Проблема человеческой сущности сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Личность человека и её взаимоотношения с окружающим миром всегда является актуальной проблемой, поднимаемой во всех письменных работах по русскому языку, в том числе и ЕГЭ, для сочинения которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Выпускник любого общеобразовательного учреждения должен уметь раскрывать свои мысли, опираясь на опыт других людей, более осведомлённых в конкретной сфере. Умение использовать достоверный материал, несомненно, пригодится на протяжении всей жизни. Поэтому наша команда решила помочь в сборе необходимой информации для подготовки к экзаменационной работе, создав данную подборку аргументов.

Проблема

Личность человека и её взаимоотношения с окружающим миром.

Отношение автора к проблеме

Главное влияние на формирование человеческой личности оказывает социум. Человек и общество всегда находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать отдельно друг от друга. Именно от среды и окружения, в котором растёт ребёнок, зависит то, кем он станет. Если в силу определённых причин, человек вынужден оказаться вне общества, он чувствует одиночество, неполноценность, часто даже деградирует. Привилегия родиться личностью дана каждому, а вот сохранить и развить её можно только, благодаря постоянной работе над собой.

Аргументы

  1. Личностью можно считать человека, способного жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
  2. Личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другой личности.
  3. Проблема человеческой личности всегда была главной проблемой философии.
  4. Понятие личности является основным понятием педагогики.
  5. Не каждого человека можно назвать личностью.
  6. Надо обладать определённым набором качеств, чтобы иметь право называться личностью.
  7. Для того чтобы сформировать свою личность, необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться.
  8. Люди становятся личностями в процессе социализации.
  9. Человек не рождается личностью, а становится ею.
  10. Личность – это то, что отличает человека у животного, у которых личности нет.

Авторитетная, благородная, выдающаяся, героическая, исключительная, историческая, колоритная, независимая, неповторимая, обаятельная, одарённая, оригинальная, привлекательная, самобытная, светлая, свободолюбивая, творческая, яркая, артистическая, возвышенная, впечатлительная, гениальная, избранная, благородная, великодушная, изысканная, изящная, музыкальная, поэтическая, талантливая, тонкая, утончённая, художественная, чуткая, эстетическая, заячья, изломанная, кремневая, огненная, расхлябанная, самовоспитанная, активная, беспокойная, бесстрашная, богатая, бодрая, боевая, взбалмошная, властная, властолюбивая, волевая, восприимчивая, гибкая, глубокая, деспотическая, дикая, живая, жизнерадостная, загадочная, запутанная, исключительная, ищущая, кипучая, крепкая, могучая, мощная, мужественная, мятежная, настойчивая, недюжинная, независимая, неистовая, необузданная, непонятная, непоседливая, нервная, несгибаемая, неугомонная, неукротимая, неуравновешенная, неутомимая, общительная, открытая, оптимистическая, отзывчивая, подвижная, простосердечная, прямая, порывистая, пылкая, разносторонняя, редкая, решительная, русская, самобытная, самостоятельная, свободная, сдержанная, искренняя, славянская, сильная, сложная, смелая, стойкая, страстная, сумасбродная, твёрдая, темпераментная, титаническая, требовательная, увлекающаяся, упрямая, фанатическая, фанатичная, цельная, цыганская, чистая, чуткая, щедрая, чувственная, чувствительная, широкая, экстравагантная, эксцентрическая, эмоциональная, энергическая, деликатная, энергичная.

Апатическая, апатичная, безвольная, вялая, гнилая, замкнутая, инертная, ледяная, ленивая, малодушная, мертвенная, мечтательная, мягкая, неглубокая, необщительная, неэмоциональная, податливая, подчиненная, рабская, рефлектирующая, робкая, рыхлая, слабая, созерцательная, спокойная, сухая, тупая, уединенная, флегматическая, флегматичная, холодная, бесстыдная, гнусная, криминальная, мерзкая, непривлекательная, низменная, ничтожная, омерзительная, отвратительная, подозрительная, подлая, преступная, притворная, противная, серая, скользкая, волчья, двойственная, двуличная, грубая, дубовая, душевная, едкая, желчная, зверская, испорченная, коварная, лукавая, мелкая, мелочная, нечестная, низменная, подозрительная, пошлая, раздражительная, себялюбивая, склочная, тщеславная, узкая, хищная, черствая, честолюбивая, эгоистическая, эгоистичная.

Индивидуум, индивидуальность, человек, индивид, субъект, своеобразие, характер, тип, существо, особь, персона, фигура, лицо, особа, натура, представитель.

Примеры из художественной литературы

Внутренний мир Печорина был пустым, а причиной этого стало развитие личности. Окружающая обстановка с раннего детства приучала его к пустой жизни, пророчащей такое же пустое будущее. Главный герой писал в личном дневнике, что его скромность расценивалась как ложь, скрытность появилась из-за недостатка ласки, злость стала результатом постоянным оскорблениям, он был готов полюбить всех, но в итоге возненавидел.

Печорину никто не нравится, у него даже нет близких друзей. Желание знакомиться и беседовать с новыми людьми давно пропало, он находит себе оправдание, которое состоит в ценности собственной свободы. На самом же деле, это всего лишь замкнутость, слабая сторона его личности. Печорин боится не предательства, а потерять свою независимость. Ему кажется, что люди обязательно посягают на личную свободу близкого человека, бесцеремонно врываются в сложившиеся жизненные устои и ломают их, не считаясь ни с чьим мнением.

Главным героем всемирно известного романа Д. Дефо является Робинзон Крузо, который был человеком, сохранившим свою личность в трудных условиях. Робинзона с детства тянуло к морю, но отец желал ему другого будущего, избрав карьеру судьи. Мальчик вопреки отцовским запретам сбежал из родного дома и исполнил свою мечту. На долю Робинзона выпало немало испытаний, но самым трудным стало попадание на необитаемый остров.

В таких условиях любой человек может стать дикарём, но главный герой упорно боролся за жизнь. Целых двадцать восемь лет Робинзон Крузо прожил вдали от цивилизации. Основной идеей Д. Дефо было представить факторы, которые, помогающие человеку выжить в таких сложных условиях. Только несокрушимая сила духа может позволить человеку не только не потерять себя, но и создать подобие цивилизации вокруг. Не обезуметь без общества Робинзону помогает постоянное изучение и покорение окружающей природы, а также упорный беспрестанный труд. Главный герой предстаёт вначале как охотник и рыболов, а затем – земледельцем, ремесленником и скотоводом.

Одним из самых значимых эпизодов романа является появление Пятницы и его последующее общение с Робинзоном. Для одинокого моряка этот абориген стал солнечным светом в непроглядной тьме. Величие личности Робинзона Крузо заключается в том, что он не впал в отчаяние, оказавшись на необитаемом острове. Вера в лучшее помогла ему создать все необходимые условия для жизни, не хватало лишь общества, которое нашлось в лице Пятницы. Главный герой стремится не только к простому общению с новым другом, он надеется сделать из него цивилизованного человека. Постепенно ему удаётся приобщить аборигена к благам духовной и материальной культуры, приобрести благородного и способного ученика.

На примере Пятницы Д. Дефо хотел показать, что даже дикарь способен стать личностью, если ему помочь встать на путь самосовершенствования. Кроме того, автор хотел показать, что человеческая личность стремительно развивается в трудных условиях, важно просто не забывать, кем ты являешься.

Однажды судьба свела главного героя с семьёй Туркиных, которая являлась, по мнению горожан, самой образованной и талантливой. Иван Петрович Туркин умел сострить, играл в спектаклях, показывал фокусы, а его жена писала романы и повести, которые представляла на званых вечерах гостям. Их дочь Екатерина Ивановна любила играть на рояле и мечтала о будущем известной пианистки. Дома её ласково звали Котик. При первой же встрече Дмитрий Ионыч очаровался семьёй Туркиных, а в Екатерину Ивановну влюбился без памяти. Ему казалось, что он готов на всё ради своей любви, но, получив отказ на предложение руки и сердца, отстрадал три положенных дня и зажил прежней жизнью. Главный герой оказался просто не способным на глубокое и серьёзное чувство. Кроме личного отношения к Котику, его волновало, сколько дадут за неё приданного.

Старцев был личностью, которая всегда была выше мелочных обывательских интересов, а из-за стремления к спокойной и удобной жизни, стал таким же безнравственным и ничтожным, как все жители города. Он привык к бессмысленной жизни и со временем принял её как данное, потерял даже рвение к работе. Теперь каждый его вечер проходил в клубе за игрой в винт. Когда Котик осознала свою ошибку, столкнулась с обленившейся и падшей в духовном и нравственном плане личностью, которая неспособна создать и любить собственную семью.

В результате молодого врача одолела жадность и неутолимая страсть к приобретению имущества. Он стал своим среди ещё вчера ненавистных обывателей, которые стали звать Старцева по-свойски просто Ионычем. Его жизнь с этих пор стала пустой и бессмысленной, душа потеряла всё лучшее, что в ней было. Утрата высоких целей привела главного героя к духовному падению и деградации личности.

Примеры из жизни

Народная мудрость

Афоризмы

Рассмотрение сущности человека и его целей с философской точки зрения. Проблема человека в истории философии (античная, раннехристианская и средневековая). Интерес к проблеме человека наблюдается на протяжении всей истории человеческого общества.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.02.2012
Размер файла 16,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Являясь высшей ступенью живых организмов на Земле, человек, с одной стороны, зависит от природы, с другой, обладает духовно-культурным возвышением над ней. Все это привело к различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека и его целей. Если взглянуть на историю философии, то мы увидим, что проблема человека решалась в ней в основном с помощью методов, образующих преобладание идеалистических, абсолютизирующих духовное начало в человеке, и натуралистических, придающих первостепенное значение природно-биологическим его особенностям. Этот дуализм души и тела - извечная тема философских трактатов о человеке. Кроме того, в истории философии проблема человека ставилась еще и как вопрос о внутренних и внешних факторах, определяющих само существо человека (в частности, воспитания). Однако влияние этих факторов не было глубоко проанализировано в рамках существовавших ранее философских направлений.

Античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, в его способности к образованию политической общности. Человек рассматривался, с одной стороны, как органическая часть природы, космоса , а с другой - либо как существо производное от объективного бытия вечных идей и сущностей, либо как нечто самоценное и первоосновное. Гераклит считал, что человек может жить лишь в соответствии с космическим разумом и космической гармонией. Софисты считали человека центром культуры, "мерой всех вещей" (Протагор).

Христианское средневековье видело в человеке, с одной стороны, подобие Бога, а с другой - творение земных демонических сил. Христианская идея бессмертия души, однократности и самоценности человеческой личности и, вместе с тем, духовной общности человечества получает свое развитие внутри христианской философии, прежде всего в учении Августина Блаженного.

В 18 веке в человеке различали чувственное явление и "сверхчувственную" разумную сущность. Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса главным является переход от теоцентрического к антропометрическому пониманию мира. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план выступают гуманистические мотивы. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, стремлением к земному счастью. Реализация человечности предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому гуманизм Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию, к овладению богатством древней философии.

Руссо, в свою очередь, пытался доказать, что рука об руку с прогрессом культуры идет падение нравственности. Поэтому большое внимание в социальной философии Руссо уделялось воспитанию, которое рассматривалось как важнейшее средство утверждения и поддержания в обществе необходимых гражданских добродетелей. Заявляя, что "родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан", Руссо высказывал убеждение, что "у вас будет все, если вы воспитаете граждан, без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами."

Кант утверждает, что "в каждом звене цепи поколений, в котором я, (как человек вообще) нахожусь, я обязан так воздействовать на потомство, чтобы оно становилось все совершеннее. Конец Х1Х - начало ХХ столетия - расцвет философско-гуманистической мысли, поиск новых путей постижения человека.

Неослабевающий интерес к проблеме человека наблюдается на протяжении всей истории человеческого общества. В настоящее время сущность человека видится в том, что он может отличить ценностное от целесообразного, полезного, приятного. Он способен схватывать существо дела с помощью понятий и делать его наглядным средствами искусства.

Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное - это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел "разумное животное", американский просветитель Б. Франклин - животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше - "больное животное", М. Шеллер - "неудовлетворенное животное". Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он "из праха произошел и в прах возвратится" и поэтому, как говорил царь Соломон, все "суета сует и томление духа". Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность - это человек.

Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, познав и даже "покорив" природу, познав в какой - то мере основные законы развития общества, человек чувствует себя не уверенно и жизнь его часто полна трагизма? Ответить на эти вопросы не просто, и первое что нужно уяснить, - это парадоксальность ситуации познания человеком самого себя. Чтобы что - то изучать, надо как бы отойти в сторону посмотреть на предмет изучения объективно, исключив субъективные чувства и эмоции. Так поступают естественные науки (физика, химия, биология). Может ли философия, антропология, наука о человеке, изучать человека объективно, а если может, то до какой степени? В этом суть вопроса, в этом своеобразный парадокс самопознания человека. Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: "Познай самого себя", хорошо понимая, что человек сам для себя является наиболее трудным предметом. Но вполне уместно задать вопрос - занимается ли философия познанием человека как такового или ее интересует особый, свой угол зрения на человека?

Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вмести с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.

Эти два основных понятия, т.е. "природа" и "сущность" человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком - то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающем образом, исходя из какого - то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой - то одной, раз и навсегда данной ему "природы", так же как и неизменной "сущности". И то и другое - исторически изменяющиеся характеристики человека. Сказать, что человек по своей "природе" добр или зол, эгоистичен или альтруистичен, раб или царь, червь или частица Космоса, - значит выразить только частичное, абстрактное знание о человеке. Поэтому определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком - то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и не устранимое противоречие человеческого бытия.

Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно - природе и обществу, телу и духу. Человек так или иначе решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования, экзистенции. Впервые в отчетливой форме проблему достижения гармонии между телом и духом, природой и обществом выразил около 1350 г. до н. э. Египетский фараон Эхнатон и примерно в это же время еврейский пророк Моисей, а между 600 и 500 гг. до н. э. об этом же говорили Лао - Цзы в Китае, Будда в Индии, а в Персии Заратустра. Все они учили тому, как человеку стать человечным, как выйти за пределы своей природной ограниченности, как приобщится к высшему смыслу жизни. Христианство и ислам, спустя пятьсот и тысячу лет соответственно, принесли эти идеи народам Средиземноморья, Европы и Азии.

Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. Чтобы понять, как, когда и почему возникают общественные отношения, необходимо обратиться к генезу (происхождению) человеческого рода, к ранним этапам его эволюции.

Список используемой литературы

человек общество история философия

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М.: ТЕИС, 1996. - 504 с.

2. История философии в кратком изложении. - М., 1989. - 000 с.

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995. - 304 с.

4. Спиркин А.Г.Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988.- 592 с.

5. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд., - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

6. Баженов Л.Б., Басенец В.Л. и др Философия. Современные проблемы мира и человека: учебное пособие - М., 1995г - 143 с

7. Бучило Н.Ф., Чушаков А.Н. Философия: учебное пособие - М: ПЕРСЭ, 2003г - 447 с

8. Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки.- М. 1996. - 360 с

9. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993.

10. Гроувс К. П. Происхождение современного человека // Человек. 1996. № 3.

11. Камю А. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Подобные документы

Природа человека и характер философской концепции. Сущность человеческого генезиса. Подходы к измерению человека: биологический, психический, социальный и космический. Смысл человеческого существования. Смерть как фактор человеческого существования.

реферат [37,8 K], добавлен 06.12.2007

Специфика философского знания. Проблемы философии на современном этапе. Поиски сущности человека в истории философской мысли. Элементы антропоцентризма и гуманизма в философии Сократа, Платона и Аристотеля. Философские аспекты происхождения человека.

реферат [36,9 K], добавлен 31.01.2012

Проблема человека – основная, если не централизованная, во всей мировой философской мысли. Три части в составе человеческого бытия. Три части человеческого бытия: дух, душа и тело. Душевная жизнь – сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей.

контрольная работа [21,4 K], добавлен 19.01.2009

Сущность человека с точки зрения психологии и философии. Историческая связь психики с деятельностью человека, ее возникновение и законы изменения. Философские размышления M. Шеллера, А. Гелена, Г. Плесснера, Л. Фейербаха, К. Маркса о сущности человека.

контрольная работа [47,4 K], добавлен 30.11.2010

Философская антропология как раздел философии и особенности ее формирования. Проблемы человеческого существования. Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь. Характерная особенность социологизаторского подхода к пониманию природы человека.

реферат [38,2 K], добавлен 23.07.2009

Изучение истории человеческого общества, материальной и духовной культуры. Процесс развертывания, реализации деятельно-творческого отношения человека к окружающему его миру. Исследование творческой деятельности и техники коллективного поиска человека.

презентация [51,3 K], добавлен 16.08.2015

Изучение основных аспектов проблемы человека в философии. Проблема антропогенеза – учения о происхождения человека. Сущность и существование. Взаимосвязь биологического и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Смысл и цель жизни.

Какова же сущность человека? Об этом говорили в прошлом многие философы. Древние греки считали, что сущность человека в его душе (Сократ), в его разуме (Аристотель). Средневековые философы склонялись к позиции, что человек является творением Бога и его сущность проявляется в единстве тела, души и духа. Декарт считал, что главное в человеке - его способность мыслить. Кант учил: сущность человека в творческом познании и моральном законе. Маркс сформулировал тезис: сущность человека есть совокупность тех общественных отношений, при которых он живет и действует. Сартр видел сущность человека в свободе, а Ясперс - в общении.
Из перечисленных подходов к сущности человека можно сделать вывод, что еще много предстоит изучить, чтобы приблизиться к пониманию сущности человека. Но мы должны помнить, что сущность всегда проявляется в многообразии явлений. Сущность является, а явление существенно. Исходя из такого методологического подхода можно построить следующее рассуждение. В настоящее время на планете проживает около 6 млрд. человек. В совокупности эти 6 млрд. человек составляют современное общество. Общество, организм, состоящий из множества взаимосвязанных составляющих - производство материальных благ, экономических общностей, различных политических образований, бесконечного многообразия духовных ценностей и т.д. Человек не может существовать вне общества. Он есть его частичка, его субъект и объект, форма его проявления.
Каждый индивид уникален по своим способностям, отношениями с социальной и природной средой, профессиональной деятельностью, духовным миром. Каждый индивид имеет свой набор и объем материальных и духовных ценностей. Каждый индивид проходит свой путь социализации и свою судьбу. Сущность человека проявляется в этом бесконечном многообразии. Поэтому следует сказать, что современный человек - это современное общество, современное человечество со всеми его достижениями, взлетами и противоречиями, социальными болезнями и т.д.
Общество соткано из противоречий. Что мы наблюдаем в обществе? Один - олигарх, другой - бомж, один - гений, другой - дебил, один - филантроп и гуманист, другой - убийца и садист. Одни люди купаются во всех современных благах, присваивая труд миллионов людей, другие - прозябают в нищете, создавая все богатства общества. Каждый из вас может продолжить картину подобных контрастов. Скажите, кто создал науку, космические корабли, лайнеры, метро, телевидение, Интернет? Человек! Кто изобрел войны и концлагеря? Человек! Кто, не щадя себя, спасает людей от террористов? Человек! Кто становится террористом, киллером? Человек! Кто производит наркотики? Человек! Кто сажает на иглу людей? Человек! Кто становится неизлечимым наркоманом? Человек! Так кто же ты, человек? Ты ангел или дьявол во плоти? Ты, человек, как представитель рода человеческого есть совокупность всего того, что есть в обществе, а современное общество есть результат истории, т.е. деятельности предшествующих поколений. И все дети, которые родятся в ближайшее время, которые очень похожи друг на друга в день рождения (не считая генетических отклонений), потом, спустя годы, будут очень и очень разными по своему социальном статусу, по уровню развития, по конкретной деятельности. Они, дети, воспроизведут все те контрасты, которые существуют, порождая в новое время еще и новые виды деятельности и новые контрасты.
Итак, мы выяснили, что человек по своей сущности есть микросоциум данной эпохи. Иное дело отдельный индивид. Каждый индивид уникален и может быть изучен всем комплексом современных наук. Изучение свойств индивида - это стремление понять себя или познать другого. Это и увлекательно и очень полезно. Но проблема индивида не входит в рассмотрение данной темы. Проблема индивида и личности будет подробно рассмотрена в разделе социальной философии.

Сочинение: В чём заключается нравственная сущность человека?

Почему именно в критических ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?
До прочтения отрывка из произведения С. Сергеева – Ценского я, наверное, ответила бы, особо не задумываясь.
Автор неравнодушен к проблеме нравственной стойкости человека.
Он не просто обозначает проблему, но и подчеркивает ее актуальность.

Сергеев – Ценский – русский писатель, родился в семье учителя, жил в Крыму, много путешествовал по стране.

Основная проблема данного отрывка – милосердие.

Даша - это храбрая девушка, именно такие девушки нужны были в военное время.

Это тоже война, но уже Великая Отечественная. Главная героиня повести Мария воспитывает своих детей, но, когда находит после бомбежки девочку и мальчика, не раздумывая ни на минуту, приводит в свою избу.
А ведь и в нашей жизни есть такие примеры, когда люди берут детей из детских домов, приютов. Они вкладывают свою душу, свое сердце в воспитание каждого ребенка. Не оскудели души людские.
Добро живет, и будет жить на земле.

Считаю, что данный отрывок наполнен идейным содержанием, с этой девушки можно брать пример.

"Капитанская дочка- это и исторический роман (о крестьянском бунте под предводительством Пугачева), и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского "недоросля), и роман-притча (судьбы героев - подтверждение нравственного тезиса, ставшего эпиграфом к роману: "Береги честь смолоду).

Гринев - свидетель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина - это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей Зурину, встреча с вожатым во время бурана, любовный конфликт). Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт. Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо от Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе - долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: "вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную. Гринев-человек победил Гринева-сол, присягнувшего императрице, - он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева. Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое же "человеческое измерениечести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что честь "почитал святынею своей совести.

Честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева ("Моя искренность поразила Пугачева). В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества. Подлость и низость делают его законченным негодяем (Швабрин). История дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.

Читайте также: