Раз во время моего детства няня укладывала меня спать сочинение

Обновлено: 03.07.2024


Святочный рассказ будет далее, но сначала - некоторое вступление.
Когда меня спрашивают: "Какой русский писатель по своему творчеству Вам наиболее интересен?"
Я всегда отвечаю - Ф.М.Достоевский!
Однако редко спрашивают: "А кто же из русских писателей далее как бы следует за Достоевским в ваших литературных привязанностях?"
Мой ответ последовал бы без раздумья - Николай Семенович Лесков

Когда пишут о Лескове, то часто начинают свой рассказ со слов:
"Род наш . происходит из духовенства. "
Внук священника, Лесков всегда подчеркивал свою родовую связь с сословием, изображение которого считал своей "специальностью" в литературе. Однако следует заметить, что его произведения многогранны.

2-3 последних дня рядом со мной пребывали книги именно Лескова, периодически я к ним возвращаюсь вновь и вновь.
Пока не готов к составлению достойного поста о Николае Лескове (я уже не говорю в этом плане о Ф.М.Достоевском).
Однако как-то негоже пропустить без внимания очередную годовщину печального события - Н.С.Лесков умер 21 февраля 1895 г.
Лесков умер в Петербурге в дни, когда появившийся там некто Ульянов начал сколачивать "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Это совпадение похоже на лесковскую цитату: "Так в те времена все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала".
Читая его произведения я как-то оставил свой взгляд на небольшом зимнем святочном рассказе, на мой взгляд он несет в себе элементы сказочности.
Вот его-то я и выбрал для продолжения моей серии постов "Зимние сказки".

 (343x437, 30Kb)


Лесков Н.
Неразменный рубль

Впервые опубликовано — журнал “Задушевное слово”, 1883.

ГЛАВА ПЕРВАЯ


Есть поверье, будто волшебными средствами можно получить неразменный рубль, т. е. такой рубль, который, сколько раз его ни выдавай, он все-таки опять является целым в кармане. Но для того, чтобы добыть такой рубль, нужно претерпеть большие страхи. Всех их я не помню, но знаю, что, между прочим, надо взять черную без единой отметины кошку и нести ее продавать рождественскою ночью на перекресток четырех дорог, из которых притом одна непременно должна вести к кладбищу.
Здесь надо стать, пожать кошку посильнее, так, чтобы она замяукала, и зажмурить глаза. Все это надо сделать за несколько минут перед полночью, а в самую полночь придет кто-то и станет торговать кошку. Покупщик будет давать за бедного зверька очень много денег, но продавец должен требовать непременно только рубль, — ни больше, ни меньше как один серебряный рубль. Покупщик будет навязывать более, но надо настойчиво требовать рубль, и когда, наконец, этот рубль будет дан, тогда его надо положить в карман и держать рукою, а самому уходить как можно скорее и не оглядываться. Этот рубль и есть неразменный или безрасходный, — то есть сколько ни отдавайте его в уплату за что-нибудь, — он все-таки опять является в кармане. Чтобы заплатить, например, сто рублей, надо только сто раз опустить руку в карман и оттуда всякий раз вынуть рубль.
Конечно, это поверье пустое и недостаточное; но есть простые люди, которые склонны верить, что неразменные рубли действительно можно добывать. Когда я был маленьким мальчиком, и я тоже этому верил.


Раз, во времена моего детства, няня, укладывая меня спать в рождественскую ночь, сказала, что у нас теперь на деревне очень многие не спят, а гадают, рядятся, ворожат и, между прочим, добывают себе “неразменный рубль”. Она распространилась на тот счет, что людям, которые пошли добывать неразменный рубль, теперь всех страшнее, потому что они должны лицом к лицу встретиться с дьяволом на далеком распутье и торговаться с ним за черную кошку; но зато их ждут и самые большие радости… Сколько можно накупить прекрасных вещей за беспереводный рубль! Что бы я наделал, если бы мне попался такой рубль! Мне тогда было всего лет восемь, но я уже побывал в своей жизни в Орле и в Кромах и знал некоторые превосходные произведения русского искусства, привозимые купцами к нашей приходской церкви на рождественскую ярмарку.
Я знал, что на свете бывают пряники желтые, с патокою, и белые пряники — с мятой, бывают столбики и сосульки, бывает такое лакомство, которое называется “резь”, или лапша, или еще проще — “шмотья”, бывают орехи простые и каленые; а для богатого кармана привозят и изюм, и финики. Кроме того, я видал картины с генералами и множество других вещей, которых я не мог купить, потому что мне давали на мои расходы простой серебряный рубль, а не беспереводный. Но няня нагнулась надо мною и прошептала, что нынче это будет иначе, потому что беспереводный рубль есть у моей бабушки и она решила подарить его мне, но только я должен быть очень осторожен, чтобы не лишиться этой чудесной монеты, потому что он имеет одно волшебное, очень капризное свойство.
— Какое? — спросил я.
— А это тебе скажет бабушка. Ты спи, а завтра, как проснешься, бабушка принесет тебе неразменный рубль и скажет, как надо с ним обращаться.
Обольщенный этим обещанием, я постарался заснуть в ту же минуту, чтобы ожидание неразменного рубля не было томительно.

 (342x501, 47Kb)



Няня не обманула: ночь пролетела как краткое мгновение, которого я и не заметил, и бабушка уже стояла над моею кроваткою в своем большом чепце с рюшевыми мармотками и держала в своих белых руках новенькую, чистую серебряную монету, отбитую в самом полном и превосходном калибре.
— Ну, вот тебе беспереводный рубль, — сказала она. Бери его и поезжай в церковь. После обедни мы, старики, зайдем к батюшке, отцу Василию, пить чай, а ты один, — совершенно один, — можешь идти на ярмарку и покупать все, что ты сам захочешь. Ты сторгуешь вещь, опустишь руку в карман и выдашь свой рубль, а он опять очутится в твоем же кармане.
— Да, говорю, — я уже все знаю.
А сам зажал рубль в ладонь и держу его как можно крепче. А бабушка продолжает:
— Рубль возвращается, это правда. Это его хорошее свойство, — его также нельзя и потерять; но зато у него есть другое свойство, очень невыгодное: неразменный рубль не переведется в твоем кармане до тех пор, пока ты будешь покупать на него вещи, тебе или другим людям нужные или полезные, но раз, что ты изведешь хоть один грош на полную бесполезность — твой рубль в то же мгновение исчезнет.
— О, — говорю, — бабушка, я вам очень благодарен, что вы мне это сказали; но поверьте, я уж не так мал, чтобы не понять, что на свете полезно и что бесполезно.
Бабушка покачала головою и, улыбаясь, сказала, что она сомневается; но я ее уверил, что знаю, как надо жить при богатом положении.
— Прекрасно, — сказала бабушка, — но, однако, ты все-таки хорошенько помни, что я тебе сказала.
— Будьте покойны. Вы увидите, что я приду к отцу Василию и принесу на загляденье прекрасные покупки, а рубль мой будет цел у меня в кармане.
— Очень рада, — посмотрим. Но ты все-таки не будь самонадеян: помни, что отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как ты думаешь.
— В таком случае не можете ли вы походить со мною по ярмарке?
Бабушка на это согласилась, но предупредила меня, что она не будет иметь возможности дать мне какой бы то ни было совет или остановить меня от увлечения и ошибки, потому что тот, кто владеет беспереводным рублем, не может ни от кого ожидать советов, а должен руководиться своим умом.
— О, моя милая бабушка, — отвечал я, — вам и не будет надобности давать мне советы, — я только взгляну на ваше лицо и прочитаю в ваших глазах все, что мне нужно.
— В таком разе идем, — и бабушка послала девушку сказать отцу Василию, что она придет к нему попозже, а пока мы отправились с нею на ярмарку.

 (300x78, 6Kb)


Погода была хорошая, — умеренный морозец, с маленькой влажностью; в воздухе пахло крестьянской белой онучею, лыком, пшеном и овчиной. Народу много, и все разодеты в том, что у кого есть лучшего. Мальчики из богатых семей все получили от отцов на свои карманные расходы по грошу и уже истратили эти капиталы на приобретение глиняных свистулек, на которых задавали самый бедовый концерт. Бедные ребятишки, которым грошей не давали, стояли под плетнем и только завистливо облизывались. Я видел, что им тоже хотелось бы овладеть подобными же музыкальными инструментами, чтобы слиться всей душою в общей гармонии, и. я посмотрел на бабушку.

Глиняные свистульки не составляли необходимости и даже не были полезны, но лицо моей бабушки не выражало ни малейшего порицания моему намерению купить всем бедным детям по свистульке. Напротив, доброе лицо старушки выражало даже удовольствие, которое я принял за одобрение: я сейчас же опустил мою руку в карман, достал оттуда мой неразменный рубль и купил целую коробку свистулек, да еще мне подали с него несколько сдачи. Опуская сдачу в карман, я ощупал рукою, что мой неразменный рубль целехонек и уже опять лежит там, как было до покупки. А между тем все ребятишки получили по свистульке, и самые бедные из них вдруг сделались так же счастливы, как и богатые, и засвистали во всю свою силу, а мы с бабушкой пошли дальше, и она мне сказала:
— Ты поступил хорошо, потому что бедным детям надо играть и резвиться, и кто может сделать им какую-нибудь радость, тот напрасно не спешит воспользоваться своею возможностию. И в доказательство, что я права, опусти еще раз свою руку в карман попробуй, где твой неразменный рубль?
Я опустил руку и. мой неразменный рубль был в моем кармане.
— Ага, — подумал я, — теперь я уже понял, в чем дело, и могу действовать смелее.


Я подошел к лавочке, где были ситцы и платки, и накупил всем нашим девушкам по платью, кому розовое, кому голубое, а старушкам по малиновому головному платку; и каждый раз, что я опускал руку в карман, чтобы заплатить деньги, — мой неразменный рубль все был на своем месте. Потом я купил для ключницыной дочки, которая должна была выйти замуж, две сердоликовые запонки и, признаться, сробел; но бабушка по-прежнему смотрела хорошо, и мой рубль после этой покупки благополучно оказался в моем кармане.
— Невесте идет принарядиться, — сказала бабушка: — это памятный день в жизни каждой девушки, и это очень похвально, чтобы ее обрадовать, — от радости всякий человек бодрее выступает на новый путь жизни, а от первого шага много зависит. Ты сделал очень хорошо, что обрадовал бедную невесту.
Потом я купил и себе очень много сластей и орехов, а в другой лавке взял большую книгу “Псалтирь”, такую точно, какая лежала на столе у нашей скотницы. Бедная старушка очень любила эту книгу, но книга тоже имела несчастие придтись по вкусу племенному теленку, который жил в одной избе со скотницею. Теленок по своему возрасту имел слишком много свободного времени, и занялся тем, что в счастливый час досуга отжевал углы у всех листов “Псалтиря”. Бедная старушка была лишена удовольствия читать и петь те псалмы, в которых она находила для себя утешение, и очень об этом скорбела.
Я был уверен, что купить для нее новую книгу вместо старой было не пустое и не излишнее дело, и это именно так и было: когда я опустил руку в карман, рубль был снова на своем месте.
Я стал покупать шире и больше, — я брал все, что по моим соображениям, было нужно, и накупил даже вещи слишком рискованные, — так, например, нашему молодому кучеру Константину я купил наборный поясной ремень, а веселому башмачнику Егорке — гармонию. Рубль, однако, все был дома, а на лицо бабушки я уж не смотрел и не допрашивал ее выразительных взоров. Я сам был центр всего, — на меня все смотрели, за мною все шли, обо мне говорили.
— Смотрите, каков наш барчук Миколаша! Он один может скупить целую ярмарку, у него, знать, есть неразменный рубль.
И я почувствовал в себе что-то новое и до тех пор незнакомое. Мне хотелось, чтобы все обо мне знали, все за мною ходили и все обо мне говорили — как я умен, богат и добр.
Мне стало беспокойно и скучно.

А в это самое время, — откуда ни возьмись, — ко мне подошел самый пузатый из всех ярмарочных торговцев и, сняв картуз, стал говорить:
— Я здесь всех толще и всех опытнее, и вы меня не обманете. Я знаю, что вы можете купить все, что есть на этой ярмарке, потому что у вас есть неразменный рубль. С ним не штука удивлять весь приход, но, однако, есть кое-что такое, чего вы и за этот рубль не можете купить.

 (450x679, 116Kb)


Иллюстрация Евгения Тихоновича Мигунова к произведению Н.С.Лескова "Неразменный рубль"

— Да, если эта будет вещь ненужная, — так я ее, разумеется, не куплю.
— Как это “ненужная”? Я вам не стал бы и говорить про то, что не нужно. А вы обратите внимание на то, кто окружает нас с вами, несмотря на то, что у вас есть неразменный рубль. Вот вы себе купили только сластей да орехов, а то вы все покупали полезные вещи для других, но вон как эти другие помнят ваши благодеяния: вас уж теперь все позабыли.
Я посмотрел вокруг себя и, к крайнему моему удивлению, увидел, что мы с пузатым купцом стоим, действительно, только вдвоем, а вокруг нас ровно никого нет. Бабушки тоже не было, да я о ней и забыл, а вся ярмарка отвалила в сторону и окружила какого-то длинного, сухого человека, у которого поверх полушубка был надет длинный полосатый жилет, а на нем нашиты стекловидные пуговицы, от которых, когда он поворачивался из стороны в сторону, исходило слабое, тусклое блистание.
Это было все, что длинный, сухой человек имел в себе привлекательного, и, однако, за ним все шли и все на него смотрели, как будто на самое замечательное произведение природы.
Я ничего не вижу в этом хорошего, — сказал я моему новому спутнику.
— Пусть так, но вы должны видеть, как это всем нравится. Поглядите, — за ним ходят даже и ваш кучер Константин с его щегольским ремнем, и башмачник Егорка с его гармонией, и невеста с запонками, и даже старая скотница с ее новою книжкою. А о ребятишках с свистульками уже и говорить нечего.
Я осмотрелся, и в самом деле все эти люди действительно окружали человека с стекловидными пуговицами, и все мальчишки на своих свистульках пищали про его славу.
Во мне зашевелилось чувство досады. Мне показалось все это ужасно обидно, и я почувствовал долг и призвание стать выше человека со стекляшками.
— И вы думаете, что я не могу сделаться больше его?
— Да, я это думаю, — отвечал пузан.
— Ну, так я же сейчас вам докажу, что вы ошибаетесь! — воскликнул я и, быстро подбежав к человеку в жилете поверх полушубка, сказал:
— Послушайте, не хотите ли вы продать мне ваш жилет?

Человек со стекляшками повернулся перед солнцем так, что пуговицы на его жилете издали тусклое блистание, и отвечал:
— Извольте, я вам его продам с большим удовольствием, но только это очень дорого стоит.
— Прошу вас не беспокоиться и скорее сказать, мне вашу цену за жилет.

 (691x501, 72Kb)


Н.С.Лесков. Неразменный рубль. Иллюстрация. И. Киреевой

— Хорошо.
Я опустил руку в карман и достал оттуда один рубль, потом снова опустил руку во второй раз, но. карман мой был пуст. Мой неразменный рубль уже не возвратился. он пропал. он исчез. его не было, и на меня все смотрели и смеялись.
Я горько заплакал и. проснулся.


Было утро; у моей кроватки стояла бабушка, в ее большим белом чепце с рюшевыми мармотками, и держала в руке новенький серебряный рубль, составлявший обыкновенный рождественский подарок, который она мне дарила.
Я понял, что все виденное мною происходило не наяву, а во сне, и поспешил рассказать, о чем я плакал.
— Что же, — сказала бабушка, — сон твой хорош, — особенно если ты захочешь понять его, как следует. В баснях и сказках часто бывает сокрыт особый затаенный смысл. Неразменный рубль — по-моему, это талант, который Провидение дает человеку при его рождении. Талант развивается и крепнет, когда человек сумеет сохранить в себе бодрость и силу на распутии четырех дорог, из которых с одной всегда должно быть видно кладбище. Неразменный рубль — это есть сила, которая может служить истине и добродетели, на пользу людям, в чем для человека с добрым сердцем и ясным умом заключается самое высшее удовольствие. Все, что он сделает для истинного счастия своих ближних, никогда не убавит его духовного богатства, а напротив — чем он более черпает из своей души, тем она становится богаче. Человек в жилетке сверх теплого полушубка — есть суета, потому что жилет сверх полушубка не нужен, как не нужно и то, чтобы за нами ходили и нас прославляли. Суета затемняет ум. Сделавши кое-что — очень немного в сравнении с тем, что бы ты мог еще сделать, владея безрасходным рублем, ты уже стал гордиться собою и отвернулся от меня, которая для тебя в твоем сне изображала опыт жизни. Ты начал уже хлопотать не о добре для других, а о том, чтобы все на тебя глядели и тебя хвалили. Ты захотел иметь ни на что ненужные стеклышки, и — рубль твой растаял. Этому и следовало быть, и я за тебя очень рада, что ты получил такой урок во сне. Я очень бы желала, чтобы этот рождественский сон у тебя остался в памяти. А теперь поедем в церковь и после обедни купим все то, что ты покупал для бедных людей в твоем сновидении.
— Кроме одного, моя дорогая.
Бабушка улыбнулась и сказала:
— Ну, конечно, я знаю, что ты уже не купишь жилета со стекловидными пуговицами.
— Нет, я не куплю также и лакомств, которые я покупал во сне для самого себя.
Бабушка подумала и сказала:
— Я не вижу нужды, чтобы ты лишил себя этого маленького удовольствия, но. если ты желаешь за это получить гораздо большее счастие, то. я тебя понимаю.
И вдруг мы с нею оба обнялись и, ничего более не говоря друг другу, оба заплакали. Бабушка отгадала, что я хотел все мои маленькие деньги извести в этот день не для себя. И когда это мною было сделано, то сердце исполнилось такою радостию, какой я не испытывал до того еще ни одного раза. В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом — полное счастие, при котором ничего больше не хочешь.
Каждый может испробовать сделать в своем нынешнем положении мой опыт, и я уверен, что он найдет в словах моих не ложь, а истинную правду.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 298
  • КНИГИ 670 143
  • СЕРИИ 25 812
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 207

Потерянное имущество вернется, больной выздоровеет, сирота обретет родителей, безвестный талант получит признание. Такое событие порой кажется случайностью, простым везением, но разве везение не может оказаться результатом вмешательства свыше? Особенно в Рождество.

Веру именно в такие, на первый взгляд самые обыкновенные, чудеса поддерживает рождественская проза, в то же время настаивая, что чудеса совершаются не только Божьим провидением, но и руками людей. Люди, в которых живо чувство сострадания и стремление быть добрыми, милосердными и щедрыми, сами способны творить чудеса для других, а Божье провидение лишь сводит вместе страждущего и того, кто может оказать помощь.

Кто становится счастливее в результате такой встречи? Тот, кто получает помощь, или тот, кто получает возможность помочь и проявить истинно христианские качества? Рождественская проза отвечает на этот вопрос по-разному, но одно несомненно – все участники событий начинают чувствовать присутствие Бога, замечают Его вмешательство в свою судьбу, и это необыкновенное ощущение наполняет жизнь смыслом.

Разумеется, в рождественских рассказах, как бы ни были они похожи на сказки, чудеса происходят не всегда. Порой ожидание оказывается напрасным, но даже при таком исходе сохранение веры в чудо является чудом само по себе. Надежда помогает жить, не падать духом, не отчаиваться и не впадать в уныние, ведь уныние – грех.

Почему надежда так сильна именно в Рождество? Наверное, это еще одно чудо, связанное с праздником. Рождество пробуждает веру и дарит надежду, несмотря ни на что. С приходом рождественской ночи что-то неуловимо меняется в людских сердцах. Это маленькое чудо затрагивает если не каждого, то почти каждого, а рождественская проза становится особенно созвучной общему настроению.

Федор Михайлович Достоевский (1821—1881)

Мальчик у Христа на елке

Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят все – голод, холод, побои – только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего: ни где он живет, ни какой он нации, есть ли Бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и однако же, все факты.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется – никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь – Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.


"Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. * Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле. "

"Есть поверье, будто волшебными средствами можно получить неразменный рубль, то есть такой рубль, который, сколько раз его не выдавай, он все-таки опять является целым в кармане. Но для того чтобы добыть такой рубль, нужно претерпеть большие страхи. Всех их я не помню, но знаю, что, между прочим, надо взять черную без одной отметины кошку и нести ее продавать рождественскою ночью на перекресток четырех дорог, из которых притом одна
непременно должна вести к кладбищу.. .
Раз, во время моего детства, няня, укладывая меня спать в рождественскую ночь, сказала, что у нас теперь на деревне очень многие не спят, а гадают, рядятся, ворожат и, между прочим, добывают себе "неразменный рубль".
Но няня нагнулась надо мною и прошептала, что нынче это будет иначе, потому что беспереводный рубль есть у моей бабушки, и она решила подарить его мне, но только я должен быть очень осторожен, чтобы не лишиться этой чудесной монеты, потому что она имеет одно волшебное, очень капризное свойство.
Няня меня не обманула: ночь пролетела как краткое мгновение, которого я и не заметил, и бабушка уже стояла над моею кроваткою в своем большом чепце с рюшевыми мармотками и держала в своих белых руках новенькую, чистую
серебряную монету, отбитую в самом полном и превосходном калибре.
— Ну, вот тебе беспереводный рубль, — сказала она. — Бери его и поезжай в церковь. После обедни мы, старики, зайдем к батюшке, отцу Василию, пить чай, а ты один, --совершенно один, --можешь идти на ярмарку и покупать все, что ты сам захочешь. Ты сторгуешь вещь, опустишь руку в карман и выдашь свой рубль, а он опять очутится в твоем же кармане.
— Рубль возвращается, это правда. Это его хорошее свойство, — его также нельзя и потерять; но зато у него есть другое свойство, очень невыгодное: неразменный рубль не переведется в твоем кармане до тех пор, пока ты будешь покупать на него вещи, тебе или другим людям нужные или полезные, но раз что ты изведешь хоть один грош на полную бесполезность — твой рубль в то же мгновение исчезнет. "
Н. С. ЛЕСКОВ. "НЕРАЗМЕННЫЙ РУБЛЬ"

Во времена моего детства и юности, полстолетия назад, никому (по крайней
мере, из тех, кого я знал) не приходило в голову заботиться о Земле. О Земле?
Заботиться? О природе? Милосердие? Да полно! Природу надо осваивать! Покорять!
“Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник! ” Покорять! “Мы
пок-ко-ря-ем про-стран-ство и врее-мяя! ” Тарра-та-там, тра-та-та-та-та-та-там!
Покорять! Помните: “По полюсу гордо шагает, меняет течения рек, высокие горы
сдвигает советский простой человек! ” Декламировать это учили с выражением. И на
псевдокартинах лесорубы радостно рубили лес. Экскаваторы черпали в карьерах
руду. Электровозы мчались по стальным магистралям. Домны-мартены —
плавили, отравляя реки и атмосферу. Зубастые “Днепрогэсы”, введенные,
разумеется, досрочно, губили реки. Досрочные пятилетки, когда никто не думал о
природе, а только “рапортовал”, отравляли все и вся.

И отравили. Бесхозные колхозы и совхозы довели землю до бесплодия. Целина
обратила степи в пустыни. Леса изредили лагерным “лесоповалом”. Артерии рек
заткнули тромбами плотин. Так хозяйничали самые мудрые из мудрых при самом
передовом общественном строе. Так было. И лишь через полстолетия стало ясно:
природе нанесен, коль не смертельный, то вполне надломивший ее удар. Сук, на
котором сидели и который усердно рубили со всех сторон, качнулся.

Даже древние “язычники”, считавшие Землю (и совершенно правильно! ) живым
существом, понимали, что с нею плохо шутить. Терпеливая до времени, она может
стать без пощады карающей. К тому же еще все виды человека “доразумного”
боялись сил природы. Она была властной и могучей богиней. Ей приносили дары и
жертвы. Ее олицетворяли в женщине. Ей поклонялись. И остатки их верований
усвоили христиане и ввели Духов день, когда “земля именинница”, когда “птица
гнезда не вьет, а девица косы не плетет”. Это был день милосердия к Земле, день
благодарения ей, день любовного обращения к матушке, кормилице.

Как хорошо я помню эти дни, хотя в сознании моем они уже соединялись в один
Духов день. Обычно он был теплый, пасмурный, тихий и какой-то
затаенно-таинственный. Он был в начале июня. С утра бабушка молилась. Молилась
и крестилась долго, а потом выходила из-за ширмы, где были ее кровать и киот с
иконами, вся просветленная, улыбающаяся, гладила меня по стриженой голове и
говорила: “Духов день сегодня, батюшко. Праздник великий. Земля —
именинница! ”

В день этот запрещалось брать лопату, запрещалось копать, полоть. Солнце
ходило в небе за тучками осторожно. Ласточки летали тише. Ветер был мягче и
ласковее. Воздух пахучее. Иногда из туч кратко капало, именно капало, нежным и
легким дождем. Млели, едва лепетали в тот день тополя. Запах преддождья стоял
повсюду. И кротко, совсем уж по-божьему, летнему стекала из тополей песенка
горихвостки. Люди в тот день казались мне такими же ласковыми, притихшими и
просветленными, как все вокруг.

А праздник сей возвратить бы Земле. Ой как надо его возвратить! Ой, как надо
его помнить! И — главное, понять-восстановить вновь: все блага наши от
Земли и еще от Хозяина на ней. Без хозяина Земля сирота. Долго не было хозяина
на ней, и все еще он не приходит и любовь не приносит. Нет “Духова дня”, но
духи Земли не дремлют. Все скуднее родит она без любви. И уж нет в достатке
дождей. Жар и сушь год от года напоминают: “Берегитесь гнева моего! Берегитесь,
неразумные! ” Духи Земли, ее истинные дети, все видят и все доносят ей, и
хмурится, хмурится матушка, не видя добра и милосердия. Только с хозяином может
прийти оно. Этой истины не хотят понять неразумные. Но придет горький
час — поймут: неразумие и немилость к земле — немилосердие к самим.

Проблема: проблема отношения человека к Земле.

Человек, по мысли Астафьева, перестал вести себя как мудрый хозяин, превратился в гостя на собственной земле или же в равнодушного и агрессивного захватчика, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его в будущем.

Георгий Герцев чужой в тайге, ему кажется, что он властелин природы, но природа жестоко мстит ему, он погибает в тайге. Астафьев самим названием повести расставляет все по местам: не человек – царь природы, он лишь ее создание. Если он забудет об этом и начнет уничтожать свой дом, то рано или поздно он потеряет все, как случилось со свиньей под дубом в известной басне Крылова.

3) Личный опыт: Статья, опубликованная на экологическом сайте:

Мы уже рассказывали об огромном острове из мусора, который образовался благодаря системе океанских течений и безответственному отношению людей к природе и водным ресурсам. Печально, но этот "Великий Тихоокеанский мусорный материк", расположенный между Гавайями и Калифорнией, с каждым годом продолжает разрастаться. Площадь мусорного острова варьирует от 700 тысяч до 15 миллионов квадратных километров. 80% мусора происходит из наземных источников, а 20% выбрасывается с палуб кораблей.

Вывод: Проблема загрязнения мирового океана как бытовым мусором, так и нефтепродуктами становится очень актуальной в последнее время. , и если человечество не предпримет определенные меры, то мы лишимся всего, что дают нам моря. Кроме того, от состояния океанов и морей зависит и состояние материков, в частности, климата на всей планете.

Читайте также: