Прокомментируйте как вы понимаете слова сахарова в сочинение рассуждение

Обновлено: 04.07.2024

(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.

– (4)Тут, – признался дед.

– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.

(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:

– Та-ак… (12)Зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?

– (13)Так просто, – буркнул мальчик.

– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:

– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет.

(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.

– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.

(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.

– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук.

– (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

– Это тебе. эти ледянистые.

(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

(По В.И. Одноралову*)

* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) – современный российский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.

Прощение – это обязательное в человеческом обществе действие. Все мы несовершенны, но наши ошибки будут всегда повторяться, если не просить прощения за плохие поступки.

Без умения просить прощения невозможно ни уважение между людьми, ни любовь, поэтому это нужно и важно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сахаров – человек -эпоха.

. Один праведник может оправдать существование целого народа. Не будь его, мы, русские, навеки покрыли бы себя позором. Он один говорил от лица всех нас. Он спас и сохранил наши честь и достоинство, подав голос в защиту людей, преследуемых властями, для которых инакомыслие было тягчайшим государственным преступлением. Я убеждён, что нашу эпоху назовут в истории человечества "эпохой Сахарова".

Эпиграфом к своему сочинения я выбрала слова Дмитрия Лихачева, так как эти слова точно отражают смысл жизни великого человека, Андрея Дмитриевича Сахарова, о ком я хочу рассказать в своем сочинении.

Однако свою почетную награду, пожалуй, самую почетную в мире - Нобелевскую премию мира, он получил не за научные достижения, а за общественную, гражданскую деятельность как выдающийся защитник прав и свобод человека. Именно в связи с этой деятельностью его ожидали самые тяжелые испытания, а имя его стало бессмертным. Человек глубоких гуманистических убеждений, высоких нравственных принципов, А. Д. Сахаров всегда оставался искренним и честным.

Жизнь А. Д. Сахарова – уникальный пример беззаветного служения человеку и человечеству.

Сахаров совершенно не был похож на героя, которого так боялись и ненавидели его недруги: незначительная болезненная внешность, старческая походка, совершенно плохая дикция и запинающаяся медленная речь. А его выступления на первом Съезде народных депутатов СССР вызывали колоссальную ненависть, страх у одних и расположение, надежду у других.

Жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова поразила меня многими моментами. Открыто выступить против введения войск в Афганистан во времена всеобщего одобрения – это был невообразимый тогда поступок. Прямые письма высшим властям, в то время, когда на собраниях люди боялись руки поднять. На звонок главы СССР Горбачева с известием о своем освобождении первым делом он интересуется участью и других узников, и при первой же их встрече он опять же достает из кармана список незаконно осужденных.

Говорят, что Сахаров совершенно не изменил в худшую сторону своего отношения к тем, кто подписывал коллективные заявления против него в советское время – это о многом говорит. На вопрос об отношении к религии Сахаров отвечал, что с большим уважением относится к праву людей быть верующими, но с таким же уважением относится и к праву человека быть атеистом.

Когда в СССР началась кампания против его политической и правозащитной деятельности, он не отступил от своих убеждений и твердо стоял на своем.

Проявление личностных качеств Сахарова прослеживаются на протяжении всей его жизни.

Родился будущий ученый 21 мая 1921 года в Москве. Его отец, Сахаров Дмитрий Иванович, преподавал физику.

Детство А. Д. Сахарова прошло в большой коммунальной квартире, где большинство комнат занимали семьи его родственников. В доме сохранялся традиционный дух большой крепкой семьи - постоянное деятельное трудолюбие и уважение к труду, взаимная семейная поддержка, любовь к литературе и науке. Его отец хорошо играл на рояле. Душой семьи была бабушка – Мария Петровна. Для Сахарова влияние семьи было особенно большим, так как первую часть школьных лет учился дома, да и потом с очень большим трудом сходился со сверстниками.

В школу Сахаров пошел сразу в седьмой класс, окончив ее с отличием в 1938 году, поступил на физический факультет Московского университета. Окончил его тоже с отличием 1942 году. Затем работал на лесозаготовках в глухой сельской местности. В сентябре 1942 года направлен на большой военный завод, где работал инженером-изобретателем.

Работая на заводе, А. Д. Сахаров стал автором ряда изобретений в области контроля продукции. В 1944 г. он написал несколько статей по теоретической физике. В 1945 году А. Д. Сахаров был зачислен аспирантом в Физический институт АН СССР. Он сразу завоевал общую симпатию своей мягкостью, интеллигентностью и спокойной доброжелательностью.

Затем некоторое время преподавал физику в Московском энергетическом институте. В1947 году защитил кандидатскую диссертацию.

В 1948 г. А. Д. Сахаров был включен в научно — исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия. И 20 лет непрерывной работы в условиях сверхсекретности сначала в Москве, затем в специальном научно-исследовательском секретном центре.

Одновременно с началом работ по термоядерному оружию, Сахаров стал думать об использовании термоядерной энергии в мирных целях.

В июле 1953 года Сахаров защитил докторскую диссертацию, в августе того же года на Семипалатинском полигоне была взорвана первая водородная бомба.

Андрей Дмитриевич взошел в нашей отечественной физике как звезда первой величины. По своим задаткам, по зачину, по результатам он сразу зачислен был в разряд физиков мирового класса. Конечно, секретность, вернее сверхсекретность, работ над термоядерным оружием мешала нормальному научному общению, мешала публикациям. Сахаров не мог бывать на международных симпозиумах, его не знали, о нем не могли узнать. Секретность губительна для науки. Остается лишь поражаться, как, несмотря на все, могло взмыть творчество ученого, поднять его так высоко, а главное – сохранить в нем независимость ума и духа.

В 60-х годах научные интересы отступают у Сахарова на второй план. Это было связано с тем, что в 1953-1968 годах его общественно-политические взгляды претерпели сложную эволюцию. После ХХ съезда, осудившего культ личности Сталина, он стал все более и более задумываться о проблемах мира и человечества, в особенности о проблемах ядерной войны и ее последствий. Начиная с 1957 года, он все настойчивее выступает против ядерных испытаний, которые вели к быстрому радиоактивному заражению Земли. Эти усилия не остались тщетны. Позже он очень гордился тем, что сыграл в 1962 году существенную роль при подготовке международного соглашения о запрещении ядерных испытаний.

Таким образом, Сахаров первый понял и во весь голос сказал, что в наш век термоядерного оружия это противостояние грозит внезапным уничтожением всего живого на Земле, и указал выход.

Начиная с 1964 г. круг волновавших А. Д. Сахаров вопросов все более расширялся. Его стали занимать глубокие проблемы взаимоотношения государства и научной интеллигенции.

О чем же писал Сахаров, что вызвало ярость властей?

Сахаров поднимал вопрос о гласности, о законе, обеспечивающем беспрепятственное право на выезд за границу и возвращение. Он разбирал проблему прав человека. Он выдвигал конкретные меры для духовного оздоровления страны.

Вскоре после ввода в конце декабря 1979 г. советских войск в Афганистан бесстрашно прозвучал в стране голос протеста: А. Д. Сахаров трижды выступил с заявлениями, организовал пресс-конференцию, где осудил эту акцию и призвал советских руководителей вернуть войска на свою территорию. Наконец, он направил открытое письмо Брежневу. Дальше терпеть это советское руководство уже не могло. 22 января 1980 г. А. Д. Сахаров был задержан, лишен всех правительственных наград, затем без суда и следствия отправлен в Горький — город, закрытый для иностранцев.

В Горьком он жил под постоянным надзором КГБ в течение семи лет. У квартиры А. Д. Сахарова, расположенной на первом этаже, был установлен круглосуточный милицейский пост. Без специального разрешения к Сахаровым никого не допускали. Телефона в квартире не было. Вне дома Сахаровых сопровождала охрана, следившая, чтобы они ни с кем не встречались. У Сахарова трижды украли и трижды изъяли на обысках его рукописи.

Положение Сахарова изменилось с началом перестройки. В декабре 1986 года в его квартире установили телефон. На другой день ему позвонил Горбачев и сказал, что принято решение о его освобождении. Вскоре после приезда в Москву Сахаров вернулся к активной политической деятельности. Его избрали народным депутатом от Академии наук СССР.

Андрей Дмитриевич был избран на I съезде народных депутатов СССР в состав комиссии по выработке новой Конституции страны. Сразу же он приступил к работе над проектом Конституции, воплотив в него свои представления о целесообразном государственном и экономическом устройстве СССР. В конце ноября А. Д. Сахаров представил свой проект Конституционной комиссии. Однако до его обсуждения Сахаров не дожил. 14 декабря 1989 г остановилось сердце великого человека.

Наверное, скажут многие, это был странный человек. Да, у него были странности: например, он не любил ничего холодного, даже кисель и селедку ему нужно было подогреть. Но была среди прочего еще одна особенность: этот человек никогда ничего не боялся.

Андрей Дмитриевич Сахаров, без сомнения, выдающаяся личность. Такие люди рождаются один на миллион. Всесторонне развитый, он оставил после себя огромное наследие. Его успехи в науке, праве, политике намного превзошли его самого и ещё долго будут жить, развиваться, усовершенствоваться на всей мировой арене.

Хотела бы закончить свое сочинение словами известных людей:

А.Д. Сахаров - выдающийся ученый, создатель водородной бомбы и диссидент. С его деятельностью, таким образом, связаны создание водородной бомбы в СССР и движение диссидентов.

В 1953 году произошло испытание первой водородной бомбы. Именно Сахаров сыграл в этом событии главную роль. Он внес предложения по тому, какой должна быть конструкция водородной бомбы, разработал проект бомбы и провел работы по ее созданию. Тем самым Сахаров обеспечил успешное создание первой в мире водородной бомбы. Причинами создания водородной бомбы в СССР были необходимость для СССР нарастить военный и в частности ядерный потенциал, чтобы соответствовать уровню США, с которыми СССР вел Холодную войну, а также необходимость повышения авторитета соцблока путем успехов в сфере науки. Итогом стало обострение гонки вооружений с США.

Важным процессом, связанным с деятельностью Сахарова, была деятельность диссидентов, составлявших мирную оппозицию советской власти. Помимо Сахарова, одного из главных лидеров диссидентского движения, важной фигурой был Солженицын. Он выступал публично с критикой советского режима, публиковал в самиздате свои произведения, содержавшие критику советской власти, отправил письмо IV съезду Союза Писателей СССР, в котором призвал к отмене цензуры в литературе. Солженицын тем самым стал одним из главных оппозиционеров в стране и способствовал активизации диссидентского движения. Причинами диссидентского движения были несоответствие прав и свобод, провозглашенных в Конституции СССР, реальному положению, недовольство советского общества отсутствием свободы общества и цензурой, недовольство прекращением реформ и "оттепели", неприятие политики русификации в республиках. Итогом стало начало зарождения первых элементов гражданского общества в стране.

Еще одним важным событием является создание проекта новой Конституции СССР в 1989 году. Именно Сахаров сыграл здесь главную роль. Он разработал проект Конституции, прописал в нем различные демократические свободы и предоставил проект для публикации. Благодаря Сахарову был выдвинут возможный вариант нового устройства СССР. Причинами создания проекта Конституции были масштабная перестройка всей системы Советского союза, которая требовала создания новой Конституции, а также курс на демократизацию в стране и личные демократические взгляды Сахарова. Итогом стала публикация Конституции в газете.

События и процессы, связанные с деятельностью Сахарова, сыграли большую роль в стране. Диссидентское движение показало, что советская система перестала удовлетворять запросы общества и необходимы реформы. Поэтому Горбачев, придя к власти, начнет политику перестройки и гласности, будет отменена цензура. Но одним из негативных последствий масштабной перестройки советской системы и гласности станет распад Советского союза и образование нового, демократического государства - Российской Федерации. Проект Конституции, разработанный Сахаровым, в какой-то степени стали отражением тенденций в советском обществе в конце существования СССР. Часть идей, выраженных в Конституции Сахарова, совпадает с идеями, легшими в основу Конституции РФ (так, в обеих Конституциях сделан упор на личные свободы человека, на право свободы слова и убеждений и пр.).

Андрей Дмитриевич Сахаров – знаменитый учёный-физик, член Академии наук СССР, один из создателей водородной бомбы, который затем сменил научную карьеру на общественную деятельность: стал известным диссидентом и правозащитник, критиком административно-командных методов управления КПСС.

Первое из основных направлений жизнедеятельности Сахарова – это его научные исследования и разработки. Он был соратником знаменитого академика Игоря Курчатова – создателя советского ядерного оружия, а также концепции мирного использования ядерной энергии. Благодаря работе учёных под руководством Курчатова, в СССР была построена и запущена первая на нашей планете АЭС (Обнинская).

Сахаров

В 1950-х годах Андрей Сахаров возглавлял группу учёных, работавших над созданием водородной бомбы, и довёл этот проект до конкретного воплощения. В дни расцвета его научной деятельности Сахаровым было проведено много исследований и написано немало фундаментальных работ по магнитной гидродинамике, физике плазмы, элементарным частицам, астрофизике, гравитации и т.д.

Другим важным направлением деятельности Андрея Дмитриевича стала его правозащитная работа. За неё он в 1975 году был удостоен Нобелевской премии мира. Причиной данной деятельности учёного было его стремление призвать власть и общество к либеральным преобразованиям, модернизации социалистического строя.

Сахаров указывал на то, что защита прав и свобод человека должна быть основой политики государства. При этом все права и свободы должны реализовываться в полном соответствии с действующим законодательством. Соблюдение законов – это святая обязанность каждого человека, вне зависимости от его должности и общественного положения.

Курчатов

Учёный ратовал за введение в СССР гласности, свободы взглядов и убеждений, приобщения к культурным ценностям и информации; контроля народа за деятельностью органов власти. Он выступал за отмену смертной казни и за недопустимость преследования людей из-за их политических убеждений.

Следствием публичного высказывания излишне либеральных, по меркам советского руководства, взглядов стали гонения на Сахарова. Последней каплей стало осуждение учёным ввода советских войск в Афганистан. За это он в 1980 году был выслан в Горький, где его обязали жить под милицейским надзором.

Как научная, так и общественная деятельность Андрея Дмитриевича Сахарова оказала существенное влияние на последующую историю нашей страны. В годы перестройки он был возвращён из ссылки, и его идеи прогрессивной модернизации социализма и общества получили широкое признание. Андрей Дмитриевич участвовал в создании проекта Конституции СССР 1989 года.

В последующем демократическом пути развития России принципы, сформулированные Сахаровым, нашли своё реальное воплощение.


№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Критерии Инструкция Актуальность Источник Номер изложения ФИ­ПИ Правило Раздел кодификатора Раздел кодификатора ФИПИ Сложность Тема сочинения 9.1 Тема сочинения 9.3
Добавить инструкцию Печать Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем

(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.

(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.

(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.

(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…

(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.

(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино — и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…

— (13)Где моя Чёрная Спинка? — крикнул Колька.

(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.

— (15)Она… была на кухне, — ответил отец.

(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое — отец, Елена Станиславовна и Неля, — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.

(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.

— (24)Вы давали ей рыбу? — тихо спросил Колька.

— (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой, — ответил отец. — (27)А вот зёрна…

(28)Колька жаждал задать главный вопрос, но оттягивал его.

— (29)А ногу ей перевязывали?

— (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?

— (33)Ты знаешь, Николай… — отец в ответственные минуты всегда называл его так. — (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей…

(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.

— (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? — избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.

— (38)Да, мешала! — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.

— (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!

— (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна! — (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.

— (43)А ты мне не сестра… — выпалил Колька.

— (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь. — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.

(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй — значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.

— (52)Как ты м ожешь так, К оля! (53)Неля видит в тебе с воего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!

— (55)Где же она сейчас? — спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.

(56)Елена Станиславовна опустила голову.

— (57)Она сдохла, — набравшись мужества, ответил отец.

(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.

— (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас! — крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор.

* Анатолий Георгиевич Алексин (1924 — 2017) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.

Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как простыми словами передаются переживания героев, как слово помогает раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание А. М. Горького верно.

Казалось бы, чего проще – услышать друг друга. Однако, сколько непонятых поступков, грубых слов, разрывов отношений случилось от того, что люди просто не умеют слушать друг друга. Хорошо бы этому научиться.

3. Ответственность – это способность брать на себя обязанность отвечать за себя и других. Ответственность – качество ценное. Не каждый способен добровольно взять на себя обязанности и отвечать за их исполнение.

Колька, герой текста Анатолия Алексина, заботится о больных птицах, выхаживает их. Он берёт на себя ответственность за этих существ и с честью с этой обязанностью справляется. Если маленький человек способен ответственно подходить к выбранному делу, то непременно, став взрослым, он сможет быть в ответе и за других людей, и за страну.

В годы Великой Отечественной войны, Чеченской войны сколько подвигов совершили бойцы, когда, потеряв командира, находили в себе мужество брать командование на себя. Наверное, эти мужчины выросли из таких вот, как Колька, мальчишек.

Ответственность – качество, которое нужно в себе воспитывать. С его помощью можно многого добиться, ведь ответственные люди чаще всего становятся лидерами.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

Читайте также: