Приемы создания характеров в пьесе а п чехова вишневый сад сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Пьеса Чехова “Вишневый сад” – это последнее драматическое произведение писателя, преисполненное печалью об уходящей эпохе русского дворянства. Большинство критиков и литературоведов, которые проводили анализ произведения, сходятся во мнении, что в этой пьесе Чехов выразил свое отношении не только к прошлому России, но и к ее настоящему, и будущему. Предлагаем ознакомиться кратко с нашим вариантом анализа пьесы Чехова по плану при подготовке к уроку литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.
Год написания – 1903 г.

История создания – Отец Чехова вынужден был продать свою усадьбу. Это событие подтолкнуло автора на написание “Вишневого сада”.

Тема – Основные темы, которые поднимаются в произведении “Вишневый сад” – это: тема невозможности приспособиться к “новому времени”, конфликт отцов и детей, потерянное поколение, размышления о судьбе России.

Композиция – Пьеса состоит из пяти частей. Первое действие пьесы – экспозиция. Второе действие – завязка, разделенная на две условные части. третье действие – это кульминация произведения и четвертое действие – развязка.

Жанр – Пьеса. Чехов называл “Вишневый сад” комедией, критики – трагикомедией и драмой.

Направление – “театр абсурда”.



Василий Максимов. Все в прошлом (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва



Исаак Бродский. Опавшие листья (фрагмент). 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва



Иван Крамской. Осмотр старого барского дома (фрагмент). 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

История создания

И если изначально драматург хотел создать легкую и смешную пьесу, где главным действием должна была стать продажа имения с молотка (этими идеями Чехов поделился в письме к своей жене в 1901 – ом году), то впоследствии ему пришлось отказаться от этого замысла. Наблюдая за процессом обнищания и вырождения дворянства как класса, Чехов не мог игнорировать явный трагизм происходящего и вместо веселой комедии на свет появилось произведение, созданное на основе жизненного опыта и потому правдивое и грустное.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вишнёвый сад

В пьесе “Вишневый сад” анализ произведения невозможен без определения темы.

Основная тема произведения – тема времени, и она не нова в литературе. При смене эпох, не каждый человек может приспособиться и влиться в новое течение времени, принять новый порядок и найти свое место в изменившемся мире.

Главная проблема произведения – это непонимание одного поколения другим. Чехову мастерски удалось отобразить конфликт поколений, используя многоуровневую систему образов, где Раневская и Гаев символизируют прошлое, Лопахин – настоящее, а неопределенное будущее – Аня и Петр.

Необходимость приспосабливаться к новому времени, чтобы выжить – это одна из основных мыслей произведения.

Общая характеристика личностного отношения автора к Раневской – негативное. Эта инфантильная особа, любящая страдания: она любит вишневый сад, хотя пережила в нем немало бед, но все равно возвращается туда.

Эта женщина не умеет любить. Иначе, как объяснить то, что она забывает своего верного старого слугу Фирса в доме, когда покидает имение, и его заколачивают изнутри? Окружающие ее люди, которые сделали ей немало добра – для нее никто.

Конфликт отцов и детей также проходят красной нитью в проблематике пьесы. Любовь к дочери Анечке у Любови Андреевны Раневской также неполноценна. Она отказывается принимать то, что дочь уже не ребенок, и поэтому беззастенчиво устраивает личную жизнь в ущерб интересам дочери.

Сам же вишневый сад – это символ России.

Старый сад никому не нужен, кроме Раневской. Аня и Петр мечтают о новом саде, старый погибающий сад им не к чему. Гаев равнодушен и к отчему дому, и к саду. Его интересует прибыль, как и Лопахина.

Таким образом, автор очевидно говорит читателю о том, что старая Россия умрет вместе со старым поколение и выражает надежду на то, что новое поколение построит новую Россию, с новым укладом. Параллель между садом и всей России придает очевидный смысл названию произведения. Вишни расцветают в мае: они , благоуханны и прекрасны ровно отпущенную им неделю, а затем опадают. Так прекрасно и скоропостижно опало дворянство, погрязшее в долгах и нескончаемых полемиках.



Крнстантин Коровин. За чайным столом (фрагмент). 1888. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область



Клод Моне. Женщина в саду (фрагмент). 1876. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Композиция

Условно композиция пьесы состоит из пяти частей.

Первое действие пьесы – это экспозиция. В доме все ожидают приезда хозяйки имения Раневской с дочерью из Парижа. Домочадцы говорят и думают каждый о своем, совершенно не слушая друг друга. Именно поэтому многие реплики героев брошены невпопад. Эта разобщенность очень напоминает разноголосую Россию, в которой также живут такие же непохожие друг на друга люди, которым сложно достичь взаимопонимания.

В первом же действии читатель наблюдает и завязку. Любовь Андреевна с дочерью появляются в доме. Постепенно домочадцы узнают, что Раневской грозит разорение, но ни сама хозяйка имения, ни ее брат Гаев не могут предотвратить неминуемого банкротства. Только у Лопахина появляется план спасения: вырубить старые вишни и построить на месте вишневого сада дачи. Это помогло бы выжить имению, но спесивые хозяева отвергают его предложение.

Во втором действии герои возвращаются к обсуждению судьбы поместья с садом. Раневская вновь с презрением отказывается от помощи Лопахина в решении этого вопроса и предпочитает предаваться воспоминаниям о былом. Ей намного проще бездействовать, нежась в своих страданиях. Гаев и купец постоянно ругаются.

Третье действие является кульминацией пьесы. Старые владельцы, словно ничего страшного не происходит, решают устроить бал. и пока они веселятся, проходят торги, и их усадьба уходит с молотка. Ее приобретает бывший крепостной Раневской – Лопахин.

Четвертое действие – это развязка произведения. Раневская возвращается в Париж, чтобы продолжать проматывать свое состояние. После ее отъезда все герои расходятся, кто куда. В доме остается лишь старый слуга Фирс, о котором попросту забыли и оставили в заколоченном доме.

II. Беседа с учениками. Вопросы

1. Как соотнесены в пьесе внешний и внутренний сюжеты? Покажите на конкретных примерах. 2. В чем заключается своеобразие чеховских диалогов?

Определить жанр “Вишневого сада” непросто. Сам Чехов считал свое произведение комедией, но с его мнением категорически были не согласны литературоведы и театральные критики, которые относили пьесу к жанру трагикомедии или драмы. Возможно, именно это жанровое своеобразие обеспечило произведению успех.

К тому же пьеса изобилует элементами нового направления, так называемого, “театра абсурда”. Реплики героев очень часто не имеют никакого смысла и логической связи. Они обращены в никуда, словно люди разговаривают сами с собой. Эта антидрама изобилует разрушенными диалогами и несостоятельностью коммуникации. Отчуждение личности от общества, глобальное одиночества каждого человека в мире – вот суть экзистенциальной проблемы, которая также присуща театру абсурда.

(454 слова) Одна из самых знаменитых пьес А.П. Чехова была написана им незадолго до смерти. Автор был рад, что успел закончить её, и сам определил жанр – комедия, несмотря на то, что сюжет в пьесе можно назвать трагическим. По крайней мере, чувства героев в ней часто противоречивы, многие из них ощущают себя несчастными.

Они пребывают в своём внутреннем процессе, своём мире, из которого не способны услышать других. И именно для того, чтобы лучше понять логику их внутреннего мира, их настоящие чувства Чехов оставляет ремарки.

В прозаическом тексте есть полотно – это описание. Из него можно понять, как герой выглядит, что чувствует. В пьесе задача художника – передать всё это не словами, а диалогами героев. Но при этом передать так, чтобы не только читателю было всё понятно, но и актёру, которому предстоит это сыграть. Для этого он и использует ремарки.

Действие описано в драматургическом произведении не так подробно, автор использует сам сюжет, а также ремарки, в которых отображены действия персонажей.

На протяжении всего повествования Любовь Андреевна Раневская получает из Парижа 3 письма: первое она рвет, не прочитав, второе она читает и только после этого рвет, третье она читает и оставляет целым. Прощение Раневской своего парижского любовника и планы вернуться обратно говорит об отсутствии силы духа у Раневской. По этой причине она не может сохранить свое имение и спасти его и вишневый сад от продажи.

Лопахин сначала пытается помочь Раневской и Гаеву спасти имение, но, когда понимает, что они ничего не будут делать для сохранения имения и сада, покупает его сам, чему не может не радоваться, так как он стал владельцем имения, где его отец и дед были слугами, которым не позволялось входить даже на кухню. Не дожидаясь отъезда помещиков, которым был дорог вишневый сад, Лопахин начинает вырубать вишневый сад, что подчеркивает практицизм героя, его стремление делать дело, не теряя ни минуты.

А.П. Чехов особое внимание уделяет речевым характеристикам персонажей. То, что говорит тот или иной герой, и то, как он это говорит, свидетельствует о многих чертах персонажей. У каждого действующего лица пьесы индивидуальная речь, отличающая его от других персонажей.

Так как всех героев пьесы можно разделить на три группы (прошлое, настоящее и будущее), они раскрываются как представители той или иной группы. Образы раскрываются через их отношение к вишневому саду, символизирующую помещичью Россию.

Помещики Раневская и Гаев ценят, уважают и любят вишневый сад, так как с ним связаны их воспоминания о прошлой жизни, к которой они привыкли, однако они ничего не делают для того, чтобы сохранить вишневый сад.

Купец Лопахин, являясь представителем настоящего, ценит вишневый сад только как место, где можно построить дачи для сдачи; Лопахин вырубает вишневый сад, что символизирует смену помещичьей России на Россию капиталистическую.

Стоит сказать, что у пьесы есть одна отличительная особенность — нельзя разделить героев на положительных и отрицательных. Это характерно для пьес реализма. Таким образом, Антон Павлович Чехов сильно ушел от пьес классицизма, для которых характерно четкое разделение героев на отрицательных и положительных. Такие произведения долгое время считались образцом для драматургии. Каждый из персонажей пьесы имеет как хорошие качества, так и негативные, что характерно и для обычных, реальных людей. Например, Любовь Андреевна Раневская была эгоистичной, однако умела чисто и искренне любить, имела широкую и благородную душу. Ее брат, Гаев, пусть и был пустослов, однако, был очень добрым. Таким образом, каждый герой представляет свою модель жизни и поведения. Читатель должен сам разобраться и проанализировать.

Другой отличительной чертой всех героев является то, что они не слушают друг друга, так как сосредоточены лишь на себе, своих чувствах и переживаниях. Именно это и мешает прийти им к общему выводу, мнению, найти выход.

Центральным героем пьесы является Лопахин. Он покупает имение Любови Андреевны Раневской. Именно из-за Лопахина и начинаются действия, активность. Это предприниматель, очень активный и сообразительный человек. Да, конечно, он лишен каких-либо академических знаний и не знает правил поведения, лишен дворянского чувства, так как выходец из крестьян. Он стал зажиточным буржуа, который лишен манер и такта. Таков был человек, современный Антону Павловичу Чехову.

Человеком прошлого, дворянского времени была Любовь Раневская и ее брат Гаев. Они имели добрый, страстный, живой характер, однако были эгоистичны, легкомысленны, порывисты. Они предавались лишь воспоминаниям о прошлом и не думали о будущем и настоящем. Они не могли планировать время.

2 вариант

Богатый купец под фамилией Лопахин, хотел искренне помочь Раневской спасти их вишневый сад. Автор произведения подчеркнул в этом герое его деятельное начало, описывает его как трудолюбивого человека, который встает рано утром, чтобы работать, и эта работа приносит ему не только доходы, но и радость. Лопахин сделал себя сам. У Лопахина добрая и нежная душа, он помнит все добро, которое ему сделали, но также он всегда думает и о своей выгоде. Лопахин купил на аукционе вишневый сад.

А вот в таких героях, как Раневская и ее брат Гаев, отсутствует корыстный расчет. Они считали бредовой идеей продажу сада. Раневская не считает денег, как- то с легкостью и по-детски к ним относится. Эти два персонажа добры. Лопахин помнит, как в одно время та пожалела его. Также она пожалела и Петю Трофимова и Аню. Им были присуще все положительные качества Дворянинов, они были отзывчивы, щедры.

Но однажды Гаев и Раневская становятся черствыми и эгоистичными. Их щедрость превратились в транжирство. Их отзывчивость куда-то испаряется, они становятся пустословами. Раневская тратит все свое состояние и оставляет свою дочку на попечении и другого человека. Затем она получает деньги, которые предназначены для Анны и уезжает с любовником в Париж. Она уезжает к человеку, который ее обобрал и даже не думает об Ани.

Студент Петя является оптимистом, он думает, что знает, как правильно и красиво жить. Он живет в мечта о счастье и благе. Аня, которая была предоставлена сама себе, так как ее бросила мать, унаследовала хорошие аристократические качества. Также она очень наивная и увлеклась идеями Пети Трофимова.

Также есть и некие второстепенные лица, но не менее важные. Например, Яша и Дуняша, которые являлись слугами. Яша весьма высокомерен и не уважал своих хозяев. А Дуняша- девушка, которая постоянно жила в мечтах о любви.

Епиходов был неудачником, и его жизнь пустая и бессмысленная, он не преследовал никакой цели и ни к чему не стремился. Фирс, старик, который был искренне привязан к своим хозяевам.

Также читают:

Картинка к сочинению Система образов в пьесе Вишневый сад

Популярные сегодня темы

На Земле раньше жили тролли и однажды они смастерили волшебное зеркало, в котором все отражалось в дурном свете. И главного тролля это развлекало, его помощники бегали по свету с этим зеркалом.

Россия большая и великая страна, поэтому Некрасов создал такое замечательное произведение, в котором описал русский народ и бескрайние поля и дали страны.

Жанровая направленность произведения представляет собой прозаический очерк, отличающийся реалистичностью, подлинностью повествовательного сюжета, опирающегося на факты из реальной действительности.

Одним из второстепенных персонажей произведения является Елизавета Прокофьевна Епанчина, дальняя родственница главного героя романа Льва Николаевича Мышкина.

В пьесах Чехова, как уже указывалось выше, важны не только переживания героев, а весь ансамбль сценических средств, совокупность всего, что зритель видит на сцене. Автор использует каждую деталь, усиливающую эмоциональную сторону пьесы. Отсюда понятна та роль, которую играют в пьесе зрительный и слуховой элементы. Зрительные эффекты в пьесе “Вишневый сад” создаются в основном при помощи пейзажа; таковы белые цветы вишневого сада и восходящее солнце (в первом действии), заходящее солнце (во втором действии) и т. п. Не менее важную роль в

пьесе играют слуховые эффекты: замирающий печальный звук лопнувшей струны (во втором действии), тихая музыка (в третьем действии), стук топора (в последнем действии).

Глухие удары топора по стволам вишневого сада в последнем действии играют особенно важную роль в композиционной структуре пьесы: они символизируют гибель вишневого сада, конец дворянского гнезда с его ненужными для жизни, беспомощными владельцами. Чехов искусно избегает монотонности настроений. Он добивается этого при помощи контрастного переплетения в пьесе драматического и комического элементов.

Такое построение пьесы тоже целиком

обусловлено задачей воспроизвести на сцене обыкновенную жизнь, для которой характерно каждодневное чередование самых разнообразных настроений. Мы видим в пьесе ряд комических персонажей (Епиходов, Симеонов-Пищик, Яша, Дуняша) и ряд комических ситуаций. Минорная настроенность Раневской и Гаева сменяется и переплетается с бодрым тоном речей Трофимова, Ани, Лопахина.

Мало того, даже в настроениях отдельных героев (например, Раневской) чередуются то бодрые, то печальные ноты. В пьесе нет борьбы характеров, но динамика настроений налицо.

Из драматургических приемов, осуществленных Чеховым в пьесе “Вишневый сад”, необходимо указать еще на следующие: Чехов расширяет и углубляет содержание пьесы путем введения так называемых вне сценических образов. Анализ пьесы показывает, что помимо пятнадцати действующих на сцене лиц, в ней фигурируют еще тридцать два вне сценических образа, которые только упоминаются: ярославская тетушка, утонувший сын Раневской, любовник Раневской, отец Лопахина и др. В пьесе очень важную роль играет смысловой подтекст, т. е. те недоговоренности, те намеки, которые скрыты под фразами персонажей.

Станиславский так характеризовал пьесы Чехова: “Их прелесть в том, что не передается словами, а скрыто под ними”. Этот смысловой подтекст определяет так называемое “подводное течение” пьесы.

Необходимо, наконец, остановиться на языке героев пьесы. Чехов предъявлял к речи персонажей два основных требования. Прежде всего, настаивая на жизненной правде сюжета и образов, он стремился к максимальной простоте и естественности языка персонажей. Его очень раздражало, что у некоторых современных драматургов “персонажи не говорят, а изрекают”.

В то же время он считал, что речь героев должна быть строго индивидуализирована. Необходимо, заявлял он, чтобы каждый персонаж “говорил своим языком”. Этот принцип индивидуализации речи проведен и в пьесе “Вишневый сад”: язык Раневской – это лирически окрашенный язык несколько сентиментальной женщины; речь Лопахина – грубоватая речь дельца; в речи Трофимова мы слышим публицистически-ораторские нотки; речь Гаева характеризуется назойливым повторением биллиардных терминов и т. п. В области речевой характеристики персонажей Чехов, как мы видим, был верным продолжателем традиций великих русских классиков XIX в.

“Вишневый сад” был только дальнейшим развитием и углублением той новаторской драматургической линии, которая отчетливо была намечена уже в “Иванове”, “Чайке”, “Трех сестрах” и “Дяде Ване”. Лирическая конструкция пьес Чехова и утвердила за ними право на название “лирической комедии” (или – неточный термин – “драмы настроений”). Лучшим истолкователем тем и образов чеховской драматургии был и остается Московский Художественный театр.

Именно в этом театре, выступившем в эпоху Чехова под знаменем сценической правды, драматургические принципы Чехова нашли свое наиболее совершенное воплощение.

Бернард Шоу в связи с 40-летием со дня смерти Чехова заявлял: “В плеяде великих европейских драматургов – преемников Ибсена-Чехов сияет, как звезда первой величины, даже рядом с Толстым и Тургеневым. Уже в пору творческой зрелости я был очарован его драматургическими вариантами; темы никчемности культурных бездельников, не занимающихся созидательным трудом. Под влиянием Чехова я написал пьесу на ту же тему и назвал ее “Дом, где разбиваются сердца”.

Необходимо, наконец, остановиться на языке героев пьесы.

Лучшим истолкователем тем и образов чеховской драматургии был и остаётся Московский Художественный театр. Именно в этом театре, выступившем в эпоху Чехова под знаменем сценической правды, драматургические принципы Чехова. нашли своё наиболее совершенное воплощение.

Символом исторической связи Московского Художественного театра с Чеховым до сих пор остаётся изображение чайки на занавесе этого театра.

В записной книжке Чехова сохранилась маленькая аллегория, взятая им у французского писателя Альфонса Додэ:

Читайте также: