Пятый день несло непроглядной вьюгой сочинение

Обновлено: 05.07.2024

ЛАПТИ. ПО И.БУНИНУ.

Такой интерпретированный Вами текст можно использовать в качестве аргумента для сочинения на ЕГЭ.

ЛАПТИ. ПО И.БУНИНУ.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжёло болен ребёнок. В жару и в бреду он часто плакал и всё просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?

Стукнуло в прихожей, Нефед принёс соломы на топку, свалил её на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Всё какие-то красные лапти просит…

- Лапти? Что за лапти такие?

А Господь его знает. Бредит, весь огнём горит…

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – всё в снегу, всё обмёрзло… И вдруг твёрдо:

- Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть вёрст! Где ж в такой ужас дойти!

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.

На кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался, взял в руки кнут и вышел вон, пошёл, утопая по сугробам, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит ночевать остался, если Бог донёс. Надо ждать завтра не раньше обеда, Но оттого, что всё-таки не было, ночь была ещё страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, чтó теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила её на пол, за отвал кровати. Ребёнок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас начинал жалко и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем на так как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мёртвое тело, - белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежащего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, и сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек…

Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жильё…

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырёк с фуксином.

вьюгой хуторском доме болен ребёнок просил красные лапти мать плакала Нефед соломы на топку надо добывать душа желает Новоселки лавку покрасить фуксином

за ворота не было ночевать остался рассвело

новосельские мужики мёртвое тело из города плутали увидали из снега ноги в валенках

спаслись поняли луга хуторские жильё за пазухой ребячьи лапти пузырёк с фуксином

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) – русский писатель, поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.

Господин из Сан-Франциско

Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:

  • инфо-уроки – Русский язык. Аргументы к сочинению. 11 кл.
  • форум – Аргументы к сочинению по русскому языку.
  • форум – Обучение сочинению.

Настроение всего произведения навевает угнетенье, печаль и мрак от непроглядной, не прекращающейся пять дней вьюги.

Больной ребенок лежит в бреду и, умоляя, просит принести ему красные лапти. В агонии болезни ребенок не понимает, почему ему не могут принести лапти. Именно из-за непрекращающейся вьюги нет возможности вызвать доктора, а значит, ребенок умрет. Предсмертное желание сына мать, сидящая у кровати, не может выполнить по той же причине. Ей остается молиться и уповать только на волю Божью.

Здесь Бог и отправляет к ней своего посланника Нефеда. Тот факт, что Бунин этого единственного героя одарил именем, подчеркнул, что именно крестьянин Нефед и будет главным героем его рассказа.

Именно на крестьянина в рассказе автор возложил особую миссию. Будучи простым человеком, не умеющим красиво говорить, в старых валенках и полушубке, Нефед отправился в эту снежную бурю, чтобы осуществить мечту и последнее желание больного ребенка.

Эта самоотверженность, понимание не существования чужих детей и уважение к последней воле умирающего, отличает русских людей. Только русские способны на самопожертвование, сострадание и уважение все зависимости от происхождения, титула и словарного запаса.

Лишь сильный духом человек способен на самоотверженность и мужество. Отдавая себе отчет в том, что может погибнуть и, скорее всего так и будет, Нефед все – равно отправляется в дорогу.

Господь отправил своего посланца для спасения маленькой жизни ангела, которому, видимо, по плану Божьему, еще предстояло много свершений.

Нефед тем самым спасает не одну жизнь. Помимо желания ребенка, крестьянин спас еще несколько человек, заблудившихся ново сельских мужиков. Когда те уже отчаялись найти дорогу домой средь метели и вьюги, из сугроба увидели ноги бедняги Нефеда. Благодаря этому они и нашли дорогу домой. За пазухой у замерзшего лежали, купленные в лавке лапти и пузырек с краской, чтобы их покрасить.

Иван Алексеевич Бунин предоставляет читателю самому решить, что стало с мальчиком, но хочется верить, что исполненное желание помогла хоть на миг. А жертва, принесенная Нефедом, не может быть напрасной в любом случае.

Погибнуть, помогая больному ребенку, не самая плохая смерть. Смерть, достойная героя любого времени. Благодаря этой смерти удалось спастись еще двум людям.

Прислушавшись к своему сердцу, крестьянин Нефед поступил так и должен был поступить. Потому, что, только живя по сердцу можно быть счастливым. А сколько кому отведено ведает только Господь, не зря отправивший крестьянина с огромным сердцем в метель за лаптями, дабы спасти еще не одного человека.

История создания

Жанр и направление

Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

Сочинение по произведению Бунина Лапти 6, 7 класс

Какова ценность человеческого существования? Ради чего человек может отдать собственное тело и совершить подвиг?

Как правило, мы привыкли считать подвигом какие-то действия на войне, они пользуются наибольшим почетом. Например, когда ты уничтожаешь одного или многих людей, лишаешь оставшихся дома близких. Такие подвиги наиболее яркие, хотя, пожалуй, и не всегда являются образцом достоинства.

Помимо этого есть бытовой героизм, который может проявляться в спасении кого-либо. Не раз мы можем наблюдать, как люди спасают других, совершенно незнакомых в трудных ситуациях.

В рассказе Лапти Бунин описывает вариант немного непонятного героизма. Один из главных героев – Нефед отправляется в пургу для того чтобы принести красные лапти, о которых грезит больной ребенок. Нефед в итоге замерзает, и его привозят почившего в снегу с лаптями за пазухой.

Однако, не идет ли он в поход за чем-то эфемерным? Ведь непонятно о чем грезит сам ребенок, не совсем понятно нужны ли ему такие лапти или они просто явились в бреду, который со временем сойдет.

Нефед в этом рассказе в чем-то подобен верному псу, который чувствует, когда страдает его хозяин и хочет быть полезным для него. Этот герой действительно является слугой, так как обращается к матери ребенка барыня и прислуживает по дому. Тем не менее, его преданность более глубокая, чем собачья.

Подобно всякому мужчине, который не знает, как совладать с трудной ситуацией, как утешить страдающих, он отправляется действовать. Своим поступком он утешает не только ребенка, но и мать этого ребенка, она переключает свое внимание на лапти, думает об этом. Нефед отправляется не столь за лаптями, но предпринимает действие, которое способно принести надежду.

Если знать о периоде написания рассказа, когда Бунин только уехал из России в 20-е годы и тосковал по родине, то есть возможность символически рассмотреть этот рассказ. Поход за красными лаптями тут предстает как стремление обрести нечто подлинно русское, ведь какой символ как ни красные лапти могут выражать такое значение.

Главные герои и их характеристика

Зима. На дворе холодно и морозно. Бунин пишет о том, что дедушка по имени Нефёд, желая угодить заболевшему внуку, уходит в зимнюю стужу. Как следствие, герой замерзает.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок…

Болезнь внука

Итак, маленький мальчик, любимый внук Нефёда, тяжело заболел. Малыш часто рыдает, его мучает бред.

Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…

Лапти, Бунин

— Куда там, Нефёдушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит… — Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. — Как добывать? — В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело…

Возникновение плана

В голове у деда созрел чудесный план: купить обычные лапти и выкрасить их в красный цвет с помощью фуксина. Но чтобы реализовать этот замысел, нужно пойти аж в сторону Новосёлок. А это очень далеко от их дома. Но Нефёду не смогла помешать даже разбушевавшаяся на дворе снежная буря. Дед оделся в свою самую теплую одежду и отправился к Новосёлкам. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака…

Конец Нефёда

Прошло уже довольно много времени, за окном окончательно стемнело. Но Нефёд все не возвращался. Наконец, домашние подумали, что дедушка, видимо, решил заночевать у кого-то в Новосёлках. Но вот настал рассвет, домой к героям пожаловали двое крестьян из поселка, куда ходил дедушка. Они принесли горестную весть: в поле, в ночи, был найден окоченевший пожилой человек. Нефёд так и не добрался домой – замерз в снежной буре. Но в одежде Нефёда домашние отыскали те самые лапти, которые так хотел внук. А также бутылочку фуксина.

Лапти, Бунин

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

О темах, проблемах бунинского произведения

Бунина интересуют многие темы: человечность, долг и совесть, нравственный подвиг, справедливость. Если обобщить, то тема, которая интересует здесь автора, может быть названа моральностью. В центре повествования – тема гуманизма, человечного отношения к окружающим людям. Несмотря на то, что бунинский рассказ занимает всего две странички в любой школьной хрестоматии, автор умудрился заложить в этот текст множество смыслов.

Бунин пишет о бескорыстном служении человечеству, людям. И эта тема, действительно, раскрыта в этом тексте довольно полноценно. При этом речь идет не просто о гуманизме. Писатель заинтересован человечностью в отношении судьбы близкого человека. Пожалуй, от этого текста отдает христианской моралью. Но это вполне закономерно для русской литературы. Писателю удается сформировать у читателей определенное отношение к жизни, воспитать нравственные позиции людей. Некоторые литературоведы приходят к мнению, что в данном произведении отсутствует основная тема. Однако Бунина интересуют такие вещи, как долг, честь, храбрость, самопожертвование, нравственность.

Об особенностях сюжета повествования

Писатель оперирует довольно простым сюжетом. О центральных элементах сюжета мы уже говорили выше. Стоит лишь заметить, почему дедушка отправляется в столь долгий и опасный путь (закончившийся для него смертельным исходом). Герой делает это потому, что понимает: желание внука – это, возможно последнее желание мальчика.

О главных героях бунинского текста

Учитывая малые размеры этого произведения, героев здесь не так уж много.

Об образе Нефёда

Не поспоришь: главным героем бунинского шедевра является Нефёд. Дед – волевой, сильный, решительный. Язык Нефёда выдает в герое простого, искреннего, незатейливого, нехитрого человека. Есть в Нефёде что-то от ребенка – наивного и непосредственного. Нефёд очень любит внука, поэтому не спрашивает у домашних совета, идти ему или не идти. Игнорировать желание (может быть, последнее) несчастного мальчика – выше сил дедушки. Любовь эта так сильна, что дедушка не испугался даже ненастной погоды.

Нефёд – это воплощение альтруизма. Эгоизм, забота о себе, о собственных интересах чужда герою. В данный момент деда интересует лишь желание внука, Нефёд стремится принести мальчику радость, облегчить страдания несчастного. Утром следующего дня, когда Нефёд ушел из дому, мужики из Новосёлок нашли окоченевшего героя в снегу. И это спасло их жизни. Из всего вышесказанного легко сделать очевидный вывод: Бунин ориентирует свое произведение в гуманистическую тематику. Наивысшая ценность для Нефёда – жизнь человека. Кроме того, Бунин делает акцент на бескорыстности героя.

Литературоведы предполагают, что автор наделил своих героев собственными качествами. Поэтому в Нефёде – в определенном смысле – читатель видит кое-что от самого Бунина. Существует даже версия, что описанные в рассказе события – реальны, и Бунин просто вспоминал эти ситуации, тоскуя по родине в эмиграции. Произведение – это крик Бунина, которому было необходимо разделить с читателем свою память, свои чувства. Вывод таков: пожертвовав собой, есть возможность спасти других людей. Уважение, любовь, забота – то, что хочет каждый человек.

Образы больного внука, мужиков из Новосёлок и матери мальчика описаны очень схематично. Поэтому мы считаем, что останавливаться на образах этих героев нецелесообразно.

Особая миссия Нефёда

И правда, трудно спорить с тем, что этот герой несет в произведении некую особую миссию. При этом личность Нефёда – незамысловатая и простая. Сразу приходит на ум известная латинская фраза о святой простоте. Если Бунин описывает других героев схематично, то Нефёд выписан во всех деталях. Например, читатель узнает о внешнем виде героя. Нефёд изображен в старом полушубке, таких же старых валенках. В речи героя доминируют простые предложения, а также просторечия.

Простой русский мужик, Нефёд, демонстрирует недюжинное мужество, силу духа. Герой очень самоотверженный. Действительно, лишь человек с железной волей может проигнорировать смертельную опасность – ради ближнего. Бунин пишет, что простые сельские люди часто демонстрируют большую нравственность, чем представители интеллигенции. Стремление к помощи, заботе здесь выше страха за свою жизнь. При этом Нефёд прекрасно осознает всю опасность бури. Рискуя жизнью, герой готов до последнего бороться за жизнь человека, которого любит.

Об образе внука и природы

Бунин много внимания уделяет описанию состояния природы. Трудно не заметить красоту, утонченность, живость пейзажных зарисовок, картин снежной бури. Поэтому эта деталь и заставляет критиков предполагать неразрывность природы и мальчика. Погода описывается равнозначной человеку.

О жанре и композиционной специфике произведения

Такой подход Бунин применяет для того, чтобы читатель ярче представлял драматичность ситуации, трагизм описываемых событий. Читатель становится свидетелем развития морального состояния матери, охваченной горем и отчаянием из-за болезни сына, отсутствия мужа. Супруг не может поддержать женщину, поэтому та ощущает свою беспомощность. Нефёд же совершает истинный подвиг, жертвуя собственной жизнью.

Первые строки навевают читателю мрачное настроение. Печаль, горечь, угнетенность – такова атмосфера произведения. Пять дней на дворе не прекращается вьюга. Что еще, кроме мрака, может поселиться в душе при таких обстоятельствах? Однако лишь Нефёд не побоялся взять ситуацию в свои руки. Мать же мальчика больше надеется на помощь Господа, чем на собственные силы.

  • Милосердие выступает основной темой рассказа. Нефед понял, что душа больного ребёнка хочет красные лапти, и, если достать их, ребёнок может выздороветь. Последовавшее за этим решение рискнуть собственной жизнью ради спасения другой – акт милосердия, на который способны только по-настоящему добрые люди.
  • Ещё одно слово, которое характеризует поведение Нефедушки – отзывчивость. Действительно, не всякий слуга стал бы спрашивать хозяйку о состоянии ребёнка, да ещё и прислушиваться к его просьбе. Отзывчивость, пожалуй, была и остаётся качеством честных, бесхитростных и добрых сердцем людей.

Суть: о чем?

Целая ночь проходит для обитателей дома в томительном и тревожном ожидании. Только когда рассветает, наконец слышатся под окнами шаги и голоса: это новосельские мужики привозят тело замерзшего насмерть Нефеда, за пазухой у которого лежат новенькие детские лапти и пузырек с фуксином.

Проблемы

Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.

Критика

Автор: Юлия Филипская

Смысл

Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

Автор: Светлана Егорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Аргументы: Равнодушие и отзывчивость в рассказах Бунина

Пятый день вьюжило. В белом от снега и холодном большом доме стоял сумрак и было горе: тяжело болел ребенок. В жару, в бреду он часто плакал и просил дать ему какие-то красные лапти.

Мать, не отходившая от постели, тоже плакала от своей беспомощности: муж в отъезде, лошади плохие, до ближайшего доктора далеко, да и не поедет доктор в такую погоду.

В прихожей стукнуло: пришел Нефед, свалил соломы на топку и поинтересовался, как дела.

Женщина ответила, что плохо, похоже – не выживет. Все какие-то красные лапти просит. Нефед спросил, что за

Мать не знала. Ребенок бредил, весь горел.

Мотнул Нефед шапкой, задумался. Решил он, что надо идти, добывать лапти, раз душа у ребенка их просит. На вопрос матери ребенка, куда же он пойдет, Нефед ответил, что в деревню Новоселки.

Надо раздобыть лапти и покрасить их фуксином. Женщина ужаснулась – до нее шесть верст, да по такой погоде! Нефед подумал и сказал, что на лошади не доедет, а пешком, пожалуй, дойдет.

Вся снежная пыль ему в спину будет.

Притворив дверь, ушел. Поверх своего полушубка натянул зипун, взял в руки кнут, вышел, утопая по сугробам, выбрался за ворота и потонул в белом,

Пообедали, стало смеркаться. Нефеда все не было. Решили, что он остался ночевать, если бог донес его до соседнего села. Но оттого, что его все не было, ночь оказалась еще страшнее.

Мысли людей, оставшихся в доме, были о том, что же там сейчас, в бездне снежного урагана и мрака. Мать поставила свечу рядом с детской кроваткой, отчего стена, на которую падали отблески пламени, казалась огненной. Иногда он приходил в себя и просил мамочку дать что-то, ведомое только ему одному.

Мать кидалась на колени, била себя в грудь и просила бога защитить и помочь.

А когда совсем рассвело, к дому кто-то подъехал, и послышался стук в окно.

Это были новосельские мужики, которые привезли замерзшее, забитое снегом тело Нефеда. Они рассказали о том, что сами плутали и случайно наткнулись на торчащие из-под снега ноги валенках. Кинулись разгребать снег – оказалось, знакомый человек.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: тяжело болел ребенок. У него был жар, он бредил, часто плакал и все просил дать ем> какие-то красные лапти. Мать, не отходившая от его постели, тоже плакала от страха и своей беспомощности.
Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, притворил дверь и спросил у барыни, не полегчало ли. Барыня ответила, что верно сын не выживет и что он постоянно просит красные лапти Нефед твердо сказал, что надо добывать красные лапти, потому что если просит, значит, душа желает. Решил Нефед идти в лавку, в Новоселки, и купить там лаптей и фуксина. Барыня ему возразила, что в такую вьюгу не пройти, а до Новоселок аж шесть верст, но Нефед твердо решил пойти.
На кухне, ни слова не говоря, он надел зипун поверх полушубка, туго подпоясался, взял в руки кнут и вышел вон, утопая по сугробам, вышел за ворота и направился в белое, бешено несущееся степное море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось, а Нефеда все ʜе было. Решили, что остался ʜочевать, если Бог доʜес. Зʜачит, ждать ʜадо завтра ʜе раʜьше обеда. Но от того, что его ʜе было, ʜочь казалась еще страшʜее. Весь дом гудел, страшʜо было подумать, что сейчас творилось в поле, в бездʜе сʜежʜого урагаʜа и мрака. Свеча горела дрожащим хмурым пламеʜем. Мать поставила ее ʜа пол, за отваг кровати. Ребеʜок лежал в полумраке, ʜо стеʜа казалась ему огʜеʜʜой и вся бежала причудливыми и грозными видениями. Порой он как будто приходил в себя и просил (как будто совсем разумно), чтобы мать дала ему красные лапти. Мать ничего не могла сделать, она кидалась на колени и била себя в грудь.
Когда рассвело, на улице сквозь гул вьюги послышалось, уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то голоса, что кто-то стучится в окно.
Это были новосельские мужики, которые привезли тело — белого, замерзшего, всего забитого снегом, навзничь лежащего в розвальнях Нефеда. Мужики сами заблудились, на рассвете свалились в какие-то луга, утонули вместе с лошадью в снегу и уже совсем было отчаялись, когда увидели в снегу чьи-то гоги. Здесь нужно отметить существенный аспект. Дело в том, что когда разгребли снег и подняли тело, оказалось, что человек знакомый. Так они поняли, что находятся на хуторских лугах, тем и спаслись.
За пазухой у Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
Определите и запишите главную мысль этого рассказа.
Основная мысль этого рассказа заключается в том, что для спасения жизни человека, особенно ребенка, стоит сделать все возможное, а порой и невозможное. Нефед не рассуждает, идти ли ему за лаптями, ему ли идти или кому-нибудь другому. Для него это вообще не является вопросом, и поэтому он идет не задумываясь. Поступок Нефеда — воплощение любви к ближнему. Нефед гибнет, но ценой собственной жизни он спасает другого от смерти.

Вариант изложения 2.

Вариант изложения 3.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?
Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит.
— Лапти? Что за лапти такие?
— А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит.
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло. И вдруг твердо:
— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как добывать?
— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
— Нет пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.
На кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если Бог донес. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
— Господи, помоги! Господи, защити!
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом,
навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, и сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек.
Тем только и спаслись —поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье.
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
(455 слов) (И. А. Бунин)
Подробно перескажите содержание данного текста.
Определите и запишите главную мысль этого рассказа.
Кратко перескажите (изложите) содержание данного текста.
Изложите свои впечатления и мысли о данном тексте в письменном виде.

Читайте также: