Притча последний день сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к самой сложной и важной части экзамена в формате ЕГЭ - написанию сочинения-рассуждения.

Текст, который я вам сегодня предлагаю для анализа, является притчей.

III. Работа по определению жанра текста, с которым учащиеся будут работать на уроке.

Слово учителя: Что называется притчей? Попробуйте дать определение этому литературному жанру? (Ответы учащихся)

-Давайте посмотрим, как еще определяют этот жанр (работа с доской).

1) Притча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

2) Притча (слав. притъка - случай, происшествие) - иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для изложения вероучительных истин.

IV. Работа по повторению изобразительно-выразительных средств (далее ИВС) .

Слово учителя: Написание сочинения напрямую зависит от того, как верно вы определите позицию автора текста.

-Как может быть выражена авторская позиция? (Ответы учащихся: авторская позиция может быть выражена открыто и через модальный план)

  • В названии текста
  • В отдельных предложениях текста
  • Через ряд аргументов
  • Риторические вопросы
  • Риторические восклицания
  • Порядок слов
  • Лексические повторы
  • Оценочную лексику
  • Модальные слова и частицы. Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.

Слово учителя: Давайте вспомним ИВС русского языка. Языковеды их делят на две группы: тропы и фигуры речи. Что такое троп и что такое стилистическая фигура (фигура речи), в чем их различие?

Троп - это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Стилистическая фигура (фигура речи) - это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

V. Работа с текстом.

Слово учителя: Начать работу, безусловно, нужно с объяснения ключевого слова в названии притчи - "благодеяние". Перед нами старославянизм, состоящий из двух корней - благо- и деяние. Вы должны были посмотреть в словаре значение этого слова.

Ответ учащегося: В словаре толковом русского языка дается такое определение: БЛАГОДЕЯ?НИЕ, -я, ср. Высок. Доброе дело; помощь, услуга.

- Чтение текста притча.

Притча о благодеянии.

(1)Пришли чужеземцы из богатых земель на новые и увидели, как бедны эти места и как нищ народ, обитающий на них. (2)И решили они помочь и этим людям, и этим землям. (3)И стали они все менять и все по-новому строить, и выросли богатые города, и зацвели сады, и все преобразилось на некогда скудных землях. (4)Но люди, жившие в этих краях, покинули богатые города и ушли в горы. (5)Чужеземцы удивились неразумности поступка жителей этой земли и посчитали их решение за глупость, но огорчаться сильно не стали и зажили по-новому, но недолго царило счастье на этой земле: вдруг стала исчезать вода в водоемах, растрескиваться земля, начали обваливаться горные вершины. (6)И все это стало уничтожать новую жизнь. (7)Начало умирать все сразу: и природа, и люди; и из некогда бедного, но по-своему прекрасного своей скудной красотой и жизнью края образовалась мертвая пустыня. (8)Не в силах что-либо изменить, чужеземцы пошли в горы и отыскали там старца.

-(9)Скажи, древний человек этой земли, почему благие намерения принесли вред? (10)Мы давно живем хорошо и богато и хотели, чтобы все так жили. (11)Почему же наше добро обернулось злом? - спросили они.

(12)И ответил старец:

-(13)Нельзя изменять то, о чем не ведаешь. (14)Мы родились на этой земле и знали, что бедна она водой, поэтому берегли ее; знали, что вершины гор очень хрупки и стары, и молчанием своим мы сохраняли их стойкость; знали, что горы защищают нас от ветров, которые могут иссушить землю, поэтому были чутки ко всему, что нуждалось в заботе. (15)Мы тысячелетиями храним свою землю, приютившую нас. (16)Мы передавали ее из рук в руки как слабое дитя, чтобы не нарушить ничего на ней. (17)Из поколения в поколение передается из уст в уста и тайна ее. (18)Не ради себя, своего личного счастья и богатства мы живем в этом суровом месте, не уходя на лучшие земли, а ради спасения ее, во имя сохранения жизни на ней. (19)Только чужеземец, не знающий тайн захваченных земель, жаждущий богатств, слеп, глух и безжалостен к чужому. (20)Любое завоевание земли, даже с благой целью, не принесет ей добра, но, более того, уничтожит ее, умертвит все то, чем она была бедна и богата.(21)Благо с вашей стороны обратилось для нас злом. (22)Значит, не всегда благодеяние - благо.

(23)Оглянулись чужеземцы на иссохшую от зноя, выветренную ураганами землю, и страшно им стало. (24)Стояли разрушенные, рассыпавшиеся на куски скалы, лежала потрескавшаяся мертвая земля, был усеян костями рыб и животных высохший водоем, повсюду валялись безжизненные сухие деревья и высились руины построенного ими города. (25)Непонятно было для пришельцев это явление, но уже ничего нельзя было изменить, и они покинули опустошенный край.

(26)Не каждое добро добром бывает. (27)Для одного добродетель - добро, для другого - зло.(28) Прежде чем сотворить добро, узнай: нуждается ли в нем тот, кому ты его навязываешь. (29)Ибо навязанное добро есть насилие.

Слово учителя: Какие герои представлены в притче? (чужеземцы и жители)

- Какие языковые средства вы заметили в 1 абзаце, с какой целью они использованы автором? Давайте представим их в таблице, во втором столбике отразим, какую функцию это языковое средство выполняет.

Пример ИВС из текста. Роль ИВС. Кого характеризует.
1. "И решили они: И стали они:"

Придает тексту мерность, торжественность.

Такой порядок слов чаще встречается в разговорной речи и в произведениях художественной литературы.

Важное по смыслу слово в эмоциональной речи выносится в начало предложения и произносится с сильным логическим ударением.

- Задумались ли чужеземцы о том, почему жители подались в горы? Нет, не задумались. Автор текста показывает нам, что чужеземцы были удивлены "неразумности поступка" и их глупости. Они зажили по-новому. И здесь автор притчи снова использует противительный союз "но", для того чтобы показать, что такая прекрасная жизнь длилась недолго.

Для того чтобы показать, что совершенное чужеземцами "благодеяние" повлекло за собой, автор использует предложение с обобщающим словом. Найдите и зачитайте его: "Начало умирать все сразу: и природа, и люди; и из некогда бедного, но по-своему прекрасного своей скудной красотой и жизнью края образовалась мертвая пустыня".

Эпитет "мертвая" показывает, во что превратилась земля под воздействием чужеземцев.

- Почему для автора важен образ старца? (Старцы олицетворяют собой человеческий опыт, мудрость жизни, к мнению этих людей в древние времена прислушивались все. Их мнение было авторитетно. И чужеземцы тоже понимают, что за ответом надо обратиться именно к старцу.)

- Чужеземцы спрашивают у старца, почему их доброе дело обернулось злом. Какой ответ им дает старец? Зачитаем его: "Нельзя изменять то, о чем не ведаешь. Мы родились на этой земле и знали, что бедна она водой, поэтому берегли ее; знали, что вершины гор очень хрупки и стары, и молчанием своим мы сохраняли их стойкость; знали, что горы защищают нас от ветров, которые могут иссушить землю, поэтому были чутки ко всему, что нуждалось в заботе. Мы тысячелетиями храним свою землю, приютившую нас. Мы передавали ее из рук в руки как слабое дитя, чтобы не нарушить ничего на ней. Из поколения в поколение передается из уст в уста и тайна ее. Не ради себя, своего личного счастья и богатства мы живем в этом суровом месте, не уходя на лучшие земли, а ради спасения ее, во имя сохранения жизни на ней. Только чужеземец, не знающий тайн захваченных земель, жаждущий богатств, слеп, глух и безжалостен к чужому. Любое завоевание земли, даже с благой целью, не принесет ей добра, но, более того, уничтожит ее, умертвит все то, чем она была бедна и богата. Благо с вашей стороны обратилось для нас злом."

- Ответ старца прост, но вместе с тем несет в себе жизненную мудрость и занимает целый абзац. Какие ИВС вы здесь видите?

Пример ИВС из текста. Роль ИВС. Кого характеризует.
1. "Мы родились: Мы тысячелетиями храним: Мы передавали ее из рук в руки:" - единоначатие (анафора) Придает ритм речи. Усиливает впечатление от прочитанного, позволяет нам увидеть, как много делали люди для своей земли, как бережно относились к ней. Характеризует жителей.
2. Частица "только" Дает возможность понять, что человек, который прожил много лет на своей земле, любит ее, чувствует родство с ней. А чужеземец напротив, хочет не дать земле, а взять у нее. Характеризует жителей и чужеземцев.
3. ":слеп, глух и безжалостен к чужому:" - ряд однородных членов предложения Привлечение в однородный ряд слов, получающих друг от друга метафорическое значение, придает речи образность и экспрессивность. Характеризует чужеземцев.
4. ":землю, приютившую нас", "не знающий тайн захваченных земель, жаждущий богатств" - причастный оборот В причастном обороте акцентируется значение признаков предмета, он выполняет изобразительную функцию.

В художественном стиле обособленные определения придают речи эмоциональность, выразительность.

- О чем говорится в предпоследнем абзаце? ( В этом абзаце говорится о том, что, оглянувшись, увидели чужеземцы, что они натворили на чужой земле.)

- На какое слово нужно обратить внимание? (Это слово категории состояния "страшно". Причастия, которые использует автор, рисуют нам яркую и ужасающую картину. Зачитайте этот отрывок.

"Стояли разрушенные, рассыпавшиеся на куски скалы, лежала потрескавшаяся мертвая земля, был усеян костями рыб и животных высохший водоем, повсюду валялись безжизненные сухие деревья и высились руины построенного ими города".

-На какое слово еще нужно обратить внимание? (Слово "руины" - развалины какого-либо строения, сооружения; строение, находящиеся в крайне запущенном состоянии)

- Поняли ли чужеземцы, что то, что они сделали нельзя изменить? (Да, поэтому они ушли)

- Что представляет собой последний абзац текста? (Это мораль, или поучительный вывод.)

В этом абзаце автор использовал несколько старославянизмов: "сотворил", "добродетель", устаревший союз "ибо". Для чего используют авторы текстов старославянизмы? (Для придания тексту высокого звучания)

Таким образом, мы видим, что позиция автора может быть легко определена через анализ ИВС.

VI. Беседа по вопросам.

1. Согласны ли вы с тем, что "не всегда благодеяние - благо"?

2. А с тем, что "навязанное добро есть насилие"?

3. Можете ли вы принести исторические примеры, подтверждающие выводы автора?

4. Соотнесите содержание притчи с мыслями Родиона
Раскольникова - героя романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" - о возможности малой крови ради большого добра. Что вы думаете об этом?

5. А что вообще вы вкладываете в понятие "добро"?

Исходя из выше сказанного, давайте попробуем определить проблемы текста.

Что есть благо? ("Не каждое добро добром бывает" (Ф.М.Достоевский)

Отношение людей к земле:

1) "Мы живем на земле: ради спасения ее, во имя сохранения жизни на ней" (предложения 14-18) (говорят, что берегут и охраняют жизнь на земле)

2) "Но люди, жившие в этих краях, покинули богатые города и ушли в горы. Чужеземцы удивились неразумности поступка жителей этой земли и посчитали их решение за глупость:" (Почему же оставили молча и не защитили от чужаков?)

VII. Домашнее задания: написать сочинение-рассуждение по тексту притчи О.М.Безымянной "О благодеянии".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

10 класс Русский язык

Урок №_______ Дата_______

Развивать навыки работы с текстом, навыки выполнения проблемного анализа текста, навыки учащихся в понимании и использовании фразеологизмов; навыки в составлении схемы; устной и письменной речи, умение выделять главное, воспринимать на слух;

Тип урока : урок развития речи.

Оборудование: текст для работы на уроке, задания для работы на уроке.

I .Оргмомент.

II .Актуализация опорных знаний и умений

Какое отношение данный ответ имеет к сегодняшней теме урока? (4 вида анализа текста: анализ развития действия, проблемный анализ, анализ художественных образов, стилистический).

III .Мотивация учебной деятельности учащихся

Что такое проблемный анализ текста? Знакомы ли вы с ним?

Проблемный вопрос – вопрос, изначально не имеющий точного ответа.

IV .Активизация познавательной деятельности учащихся

Текст для работы на уроке

Последний день

Один человек верил, что последний день человечества придётся на некое определенное число, и что его следует встретить особым образом.

Он собрал всех, кто прислушивался к его словам, и когда означенный день настал, повёл их на высокую гору. Но как только все они достигли вершины, хрупкая земляная корка под их общим весом обвалилась, и они рухнули в жерло вулкана. И это был поистине их последний день.

Указать жанр произведения. Объяснить, почему это притча.

Определить, какой проблемный вопрос ставит автор текста?

Есть ли ещё варианты, которые имеют отношение к данному тексту?

Ответ: 1) если во что-то верить, то это обязательно произойдёт; 2) каждый кузнец своего счастья; 3) во всех своих проблемах виноват сам человек; 4) люди любят перекладывать ответственность на других; 5) люди хотят верить в чудо; 6) инстинкт самосохранения; 7) человеку просто хочется чего-то бояться.

Задание 2. Самодиктант. Записать имена собственные, которые имеют отношение к проблеме, изложенной в тексте.

Сталин, Гитлер, Бог, Иисус Христос, Моисей и т.д.

Задание 3. Определение микротем в тексте.

Какая композиция текста? Каким образом это влияет на восприятие содержания текста? На чём основывается противопоставление в тексте? На чём подобие? Составить его схему.

Задание 4. Самостоятельно. 1) Записать фразеологизмы, имеющие отношение к данному тексту. Объяснить свой выбор. 2) Определите принцип объединения фразеологизмов, кроме смыслового. (Ответ: в обратном алфавитном порядке).

Этот номер не пройдёт; яйца выеденного не стоит; яблоко раздора; шутки в сторону; шевелить мозгами; чувство локтя; цепляться за соломинку; хотите верьте хотите нет; ходить на задних лапках; Федот, да не тот; уши развесить; удар ниже пояса; торопить события; так было угодно судьбе; ставить точку; со щитом или на щите; слабое место; развесить уши; прийти в себя; потерянное время; отдать должное; одного круга; начать с чистого листа; мир тесен; а был ли мальчик?; а Васька слушает да ест; ад кромешный.

Задание 5. Сформулировать заголовок сочинения по данному тексту на основе проблемных вопросов.

Что повлияло на то, что люди поверили этому человеку?

Что стало причиной гибели людей?

Можно ли было избежать трагедии?

Возможен ли такой вариант развития событий в реальной жизни?

Чего не хватало людям в реальной жизни?

Зачем люди пошли на гору?

Задание 6. Составление хайку по содержанию данного текста.

V .Итог урока

VI .Домашнее задание : написать сочинение по данному тексту на одну их тем из сформулированных в задании №5.


"Но знай то, что в последние дни наступят необычайно трудные времена. Люди будут самолюбивыми, любящими деньги, самонадеянными, высокомерными, богохульниками, непослушными родителям, неблагодарными, неверными, лишёнными родственных чувств, несговорчивыми, клеветниками, не имеющими самообладания, ожесточёнными, не любящими добродетельность, предателями, своенравными, гордецами, любящими удовольствия, но не любящими Бога, имеющими вид преданности Богу, но отвергающими её силу. От таких удаляйся. "


"Но знай то, что в Новом Мире наступят необычайно счастливые времена. Люди будут любящими, щедрыми, кроткими, скромными, богобоязненными, послушными родителям, благодарными, верными, имеющими сильные родственные чувства, покладистыми, говорящими правду, имеющими самообладание, добрыми, любящими добродетельность, верными, любящими Бога больше, чем удовольствия, имеющими настоящую преданность Богу. К таким приближайся"

Исполнение признака последних дней. (пример с автобусом)


Представьте, вы стоите на остановке в ожидании автобуса. Тут к Вам подходит мужчина и говорит, что сейчас подъедет маршрутка желтого цвета, вы в неё сядете, проехав 1 остановку в маршрутку зайдет бабушка с палочкой, проехав еще одну-парень с гитарой, еще одну- зайдет мужчина с газетой, а на четвертой остановке автобус взорвется. Этот мужчина уходит.

Не время расслабятся (бабушка выпала из автобуса)


Разница между знаниями и готовностью. (пример с молоком)


Вы можете знать, что если молоко греется, то вот-вот должно закипеть и в этот момент его надо выключить либо убавить огонь.
Но знать мало! Важно следить что бы молоко не "убежало". И только в этом случае, если вы осознаёте , насколько важно за ним следить, то будете готовы его в любой момент выключить.

Так же, есть и огромная разница между тем, чтобы знать об Армагеддоне и быть к нему готовым, т.е. внимательно следить за предстоящими ему событиями.

Один человек верил, что последний день человечества придётся на некое определённое число, и что его следует встретить особым образом.
Он собрал всех, кто прислушивался к его словам, и когда означенный день настал, повёл их на высокую гору. Но как только все они достигли вершины, хрупкая земляная корка под их общим весом обвалилась, и они рухнули в жерло вулкана. И это был поистине их последний день.
НАПИШИТЕ сочинение по такому вопросу " Что стало причиной гибели людей? "

Ответы

Ответ


•ПосеЯнный в апреле укроп.
•ВыстрадАнное повышение по службе.

Ответ


Когда - временной союз.
С поля - существительное.
Из своей будки - своей (местоимение) , будки (существительное).
Как на чужого - как (наречие) , чужого (существительное).
В ногу хозяина - оба существительные.
Нежно - наречие

Ответ


Я сегодня не успел пообедать вовремя.
У моей сестры много игрушек.
Остро заточенный нож.
Золотой кувшин стоит в музее.
У него рюгзак тяжелее, чем у меня.

Ответ


Шпщпшашмгмнмнмгмгмгмгс

Другие вопросы по русскому языку

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Читайте также: