Рассказик о счастье гроссман сочинение

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок внеклассного чтения в 9 классе

Человек создан для счастья,

как птица для полета.

В. Г. Короленко

Цель: осмысление своеобразия отображения личности в современной литературе и периодической печати.

Задачи : 1. актуализация темы через анализ идейно-нравственного содержания текста и привлечение периодической печати;

2. развитие навыка вычленения ключевых единиц и элементов и опоры на них в творческой работе;

3. воспитание собственной позиции, толерантности через осмысление понятий цели и смысла жизни.

На доске высказывания:

«Человек не создан для счастья, как птица для полета. И не звучит гордо…

«У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить?

На предшествующем уроке проводится анкетирование.

Примерный перечень вопросов анкеты

О чем вы мечтаете?

Могут ли руки мечтать об одиночестве?

Какого бы человека вы назвали самым страшным?

Что в обыденной жизни вызывает у вас чувство страха?

Что в обыденной жизни вызывает у вас чувство радости?

Что такое свобода?

Что вызывает у вас зависть, восторг?

Что такое любовь?

Кого из животных вы назвали бы своим братом?

Вы когда-нибудь летали во сне?

Затем учитель впервые знакомит учащихся с рассказом. Прервав чтение перед ключевым финальным моментом, учитель предлагает самостоятельно дописать развязку произведения. Обучающиеся, в целом верно прочувствовав идею рассказа, создают развязку близкую авторской.

Краткий анализ анкетных данных:

68% уч-ся считает, что человек может мечтать об одиночестве, если ему все надоели, плохое настроение, расстроен, когда-то отвергнут.

Самым страшным человеком считают убийцу, террориста.

Чувство страха вызывает у учащихся своя неожиданная смерть, одиночество, пьянство, школа, экзамен, зачет, двойка.

Проверка домашнего задания

«Всю жизнь Чекушонок мечтал о ____________.

«После смерти матери самым страшным человеком для Чекушонка стал ___________.

В конце концов и соседи привыкли к этим ударам, как____________________.

Он понял: свобода – это___________.

Нет, он, Чекушонок, пожалуй, не взял ни машину, ни одеяло, ни даже авторучкуполучил бы деньгами и купил что-нибудь _______________.

Птицы вызывали у него______________.

Впервые увидев рентгеноснимок своей грудной клетки, Чекушонок сделал потрясшее его открытие__________________.

Мне еще никто никогда не говорил:______________________.

– А еще отца ненавидишь…Одного __________________.

Он взлетал и беседовал с жаворонками, употребляя такие слова, какие постеснялся бы употребить в дневной жизни. Ну, скажем, ____________.

– Несчастный ты, - говорила Зойка, выслушав бессвязные его рассуждения. – Или просто____________________.

Появись хоть один счастливый______________________.

… и умер, успев принять перед смертью фантастически неестественную позу, чтоб____________________.

Когда его похоронили, Буяниха вдруг ни с того ни с сего изрекла:____________________.

Беседа по прочитанному:

- Как вы понимаете эту фразу?

- Ваши впечатления от знакомства с рассказом.

- В чем смысл жизни Чекушонка?

- Закономерно ли то, что отец является для Чекушонка самым страшным человеком?

- Как вы думаете, почему у героев рассказа нет имен? Почему единственная героиня названа именно Зойкой? Что напоминают эти прозвища?

- Согласны ли вы с рассуждениями Зойки о счастье?

Обращение к эпиграфу урока

- Кто же прав: герои рассказов или Короленко? Может быть, счастливому человеку, действительно, нет места в мире, мы напрасно стремимся к счастью, напрасно желаем его друг другу?

- Не кажется ли вам, что это лишь литературное преувеличение, гипербола: таких людей в реальной жизни нет?

Знакомство учащихся с газетными статьями:

Вводная: Мы мечтаем о хорошем, счастливом, спокойном будущем. А возможно ли оно, если наше настоящее полно ненависти? Как нам, каждому из нас, приблизить это будущее?

Поэтическая пауза

Обращение к записям на доске и их краткое обсуждение.

Учитель: Нужна ли такая литература? Не вызывает ли она лишь негативную реакцию, протест?

В заключение урока мне хотелось бы познакомить вас с заметкой в газету, написанной ученицей 8 класса школы №3 г. Бийска Ершовой Юлей.

Вопросов много, а ответы…

А может быть, вообще не стоит над этим задумываться? Родился, прожил, умер. И никаких сомнений. Живу – и баста! Счастлив или нет – поди, разберись, да оно, собственно, и неважно. И нечего голову ломать. Нет, нет и нет! Жизнь без цели не имеет оправданий! Вся она – поиски, равнение на вершину. Пусть не всем суждено быть счастливыми, но все остальное: и страдания, и люди, и слезы, для которых, по мнению Кабакова, человек приходит в этот мир, - все это вовсе не бесцельно, не бессмысленно. Все это имя идей или во имя чьего-то блага.

Как для вас личностно значима тема урока? Что вы прояснили для себя на этом уроке? Можете ли вы ответить на вопрос темы?

Домашнее задание:

Творческой отклик на изученные произведения в любой удобной для вас форме (синквейн, акростих, стихотворение по метафоре ,эссе);

Продолжить рассуждение Р. Рождественского о значении выбора в жизни человека.

Четыре женщины сидели в комнате. Одна из них шила. Три других болтали всякий вздор. Они говорили о ценах, об очередях, девушка, соседка, родила ребенка; жаловались на своих мужей – они теперь стали озорные, их нужно держать крепко в руках. Та, что шила, вздохнула. Она-то не смогла удержать своего мужа, и вот теперь ей приходится шить. Шить. Ведь у нее две девочки – одной шесть лет, а другой четыре. Он, этот чудак, уехал на край света. Он написал ей письмо, звал ее с детьми приехать к нему. Жить в бараке! Нет, она ни о чем не жалеет.

Все говорят, что она поступила правильно.

Во дворе играла шарманка. Опухший, желто-зеленый шарманщик дрожащей рукой протянул в открытое окно ящичек с конвертиками.

– Дамочки, – прохрипел он, – тяните на счастье.

Каждая женщина взяла себе конвертик.

Одной досталось блестящее колечко – настоящее, обручальное, золотое кольцо.

Другая вытянула крошечный кусочек душистого мыла.

Третья получила наперсток, новый алюминиевый наперсток с шапочкой из драгоценного, ярко-зеленого стекла.

А четвертая, та, что шила, нашла в своем конверте листочек бумаги, на нем было напечатано черными уверенными буквами:

Да, пьяный, оборванный шарманщик протянул швее в окно счастье. Ее бледное лицо стало розовым, так розовеет майская яблоня в свете далекого ночного пожара. Ее усталые глаза на мгновенье просветлели. Потом она потрогала бумажку пальцами, сердито смяла ее и сказала:

Как война влияет на судьбы людей? В чём состоит жестокость войны? Именно эти вопросы возникают при чтении текста В. Гроссмана.

Раскрывая проблему жестокости войны, автор изображает эпизод Сталинградской битвы. Застигнутые бомбёжкой, Климов и старик Поляков побежали в сторону ничейной земли и упали в глубокую воронку. В этот момент и молодой, и старый солдат думали только о том, как бы выжить, в них горел свет трогательной надежды, который горит не только в человечьих, но и в самых простых сердцах зверей и птиц. Этот пример подчёркивает противоестественность войны, которая отнимает у всего живого самую главную ценность – жизнь.
Неожиданно Климов увидел в воронке запылённого немца. Оказывается, оглушённый и ослеплённый, он спутал руку Полякова и руку немца. Два русских солдата и немец были беспомощны во время жестокой бомбёжки: их придавила одна и та же сила. Они вылезли из ямы и разошлись в разные стороны, не стали стрелять друг в друга. Это говорит о том, что война жестока тем, что существует необходимость убивать себе подобных. Оказавшись в одной и той же экстремальной ситуации, враги поняли бессмысленность убийства.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли об антигуманной сущности войны, о том, что жажда жизни объединяет всех жителей земли.

Авторская позиция заключается в следующем: война жестока, она отнимает жизни людей – самую большую ценность на земле. Желание жить свойственно всему живому на свете.

Мне близка позиция автора. Действительно, война – это противоположное человеку состояние. Мы не рождаемся со стремлением убивать всё живое. Жестокость войны заключается в том, что человек вынужден убивать врагов и может погибнуть сам.

В заключение хочу подчеркнуть, что каждый на земле должен осознать жестокость и противоестественность войны и сделать всё, чтобы на земле был мир.

(6) Стало светать, а над районом завода по-прежнему длилась ночь.

(7) Казалось, земля сама по себе извергала молнии, грохот, дым и чёрную пыль.

(8) 3астигнутые бомбёжкой, Климов и старик Поляков кинулись в сторону ничейной земли, где находились вырытые в конце сентября тонными бомбами воронки.

(9) Расстояние между немецкими и русскими окопами было так невелико, что часть удара пришлась на немецкий передний край, калеча солдат головной немецкой дивизии, выдвинувшейся для наступления.

(10)Несколько раз Поляков падал, забывал, на каком он свете, молод он или стар, где верх, где низ. (11)Но Климов всё тянул да тянул его: давай, давай, и они повалились в глубокую воронку, покатились на сырое, липкое дно. (12)3десь тьма была тройная, сплетённая из тьмы ночи, из дымовой и пыльной тьмы, из тьмы глубокого погреба.

(13)Они лежали рядом, и в старой, и в молодой голове жил желанный, милый свет, просьба о жизни. (14)Этот свет, эта трогательная надежда были такими, какие горят во всех головах, во всех сердцах не только человечьих, но и в самых простых сердцах зверей и птиц.

(15)Этот сплошной взрыв словно длился вечно. (16)Время шло, а ревущий грохот не ослабевал, и чёрная дымовая мгла, не светлея, а наливаясь, всё прочнее связывала землю и небо.

(17)Климов нащупал грубую рабочую руку старого ополченца и пожал её, и её ответное доброе движение на миг утешило Климова. (18)Обычно, идя в разведку, Климов не любил напарников, спешил поскорей уйти в темноту — так хладнокровный, опытный пловец спешит уйти от каменистого берега в угрюмую глубину открытого моря. (19)А здесь, в яме, он радовался лежавшему рядом Полякову.

(20)Люди в яме приподняли головы: над ними стоял мутный полусвет, дым и пыль уносило ветром, земля затихла. (21)Муторное изнеможение овладело душой; казалось, что все живые силы выдавлены из неё, осталась одна лишь тоска.

(22)Климов приподнялся, подле него лежал покрытый пылью, тёртый, жеванный войной от пилотки до сапог немец. (23)Климов не боялся немцев, но сейчас он растерялся, его поразило, что, оглушённый и ослеплённый, он утешался, чувствуя немца рядом, что руку немца он спутал с поляковской рукой. (24)Они смотрели друг на друга. (25)Обоих придавила одна и та же сила, оба они были беспомощны бороться с этой силой, и оказалось, она не защищала одного из них, а одинаково угрожала и одному, и другому.

(26)Они молчали, два военных жителя. (27)Совершенный и безошибочный автоматизм — убить, — которым оба они обладали, не сработал.

(28)А Поляков сидел поодаль и тоже смотрел на заросшего щетиной немца. (29)И хотя Поляков не любил долго молчать, сейчас он молчал.

(30) Жизнь была ужасна, а в глубине их глаз мелькнуло унылое прозрение, что и после войны сила, загнавшая их в эту яму, вдавившая мордами в землю, будет жать не только побеждённых.

(31) Они, словно договорившись, полезли из ямы, подставляя свои спины и черепа под лёгкий выстрел, непоколебимо уверенные в своей безопасности.

(32) Поляков поскользнулся и покатился вниз, ругая и проклиная белый свет, куда всё же снова упорно полез. (ЗЗ)Климов и немец вылезли на поверхность, и оба посмотрели: один — на восток, второй — на запад: не видит ли начальство что лезут они из одной ямы, не убивают друг друга. (34)Не оглянувшись, пошли каждый к своим окопам холмами и долинами перепаханной и ещё дымящейся земли.

ВАСИЛИЙ ГРОССМАН РАССКАЗИК О СЧАСТЬЕ Четыре женщины сидели в комнате. Одна из них шила. Три других болтали всякий вздор. Они говорили о ценах, об очередях, девушка, соседка, родила ребенка; жаловались на своих мужей – они теперь стали озорные, их нужно держать крепко в руках. Та, что шила, вздохнула. Она-то не смогла удержать своего мужа, и вот теперь ей приходится шить. Шить. Ведь у нее две девочки – одной шесть лет, а другой четыре. Он, этот чудак, уехал на край света. Он написал ей письмо, звал ее с детьми приехать к нему. Жить в бараке! Нет, она ни о чем не жалеет. Все говорят, что она поступила правильно. Во дворе играла шарманка. Опухший, желто-зеленый шарманщик дрожащей рукой протянул в открытое окно ящичек с конвертиками. – Дамочки, – прохрипел он, – тяните на счастье. Каждая женщина взяла себе конвертик. Одной досталось блестящее колечко – настоящее, обручальное, золотое кольцо. Другая вытянула крошечный кусочек душистого мыла. Третья получила наперсток, новый алюминиевый наперсток с шапочкой из драгоценного, ярко-зеленого стекла. А четвертая, та, что шила, нашла в своем конверте листочек бумаги, на нем было напечатано черными уверенными буквами: "Счастье". Да, пьяный, оборванный шарманщик протянул швее в окно счастье. Ее бледное лицо стало розовым, так розовеет майская яблоня в свете далекого ночного пожара. Ее усталые глаза на мгновенье просветлели. Потом она потрогала бумажку пальцами, сердито смяла ее и сказала: – Кому нужно счастье? Лучше бы я вытянула кусочек мыла. И она бросила бумажку на пол.1934 – 1935

Март Этот месяц – утро года, Просыпается природа. Не весна, а предвесенье: Снегопадом и метелью Нас ему не удивить, Но как любит пошалить! Солнце греет всё сильнее, Пляшут звонкие капели, Снег подтаял и осел, Кружева уже надел… Неуверенны шаги, Но вперёд ведут они. Как зима не будет злиться, Но весне всё ж покорится!

Прекрасны те уста, которые часто произносят добрые слова. Прекрасны те глаза, которые стараются видеть в людях одно только хорошее. Стройной будет фигура у того, кто разделит свою еду с голодным. И волосы станут как шелк, если их каждый день будет гладить ребёнок.

ШВЕДСКАЯ МУЗЫКА К. Х. Когда снег заметает море и скрип сосны оставляет в воздухе след глубже, чем санный полоз, до какой синевы могут дойти глаза? до какой тишины может упасть безучастный голос? Пропадая без вести из виду, мир вовне сводит счёты с лицом, как с заложником Мамелюка. …так моллюск фосфоресцирует на океанском дне, так молчанье в себя вбирает всю скорость звука, так довольно спички, чтобы разжечь плиту, так стенные часы, сердцебиенью вторя, остановившись по эту, продолжают идти по ту сторону моря. 1975

ЭНДРЮ МАРВЕЛЛ (31 марта 1621 — 16 августа 1678) Английский поэт, один из последних представителей школы метафизиков и один из первых мастеров поэзии английского классицизма.

ЭНДРЮ МАРВЕЛЛ (31 марта 1621 — 16 августа 1678) Английский поэт, один из последних представителей школы метафизиков и один из первых мастеров поэзии английского классицизма.

Эпоха светлая грядёт "Сварога День", ведь, настаёт! Уходят времена дубины-топора Разума-души идёт пора. "Россия вспрянет ото сна"!* 21-й Век! Прозрение принеси! Демократию нам строить помоги! Демократия С помощью законов диалектики в философии и исторического развития человечества, определим, сообща, к какому общественному строю мы должны идти. Исходя из законов (описанных ниже) "Количество переходит в качество" и из нашей истории, можно заключить, что законы должны создавать не цари,

КОЛЫБЕЛЬНАЯ Родила Тебя в пустыне Я не зря. Потому что нет в помине в ней царя. В ней искать Тебя напрасно. В ней зимой стужи больше, чем пространства в ней самой. У одних – игрушки, мячик, дом высок. У Тебя для игр ребячьих – весь песок. Привыкай, Сынок, к пустыне как к судьбе. Где б Ты ни был, жить отныне в ней Тебе. Я Тебя кормила грудью. А она приучила взгляд к безлюдью, им полна. Той звезде, на расстояньи страшном, в ней Твоего чела сиянье, знать, видней. Привыкай, Сынок, к пустыне. Под ногой, окромя нее, твердыни нет другой. В ней судьба открыта взору за версту. В ней легко узнаешь Гору по Кресту. Не людские, знать, в ней тропы! Велика и безлюдна она, чтобы шли века. Привыкай, Сынок, к пустыне, как щепоть к ветру, чувствуя, что Ты не только плоть. Привыкай жить с этой тайной: чувства те пригодятся, знать, в бескрайней пустоте. Не хужей она, чем эта: лишь длинней, и любовь к Тебе – примета места в ней. Привыкай к пустыне, милый, и к звезде, льющей свет с такою силой в ней везде, точно лампу жжет, о Сыне в поздний час вспомнив, Тот, Кто Сам в пустыне дольше нас. 1992.

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Читайте также: