Развитие речи сочинение рассуждение на морально этическую тему 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).

образовательные:

1) расширение и углубление знаний по культуре речи;

2) повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,

развивающие:

1) развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений;

2)развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;

3) формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

4) формирование умения писать сочинение-рассуждение (задание 15.3)

Воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся;

Методы, технологии:

1. Критическое мышление

2. Информационно-коммуникативные технологии.

Формы: коллективная и индивидуальная

Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа со словарной статьей, работа по вопросам, анализ эпизодов текста.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:

а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.

б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.

Оборудование:

1. Приветствие. Организация класса.

Что особого тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

2. Слово учителя.

-Сегодня я предлагаю вам побывать в творческой мастерской, где вы будете работать по группам и каждый подготовит материал для написания домашнего сочинения. И сегодня в гостях у нас учителя нашей школы и ваши родители.

Я надеюсь, сможем плодотворно поработать, интересно пообщаться и поговорить о важных проблемах. Ну а для того, чтобы вы поняли, о чем будет сегодняшний разговор, я предлагаю вашему вниманию схему, которую нужно восстановить:


- Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? (Повторять тип речи – рассуждение)

Вспомним теоретический материал и ответим на вопросы:
- Что из себя представляет текст- рассуждение?
- Как строится текст - рассуждение?

(Материал для учителя: Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Рассуждение отличается от означающих отвлечен­ные понятия).

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логи­чески мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение не­обходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с кото­рым вы не согласны.

Как строится текст-рассуждение и каковы основные требова­ния к его построению?

В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а) . б) . в) . и т. д., сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы - убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.)

Запишем число и тему урока.

-Как вы думаете, о чем мы будем размышлять на уроке?

-Как ребята относятся к герою мультфильма? Почему?

3. Беседа.

РЫЖИЙ, -ая, -ее; рыж, рыжа, рыже. 1. Цвета меди, красно-желтый. Рыжая белка. Рыжая лиса. Р. парик. 2. С волосами такого цвета, рыжеволосый. 3. рыжий, -его, м. То же, что клоун [первонач. всегда выступавший в парике рыжего цвета] (разг.). * Что я - рыжий? (разг.) - вопрос, означающий:я не дурак, не глупее, не хуже других. || сущ. рыжесть, -и, ж. (к 1 и 2 знач.)

Что вы представляете, когда слышите слово "рыжий"? (Цвет волос).

Всегда ли рыжий - это только цвет волос?

Записать на доске: рыжие волосы, рыжая судьба.

Посмотрим, чем отличаются эти два выражения друг от друга?
(Первое выражение имеет прямое значение).

Каким выразительным средством является? (Эпитетом).
Второе выражение имеет переносное значение (Метафора - не такая, как у всех).

Как считаете, трудно ли быть рыжим, т.е. не таким, как все?

Как вы понимаете эти слова?

-В последнее время мы часто слышим слово толерантность. Что оно обозначает подготовила вторая группа

· Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

· Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

· Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

· Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
16 ноября отмечается Международный день толерантности.

16 ноября отмечается Международный день толерантности.

1 группа- создаем образ толерантного человека с помощью прилагательных и причастий

2 группа- создаем образ интолерантного человека

3 группа- что включает в себя слово доброта

  • Терпимый
  • Бессердечный
  • Конфликтный
  • Сострадательный
  • Прощающий
  • Вспыльчивый
  • Желающий что-либо делать вместе
  • Милосердный
  • Злорадствующий
  • Лживый
  • Уважающий права других
  • Раздражительный
  • Принимающий другого таким, какой он есть
  • Завистливы
  • Оскорбляющий других
  • Злорадствующий
  • понимающий,
  • поддерживающий других

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Дети: нет, ссоримся…

Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту?

Вы хотите узнать толерантен ли наш класс? Проведем небольшую анкету.

Я буду зачитывать различные ситуации отношений между учениками, а вы должны отметить те, которые присуще нашему классу. Т. о мы выясним насколько наш класс толерантен.

1.Ребята, обращаясь к друг другу, используют унизительные клички

2.В разговоре друг с другом дети обращаются по именам.

3.Ребята сваливают вину за проигрыш в соревнованиях на кого – то из одноклассников.

4.Все относятся друг к другу с уважением и пониманием.

5.Ребята рисуют злые карикатуры друг на друга.

6.Ребята поддразнивают одноклассников, привлекают внимание к его ошибкам.

7.Ребята не высмеивают ошибки или внешние особенности других.

8.Ученики угрожают ребятам, которые меньше или слабее.

9.Ребята с удовольствием помогают друг другу в учебе

Добиться, чтобы класс был толерантен, чтобы каждый в классе чувствовал себя комфортно можно, если каждый будет относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями… Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, уважать, принимать такими какие есть, т.е. быть толерантными. Мне очень хочется , чтобы в нашем классе никогда не возникала ситуация в которой кто – то будет отвергнут коллективом.

А сейчас мне хочется прочитать стихотворение, которое называется:

И Мошки не меньше нужны,

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников,-

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

И кто делает яд.

Плохие дела у Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем – то не очень дружны,

Мы все – таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто – нибудь

Учитель: Мы разные, но жизнь каждого из нас, счастье и успех зависят от благополучия, счастья всех!

4. Выступление 1 группы.

Елена Васильевна Габова - автор книг для детей и подростков. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов, утверждающих доброту, совестливость и уважение к людям.

Подумайте, какие вопросы мы будем обсуждать на уроке? (выбрать вопросы, названные детьми, и прикрепить к магнитной доске)

-Требование к сочинению-рассуждению предполагает не только умение дать определение, но и умение привести убедительные доказательства. Сегодня мы будем учиться приводить аргументы, которые будут убедительными.

5. Выступление 2 группы

-Еще издавна люди стремились к добру. Эту мысль они отразили в пословицах.

Пословицы о доброте

-Опишите случай, когда вы проявляли доброту.

6. Физминутка (н и нн в причастиях)

-Назовите действующих лиц.

-Как одноклассники называют Свету Сергееву? О чем это говорит? Кто, на ваш взгляд, является главным героем рассказа?

- Вы считаете, что именно этот герой главный в рассказе? Почему вы так считаете?

- Какие средства создания образов рассказа помогает нам понять взаимоотношения героев?

(Средства создания образов рассказа: в портрете, пейзаже, речи героев).

- Как портретное описание раскрывает образ Светы?

- Что можем сказать о рассказчике? Как описание природы его характеризует?

- Как ведут себя одноклассники по отношению к Свете? Как можно объяснить их поведение? Как речь характеризует их самих?

Какой мы увидели героиню в начале рассказа?
(Отрывок фильма, где Габова сама читает свой рассказ - начало, описание девочки).

На самом ли деле Светка была так некрасива, чтобы только за это не любить её? (Нет. У неё была толстая коса, разве это плохо? А глаза - блестящие, зелёные - это тоже красиво).

Найдите описание девушки в конце рассказа (На сцене появилась золотоволосая красавица), зачитайте.

Какой художественный прием использует автор, чтобы описать внешность девушки? (В начале рассказа она дурнушка, в конце – красавица. Ос новной прием – антитеза).

(На экране фотографии рыжих девушек).

Ещё за что презирали Светку? (За бедность).

Почему же семья жила в бедности? (Отец бросил их, в семье трое детей).

У нормального человека бедность вызвала бы сострадание, жалость, у этого класса - наоборот. Какой же вывод можно сделать, какой это класс? (Целый класс бездушных, жестоких , эгоистических людей).

Трудно ли было девочке среди одноклассников? Докажите примерами из текста.

Прочитайте следующую строчку: Светка на девочек не обижалась, привыкла, наверное. Как думаете, можно ли привыкнуть к унижениям, оскорблениям, а, может, здесь что-то другое? (Конечно, Светка была старшей в семье, оставшись без отца, она научилась сдерживать слёзы, страдать так, что никто этого не замечал, и чтобы не увидела этого мать, у неё и так хватало трудностей).

Но мы должны назвать главную причину того, почему Светка не обижалась на одноклассников. Эта черта характера многим помогает выстоять, жить и добиваться многого - это умение прощать. Может, вы не согласитесь с этим? (Мнения учеников).

А как вы думаете, где кульминация, наиболее напряжённый момент в рассказе? (К огда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход ). Да, безжалостность ребят просто поражает в этом эпизоде.

Понимал ли рассказчик, что Женька не прав? (Понимал).

Понимал ли он, почему Светка так бедно одета? (Да).

Понимал ли он, что у Светки особенный, красивый голос, когда та пела на озере? (Да, конечно, он говорил, что даже озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось).

То есть, рассказчик понимает Светку, но почему же он ни разу не остановил бездушных одноклассников, не защитил её? Может, он чего-то испугался? Он просто слабовольный, молча осуждает действия одноклассников, боится высказать своё мнение - такое поведение мы называем малодушием - это синоним слабохарактерности, слабоволия.

Когда ещё смалодушничал рассказчик? Не нашёл в себе мужества, воли? (Не подошёл к ней в Мариинском театре, потому что ему стыдно за своё прошлое).

А что же делать, чтобы воспоминания не мучили и не терзали душу? Ответить на этот вопрос поможет нам эпиграф урока - читаем эпиграф. (Нужно жить, творя добро, нужно помогать тем, кто слабее, защищать того, кто нуждается).

Почему же Светка не пошла в 10 класс? (Видимо, она устала от такого отношения, от оскорблений и, наверное, захотела учиться любимому делу-пению).

Что же пугает нас в рассказе Е. Габовой? (Подростковая жестокость, невнимание к людям, несправедливость одноклассников). Вот это и есть основные проблемы, которые поднимает в рассказе писательница.

Что это значит? (Ответы детей). Да, не зря существует такой прекрасный праздник, как масленица, в эти дни люди очищаются духовно, находят гармонию с собой и окружающими, прощают старые обиды и просят прощения за свои плохие поступки.

Как считаете, можно ли это произведение привести в качестве аргументов на ОГЭ и ЕГЭ?

Б ыть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле.

8. Групповая работа

Проследите динамику поведения героев рассказа, подчеркнув ключевые слова в тексте, характеризующие:

1 группа – Свету Сергееву;

2 группа – рассказчика;

3 группа – одноклассников.

6. Размышление

-Чему учились? Какие задачи ставились? Достигли мы их?

-В жизни мы часто совершаем ошибки. Очень хочется изменить все и всех. Проходит время, и ты понимаешь, что единственный человек на земле, которого мы в силах изменить, это мы сами. Надо быть добрыми. Ведь добро творит чудеса.

-Мы увидели…..( внутренний мир добрых людей)

-Мы услышали…..(основную мысль притчи)

- Исследовали……( как проявляется доброта)

-Оцените работу. Сдайте, пожалуйста, оценочные листы

8. Домашнее задание

-Благодарю за теплый, доверительный разговор, за умные мысли.

Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 10 класс>>Русский язык: Урок развития речи. Сочинение на морально-этическую тему

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

СОЧИНЕНИЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Что понимается под утверждением: человек — цель, а не средство? Это — готовность смотреть на каждого как на заведомо интересного для тебя человека. Готовность искать в нём целый мир, загадочный и привлекательный, стремление познать его. Уверенность в том, что каждый человек заведомо достоин уважения. Эта установка означает заведомое признание за каждым права на непохожесть на других, на индивидуальность взглядов, увлечений, интересов, черт характера.

Наоборот, подход к человеку как к средству — это стремление приспособить другого к своим представлениям о жизни и людях, к своим взглядам на то, как должно вести себя, каким должен быть человек.

Можно ли сформировать у себя такую установку? Что для этого надо? Во-первых, надо принять решение о том, что хочешь в каждом человеке видеть цель, видеть нечто уникальное. Во-вторых, нельзя менять своё отношение к другим, ничего не меняя в себе, т. е. необходимо одновременно формировать или изменять отношение к себе и другим людям. Чтобы выработать у себя установку на человека как на цель, необходимо относиться к себе самому как к самоценной личности и видеть личность в каждом человеке.

Возникает вопрос: как это сделать? Видеть личность в себе самом ещё не так трудно, особенно, если в чём-то достигаешь успеха. А вот если ни в чём ты не выделяешься, если позиция твоя среди других самая что ни на есть незавидная? Ещё сложнее с другими людьми. В них столько недостатков, так они себя проявляют, они так относятся к тебе! Так за что, почему, на каком основании нужно в них видеть личностей?

2.I. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. К какому стилю и типу речи он относится? Составьте план.

А в чём самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.

Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

Мудрость — это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость и вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

II. Озаглавьте текст и воспроизведите письменно его содержание, включая в высказывание свои суждения о поднятой автором проблеме.

3. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Докажите, что он относится к публицистическому стилю речи. Подберите к нему заголовок.

Человек рождается никаким. Не плохим и не хорошим. Откуда же берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? Человек сам делает себя. И даже самых низших форм подлости и низости человек тоже может достигнуть именно потому, что он человек.

Что им, собственно, грозило? Какие беды, которыми можно бы оправдать, хотя бы в собственных глазах, попустительство неправде? Подлинно нравственные люди не прощают себе лжесвидетельства даже тогда, когда им действительно не хватило сил. Даже когда их прощают оклеветанные.

Девушки струсили, пошли на сделку с совестью — и следствием стала подлость. А ведь выход был: посоветоваться с теми, кто имеет жизненный опыт, кто уважаем. Почти всегда мы решаем сами, идти или не идти на сделку с совестью. В этом всё зависит от нас самих. Мы не можем забывать, что с нашим выбором очень часто связаны честное имя и достоинство другого человека, других людей.

Истина проста: каждый человек кому-то близок, и в конечном счёте в жизни всё замыкается на нас — людях, всё исходит от нас и возвращается к нам.

Истина проста, но. не очень просто быть всегда нравственным и принципиальным. Многое определяется тем, каковы они, наши ошибки и срывы, и как мы к ним относимся. Оправдываем ли мы в себе вольное или невольное отступничество. Или испытываем жгучий стыд за свои срывы, за своё недостойное поведение. Именно стыд. Этот гнев, обращенный внутрь, необходим отступившемуся человеку. Именно он способен смыть с его совести плесень морального падения.

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

1. Продумайте тему, сформулируйте основную мысль высказывания.
2. Побеспокойтесь о правильном понимании темы и о глубине и полноте её раскрытия.
3. Для подтверждения своих мыслей используйте жизненный опыт, приводите только достоверные факты и конкретный иллюстративный материал.
4. Излагайте материал убедительно, не забывайте о доказательности основных положений.
5. Цитируйте уместно и правильно.
6. Придерживайтесь композиционной стройности и пропорциональности частей сочинения; логической последовательности в изложении мыслей.
7. Пользуйтесь разными типами речи, соблюдайте единство избранного стиля; не забывайте о грамотности.

СОЧИНЕНИЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ТЕМУ

1. I. Прочитайте текст, определите его основную мысль. Докажите, что он относится к публицистическому стилю речи. Подберите к нему заголовок.

Печальным парадоксом знаменуется современная цивилизация.

Чем больше мы удаляемся от природы, своей колыбели, возводя на пути бетонные баррикады и создавая из асфальта полосы отчуждения, тем больше стремимся к ней душой, отчётливей видим разлад в ней, явственней слышим её тоскующий зов, и в нашем сердце откликаются какие-то неведанные прежде струны.

Сердце раньше сознания подмечает, что мы оторвались от родной земли — природы-матери.

В нашем представлении природа существует как бы сама по себе, в отдельности от человека, на дистанции. Мы привыкли к ошибочной мысли, что человек — владыка, а она — служанка, и говорим об этом искусственном противостоянии: человек и природа, вкладывая в смысл больше безродной надменности, нежели сыновней заботы. Да и ведём себя зачастую царственно, полагая, что она как дополнение к нам, неисчерпаема и доступна.

Улавливая разлад в ней самой и в отношениях с нами, сердце бунтует против размежевания и подсказывает, что человек неотделим от природы, он тоже её суть. Сердце сохранило и пронесло через века стойкую память о нашем родословии.

С колыбели мы постигаем своё кровное родство с природой-матерью, родной землёй, но так уж, видно, устроены — не умеем дорожить тем, что получаем в наследство, без усилий, и с годами память о нашем родословии оттесняется повседневностью в потаённые уголки души. В пору нашей зрелости она не питается яркими впечатлениями от постоянного общения с родными просторами, не подкрепляется систематическими знаниями об окружающей среде и медленно угасает, не определяя наше сознание. Мы заблуждаемся, полагая, что есть дела поважней, нежели наша связь с природой, и разум уделяет ей слишком мало внимания.

И странное дело, дорожить начинаем только тогда, когда теряем.

II. Перескажите содержание текста по предварительно составленному плану.

2. I. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Что объединяет его с текстом предыдущего упражнения? Считаете ли вы проблемы, поднятые авторами, актуальными и злободневными?

Молодая, ещё только набирающая силу весна чем-то смахивает на девочку-подростка, не вошедшую пока в свой цветущий девичий возраст. Она то вдруг осыплет ласковым теплом, то в одночасье посуровеет, насупит сердито бровки, то прольёт светлые и лёгкие быстрые дожди, то небрежно уронит непрочный снежок, а там, глядишь, снова как ни в чём не бывало сияет нежным заревым румянцем и дышит в лицо яблочной свежестью пробуждающейся земли.

Мимолётна, как вздох, улыбка ранней весны! Лесные первоцветы пленяют несказанной чистотой красок и тонким благоуханием; их короткий праздник цветения полон скромного очарования, а красота так беззащитно хрупка, что и домой не донести. Так не будем же срывать их для букетов, оставим там, где увидели, пусть порадуют и других.

Калеча красоту природы, мы и себя, и своих потомков обкрадываем. Если бы всегда, все и каждый относились к природе внимательно и серьёзно, с пониманием её места и значения в нашей жизни, мы бы, может, многих бед избежали. Сколько, как подумаешь, творится на земле зла из-за человеческой глупости и беспамятства! Кто, к примеру, поручится, что всплеск жестокости, накипь зла в иной пустой незрячей душонке не начались с бессмысленно разорённого птичьего гнезда или безобразного кострища в лесу, осквернившего его царственную красу?

Всё в этом мире теснейше взаимосвязано: обижаешь безответную природу, а губишь свою бессмертную душу.

II. Можно ли считать, что данное высказывание составлено в форме статьи в газету? Попробуйте продолжить рассуждение, раскрывая тезис, сформулированный в последнем предложении. Предложите свой материал для школьной стенгазеты.

3. Прочитайте название темы и один из возможных вариантов плана для её раскрытия. Какое построение текста предполагается при таком плане — разъяснение понятия (то есть в нём содержится ответ на вопрос: что это значит — за природу в ответе — каждый?) или рассуждение. Внесите в план необходимые, на ваш взгляд, изменения (дополните и расширьте его); подберите необходимые материалы из художественной литературы, периодической печати, чтобы содержательнее и глубже раскрыть тему. Напишите сочинение в публицистическом стиле речи в форме статьи в газету.

ЗА ПРИРОДУ В ОТВЕТЕ — КАЖДЫЙ

I. Ответственность за природу каждого в моём понимании.
II. Человек и природа неразделимы:
1. Роль природы в развитии цивилизации.
2. Возможности природы не безграничны.
3. Потребительское отношение человека к природе.
III. Сохранить природу — сохранить человечество.

4.1. Прочитайте текст, определите его основную мысль. К какому стилю речи он относится? Справедливо ли утверждение автора высказывания? Согласны ли вы с тем, что вопрос поставлен достаточно остро? Каковы, по-вашему, должны быть взаимоотношения человека и природы?

Ныне совсем уж редко поднимаюсь я по горной тропе на второй увал, ещё реже хожу на Чёрную гору, подножье которой исполосовано тракторными гусеницами. Горы — с чудовищными удавками на шее — линиями электропередач, что нагло вознесли над миром свои опоры. Идут они уверенно по широкой реке-просеке, и всё перед ними расступается. Под опорами — россыпью дачные дома причудливых форм, расцветок, с оградками из струганого штакетника. Бегут люди из задымлённых городов на свежий воздух, к земляной работе: своя растёт ягода, цветочки-ноготки. Вот и всё, чего достиг трудящийся, тут всё его богатство, светлое будущее в яви и в натуре. Ради него разорены сёла, порублены леса, искорёжены, с места стронуты горы.

II. Составьте небольшое устное сочинение (в форме выступления на диспуте), в основе которого было бы рассуждение дискуссионного характера, то есть, чтобы в сочинении содержался ответ на. вопрос: возможно ли развитие человеческой цивилизации без ущерба для природы?

Н.А. Пашковская, В.А. Корсаков, Русский язык, 10-11 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов


Весь русский язык онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку 11 класс, планы уроков

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему

Тема:Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению

. Цели: Расширить словарный запас; продолжить работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом. Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.Формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать операции логического мышления.

1. Организационный момент:

- Что такое сочинение?

Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение.

- Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?

Что, о чем писать? (содержание)

Как писать? (форма)

3. Работа над содержанием.

- Определимся в первую очередь с содержанием.

Частично тема уже задана.

а) Проведём словарную работу.

(по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)

- Как понимаете слова мораль, этика? (карточки со словами вывешиваются на доску)

- К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)

- вот какое толкование дает словарь Ожегова (на доску):

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

б) Подбор синонимов.

- Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)


в) Работа с текстом (пересказ с изменением лица)

- Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий.

Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили. Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439 слов)

г) Беседа по содержанию.

- Какую проблему поднимает Д. Гранин?

- Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие)

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие.

д) Подбор антонимов.

Тетрадь: Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие,

Злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

-Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…)

4. Планирование дальнейшей деятельности.

- Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

- Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

- Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной части нашего будущего сочинения? (листочки- гипотезы с вопросами):

- Нужно ли милосердие в наше время?

- В чем оно проявляется? Примеры.

- В чем причины людского равнодушия и невнимания?

- Можно ли воспитать милосердие в себе?

5. Индивидуальная работа.

- Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.

Задание: (в конвертах-тексты), (самостоятельная работа сопровождается музыкой)

1 уч. – Вспомните притчи о блудном сыне и добром самарянине.

- Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?

- Как можем их использовать в своем сочинении?

Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:

— Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему:

— В законе что написано? Как читаешь?

Он сказал в ответ:

— Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему:

— Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:

— А кто мой ближний?

На это сказал Иисус:

— Оказавший ему милость.

Тогда Иисус сказал ему:

— Иди, и ты поступай так же.

Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко расскажите о них.

Краткая биография Матери Терезы

Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 27 августа 1910 в Скопье (современная Македония, в те годы Османская империя) в албанской семье. В возрасте 12 лет девочка решила стать монахиней, в 18 вступила в конгрегацию лоретских сестер, ирландский католический орден, осуществлявший миссионерскую деятельность в Индии. Сначала она работала в школе для девочек в Дарджилинге, городе к северу от Калькутты, в течение 20 лет преподавала географию в школе св. Марии неподалеку от Калькутты, несколько лет была директором этой школы. В возрасте 36 лет почувствовала призыв оставить монастырь и служить бедным, живя среди них. В 1948 основала Орден милосердия и посвятила себя служению обездоленным жителям калькуттских трущоб. В год, когда ее конгрегация была официально признана церковью, приняла индийское гражданство (1950). К моменту, когда мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже во многих странах.

Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на ее вере в Христа. Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели его.

В марте 1997 мать Тереза по состоянию здоровья сложила с себя обязанности настоятельницы ордена, и ее место заняла сестра Нирмала. Умерла мать Тереза в Калькутте 5 сентября 1997.

Доктор Л. Рошаль.

Доктор Рошаль Л. М. родился в семье военного летчика 27 апреля 1933 года в городе Ливны.. В настоящее время директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ) Департамента здравоохранения города Москвы.

В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении . В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи

Кроме этого, помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии , войн в Ираке ( 1991 ), Югославии , Палестинской автономии , Чечне , а также во время землетрясений в Японии , Египте , Афганистане ( 1998 ), Турции ( 1999 ) и Индии ( 2001 ).

Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке ( 2002 ): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты.Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004) .Рошаль выступал против войны в Чечне.

- Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду, - вырвала руку девушка.

- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?

- Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо. . .

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.

-Почему молодой человек отказался помочь?

(. считает, что этот человек недостоин помощи. )

- Как бы вы поступили в этом случае?

(не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь. )

-Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

( стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь. )

Вывод : Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.

7. Работа с памяткой. – Составьте памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

2. Умейте видеть достоинства людей, цените их.

3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

8. Работа с цитатами.

Обдумайте их. Объясните значение.

- Как сможем использовать в работе?

1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека-ответ о причинах

людских поступков скрывается только в человеческом сердце.

2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

3.И от огня любви

житейское страданье уносится,

как мимолётный дым…

4.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие.

5.Тревожьтесь обо мне

Пристрастно и глубоко.

Не стойте в стороне,

Когда мне одиноко.

Желайте мне добра

И рядом и не рядом…

6.Разберёмся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

7.Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся,-

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать…

(тетрадь -запись примеров, какие сможем использовать).

Повторение схемы сочинения-рассуждения.

Вспомните композицию такого сочинения.

I. Основная мысль (тезис).

Обратите внимание на следующих авторов и их произведения.

2) К. Т. Паустовский

3) В. Г. Короленко

4) А. Алексин (любое произведение)

5) И другие авторы и их произведения…

- разбор и ответы на вопросы учащихся

- Стихотворение Э. Асадова Падает снег.

Падает снег, падает снег –
Тысячи белых ежат…
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль.
Лицо человека - обида и боль.
В зрачках два черных тревожных
Флажка
Выбросила тоска.

Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.

А если просто падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска-
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным…

И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: научить учащихся писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Данный вид работы предполагает готовить учащихся 8 класса к творческой части ГИА.

Урок развития речи в 8 классе

Учитель русского языка и литературы Бордиян Андрияна Фёдоровна

Цель урока: Учить писать сочинение- рассуждение; развитие речи учащихся; способствовать воспитанию ответственности за свои поступки. (Слайд 2)

I. Объявление темы урока, целей.

II. Беседа о структуре сочинения - рассуждения.

1. Повторение изученного.

- Какие типы речи вам известны? (Ответы учеников. По щелчку появляется правильные ответы) (Слайд 3)

2. Сегодня мы вами будем говорить о типе речи - рассуждении.

- Какова структура рассуждения? Сколько частей можно выделить в рассуждении?

-Назовите их. ( По щелчку появляются ответы) (Слайд 4)

Рассуждать - значит доказывать

I. Вступление

тезис-то, что надо доказать

II. Основная часть

III. Заключение

- Какая часть по объёму самая большая?

III. Словарная работа. (выступление заранее подготовленного ученика). (Ответы ученика. По щелчку появляются правильные ответы) (Слайд 5-6)

- Дайте лексическое толкование слов:

мораль- нравственное учение, свод правил нравственности, этики.

нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе

этика- совокупность норм поведения

манера –способ держать себя в обществе

IV. Работа с текстами.

Слово учителя. Для работы на уроке мною взяты два текста. Один из них будет прочитан вами, а другой мной.

А) Работа с текстом для прослушивания

Автором первого текста, является Т.Н. Тэсс (несколько слов об авторе очерка). (Слайд 7)

Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и Вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, Выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто- то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, - смотрели с болью, содроганием, гневом…

Ель засохла и умерла. Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

- Определите, тип речи, стиль речи.

- Определите, тему и основную мысль данного текста.

Б) Работа с текстом для прочтения (отпечатанные варианты текста у каждого ученика)

Автором текста, выбранного для прочтения, является Д.С. Лихачёв. Несколько слов о нём. (Слайд 9)

(демонстрация издания) (Слайд 10)

Так вот данный текст представляет собой отрывок из одного такого письма.

О воспитанности.

Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер?

В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо…

Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное.

Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не только манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, даже к животным и птицам, к растениям, к красоте местности к прошлому тех мест, где живёшь, и т.д.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

- Определите, тип речи, стиль речи. (Слайд 11)

- Определите, тему и основную мысль данного текста.

- Сформулируйте основную проблему, поднятую авторами в этих текстах.

- Какова основная идея данных тексов?

- Определите, позицию автора.

V. Работа по написанию сочинения – рассуждения

А) Работа над вступлением.

Тезис – проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты.

Рассмотрим возможные варианты формулировки проблемы и сформулируем самостоятельно тезис. (Слайд 12)

1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве

2. Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами

3. При помощи риторического вопроса

4. С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.

Попробуйте самостоятельно сформулировать тезис.

Проверка.

Вот возможные тезисы. (Слайд 13-14)

1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе.

2. Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.

3. Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие;

В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей.

Б). Работа над основной частью.

Основная часть представляет собой: комментарий сформулированной проблемы с опорой на предложенные тексты или имеющийся жизненный опыт,

собственную точку зрения и аргументы, убеждающие в её правомерности.

- Попробуем прокомментировать проблему, поднятую авторами.

Ответы на вопросы, предложенные на слайде, помогут вам в написании основной части сочинения. (Слайд 15).

Что вы понимаете под бережным отношением?

В чём оно должно проявляться и как проявляется в нашей жизни?

В чём разумное отношение к другим проявляется лично у вас?

Воспитываете ли вы в себе это чувство?

Почему именно эти два текста взяты за основу урока?

В). Вывод сочинения - рассуждения. (Слайд 16)

Помните, что:

вывод в рассуждении – это доказанный тезис;

вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью;

наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака текста, как завершённость;

VI. Составление плана сочинения и его обсуждение.

Примерный план сочинения – рассуждения (Слайд 17)

Вступление. Что такое нравственность?

II. Основная часть. Уважительное отношение к другим.

2) комментарий - какие качества должен воспитать в себе каждый человек?

3) позиция автора текста - нужно уважать людей, учиться быть вежливым и внимательным.

Читайте также: