Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения сочинение

Обновлено: 05.07.2024

(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.

(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.

(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына.

(15)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.

–(17)3дравствуйте, барышня! –сказал он, поднимаясь навстречу.

–(18)3дравствуйте, Яков Ильич! –низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас.

(20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

– (21)Сыграйте, Яков Ильич.

(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам.

(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

Действительно, роль пунктуации в передаче смысла тек­ста огромна, потому что в ней таятся большие возможности в выражении смысла, и доказательства этого мы можем найти в любом художественном тексте.

Лингвист Н.С. Валгина совершенно права.

Вариант 2

Знаки препинания в тексте могут не только четко обо­значить границы определенного синтаксического отрезка, но и зафиксировать его смысл, облегчить восприятие мысли.

Проиллюстрируем это наблюдение, обратившись к рас­сказу Л. Куклина. В предложении 13 стоит тире перед рас­пространенным приложением, находящимся в конце пред­ложения и имеющим оттенок разъяснения. С помощью этого знака выделена смысловая часть предложения, застав­ляющая нас внимательно вчитаться в это пояснение.

А в предложении 10 запятыми выделены деепричастные обороты, описывающие то, как нелепо, неумело Бычок дер­жался на воде. Это описание помогает подчеркнуть контраст между способностями мальчика и его смелой идеей доплыть до Чертова Пальца.

Вариант 3

Приведенные примеры доказывают истинность утвер­ждения Н.С. Валгиной.

Текст для работы

(1)Для местных мальчишек море было не курортной эк­зотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего" настоящим кролем, — первый разряд! — они приняли за своего. (3)А вот в приез­жем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно виде­ли чужака.

(4)0н носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бы­чок — есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)0ни презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в свое братство не принимали.

(6)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца — мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступ­ком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством.

Отбойная волна отшвыривала его назад, словно сле­пого котенка.

Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом:

— Ребята, а Бычок-то тонет.

(23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. (24)Мне повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку.

(25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но бы­стро пришел в себя, хотя долго еще морщился и откашли­вался. (26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал:

(27)— А все-таки я немножко совсем не доплыл. (28)Чуть-чуть.

— Чуть-чуть. — вскипев, передразнил я его.

— Не утонул ты чуть-чуть, заморыш несчастный!

Он не обиделся и только глубоко вздохнул. (32)А по­том спросил вдруг:

— А завтра вы здесь будете?

— А тебе зачем? — не слишком вежливо буркнул я.

— Я опять поплыву! — горячо выпалил мальчишка. (36)— Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обяза- тельно должен! (39)Ну, а в случае чего. (40)Вы меня опять спасете. (41)Ладно?

(42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в его серьезное оч­кастое лицо, раздумывая, не дать ли ему хорошенько в вос­питательных целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул:

(1) Динка огляделась. (2) Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3) Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу. (4) Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5) Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6) Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате

с огромной русской печкой. (7) Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с черным кружевным шарфом. (9) Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой легкий шарф. (10) Но больше всего поразили Динку ее глаза. (11) Огромные, полные
какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные.
(12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13) Казалось,

она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке. (14) 3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына…
(15) Иоська смолк и вопросительно и настороженно смотрел на непрошеную гостью. (16) Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось
уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.
– (17) 3дравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.
– (18) 3дравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
(19) Портрет Катри, ее живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – все это внушало ей ужас. (20) Ноги ее, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21) Сыграйте, Яков Ильич.
(22) Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам…
(24) Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошел.
(25) Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26) И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27) А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.

Пунктуационные знаки “помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость” – так высказывалась в одной из своих работ известный современный лингвист Н. С. Валгина. Это в полной мере соответствует действительности, поскольку грамматическое разделение текста или отдельного предложения в первую очередь задается его смыслом и отражает значимость содержания повествования.

Чаще всего смысловые знаки препинания совпадают с грамматическими в том случае, если смысловое разделение предложения совпадает с грамматическими отрезками речи. Примером тому могут служить предложения (7) и (8) из предложенного нам текста.

Однако достаточно часто бывает и так, что смысловое деление речи подчиняет себе структурное деление и вынуждает использовать дополнительные пунктуационные знаки, т. е. конкретный определенный смысл диктует единственно возможное структурное построение предложения. Например, если убрать из предложения (19) даже часть знаков пунктуации, полностью теряется его смысл. В этом случае построение предложения программируется заданным смыслом.

И если возникнет необходимость передать тем же предложением при том же наборе слов другой смысл, предложение придется составить совсем по-другому.

В большинстве предложений из контрольного текста запятые фиксируют однородный ряд или отделяют в тексте предложно-падежные формы. В некоторых случаях лексические значения слов не мешают такому объединению однородного ряда или однотипных форм, но подчас только запятая помогает установить их грамматическую и смысловую зависимость. Знаки пунктуации в предложениях помогают установить грамматические и смысловые отношения между словами в предложении, а также позволяют определить структуру предложения. Кроме того, знак препинания может передать чувство недоумения по поводу противоречащего здравому смыслу факта (13), а может разделить эмоционально и логически несовместимые понятия.

Немаловажную роль в понимании текста играет и место знаков препинания, которые делят предложение на смысловые, а, следовательно, и структурно важные части.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что пунктуационные знаки действительно помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях и показать их значимость.


Здесь мы предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов сочинений на лингвистическую тему по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2019. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение - рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на экзамене ОГЭ-2019. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению - изложению.

Вариант. Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 15.1, 15.2, 15.3


ОГЭ готовые сочинения с примерами. Все темы сочинений для экзамена. 9 класс

Задание 15 № 3272

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость . Как написать мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

Приведенные примеры доказывают истинность утвер­ждения Н.С. Валгиной.

Знаки препинания в тексте могут не только четко обо­значить границы определенного синтаксического отрезка, но и зафиксировать его смысл, облегчить восприятие мысли.

Проиллюстрируем это наблюдение, обратившись к рас­сказу Л. Куклина. В предложении 13 стоит тире перед рас­пространенным приложением, находящимся в конце пред­ложения и имеющим оттенок разъяснения. С помощью этого знака выделена смысловая часть предложения, застав­ляющая нас внимательно вчитаться в это пояснение.

А в предложении 10 запятыми выделены деепричастные обороты, описывающие то, как нелепо, неумело Бычок дер­жался на воде. Это описание помогает подчеркнуть контраст между способностями мальчика и его смелой идеей доплыть до Чертова Пальца.

Действительно, роль пунктуации в передаче смысла тек­ста огромна, потому что в ней таятся большие возможности в выражении смысла, и доказательства этого мы можем найти в любом художественном тексте.

Читайте также: