При каких условиях экранизацию произведения можно считать удачной сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Автор: Самый Зелёный · Published 23.09.2021 · Last modified 27.09.2021

Темы итогового сочинения 2020-2021 (по новым направлениям)

Автор: Самый Зелёный · Published 30.08.2020 · Last modified 31.08.2020

Критерии оценки итогового сочинения для вузов

Автор: Самый Зелёный · Published 25.01.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

После тяжелого рабочего дня всегда приятно провести вечер за просмотром фильма или чтением хорошей книги. Чаще всего бывает (ну, лично у меня), что кино и литература не пересекаются, т.е. события в большинстве фильмов и книг уникальны и не переплетаются между собой. Но иногда бывает так, что сюжеты книги и фильма практически идентичны, 2 направления искусства - кино и литература, рассказывают одну историю, описывают один и тот же мир. Речь идет об экранизации (когда литературное произведение ложится в основу фильма) и новеллизации (когда сюжет фильма является основой литературного произведения). Так вот, за годы просмотра различных фильмов, как с уникальным сюжетом, так и экранизаций, а также чтения книг (киноновеллы также занимают часть моего списка литературы), я заметил, что вывел для себя одно негласное правило: если ты прочитал сначала книгу - не смотри ее экранизацию - вероятнее всего, разочаруешься (в экранизации); если ты посмотрел сначала фильм - обязательно прочти киноновеллу - но опять же, разочаруешься в фильме. И вот я задался вопросом: а почему все-таки так происходит? Почему в подавляющем большинстве случаев экранизация получается хуже книги и оставляет чувство разочарования, но с киноновеллами так не происходит? Почему так трудно снять хорошую экранизацию литературного произведения? Давайте Порассуждаем!

Чтобы было легче разобраться в вопросе, поделюсь личным опытом и приведу примеры книг и их экранизаций, которые сам лично читал и смотрел. Итак: Серия книг "Дозоры" Сергея Васильевича Лукьяненко и их экранизации - "Ночной Дозор" (2004 г) и "Дневной дозор" (2006 г) Тимура Бекмамбетова;

"Мастер и Маргарита" Булгакова Михаила Афанасьевича и экранизация - сериал "Мастер и Маргарита" (2005 г) Владимира Бортко;

Джон Рональд Руэл Толкин (Дж. Р.Р. Толкин) и его произведения "Хоббит" и "Властелин Колец" - экранизации: трилогии Питера Джексона "Властелин Колец": "Братство Кольца" (2001 г), "Две крепости" (2002 г) и "Возвращение Короля" (2003 г.) и "Хоббит": "Нежданное путешествие" (2012 г), "Пустошь Смауга" (2013 г), "Битва пяти воинств" (2014 г.);

Цикл книг "Приключения Эраста Фандорина" Бориса Акунина и экранизации - "Азазель" (2002 г) Александра Адабашьяна, "Турецкий гамбит" (2005 г.) Джаника Файзиева и "Статский советник" (2005 г.) Филиппа Янковского.

Вот такой небольшой перечень произведений, который я постараюсь кратко (если у меня получится) рассмотреть и попытаться проанализировать, что же нужно, чтобы снять хорошую экранизацию и возможно ли это в принципе?

Начнем с Лукьяненко и "Дозоров" и фильмов "Ночной Дозор" и "Дневной Дозор". Скажу так - у меня есть стойкое ощущение, что именно после экранизации "Дозоров" у меня и появилось то негласное правило, которое я сформулировал в начале статьи. Так уж сложилось, что данный пример полностью совпал с правилом - к несчастью, я сначала посмотрел фильмы и если бы мне не посоветовали прочесть книги, сам бы я лично после фильмов ни за что бы не взялся читать литературную основу. Но благодаря моей знакомой, которая и посоветовала прочесть книги, я все же взялся за них и знаете, ни разу не пожалел и теперь вообще готов даже перечитывать эти произведения. Честно признаюсь, серия "Дозоров" вообще перевернула мое мировоззрение в вопросе добра и зла. Я до сих пор больше нигде не встретил такого всеобъемлющего раскрытия баланса добра и зла в нашем мире, как в книгах Лукьяненко. Что же до фильма? На ум приходит только - "психоделия" и "какие запрещенные вещества употребляли создатели фильма?".

Далее переходим к более положительному примеру - "Мастер и Маргарита" Булгакова и сериал "Мастер и Маргарита" Бортко: в данном случае тоже сложилось так, что сериал я посмотрел раньше, чем прочел книгу, но здесь мое негласное правило не сработало (и Слава Богу). "Мастера и Маргариту" я считаю очень удачным, с моей точки зрения, примером экранизации литературного произведения. Хочется только сказать "спасибо" создателям фильма и актерам за смелость в том, что рискнули экранизировать столь мистическое произведение (а ведь эксцессы с актерами бывали. ).

Движемся далее. Джон Рональд Руэл Толкин, бесспорно и заслуженно считается отцом-основателем жанра фэнтези в литературе. Большая часть того, что современные писатели фэнтези применяют в своих произведениях - было придумано Толкином (эльфы, гномы, орки и пр.). Естественно, что такие известные произведения, как "Хоббит" и "Властелин Колец" не могли пройти мимо киноделов. Но здесь у меня опять же есть стойкое ощущение относительно нашего поколения - а не фильмы ли стали знаменитее книг? Питер Джексон, конечно, если быть честным, немного схитрил, так как я считаю, что его трилогии нельзя назвать полной экранизацией. Все таки книги Толкина - это сказки для детей и это становится понятно, если просто взять и прочитать их. Джексон же в своих фильмах очень "сдвинул возрастной ценз" произведения, сделав мир Средиземья куда более реалистичным, мрачным. Это уже мало тянет на детскую сказку (как если вспомнить обратный пример: первые версии европейских сказок, которые так знакомы нам - да возьмем ту же Красную Шапочку. Если кто знает, то до нас эта сказка дошла уже в очень цензурном варианте, по сути это уже потомки превратили ужастик пращуров в сказку). Поэтому можно сказать, что здесь негласное правило сработало даже наоборот - экранизация получилась интереснее (да простит меня сэр Толкин).

Ну и напоследок, хочется закончить разбор примеров произведениями Бориса Акунина и их экранизациями. Вот здесь я уже сначала прочел книги, а только потом посмотрел фильмы, и здесь же негласное правило снова сработало. Правда, назвать фильмы по Акунину плохими (если уж сравнивать Дневной и Ночной позор (и это не опечатка)), как-то язык не поворачивается, здесь свою роль сыграло нечто другое, о чем я расскажу ниже, когда мы перейдем к выводам.

Вот мы вкратце рассмотрели несколько примеров книг и их экранизаций и я поделился с вами своим мнением о каждой из них и постарался показать, как же у меня на конкретных примерах срабатывало (или не срабатывало) мое негласное правило. Но давайте вспомним, ведь главная тема статьи была немного о другом. Так что же нужно, чтобы снять хорошую экранизацию, что киноделам мешает это делать, и возможно ли это вообще. Давайте отойдем от конкретных примеров и порассуждаем абстрактно. На мой взгляд, снять отличную экранизацию, которая понравится всем, практически невозможно по одной единственной причине, на которую накладывается уже все остальное. Это причина - наша фантазия.

А проблема для киноделов состоит в том, что фантазия человека безгранична и индивидуальна для каждого. Представьте себе, что вам нужно сделать какой-то интеллектуальный продукт, который понравится 7 млрд. Вселенных. В чем кино очень проигрывает литературе? Мне сразу вспоминается следующая картинка.

Так вот, если мы возьмем за условие, что айсберг - это полнота описываемого и отображаемого мира, то кино будет вершиной айсберга, лишь его видимой частью, а вот литература - это весь остальной айсберг, та часть, которую силами органов чувств не передать. Возьмем более приземленный пример: если 10 людям показать фото красивой девушки, то у этих 10 людей не сложится 10 разных представлений о ее внешности.

Не будет такого, что если на фото брюнетка, то 4 увидят брюнетку, 3 блондинку, 2 - рыжую, а 1 один вообще увидит девушку лысой. Визуальная информация дает четкий образ, мы же уже оцениваем этот образ в тех пределах, которые нам даны. Что будет, если мы каждому из 10 человек дадим не фото, а художественное описание девушки? В итоге мы получим 10 совершенно разных образов девушек. Каждый встроит что-то свое, каждый представит что-то свое. Фантазия и опыт у всех разный. Поэтому первое, с чем можно столкнуться при экранизации - это образы. Образы героев, картины мест действия, эмоциональная атмосфера мест действия. На каждую роль нужно подобрать актера, выстроить декорации, да даже если и нарисовать на хромакее, все равно мы уже в итоге получим мир и героев произведения такими, какими их видит режиссер, и при этом никто не гарантирует, что эти образы совпадут с образами в нашей голове, а они у нас уже будут, если мы до просмотра фильма уже прочли книгу. Отсюда появляется разочарование - если образы совсем не совпадут. Вы, читая книгу, представляли героя одним, а режиссер предлагает вам совсем другого героя, такого, каким хочет видеть его он.

Второй момент: наша фантазия безгранична, а вот бюджет фильма - к сожалению, нет. Фантазируя о чем-то, мы не ограничены ни культурными, ни экономическими, никакими другими рамками, а вот режиссер, собираясь снять ту или иную сцену, этими рамками очень даже ограничен. Читая книгу, ты можешь представить себе такие спецэффекты, настолько погрузиться в историю, а затем смотришь фильм и у тебя мысль: "Да ну, я там представлял взрыв космического масштаба, а на экране показали всего лишь какой-то хлопок петарды". И снова разочарование. Фильм опять не совпал с твоими фантазиями. И, к сожалению, так происходит гораздо чаще, чем когда фильм не просто совпал, а даже превзошел твои фантазии. Вот тогда мы, вероятно, и говорим - экранизация удалась. Если у человека есть фантазия, то книга все равно будет лучше фильма, но все равно хотелось бы, чтобы кинопроизводители учли несколько советов:

1. Меньше "отсебятины" - если у вас есть четкое описание персонажа, ищите на роль и похожего актера. Не нужно нам из белой рыжеволосой Русалочки Андерсена делать чернокожую, черноволосую девушку, например. Если у автора описано здание в 5 этажей, не нужны от вас ни 3, ни 10 этажей;

2. За все нужно платить: если вы беретесь за экранизацию какого-либо яркого, насыщенного образами, огромным количеством мест действия и деталями произведения, не получится снять его хорошую экранизацию, потратив на это 3 доллара и делая это у себя в гараже.

А как вы считаете: согласны ли вы с вышесказанным? Есть ли у вас какие-либо правила чтения книг и просмотра фильмов? Делитесь своими примерами книг и кино, хорошими или плохими. Дальнейшее обсуждение в комментариях крайне приветствуется. И если вам понравилась статья, обязательно ставьте лайки и подписывайтесь на канал (будет еще много интересного). До новых Рассуждений!

Все примеры имеют статус "ЗАЧТЕНО" и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта - что можно улучшить.

Сочинение №1

(Автор сочинения – Гончарова Алина Николаевна)

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, какую книгу он считает величайшим достижением культуры. Так, с раннего возраста ребенок познает мир с помощью книг. Родители читают сказки, стихи, были, и нам кажется, что лучше этих произведений нет. Но это не так. Когда мы вырастаем, то по-другому смотрим на мир, понимаем, какие книги оказывают на нас наибольшее эмоциональное воздействие. Я только с четырнадцатилетнего возраста начала осознанно читать и анализировать книги. И если после прочтения произведения и смогла найти ответы на вопросы, то данную книгу я считаю великой.

После сражения Андрей переосмысливает жизнь. Герой винит себя в смерти жены, но решает не опускать руки и заботиться о своей семье . Андрей Болконский впадает в депрессию. И только юная девушка , Наташа Ростова, смогла вернуть его к жизни. Благодаря ей, он понимает, что такое настоящая любовь. Беззаботность, привлекательность девушки заставляют Андрея жить. Он хочет вместе с Наташей создать семью, воспитывать своего ребенка. Узнав об этом, отец героя отправляет его в армию . Правильно ли поступил Андрей, уехав в армию? Однозначного ответа никто дать не может. Ведь в то время нельзя было ослушаться отца и нужно было ехать. Но и молодую девушку опасно оставлять одну на долгое время, потому что вокруг много соблазнов. Когда Наташа изменила Андрею, он не смог ее сразу простить, хотя все равно любил. Смысл жизни героя заключался в служении Родине. Жаль, что герой не сразу понял, чего он хочет от жизни. Что не нужна ему слава, всеобщее признание, а верное служение Отечеству и тихая жизнь рядом с любимым человеком.

  1. Соответствие теме зачёт
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала. зачёт
  3. Композиция и логика рассуждения. незачёт
  4. Качество письменной речи. зачёт
  5. Грамотность. зачёт

ИТОГ: зачёт

Рекомендации

Сочинение №2

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

Сочинение №3

Автор сочинения – Каса Даниил Витальевич.

Как известно, книга является одним из важнейших видов досуга в истории человечества. Этот вид развлечения может послужить прекрасным источником для получения новой информации или же помочь погрузиться в таинственный мир, который авторы так искусно умеют представлять и описывать. Безусловно, существует множество различных книг: приключенческих, детективных, детских, отечественных, зарубежных – перечислять можно бесконечно. Однако я хотел бы обсудить с родителями такую книгу, которая связана с общественными проблемами.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Даниил, умница! Ваша работа хорошая, соответствует всем критериям итогового сочинения. Практически нет пунктуационных и орфографических ошибок, хорошие рассуждения и плавный ход мыслей.

Посоветую разве что поработать немного над стилем: не всегда чрезмерная эмоциональность идёт к месту, порой лучше опустить некоторые восклицательные предложения.

В целом же работа оставила хорошие впечатления. Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

Елена Юрьевна Сорокина

Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.

Но тут как раз началась по телевидению реклама новой экранизации знаменитого романа, созданной кинокомпанией ВВС, и Елена Юрьевна, наш учитель литературы, настоятельно порекомендовала её посмотреть, объясняя это тем, что экранизация позволит нам, по крайней мере, разобраться в сюжетных линиях и представить себе героев, а также костюмы, интерьеры, балы, военные сцены.

Мне и моим одноклассникам фильм очень понравился. Очень-очень. Мы следили за судьбами всех героев, за историей любви Наташи и Андрея, за историей Пьера. Мы сочувствовали им, переживали. Возмущались порочностью Элен. Восхищались милосердием и терпением княжны Марьи, её любовью и преданностью близким, радовались обретенной ей любви. Когда умер Андрей Болконский, все девчонки плакали, как признались наутро. Мы до последнего надеялись, что он выздоровеет. Я очень переживала за Пьера: он такой хороший, добрый, и ему так много пришлось пережить. Я радовалась, что в конце они с Наташей обрели любовь, счастье. Было интересно смотреть и батальные сцены, и балы.

И вот роман прочитан. Что сказать? Несомненно, это великая книга. Это целый мир, в котором есть крестьяне и дворяне, военные и штатские, министры и императоры, есть жизнь семьи и жизнь народа, война и мир, рождение и смерть, дружба, любовь, предательство – есть всё. Это целая вселенная. Потому что ещё есть размышления о личности и массах в истории, целая философия, представление о мире. Конечно, я понимаю, что открыла пока для себя только маленькую часть этой вселенной.

Читать оказалось очень интересно, хотя основные события по фильму были знакомы. Но сколько ещё там событий. Каким необыкновенным талантом надо обладать, чтобы так описать чувства, переживания героев, каждое движение души. Читаешь о духовных исканиях Пьера и Андрея, понимаешь их, хотя и не всегда, сочувствуешь и вместе с ними мучаешься, оттого что так непросто выбрать правильный путь.

Понимаешь внутренний мир княжны Марьи, причины её поступков, понимаешь, что дает ей силы терпеливо сносить придирки и строгие требования отца, жить так, как она живет. Как я переживала за нее, когда приехал свататься Анатоль. Марья вся трепещет, волнуется и не знает, как себя держать. Стыдится своих надежд на любовь и семейное счастье и все-таки надеется. А мне хотелось попасть туда и предупредить, что Анатоль – бесчувственный, холодный, ему нужны только её деньги. И как я радовалась, когда она открыла его сущность, и восхищалась, как достойно она себя вела, отказываясь от брака с ним. Как прекрасно показано, что она слабая, но сильная внутри. И вполне понятно ее стремление уехать, не быть под властью французов, её гордость - гордость русской дворянки. Я была просто счастлива, когда она обрела любовь и семейное счастье.

А Наташа Ростова! Читая роман, вместе с ней проживаешь целую жизнь. От первой детской влюбленности и поцелуев за кадками с цветами, через настоящую любовь, страдания, сомнения до обретения счастья, семьи, детей.

Можно рассказывать ещё о многих героях. Толстой каждого рисует так ярко, что представляешь его себе как живого. У него герои не делятся на плохих и хороших. И всё-таки читая, ясно понимаешь, кто для Толстого хороший человек, а кто нет. И вот что мне показалось важным. Все хорошие герои внутренне красивы, живут богатой духовной жизнью, ищут счастье, смысл жизни. Но смысл жизни для них не может ограничиться обретением богатства, выгодным браком или высокой должностью. Тогда как для нехороших этого вполне достаточно. Лучшие герои Толстого ищут для себя высокую цель. Это заставляет задуматься. Да и не только это. Роман неисчерпаем. Мне кажется, это одно из тех великих произведений, которые можно читать на протяжении всей жизни. И каждый раз будешь открывать для себя что-то новое.

На мой взгляд, у любой экранизации, по крайней мере, две роли. Во-первых, посмотреть хорошую экранизацию – значит получить удовольствие, интересные впечатления, эмоции, опыт. Даже если ты никогда потом не прочтешь книгу. Вторая роль – все то, что было в первой, плюс подтолкнуть зрителя взять книгу и превратиться в читателя. Эта роль мне кажется еще более важной.

Читайте также: