Презентация как писать сочинение по литературе

Обновлено: 05.07.2024

2 Критерии оценки формулировка темы; композиция; соразмерность частей сочинения; логика рассуждения; последовательность; доказательность; цитирование идея автора работы; стилевое единство; речевое оформление.

3 Этапы работы над сочинением 1) выбрать тему, определить понятия, входящие в название темы; определить предмет обсуждения; выбрать жанр работы; 2) определить идею будущего сочинения; 3) подобрать материал, соответствующий теме; 4) составить план; 5) написать черновой вариант сочинения; 6) отредактировать и переписать сочинение.

5 Виды тем проблемные, сопоставительные, обзорные, темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений), анализ эпизода, сочинение по цитате, смешанные, свободные.

6 1. Проблемные темы - те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин "проблема". "Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя "Мертвые души"; "Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова- Щедрина"; "Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?"

7 Если формулировка такой темы начинается со слова "проблема", то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем. Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

8 2. Сопоставительные темы - то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом "и". Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева "Отцы и дети". В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке. Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

9 3. Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы "Образ Петербурга в русской лирике серебряного века". "Изображение войны в книге Л.Толстого "Война и мир". "Темное царство" в драме А.Островского "Гроза". "Москва и москвичи в изображении М.Булгакова".

10 Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект "сверху", разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.

11 4.Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки "обращения" с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача - показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема

12 Мастерство Л.Толстого в изображении истории. Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в "Записках охотника". Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.

13 5. Сочинение по цитате здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, "спрятанный" в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа

14 6. Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не "привязанную" к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что промежуточную аттестацию вы будете сдавать не по философии и не по "житейскому опыту", а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.

15 Композиция сочинения Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение.

16 Вступление Чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.

22 Основная часть Главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.

23 Заключение Задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

25 Работа над черновиком. Переписывание сочинения. Писать хорошо – это вычёркивать плохо написанное. А.П. Чехов

26 Как работать над черновиком 1. свериться с планом: есть ли отклонения? Возможно, какие-то части работы прописаны недостаточно полно, что-то, возможно, надо исключить…, 2. убедиться, что идея проходит через всё сочинение, 3. проверить, правильно ли выделены абзацы, 4. постараться избежать общих фраз (Замените имена и названия. Получится? Следовательно, сочинение состоит из общих фраз), 5. сделать стилистическую и речевую правку, 6. сверить цитаты с текстом произведения, 7. проверить орфографию и пунктуацию.

27 Переписывание При переписывании сочинения надо помнить, что сначала указывается число, название работы. Затем без кавычек тема (исключение представляют цитаты). Эпиграф пишется в правом верхнем углу без кавычек, обязательно указывается без скобок фамилия автора, после неё точка не ставится. План в чистовой вариант переписывать не рекомендуется. Чистые строчки нигде не оставляются. Необходимо обращать внимание на ясность начертаний, правильность переносов. Чтобы меньше было исправлений, сначала надо прочитать предложение целиком, а потом его переписывать.

28 Десятое сентября. Сочинение. Любовь - одно из лучших и возвышенных чувств человека. Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена И.А.Бунин

Как написать сочинение, слайд 1

СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её. Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле. Слова должны быть употреблены в правильном значении. Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным.
Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным ПРАВИЛАМ:

Как написать сочинение, слайд 3

ЗАГОЛОВОК
Любое сочинение должно иметь название, которое отражает содержание всего сочинения в целом, но кратко.
Заголовок – окошко для взгляда вперёд. Посмотри и подумай: что тебя ждёт? Заголовок – это не просто слова: Эти слова – всему голова. (С.Бондаренко)
Нужно постараться подобрать к сочинению эпиграф.
ЭПИГРАФ- это высказывание (цитата) перед сочинением, намекающее на основное содержание.

Как написать сочинение, слайд 4

ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий. Подведи его к теме ПОСТЕПЕННО. Начать вступление можно по-разному:
С вопроса к читателю (А знаете ли вы…?) С определения (Дружба – это…) С обычного утверждения (Я хочу вам рассказать о…)

Как написать сочинение, слайд 5

Как написать сочинение, слайд 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.

Как написать сочинение, слайд 7

Как написать сочинение, слайд 8

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ОПИСАНИЯ
Представление предмета (человека, животного). Основные признаки . Твоя оценка, твоё отношение к предмету. Твоё заключение (вывод).

Как написать сочинение, слайд 9

Как написать сочинение, слайд 10

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ
Вступление. Тезис (то, о чём хочешь рассказать). Аргументы (доказательство тезиса): доводы, примеры, случаи, факты, цифры, мнения других людей, цитаты. Выводы.

Как написать сочинение, слайд 11

Как написать сочинение, слайд 12

СЮЖЕТ
ВСТУПЛЕНИЕ (место, время действия)
НАЧАЛО ДЕЙСТВИЯ (завязка)
КУЛЬМИНАЦИЯ (самый напряженный момент)
КОНЕЦ ДЕЙСТВИЯ (развязка)
это последовательность развития действия, ход событий

Как написать сочинение, слайд 13

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ПОВЕСТВОВАНИЯ
Вступление. Развитие действий – завязка (поступки героев и причины этих поступков). Кульминация (самый напряженный момент сюжета) действия. Заключение (развязка).

Как написать сочинение, слайд 14

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СОЧИНЕНИЕМ
Продумай название. Чтобы это сделать, нужно точно определить, о чём пойдёт речь в сочинении. Сформулируй, вырази основную мысль сочинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти? Определи жанр своего сочинения (это может быть сочинение – описание, повествование, рассуждение). Составь план (обрати внимание на соразмерность частей – вступление и заключение намного короче основной части).

Как написать сочинение, слайд 15

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК В СОЧИНЕНИИ
Не перегружай сочинение подробностями, без которых вполне можно обойтись. Переход от одной части сочинения к другой делай плавным. Следи за правильным употреблением слов. Не искажай написание слов, не заменяй их на те, которых нет в языке. Следи за своевременным и правильным употреблением местоимений, чтобы было понятно, о ком или о чём идёт речь. Не употребляй в одном предложении слово, которое уже входит в состав соседнего предложения. Учись заменять слова синонимами. Не повторяй одну и ту же мысль разными словами. Следи за тем, чтобы используемые слова и выражения не выходили за рамки литературного языка, не допускай неприличных и непристойных слов. Старайся не употреблять слов – паразитов. Следи за соблюдением плана сочинения (каждая часть с красной строки). Проверь грамотность: сверься с орфографическим словарём, расставь знаки препинания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме. Сочинение д.

Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме. Сочинение должно быть основано на знании текста. Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме. В сочинении необходимо показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая используется. Если приводится термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете. В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей, события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д. Требования к сочинению.

главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы.

главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая. Основная часть:

Заключение: задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений.

Заключение: задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в пер.

Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений Анализ эпизода - это анализ литературного произведения в миниатюре. Чтобы глубоко и полно раскрыть в сочинении многие темы, нужно уметь кратко или подробно анализировать некоторые эпизоды или сцены произведения.

1. Я выбрал эту тему, потому что _________________________ _________________.

1. Я выбрал эту тему, потому что _________________________ __________________________________________ 2. Чтобы раскрыть тему, я должен ответить на следующие вопросы: ___________________________________________________ _______________________________________________ 3. Для того чтобы ответить на эти вопросы, я должен: проанализировать следующую литературу (словари, научные исследования по данному произведению . ): _______________________________________________ получить информацию из других источников (телевидение, радио, кинофильмы, и т. д.): __________________________________________________________ __________________________________________________________ выбрать цитаты по теме сочинения. Схема работы над сочинением.

Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаему.

Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы). Все мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом. Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными. Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению. Требования к сочинению.

Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержани.

Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения. Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно! Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы. Требования к сочинению.

Виды тем: проблемные, сопоставительные, обзорные, темы, связанные с раскрыти.

Виды тем: проблемные, сопоставительные, обзорные, темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений), анализ эпизода, сочинение по цитате, смешанные, свободные.

Основные правила работы над сочинением. 5. Лучше прибегать к цитатам. Это не.

Основные правила работы над сочинением. 5. Лучше прибегать к цитатам. Это не только подчеркнёт вашу осведомлённость и готовность к работе, но и будет этично. 6. Нужно читать хорошие сочинения. Их образцы сейчас несложно найти в специальных пособиях, в Интернете. Прочитав не один образец, вы оцените особенности структуры сочинения, язык автора, стиль. Так или иначе, вам захочется копировать прочитанное, а это уже направит вас в нужное русло. 7. И последнее правило: не садитесь за чистый лист. Это значит, что в голове у вас уже должен быть некий образ будущего сочинения. Сложно сидеть за письменным столом и представлять, что и как я напишу.

8. Ну и, конечно, самое главное – слушайте учителя. От вас ведь не требуют св.

8. Ну и, конечно, самое главное – слушайте учителя. От вас ведь не требуют сверхзнаний и сверхумений, а значит, всё вам по силам. Научиться писать сочинения – большой труд, который непременно пригодится в будущем; красивая, грамотная речь и умение высказывать свою точку зрения являются значимыми приобретениями в современном мире. Основные правила работы над сочинением.

4. План моего сочинения: 1) Вступление (выпиши основную мысль вступления): __.

4. План моего сочинения: 1) Вступление (выпиши основную мысль вступления): ___________________________________________ 2) Основная часть. Мысль Эпизод Цитата 3) Заключение (выводы):__________________________________ Схема работы над сочинением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит презентацию для учащихся об особенностях написания итогового сочинения по литературе.

Методика написания выпускного сочинения по литературе

 Что такое сочинение на литературную тему? Это рассуждение, размышление ученика по поводу того, как изображен тот или иной литературный персонаж; почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характеризует; какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя; какие общественно значимые проблемы поднимает в своем произведении писатель и почему они не утратили актуальности в наши дни. Выпускник должен не пересказывать прочитанное, а рассуждать о нем. Сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определенного тезиса, четко сформулированного во вступлении

Что такое сочинение на литературную тему?

Это рассуждение, размышление ученика по поводу того,

  • как изображен тот или иной литературный персонаж;
  • почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характеризует;
  • какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
  • какие общественно значимые проблемы поднимает в своем произведении писатель и почему они не утратили актуальности в наши дни.

Выпускник должен не пересказывать прочитанное, а рассуждать о нем.

Сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определенного тезиса, четко сформулированного во вступлении

Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы? Дано – это тема сочинения. Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нем ученик, произведя понятийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе. Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении: анализ конкретных литературных фактов; цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения. Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения: итоговый вывод из написанного

Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы?

Дано – это тема сочинения.

Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нем ученик, произведя понятийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе.

Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:

  • анализ конкретных литературных фактов;
  • цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.

Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения: итоговый вывод из написанного

Написать сочинение – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с литературным произведением, а изложить их в строго определенном порядке.

Вступление – обозначается тезис, который необходимо будет доказывать во второй части.

Основная часть – приводится система доказательств. Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст.

Заключение – подведение итогов сказанному.

Сочинение имеет КОЛЬЦЕВУЮ композицию: вступление и заключение перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы.

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса Анализировать тему сочинения можно двумя способами Выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения (обычно их не более 1-3; раскрытию выделенных понятий и будет посвящено сочинение) Практический совет : ключевые слова, входящие в формулировку темы сочинения или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса

Анализировать тему сочинения можно двумя способами

  • Выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения (обычно их не более 1-3; раскрытию выделенных понятий и будет посвящено сочинение)

Практический совет : ключевые слова, входящие в формулировку темы сочинения или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса

2. Переформулировать тему сочинения в ряд вопросов и доказательно ответить на них в основной части сочинения.

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса

Разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в ее формулировке ключевых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая излагается во введении в виде тезиса – четко и ясно.

Записать тезис нужно в 2-3 предложениях. В формулировке главной мысли должно быть сказано:

Требования к написанию основной части

Основная часть сочинения представляет собой ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема.

Каждая новая мысль начинается с новой красной строки.

Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст.

В основной части сочинения следует избегать:

  • пересказа литературного произведения;
  • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Основная часть немыслима без цитат, но их не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными. Назначение цитаты – подтвердить сказанное вами, но не повторить его.

Заключение Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно. Помните о том, что афоризмы – это граненые алмазы мудрости . Делая итоговый вывод в своем сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному вами выводу более весомый характер

Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно.

Помните о том, что афоризмы – это граненые алмазы мудрости . Делая итоговый вывод в своем сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному вами выводу более весомый характер

Читайте также: