Проблема сочинение егэ презентация

Обновлено: 01.07.2024

1 Часть 3 ЕГЭ по русскому языку Формулировка проблемы

2 Можно выделить следующие этапы работы по написанию сочинения: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия; а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы; б) комментарий, виды комментария, способ оформления; в) выявление позиции автора и способы ее оформления; г) аргументация собственной позиции, виды аргументов; 3) работа над композицией сочинения; 4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.

3 Ключевые вопросы Что такое проблема? Как выявить проблему текста? Как сформулировать проблему текста?

4 Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

5 КАТЕГОРИИ (ВИДЫ) ПРОБЛЕМ: Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

7 Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения. Однако текст скорее всего не так прост с точки зрения замысла автора и его реализации. Необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.

8 Определяя проблему, задумаемся 1. Каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества? 2. Описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. 3. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

9 ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем- нибудь мягоньком поучится. Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?(Ф.Кривин)

10 Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого поколения. Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? В олицетворенных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни.

11 Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения.

14 Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте? 1)как и во всей книге, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?). 2)вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?). 3)история Зои Лещевой – это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?). Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинения, и все же, на мой взгляд, в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.

15 Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы: 1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии. 2. Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.

16 Обратите внимание Именно эти два способа формулировки проблем предлагаются в моделях ответа для экспертов, проверяющих сочинения ЕГЭ. Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


 Проблема, куда ты спряталась? Как сформулировать проблему текста?

Проблема, куда ты спряталась? Как сформулировать проблему текста?

1.Что такое проблема текста? Проблема – это вопрос, над которым размышляет ав.

1.Что такое проблема текста? Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор текста. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Если в исходном тексте присутствует риторический вопрос, то, как правило, его можно использовать в сочинении в качестве проблемного вопроса.


Способы формулирования проблемы

Способы формулирования проблемы

Как определить проблему текста? Выявите главную мысль текста (авторскую позиц.

Как определить проблему текста? Выявите главную мысль текста (авторскую позицию). Запишите её в виде законченного предложения. Попробуйте сформулировать вопрос, на который это предложение будет являться ответом. Этот вопрос и будет являться проблемой данного текста.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Это означает, что вы должны сформулировать одну из главных проблем, которую автор ставит в тексте. Нельзя писать автор касается проблемы или затрагивает проблему. Так говорят о проблеме, если она не является основной.

 Определите проблему текста по авторской позиции

Определите проблему текста по авторской позиции

Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, опр.

Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, опр.

Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, опр.

- Спорим, не прыгнешь? - с нарочитым равнодушием подзадоривал я Юльку. - Прыг.

- Спорим, не прыгнешь? - с нарочитым равнодушием подзадоривал я Юльку. - Прыгну! - отвечала она, с вызовом глядя в проём открытого окна школьного класса. Здание нашей школы было построено в конце XIX века. До революции в нём размещалась женская гимназия. Его изображение до сих пор печатают на открытках - двухэтажная постройка из красного кирпича с просторными классами, с большими окнами и высоченными, под четыре метра, потолками. - А на каблуках слабо?- продолжал я. - На каблуках. - засомневалась она, но, мельком взглянув на меня, задорно подмигнула, а через мгновение на подоконнике уже никого не было. Позже мне рассказали, что она так и не пришла в себя, умерла в машине скорой помощи. Никто не узнал, что я был рядом. Мог схватить, остановить, но ничего не сделал. Впрочем, кому нужно было моё запоздалое раскаяние? Уже ничего нельзя было изменить. Ничего. (Г.Андреев)

1. Позиция автора: Трагедии можно было бы избежать, если бы герой задумался о.

1. Позиция автора: Трагедии можно было бы избежать, если бы герой задумался о своей ответственности за происходящее. Проблема: Проблема ответственности человека за свои поступки. 2. Позиция автора: Герой понимает, что косвенно виноват в гибели девушки, и теперь он испытывает муки совести. Проблема: Проблема совести.

Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется. Заметьте: если вы спрос.

Авторская позиция: Авторская позиция такова: человеку кажется, что времени у.

Это была обыкновенная школьная тетрадка, детская тетрадка для рисования, най.

Это была обыкновенная школьная тетрадка, детская тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. Все её страницы были разрисованы красками, тщательно и трудолюбиво. И я рисовал когда-то. От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. Иван Царевич на сером волке скакал по еловому лесу. Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчеркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе. Это была грозная тетрадь. Северный город был деревянным. В тетрадке было очень много, очень много заборов. Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены желтыми ровными заборами, обвитыми черными линиями колючей проволоки. Около забора стояли люди. Это были конвойные и часовые с винтовками. Деревья были черными и голыми. Зелень исчезла. (В.Шаламов)

- Что анализирует автор, раскрывая проблему? Автор анализирует детские рисун.

- Что анализирует автор, раскрывая проблему? Автор анализирует детские рисунки в тетрадке. - На что он обращает внимание? На то, как меняются картинки в тетрадке. - Как они меняются? Город становится мрачным, когда человек лишён физической и духовной свободы. - При каких условиях это возможно по отношению к человеку? В условиях тоталитарного режима. Какую проблему поднимает автор? Проблему губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие, сознание ребёнка.

Какова авторская позиция? Текст В.Шаламова относится к художественному стилю.

Какова авторская позиция? Текст В.Шаламова относится к художественному стилю, поэтому нет чётко заявленной позиции автора. Но её помогает понять композиция рассказа, средства выразительности, присутствующие в тексте. Позиция автора такова: В.Шаламов осуждает тоталитарный режим, который губительно влияет на восприятие мира ребенком.

 Поработаем с проблемой текста

Поработаем с проблемой текста

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. 1. Авторская поз.

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. Авторская позици.

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. Авторская позици.

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. Авторская позици.

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. Авторская позици.

Авторская позиция: Формулируя свою точку зрения, Д.Гранин вспоминает знамени.

Авторская позиция: Авторская позиция выражена словами: «Трусость и бесстраши.

Авторская позиция: С.Михалков убеждён: «Без некоторых книг, не пережитых в д.

Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, оп.

Авторская позиция: У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с.

Авторская позиция: У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Проблемный вопрос: Какова роль детства в жизни человека? Какова значимость такой поры, как детство для человека? Проблема роли детства в жизни человека.

Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого горо.

- Почему доктор Кох не хотел лечить людей? - Чем он занимался? - Как относили.

- Почему доктор Кох не хотел лечить людей? - Чем он занимался? - Как относились люди к доктору, который не хотел лечить их насморки и грыжи? - В каких условиях доктору приходилось заниматься наукой? Проблема: проблема создания условий для исследований (в каких условиях человек должен заниматься наукой?); - проблема отношения людей к тем, кто способен сделать научное открытие. (Как нужно относиться к учёным?)

Найдём ошибки при формулировании проблемы текста

Найдём ошибки при формулировании проблемы текста

История человечества — это история его культуры, потому и по­кушение на куль.

История человечества — это история его культуры, потому и по­кушение на культуру (а общечеловеческая культура состоит из мно­жества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по вро­ждённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В од­ном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удаст­ся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает за­висть и агрессия. (По Н. Самвеляну )

Пример из сочинения Комментарий эксперта В данном тексте поднимается проб.

Пример из сочинения Комментарий эксперта В данном тексте поднимается проблема истории человечества и воору­жённых конфликтов.

Пример из сочинения Комментарий эксперта В данном тексте поднимается проб.

Пример из сочинения Комментарий эксперта В данном тексте поднимается проблема истории человечества и воору­жённых конфликтов. Непониманиепроблемы. Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста слово­сочетание(история человечества).

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта В тексте Н.Самвелянвыдвиг.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта В тексте Н.Самвелянвыдвигается проблема о значимости культуры для человека.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта В тексте Н.Самвелянвыдвиг.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Человечество на протяжени.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста П.Самвеляна.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Человечество на протяжени.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста П.Самвеляна. Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста(культура, покушение на культуру, уничтоже­ние культуры)и опираясь только на информацию последнего предло­жения.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста заключает.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста заключает.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Вместо формулирования пробле­мы(проблема отношения человека к культуре)формулируется позиция автора.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста в том, чт.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста в том, что история человечества-это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничто­жал святыни, так как сам был бескультурным человеком.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста в том, чт.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста в том, что история человечества-это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничто­жал святыни, так как сам был бескультурным человеком. Вместо обобщения информации тек­ста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.

История человечества — это история его культуры, потому и по­кушение на куль.

История человечества — это история его культуры, потому и по­кушение на культуру (а общечеловеческая культура состоит из мно­жества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по вро­ждённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В од­ном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удаст­ся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает за­висть и агрессия. (По Н. Самвеляну )

 - проблема отношения человека к культуре; - проблема покушения на культуру.

- проблема отношения человека к культуре; - проблема покушения на культуру.

3. 1. Определяем тему и называем проблему исходного текста

Проблема — вопрос, который интересует автора
исходного текста и вызывает его раздумья и
размышления.
Тема – то, о чем говорится в тексте.
Например:
Тема – война, проблема – подвиг женщины на войне

О чём?
Какие вопросы рассматривает автор?
• Над каким вопросом автор рассуждает больше
всего?
• Зачем автор написал текст?
• Как сам автор отвечает на поставленные вопросы?
22.09.2019

5. Алгоритм выявления проблемы произведения

Проанализируйте
поступки, речь героев
Определите, какие
качества проявляются в
этих поступках
Какие абстрактные
существительные
называют эти
качества(долг, честь,
эгоизм
Сформулируйте проблему,
используя ключевые
слова
Выявите основную мысль
текста
Запишите ее в виде
законченного предложения
Определите, на какой вопрос
отвечает это предложение
Запишите этот вопрос,
который и является
проблемой

6. Ещё приём для выявления проблемы

Определение проблемы
Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом
содержание текста касается каждого человека, всего
человечества в целом. Необходимо помнить, что описанная в
тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п.
– это иллюстрация, частный случай, пример проявления какойлибо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать
проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай,
рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

8. Определение проблемы

Довольно часто в тексте рассматривается
сразу несколько проблем. Какую из них
выбрать для комментария и положить в
основу сочинения? Рекомендуется
сосредоточиться на проблеме, которая
· находится в центре внимания автора, а
не упоминается вскользь, т.е. является
главной, а не второстепенной; которой
автор больше всего уделяет внимание

10. Как определить проблему текста ?

Важно обратить внимание на начало и конец
текста, потому что они всегда являются
сильными позициями.
В публицистическом тексте проблема может
быть прямо сформулирована вопросом.
В художественном тексте нужно научиться
читать между строк, а потому особое
внимание уделить финалу, даже если
кажется, что текст не окончен.

12. Персонажи текста:

Цветок = воплощение внешней и внутренней красоты
необыкновенной
красоты
удивительной
красоты
чудное творение
цветок
ждал, когда отдадут
дань
Попытался объяснить,
что заслуживает
восхищения

13. Персонажи текста:

Люди = за внешней красотой не видят сути
Восхищались,
ослепленные
красотой
Не увидели
главного
По
бестолковости
своей
люди
Не отнеслись с
благодарностью
Не услышали его

За именем великим нужно уметь
разглядеть тех, без которых не было бы
ни имени, ни славы.
уметь
разглядеть
отдать дань
автор
увидеть главное
отнестись с
благодарностью

Определите проблему текста
Определив тему, формулируем проблему текста
(проблема текста - вопрос, над которым задумывается
автор). Проблема предложенного текста может быть
сформулирована так:
Почему люди не умеют быть
благодарными?

17. Как сформулировать проблему?

18. Способы формулирования проблемы

Вспомогательные клише для вопроса или
цитаты
Почему люди не умеют быть благодарными?
1. … ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
2. … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор
текста
3. …? Такова проблема, которая привлекла внимание автора
текста
4…? Именно этот вопрос возникает при чтении текста NN
5. …? Эта проблема не может оставить равнодушным
современного человека
6. …? Именно этой сложной проблеме посвящён текст
писателя N.

Вспомогательные клише
Проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная,
злободневная, научная, межнациональная,
неразрешимая, до боли знакомая, вечная,
наболевшая, мучительная, животрепещущая,
первоочередная, неразрешимая, общественно
значимая, острая, важная, серьёзная, спорная…

ПРОБЛЕМА
Типы
проблем
философские
социальные
Общие
вопросы
Устройство
И
Жизнь
общества
политические
Деятельность
Гос. власти
нравственные экологические
Духовная
Жизнь
человека
эстетические
Взаимодействие
Восприятие
Человека
Человеком
И
прекрасного
природы

22. Если формулируете проблему в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:

Как нужно относиться.
Почему важно .
Почему нужно .
Что такое .
Для чего нужно.
Для чего нужен (-на, -ны) .
В чем причина.
Какова роль. в жизни человека?
Что такое.
Что важнее: _ или _?
Что необходимо.
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (-ое, -ый).
Что значит .

Второй способ формулировки
в виде чёткого и лаконичного
предложения: проблема (чего?) (Р.п.: воспитания,
одиночества, мужества, стойкости и т.п.)
поднимается в данном тексте;
не всегда возможно сформулировать проблему в
дух словах (проблема влияния детства на
формирование жизненной позиции человека;
проблема нравственного выбора человека в
экстремальной жизненной ситуации).

Вспомогательные клише для формулировки
своими словами
Автор текста (фамилия, инициалы)
размышляет над проблемой(чего?)…
Автор текста (фамилия, инициалы)
предлагает своим читателям задуматься
над проблемой(чего)…
В центре внимания автора текста
(фамилия, инициалы) проблема(чего?)…
Предложенный для анализа текст(Ф.И.О.
автора в Р.п.)посвящен проблеме…
Текст (Ф.И.О. автора в Р.п.)заставил меня
задуматься над сложной проблемой…

Вспомогательные клише для формулировки
своими словами
Автор (что делает?) размышляет, затрагивает,
анализирует, излагает, выдвигает, подробно
останавливается.
В тексте – ставится, излагается, выдвигается,
исследуется, поднимается, рассматривается,
затрагивается, анализируется, формулируется
Автор заставляет читателя (что делать?) глубоко
задуматься, серьезно отнестись к. по-иному
посмотреть на. с горечью понять.
Проблема возникает, встает, представляет интерес,
заслуживает внимания, ждет решения
Текст (ФИО автора) заставил меня задуматься над
сложной проблемой ….

26. Если формулируете со словом проблема, то вам помогут слова в Р.п. :

- отношение
- взаимоотношения
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие
- проявление …
• Коснуться какой-либо проблемы.
• Уделить внимание какой-либо
проблеме.
• Над какой-либо проблемой
думать, работать.
• Какая-либо проблема возникает,
встает, представляет интерес,
заслуживает внимания, ждет
решения.
• Поставить, выдвинуть,
рассмотреть, изложить, обсудить,
разрешить какую-либо проблему.

27. Типичные ошибки в формулировках

Определите проблему данного текста
(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать всё
умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему
было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом
самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных.
(11)Человеческая же свобода включает добровольное
самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда
должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы
удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь
передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и
нужно для самого человека, для равновесия и невозмутимости его
души.
(По А.И. Солженицыну)

30. Определяем тему и проблему данного текста

Сформулируйте основную мысль автора в
виде законченного предложения
Только добровольное сознательное самоограничение
позволит человеку не нарушать права других людей
Сформулируйте вопрос
Что можно сделать, чтобы в обществе не нарушались
права человека?
Сформулируйте проблему
В тексте исследуется проблема добровольного
сознательного самоограничения (как основного условия
существования правового общества)

31. Типичные ошибки в формулировании проблемы

Автор текста размышляет над
Автор текста размышляет над
проблемой о национальных конфликтах проблемой национальных конфликтов
Кому выгодно разжигание
национальных розней? Над этой
проблемой рассуждает Ю.Лотман.
Кому выгодно разжигание
национальной розни? Над этой
проблемой рассуждает Ю.Лотман.
В тексте поднимается проблема
национализма народов
В тексте поднимается проблема
межнациональной вражды
Ю.Лотман ставит читателю проблему
национальных конфликтов.
Ю.Лотман предлагает читателю
задуматься над проблемой
межнациональных конфликтов.
Автор текста предлагает задуматься
над следующей проблемой: можно ли
избежать расовой дискриминации?
Автор текста предлагает задуматься
над следующей проблемой: можно ли
избежать межнациональных
конфликтов?

32. К какому типу относятся данные проблемы. Установите соответствие.

1. В чем опасность
политики
национализма?
2. Можно ли избежать
социальной
несправедливости?
3. В чем смысл
человеческой жизни?
4. Нужно ли заботиться об
окружающих людях?
5. Имеет ли право человек
вмешиваться в жизнь
природы?
А .Философская
Б. Политическая
В. Экологическая
Г. Нравственная
Д. Социальная

33. Выберите правильную проблему

Человек выделился как человек в
процессе познания природы. Познавая
ее, он осуществлял себя как мыслящее,
творящее существо. Познание
доставляло подлинное удовлетворение.
Именно удовлетворение, полное,
гармоничное, может быть, потому, что
познание природы есть приобщение к
ней и к вечности. И потому, что
познание происходит через творчество,
человек открывает новое, создает. Он
творец. Он создатель, он бог,
человечество было сформировано не
императорами, жрецами, а теми, кто
создал топор, колесо, самолет, кто
нашел злаки, кто следил за звездами,
кто открыл железо, радиоволны.
1. Что такое
гармония?
2. Какова роль
познания в
процессе развития
человека?
3. Каковы границы
познания
окружающего
мира?
4. Каковы
перспективы
технического
прогресса?

34. Сформулируйте и запишите проблему

35. Проблемы, рассматриваемые в тексте:

Можно ли противопоставлять разум и чувства? Над
этой проблемой размышляет автор текста.
С. Соловейчик в этом тексте рассматривает проблему
антагонизма между чувствами и разумом.
Что такое интеллигентность? Эту важную проблему
поднимает автор.
В этом тексте автор затрагивает проблему
определения понятия интеллигентности.
Нужна ли интеллигентность в современном обществе?
Эту непростую проблему исследует автор текста.
В этом тексте анализируется проблема
необходимости интеллигентности в современном
обществе.

36. Основная проблема

37. Сформулируйте и запишите проблему

(1)Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь:
ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с
постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй,
с природой. (3)Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл,
капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари,
поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на
лужах - всё это не любование природой, а жизнь. (4)В современном
журнале читаем: (5)«Если человек длительное время находится в
автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость,
теряется аппетит, снижается работоспособность. (6)Почему это
происходит? (7)Результаты опытов, проведённых над животными и
людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и
настроение оказывает влияние величина электрического поля. (8)В
кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость
электрического поля заметно меньше, чем в окружающем
пространстве

38. Сформулируйте и запишите проблему

В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются:
вылитый отец! И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить,
на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные
металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чёмнибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится
Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит
пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже
научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! начинает сам для
себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые
Свёрла: и как это их сын от рук отбился?
(Ф. Кривин)

39. Сформулируйте и запишите проблему

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из
громадных своих доходов уделяет целые тысячи на
воспитание детей, на лечение больных, на призрение
старых, - я хвалю и умиляюсь.
Но хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном
убогом крестьянском семействе, принявшем сиротплемянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, говорила баба,- последние наши
гроши на нее пойдут – не на что будет соли добыть,
похлебку посолить…
- А мы ее …и не соленую,- ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика.
(по И.С.Тургеневу)

40. Проблема в публицистике

-тезисно, открыто в одном
предложении текста или одном
фрагменте текста;
-в нескольких суждениях автора, в
разных фрагментах текста (чаще всего
в начале и в финале текста; иногда ей
посвящён основной абзац).

План работы над текстом: прочитать текст; выявить и сформулировать проблему текс

№ слайда 1

План работы над текстом: прочитать текст; выявить и сформулировать проблему текста; прокомментировать сформулированную проблему; сформулировать позицию автора по выделенной проблеме; выразить свою позицию по выделенной проблеме, подкрепив ее двумя аргументами.

I. Что такое проблема? От латинского problеma (задача, вопрос) восходит к гречес

№ слайда 2

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не

№ слайда 3

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ Человек и обществоПро

№ слайда 4

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ Человек и обществоПроблема несправедливости социального устройства общества.В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

Человек и природа Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру приро

№ слайда 5

Человек и природа Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к

№ слайда 6

Человек и культура/искусство Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия

№ слайда 7

Человек и культура/искусство Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека?Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хор

№ слайда 8

Человек и язык/речь Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

Человек и нравственные ценности Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую рол

№ слайда 9

Человек и нравственные ценности Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

Проблема может быть: ЗлободневныйАктуальныйОстройВажнойСерьезнойОсновнойНазревше

№ слайда 10

Проблема может быть: ЗлободневныйАктуальныйОстройВажнойСерьезнойОсновнойНазревшейНеразрешимойНаболевшейСложнойГлавной

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием: 1. Сформулируйте осно

№ слайда 11

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием: 1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

Пример Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя

№ слайда 12

II. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Комментарий: рассуж

№ слайда 13

II. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Комментарий: рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо; рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь.Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь, обозначая те её стороны, которые интересовали автораМожно выделить два типа комментария:текстуальныйконцепционный

Два типа комментария Можно выделить два типа комментария:Текстуальный, т. е. объ

№ слайда 14

Два типа комментария Можно выделить два типа комментария:Текстуальный, т. е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы. Концепционный. Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации.

Текстуальный комментарий Как, на каком материале автор раскрывает проблему?На че

№ слайда 15

Текстуальный комментарий Как, на каком материале автор раскрывает проблему?На чем заостряет внимание?Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?Как выражено отношение автора к изображаемому?Какие эмоции автора выражены в тексте?

Рецензия проверяющего Автор сочинения свободно излагает основные стороны выделен

№ слайда 17

III. Авторская позиция Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, ра

№ слайда 18

III. Авторская позиция Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.Авторскую позицию можно сформулировать, отвечая на вопросы:Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

Памятка Позиция автора такова…Автор стремится донести до читателей мысль о том,

№ слайда 19

Памятка Позиция автора такова…Автор стремится донести до читателей мысль о том, что…Автор убеждает нас в том, что…Симпатия автора на стороне…Высказывание … выражает авторское отношение к … и подчеркивает…Основная мысль текста заключена в том, что…Автор подводит читателя к мысли о том, что…Решая проблему, автор приходит к следующему выводу… - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.В этом предложении звучит прямая авторская оценка…

IV. Аргументация собственного мнения по проблеме Аргументация – это приведение д

№ слайда 20

IV. Аргументация собственного мнения по проблеме Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками.Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса (высказанного мнения): факты, примеры, утверждения, объяснения.

К аргументам относятся: факты, события;ссылки на авторитетных людей, цитаты из и

№ слайда 21

К аргументам относятся: факты, события;ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;пословицы и поговорки;примеры из личной жизни и жизни окружающих;примеры из жизни исторических деятелей;примеры из художественной литературы.

Памятка Случалась ли вам замечать…От своих сверстников я часто слышу…Не доводило

№ слайда 24

Памятка Случалась ли вам замечать…От своих сверстников я часто слышу…Не доводилось ли вам наблюдать, как…Давайте на минуту представим себе…Русская классическая литература всегда поднимала философские и нравственно-этические проблемы. И это произведение не исключение.У русского писателя есть замечание о том, что…Известный русский (древнегреческий, зарубежный, современный) писатель сказал: …Русские пословицы и поговорки выражают немалый опыт народа. Одна из них гласит: … Как с этим не согласиться.

Как начать сочинение? 1. Вопросно-ответное единство.Например: Что такое красота?

№ слайда 25

Как начать сочинение? 1. Вопросно-ответное единство.Например: Что такое красота? Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского.

Как начать сочинение? 2. Цепочка вопросительных предложений.Например: Что такое

№ слайда 26

Как начать сочинение? 2. Цепочка вопросительных предложений.Например: Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.

Как начать сочинение? 3. Назывное предложение.Марина Цветаева. Это имя дорого ка

№ слайда 27

Как начать сочинение? 3. Назывное предложение.Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед Евгений Борисович Тагер – один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.

Как начать сочинение? 4. Риторический вопрос.Например: Кто же из нас не слышал о

№ слайда 28

Как начать сочинение? 5. Цитата в качестве зачина.Например: «“…Люди научились ле

№ слайда 29

Использованные источники http://rodina-sh.narod2.ru/gotovimsya_k_ege_/http://rus

№ слайда 30

Читайте также: