Проблема опасности духовных калек людей с искаженным восприятием жизненных ценностей сочинение

Обновлено: 04.07.2024

О нравственных калеках

Наличие в нашем обществе духовных калек - вот проблема, над которой размышляет А.Н. Кузнецов.

Нравственный вопрос, рассматриваемый автором, относится к категории вечных. Сколько существует человечество, столько и спорят люди по проблеме существования в обществе людей, которые не ценят такие человеческие качества, как честь, совесть, благородство. Эта проблема очень актуальна и в наши дни.

Нравственной калекой я считаю дезертира Андрея Попова, десять лет скрывавшегося от правосудия. Я не говорю о его безнравственности по отношению к командиру воинской части и однополчанам, по отношению к директору каспийского кирпичного завода, где он якобы был в рабстве. Я говорю о его бездушии по отношении к матери! Десять лет она считала его погибшим! Сколько слез пролила…

Среди людей существуют “духовные калеки” – вот проблема, над которой размышляет А. Н. Кузнецов.

Автор, используя яркую фразу Ф. И. Тютчева, образно сравнивает людей, “духовных калек”, с безгласными рыбами, с животными, которые не могут слышать. Для них человеческая история предстает бесконечной цепью подлостей и интриг, могильная плита или памятник – всего лишь камень. А. Н. Кузнецов утверждает, что “духовные калеки”, живущие в своем мирке,- это одно. А вот когда они, не испытывая любви к Родине, не зная, что такое героизм,

начинают других учить патриотизму,- это подобно тому, как “если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме, вечной, подводной”.

Автор считает, что “духовные калеки”, встречающиеся среди нас, не имеют права прикасаться к историческим памятникам, воспитывать детей, говорить о любви к Родине и героизме, чести и патриотизме. Невозможно не согласиться с мнением А. Н. Кузнецова. Убедиться в принадлежности человека к “духовным калекам”, на мой взгляд, можно, проследив его отношение к прошлому Родины. Разве кто-нибудь посмеет отнести к ” духовным калекам”Д.

Лихачева?!Его исследования родного языка и литературы, защита Невского проспекта Санкт-Петербурга от неумной реставрации – все говорит о том, что это настоящий патриот Отчизны. В статье “Любовь, уважение, знание” академик повествует о “деяниях” безнравственных варваров, совершивших в1932 году на Бородинском поле “невиданное поругание народной святыни” – взрыв чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону, воздвигнутому в знак признательности всего русского народа брату-грузину, мужественно сражавшемуся за независимость России. ” У кого поднялась рука?”- спрашивает Д. С. Лихачев. Несомненно, у “духовных калек”, которые не знают и не чтят историю своей страны!

В произведении “Черные доски” В. Солоухин рассказывает нам о таких же “безмолвных рыбах”, не людях, не патриотах, допустивших разграблении церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в макулатуру, о “сколачивании ящиков для картошки” из старинных икон. В селе Ставрово, говорит автор, в одной из церквей, устроили столярную мастерскую, а в другой расположили машинно-тракторную станцию. И в тот и в другой храм заезжали гусеничные тракторы, грузовики, закатывались бочки с горючим.

Однако, как замечает В. Солоухин, не может “коровник, паровоз, подъемный кран и дорожный каток” заменить “Покров на Нерли, Московский Кремль”, не может дом отдыха располагаться в здании монастыря “Оптина пустынь”, близ которого могилы старцев, родственников А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого. Не может этого допустить нормальный человек, а для людей-животных, души которых заполнены ” пустотой мертвого безмолвия”, все это возможно. Таким образом, можно сделать вывод, что “духовные калеки” существуют в обществе, но необходимо сделать все, чтобы подобные люди не могли решать судьбу исторических памятников, воспитывать юных патриотов, защищать Родину!

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке показана работа с текстом, связь с жизненным материалом.

Тип урока: комбинированный с использованием личностно ориентированной технологии.

Вид урока: урок-исследование.

Форма деятельности на уроке: работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: ПК, презентация, раздаточный материал (тексты, памятки, листы учёта знаний, умений и навыков).

Программа: для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой

Учебник: Власенков. А.И., Л.М.Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений.

Используемая технология: технология проблемного обучения.

Обучающие цели урока: закрепить навыки вычленения основной проблемы текста, её комментирование и умение оценивать эти композиционные части сочинения в соответствии с критериями К1 и К2; дать представление о месте и роли позиции автора в структуре сочинения ЕГЭ; сформировать умение определять и формулировать позицию автора исходного текста и оценивать эту композиционную часть сочинения ЕГЭ в соответствии с критерием К3; углубить знания о публицистическом стиле речи.

Развивающая цель: развитие навыков самостоятельной работы, сопоставления, умения, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Воспитывающая цель: способствовать развитию умений и навыков работы с текстом; формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету; создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив).
Ход урока

Деятельность учителя и учащихся

Учитель: на фотографии вы видите учителя, которая в минуту смертельной опасности не оставила своих учеников, детей, а вернулась к ним, чтобы спасти их, и погибла вместе с ними.

А сколько за экраном этой великой трагедии осталось взрослых безответственных людей, которые не хотели думать о последствиях, связанных с не приспособленным для культурно-развлекательного центра зданием. Людей, которые знали о неисправной пожарной сигнализации и о том, что нет огнетушителей, но не исправляли ошибок. Людей, которые всё пустили на самотёк.

В современном обществе много проблем. Какие, на ваш взгляд, наиболее острые?

- повышенной значимости денег

- доминирования материальных ценностей над духовными

Можно сказать, что все эти проблемы вытекают из одной? Общей?

Ученики: -Да. Это проблема падения нравственности

слайд №1 фотография учителя г. Кемерово

Как вы догадались, сегодня мы поговорим о проблемах современного общества и об авторской позиции.

Проблема в тексте и авторская позиция – это композиционные составляющие сочинения ЕГЭ по русскому языку.

- Что такое проблема?

- Как её определить?

- Проблема – это основной вопрос, который ставит автор в тексте.

- всё рассуждение в тексте связано с какой-либо проблемой.

Учитель: Всё правильно. Давайте обратимся к тексту Ан­дрея Ни­ко­ла­е­вича Куз­не­цова (1920-1998 гг.) — пи­са­теля, участ­ника Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

(б) Од­на­ж­ды в одной из сто­лич­ных газет, из­вест­ной своим об­ли­чи­тель­ным па­фо­сом, мне по­па­лась ста­тья, в ко­то­рой автор утвер­ждал, что пат­ри­о­тизм свой­ствен лишь на­ту­рам серым, при­ми­тив­ным, не­до­ста­точ­но раз­ви­тым, в ко­то­рых ин­ди­ви­ду­аль­ное чув­ство ещё не вы­зре­ло в пол­ной мере. (7)3атем автор, до­ка­зы­вая тезис о том, что ге­ро­и­че­ская са­мо­от­вер­жен­ность по­рож­де­на не бла­го­род­ством, как это при­ня­то ду­мать, а не­раз­ви­то­стью лич­ност­но­го на­ча­ла, при­во­дит вы­держ­ки из про­щаль­но­го пись­ма Улья­ны Гро­мо­вой.

(12)Автор ста­тьи на­хо­дит в этом ко­рот­ком по­сла­нии пунк­ту­а­ци­он­ные и ор­фо­гра­фи­че­ские ошиб­ки: вот тут об­ра­ще­ние не вы­де­ле­но за­пя­ты­ми, тут не­пра­виль­ная буква в па­деж­ном окон­ча­нии имени су­ще­стви­тель­но­го. (13)От­сю­да вывод: де­вуш­ка — ти­пич­ная тро­еч­ни­ца, серая по­сред­ствен­ность, она пока ещё не осо­зна­ла бес­цен­но­сти че­ло­ве­че­ской жизни, а по­то­му легко, без со­жа­ле­ний пошла на смерть.

(14)Когда люди са­дят­ся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда при­ка­са­ешь­ся к вы­со­ко­му и свя­щен­но­му, надо пре­жде всего от­мыть душу от жи­тей­ско­го, су­ет­но­го, пыль­но­го, мел­ко­го. (16)Же­сто­кие и бес­по­щад­ные враги на­па­ли на нашу ро­ди­ну, и ком­со­моль­цы, почти дети, стали с ними сра­жать­ся. (17)Это на­зы­ва­ет­ся по­дви­гом! (18)По­двиг, ко­то­рый рождён вы­со­ким со­зна­ни­ем своей от­вет­ствен­но­сти перед стра­ной, по­то­му что врага можно по­бе­дить толь­ко так: жерт­вуя своей жиз­нью. А если врага не видно, а только опасность для других и право выбора: спасти себя или, не задумываясь, броситься на помощь другому, возможно, жертвуя своей жизнью?

Учитель: Какие проблемы вы обнаружили в этом тексте?

1. Про­бле­ма пат­ри­о­тиз­ма.

3. Проблема активной жизненной позиции, неравнодушия.

-А где самые важные мысли в тексте по этой проблеме? Что утверждает автор?

Учащиеся цитируют фрагменты из предложений № 3,5,6,13,20

Вот это и есть авторская позиция. Она в публицистическом тексте всегда активна, заметна, а порой воинственна. Обнаружить её несложно, но как представить в своём сочинении?

Давайте посмотрим на слайд.

Напишите авторскую позицию А.Н.Кузнецова, при затруднении используйте данные клише.

По­зи­ция ав­то­ра:

1. Ро­ди­на - самое до­ро­гое, что есть у че­ло­ве­ка, за Ро­ди­ну го­то­вы были со­всем юные ком­со­моль­цы-мо­ло­до­гвар­дей­цы, пре­воз­мо­гая себя, сра­жать­ся с вра­гом, го­то­вы уме­реть. Оце­нить их по­двиг может толь­ко че­ло­век, сам ощу­ща­ю­щий себя пат­ри­о­том.

3. Активная жизненная позиция человека просматривается в его неравнодушии к людям, в желании и умении прийти на помощь в трудных жизненных ситуациях и в ответственности за свои поступки.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

мы видим некоего богатого человека, цель жизни которого такая же, как и у многих людей: заработать капитал, жениться, завести детей и умереть в почтенном возрасте. Его существование монотонно, без эмоциональных всплесков, без сомнений и душевных терзаний. Смерть настигает его неожиданно, но она, как лакмусовая бумажка, проявляет всю ценность жизни Господина. Символично то, что если в начале своего морского путешествия герой едет первым классом в роскошных каютах, то назад он, всеми забытый, плывет в грязном трюме, рядом с моллюсками и креветками. Бунин таким образом как бы приравнивает ценность этого человека к существам, всю свою жизнь только и занимающимся что поеданием планктона. Таким образом, по Бунину, судьба Господина из Сан-Франциско и ему подобных символизирует собой бессмысленность человеческой жизни, её пустоту. Жизнь, прожитая без душевных потрясений, сомнений, взлётов и падений, прожитая с единственной целью удовлетворить личные интересы и материальные потребности, ничтожна. Скорое забвение – логическое завершение подобной жизни.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

героине Пашуте, доведённой до предела существованием в мрачном городе, неустроенностью в семейной жизни и переменами, обрушившимися на наше государство в конце 80-х годов XX столетия, становится безразличной даже смерть собственной матери. Истоки духовного очерствения героини Распутин видит в утрате исконной связи с родной землёй. Потому что, утрачивая связь с природой, перестав любоваться её красотой и гармонией, перестав благодарить её за щедрость, люди, по мнению автора, оскудевают душой и ожесточаются.

Читайте также: