Развитие демократии в российской федерации сочинение миниатюра

Обновлено: 06.07.2024

В 1993 году Российская Федерация была провозглашена демократическим государством. Этот постулат был закреплен в главном документе страны — Конституции, принятой правительством президента Бориса Ельцина.

Данный документ является самым главным доказательством того, что Россия формально и официально — демократическое государство. Это значит, что мы — его граждане — по закону обладаем демократическими свободами и правами.

Помимо всего прочего, граждане России формально имеют право на свободу совести, свободу вероисповедания, свободу мысли и слова, свободу труда, свободу массовой информации.

Граждане демократического государства имеют право участвовать в управлении его делами. На практике это реализуется, прежде всего, в том, что по достижении совершеннолетия, все жители страны имеют право участвовать в выборах на разных уровнях — начиная от местных и заканчивая президентскими.

Последний пункт — право в управлении делами государства — направляет нас к другой стороне медали — к обязанностям, к тому, что требует от человека власть. Что же вменяется в обязанности гражданина РФ?

На первом месте стоит соблюдение Конституции и законов России, как федеральных, так и местных. Говоря более подробно, гражданин обязан: платить законно установленные налоги и сборы, защищать свое отечество, заботиться о сохранении природы и окружающей среды, беречь природные богатства, сохранять памятники истории и культуры. Кроме того, Конституция обязывает родителей заботиться о своих детях, их воспитании и образовании (оговаривается получение детьми основного общего образования). В этом важном документе подчеркивается и обязанность трудоспособных совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Казалось бы — все просто. Я, как гражданин, обеспечен всеми необходимыми мне правами, а наложенные на меня обязанности справедливы и посильны. В чем же причина того, что очень часто обязанности не выполняются, а права не реализуются? Вот здесь мы подходим к вопросу о том, насколько эффективна и справедлива власть в России.

При рассмотрении вопроса, действительно ли Россия демократическое государство, встает вопрос — насколько то, что написано в Конституции, соблюдается в действительности? И на ум моментально начинают приходить всевозможные примеры, случаи, прецеденты, когда права граждан не учитывались, сбрасывались со счетов, нарушались, попирались и так далее. Это к вопросу о том, что способна отнять у человека власть.

Поэтому отвечая на поставленный вопрос — демократия в России: миф или реальность? — я бы сказал, что демократия в нашей стране пока скорее миф, который, однако, имеет шансы превратиться в реальность. Пусть и не в ближайшем будущем.

Гост

ГОСТ

Зарождение демократии в России

История нашей страны насчитывает многовековую историю развития, на протяжении которой происходило изменение форм правления, политических режимов, изменялись границы государства, различные внешние и внутренние факторы, и т.д. При этом учеными отмечается, что во всем многообразии форм политической организации в России имеются демократические традиции, развитие которых, к сожалению, не было поступательным, а сменялось чередой подъемов и спадов.

В общем виде, историю отечественной демократии можно рассматривать по трем периодам:

  • До XX в.: демократические основы обнаруживаются уже при анализе времен ранней стадии феодализма. Так, во многих городах Новгородской земли распространялись механизмы непосредственной демократии, а именно – непосредственного принятия важнейших решений местным населением на вече. Впоследствии, соответствующая традиция видоизменилась, однако русские цари по-прежнему искали поддержки со стороны различных сословий, для чего функционировала боярская дума, и созывались земские соборы;
  • в XX в., большая часть которого прошла в условиях функционирования советской власти, демократические начала несмотря на их частичное провозглашение фактически не применялись, а политический режим России того периода правильнее характеризовать как авторитарный;
  • конец XX-начало XXI вв.: период масштабных социально-политических и экономических реформ, направленных на демократизацию российского государства.

При этом для формирования целостного понимания отечественной демократии представляется целесообразным подробнее остановиться на характеристике упомянутых исторических периодов.

Развитие российской демократии до XX века

Как было отмечено ранее, уже в период возникновения первых русских городов, прежде всего тех из них, которые были расположены на Новгородский земле (Новгород, Ладога, Ростов, Смоленск, Суздаль) высшим органом власти нередко становилось общегородское вече, в рамках которого происходило решение вопросов местного значения и избрание должностных лиц городской общины.

Так, например, в XII-XV вв. высшими должностными лицами выступали:

  • Посадник, избираемый из бояр,
  • Тысяцкий, избираемый из числа представителей различных сословий.

Таким образом, на заре российского государства уже обнаруживаются институты прямой и представительной демократии, что по праву признается в науке зарождением отечественных демократических традиций.

В XVI веке был завершен процесс формирования целостного Русского государства, политической основой которого стала сословно-представительная монархия. Отличительной особенностью данной формы правления выступало то, что в ее рамках предполагался периодический созыв земских соборов, на которых представители различных сословий обсуждали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль представительных органов в России резко снизилась в связи с тенденциями абсолютизма, обозначившимися на рубеже XVII-XVIII вв., и окончательно утвердившимися со становлением абсолютной монархии при Петре I. Это, безусловно, негативно отразилось на обозначенных выше демократических процессах, и привело, к фактическому угасанию соответствующих демократических начал.

Постепенное восстановление российской демократии, в той степени, в которой это было возможно в условиях абсолютной монархии, произошло во второй половине XIX в., в связи с проведением при Александре II земской реформы, положившей начало созданию представительных губернских, уездных и городских учреждений.

Кроме того, отмена крепостного права поспособствовала организации крестьянской общины, высшим органом власти в которой был сельский сход, выбиравший старосту. В свою очередь, в волостях, как объединениях крестьянских общин также формировался собственных представительный орган – крепостной сход.

Своего рода кульминацией развития демократических институтов в России можно считать революцию 1905 г., побудившую царя не только продолжить демократические реформы, но и легализовать политические партии, учредив полноценный орган законодательной власти – государственную думу.

Таким образом, во второй половине XIX в – начале XX вв. в нашей стране постепенно формировались как институты прямой, так и представительной демократии.

Российская демократия в XX-XXI вв.

Установившийся в первой половине XX в. Советский режим провозглашал собственную демократичность, подтверждая данный тезис, в том числе, существованием письменной Конституции, претерпевшей несколько редакций. При этом определенные признаки, характерные для демократического государства действительно могут быть обнаружены при анализе государственной организации в Советское время, однако все из них относились к социальной, и частично экономической сфере. Политические принципы демократического государства – политический плюрализм, свобода слова, состязательные выборы, и т.д. на самом деле отсутствовали.

Этот факт позволяет многим отечественным исследователям утверждать обоснованный тезис о фактическом формировании в СССР авторитарного политического режима, тяготеющего на определенных этапах исторического развития к тоталитаризму.

Новый этап развития отечественной демократии связан с событиями конца прошлого века, а именно – с распадом Советского союза, и последовавшими за этим социально-экономическими и политическими преобразованиями.

В том числе, важным событием в развитии нашего государства в соответствующей сфере выступает принятие в 1993 г. ныне действующей Конституции РФ, провозгласившей политические, экономические, социальные и духовные права и свободы российских граждан, политические ценности – разделение властей, политический плюрализм, выборность Президента и органов законодательной власти, и т.д.

Оля Баюшина


Оля Баюшина ответила Андрею

🗿

Андрей, за ВВП молодёжь на пойдёт, но нам не дают другого кандидата. Каждые 6 лет одни и те же люди выдвигаются на голосование

Оля Баюшина


Оля Баюшина

Андрей Григорьев

Оля Баюшина


Оля Баюшина ответила Андрею

Андрей, формально да. Но как студент должен доказать то, что есть на самом деле? Нам же в СМИ врут в глаза, насчёт того, что у нас демократия
В демократии власть должна быть сменяемая, а у нас как в Беларуси, скоро на стены лезть будем от совкового общества.

Сергей Котовский

Андрей, не все! Где резиновые пули и слезоточивый газ?) В демократиях так и поступают. И вообще, дайте сменяющуюся власть - хотим как в Германии - чтобы 16 лет вечно молодая комсомолка Ангелина Меркель правила!

Андрей Григорьев

Сергей, ну там другой тип формы правления - парламентская республика, это не отменяет демократических процедур. Ну стоит отметить, что у нас центральные улицы и не громят) так что резиновые пули могут использовать страны с различными политическими режимами

Сергей Котовский

Андрей, да хоть абсолютная монархия - лидер-то один хрен не меняется. То, что это не президент, дело десятое.

Андрей Григорьев

Сергей Котовский

Андрей, так и не нужны им, значит, "демократические процедуры", подайте демократических резиновых пуль))

Татьяна Рыжкова

О как! "Быть может и мало написано, но здесь факты, с которыми спорить глупо" - ваши слова!!
Т. е. я правильно вас поняла, что достаточно написать в Конституции данные постулаты о демократии, приведённые вашим учеником и этого вполне достаточно, чтобы мы были демократическим государством? А вам не кажется, что не хватает ещё "тонкого" нюанса, а именно исполнения, не декларации, данного положения Конституции?
Далее вы пишете, что надо опираться на ФАКТЫ, а с фактами то как раз и не получается демократии, приведу как пример выборы того же Президента, а теперь и даже этих выборов без выбора))) мы лишены, не бывает демократии, когда у власти сидит практически пожизненно чел!Кстати, как вы там написали? -
"кидаться личными мнениями, которые мало кого интересуют! "- вот это и есть та " демократия", которую демонстрирует наше государство и вы вместе с ним!
То, что написал ваш ученик, которому вы поставили 5 без привязки к реалиям, т. е. он мог добавить, что данные постулаты только на бумаге, а по факту - это не соблюдается!
Я считаю, что вы лицемерите и своих учеников к этому лицемерию приобщаете!

Андрей Григорьев

Татьяна, пост был про подтверждение своей позиции фактами. Про умение доказывать. Вот если бы они писали про то, что конституция соблюдается не всегда, тогда тоже получили бы хорошую оценку. Никакой идеологии и агитации! Только доказательство своей позиции

Оля Баюшина


Оля Баюшина

Демократия, грубо говоря, - это иметь права и свободы. Свобода в выражении мнения- конечно, это так. Но мнение нужно доказывать, если стоит такая задача, в данном случае, у студентов. Андрей Павлович не любит власть, это всем понятно из многочисленных постов. Но если ты относишь своё мнение к оппозиции- нужно доказать, что в России нет демократии, кроме как в Конституции, которая потеряла своё предназначение поправками.

Татьяна Рыжкова

Оля, так ученик ,получивший 5 также без фактов, тупо переписал данный постулат, о чем я уже написала! Моё мнение,что и он не заслужил данную высокую отметку, там 4 , но никак не 5!

Оля Баюшина


Оля Баюшина ответила Татьяне

Татьяна, доказательства есть, взятые из официальных источников, позицию свою отстояла, тут правда не поспоришь. Тут дело в теме. Я не считаю, что Андрей Павлович выбрал правильную тему для эссе для студентов, у которых есть своё мнение, которое уже сложилось в их головах. Эта тема для дискуссий, но никак не для эссе.

Оля Баюшина


Оля Баюшина ответила Татьяне

Татьяна, остальные студенты. мы с Вами не читали эссе остальных ребят, не можем судить, правы они или нет. Если все их аргументы на дворцах и пенсиях- это на признаки демократии. А они написали именно это, а не про то, что ВВП приклеился к трону монарха с 2000 года ( несменяемая власть)

Татьяна Рыжкова

Оля, и ещё, очень и очень радует, что вы, такая молоденькая девушка и уже думаете и рассуждаете так, как не рассуждают многие и многие взрослые! Если бы таких как вы было побольше, то я думаю, мне кажется, что мы скоро бы жили совсем в другой России! И наше спасение в данное время, может даже призрачное, это Умное голосование!!

Оля Баюшина


Оля Баюшина ответила Татьяне

Оля Баюшина


Оля Баюшина ответила Татьяне

😊

Татьяна, с умным голосованием согласна на все 100! Спасибо Вам за такие тёплые слова в мой адрес

Татьяна Рыжкова

Оля, вот и я хотела написать, что это получилось не эссе, а что-то вроде тестирования! Это очень глубокие вещи))

Татьяна Рыжкова

Оля, вот по поводу Медведева, не бросайте в меня камни, просто вы еще молоды, но я считаю, что если бы он не струсил тогда, на вторых своих выборах президентских, то мы жили бы гораздо лучше чем сейчас! Он не из ФСБ, это первый самый отправной момент, при нём бизнес чувствовал себя свободнее, не было такого тоталитаризма и т. д.
То, что с ним произошло на данный момент - это человеческая трагедия ( моё личное мнение), он струсил и переживая это он превратился в алкоголика, а все эти резиденции - это взятка, типа благодарности, что он не стал баллотироваться на второй срок! Конечно я могу ошибаться!

Оля Баюшина


Оля Баюшина ответила Татьяне

Татьяна, честно, я ещё была тогда маленькая и совершенно не помню, какая при нем была Россия. Но если он трус- то таким не место у власти. Хотя кто знает, почему он струсил( Об этом можно только гадать. Но это в прошлом)

Денис Харченко


Денис Харченко

В России нет демократия. Если она и существует,то только лишь формально. Любой здравомыслящий человек это понимает.

школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции РФ.

Номинация: ЭССЕ на тему

Выполнил: ученик 9 класса Вочканов Дмитрий

Руководитель: учитель истории и обществознания

Обухова Татьяна Ивановна

2013-2014 учебный год.

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском царстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала Боярская дума и созывались Земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны, коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. На сегодняшний день большинство в стране относится к демократии позитивно и видит в ней необходимость.

Основным гарантом демократии является Конституция.

12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы России. Это событие можно отметить как первый шаг демократии, поскольку эта Конституция была принята всенародным голосованием. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %.

В настоящее время среди демократических ценностей наибольшую поддержку в России имеют свобода слова, массовой информации и вероисповедания; строгая законность; управление государством с участием всех граждан на равных основаниях. Более половины населения считает, что демократия России нужна, однако также распространено критическое отношение к её реализациям. Успешность демократических реформ связывается с функционированием государства и стабильной экономикой.

Конституция - это достаточно емкий нормативно-правовой акт, учредительный, высшей юридической силы, но емкий. Со дня ее принятия в стране произошли грандиозные изменения в политической системе.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч.3 ст.5 Конституции Российской Федерации.

Другим важнейшим признаком демократического государства является по моему мнению это обеспечение прав и свобод человека и гражданина - Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них ещё необходимо создать условия.

Конституционный строй - это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нём человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.

В Конституции Российской Федерации (преамбула и глава 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя. К ней относятся, во-первых, основы организации государственной власти: (народовластие) федерализм; верховенство права; разделение властей; государственный суверенитет (принцип, констатирующий, что Российская Федерация - часть мирового сообщества). Вторую группу составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение - обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества. Её составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Действующая Конституция РФ устанавливает три главные формы осуществления народом власти: непосредственную демократию (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание, законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации) и органы местного самоуправления. Российская Федерация признаёт и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа - референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народные обсуждения важных вопросов государственной жизни, законопроектов.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам - форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами.

Главное в выборах - это то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления, принадлежащей народу власти.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право не просто человека, а гражданина.

Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Федеральное Собрание (однако, избирался населением Совет Федерации только первого созыва), законодательные органы субъектов федерации. Избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время, таким образом, избирается и ряд должностных лиц: Президент Российской Федерации, президенты республик в её составе, главы администраций, мэры городов.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент РФ. Институт всенародно избираемого Президента - действенное средство реализации народного суверенитета. Через него народ также оказывает воздействие на государственный аппарат в целях осуществления своей воли; именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, которая осуществляется исполнительной властью.

Ещё одна форма осуществления народовластия - органы местного самоуправления.

Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Самоуправление осуществляется местным населением - составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне - выборы, референдумы и через органы местного самоуправления.

В заключение своего сочинения могу дать следующее определение демократического государства: демократическое государство - это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т. п.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

Читайте также: