Протест герасима против барыни сочинение

Обновлено: 05.07.2024

План сочинения

1. Коротко о рассказе.
2. Герасим – главный герой рассказа “Муму”.
2.1. Образ Герасима.
2.2. Его взаимоотношения с Татьяной.
2.3. Его отношение к собачке.
3. Важность образа Герасима.

“Муму” – интересный рассказ И. С. Тургенева, который описывает нежные чувства сильного богатыря к маленькой собачке и поднимает сложные вопросы крепостного права. Сюжет основан на реальных событиях, которые произошли в поместье матери писателя.

Герасим – главный герой этого произведения. Он сильный и трудолюбивый, трогательный и искренний. Он очень любит природу и тонко чувствует ее красоту. Но мужчина – глухонемой, и его болезнь откладывает большой отпечаток на всех его делах.

Он любил жить в деревне и выполнять тяжелую работу. Но вздорная барыня вызвала Герасима в Москву и приказала служить дворником. Мужчине не нравилась такая работа, он томился в городе и тосковал за деревенскими просторами.

Барская прачка Татьяна приглянулась Герасиму. Она была сирота, маленькая и худенькая, некрасивая и все время напуганная. Женщина выполняла тяжелую работу и очень боялась не угодить барыне. Внимание глухонемого вначале испугало Татьяну, но потом она стала привыкать к его ласковым взглядам и теплым улыбкам, начала принимать его искренние подарки и незатейливую дружбу.

Но вот взбалмошной хозяйке вздумалось женить пьяницу – сапожника на одинокой прачке. Татьяна, всегда безропотная и смиренная, дала свое молчаливое согласие. Чтобы Герасиму легче было перенести горе от ее свадьбы, женщина была вынуждена прикинуться пьяной. Тогда глухонемой дворник отвергнул свою избранницу, так как не мог переносить выпивших людей.

Через год Татьяна с мужем вынуждена была оставить Москву и вернуться в деревню. Провожал ее Герасим с горьким сожалением и нежным состраданием. А на обратном пути увидел маленькую собачонку. Богатырь проникся необычайной симпатией и нежностью к этой маленькой зверюшке. Он спас ее, стал ухаживать за ней и полюбил всем своим сиротливым сердцем. “Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей”, - пишет автор об этой привязанности.

Глухонемой дворник заботился о собачке, а та, в свою очередь, отвечала ему ласковой преданностью и доверчивостью. Но и этим возвышенным отношениям суждено было прерваться. Злая барыня невзлюбила Муму и приказала убить ее. Не дозволяя никому исполнить такое черное дело, Герасим собственноручно утопил своего единственного друга. Этот поступок разбил сердце бедному мужчине. Он был очень подавлен и самовольно уехал от барыни в деревню.

Образ Герасима – это образ всех крепостных, безвольных, угнетаемых людей. Они могут любить и восторгаться прекрасным, у них есть свои предпочтения и своя личная жизнь. Но бедных людей порабощают, силой заставляют повиноваться чужим капризам и прихотям. А если они не подчинятся – то будут жестоко наказаны, они и их близкие. Так быть не должно!


Пример сочинения 2

С одной стороны, Герасим показан положительным героем. Он трудолюбив, верен, силен и старательно выполняет свою работу. Он испытывает разные чувства, никому не желает зла. С другой стороны, он безвольный человек, настолько привыкший подчиняться воле барыни, что ее приказ толкает его на убийство любимого существа. В лице Герасима, Тургенев показывает всю тяжесть крепостничества на Руси. Человек, не имеющий своей воли, вынужденный подчиняться, но рожденный свободным душой, мучается. Казалось бы, глухонемой, а сколько переживаний. Здесь и любовь к прачке Татьяне, и разбитое сердце, и привязанность к живому существу.

И, в то же время, совершенная неспособность не подчиниться воле барыни. Сколько страданий испытывает душа этого человека. Лишившись единственного существа, которое искренне и бескорыстно его любило, Герасиму остается только одиночество. Рассказ заставляет читателя задуматься кто же беззащитнее Муму ил сам Герасим? Они оба не имеют прав, оба зависят от кого-то. Как все крепостные в то время. Собирательный образ русского крестьянина Тургенев вложил в своего героя. Он силен, крепок, но безмолвен. У крепостных права голоса не было, у Герасима не было возможности говорить.

Но своим поступком он смог показать что лишившись всего человек становиться свободным, ведь в деревню он уехал сам и никто его не остановил. Тургеневу хотелось чтобы крепостные крестьяне снова стали свободными и могли говорить и делать что-то, не подчиняясь чужой воле. Бесправность крепостных того времени была абсолютной. А Герасим ушел со двора барыни как победитель. Его поступок дает надежду на то, что когда-нибудь глухонемые крестьяне снова обретут свободу и возможность говорить, чтобы их услышали.


Пример сочинения 3

План сочинения

1. Введение "Моё отношение к Герасиму".
2. Кто такой Герасим?
3. Как выглядит герой, что в его облике подчёркивает автор?
4. Как проявляет себя герой в поступках?
5. Как Герасим относится к людям и как они относятся к нему?
6. Как автор относится к герою?
7. Чем Герасим отличается от остальные героев рассказа?
8. Заключение. "Почему Герасим уходит от барыни в родную деревню?"

Герасим вызывает у меня симпатию и уважение. Этот человек был очень высокого роста, под два метра, физически сильный. Герасим был глухонемым от рождения. Он жил в деревне, откуда барыня забрала его в город. Там Герасим работал простым дворником. Он тяжело привыкал к городу, но свои обязанности выполнял добросовестно, все делал аккуратно. Он был смелым: не побоялся воров и справился с ними двоими, стукнув лбами друг о дружку.

Герасим хоть и был простым дворником, но обладал чувством собственного достоинства. На его место никто не мог садиться. Герасима уважалии и боялись. Многие не любили его, а он сам относился к людям по-доброму. Когда он полюбил Татьяну, то всегда старался сделать ей приятное, дарил подарки. Хоть Герасим и был внешне угрюм, в душе он был лаксовым человеком.

Герасим был очень одинок. Всю свою любовь он подарил собачке Му-му, единственному дорогому ему существу. Но у Герасима отняли и это: жестокая барыня приказала утопить Му-му. Герасим, будучи человеком послушным, привыкшим выполнять приказания, так и сделал. Но после этого он ушел из города обратно в деревню. Его уход - это протест против самодурства барыни, против крепостного права.

Автор восхищается Герасимом, силой его духа. И мне тоже нравится этот персонаж.

Герасим является главной фигурой повести Тургенева “Муму”. Он символизирует угнетенный русский народ, живший под крепостным правом в царской России. Он был крепостным крестьянином у барыни и был обречен на подневольную работу всю свою жизнь.
На вид Герасим был мужчина двенадцати вершков роста, богатырского телосложения. От рождения он был немой, но этот недостаток не мешал ему в деревенской работе. В деревне он работал за четверых, легко выполнял любую тяжелую работу. Он и землю пахал, и сено косил, и зерно молотил. Когда Герасима привезли в Москву и дали ему в руки метлу и лопату, он не понимал, что с ним делается. Он сильно скучал. На дворе все его боялись из-за его грозного вида, вообще Герасим был строгого и серьезного нрава. Порой он был мрачен, угрюм и грозен своим внешним видом, но добр душой.
Поступки Герасима являлись отражениями его характера и физической силы. Как-то раз пришли два вора к ним на двор. Герасим взял и стукнул их лбами, проявив смелость и бесстрашие. С тех пор ни один вор не появлялся у них на дворе. Когда Герасим выходил во двор, то даже животные прекращали драться и вели себя степенно, боясь Герасима. Несмотря на тяжелый характер Герасима, ничто человеческое ему было не чуждо. Он привязался к маленькой собачке, однажды спасенной им.
От остальных дворовых Герасим отличался цельностью души, присущей крестьянину, смелостью и находчивостью. Даже его природный недуг не мог помешать ему полюбить Татьяну, прачку барыни, и добиться ответного чувства. Из-за прихоти барыни Татьяну выдали замуж за горького пьяницу Капитона и Герасим не смог жениться на Татьяне и жить долго и счастливо, но он не стал никому мстить и это является его главным отличием от остальных дворовых – его широкая и покорная крестьянская душа, принимающая свою долю как должное.
Муму, спасенная Герасимом, привязалась к нему и стала отдушиной для Герасима. Барыня заметила привязанность Герасима к Муму и приказала ему избавиться от собаки, потому что она хотела унизить Герасима и подчеркнуть его положение крепостного крестьянина. Герасим вынужден был выполнить приказ барыни, потому что не мог ослушаться, но он не выдержал и ушел от барыни, протестуя против ее самодурства и жестокости.

Против крепостничества, самодурства помещиков вообще и своей барыни в частности.

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

понедельник, 15 ноября 2021 г.

Рассуждение на тему "Почему Герасим ушёл в деревню", 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 224-225

Смотрите также:

Ответы на вопросы учебника к рассказу И. Тургенева "Муму".

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации к рассказу в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте и вы иллюстрацию или описание рисунка к рассказу.

В учебнике мы видим пять иллюстраций разных художников.

Первая - это картина Трутовского "Благодетельница". На ней показана типичная барыня в окружении приживалок. Мы видим, как они лебезят перед барыней.

Вторая - иллюстрация Боклевского. На ней показан дворник Герасим, у ног которого вьётся собачка. Эта иллюстрация интересна тем, как художник изобразил Герасима - высокого, могучего и серьёзного.

Третья - иллюстрация Пчелко. На ней показана встреча барыни и Муму. Она интересна изображением барыни, сухой властной старухи, которую окружили раскрывшие рты приживалки.

Четвёртая - иллюстрация Бойма. На ней показана сцена прощания Герасима в трактире. Она интересна трогательным печальным выражением лица Герасима.

Пятая и последняя иллюстрация - художника Табурина. На ней показан Герасим в лодке, готовый утопить Муму. Выражение его лица почти грозное, он испытывает необычайное душевное волнение.

Описание рисунка к рассказу "Муму"

Я бы хотела нарисовать тот самый момент, когда Герасим спас собачку из реки.

Он шёл вдоль берега и увидел возле берега маленькую собачонку, чёрную с белыми пятнами. Она беспомощно барахталась в воде, не имея сил выбраться на берег. Собачка была мокрая и жалкая.

Герасим протягивает к ней руки, а собачка доверчиво даёт себя взять.

Творческое задание

Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (выразить сочувствие, протест против своеволия помещиков, силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

Рассуждение на тему "Почему Герасим ушёл в деревню", 5 класс

Герой рассказа Тургенева "Муму" дворник Герасим вырос в деревне. Он был крепостным и слово барыни для него всегда было законом. Он даже не мог представить себе, как можно ослушаться приказа барыни, пока не встретил Муму.

Герасим трогательно привязался к маленькой собачке, полюбил её всей своей богатырской крестьянской душой. И первое непослушание он проявил как раз из-за Муму. Барыня потребовала, чтобы собачки не было в доме, и тогда Герасим стал прятать её в своей каморке, зажимая ей пасть, чтобы Муму не лаяла.

Это уже был маленький подвиг, ведь Герасим ослушался барыню.

Но та не унималась и потребовала уничтожить собаку. Герасим пообещал это сделать сам и, простившись, утопил свою любовь.

В его сердце всё перевернулось. Он не смог оставаться в доме, в котором всё напоминало ему о Муму, и ушёл в деревню. Ушёл тайно, ничего никому не сказав.

Это был его маленький протест, маленький бунт, единственное проявление свободомыслия, на которое он отважился. Он шёл "с несокрушимой отвагой, с отчаянной и радостной решимостью", и в этих словах автора мы видим всю глубину чувств, которые переполняли Герасима.

Он не просто убежал, он почти освободился. А освободившись, ощутил радость и пьянящее чувство свободы. Он наконец-то ощутил себя человеком, достойным уважения, достойным иметь своё мнение и не бояться его высказывать.

Я считаю, что поступок Герасима был прежде всего протестом против своеволия помещиков. А осмелившись на протест, Герасим обрёл и чувство собственного достоинства.

Фонохрестоматия

1. Как актёр читает первые строки повести, рассказывающие о старом доме с покосившимися балконами и о судьбе её хозяйки? Что он хочет сказать о судьбе старой барыни? Соответствует ли музыка, сопровождающая чтение, характеру повествования?

Актёр читает эти строки спокойно, тихо, без сочувствия. Он просто рассказывает о старости, которая настигла барыню, о том, что она осталась одна, и доживала свои дни в скуке. Барыня не знала радости в жизни и поэтому не любила людей.

Эти строки сопровождает тихая, патриархальная, грустная мелодия. Она соответствует характеру повествования.

2. Как меняется интонация актёра, когда он рассказывает о Герасиме? Как актёр передаёт отношение автора к герою произведения?

Про Герасима актёр рассказывает доверительно, выделяя слова, которые передают отношение автора к герою.

3. Какие новые краски, тона находит чтец для того, чтобы передать нам душевное состояние Герасима, ухаживающего за щенком?

Герасим трогательно заботиться за щенком, и актёр передаёт это мягким голосом, почти нежным. Это относится и к заботам Герасима, и к описанию щенка. Говоря о смехе Герасима, актёр сам смеётся.

Автор жалеет приживалок, ведь они такие же подневольные люди, которые боятся рассердить барыню неудачным словом.

Актёр показывает, как робко приживалка мямлит в ответ на вопрос барыни о собаке, заикается. Они заискивают перед барыней и восклицают "Ах!"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовка к сочинению по литературе на тему

«Немой протест Герасима против крепостного права“.

Отвечая на вопросы, сформируйте текст своего сочинения.

- На какую проблему автор обращает наше внимание на примере истории главного героя ?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

- Кем был Герасим, каким? Опишите его.

- Как автор рассказывает о появлении этого богатыря в доме у барыни ?

- Кто и как решил судьбу (имеется в виду появление Герасима в доме) главного героя?

- Как барыня поступала с остальными своими подчиненными ?

- Как дворовые относились к прихотям и приказам барыни ?

- Можно ли найти хоть одного счастливого человека в доме барыни ?

- Кто из героев все-таки противостоит этому смиренному укладу жизни ?

В какие моменты его можно считать счастливым?

- Почему счастье главного героя недолговечно ?

- По своей ли воле Герасим топит Муму? Что он показывает этим поступком?

- Каким качеством обладает Герасим ? Почему он вдруг решает вернуться в деревню и трудиться на благо родной земли ?

Вывод напишите, дополнив заготовленные фразы:

И.С.Тургенев хотел показать нам, что (назовите историческое явление) порождает тип человека- (кого? какого?), у которого отсутствует (назовите качество). Главный герой вызывает у читателя чувство (чего?), ведь Герасим (что делает?) не просто против (чего?), но против таких отношений, при которых люди теряют (что? какие качества?), против отношений барства и рабства.

«Немой протест Герасима против крепостного права“.

Отвечая на вопросы, формируйте текст своего сочинения.

- На какую проблему автор обращает наше внимание на примере истории главного героя ?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

- Кем был Герасим, каким? Опишите его.

- Как автор рассказывает о появлении этого богатыря в доме у барыни ?

- Кто и как решил судьбу (имеется в виду появление Герасима в доме) главного героя?

- Как барыня поступала с остальными своими подчиненными ?

- Как дворовые относились к прихотям и приказам барыни ?

- Можно ли найти хоть одного счастливого человека в доме барыни ?

- Кто из героев все-таки противостоит этому смиренному укладу жизни ?

В какие моменты его можно считать счастливым?

- Почему счастье главного героя недолговечно ?

- По своей ли воле Герасим топит Муму? Что он показывает этим поступком?

- Каким качеством обладает Герасим ? Почему он вдруг решает вернуться в деревню и трудиться на благо родной земли ?

Вывод напишите, дополнив заготовленные фразы:

И.С.Тургенев хотел показать нам, что (назовите историческое явление) порождает тип человека- (кого? какого?), у которого отсутствует (назовите качество). Главный герой вызывает у читателя чувство (чего?), ведь Герасим (что делает?) не просто против (чего?), но против таких отношений, при которых люди теряют (что? какие качества?), против отношений барства и рабства.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 596 439 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.02.2020 260
  • DOCX 31 кбайт
  • 8 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Магазейщикова Александра Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: