Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям старуха изергиль сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Контраст легендарных героев не вызывает сомнений. Он проявляется даже в реальных их воплощениях, оставшихся от них следах. Ларру Изергиль видит в виде тени, горьковский рассказчик видит оставшиеся от Данко голубые искры в поле.

Сложно сказать была ли красивой душа героини с точки зрения морали и нравственности, но её можно назвать примером красивой личности в контексте силы её чувств и решительности. Весь её образ подчинён идее сильной личности. Её замужняя часть жизни едва упоминается, как что-то малозначительное, а традиционно женское она считает чем-то скучным. Вероятно, по мнению Изергиль, любовь не может стать чем-то постоянным и привычным. Замужество приводит к рутине и не имеет ничего общего с любовью.

Образ Изергиль многое соединяет в себе: черты её легендарных героев – Данко и Ларру, – черты, присущие реальным людям, былое и настоящее, молодое и старое. Сцена вызволения её последней любви и образ постаревшей Изергиль никак не согласуется с ёмким описанием, будто она жила только для себя. С этим сложно согласиться.

Сочинение 2

Сюжет произведения построен на рассказе иссохшей старухи Изергиль, которая вспоминает необыкновенные истории, свою жизнь, когда она была ещё молода и полна сил. Иногда, сказанное женщиной повергает в шок, некоторые её поступки заслуживают осуждения, но всё равно мы проникаемся сочувствием к ней.

Позволю себе высказать мнению по этому поводу. Я не считаю этого юношу заслуживающим такого наказания, которое мне не понятно. По большей части он был наказан за гордость и убийство девушки. Хочу напомнить, что во время своей кончины девушка обратилась змеёй, хорошие люди в таких существ не превращаются, возможно такая участь есть воплощение кары за содеянное.

Потом мы знакомимся с печальной судьбой Данко, который пожертвовал собой ради других, ярко горело сердце юноши среди серых душ окружающих его людей. Мужественный поступок Данко остался только в памяти Изергиль, люди, спасённые юношей приняли его жертву как должное, забыли о самом герое. А нужно ли было жертвовать собой, ради других? Это выбор каждого человека. Но лично я не понимаю Данко. Он, имея опыт общения с этими людьми, знал, что не получит благодарности, но всё равно отважился на этот шаг. Зачем? Какая ему от этого польза? А что в итоге? Герой погиб, а эти неблагодарные люди будут жить. Эгоизм людей неприятно удивляет. Но только ли в сказках и историях мы встречаемся с ним? Думаю, это больше риторический вопрос.

Это произведение ещё долгое время будет занимать ваши мысли, заставлять задуматься. А что хотел сказать автор? Каждый видит в этой истории что-то особенное, понимает её по-своему, делает выводы, присущие только ему, но в любом случае равнодушных нет.

3 вариант рассуждения

Произведение состоит из трех коротких новелл, основанных на сказках и преданиях. Рассказчик описывает встречу со Изергиль и пересказывает несколько ее историй: легенда о Ларре, сказ о Данко, рассказ о жизни старухи. Все новеллы наделены определенным смыслом и помогают задуматься над человеческими пороками.

Первая история описывает жизнь необычного молодого юноши – Ларры. Молодой человек – сын женщины и орла. В его характере преобладают такие черты, как самовлюбленность и эгоизм. Ларра лишил жизни девушку, только из-за того, что та отказала ему. Юноше не была важна любовь и взаимные чувства, важнее были его собственные желания. В действиях девушки Ларра распознал осуждение и оскорбление, за это и убил ее. За этот поступок общество наказало молодого человека вечным одиночеством и свободой. Сначала для юноши такой приговор показался смешным и глупым. Но после нескольких тысяч лет неуязвимости и жизни без близких, Ларра понял, что это безутешно страшная кара. Свобода становится для молодого человека тюрьмой, каторгой. Автор пытается донести читателю мысль о том, что свобода, без любимых людей рядом, перестает быть свободой. Эта легенда помогает понять, что холодный эгоизм не может приносить счастья, а ярая самовлюбленность обрекает на одиночество.

Последняя новелла – это противопоставление предыдущим историям. Она описывает легенду о Данко. Этот юноша полная противоположность самовлюбленного Ларры. Данко отдал свое сердце ради жизни других людей, он осветил дорогу в темноте своим соплеменникам. Но его подвиг не был принят обществом, и о храбром Данко забыли.

Это произведение напоминает читателю о предназначении человека, напоминает о ценности добрых поступков и помощи ближнему.

Сочинение 4

История Данко захватывает с первой же главы. Она по-своему отличается от других частей из книги. Негативные герои в ней показаны как глупые и неблагодарные люди. Данко выступает здесь как храбрый человек с отважным и добрым сердцем. Ему удалось спасти свое племя, отдав свою жизнь. Вырванное сердце освещало путь и явилось спасительным средством. Однако бессердечные глупцы не оценили, столь самоотверженного поступка. Доказательством этого могут послужить, затоптанные угольки горящего сердца. Отличительная особенность Данко от предыдущих рассказов, это то, что он смог постигнуть смысл своей жизни. В преддверии смерти он был по-настоящему счастлив и не о чем не жалел.

В третьем рассказе старуха повествует о годах своей молодости. Читая его, можно увидеть связующую красную нить с предыдущим повествованием о Ларре. Молодая девушка по имени Изергиль была привлекательной, беззаботной и легкомысленной. Она использовала людей для своих целей. Великое множество мужчин хотели быть с ней. Вот только все они были отвергнуты. Одним прекрасным днем, Изергиль по-настоящему влюбилась, но была отвергнута. Ее любимый был на волоске от смерти. Изергиль удалось спасти его. Тогда возлюбленный предложил ей свою любовь, в благодарность за спасение. Изергиль отвергла его, потому что не хотела любви из благодарности.

Когда Максим Горький писал данную книгу, то использовал жанр рассказ в рассказе. Ознакамливаясь с рассказом становится ясно - молодость не вечна, важны лишь добрые поступки человека.

По произведению Старуха Изергиль

По произведению Старуха Изергиль

Популярные сочинения

Зима удивительна во всех своих проявлениях, она загадочна и по-своему красива. Достаточно вспомнить зимнее утро, когда мороз щиплет лицо, и воздух, удивительно свежий. Или вечер, когда рано темнеет, и медленно падают крупные снежные хлопья

В 1888 году Ницше сошел с ума, когда увидел, как на улице извозчик бьет кнутом лошадь. После этого он был помещен в клинику и завершил свои дни практически в полном помешательстве. Тем не менее, идеи немецкого философа распространились довольно активно и до сих пор будоражат умы, являются предметом для рассмотрения и обсуждения.

Горький являлся одним из тех, кто довольно ярко воспринял мысли Ницше и постарался переложить его на собственный лад. Эти попытки отыскали свое отражение в различных произведениях писателя, в частности в Старухе Изергиль 1895 года.

По сути, легенда о Данко, которая завершает трилогию рассказов излагаемых Изергиль герою, вполне может читаться как краткий конспект Так говорил Заратустра. Многие мысли оттуда частично повторяются. Да и сам образ Данко намекает ни на кого иного как на ницшеанского сверхчеловека.

Конечно, мы можем здесь видеть и вечные темы и более-менее стандартизированный образ героя-праведника, который ведет людей сквозь тьму. Таким был платоновский философ, которому удалось выбраться из пещеры, такими могут рассматриваться даже исторические личности наподобие Галилея или Коперника.

Также Данко не говорит о каком-то высшем начале, он говорит о высшем человеке, сверхчеловеке, которого собой и являет или как минимум представляет собой переход к этому существу.

Ницше писал про Бога, который умер от сострадания к людям и, когда мы видим как люди останавливают Данко в лесу и обвиняют его, хотят его погубить, то этот герой в итоге проникается состраданием.

Он посмотрел на людей и увидел только зверей, он выслушал обвинения и рассказал о своей способности вести людей и сам укорил их за овечью покорность и неумение сберечь сил для трудного пути, но в итоге он бушует яростью, которая меняется спокойствием от сострадания к людям.

Именно сострадание и уничтожает самого Данко, он остается втоптанным в грязь, остается безмолвным свидетелем своего времени, который точнее других мог рассказать людям о них самих, но эти рассказы останутся втоптанным в грязь безмолвием.

Возможно, в таком исходе Горький отмечал некоторую трагичность идей сверх человека, он говорил о людях, которые будучи выведенными из леса, забудут обо всех трудностях поиска света, об истинной цели. У этих людей останется только осторожность, которая растопчет гордое сердце Данко, еще недавно освещавшее путь.

Заботясь об общественном мнении, которое может изменить жизнь человека в секунду, местные жители совершенно равнодушны к судьбам других людей, ведь им абсолютно все равно, как выживают в лесу Мануйлиха и ее внучка Олеся. Местные жители называют Олесю и ее бабушку ведьмами, при этом сами ведут себя так, будто людьми не являются. С каждым днем конфликт между Олесей и обществом нарастает. Олеся, желая показать свои истинные любовные чувства к Ивану Тимофеевичу, отправляется в церковь, за что ее избивают местные женщины. А. И. Куприн демонстрирует присущие обществу жестокость и несправедливость. Людям с чистой душой и богатым внутренним миром, подобным Олесе, в обществе просто нет места. В повести показано, что жестокое общество, в котором нет ни капли нравственности, ломает людей с лучшими человеческими качествами.

Сочинение про Данко (старуха Изергиль)

Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого, он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей.

Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.

Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя спасения и счастливой жизни для других.

Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим — жизнью, чтобы освятить путь людям.

Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование — это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.

В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко — лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.

В повествовании особое место занимает образ Кирилы Петровича Троекурова. Он становится олицетворением дворянского сословия, привыкшего к безнаказанности. Именно действия Троекурова приводят к тому, что отец главного героя Андрей Гаврилович Дубровский лишается собственного имения, а затем умирает. А.С. Пушкин, награждая Троекурова чертами типичных представителей дворянства, показывает равнодушие и даже жестокость общества. Имея влияние в округе, Троекуров делает все возможное, чтобы у Дубровского-старшего отняли имение, несмотря на то что раньше Троекуров и Дубровский были близкими друзьями. Типичный представитель дворянского общества Троекуров нисколько не думает об обычных крестьянах и даже не думает о своем бывшем друге Дубровском, который без имения остался ни с чем. А.С. Пушкин показывает, что добиться чего-нибудь могли только те, кто имел высокое положение в обществе и материальные средства, такие люди могли делать все, что пожелают, даже явления, не отвечающие закону и нравственным принципам.

Сочинение с цитатами

В рассказе “Старуха Изергиль” М. Горький воспевает сильных, храбрых и свободных людей. Рассказчик узнаёт от старухи Изергиль про смельчака Данко, который пожертвовал собой ради блага других людей.

Отважный молодой юноша решил вывести свой народ из тьмы в лучшие земли. Они не могли оставаться в своей глуши, это означало стать рабами, умереть от смрада болот. Он принял на себя роль лидера, повёл людей за собой, не зная дороги, но веря в свои силы.

“Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы”.

Люди доверились ему потому, что он выделялся среди всех:

“Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.

Долгая дорога утомила людей, они стали жаловаться, перестали верить в успех. Истощённые и измученные, люди обвинили Данко в том, что они погибнут посреди тёмного леса по его вине.

Тяжёлая участь – ответственность – для того, кто хочет нести бремя лидера. Чудовищная неблагодарность не сломила дух молодого человека. “Пылающий взор” своего проводника народ принял за злобу, люди перестали верить в него. Обессиленные соплеменники обвинили Данко в том, что он не в состоянии спасти их, они не пожелали признать собственную слабость.

Легенда завершается красивейшей аллегорией: любовь Данко к людям была настолько сильна, что он разорвал собственную грудь и достал из неё сердце. Оно осветило путь соплеменников среди грозы и темноты.

Люди увидели, что лес закончился, обрадовались и забыли о своём избавителе. Он вывел их на свет и умер, не услышав ни слова благодарности. Кто-то из людей неосторожно наступил на пылающее сердце, и искры взметнулись в ночной мгле. Никто не заметил даже этого. Но не ради благодарности был совершён этот подвиг, а ради любви к людям.

Гордыня и гордость (Легенда о Данко)

Проблема гордости и гордыни поднимается различными писателями во многих произведениях. Они демонстрируют то, чем отличаются эти понятия.

Ларра думал, что он может делать абсолютно все. Его поступки отличались эгоистичностью, желанием показать свое превосходство. Старуха Изергиль отмечает, что Ларру наказало племя за его гордость. Он был вынужден вечно жить на свете в поисках собственной смерти.

Совершенно по-другому описывается образ героя другой легенды – Данко. Он владеет чувством собственного достоинства, которое позволяет ему думать о своих положительных чертах. Данко не кичится тем, что он повел за собой все племя.

Для него этот поступок был искренним желанием помочь близким людям. Честь и достоинство, свойственные Данко, способствовали тому, что ему удалось привести народ к свободе, хотя для этого ему и пришлось умереть.

Легенды о Ларре и Данко противопоставляются друг другу, реализуя мысль о том, что гордыня и гордость – противоположные качества.

Вечные темы в контексте всего произведения

Тема доброты и неблагодарности проходит сквозь всё повествование старухи Изергиль: о жизни, о любви, об отношениях, о свободе. Она неразрывно связана с каждым из этих понятий: молодая красавица позволяла себе и жестокость и милосердие, когда дело касалось сильных чувств. Она бросала тех, кто любил её, жестко и твёрдо: героиня обладала упрямой, горячей натурой. Изергиль рисковала жизнью, проявляя благородство и смелость ради тех, кого любила.

Доброта и жестокость “Данко” воспринимаются как две неотъемлемые составляющие человеческой жизни. Безграничная, всепоглощающая любовь главного героя к людям сталкивается с непониманием, жестокостью, чёрствостью толпы. Эти вечные вопросы всегда будут актуальны, поэтому произведения М. Горького интересны и животрепещущи для современного читателя.

Материал нашей статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Доброта и жестокость “Старуха Изергиль”.

Именно к человеческому смирению стремится власть. Она понимает, что человек, который не имеет возможности думать, не сможет понять, что действия власти несправедливы и жестоки. Смиренными людьми проще управлять, ведь они не задумываются о своем существовании и не понимают, что можно жить намного лучше. Управлять безличной массой намного проще, чем управлять личностями, у которых самостоятельное мышление и мировоззрение, во многих случаях отличающееся от позиции государства.

Своим романом-антиутопией Дж. Оруэлл предостерегает людей, показывая, что будет, если все люди смирятся с существующим положением. Мир абсурдный и бессмысленный – вот к чему приводит рабское смирение.

О двух легендах

Легенды, рассказанные старухой Изергиль в одноименном произведении Максима Горького — прекрасные аргументы для сочинения на тему доброты и жестокости.

Перед читателем 2 героя из двух легенд. Каждый представляет собой отдельную концепцию жизни: Ларра олицетворяет собой зло и жестокость, а Данко — добро и самопожертвование.

 Ларра считает себя выше всех

Ларра поставил себя выше всех. Он эгоистичен, зол и высокомерен по отношению к людям. Этого героя можно назвать жестоким по своей природе, и он не может быть другим. Жестокость — худшее проявление человеческой сущности, она отталкивает всех вокруг, поэтому племя и отказалось от Ларры. В другой легенде — герой Данко, отважный человек, который вывел людей из густого, непролазного леса ценой собственной жизни, вырвав своё сердце и осветив им дорогу. Племя не оценило его подвиг и растоптало упавшее сердце ногами.

Самоотверженность и доброту Данко люди восприняли как естественную жертву и остались равнодушными к его подвигу. Народ пал духом, и герою захотелось взять на себя заботу о племени.

В противопоставлении этих двух героев видится не просто сравнение доброты и жестокости, добра и зла, а скорее, неблагодарность общества к личности, отдавшей себя в жертву, и мудрость народа по отношению к человеку, проявившему гордыню и равнодушие.

Добро или зло

Рассуждая о доброте и жестокости, хочется понять, почему одни люди добры, а другие злы. Ведь таковы не только Ларра или Данко. Эти же качества присущи и племени, которое окружает каждого из этих героев. А в центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом.

Племя Ларра — мудрое и доброе. Эти люди пытаются понять его, просят объяснить поступок. Но Ларра — яростный антагонист. Он по натуре чёрствый и равнодушный, не желает ничего объяснять, не хочет жить по правилам племени. Этот герой жесток в своем убеждении, что он выше всех. Племя решило не уподобляться Ларра, не убивать его, а просто изгнать. Ведь одиночество — не награда, а наказание.

Самоотверженный поступок Данко

Пример Данко — противоположный. Общество в своем равнодушии не оценило поступка героя, который их спас. Насколько восхищает героизм Данко, настолько отвратительно поведение людей, ради которых он умер. Соплеменники оказались трусливы и ограничены: не только не оценили смелость Данко, но и обвиняли его, что он сам не знает, куда их ведет.

Самоотверженный поступок героя — вырвать себе сердце, чтобы осветить людям дорогу — изобличил черную неблагодарность людей. Они даже не заметили, что Данко умер, кроме одного человека, который наступил на его сердце ногой.

Такие люди, как герой легенды, творят историю и двигают человечество вперёд, не ожидая в ответ благодарности.

Нравственный выбор

Равнодушие и жестокость — это зло, а отзывчивость и человеколюбие — добро. Эти истины известны каждому. Человек должен делать добро, не желая получить благодарность и признание, а просто потому, что хочет помочь. И, наоборот, не надо ждать всеобщей любви, если сам по натуре равнодушен, высокомерен и чёрств. Главное — понимать это.

Рассказ заставляет задуматься, какой путь выбрать: одиночества и пустоты из-за эгоизма, равнодушия и чёрствости характера, или путь милосердия и доброты не ради награды и признания, а ради будущего.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Отзывчивость и равнодушие Голубева Елена Альбертовна, учитель русского языка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Отзывчивость и равнодушие Голубева Елена Альбертовна, учитель русского языка.

Отзывчивость и равнодушие Голубева Елена Альбертовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Заволжского лицея Сочинение? Легко!

«Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отн.

равнодушие отзывчивость Состояние равнодушного человека, безучастное, лишенн.

равнодушие отзывчивость Состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему, невозмутимость, бесстрастность Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу) Равнодушие – паралич души (А.П.Чехов) Положительное духовно нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость, сострадание Сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи. (индийская пословица)

Выпускникам рекомендовано писать сочинение объемом от 350 слов. Максимальное.

Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо ист.

Критерий № 1 является одним из основных: зачет по данному критерию – обязател.

Проверим часть работы по критерию 1 Что такое равнодушие и чем оно опасно? Ч.

Проверим часть работы по критерию 1 Равнодушие делает несчастным и самого че.

Проверим часть работы по критерию 1 Равнодушие к миру природы опасно тем, чт.

Что такое равнодушие? Одновременно простой и сложный вопрос. Простой потому.

Что такое равнодушие? Одновременно простой и сложный вопрос. Простой потому, что, наверное, каждый из нас в своей жизни встречался с равнодушием. Сам проходил мимо страдающих людей или чувствовал безразличие окружающих к себе. Вместе с тем, это сложный вопрос, требующий размышления. Ведь можно быть равнодушным к человеку или животному, к природе или к миру искусства. Это черта характера или безразличное отношение к людям, а может быть, и результат усталости души. Чем оно опасно? Для того, чтобы разобраться, обратимся к художественной литературе. ПРОВЕРИТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (СВЯЗЬ С ТЕМОЙ И ВСТУПЛЕНИЕМ) Таким образом, возвращаясь к заданному вопросу, хочется сказать: слово равнодушие вмещает многое: черствость и безразличие, бесчувственность и безучастность. Такой человек, погружаясь в свои заботы, забывает близких, может пройти мимо страдающего, которому необходима помощь, никому не посочувствует и не поможет. Он живет для себя, не замечая никого вокруг. Равнодушие - это броня души. И, к сожалению, сегодня многие люди одеты в эту броню. Что такое равнодушие и чем оно опасно?

Рассуждение о проблематике произведения Анализ эпизода Характеристика героя.

Рассуждение о проблематике произведения Анализ эпизода Характеристика героя Сравнительная характеристика Анализ авторской позиции Критерий №2 Аргументация литературного материала

Критерий №3 Композиция и логика рассуждения Вступление. Тезис Аргумент Вывод.

Критерий №3 Композиция и логика рассуждения Вступление. Тезис Аргумент Вывод Аргумент НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О КРАСНОЙ СТРОКЕ!

Читайте также: