоять?

Попытаемся ответить на них.

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет):

hello_html_m353c1a2a.jpg


ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.

2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст - рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.

6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

8. Продумайте композицию сочинения.

9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.

14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.

ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.

РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ.

КОМПОЗИЦИЯ – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.

Принято различать логическую и композиционную структуру сочинения, которые тесно связаны.

Традиционно выделяют три части сочинения:

ВСТУПЛЕНИЕ, задача которого – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором подводится итог, обобщается сказанное.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.

ПОМНИТЕ: подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение.

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОЕ

Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.).

БИОГРАФИЧЕСКОЕ

Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме.

Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.

КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заключение должно подводить итог всей работе, логично завершать размышления над темой сочинения. Заключение должно быть органично связано с основным текстом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вывод – это не простое повторение аргументов, это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.

ЗАПОМНИТЕ! Общий объём вступления и заключения не должен превышать 1/4 всего сочинения. Вступительная и заключительная часть сочинения не должны быть слишком большими и могут состоять из 5 – 8 предложений. В любом случае необходимый объём каждой части сочинения должен определяться не механическим подсчётом слов и предложений, а логикой развёртывания мысли.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.

Работая над сочинениями, постарайтесь найти для себя те варианты вступлений и заключений, которые хорошо удаются и не требуют больших затрат сил и времени.

ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО

Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке возвращаются к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Вопросительное предложение, в т.ч. риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.

ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ

Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысль.

КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.

Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац – это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован.предложения не следуют логически друг за другом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Поскольку это сочинение-рассуждение запомните типичную структуру абзаца текста – рассуждения:

иллюстративная часть (доказательства, примеры)

Новый абзац – это новая мысль, связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой.

Примеры вступления.

1. Всем известно; что . Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди. Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст . тоже посвящен .

2. Люди часто размышляют о том, что . (

3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности . . Кто-то считает, что . Кто-то.

Переход к основной части.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.

3. Размышляя о . я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором.

Обращение к произведению.

1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе. (автор, название).

2. Вспомним героя повести. (автор, название).

3. Обратимся к роману. (автор, название).

Выводы и заключение.

1. Писатель считает, что.

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о.

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод.

2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что.

Разнообразие используемых автором сочинения логических связок свидетельствует о хорошем владении письменной речью.

Таким образом, построение связного текста – это кропотливая работа, требующая внимания и развитого языкового чутья.

ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА

В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от учащегося потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.

Рассмотрим приёмы привлечения текста в процессе работы над сочинением.

ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ на произведение, определённый эпизод, высказывание автора, персонажа. Этот приём обычно используется при анализе крупных эпических произведений и позволяет в самом общем виде передать их содержание.

СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.

ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это дословная выдержка из какого-либо произведения. Она должна быть абсолютно точной, включая орфографию и пунктуацию автора, без изменений и искажений.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ.

Предложение с косвенной речью представляет собой СПП, в котором главная часть передаёт слова автора, а придаточная – чьё-либо высказывание. Косвенная речь передаёт чужую речь не дословно, а лишь с сохранением общего содержания, что удобно в ситуации, когда невозможно проверить точность цитаты. Однако и в этом случае недопустимо искажение общего смысла высказывания.

ПОМНИТЕ! Переводя прямую речь в косвенную, будьте внимательны, чтобы избежать грамматических ошибок.

КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ.

ТИПЫ ОШИБОК:

Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм употребления и сочетаемости слова.

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Искажения литературных текстов и фактические ошибки.

В процессе привлечения литературного материала в итоговое сочинения школьники, плохо знающие текст избранного для аргументации произведения, искажают содержание прочитанных книг, допуская следующие фактические ошибки:

1) искажение имен, фамилий, инициалов писателей;

2) искажение названия произведения;

3) искажение имен, фамилий литературных героев;

4) неточное указание дат;

5) ошибки в названии мест событий, географических названий;

6) искажение жизненной правды;

7) искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении;

8) ошибки в указании литературного жанра;

9) ошибки в использовании литературоведческих терминов;

10) искажение авторской позиции;

11) неточности в цитировании, искажение знаков препинания в цитатах.

Для предупреждения фактических ошибок в подготовительный период следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.

7. Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.

Перед написанием заключения имеет смысл перечитать вступление, что поможет вспомнить, какие проблемы были поставлены в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением. Отсутствие логической связи между вступлением и заключением сочинения – одна из самых частотных содержательно-композиционных ошибок, а работы с соблюдением этого условия, как правило, выглядят композиционно завершенными.

Типичной структурно-композиционной ошибкой является отсутствие аргументов и примеров к выдвинутым тезисам или их логическое несоответствие. При этом переход от одного тезиса к другому тоже требует определенных логических связок, помогающих сделать текст сочинения целостным и композиционно стройным.

Кроме того, выпускник должен следить за соразмерностью частей итогового сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать на более трети всего текста, а основная часть работы – две трети. При этом не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение слишком кратким, что часто наблюдается в реальных работах выпускников.

Низкое качество речи и речевые ошибки;

В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.

Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;

3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;

4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

5) смешение лексики разных исторических эпох;

6) нарушение лексической сочетаемости;

7) употребление лишнего слова (плеоназм);

8) речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

9) необоснованный пропуск слова;

10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.

Упражнение 1. Прочитайте тему сочинения. Определите ключевое слово. Чему должно быть посвящено основное содержание сочинения по этой теме?

Упражнение 2. Прочитайте тему сочинения. Найдите ключевое слово, которое определит основное содержание вашей работы.

Ответ: ключевое слово – психологические. Комментарий. В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.

Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.

Все 15 работ признаны соответствующими установленным требованиям:

Требование № 1 «Объем итогового сочинения ( изложения).

Требование №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения ( изложения).

Все работы были допущены для проверки по критериям.

Композиция и логика рассуждения

Качество письменной речи

Анализ по критериям

требование 1 (кол-во слов)

требование 2 (самост-ть)

- анализ результатов итоговых сочинений показал, что учащиеся с данной работой справились;

• усилить работу на уроках русского языка и литературы по речевому оформлению текста, используя при этом различные грамматические конструкции, лексику и термины;

выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте;

• на уроках проводить виды чтения: поисковые (с ориентацией на отбор нужной информации), исследовательские и другие;

• совершенствовать гуманитарные навыки работы обучающихся со справочной, литературоведческой и лингвистической литературой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

Анализ итогового сочинения


Содержательный анализ по результатам проверки итогового сочинения 2018 г.


Анализ итоговых сочинений.

Содержательный анализ итоговых сочинений по литературе.


Содержательный анализ по результатам проверки итогового сочинения (изложения)

Анализ результатов проверки сочинений позволяет выявить положительные тенденции в умении учащихся правильно интерпретировать отвлеченные понятия, находить в тексте аргументы в соответствии с выбранной.


АНАЛИЗ ПРОБНОГО ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Пробная работа по литературе в формате ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ -продолжительность 4 урока.

Анализ результатов итогового сочинения (изложения) в 11 классе

Анализ по результатам проверенных сочинений позволяет выявить положительные тенденции, свидетельствующие об эффективности данной формы проверки общекультурной, языковой, коммуникативно-речевой и литературной подготовки обучающихся выпускных классов.

Анализ результатов итогового сочинения (изложения) в 11 классе от …

Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут (3 часа 55 минут).

В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся и выпускников прошлых лет, заполнение ими регистрационных полей и др.).

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерии оценивания итогового сочинения:

К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Пять тематических направлений, по котором выпускники писали сочинение в декабре 2019 года, определило Министерство образования и науки РФ:

211.Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

301.Почему так трудно отвечать добром на зло?

413.В чём разница между смирением и покорностью?

505.Всегда ли он достоин её?

Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

Почему так трудно отвечать добром на зло?

В чём разница между смирением и покорностью?

Всегда ли он достоин её?

Анализ работ показал, что большая часть учащихся строили свои рассуждения на основе литературного материала. Причем, большинство из них привели в качестве доказательства не менее 2-х произведений. Учащиеся приводили в качестве удачных аргументов примеры русской и зарубежной классики, фантастики, современной литературы, публицистической литературы; уместно упоминали имена литературных персонажей, эпизодически использовали сжатый пересказ, что свидетельствует о хорошем знании текстов художественных произведений.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивалось по пяти критериям:

• Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь еѐ раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели

Всего экзаменуемых – 26

Получили зачет - 26

• Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

• Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

• Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

• Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

• К недостаткам по данному критерию можно отнести следующее: отдельные работы демонстрируют примитивность письменной речи, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала.

• Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Типичные грамматические ошибки: нарушение согласования и управления, нарушение границ предложения, объединение синтаксической связью разнотипных синтаксических единиц.

Участники итогового сочинения имеют глубокие знания текстов литературных произведений, но в тоже время обращает на себя внимание достаточно высокий процент речевых ошибок (хотя они и не затрудняют восприятие текста сочинения, но ухудшают качество письменной речи).

С учетом изложенного выше, в целях повышения уровня речевой, орфографической и пунктуационной грамотности выпускников рекомендовано:

• Проводить практикумы по обучению написания сочинения на определенную тему;

• Использовать на уроках по развитию речи прием самоанализа созданного текста с точки зрения содержания и формы, а также редактирования текста;

• Больше уделять внимания на уроках литературы работе с текстом. Акцентировать внимание на вопросах теоретического плана: литературные направления, жанровое своеобразие.

Вывод 1. Анализ орфографических ошибок.

1) написание производных предлогов;

2) н и нн в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных

3) чередование корней

4) приставка –пре-при

5) графические ошибки

Вывод 2. Анализ пунктуационных ошибок.

Наиболее частотные ошибки связаны с темами:

ü Расстановка знаков препинания там, где их не должно быть;

ü Нарушение правил пунктуационного оформления конца предложения.

Вывод 3. Анализ грамматических ошибок.

ü образование основ настоящего времени глаголов;

ü неправильное употребление временных форм глаголов;

ü образование действительных и страдательных причастий;

ü согласование подлежащего;

ü неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

Участники итогового сочинения в целом продемонстрировали умение подчинять материал теме; аргументировать тему, анализируя литературные произведения; логично выражать свои мысли; использовать в письменной речи разнообразную лексику и различные грамматические конструкции.

Анализ по результатам проверенных сочинений позволяет выявить положительные тенденции, свидетельствующие об эффективности данной формы проверки общекультурной, языковой, коммуникативно-речевой и литературной подготовки обучающихся выпускных классов. Среди важнейших параметров качества ученических работ можно выделить овладение следующими умениями:

ü применение терминологии литературоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа;

ü знание текста, выбранного в качестве аргумента: апелляция к тексту художественного произведения в своих суждениях (интерпретация, цитирование, комментарии, пересказ, анализ).

ü умение рассуждать на предложенную тему ;

ü знание русской и зарубежной классической литературы.

Содержательный анализ итоговых сочинений выявил отрицательные стороны работ:

ü невысокий уровень культуры письменной речи;

ü употребление слова в несвойственном значении, неправильное употребление местоимений, употребление слов иной стилевой окраски;

ü неуместное употребление канцеляризмов, фразеологизмов, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов;

ü нарушение лексической сочетаемости;

ü нарушение согласования, управления;

ü ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастиями, деепричастными оборотами, причастиями, причастными оборотами, ошибки в построении сложноподчиненных предложений;

ü м ногие учащиеся имеют неглубокие знания текстов литературных произведений, поэтому продолжают использовать в рассуждениях общие фразы, заготовленные клише;

ü наличие в работах:

*речевых ошибок (хотя они и не затрудняют восприятие текста сочинения, но ухудшают качество письменной речи выпускников);

*фактических ошибок (в основном при использовании материала из классической литературы 19 в.):

- неосмысленный пересказ текста;

- неверное указание жанра произведения;

-фактические ошибки в трактовке материала произведения;

*орфографических ошибок, что свидетельствует о неумении пользоваться орфографическим словарём.

С учетом анализа результатов итогового сочинения необходимо проанализировать с учащимися:

- формулировки тем, предложенных для написания итоговых сочинений, проанализировать возможные варианты планов написания сочинений по предложенным темам;

- аргументы, приведенные в итоговых сочинения, организовать обсуждение аргументов, наиболее подходящих к предложенным темам;

- ошибки, допущенные при формулировке тезисов итоговых сочинений, отборе содержания, аргументов, возможные варианты корректировки допущенных ошибок;

- выявленные в итоговых сочинениях речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки;

С целью недопущения ошибок в интерпретации авторского замысла организовать обобщение, повторение изученных произведений в разных формах: творческие пересказы, анализ эпизодов, характеристика, в том числе и сопоставительная героев, анализ системы образов.

В целях подготовки к итоговому сочинению развивать у учащихся:

-анализ в теме сочинения не только ключевых слов, но и вопроса, на который необходимо ответить;

-анализ/ самопроверка сочинений на соответствие предложенной/выбранной теме, а не тематическому направлению;

-формулировка тезиса сочинения по предложенной теме, а не по тематическому направлению;

-составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой, сформулированным тезисом, а не в целом по тематическому направлению;

-подбор аргументов из произведений не к тематическому направлению, а выбранной теме;

-формулировка и корректировка вывода в соответствии с темой и тезисом сочинения, а не с тематическим направлением;

-следование составленному плану работы и обоснование связанных с темой тезисов;

-выделение в работе смысловых частей, расстановка их в нужном порядке с замыслом и логикой работы;

-анализ соотношения друг с другом вступления и заключения сочинения;

-определение логики переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения;

-анализ и корректировка композиции сочинения, соблюдение принципа соразмерности частей сочинения;

-нахождение и редактирование фактических ошибок;

-нахождение и редактирование речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.

С учетом изложенного выше, в целях повышения уровня речевой, орфографической и пунктуационной грамотности выпускников рекомендовано:

• Проводить практикумы по обучению написания сочинения на определенную тему;

• Использовать на уроках по развитию речи прием самоанализа созданного текста с точки зрения содержания и формы, а также редактирования текста;

• Больше уделять внимания на уроках литературы работе с текстом. Акцентировать внимание на вопросах теоретического плана: литературные направления, жанровое своеобразие.

Читайте также: