Раздумье о человеке в пьесе горького на дне сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Основываясь на этом, таинственный странник уми­рающей Анне рассказывает о счастливой загробной жизни, успокаивает ее рассказами о блаженной ти­шине после смерти, о долгожданном избавлении от всех недугов и бед. Пеплу Лука возвещает о чудесной стране Сибири, вольной и свободной, где он сможет наконец найти себе применение. Актера старик те­шит сказом о бесплатной лечебнице с мраморными полами, где его избавят от пристрастия к алкоголю, после чего он непременно вернется к прежней жизни. Актер и Анна во время первого же разговора прислу­шиваются к Луке. Бывший артист чувствует, что в его душе пробуждается что-то доброе и забытое, он вспо­минает свое имя, свое любимое стихотворение.

Идея Луки — спасай, обманывая. Он щедро сеет слова утешения и надежды. Люди легко доверяются ему, потому что он снисходителен к их слабостям и порокам, терпим к грехам, отзывчив на просьбу о по­мощи, проявляет неподдельный интерес к их давно уже всем безразличной натуре, к их судьбе. Старик умеет выслушать.

Пробужденные в душах героев надежды оказались слишком непрочными и скоро угасли. Им волей-нево­лей пришлось возвращаться к прозаической и суро­вой реальности. Виновником своего тяжелого отрезвления они назвали бесследно исчезнувшего старика. Грезы и сны вдруг развеялись и неизбежно наступило горькое разочарование. Вместо покоя и мира в косты­левской ночлежке разворачиваются драматические события. Лука действительно сумел заронить в сердце каждого босяка искру надежды, подарить ему мечту, но после его ухода всем ночлежникам стало только тя­желее. Они безвольны, слабы и ничего не могут изме­нить в своей участи. Поманил старик, а дороги не по­казал. Ночлежники демонстрируют абсолютную не­готовность что-то предпринимать, чтобы воплотить мечты в жизнь. Надежда, подаренная Лукой не смог­ла найти опоры в характерах босяков.

Лука — идеолог пассивного сознания, которое все­гда отвергал Горький. Такая психология, считал дра­матург, способна только примирить человека с его по­ложением, но она никогда не толкнет его это положе­ние изменить.

Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утвер­ждает высокое назначение человека, гуманизм со­страдательный, призывающий только лишь жалеть его, пассивен и ложен. Проповедники, подобные Луке, неприемлемы для Горького, потому что они примиряют человека с недопустимой действитель­ностью.

В пьесе “На дне” автор ставит много риторических вопросов. Произведение раскрывает не только трагедию постепенной моральной гибели людей, попавших в жестокие социальные условия, но и авторский взгляд на различные проблемы общественности. Безусловно, одной из основных тем пьесы является Человек.

Кажется странным, что обитатели ночлежки могут иметь какие-то свои позиции по поводу этой проблемы.

Но это на самом деле так. В произведении Горького показан страшный мир абсолютной нищеты, бесконечных страданий, мир людей, оказавшихся

Однако именно в таком обществе рождается философский спор о Человеке.

Основные позиции по этому вопросу принадлежат трем персонажам пьесы: Сатину, Бубнову и Луке.

Позиция Бубнова – это фатализм и скептическое отношение к окружающей действительности. Бубнов жесток и безразличен к чужому горю. Кажется, его, вообще, невозможно зацепить за живое. В этом человеке не осталось ни капли сострадания.

Когда умирающая Анна просит его не шуметь, Бубнов отвечает ей, что шум помехой для смерти не является. По мнению Бубнова, все люди, живущие на земле – лишние. Кроме того,

он уверен, что именно на “дне жизни” обнажается истинная натура человека, все атрибуты культурной жизни исчезают, а остается лишь животная сущность. Таким образом, позиция Бубнова является совершенно пассивной.

Он опустился на самое “дно” жизни и не верит в то, что существуют возможности подняться с этого “дна”.

Хрестоматийными противниками в споре о Человеке можно считать Сатина и странника Луку.

Позиция Луки – это гуманизм. Но его гуманизм нельзя назвать подлинным, ведь у Луки нет настоящей веры в Человека. Для него абсолютно все люди слабы, ничтожны и нуждаются в сострадании. Лука жалеет всех, для него люди, как блохи: нет ни плохих, ни хороших, все одинаковые.

По мнению Луки, реальное положение человека нельзя изменить, можно лишь поменять его отношение к себе и к окружающей действительности. Для того чтобы повысить самооценку человека, изменить его сознание и улучшить самочувствие, Лука использует утешающую ложь. Умирающей Анне он рассказывает о счастливой загробной жизни, Настю убеждает в существовании студента Гастона и его страстной любви, а пьянице Актеру говорит о бесплатной клинике, где лечат алкоголиков. Философия Луки заключается в необходимости поддерживать в человеке внутреннюю веру.

Наглядным примером к этому можно считать притчу Луки о поиске праведной земли. В ней повествуется об одном ученом, который разрушил в человеке, искавшем праведную землю, веру в ее существование. После этого человек повесился, утратив единственный смысл жизни.

Этим рассказом Лука хотел доказать, что человеку просто необходима цель в жизни, даже, если это всего лишь призрачная иллюзия.

Лука, конечно, по-своему признает достоинство человека и заступается за него, но его позиция, прежде всего, заключается в том, что человеку нужны жалость и сочувствие. Лука убежден, что только ласка и сострадание способны вернуть озверевшему от ужасных условий существу человеческий вид.

Позиция еще одного обитателя ночлежки Сатина абсолютно противоположна взглядам Луки. Он говорит о Человеке свободном, Человеке с заглавной буквы. Сатин уверен, что сострадательный гуманизм Луки только унижает, а Человека не нужно унижать жалостью, он достоин уважения.

Человек – это самое главное существо на Земле, все окружающее – его рук творенье. Но романтическая мечта Сатина о сильном и гордом Человеке вовсе не соответствует реальности его жизни, его характеру. На самом деле, Сатин пассивен и апатичен, он – скептик, протест которого заключается в призыве “ничего не делать”. Он не случайно оказался на “дне жизни”, а спустился туда сам, ему так удобнее.

Теперь Сатин обитает в подвале, занимается шулерством, пропивает все деньги, а вместе с ними и свои возможности. Природа наделила его живым умом и способностью мыслить, но этот дар пропадает напрасно. Сатин сознательно губит свою жизнь, много философствует и почти бездействует.

Кто прав в этом споре? Судить об этом очень трудно. И правда, и ложь бывают хороши в различных ситуациях.

Иногда правда может убить, а может подарить человеку смысл жизни и силы для борьбы.

Читайте также: