Прочитайте стихотворение напишите сочинение об этом стихотворении отвечая на поставленные вопросы

Обновлено: 06.07.2024

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

понедельник, 24 января 2022 г.

Д. Самойлов "Сороковые", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 2 часть, Коровина, страницы 59-60

Давид Самойлов "Сороковые"

Размышляем о прочитанном

1. Какими настроениями пронизано стихотворение Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?

Стихотворение начинается с грустной нотки. Поэт вспоминает ужасы войны.

Потом оно становится почти весёлым, поэт вспоминает себя, молодого.

Заканчивается стихотворение сожалением о временах пусть и тяжёлых, но когда автор был молод. Здесь звучат ностальгия и немного гордости.

2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?

Эпитеты первого четверостишия не могут полностью передать эмоциональный настрой автора. Они все относятся к войне: военные, роковые, похоронные, фронтовые.

Читая их, можно подумать, что всё стихотворение о войне, что оно грустное.

Но в дальнейшем автор обращается к своей молодости и настрой стихотворения меняется. Этого эпитеты передать не могут.

3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии (просторно, высоко, с запада к востоку)?

Автор стремится показать всю огромную страну, охваченную войной. Это словно общий план. Ведь уже в следующем четверостишии он выхватывает из общего одну конкретную картину - самого себя, молодого и застигнутого войной где-то на полустанке.

Поэт вспоминает о себе молодом с любовью и радостью, но в то же время сожалеет, что его юность пришлась на грозные военные годы.

5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.

О Великой Отечественной войне написано немало прекрасных песен. Моя мама вспомнила их названия: "Землянка", "Катюша", "День Победы". В фонохрестоматии я прослушала замечательное стихотворение и песню "Жди меня и я вернусь".

Творческое задание

Перечитайте последнее четверостишие. О ком, о себе или о целом поколении говорит поэт? Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия. Отличаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если отличаются, то чем? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

В последнем четверостишии поэт говорит о целом поколении, он использует местоимение "Мы".

Первое и последнее четверостишия сильно отличаются по настроению и интонации.

Первое четверостишие грозное, пугающее, наполненное стуком вагонных колёс и похоронками. Его настроение - грусть, печаль.

Последнее четверостишие кажется напоминает первое, но это не так. Оно завершается восклицательным предложением, которое в корне меняет его настроение. Это уже не грусть, это сожаление, перемешанное с радостью и гордостью.

Мы не выбираем времена, в которые живём, но не ценить свою молодость не можем. Даже если она пришлась на годы войны. И автор счастлив вспомнить себя молодым балагуром, каким он тогда был, счастлив настолько, что готов забыть о тех трудностях, что ему довелось пережить.

Фонохрестоматия

1. Каким настроением пронизано стихотворение Самойлова? Как вместе с настроением меняется интонация актёра, читающего стихотворение?

В этом стихотворении происходит постепенная смена настроений. Начало стихотворения актёр читает постепенно повышая интонацию, тревожно, потом чуть весело. Перед последними двумя четверостишиями интонация достигает вершины, апогея. А затем вновь актёр читает негромко, а последняя строчка звучит чуть ли не мечтательно.

2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональное содержание строфы, если прочитать вслух только эпитеты? Как это звучит в чтении актёра?

Эпитеты первого четверостишия хорошо передают грустное эмоциональное содержание строфы. Эти эпитеты и сами печально звучат: похоронные, роковые, фронтовые.

Актёр читает эту строфу неспешно, раскатисто, отчётливо проговаривая эпитеты, передавая голосом лёгкую грусть и тревогу.

Поэт вспоминает себя молодого с сожалением, ностальгией, но и с радостью. Вспоминать свою молодость всегда приятно.

Актёр передаёт это повышая интонацию, удаляя из голоса грусть.

4. Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если отличаются, то чем?

Первое четверостишие грустное, печальное, оно описывает страшные события войны. Здесь лишь одно настроение.

Последнее четверостишие полно надежды и гордости за свою молодость, за своё поколение, сумевшее выстоять в той войне и победить. И если его начало звучит ещё немного грустно, то заключительная строка полна ностальгии и даже мечты.

Задание 1. [35 баллов] ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ.

Златое облачко дремало
На персях здоровенных скал.
С утра в дорогу убежало,
По небу, как на карнавал.
И только в бороздах скалы
Скопилась талая вода, и
Гора печальная стоит
И, в одиночестве рыдая,
О чём-то думает…

Можете начертить таблицу по образцу, чтобы отличия были заметнее.

Ответ.

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

За точное воспроизведение стихотворения – 7 баллов; любая неточность, кроме вариативных знаков препинания, – минус 1 балл.

Возможны и другие названные отличия, по 2 балла за каждое, но в сумме не более 10 баллов. Не следует ожидать от участников использованной в ключах терминологии.

Задание 2. [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.

Вариант 1. Прозаический текст.

Прочитайте рассказ. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Рекомендуемый объём – 250–300 слов. Указание на объём условно, считать слова не нужно.

Виталий Николаевич Сероклинов (род. 1970)

ПРЯНИКИ

В детстве болеть было приятно. Отец строжился, выговаривал за любую провинность, но если кто-то из нас хоть чуток заболевал – батя даже в лице менялся.

Лежишь: жар, рвота, перед глазами всё кружится; воскресенье, врачей не дозваться. Отец лечит по-своему, травки и взвары мне подаёт на ложечке весь день, губами лоб трогает, обнимает. Мама рядом переживает, тряпки мокрые меняет, книжку читает вслух.

К ночи становится чуть легче. Наконец-то хочется есть, только непонятно, чего именно. Не опостылевший бульон, не кашу…

– Молочка бы, пап… и пряников, свежих, с карамельной корочкой…

И будит папка среди ночи тёть Шуру, у которой дойная корова, просит чуток молока.

А пряники – те только в магазине, да время-то уже…

Наутро я просыпаюсь от строгого чужого голоса. У печки сидит участковый, разложил на коленках какие-то официальные бумаги и папку спрашивает:

– Зачем стекло высадил?

– Пряники взял… Я ж деньги на прилавок положил.

– Да видел я… Татку-продавщицу не мог, что ли, разбудить, коль приспичило?

– Да не было её, загуляла где-то… А как догадался-то?

– Так кровь же по снегу до самой твоей двери. Тоже мне тать

Участковый смотрит на меня, видит в изголовье смятой постели ковшики с отварами, тазик с полотенцем, пузырьки лекарств.

– Старший, что ли, захворал?

– Старший. Не ел ничего. Пряников захотел…

А сестрёнка сидит у стола и требует пряник себе:

– Тебе же для меня не жалко, да.

Мне и вправду не жалко, я уже здоров.

А последний пряник мы делим на всех.

Вариант 2. Поэтический текст.

Прочитайте стихотворение. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Рекомендуемый объём – 250–300 слов. Указание на объём условно, считать слова не нужно.

Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг, 1880–1932)

ЧУТКАЯ ДУША

Сизо-дымчатый кот,
Равнодушно-ленивый скот, –
Толстая муфта с глазами русалки, –
Чинно и валко
Обошёл всех, знакомых ему до ногтей,
Обычных гостей…
Соблюдая старинный обычай
Кошачьих приличий,
Обнюхал все каблуки,
Гетры, штаны и носки,
Потёрся о все знакомые ноги…
И вдруг, свернувши с дороги,
Клубком по стене, –
Спираль волнистых движений, –
Повернулся ко мне
И прыгнул ко мне на колени.

  1. Каким кот предстаёт в восприятии лирического героя?
  2. С какой целью использованы сравнения в стихотворении?
  3. С какими иллюзиями расстаётся герой?
  4. В чём проявляется ирония автора?

На кобылку недруг сел,
Да хозяйка молодая.
Как бы нам о том проведать?
Ворон ворону в ответ:
А хозяйка ждет милого
В чистом поле под ракитой
Ворон к ворону летит,
Ворон, где б нам отобедать?
Кем убит и отчего,
Богатырь лежит убитый.
Знает сокол лишь его,
Знаю, будет нам обед;
Да кобылка вороная,
Ворон ворону кричит:
Сокол в рощу улетел,
Не убитого, живого.

Б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?

В) Назовите 2–3 примера стихотворений этого жанра. Укажите их авторов и названия.

Ответ

а) Восстановленный текст:

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
Ворон, где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?
Ворон ворону в ответ:
Знаю, будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.
Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая.
Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждёт милого
Не убитого, живого.

(А.С. Пушкин) Указание на имя автора не требуется.

Критерии оценивания Баллы
Текст восстановлен верно
Текст восстановлен верно, но имеются ошибки при переписывании
Имеются разночтения с оригиналом, не влияющие на смысл текста
Имеются 1–2 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста
Имеются 3–4 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста
Текст существенно искажён

Б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили.

Как называется этот жанр?

Баллада (романтическая баллада).

2 балла за верный ответ.

В) Назовите 2–3 примера стихотворений этого жанра. Укажите их авторов и названия.

До 3 баллов за максимальное количество верных примеров.

Задание 2. [20 баллов] ОБРАЗ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Прочитайте отрывки стихотворных текстов, принадлежащие разным авторам. Определите, какую роль играет в них образ рябины. Выделите общие черты этого образа в разных отрывках, назовите их, напишите об этом, опираясь на представленные тексты. Рекомендуемый объём – 100–150 слов.

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи —
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых…

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Тишь родного села, и под милым окном
Ярко-красные кисти рябин,
И знакомые звуки знакомых теней,
И свобода родимых долин.

Я отыскал свою рябину,
Которой песнь я посвятил,
С которой русскую кручину
Здесь на чужбине я делил.

И просится душа опять в затишье бора,
Опять в немую даль синеющих лугов;
Туда, где так грустна родная мне картина,
Где ветви бледных ив склонились над прудом,
Где к гибкому плетню приникнула рябина,
Где утро обдаёт осенним холодком…

Критерии оценивания Баллы
Сделано обобщение: найдены общие черты конкретного образа в приведённых отрывках 0–5 баллов
Подчёркнуты связи, ассоциации, помогающие понять роль конкретного образа, названы его определяющие черты 0–10 баллов
Грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок) (в пределах изученного по 0–5 баллов

Задание 3. [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ

Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.

Вариант 1. Прозаический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 200–250 слов.

Валентин Григорьевич Распутин (1938–2015)

МАМА КУДА-ТО УШЛА

Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он поморгал и стал смотреть, куда она ползёт.

Муха двигалась в ту сторону, где было окно. Она бежала не останавливаясь, и получалось это у неё очень быстро.

Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползёт ли за ней ещё одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

– Мама, я проснулся!

Никто ему не ответил.

– Мама! – позвал он. – Я молодец, я проснулся.

Мальчишка подождал, но тишина не прошла.

Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Он посмотрел по очереди на кресло, на стол, на книжные полки, но возле них никого не было. Они стояли просто так, занимая место.

Мальчишка бросился на кухню, потом в ванную – там тоже никто не прятался.

– Мама! – крикнул мальчишка.

Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась. Мальчишка, не поверив ей, снова бросился в свою комнату, оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали.

– Мама, – как можно спокойнее сказал мальчишка, – я проснулся, а тебя нету.

– Тебя нету, да? – спросил он.

Его лицо напряглось в ожидании ответа, он поворачивал его во все стороны, но ответ не пришёл, и мальчишка заплакал.

Плача, он пошёл к двери и стал её дергать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил её ладонью, потом ткнул босой ногой, зашиб ногу и заплакал ещё громче.

Он стоял посреди комнаты, и крупные тёплые слёзы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол. Потом, не переставая плакать, он сел. Всё вокруг прислушивалось к нему, и всё молчало.

Он ждал, что вот-вот за его спиной послышатся шаги, но их всё не было, и он никак не мог успокоиться.

Это продолжалось долго, а сколько, он не знал.

В конце концов он лёг на пол и стал плакать лёжа. Он так устал, что перестал чувствовать себя, и уже не понимал, что плачет. Этот плач был так же естествен, как дыхание, и уже не подчинялся ему. Наоборот, он был сильнее его.

И вдруг мальчишке показалось, что в комнате кто-то есть.

Он быстро вскочил на ноги и стал осматриваться. Ощущение, заставившее его подняться, не проходило, и мальчишка побежал в другую комнату, потом в кухню и ванную. Там никто не появился.

Всхлипывая, мальчишка вернулся и закрыл ладонями глаза. Потом он убрал ладони и ещё раз осмотрелся. В комнате ничего не изменилось. Кресло пустовало, стол стоял один, на книжных полках, как всегда, были книги, но их разноцветные корешки смотрели грустно и слепо. Мальчишка задумался.

– Я больше не буду плакать, – сказал он себе. – Придёт мама, я буду молодец.

Он пошёл к кровати и одеялом вытер своё заплаканное лицо. Затем неторопливо, словно прогуливаясь, он обошёл всё, что было у них в квартире.

И тут ему в голову пришла блестящая мысль.

– Мама, – негромко сказал он, – я хочу на горшок.

Он не хотел на горшок, но это было то, что заставило бы мать, будь она дома, тотчас броситься к нему.

– Ма-ма, – повторил он.

Её не было дома, теперь он понял это окончательно.

Он пошёл в угол, где были все его игрушки, и взял зайца. Заяц был его любимцем. У него отклеилась одна нога, отец несколько раз предлагал мальчишке приклеить эту ногу, но тот никак не соглашался. С двумя ногами зайца любить было бы не за что, так он и оставался с одной, а вторая валялась где-то здесь же и теперь существовала сама по себе.

– Давай играть, зайка, – предложил мальчишка.

Заяц молча согласился.

– Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить.

Мальчишка положил зайца на кровать, достал гвоздь и ткнул им зайца в живот, делая укол.

Заяц к уколам привык и никак на них не отзывался.

Мальчишка задумался, потом, словно что-то вспомнив, отошёл от кровати и заглянул в большую комнату. Там ничего не изменилось, и тишина попрежнему всё так же медленно раскачивалась из угла в угол.

Мальчишка, вздохнув, вернулся к кровати и посмотрел на зайца. Тот спокойно лежал на подушке.

– Нет, не так, – сказал мальчишка. – Теперь я буду зайкой, а ты маленьким мальчиком. Ты будешь меня лечить

Он посадил зайца на стул, а сам лёг в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал.

Заяц, сидя на стуле, удивлённо смотрел на него своими большими голубыми глазами.

– Я зайка, у меня ножка болит, – объяснил ему мальчишка.

– Зайка, – спросил он потом, – куда ушла мама?

Заяц не ответил.

– Ты не спал, ты знаешь, говори, куда ушла мама? – потребовал мальчишка и взял зайца в руки.

Мальчишка забыл, что раньше он сам всегда отвечал за зайца, выступая сразу в двух ролях, и теперь всерьёз требовал от него ответа. Он забыл, что заяц был только игрушкой среди игрушек – среди кубиков, которые становились друг на друга, только когда их ставили, среди машин, которые шли, только когда их вели, среди зверей, которые рычали и разговаривали, только когда за них кто-нибудь рычал и отвечал.

Он обо всём забыл, этот мальчишка.

– Говори, говори! – требовал он.

Заяц продолжал молчать.

Мальчишка швырнул его на пол, спрыгнул с кровати и, бросившись на зайца, стал его пинать.

– Мама куда-то ушла.

И вдруг мальчишке показалось, что по лестнице кто-то поднимается.

– Мама! – закричал он, бросаясь к двери, но запнулся о кресло и упал. Он поднялся, прислушиваясь, но за дверью никого не было. И тогда мальчишка снова заплакал. Он плакал от боли и одиночества. Что такое боль, он уже знал.

С одиночеством он встретился впервые.

1. Почему этот текст можно считать художественным?

2. В каких ещё произведениях Вам встречалась подобная тема?

3. С помощью каких средств автор создаёт образ своего героя? Почему герой не назван по имени?

4. Зачем нужен в рассказе образ зайца?

5. Как вы понимаете смысл последних строк?

6. В чём заключается основная мысль рассказа?

Вариант 2. Стихотворный текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 200–250 слов.

Николай Степанович Гумилёв (1886–1921)

Нас было пять… Мы были капитаны,
Водители безумных кораблей,
И мы переплывали океаны,
Позор для Бога, ужас для людей.

Далёкие загадочные страны
Нас не пленяли чарою своей.
Нам нравились зияющие раны,
И зарева, и жалкий треск снастей.

Наш взор являл туманное ненастье,
Что можно видеть, но понять нельзя.
И после смерти наши привиденья

Поднялись, как подводные каменья,
Как прежде, чёрной гибелью грозя
Искателям неведомого счастья.

1. О ком идёт речь в стихотворении?

2. В каких ещё произведениях Вам встречались подобные темы и образы?

4. Какие явные и неявные противопоставления есть в стихотворении?

5. Что можно сказать о форме стихотворения?

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Писатели часто получают письма от читателей. Такие письма содержат отзывы о произведениях, советы, укоры, выражают восхищение или возмущение. Иной раз писателя отождествляют с его героем или находят в его произведениях неизвестные автору прототипы, что может привести к различным недоразумениям.

Напишите письмо одному из перечисленных ниже писателей. Упомяните его произведения, напишите о том, почему они Вам нравятся или не нравятся.

Михаил Михайлович Зощенко (1894–1958)

Рэй Брэдбери (1920–2012)

Антон Павлович Чехов (1860–1904)

Жюль Верн (1828–1905)

Александр Дюма (1802–1870).

Объём письма – 120–180 слов.

знание творчества выбранного автора (учитывается не только количество названных произведений, но и знание их содержания)

доказательность собственного мнения, убедительность суждений

соблюдение границ речевого жанра, единство стиля

речевая грамотность (наличие/отсутствие орфографи ческих, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок)

30 баллов

Часть II. Целостный анализ текста (35 баллов)

Выберите ОДИН из вариантов

Вариант 1. Прочитайте текст. Напишите о нём сочинение, отвечая на поставленные вопросы.

В чём, по Вашему мнению, заключается смысл названия?

К какому жанру Вы бы отнесли этот текст?

Почему главным героем Заходер делает Индюка?

Охарактеризуйте мысли Индюка. Чему они посвящены, как выражены?

В чём, по Вашему мнению, смысл концовки?

Что Вы можете сказать об авторской позиции? Как она выражена?

Необязательно отвечать на все вопросы последовательно. Пишите развёрнуто, связно, внятно, свободно.

Борис Владимирович Заходер (1918−2000)

О ЧЕМ ИНДЮК ДУМАЛ

Жил-был на свете Индюк. Жил – и всё думал. Всё – о себе: какой он, Индюк?

Стал расти. Рос, рос − вырос с хорошего поросёнка. Подумал:

И верно – большой стал Индюк. Взрослый. Красные серьги у него под носом выросли.

Погляделся в лужу – хвост распустил. Подумал:

Ну, долго ли, коротко ли – пришло время хозяйке Индюка ловить.

А Лиса, известное дело, тут как тут.

Ощипала Индюка, обедать села. А сама приговаривает:

–Эх, Индюк, Индюк! Всю-то жизнь ты о себе думал, а самого главного так и не понял: какой ты вкусный!

Вариант 2. Прочитайте стихотворение С.Г. Острового. Напишите о нём сочинение, отвечая на поставленные вопросы.

О чём говорят в стихотворении метафоры и эпитеты? Какие слова употреблены в переносном значении?

С помощью каких художественных средств поэт создаёт образ лени? Какие существуют противопоставления в стихотворении?

Что Вы можете сказать о лирическом герое?

Какие существуют повторы в стихотворении? Зачем автор повторяет опре-делённые слова и синтаксические конструкции?

Связано ли это стихотворение с какими-либо фольклорными жанрами?

Необязательно отвечать на все вопросы последовательно. Пишите развёрнуто, связно, внятно, свободно.

Сергей Григорьевич Островой (1911–2005)

Говорят, она раньше меня родилась, Это хитрая лень. Это старая лень. Пожила у меня. А потом прижилась.

И уже она – друг. И уже она – тень.

И уже она ходит повсюду за мной,

И уже мне приятно быть с нею одной. Как теплы её руки. Кругла её речь…

Мне бы слово гранить. Мне бы песнями жечь. Мне бы сказки ковать из цветного огня…

Ах, как много украла она у меня.

Как разложат добро, не закроется дверь. На сто лет ей, наверное, хватит теперь.

Читайте также: