Развитие речи сочинение рассуждение по картине

Обновлено: 05.07.2024

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостной личности, где на первый план выступает ценность человека, которая воплощена, прежде всего, в его индивидуальности, что связано с проблемой творчества.

Многие исследователи и педагоги отмечают, что речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека. Одновременно речь является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры, выступает необходимым условием воспитания и обучения.

Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности ребенка обладают уроки развития речи. Деятельность учителя на них заключается в создании условий, при которых у ребенка появляется потребность в высказывании, повышении речевой мотивации, желании выразить свои мысли и чувства, развитии творческих способностей. Эта деятельность должна волновать ребенка, вызывать потребность самовыражения. Сочинение как вид творческой работы занимает особое место, т.к. с одной стороны является предметом обучения, а с другой стороны - средством достижения конечной цели- формирования коммуникативно-речевых умений учащихся.

На становление личности, развитие духовного мира ребенка благоприятное влияние в процессе обучения оказывает применение произведений литературы, музыки, живописи, поэтому в начальной школе большое внимание уделяется написанию сочинений по картине.

Сочинения по картине отличаются разнообразием. Как устные, так и письменные сочинения по картинам могут быть классифицированы по разным параметрам:

  • По источнику материала и типу текста (сочинение-повествование по серии сюжетных рисунков, сочинение – повествование по сюжетной картинке, сочинение – описание по пейзажной или сюжетной картине, сочинение по рисункам, картинам и т.д. )
  • По степени самостоятельности учащихся при создании собственных текстов и т.д.

В методике обучения сочинению по картине можно выделить несколько основных этапов.

1этап. Подготовка учителя к сочинению по картине.

  • Определение основных задач урока, выявление тех коммуникативно-речевых умений, которые предполагается формировать на данном этапе обучения.
  • Выбор картины в соответствии с задачами урока.
  • Анализ картины, определение ее предметного содержания, замысла художника.
  • Изучение биографии художника, истории создания картины.
  • Составление плана урока.

2 этап. Подготовка учащихся к сочинению по картине.

  • Рассматривание репродукции картины.
  • Подготовительные упражнения на уроках русского языка (лексико-орфографические упражнения)

3 этап. Урок обучающего сочинения по картине.

  • Введение учащихся в речевую ситуацию.
  • Подготовка учащихся к восприятию картины.
  • Первичное рассматривание картины.
  • Беседа по картине, ее коллективный анализ под руководством учителя.
  • Выявление основных микротем.
  • Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.
  • Работа над языковыми средствами.
  • Орфографическая подготовка.
  • Самостоятельная письменная работа учащихся.
  • Самопроверка учащимися созданного текста, редактирование.

4 этап. Проверка и анализ сочинений учителем.

5 этап. Проведение урока по редактированию и совершенствованию текстов сочинений.

В качестве примера привожу описание урока русского языка в 3 классе .

Урок русского языка, 3 класс

Задачи:

  1. Закрепить представления об архаичной лексике.
  2. Учить составлять текст-описание портрета персонажа картины.
  3. Развивать умение воспринимать содержание картины, ее композицию, детали; выражать свое отношение к изображенному, точно употреблять слова и словосочетания в тексте.
  4. Воспитывать уважение к прошлому Родины.

Оборудование:

Оформление доски к уроку:

- изготовленный из старинной узорчатой, очень твердой стали
- воинское снаряжение
- боевая булава, дубина с тяжелым корневищем или окованным набалдашником
Словесное описание портрета:
1. Облик-
фигура-
рост-
2. Лицо-
глаза-
нос-
3. Поза
4. Доспехи-
5. Конь-
План
1.
2.
3.
4.

ХОД УРОКА

I. Орг.момент

- В каком случае проще высказать свои мысли: в устной или письменной? (Проще сформулировать свои мысли в устной форме, т.к. письменная речь требует более строгого отбора слов.)

- У вас на партах лежит набор слов, составьте предложение: несколько, связанных, по, текст, это, предложений, смыслу. (Текст- это несколько предложений связанных по смыслу)

-Посмотрите на запись: комнитвокописаниелоныуьтрк

-Прочитайте спрятавшееся слово (описание)

- Сформулируйте тему урока (Наша задача - составить текст-описание)

Итак, на уроке мы будем составлять текст-описание портрета богатыря.

III. Актуализация знаний.

- Приготовьте опорный лист.

- Что это за произведение? (Это отрывок из былины)

- Что такое былина? Прочитайте об этом в словаре Ожегова

- О ком эта былина? (Эта былина об Илье Муромце)

- Что вы знаете об Илье Муромце? (Илья Муромец-это крестьянин из г.Мурома, стоял на защите русской земли и т.д.)

-Как исполнялись былины? (Их исполняли распевно, тягуче; очень часто их исполняли под музыку, пели)

- Приготовьтесь читать этот отрывок выразительно. (учащиеся готовятся, читают)

- В прочитанном вами тексте встретились устаревшие слова-архаизмы. Назовите их. (доспехи, палица, булатный)

- Посмотрите на доску. Найдите определение к термину:

  • Булатный клинок - изготовленный из старинной узорчатой, очень твердой стали
  • Доспехи - воинское снаряжение
  • Палица - боевая булава, дубина с тяжелым корневищем или окованным набалдашником

- Как вы думаете, почему архаизмы исчезли из современного языка, но не ушли из речи совсем, ведь ими до сих пор пользуются: кто и для чего?

(Ушли, т.к. уже нет тех предметов, которые они называют. А используют их писатели и поэты, ученые-историки, археологи для описания исторических событий и явлений )

IV. Накопление материала для сочинения.

1) – Вот и мы с вами сегодня на уроке тоже будем писателями и даже немного историками. Нам нужно описать портрет древнерусского воина-богатыря. Это будет не строго научное, а художественное описание портрета.

- Что такое портрет? (Портрет-это изображение человека на картине или фотографии)

-Что входит в словесное описание портрета?

Словесное описание портрета:

2) – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. И, как все добрые люди, делал добрые дела - приносил людям радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. В студенческие годы он увлекся былинами, протяжными, как дорога в степи. Один из былинных рассказов так понравился Виктору Михайловичу, что он выписал его к себе в тетрадь:

Под славным городом Киевом
На тех степях на днепровских
Стояла застава богатырская,
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович…
А и конь под Ильей, словно лютый зверь,
А и сам на коне, как ясный сокол!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад,
И пошел его добрый конь богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холм перешагивать.
А и был там Алеша Попович лад,
Что из красна города из Ростова.

- Съездил художник на Украину, поглядел на днепровские степи и родился в воображении Васнецова образ богатырской заставы. Набросал он на листке силуэты трех богатырей, сидящих на конях, широкое поле. Да что-то помешало ему сразу приняться за картину. Прошло долгих 20 лет, прежде чем Васнецов написал это полотно: картине почти100 лет, а она волнует нас и сейчас.

3) Анализ пейзажа.

- Кто изображен? (На картине изображены древнерусские богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич)

- Три богатыря зорко стоят на страже границ Родины. Число 3 на Руси имело значение множественности, поэтому трое богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих Русскую землю, воспринимают так, словно весь народ охраняет свою землю.

- Где происходит действие? (В сказочное время, в Древней Руси)

- Где стоит богатырская застава? (Место неконкретное, вся Русь, ее великие просторы)

- Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом. Вот она - богатырская застава: мимо нее ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит! На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны и суровы необъятные просторы Родины. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы, перелески. В бескрайнем небе клубятся тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи.

- Какое чувство вызывает у вас окружающая природа? (тревоги, торжественности)

- Пейзаж прост, он не отвлекает внимания о героев- богатырей.

4) Анализ фигур богатырей.

- Всадники заняли почти все пространство картины. Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а верх завершают стальные шлемы. Мы видим богатырей всех вместе, сразу. Видим как бы сразу-с земли, и от этого они выглядят торжественно. Они олицетворяют народную силу. Этого впечатления и добивался Васнецов.

- В чем богатырская сила? (Ответы детей)

- Художник не скупился на подробности. И каждая деталь имеет свой смысл.

- Центральная фигура- Илья Муромец.

- Как вы думаете почему? ( Он старше других, самый главный на заставе)

- Рассмотрите, как он выглядит. Что чувствуется во всем облике богатыря? (Мужество, сила, мощь)

Запись на доске:

  1. Облик - мужественный.
    фигура- (какая?) могучая, исполинская
    рост- (какой?) огромный, громадный
    - Рассмотрите лицо богатыря, подберите слова для описания:
  2. Лицо - мужественное, спокойное, суровое, красивое, решительное.
    Глаза - большие, сосредоточенный взгляд
    Нос - прямой, губы - крепко сжаты.
  3. Поза
    – Куда смотрит богатырь? (Он смотрит вдаль)
    - Подберите близкие по значению слова, обозначающие эти же действия. (вглядывается, всматривается)
    - Как вы думаете, почему он так напряженно всматривается? (ответы детей)
  4. Доспехи
    - На богатыре воинские доспехи. Описать доспехи богатырей вам поможет иллюстрация на опорном листе.
    -Чем защищена голова воина? (Шлемом)
    - Прочитайте, как называется часть шлема, защищающая уши? (Это науши)

- Какую форму имеет шлем? (Он высокий, остроконечный)

- Из какого материала он сделан? (Из железа, меди)

- Чем защищена грудь, спина и руки богатыря? (Они защищены кольчугой)

- Прочитайте в словаре, что такое кольчуга.

- Кроме кольчуги, богатыри надевали нагрудники с нашитыми на них четырехугольными дощечками или пластинами из железа или меди. Прочитайте, как он называется. (колонтарь)

- Что держит богатырь в левой руке? ( Щит)

- Для чего он нужен?

- Хорошо виден щит у Добрыни. Щиты делали из железа, меди, кости, дерева: на лицевой стороне было выпуклое украшение посередине, а кругом - кайма. С внутренней стороны приделывались подушка и кольца или шнуровка для надевания на руку.

- Чем вооружен Илья Муромец? (У него палица и копье)

- А Добрыня Никитич? (Мечом)

- Алеша Попович? (Луком со стрелами)

- Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане на правой стороне, пристегнутыми к поясу, а с левой стороны - лук в специальном чехле.

- Рассмотрите богатырского коня, коня Ильи Муромца. Какой он?

(вороной, могучий, статный, сильный)

- Как можно описать позу коня?

(Стоит, точно в землю врос; изгибает крутую шею, стоит величаво, высоко поднял голову, гривой потряхивает)

- Чем украшена грудь коня? (Она украшена кожаным ремнем с украшением)

- Какое впечатление возникает у вас, когда вы смотрите на портрет Ильи Муромца?

(Чувствуется спокойствие, надежность, уверенность, выдержка, мудрость.)

- Посмотрите на Добрыню. Этот витязь также спокоен, как Илья Муромец?

(Нет, т.к. на картине видно, что путь белогривому коню, на котором восседает Добрыня, преграждает копье Ильи Муромца)

- Художник, видимо, хотел подчеркнуть, что этот богатырь не так рассудителен и спокоен, как Илья Муромец. Добрыня отважен, смел и силен, но более нетерпелив: он готов в любую минуту ринуться на врага, он сжимает рукоятку меча.

- Светлые волосы, удлиненный нос, полные губы.

- Обратите внимание на краски, которыми написана одежда.

Она богата и нарядна:

  • Высокий узорчатый шлем
  • Поверх тонкой кольчуги пластинчатая броня
  • На груди золотая цепь красивого плетения
  • Из-под густой бороды виднеется широкий крест
  • На плечи опускается защитная сетка
  • Рубаха понизу украшена парчовой узорчатой каймой
  • Красный щит и ножны тоже украшены.

в) Алеша Попович

- Рассмотрите Алешу Поповича. Опишем его лицо:

  • Густобровый, над губой чернеют усики,
  • Глаза лукавые, его взгляд говорит о хитрости, смотрит не прямо, а искоса. Где не может взять силой, возьмет хитростью.

(Одежда красива и богата. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой)

- Как вооружен Алеша Попович? (Лук да стрелы)

- На одной руке наготове держит лук со стрелами, а другой, опущенной - плетку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной Алеши видны гусли, прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алеша Попович и поэт, и гусляр. Есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то тонкое, поэтическое и задорное.

V. Составление плана.

- Итак, мы рассмотрели богатырей. Составим план сочинения.

- О чем будем писать в 1– й части? (назовем, кто изображен, охарактеризуем богатыря в целом)

- Как озаглавить эту часть сочинения?

1. Богатырь Илья Муромец. (Добрыня Никитич, Алеша Попович)

- О чем будем писать во 2-й части текста? (Опишем подробно лицо, одежду, доспехи)

2. Внешний вид богатыря.

- О чем будем писать в 3– й части? (Опишем коня)

- Как озаглавить эту часть сочинения?

3. Богатырский конь.

- И чем закончим сочинение? (Опишем свои впечатления от картины)

4. Мое отношение от картины.

VI. Составление текста сочинения.

VII. Орфографическая подготовка.

VIII. Запись текста.

IX. Проверка написанного.

X. Итог урока.

В качестве примера привожу одно из сочинений третьеклассников

Во всем облике богатыря чувствуется мужество, сила. Степенно, неторопливо всматривается он вдаль из-под руки. В темных глазах – твердость, уверенность. Доброе лицо сурово. Крепкая стальная кольчуга и щит защищают мощное тело. На поднятой к глазам руке висит палица, острое копье на красном древке лежит поперек спины коня, видны стрелы в колчане.

Вороной конь под стать богатырю - тяжел и могуч. Стоит, точно в землю врос. Круто изгибает шею, косит огненным глазом, гривой потряхивает.

Картина Васнецова рисует яркие национальные образы, символизирует величие, храбрость, красоту и силу русского народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использовать картинный и вопросный план для написания сочинения.

Вспомнить правила написания сочинения.

Обсудить свое сочинение и получить рекомендации по дальнейшему написанию.

Исправлять стилистические, лексические, грамматические ошибки.

Материал прошедших уроков:

Речь. Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности. Язык. Языковые явления. Звуко-буквенный анализ. Состав слова. Правописание суффиксов и приставок. Типы предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложения. Структурные компоненты текста, типы текстов.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя:

Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

Стихотворение.

Середина урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Лёгкий, а не пух,

Мягкий, а не мех.

Белый, а не снег,

Работа над лексической и грамматической темой урока.

(К) Прочитай тест из энциклопедии, правильно ли ты угадал загадку из упражнения 1.

Цветы хлопчатника - крупные, белого, жёлтого или кремового цветов. Уборку хлопка начинают, когда коро­бочка лопнет и из неё покажется белое, пушистое волок­но. Коробочки созревают не одновременно, поэтому хло­пок 0 собирают в 3-4 приёма. Собирать хлопок под палящим солнцем очень трудно. Труд сборщиков облегчают хлопко­уборочные машины.

Собранный урожай отправляют на хлопкоочиститель­ный завод, где хлопок очищают от веток, листьев и другого сора. После очистки прессованный хлопок отправляют на прядильные фабрики, где из него делают нитки. А на ткац­кой фабрике из пряжи волокна делают ткань.

(Г) Найди и прочитай отрывки из текста упражнения 2, соответ­ствующие данным фотографиям. Определи, какой это текст (художественный, нехудожественный; текст-описание, текст- повествование, текст-рассуждение).

-Сколько частей в тексте? Какие опорные слова можно выделить в тексте?


(К) Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

(Шагаем на месте)

Все умеем мы считать!

(Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже

(Прыжки на месте.)

Руки за спину положим,

(Спрятали руки за спину.)

Голову поднимем выше

(Руки на поясе, голову подняли выше.)

И легко — легко подышим.

(П) Рассмотри картину казахстанского живописца Абылхаиа Кастеева. Что изображено на картине? Какое название можно по­добрать к полотну художника?


(И) Творческая работа.

1.Как называется картина? Кто её написал?

2.Что изображено на дальнем плане картины? Где растёт хлопок?


3.Кто изображен на переднем плане картины? Как художник изобразил тружениц?


4.Какие сельскохозяйственные машины помогают лю­дям в уборке и перевозке хлопка? Используют ли совре­менные хлопкоробы хлопкоуборочные комбайны?

5.Почему труд хлопкоробов очень трудный, но важный?

6.Какие краски преобладают в картине? Что они помо­гают передать?

7.Какие чувства ты испытываешь, рассматривая кар­тину? Понравилась ли тебе она? Почему?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Тюменского района Тюменской области

Урок развития речи

Сочинение-рассуждение по картине

Урок разработала учитель начальных классов

Жакупова Нурания Раисовна

Продолжить формирование у школьников представление о таком понятии, как рассуждение, и осваивать этот вид текста на практике.

Учить школьников рассуждать, доказательно объясняя собственное мнение с опорой на свои наблюдения, на свой социальный и жизненный опыт.

3. Учить писать сочинение по картине, передавать в определенной последовательности ее содержание ;

4. Развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;

5. Закрепить знания о тексте-рассуждении, как типе речи, формировать навыки работы над сочинением-рассуждением;

6. Развивать чувство любви к окружающим, бережное отношение в домашним животным.

Оборудование:

Повторение о тексте-рассуждении.

-Какие виды текстов мы знаем? (описание, рассуждение, повествование)

-Какой текст называется рассуждением?(объяснение какого-либо явления с опорой на наблюдения).

-Какие виды рассуждения мы знаем? (размышление и объяснение).

Работа над темой урока. Лирическое начало – размышление.

- Сегодня у нас необычный урок. О чем и каким же он будет? На урок я принесла вот этого кота.

(на доску вывешивается картина кошки)

Коты живут вокруг нас. Нас они видят и слышат. Хорошо чувствуют добрых людей.

О кошках нам расскажет _____________.

(-Кошка живет рядом с человеком уже более 5 млн.лет. Ее родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Кошка охраняла собранный урожай от грызунов. Египтяне объявили кошку священным животным, в ее честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.

- На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Сейчас в мире 400 млн.кошек. Больше всего их в Австралии. В мире существуют музеи кошек. Есть такой музей и в Москве. Главная достопримечательность – это пушистый сибирский кот Бонифаций, который встречает и провожает гостей, трется об их ноги.)

- Как вы думаете, о чем может думать кот?

О чем думает кот?(слайд 2-3)

- Значит, коты могут думать о многом. Сегодня мы будем не только говорить о кошке, но и порассуждаем , о чем она способна думать и размышлять.

Работа над картиной Вилли Джеймса.

Вот одна из таких кошек привлекла внимание швейцарского художника Вилли Джеймса.

(О художнике рассказывает ученик).

5 слайд: (портрет художника)

Вилли Джеймс родился в 1920 году в швейцарской семье. Он начал рисовать, когда ему было 18 лет. Свою первую выставку он организовал в знаменитой по тем временам в галерее Поля. Вскоре после этого он уехал в Париж. Его картины изображают жизнь людей на улице, идущие домой или из дома. Всего в его коллекции насчитывается более 400 картин.

6-10 слайды: ( картины Вилли Джеймса)

Подготовка к восприятию картины.

Насколько высокий дом, в котором находится окно? (Видны крыши соседних домов, значит, дом, в котором находится окно, довольно высокий).

Случайно ли кот оказался на окне, или он живет в этом доме?

Можно ли сказать, что этот зимний день солнечный и холодный? (День солнечный, т.к. видны золотисто –желтые отсветы на стенах домов. На крыше лежит снег или они покрыты инеем.)

Сидя на окне, может ли кот наблюдать жизнь за окном? (Что происходит внизу, под окнами дома), нам не видно. Но кот явно смотрит вниз и наблюдает за каким-то движением на улице. Внимание кота привлекло может быть движение транспорта, или собака, с которой вышли на прогулку, или что-то другое. Несмотря на то, что мы не видим мордочку кота, его силуэт очень выразителен. Во всей его позе чувствуется внимание и заинтересованность. Он сидит в более светлой и теплой части подоконника, там тепло и уютно. Коту явно нравится сидеть на окне и наблюдать за жизнью на улице.)

О чем думает кот? О еде? О том, как хорошо дышать сежим воздухом?

Возможно, что кот строит какие-то планы?Какие? (Постарайтесь ответить на этот вопрос с точки зрения кота. Кот здесь представлен как человек.)

Давно ли кот сидит на окне, наблюдает и о чем-то думает? (Если вы наблюдали за поведением кошек, то знаете, что кот может сидеть на окне довольно долго. Обратите внимание на позу кота: его хвост уютно огибает тело и лапки, шея чуть вытянута вперед. Кот явно чувствует себя уютно и с интересом смотрит на мир.)

6. Работа в группах. Словарная работа. (слайд 13)

- А сейчас поработаем по рядам.

Первая группа описывает небо. Это задний план картины.

Вторая группа (центральная часть или середина) – картину за окном.

Третья группа (передний план) – описываете кота.

( после представитель каждой группы зачитывает вслух свои высказывания)

Работа над составлением плана сочинения. (слайд 14, 15 )

7. Создание ситуативной картины.(слайд 16)

-Начало сочинения должно быть у всех разным. (На картине изображён кот. Я вижу на картине кота , который сидит на окне. Художник нарисовал кота, который сидит на окне, возможно это его кот. и т.д. Может быть вы представите, что это ваш кот или кот Вилли Джеймса. Выскажете свое предположение о мыслях кота, что он может думать как человек. Задайте главный вопрос, который вам понравился из данного перечня в учебнике и напишите на него ответ в своём сочинении-рассуждении, не забудьте закончить сочинение в конце своими мыслями и высказыванием к этой картине.

8. Самостоятельная работа учащихся. (5-8 мин.)

9. Рефлексия. Чтение полученных сочинений.

Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Дома свои сочинения оформите на бумагу А-4, нарисуйте вашего любимца. Мы выпустим небольшую книгу.

hello_html_m49e948cc.jpg

Глядя на работу художника Вилли Джеймса "Кот на окне", я сразу вспоминаю нашего кота Барсика. Наш кот тоже любит сидеть на окне и смотреть на улицу. Иногда он может просидеть так очень долго.

Что так привлекает внимание животных на улице? Снежинки, сверкающие в лучах вечернего солнца? Прохожие, спешащие по своим делам? Пролетающие мимо окна птицы?

Я думаю, что коты, которые живут дома и редко выходят на улицу, видят через окно целый мир! Тот мир, который мы видим каждый день по дороге в школу, в магазин, на работу. Люди ежедневно видят все, что происходит вокруг, поэтому перестают замечать какие-то детали. Животные замечают все! Даже фантик от конфеты, который от порыва ветра взмыл к небу и пролетел мимо окна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа.

Тип урока: развитие речи

Планируемые результаты:

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты:

имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

общеучебные – используют иллюстрации для решения учебной задачи;

логические– осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

Основное содержание темы, понятия и термины:Развитие речи. Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор;мультимедийное приложение к уроку (презентация);

Сценарий урока:

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

На соседа посмотрели.

И ко мне все повернулись.

Самоопределение к учебной деятельности

О чем мы сегодня с вами поговорим?


В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…..

-Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся? (в сказку).

Сказку можно слушать, сказку можно смотреть, сказку можно читать. А ещё ее можно нарисовать.

-А поможет нам попасть в сказку художник- иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

-Чтобы узнать сказку, о которой сегодня пойдёт речь, рассмотрите предметы, которые лежат у меня на столе. (Это лук, стрела, корона, яйцо. ) Из какой сказки эти атрибуты.

Задание: Волшебство и колдовство (В чем разница? )

Кто представляет волшебство, а кто – колдовство?

Постановка учебной задачи

-Сегодня мы будем писать сочинение по картине художника – иллюстратора

-Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (учиться описывать картину, правильно строить предложения, составлять текст и др.)

Рассказ о жизни художника И. Я. Билибина.

-Давайте сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем о нём.

Слайд 4, 5 6 . Жил-был художник. Звали его Иван Яковлевич Билибин.

Он родился 4 августа 1876 года в с. Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача.

Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством.
Он был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.


Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило нам прекрасные иллюстрации, в которых соединились народные традиции и профессиональное искусство.

Умер Билибин в Ленинграде во время блокады 7 февраля 1942 года. Прожил 66 лет.

Беседа по содержанию сказки.

Рассмотрите все иллюстрации к этой сказке и расположите их в правильной последовательности.

Работа по картине.

Задание: У вас на столе лежит стрела. Напишите на ней вопрос, который можно задать, рассматривая иллюстрацию к сказке.

Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.

-Чем интересна картина? Поделитесь своими впечатлениями.

Слайд 9 10 11 12 13

- Опишите место, где происходит действие. (Болото- топкое место со стоячей водой. Бесконечное, вязкое, гиблое, глубокое, глухое, гнилое, громадное, дикое.

-Как попал сюда Иван-царевич?

-Можно ли догадаться, что это царский сын? Опишите одежду Ивана-царевича.

(длинный (народный русский) кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит лук…)

-Кого Иван – царевич увидел перед собой?

-Как выглядит лягушка?

-Как вы думаете, какое настроение у Ивана-царевича? (удивлён, смотрит с грустью, опечален…)

-Опишите лягушку (маленькая, зелёная, совсем не красавица, держит стрелу в лапах, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать…)

-Какой стоит день? Какие краски выбрал художник для написания этой картины?( яркие краски, много света…)

-Посмотрите внимательно, чем необычна эта картина? (похожа на причудливый яркий ковёр; сказочно - праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами…)

Повторение особенностей текста.

-Какие виды текста вы знаете? (текст - повествование, текст – рассуждение, текст – описание)

- Какой текст у нас должен получиться сегодня? (текст-описание)

-Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? (какой? Какая. )

Орфографическая работа.

Задание: соотнесите предмет с его признаками. Соедините их стрелочками.

Лексическая работа

Работа с фразеологизмами.

Составление плана.

-С чего всегда начинаем работу над сочинением? (с составления плана)

-Сколько частей должно быть? Какие?( Три части: вступление, основная часть, заключение. Основную часть тоже можно разделить на части.)

-О чём будете писать во вступительной части? (Какая картина перед нами; куда отправился Иван-царевич и т. д.)

-Как можно озаглавить эту часть? (удачные предложения детей записываются на доску)

-Что вы будете описывать в основной части сочинения? (Ивана-царевича, лягушку, место действия, краски картины, настроение картины)

-На сколько пунктов вы бы разделили основную часть? (можно на две: описание главных героев и описание красок картины)

- Как можно озаглавить эти части?

-Чем закончите сочинение? (можно выразить своё отношение к картине)

-Как озаглавите последнюю часть?

Примерный план:

Художник и его картина.

Иван-царевич и лягушка-квакушка. (Описание места действия и внешнего вида героев картины)

Цвет и настроение картины.

Моё отношение к картине.

-Составьте примерный текст по плану (заслушиваются 1-2 ученика)

Физминутка. Слайд-заставка 16

V. Закрепление знаний и способов действий.

1.Сочинение по картине.

Самостоятельная работа над сочинением. (Письмо по плану и опорным словам)

2. Проверка работы. Дети читают свои сочинения.

-Чья работа вам больше понравилась? Почему?

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Я сегодня узнал…

Примерное содержание основной части сочинения:

В центре картины изображён Иван-царевич посреди болота. Кругом лесная глушь.

Иван одет в народный русский кафтан, который подпоясан кушаком. На юноше сафьяновые сапоги, шапка с отворотом. В руках у царевича лук. Стрелу, пущенную Иваном-царевичем, держит в лапках лягушка. Она сидит на болотной кочке. Лягушка-квакушка внимательно смотрит на Ивана-царевича, словно хочет ему что-то сказать. Иван-царевич удивлён и опечален. Не верит своим глазам.

Картина написана яркими красками, в ней много света. Необычный затейливый орнамент из жуков, стрел и растительности обрамляет картину. Она похожа на яркий сказочный ковёр.

Примерный текст-описания

На рисунке изображён юноша. Это Иван-царевич из сказки “Царевна-лягушка”. В его руках жёлтый лук, за спиной колчан со стрелами. У Ивана-царевича сосредоточенное, напряженное лицо. Его взгляд устремлён вдаль, губы плотно сжаты, брови нахмурены. Он выглядит немного растерянным. Художник нарисовал его в тот момент, когда он идёт искать выпущенную из лука стрелу. Юноша огорчён, ведь стрела улетела очень далеко.

На Иване-царевиче красная шапка с синим отворотом, он одет в белую вышитую рубашку. На нём красный кафтан с жёлтым отворотом и манжетами, вся одежда отделана каймой. Кафтан подпоясан кушаком. На ногах синие шаровары и сапоги. Сразу видно, Иван-царевич – царский сын. Его одежда нарядная, красивая.

Мне очень понравился этот персонаж. Художник очень верно изобразил Ивана-царевича. Он добрый, неунывающий, уверенный в себе юноша, хотя сейчас сосредоточенный и напряженный.

Читайте также: