Проблема опасности духовных калек людей с искаженным восприятием жизненных ценностей сочинение
Обновлено: 04.07.2024
О нравственных калеках
Наличие в нашем обществе духовных калек - вот проблема, над которой размышляет А.Н. Кузнецов.
Нравственный вопрос, рассматриваемый автором, относится к категории вечных. Сколько существует человечество, столько и спорят люди по проблеме существования в обществе людей, которые не ценят такие человеческие качества, как честь, совесть, благородство. Эта проблема очень актуальна и в наши дни.
Нравственной калекой я считаю дезертира Андрея Попова, десять лет скрывавшегося от правосудия. Я не говорю о его безнравственности по отношению к командиру воинской части и однополчанам, по отношению к директору каспийского кирпичного завода, где он якобы был в рабстве. Я говорю о его бездушии по отношении к матери! Десять лет она считала его погибшим! Сколько слез пролила…
Среди людей существуют “духовные калеки” – вот проблема, над которой размышляет А. Н. Кузнецов.
Автор, используя яркую фразу Ф. И. Тютчева, образно сравнивает людей, “духовных калек”, с безгласными рыбами, с животными, которые не могут слышать. Для них человеческая история предстает бесконечной цепью подлостей и интриг, могильная плита или памятник – всего лишь камень. А. Н. Кузнецов утверждает, что “духовные калеки”, живущие в своем мирке,- это одно. А вот когда они, не испытывая любви к Родине, не зная, что такое героизм,
начинают других учить патриотизму,- это подобно тому, как “если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме, вечной, подводной”.
Автор считает, что “духовные калеки”, встречающиеся среди нас, не имеют права прикасаться к историческим памятникам, воспитывать детей, говорить о любви к Родине и героизме, чести и патриотизме. Невозможно не согласиться с мнением А. Н. Кузнецова. Убедиться в принадлежности человека к “духовным калекам”, на мой взгляд, можно, проследив его отношение к прошлому Родины. Разве кто-нибудь посмеет отнести к ” духовным калекам”Д.
Лихачева?!Его исследования родного языка и литературы, защита Невского проспекта Санкт-Петербурга от неумной реставрации – все говорит о том, что это настоящий патриот Отчизны. В статье “Любовь, уважение, знание” академик повествует о “деяниях” безнравственных варваров, совершивших в1932 году на Бородинском поле “невиданное поругание народной святыни” – взрыв чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону, воздвигнутому в знак признательности всего русского народа брату-грузину, мужественно сражавшемуся за независимость России. ” У кого поднялась рука?”- спрашивает Д. С. Лихачев. Несомненно, у “духовных калек”, которые не знают и не чтят историю своей страны!
В произведении “Черные доски” В. Солоухин рассказывает нам о таких же “безмолвных рыбах”, не людях, не патриотах, допустивших разграблении церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в макулатуру, о “сколачивании ящиков для картошки” из старинных икон. В селе Ставрово, говорит автор, в одной из церквей, устроили столярную мастерскую, а в другой расположили машинно-тракторную станцию. И в тот и в другой храм заезжали гусеничные тракторы, грузовики, закатывались бочки с горючим.
Однако, как замечает В. Солоухин, не может “коровник, паровоз, подъемный кран и дорожный каток” заменить “Покров на Нерли, Московский Кремль”, не может дом отдыха располагаться в здании монастыря “Оптина пустынь”, близ которого могилы старцев, родственников А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого. Не может этого допустить нормальный человек, а для людей-животных, души которых заполнены ” пустотой мертвого безмолвия”, все это возможно. Таким образом, можно сделать вывод, что “духовные калеки” существуют в обществе, но необходимо сделать все, чтобы подобные люди не могли решать судьбу исторических памятников, воспитывать юных патриотов, защищать Родину!
На уроке показана работа с текстом, связь с жизненным материалом.
Тип урока: комбинированный с использованием личностно ориентированной технологии.
Вид урока: урок-исследование.
Форма деятельности на уроке: работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: ПК, презентация, раздаточный материал (тексты, памятки, листы учёта знаний, умений и навыков).
Программа: для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой
Учебник: Власенков. А.И., Л.М.Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений.
Используемая технология: технология проблемного обучения.
Обучающие цели урока: закрепить навыки вычленения основной проблемы текста, её комментирование и умение оценивать эти композиционные части сочинения в соответствии с критериями К1 и К2; дать представление о месте и роли позиции автора в структуре сочинения ЕГЭ; сформировать умение определять и формулировать позицию автора исходного текста и оценивать эту композиционную часть сочинения ЕГЭ в соответствии с критерием К3; углубить знания о публицистическом стиле речи.
Развивающая цель: развитие навыков самостоятельной работы, сопоставления, умения, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Воспитывающая цель: способствовать развитию умений и навыков работы с текстом; формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету; создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив).
Ход урока
Деятельность учителя и учащихся
Учитель: на фотографии вы видите учителя, которая в минуту смертельной опасности не оставила своих учеников, детей, а вернулась к ним, чтобы спасти их, и погибла вместе с ними.
А сколько за экраном этой великой трагедии осталось взрослых безответственных людей, которые не хотели думать о последствиях, связанных с не приспособленным для культурно-развлекательного центра зданием. Людей, которые знали о неисправной пожарной сигнализации и о том, что нет огнетушителей, но не исправляли ошибок. Людей, которые всё пустили на самотёк.
В современном обществе много проблем. Какие, на ваш взгляд, наиболее острые?
- повышенной значимости денег
- доминирования материальных ценностей над духовными
Можно сказать, что все эти проблемы вытекают из одной? Общей?
Ученики: -Да. Это проблема падения нравственности
слайд №1 фотография учителя г. Кемерово
Как вы догадались, сегодня мы поговорим о проблемах современного общества и об авторской позиции.
Проблема в тексте и авторская позиция – это композиционные составляющие сочинения ЕГЭ по русскому языку.
- Что такое проблема?
- Как её определить?
- Проблема – это основной вопрос, который ставит автор в тексте.
- всё рассуждение в тексте связано с какой-либо проблемой.
Учитель: Всё правильно. Давайте обратимся к тексту Андрея Николаевича Кузнецова (1920-1998 гг.) — писателя, участника Великой Отечественной войны.
(б) Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойствен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не вызрело в полной мере. (7)3атем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благородством, как это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой.
(12)Автор статьи находит в этом коротком послании пунктуационные и орфографические ошибки: вот тут обращение не выделено запятыми, тут неправильная буква в падежном окончании имени существительного. (13)Отсюда вывод: девушка — типичная троечница, серая посредственность, она пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть.
(14)Когда люди садятся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого. (16)Жестокие и беспощадные враги напали на нашу родину, и комсомольцы, почти дети, стали с ними сражаться. (17)Это называется подвигом! (18)Подвиг, который рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью. А если врага не видно, а только опасность для других и право выбора: спасти себя или, не задумываясь, броситься на помощь другому, возможно, жертвуя своей жизнью?
Учитель: Какие проблемы вы обнаружили в этом тексте?
1. Проблема патриотизма.
3. Проблема активной жизненной позиции, неравнодушия.
-А где самые важные мысли в тексте по этой проблеме? Что утверждает автор?
Учащиеся цитируют фрагменты из предложений № 3,5,6,13,20
Вот это и есть авторская позиция. Она в публицистическом тексте всегда активна, заметна, а порой воинственна. Обнаружить её несложно, но как представить в своём сочинении?
Давайте посмотрим на слайд.
Напишите авторскую позицию А.Н.Кузнецова, при затруднении используйте данные клише.
Позиция автора:
1. Родина - самое дорогое, что есть у человека, за Родину готовы были совсем юные комсомольцы-молодогвардейцы, превозмогая себя, сражаться с врагом, готовы умереть. Оценить их подвиг может только человек, сам ощущающий себя патриотом.
3. Активная жизненная позиция человека просматривается в его неравнодушии к людям, в желании и умении прийти на помощь в трудных жизненных ситуациях и в ответственности за свои поступки.
мы видим некоего богатого человека, цель жизни которого такая же, как и у многих людей: заработать капитал, жениться, завести детей и умереть в почтенном возрасте. Его существование монотонно, без эмоциональных всплесков, без сомнений и душевных терзаний. Смерть настигает его неожиданно, но она, как лакмусовая бумажка, проявляет всю ценность жизни Господина. Символично то, что если в начале своего морского путешествия герой едет первым классом в роскошных каютах, то назад он, всеми забытый, плывет в грязном трюме, рядом с моллюсками и креветками. Бунин таким образом как бы приравнивает ценность этого человека к существам, всю свою жизнь только и занимающимся что поеданием планктона. Таким образом, по Бунину, судьба Господина из Сан-Франциско и ему подобных символизирует собой бессмысленность человеческой жизни, её пустоту. Жизнь, прожитая без душевных потрясений, сомнений, взлётов и падений, прожитая с единственной целью удовлетворить личные интересы и материальные потребности, ничтожна. Скорое забвение – логическое завершение подобной жизни.
героине Пашуте, доведённой до предела существованием в мрачном городе, неустроенностью в семейной жизни и переменами, обрушившимися на наше государство в конце 80-х годов XX столетия, становится безразличной даже смерть собственной матери. Истоки духовного очерствения героини Распутин видит в утрате исконной связи с родной землёй. Потому что, утрачивая связь с природой, перестав любоваться её красотой и гармонией, перестав благодарить её за щедрость, люди, по мнению автора, оскудевают душой и ожесточаются.
Читайте также: