Проблема овладения тайнами языка сочинение

Обновлено: 05.07.2024

исходный текст к сочинению-рассуждению

(1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок. (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова? (3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи. (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.
(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу.
(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!
(11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли. (14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать. (16)Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому.
(17)Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина всё лежит, лежит и тратится только по капельке. (20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.
(22)У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу. (23)Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.
(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.
(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.

*Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе.

Описание материала. Вашему вниманию предлагается конспект урока русского языка для учащихся 11 класса. Данный материал будет интересным и для учителей, работающих в старшей школе, и для учеников, готовящихся к ЕГЭ. Материал урока раскрывает структуру написания сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ, дает пошаговую инструкцию ученикам при выполнении этой работы.

Цель урока – 1. продолжить работу по формированию навыка написания сочинения в формате С1.
2. приобщить учащихся к тайнам языка, показать красоту и богатство исконно русских слов.

Задачи урока: 1. научить ребят работать с текстом (выделять ключевые слова) при написании сочинения С1. 2. формировать навык семантического анализа слова 3. воспитывать любовь к родному языку.

На уроке использованы технология проблемного обучения, прием – маркировка текста, методика развития речи учащихся.

Вы знаете, что вся ваша работа имеет одну цель – подготовиться к написанию части С на ЕГЭ. Текст, который я предложу вам для обсуждения, содержит ряд проблем о современном состоянии нашего языка и поэтому является прекрасным материалом для составления сочинения-рассуждения.

Итак, цель нашего урока - продолжить работу по формированию навыка написания сочинения в формате С1. И в процессе работы приобщиться к тайнам языка, постараться увидеть красоту и богатство исконно русских слов. Хочу напомнить вам приемы работы с текстом: чтение текста, беседа по прочитанному, маркировка текста, поиск ключевых слов.

2. Основная часть урока.

Порассуждать о красоте родного языка приглашает нас с вами К. Г. Паустовский. Перед вами текст для написания части С1 ЕГЭ. Давайте прочитаем его и попробуем выяснить, о чем пишет Паустовский, на что обращает наше с вами внимание. Я читаю текст вслух, потом ребята читают его про себя.

-О чем текст? – запишите ответ в своих тетрадях. (О красоте родного языка, о тайнах родного языка, о великих открытиях П., об умении писателя видеть в обычном, так привычном нам, новое необычное, неоткрытое)

- Определите стиль речи данного текста. (публицистический)

- Прочитайте текст еще раз, возьмите карандаш, промаркируйте слова, которые являются ключевыми в каждом абзаце.

- На основе сказанного выше (о чем текст, то есть теме текста), на основе подчеркнутых вами ключевых слов, подумайте, что хотел до нести до нас писатель? Каково его видение проблемы? В каком предложении это отражено? Действительно, предложение №17 содержит мнение автора по данной проблеме. Давайте прочитаем и запишем ее.

Итак, ПОЗИЦИЯ АВТОРА: Писатель должен уметь пользоваться богатством русской лексики, чтобы и читатель смог постичь тайны языка.

Опираясь на тему текста, ключевые слова и выделенную позицию автора, давайте с вами попытаемся определить проблему данного текста.

Вы помните, что проблема текста шире позиции автора – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Давайте вместе обозначим проблему или проблемы текста.

Не забывайте, что проблема формулируется или в виде вопроса или в сочетании ПРОБЛЕМА ЧЕГО?

ПРОБЛЕМЫ: овладения тайнами языка; воздействия писательского слова на читателя.

Перечитаем текст еще раз. Обратите еще раз свое внимание на ключевые слова-маркеры. Давайте их прокомментируем. Почему именно это слово вам показалось важным?

Ребята называют слово/слова и комментируют по отношению к записанной проблеме.

Выписывают слова в тетрадь.

Подумайте и запишите, какие чувства испытывал автор в процессе написания этого текста, на что он хотел обратить внимание читателя.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ И КЛИШЕ:

Автор обращает наше внимание…

Автор заставляет читателя задуматься…

В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

Автор искренне восхищен…

Запишите знакомые вам фразы-клише, отражающие авторское отношение к исследуемой нами проблеме.

Самый сложный для учеников раздел написания части С1 – подбор аргументов. Мы с вами говорили, что аргументы должны зеркально отражать то, о чем пишет автор. В качестве примера для аргумента можно использовать высказывания великих писателей о языке.

Я же сегодня предлагаю вам окунуться в тайны языка, совместно в группах провести маленькую исследовательскую работу – проанализировать предложенные предложения, дать толкования слов, сделать для себя открытия, обогатить свой жизненный и читательский опыт.

Объединитесь между собой по 4 человека. Каждая группа получит карточку и задание.

Проанализируйте предложения, дайте толкование указанному слову, для этого

1. определите его ЛЗ;

2. подберите однокоренные слова. Выделите в них корень, определите значение корня.

3. подберите близкие слова этому слову, подумайте над их значением.

4. подберите синонимы

Подумайте и запишите, изменилось ли значение слова? Как? Почему?

СЛОВО: ГОСТЬ

«Пристают к заставе гости,

«Ой, вы, гости-господа,

«Чем вы, гости, торг ведете

ГОСТЬ м. посетитель, человек пришедший по зову или незваный, навестить другого, ради пира, досуга, беседы.

ГОСТЬ. Общеслав. Родственно нем. Gast "гость", лат. hostis "чужеземец, враг" и др. Некоторые ученые считают суф. производным (суф. -t-) от индоевроп. *hos "поедать" (ср. др.-инд.ghasati). В таком случае гость буквально — "тот, кто ест, когда его в знак гостеприимства потчует хозяин".

Проанализируйте предложения, дайте толкование указанному слову, для этого

1.определите его ЛЗ;

2.подберите однокоренные слова. Выделите в них корень, определите значение корня.

3. подберите близкие слова этому слову, подумайте над их значением.

4. подберите синонимы

Подумайте и запишите, изменилось ли значение слова? Как? Почему?

СЛОВО: ГНЕВ

Ответ:
ГНЕВ, бешенство, досада, исступление, запальчивость, злоба, злость, негодование, недовольство, немилость, неудовольствие, нерасположение, несочувствие, озлобление, опала, остервенение, раздражение, свирепость, ярость.

ГНЕВ. Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и гнить. Развитие значения шло таким образом: "гниение", "гниль", "гной", "яд", "злоба", "гнев".

Проанализируйте предложения, дайте толкование указанному слову, для этого

1.определите его ЛЗ;

2.подберите однокоренные слова. Выделите в них корень, определите значение корня.

3.подберите близкие слова этому слову, подумайте над их значением.

Подумайте и запишите, изменилось ли значение слова? Как? Почему?

СЛОВО: Вежливый

Вежливый. Прил. Соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный.

ВЕЖЛИВЫЙ. Др.-рус. суф. производное от вежа "знаток" Первоначально — "знающий", опытный".

Скажите, ваши исследования совпадают с тем, о чем пишет Паустовский в своем тексте? Значит, данные примеры и ваши рассуждения можно использовать в качестве аргументов к данному тексту.

Итак, перед вами на доске представлена структура сочинения – рассуждения, этимология рассматриваемых слов. Оформите свои рассуждения в виде сочинения, обозначив проблему текста, дайте ее комментарий, укажите позицию автора, подберите аргументы.

Домашнее задание: завершить написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту
К. Г. Паустовского.

Скоро предстоит пройти ЕГЭ по русскому языку. Самая тяжелая часть экзамена – часть С. В моей статье я попыталась собрать подходящий материал, который поможет в подготовке к написанию июньского сочинения. Упростить написание сочинения позволяет универсальный план, на который можно опираться, прорабатывая практически любую из возможных тем ЕГЭ 2020 по русскому языку.

План сочинения

Объём сочинения – не менее 150 слов. Самый оптимальный вариант – 300 слов.

Как правило, больше всего проблем у выпускников возникает при выборе примеров, а также написании к ним комментариев и пояснений. Учителя акцентируют внимание на таких моментах:

1. Примеров должно быть два.

2.Они должны быть связаны между собой.

3.К каждому примеру необходимо добавить пояснение

о сути, примеры и пояснения являются плавным переходом от формулировки проблемы к обсуждению позиции автора, поэтому они не должны быть вырваны из контекста. Также смотрите онлайн урок, посвященный написанию комментариев

Круг проблем

В 2020 году 27-е задание ЕГЭ может поднимать самые разнообразные проблемы, от солдатской судьбы до засорения русского языка. На самом деле круг возможных тематик неимоверно широк, что не позволяет заранее подготовиться к сочинению на все 100%. Тем не менее, следуя рекомендациям опытных педагогов, можно проработать основные направления, подобрать клише и произведения, на которые можно опираться, раскрывая ту или иную тему, что максимально упростит выполнение 17-го задания на ЕГЭ.

Какие проблемы могут быть в текстах на ЕГЭ по русскому языку?

Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в природных явлениях; можно ли постичь природу с помощью языка).

Проблема отсутствия опыта общения с природой (каждому человеку необходимо непосредственное общение с природой).

Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность человека, его поведение – реальная угроза нашей планете).

Проблема охраны природы (то, что создано природой, — величайшее чудо).

Проблема познания природы (природа прекрасна, но мы не замечаем этого).

Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (нельзя по-варварски относиться к природе).

Проблема воздействия писательского слова на читателя (писатель должен хорошо знать то, о чём пишет).

Проблема недостаточной изученности и освоенности просторов нашей страны (путешествовать по неизведанным местам – увлекательное занятие).

Проблема неумения восхищаться красотой нетронутых и необжитых мест (понимание дикой, нетронутой красоты возможно лишь в моменты полного слияния с природой).

Проблема усталости русского языка от социальных потрясений (мы плохо представляем, что такое народ и чем он живёт).

Проблема изменения языка и причины этого (язык не может не изменяться, но это должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации; в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения; Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе).

Проблема порчи и оскудения русского языка (состояние нашего современного языка вызывает тревогу).

Проблема засорения русского языка ненормативной лексикой (язык надо оберегать от засорения ненормативной лексики: жаргонизмы, вульгаризмы и т.д.).

Проблема сохранения чистоты нашей речи (прививать бережное отношение к языку).

Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке).

Проблема связи языка с историей культуры, с историей страны.

Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя – научить родному языку).

Проблема отсутствия идеологии.

Проблема исторической памяти (русский народ способен на великие подвиги).

Проблема исторической памяти (как сохранить память о защитниках Вов, погибших во время Вов).

Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать, как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь трагизм и драматизм войны).

Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).

Проблема мироощущения солдата на войне (люди остро ощущают грань между миром и войной: происходит переоценка ценностей: истинная ценность – мир, и это укрепляет мужество, волю к победе).

Проблема мужества и стойкости солдата на войне (мужество и стойкость проявлялись в силе духа людей).

Клише

Хотя использовать на ЕГЭ 2020 по русскому языку готовые сочинение не рекомендуется, можно брать за основу так называемые клише (шаблонные фразы). Нанизывая их, как бусины на нить и разбавляя фразами с учетом особенности предложенной в задании темы, можно получить красивое и грамотно написанное сочинение, отвечающее основным требованиям. Стоит учесть, что для каждого блока существуют свои клише,

1. Проблема, поставленная автором текста

Вопрос, над которым размышляет автор.

2. Комментарий к проблеме.

Два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

ВАЖНО: комментарий — не пересказ

На каком материале он раскрывает своё видение этой проблемы. (На каких примерах автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями иллюстрирует проблему? На чьи мнения ссылается?)

Первый пример + пояснение к примеру

Второй пример + пояснение к примеру

Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка)

1) Примеры – иллюстрации:

  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор обращает внимание читателя на …
  • Не случайно автор изображает (кого, что?)…
  • Поступок героя свидетельствует о том, что…
  • В качестве примера автор рассматривает…

2) Пояснение к примерам:

  • Писатель убеждает читателя в том, что…
  • Этот пример показывает, что…
  • Этот пример убедительно доказывает, что…
  • Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…
  • Автор неслучайно обращает внимание на…
  • Эти события(факты, примеры) помогают понять…
  • АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

3) Связь между примерами:

  • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
  • Для сравнения автор обращается к …
  • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….
  • Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
  • Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…
  • Объясняя причину поступка героя, автор приводит….

3. Авторская позиция

Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста

4. Моё отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование

Мой ответ на этот вопрос + обоснование (опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к собственному читательскому опыту, а так же зрительский опыт)

1) Отношение к позиции автора по проблеме:

  • Я согласен с мнением автора.
  • Нельзя не согласиться с мнением автора.
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.

2) Обоснование собственной позиции:

  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…
  • Когда-то и я впервые услышал о том, что…
  • Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…
  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…

5. Заключение

Подводим итог сочинения- примерно 2-3 предложения.

Казалось бы, что плохого в тексте, приукрашенном эпитетами и художественными оборотами. Оказывается, некоторые фразы, которые являются некорректными с точки зрения русского языка, а потому их стоит избегать в сочинениях, особенно когда это выпускная экзаменационная работа. Предлагаю ознакомиться со списком таких стоп-слов и фраз, а также при случае проверить, не грешат ли такими оборотами готовые сочинения, предлагаемые в сети для подготовки к ЕГЭ 2020 по русскому языку

Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе

(плод коллективного творчества многих учителей)

автор в своём тексте (Автор в тексте ничего не делает! Его там вообще нет.)

автор пытается (Это вы пытаетесь, а не автор — текст его уже готов. Ну и см. выше.)

автор этим хотел сказать (Всё, что автор хотел сказать, он сказал. А мы можем говорить только о том, что мы поняли, так что если в тексте нет прямых признаний автора (я, А.С. Пушкин, сим хочу сказать то-то и то-то), то у нас нет оснований считать, будто мы знаем, что хотел сказать автор. Кроме того, что он хотел сказать и что он сказал — далеко не всегда одно и то же.)

автору удалось передать, писатель хорошо изобразил, автор очень точно описал (Кто мы такие, чтобы покровительственно похлопывать автора по плечу? Мол, удалось, молодец, справился, хорошо, пиши ещё! Тем более что (если только речь не о том, что нам самим хорошо знакомо) мы не видели того, что писатель изобразил или передал: так откуда нам знать, удалось или не удалось, хорошо или дурно, точно или с ошибками?)

актуально (Да, что-то бывает и актуально, но обычно не стоит искать в текстах, созданных в прошлом и тем более позапрошлом веке, сегодняшние проблемы.)

гениальный автор; в великолепном романе и т.п. (Не стоит расхваливать автора и произведение, так как обычно это не имеет отношения к теме сочинения; так что если вы назовёте Пушкина гениальным, или Лермонтова непревзойдённым, или тот или иной роман великолепным, оценка выше не станет.)

ещё одним примером может служить (Так пишут те, кто не потрудился логически связать отдельные этапы своего рассуждения.)

использует… для (Автор ничего не использует! Он создал текст, а уж в этом тексте чего только нет. Но считать, будто писатель или поэт пишет произведение, пользуясь, скажем, эпитетами или используя метафоры, да ещё для чего-то там — это значит приравнивать литератора, например, к сантехнику, который для скрепления труб использует хомут.)

могу сделать вывод (Можете — делайте, и не надо об этом так гордо сообщать.)

наш герой (Он НЕ ВАШ герой! Он герой произведения, написанного НЕ ВАМИ.)

начинать (Распространённая ошибка: персонажи вечно что-нибудь начинают, но почему- то не продолжают и не заканчивают, например: Германн начинает выигрывать хорошие суммы.)

относится с… (Обычно это ненужное утяжеление конструкции: Автор относится к герою с симпатией автор симпатизирует герою; Онегин относится к Татьяне с жалостью Онегин жалеет Татьяну.)

присутствует (Это ученик в классе присутствует, а в произведении никто и ничто не присутствует.)

также, ещё, потому что, поэтому в начале предложений (Как говорил Остап Бендер,

хотелось бы сказать (Хотелось — говорите.)

художник нам показывает (НАМ художник (писатель, поэт и пр.) ничего не показывает.

Он вообще не показывает.)

это где, это когда (Просто безграмотно, даже объяснять нечего.)

Михаил пишет о том, что…; в стихотворении Александра… — Принято называть имя и отчество автора и фамилию или уж только фамилию, но не просто имя.

А. Болконский, Г. Печорин… — Сокращать имена персонажей до инициалов не принято.

Петя Безухов, Соня Фамусова… — Уменьшительную форму имени персонажа имеет смысл употреблять в том случае, если в произведении в основном встречается именно эта форма.

Секрет успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому прост – это умение вести рассуждение, хорошая база аргументов с опорой на произведения и грамотная письменная речь, которая вырабатывается с годами тренировок

Также рекомендуем посмотреть видео, в которых преподаватели подробно разбирают все основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при написании сочинения:

Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в природных явлениях; можно ли постичь природу с помощью языка).


Проблема отсутствия опыта общения с природой (каждому человеку необходимо непосредственное общение с природой).


Проблема взаимоотношения человека и природы (человек разрушает дом, в котором живёт; человечество – "болезнь" планеты).


Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность человека, его поведение – реальная угроза нашей планете).


Проблема охраны природы (то, что создано природой, - величайшее чудо).


Проблема познания природы (природа прекрасна, но мы не замечаем этого).


Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (нельзя по-варварски относиться к природе).


Проблема воздействия писательского слова на читателя (писатель должен хорошо знать то, о чём пишет).


Проблема недостаточной изученности и освоенности просторов нашей страны (путешествовать по неизведанным местам – увлекательное занятие).


Проблема неумения восхищаться красотой нетронутых и необжитых мест (понимание дикой, нетронутой красоты возможно лишь в моменты полного слияния с природой).


Проблема усталости русского языка от социальных потрясений (мы плохо представляем, что такое народ и чем он живёт).


Проблема изменения языка и причины этого (язык не может не изменяться, но это должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации; в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения; Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе).


Проблема порчи и оскудения русского языка (состояние нашего современного языка вызывает тревогу).


Проблема засорения русского языка ненормативной лексикой (язык надо оберегать от засорения ненормативной лексики: жаргонизмы, вульгаризмы и т.д.).


Проблема развития и сохранения русского языка ("слепое" использование заимствований приводит к искажению алфавита, разрушению слов, утрате культурных традиций).


Проблема канцелярита (канцелярит – опасная болезнь нашей речи; штампы угнетают "ядро" языка).


Проблема сохранения чистоты нашей речи (прививать бережное отношение к языку).


Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке).


Проблема связи языка с историей культуры, с историей страны.


Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя – научить родному языку).


Проблема отсутствия идеологии.


Проблема исторической памяти (русский народ способен на великие подвиги).


Проблема исторической памяти (как сохранить память о защитниках Вов, погибших во время Вов).


Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать, как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь трагизм и драматизм войны).


Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).


Проблема мироощущения солдата на войне (люди остро ощущают грань между миром и войной: происходит переоценка ценностей: истинная ценность – мир, и это укрепляет мужество, волю к победе).


Проблема мужества и стойкости солдата на войне (мужество и стойкость проявлялись в силе духа людей).


Проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие; что значит "жить духовной жизнью" в современную нам эпоху).


Проблема истинного содержания духовности (не путать с другими понятиями: интеллигентностью, воспитанностью, образованностью – нет, это – сила духа стремление к добру правде красоте).


Проблема духовности в искусстве (искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений).


Проблема нравственного возрождения человека (любовь даёт человеку новую жизнь).


Проблема искупления греха (чтобы искупить грех, человек должен нравственно очиститься, пройдя через страдание).


Проблема доброты (что значит быть добрым человеком).


Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие "культурный человек").


Проблема верности принципам.


Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека: например, как ведут себя люди в очереди, в транспорте и т.д.).


Проблема совести (что такое совесть).


Проблема чинопочитания и угодливости (пренебрежение к людям более низкого достатка и служебного положения).


Проблема дружбы (как найти друзей: для этого нужно созреть, самому уметь дружить – тогда и появятся друзья).


Проблема дружбы и насмешки (совмещать умение дружить и видеть недостатки друга, не высмеивать!).


Проблема чувства собственного достоинства (совместимы ли чувство собственного достоинства и самоуничижение).


Проблема свободы (и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, одинаково несвободны).


Проблема чести (понятие чести – это умение защищать свои жизненные ценности, ценности своей семьи, своих близких, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать, подличать).


Проблема подвига (подвиги совершали во все времена; подвиг можно совершить в любой обстановке и при любых занятиях; победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и пороками – это тоже подвиг).


Проблема сохранения лучших качеств души в драматических обстоятельствах (что помогает человеку сохранить цельность своей души, остаться человеком в самых сложных обстоятельствах: верность призванию, любовь к людям, великие классические произведения).


Проблема сложности человеческой жизни (можно ли прожить жизнь без ошибок; чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок, это неизбежно).


Проблема воспитания культуры (воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков, избавляет от пороков).


Проблема ответственности человека за свои поступки (человек ответствен за всё происходящее с ним, за все последствия своих поступков).


Проблема завышенной оценки своих возможностей (это может привести человека к крушению его планов и неблагоприятно повлиять на судьбы других людей).


Проблема наследственности и воспитания (наследственность определяет лишь задатки, склонности человека, но только сам человек может развить то, что дано природой).


Проблема роли детства в жизни человека (детство – "сердцевина" человеческой жизни, где проявляется суть человека).


Проблема изучения иностранных языков (зачем люди изучают иностранные языки; что даёт знание большого количества языков).


Проблема способностей человека (почему одни люди в состоянии изучить 2-3 языка (а то и более) иностранных языка, а другим и один оказывается не под силу; изучение иностранных языков является средством приобщения к ценностям других народов, познания их культуры).


Проблема места матери в жизни человека (какое место занимает мать; меняется ли это место в течение жизни человека).


Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям (жертвенность материнского чувства естественна; очень часто мы бываем невнимательны к матерям; мы должны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти).


Проблема материнства (в чём суть материнства).


Проблема патриотизма (что такое патриотизм).


Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе (почему родители молодых людей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии; почему призывники изыскивают способы "откосить" от воинской службы; в чём причина утраты патриотического сознания в российском обществе).


Проблема роли книги в истории человечества/ в жизни человека.


Проблема роли чтения в жизни человека (что значит уметь читать; в чём смысл чтения).


Проблема подвижничества русских писателей (книги о добре и зле создавались писателями, чья жизнь является примером служения людям).


Проблема отношения к книгам: все ли книги надо читать и перечитывать.


Проблема приобщения людей к чтению (какие книги развивают любовь к чтению).


Проблема выбора книги для чтения (трудно ли выбрать книгу; как отличить хорошую, "живую" книгу от "литературного попкорна").


Проблема осознания современными молодыми людьми высокой духовной ценности книги (книга всегда была и будет источником познания мира, средством совершенствования внутреннего мира человека).


Проблема человеческого страха (если осудят невиновного, то тем самым увековечат несправедливость).


Проблема роли страха в жизни человека (страх сопровождает человека с детства; человек, лишённый страха, был бы страшен).


Проблема природы страха (у страха есть своя иерархия; страху подвержен весь животный мир; страх и любовь всегда вместе).


Проблема возвышения человека над страхом (человек может обрести бесстрашие во имя принципов, важных для людей).


Проблема случайности и закономерности в жизни человека, его судьбе (обычный случай может изменить судьбу, но все случайности закономерны).


Проблема воздействия шума на человека (шум, порождаемый человеком, мешает ему жить, оглушает его).


Проблема культуры народа (культура народа – это сумма этических и эстетических ценностей; подлинную культуру может создать только творец, тот, кто создаёт гармонию и красоту, способствует миру в жизни).


Проблема сохранения культуры (кем и почему уничтожается культура; высокую культуру уничтожают "цивилизованные вандалы" - люди, видящие в культуре лишь предмет зависти).


Проблема сохранения культурного наследия (общество должно бережно относиться к памятникам прошлого, заботиться о том, чтобы эти памятники были сохранены).


Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека (важно сохранить гармонию городского природного ландшафта и архитектуры, именно это вызывает в человеке чувство прекрасного, желание сохранить красоту).


Проблема соответствия природы народу, который живёт на той или иной территории (пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте).


Проблема коммерциализации культуры (обилие дешёвых рекламных трюков для привлечения внимания потенциальных потребителей – свидетельство упадка общей культуры).


Проблема национального менталитета (важнейший ориентир в воспитании – органичное соответствие поведения человека нормам национальной культуры; жажда обогащения и власти никогда не поощрялась русскими).


Проблема национального характера русских (в нашем национальном характере "скрещиваются" противоположные черты, русские склонны к крайностям во всём; несчастье русских – в их легковерии).


Проблема влияния фамилии на отношение к человеку (очень часто фамилия, как одежда, определяет отношение к человеку, который её носит, и должно пройти определённое время, чтобы это отношение изменилось).


Проблема отношения человека к своей фамилии (человек нередко воспринимает свою фамилию как источник бесконечных неприятностей; недоброжелатели могут превратить фамилию в "оружие" против этого человека).


Проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека).


Проблема тоски по родине (какое чувство испытывает человек, оказавшись вдали от родины; что помогает человеку пережить тоску).


Проблема чувства родины (человек всё готов отдать за родину!).


Проблема гуманизма в культуре (должна ли культура быть гуманистической; негуманистической культуры не должно существовать; подлинную культуру надо отличать от псевдокультуры).


Проблема мастерства: в чём его секрет (великое творение не обязательно должно иметь большие размеры; творящему человеку, кроме замысла, ещё и смелость нужна).


Проблема истинности литературного таланта (одна из главных причин появления литературного произведения – потребность что-то сказать людям).


Проблема талантливого человека (каждый человек от рождения наделён каким-либо талантом; талант необходим в любой профессии; талант – дар природы, его нужно развивать).


Проблема творчества и денег (можно творить ради денег).


Проблема уничтожения человечества (человечеству угрожает три опасности – ядерная, экологическая и разрушение культуры; разрушение культуры, т.е. нарушение духовно-поведенческого аппарата, привело к первым двум; мы живём в мире парадоксов).


Проблема обучения в школе (чему надо учить; в школе учащихся лишают возможности совершенствовать речь, мыслить).


Проблема образования (нужно ли человеку получать образование, изучать науки).


Проблема своевременного получения образования (насколько важно получить образование в молодости).


Проблема духовного совершенствования человека (как образование связано с духовным развитием человека).


Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (научная деятельность требует завидного терпения, упорства, смелости; она приносит человеку удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах).


Проблема красоты и её воздействия (не хлебом единым жив человек, есть что-то прекрасное, и оно вечно; красота спасёт мир).


Проблема понимания красоты (как увидеть прекрасное: красоту надо уметь видеть и слышать).


Проблема духовной "глухоты" и "слепоты" человека (постоянная смена пейзажа, состояния природы отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально: нужно уметь видеть и слышать).


Проблема человеческой индивидуальности (человек похож на всех остальных и то же время он индивидуален).


Проблема выбора (всегда есть выбор в жизни: поступить по совести или вопреки ей).


Проблема человеческого счастья: в чём его секрет (секрет счастья в умении видеть окружающий нас мир и не забывать о мире внутреннем).


Проблема времени и его быстротечности (нехватка времени).


Проблема использования времени (рациональному использованию времени могут помочь режим дня и его соблюдение).


Проблема нестабильности нашей современной жизни (как сделать нашу жизнь стабильной и предсказуемой).


Проблема познания и его роли в существовании человечества (стремление к познанию заложено в человеке, и оно сильнее любых страхов; познание доставляет человеку удовлетворение; познание происходит через творчество).


Проблема массовой культуры (из человека можно сделать и человека, и зверя; массовая культура имеет право на сосуществование с классикой).


Проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства).


Проблема роли искусства в жизни человека (произведение искусства заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию).


Проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека


( всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека).


Проблема интереса людей к различным передачам (наибольший интерес - развлекательные программы).


Проблема драматической судьбы неординарной личности (умная, искренняя личность в эпоху застоя обречена на непонимание, забвение).


Проблема взросления (не в росте дело, а в ответственности за свои поступки).


Проблема взаимоотношений человека и природы (должен ли человек сохранить природу, беречь её)


Проблема взаимоотношений близких людей (отношения между родными)


Проблема благодарности (умение благодарить людей)


Проблема доверительного отношения к человеку (стоит ли слушать чужое мнение, надо самому научиться доверять людям, оценивая их поступки)

Читайте также: